Легкие вопросы по химии. Викторина по химии "занимательная химия"

Химическая викторина с занимательными опытами

ГАОУ НПО ПУ-113 с.Малояз

преподаватель химии Хайретдинова Р.Н

Участники: I курс, 11 группа, по профессии мастер по ТО и ремонту МТП


Конкурс 1. Разминка

Команды за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на заданные вопросы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.


1. Самый легкий газ?

2. Процесс распада электролита на ионы

диссоциация

3. Вещества, ускоряющие скорость химической реакции?

4. Газ, образующийся во время грозы?

5. Валентность кислорода?

6. Металл, входящий состав гемоглобина?

7. Вещества, пропускающие электрический ток?

8. Формула озона?

9. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород?

катализаторы

электролиты

10. Сколько групп в периодической системе?


11. Жидкий металл.

12. Когда была открыта ПСХЭМ?

13. Кислота, содержащаяся в клетках крапивы?

14. Молоко, которое нельзя пить?

15. Формула угарного газа?

16. Водный раствор хлороводорода?

17. Жидкий неметалл?

18. Самое твердое вещество?

19. От какого дождя гибнут растения?

20. Очень быстрая химическая реакция?

21. Окисление металлов.

муравьиная

известковое

соляная кислота

кислотного

(коррозия


22. Газ, выделяемый растениями в процессе фотосинтеза?

23. Самый пластичный металл

24. Какой элемент назван в честь России?

25. Самый твердый металл?

26. Как называются элементы 1А группы?

27. Тугоплавкий металл

28. Формула воды

кислород

щелочные металлы

вольфрам

Менделеев


КОНКУРС 2

  • ХИМИЯ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Командам по очереди задаются вопросы, связанные с практическим использованием знаний по химии. За правильный ответ 5 баллов.


  • У вас поднялась температура и вы приняли таблетку аспирина. Дайте неформальный ответ как комментарий к факту.

ОТВЕТ :

Изменение температуры в сторону повышения свидетельствует о воспалительном процессе, т.е. биохимические процессы протекают интенсивно, что сопровождается выделением большого количества теплоты. Чтобы укротить эти экзотермические реакции, в организм, а далее в систему крови вводят жаропонижающие, противовоспалительные препараты, это может быть как аспирин,так и нурофен и другие средства.



Ответ: В последние годы стали использовать фармацевтические формы лекарств, удобные при употреблении и как бы защищающие

пищевые пути от повреждения. Для этого аспирин смешивают с пищевой содой и кислотой, чаще лимонной. Так делают и шипучку, используя глюкозу как подслащивающее средство. Происходят следующие процессы:

Кислота↔ катион водорода + кислотный остаток (анион)

H+ + Na+ + HCO3-→ Na+ + H2CO3 (H2O + CO2)

Образующуюся шипящую жидкость необходимо тут же выпить.


Вопросы из кухни :

  • 3. Почему картофель сварится быстрее, если бросить в кастрюлю кусочек жира?

  • Жир, благодаря нерастворимости в воде создает на поверхности пленку, которая служит своеобразной «крышкой».


  • для крахмала характерно синее окрашивание со слабым раствором йода; при действии на питьевую соду уксусной кислотой бурно выделяется углекислый газ; поваренная соль с нитратом серебра «ляпис» образует белый осадок.

Вопросы «Химия и синтетические моющие средства

  • 5. Вы пролили йод на салфетку. Попытались вывести пятно отбеливателями, оно не исчезло. Через несколько дней пятно пропало само. Объясните эти явление

Ответ: Йод – сильный окислитель, поэтому отбеливателями его не вывести. Пятно исчезло в результате физического процесса – сублимации йода.


Две хозяйки готовились к стирке. Первая подогрела воду до 60 градусов и замочила в ней белье. Вторая нагрела воду до кипения, прокипятила белье ив течении 5 минут, остудила воду до 60 градусов и после этого начала стирать. У кого лучше отстирается белье?

Ответ: При кипячении гидрокарбонаты кальция и магния выпадают в осадок, вода теряет жесткость и моющие средства действуют эффективнее, поэтому белье лучше отстирается а второй хозяйки.

Ca(HCO3)2 = CaCO3 + CO2 + H2O


Командам предлагается решить химические загадки.

За правильный ответ – 3 балла.

Время для подготовки 3 минуты.


  • Открыт он в виде массы,
  • Похожей так на воск.
  • И в темноте светился,
  • Как свет далеких звёзд.

  • Лучи преломляю, сверкаю, горю,
  • И твёрдые камни успешно сверлю.
  • Но стоит сильней мне в огне накалиться,
  • И в газ я бесцветный могу превратиться.

  • В “Одиссее” у Гомера есть история одна,
  • Интересна нам она:
  • “ Игры прошли успешно.
  • Героя Ахиллес наградил щедро.
  • Куски двух металлов вручил”
  • А ты узнал, какой металл
  • Дороже злата, серебра ценился в древние века?

  • 4. Надёжный щит я образую
  • Для мягких тел в морской воде,
  • В различных видах существую,
  • Состав же мой един везде.

Карбонат кальция


  • Была обменною монетой,
  • Причиной войн была не раз.
  • И всё же, несмотря на это,
  • Её не ценим мы сейчас.

Поваренная соль


В мире веществ хаоса нет.

Наука химия всё одолеет!

В каждой клеточке – элемент.

И это закон!” – сказал Менделеев

Спасибо за участие!

До новых встреч!








Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Викторина по химии

для учащихся 8 – 11 классов,

посвященная 175-летию

со дня рождения Д.И. Менделеева.

Разработала:

Соколовская Н. В.,

учитель биологии и химии высшей категории МОУ «СОШ №2»

Внеурочное мероприятие,

посвященное 175 – летию со дня рождения Д.И. Менделеева

игра «Слабое звено»

для учащихся 8 классов.

Цель мероприятия:

1. Расширить представления учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева, в игровой форме повторить и применить свои знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Развитие беглости воспроизведения полученных знаний, развитие у учащихся умения переносить имеющиеся знания в нетрадиционную форму воспроизведения и творческих способностей учащихся.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к России, способность осознавать значимость научных открытий для мировой научной общественности, воспитание интереса к исследовательскому труду, развитие интереса к науке – химии.

Ход мероприятия:

Игра проводиться в три раунда:

I раунд игры посвящен жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Ведущий задает вопросы по биографии ученого.

По результатам жюри оставляет игроков для II раунда (выбывают из игры те, кто не дал ни одного ответа или неправильно ответил на вопросы).

II раунд игры построен на знаниях периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Ребятам предлагаются предложения, которые необходимо закончить соответствующим термином. По результатам жюри оставляет игроков для III раунда (в третий раунд остаются только три игрока, набравшие большее количество баллов)

III раунд . Заданиями этого раунда являются загадки о химических элементах. Участник, разгадавший все загадки становиться победителем.

Оборудование:

Текст загадок для III раунда, секундомер (), почетные грамоты и подарки.

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М., «АСТ-ПРЕСС»,2002

2. Петров М.М., Михилев Л.А., Кукушкин Ю.Н. Неорганическая химия. – Ленинград, «ХИМИЯ», 1989.

3. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. т. 2, - М., «Мир», 1985.

4. Энциклопедический словарь юного химика /Под ред. Прокофьева М.А., - М.,«Педагогика», 1990.

5. Сергеева М.П. «К 120-летию открытия периодического закона», «Химия в школе». №1, 1989

I раунд

В мире веществ хаоса нет.

Наука химия все одолеет!

«В каждой клеточке – элемент.

И это закон!» - сказал Менделеев.

Л.Ю. Аликберова

Ведущий:

Слабый свет проникал сквозь задернутые занавесками окна. В комнате было мрачно и тихо. Марья Дмитриевна лежала неподвижно и тяжело дышала. Стоя на коленях у кровати, Дмитрий с болью смотрел на дорогое, так сильно изменившееся лицо матери. Ему казалось, что прошли часы с тех пор, как Лиза ушла за врачом.

- Митя, - прошептала Марья Дмитриевна, - дай я тебя поцелую в последний раз.

Он наклонился, и уже холодеющие губы коснулись его лба.

- Прощай, мой мальчик. Умираю спокойной за твое будущее. Верю, что ты будешь великим.

Мать Дмитрия оказалась права, ее сын стал великим ученым-энциклопедистом в области химии, физики, технологии, геологии и даже метеорологии. Он прославил не только свое имя как ученого, но и увеличил научную значимость России в мировой научной общественности.

В I раунде Вам будут предложены вопросы, касающиеся жизни и деятельности великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, постарайтесь отвечать быстро и правильно.

Вопросы для I раунда:

  1. Дата рождения Д.И. Менделеева? (27 января (8 февраля) 1834год)
  2. Город, в котором родился Д.И. Менделеев? (Тобольск)
  3. Сколько детей было в семье Менделеевых? (17 человек)
  4. На каком факультете педагогического института обучался студент Дмитрий Менделеев? (физико-математический факультет)
  5. Как звали отца Д.И. Менделеева? (Иван Павлович)
  6. В каком году Дмитрий пошел учиться в гимназию? (1841 год).
  7. Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев? (23 года)
  8. Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев? (последним)
  9. Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп? (директором Тобольской гимназии).
  10. Какзвали мать ученого? (Марья Дмитриевна).
  11. В каком году Менделееву Ученый совет присудил Менделееву титул «Старший учитель»? (май, 1855 года).
  12. В каком году умер отец Д.И. Менделеева? (1841 год).
  13. В каком году семья Менделеевых переехала из Тобольска в аремзянку? (1834 году)
  14. Какова причина обучения в течении двух лет на первом курсе ВУЗа? (болезнь)
  15. Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке? (наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева).
  16. Что служило доходом для жизни студента III курса Д.И. Менделеева? (гонорары за краткие образы науки).
  17. Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию? (6 лет)
  18. Чему была посвящена первая научная работа «Химический анализ ортита из Финляндии»? (методу анализа минералов).
  19. Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)
  20. Сколько лет он обучался в первом классе? (2 года)
  21. В каком году была опубликована первая научная работа Д. И. Менделеева? (1854 год)
  22. В каком году скончалась мать Дмитрия Ивановича Менделеева? (20 сентября 1850 года).
  23. В каком году скончался Иван Павлович Менделеев? (1847).
  24. В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).
  25. В каком году Дмитрий Менделеев окончил гимназию? (1849 год).
  26. Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года? (до исполнения 8 лет).
  27. В каком году ослеп Иван Павлович Менделеев – отец ученого? (1834 год).
  28. В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).
  29. В каком году семья Менделеевых переехала из Аремзянки в Тобольск? (1848 год).
  30. В каком году сгорел стекольный завод, которым управляла Марья Дмитриевна Менделеева? (1848 году).
  31. В каком году Д.И. Менделеев защитил свою первую диссертацию «Строение силикатных соединений»? (осень, 1857 год)
  32. В каком году Марья Дмитриевна с сыном переехала в Москву? (1849 год).
  33. Кто кроме матери и самого Дмитрия переехал в Москву? (сестра Елизавета).
  34. В качестве кого Д. И. Менделеев начал работать в Петербургском университете? (приват-доцент).
  35. Когда скончался Д.И. Менделеев? (20 января 1907 года)
  36. Как звали вторую жену Менделеева? (Анна Ивановна Попова)
  37. Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).
  38. Когда была опубликована статья по классификации химических элементов? (1 марта 1871 года).
  39. Смог ли поступить учиться в московский университет Дмитрий Менделеев в 1849 году? (нет)
  40. Сколько важных трудов в своей научной деятельности выделял сам ученый? (4: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций, «Основы химии»)
  41. К какому учебному округу относились закончившие Тобольскую гимназию? (Казанский учебный округ).
  42. В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию? (Бонн).
  43. В какое высшее учебное заведение приняли Дмитрия Менделеева? (Петербургский педагогический институт).
  44. Что послужило причиной ухода ученого из Петербургского университета с в 1890 году? (студенческие волнения и его сочувствие студентам).
  45. В каком году вернулся Менделеев из заграничной командировки в Петербург? (февраль, 1861 год)
  46. Какой институт был первым в который приняли Менделеева, но в котором он не смог учиться? (Петербургская Медико-хирургическая академия)
  47. За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)
  48. Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).
  49. В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)
  50. В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)
  51. Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)
  52. Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)
  53. В каком году Д. И. Менделеев начал работу над периодической системой химических элементов? (1869)
  54. Открытие, каких химических элементов экспериментально подтвердило периодический закон и периодическую систему химический элементов Д.И. Менделеева? (галлий, скандий, германий)
  55. В скольких академиях и различных химических обществах Д.И. Менделеев был избран их членом? (70 академий и химических обществах)
  56. В каком году женился Д.И. Менделеев на Феозве Никитичне Лещевой? (весна 1863).
  57. Что послужило толчком для создания периодической системы? (написание учебника по неорганической химии).
  58. Как назывался первый доклад на заседании Русского химического общества по классификации химических элементов? (Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве)
  59. В каком году был открыт «менделевий»? (1955 год, американскими физиками).
  60. Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

Жюри, которое состоит из учителей или учащихся старших классов подводит итоги и объявляет фамилии прошедших во II раунд.

II раунд.

Ведущий:

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

и тайн бесконечных и смелых догадок.

Как чудо Природы

является гений

и в хаосе этом

находит порядок!

М.П. Сергеева

Во II раунде вам будут предложены предложения, которые необходимо вам будет закончить. Тематика данных выражений посвящена периодическому закону и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Постарайтесь отвечать так же быстро.

Вопросы для II раунда:

1. Вертикальный столбец периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева это …(группа)

2. Подгруппы, содержащие химические элементы только больших периодов названы …(побочными)

3. Что происходит с металлическими свойствами в периоде с возрастанием атомных масс (ослабление)

4. 1, 2, 3-й период, содержащие не более 8 химических элементов названы … (малыми)

5. Горизонтальный ряд химических элементов таблице Д.И. Менделеева, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом называется …(период)

6. Подгруппы, содержащие химические элементы малых и больших периодов названы … (главными)

7. Естественное семейство химических элементов, расположенное в I группе, главной подгруппе это …(щелочные металлы)

8. 4, 5, 6, 7-ой периоды, содержащие 18 и более химических элементов названы … (большими)

9. Высшая валентность элементов в соединениях с кислородом (за некоторыми исключениями) соответствует … (номеру группы)

10. Заряд ядра атома (порядковый номер элемента) определяет …. (химические свойства элемента)

11. Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от …(атомных весов элементов)

12. Неметаллические свойства в периоде с увеличением атомных масс …(усиливаются)

13. Естественное семейство химических элементов, расположенное в II группе главной подгруппе это…(щелочно-земельные металлы)

14. Элементы, у которых происходит заполнение f – орбитали относят к … (f – элементы)

15. Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины ….(заряда ядра атомов этих элементов)

16. Химический элемент, названный в честь России …(рутений)

17. Число энергетических уровней в атоме элемента соответствует … (номеру периода)

18. Металлические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома …(усиливаются)

19. Элементарные частицы, вращающиеся по своим орбитам вокруг ядра … (электроны)

20. Элементы, у которых происходит заполнение d – орбитали относятся к … (d - элементам)

21. Порядковый номер химического элемента названного в честь Д.И. Менделеева … (101)

22. Естественное семейство химических элементов, расположенное в VII группе главной подгруппе это… (галогены)

23. Порядковый номер химического элемента совпадает с … (с зарядом ядра его атома)

24. Неметаллические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома … (ослабляются)

25. Естественное семейство химических элементов, расположенное в VI группе, главной подгруппе это… (халькогены)

26. Процессы превращения атомов одних элементов в другие относятся к … (ядерным реакциям)

27. Элементы, у которых происходит заполнение p - орбитали относятся к … (p - элементам)

28. Элемент, занимающий одновременно две клетки периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева … (водород)

29. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу, называются … (изотопами)

30. Семейство химических элементов, занимающее одну клеточку лантана в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева …(лантаноиды)

31. Элементарные частицы, входящие в состав ядра атома и определяющие его заряд …(протоны)

32. Семейство химических элементов, занимающее одну клетку актиноида в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева … (актиноиды)

33. Нейтральные элементарные частицы, входящие в состав ядра атома … (нейтроны)

34. Основная характеристика химического элемента это … (заряд ядра атома)

35. Семейство химических элементов, расположенное в VIII группе главной подгруппе это … (инертные газы)

36. Элементы, у которых происходит заполнение s – орбитали называются … (s - элементы)

37. Химических элементов в 1869 году было известно … (63)

38. На основании периодического закона удалось предсказать и открыть группу …. (трансурановых элементов)

39. Физический смысл порядкового номера заключается в совпадении его с … (зарядом ядра)

40. Форма s – орбитали … (сферическая)

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии прошедших в III раунд.

III раунд:

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое прибывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, бериллий, Водород…

М.П. Сергеева

Ведущий:

В этом раунде вам предстоит отгадать несколько загадок. На время решения загадки вам отводится время – 1 минута.

  1. Три буквы плода треугольного,

две буквы от стола, от школьного,

«П» между этими фрагментами…

все вместе – столбик с элементами!

(группа)

  1. Птичий мех, но не пух,

и без букв последних двух,

плюс раствор для смазки ссадин,

что сажают дети за день;

вместе – ряд горизонтальный

получаем моментально.

(период)

  1. Я не горюю, а горю,

и воду вам я подарю,

пусть будет дождь, и снег, и град –

я напоить природу рад.

(водород)

  1. Я коварный поджигатель

все огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

(если только дров дадите).

(кислород)

  1. Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой.

(фосфор)

  1. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

(азот)

  1. У меня дурная слава:

я – известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит.

(мышьяк)

  1. Я самый твердый по шкале,

тверже не бывает,

и твердость всех других веществ

по той шкале сверяют.

(углерод в аллотропной модификации алмаза)

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии победителей игры. Вручаются грамоты и подарки.

СКАЧАТЬ ДОКЛАД

Предлагаем вам ответить на вопросы викторины «Химические элементы и география». Эта викторина по химии не настолько сложна как кажется на первый взгляд и её вопросы можно использовать не только в школе, но и для прививания интереса ребёнка к химии. Если вы читали нашу статью про географические названия химических элементов , то возможно какие-то вопросы покажутся совсем лёгкими, но некоторые из них всё же могут поставить в тупик даже искушенного химика. В этом случае вы всегда сможете посмотреть правильные ответы на викторину по химии, который всегда дается после вопроса, которые так или иначе относятся к обеим наукам: химии и географии. Итак, приступим, викторина по химии «Химические элементы и география».

  1. В честь какого химического элемента названа Аргентина?

    (Серебро . От латинского наименования элемента Argentum.)

  2. С названием какого химического элемента созвучно название земной коры?

    (Литий – литосфера, от греч. lithos – камень)

  3. Часть названия какого химического элемента шестого периода периодической системы Д.И.Менделеева является названием единицы давления?

    (Барий – бар)

  4. Какой химический элемент объединяет Норвегию, Швецию и Финляндию?

    (Скандий – Скандинавский полуостров, на котором находятся эти страны.)

  5. Название какого химического элемента из группы актиноидов происходит от названия части света?

    (Америций – Америка)

  6. Как называется химический элемент, одноименный с городом Мурманской области?

    (Никель)

  7. Какой химический элемент шестой группы периодической системы «гостит» в городе Западного Казахстана?

    (Хром – г.Хромтау)

  8. В названии столицы Эстонии измените две последние буквы на одну, и вы получите название химического элемента девятого ряда периодической системы Д.И.Менделеева.

    (г.Таллинн – таллий)

  9. Назовите название городка в Швеции в честь которого были названы аж 4 химических элемента.

    (Иттербю)

  10. Отгадайте химический элемент из группы актиноидов, название которого совпадает с названием планеты.

    (Уран.)

  11. Невнимательный химик хотел написать название химического элемента пятой группы, а получилось название портового города Ростовской области.

    (Азот – г.Азов)

  12. Но невнимательный химик на этом не остановился и хотел написать название пролива между Черным и Мраморным морями, а получилось название химического элемента третьего периода.

    (Босфор — Фосфор)

  13. Шутливый вопрос. Каким химическим элементом можно чистить обувь?

    (Кремний – крем)

  14. Какой химический элемент находится в градуснике?

    (Ртуть)

  15. Из какого «химического элемента» можно сшить сапоги?

    (Из хрома)

Надеемся, что вам понравилась наша сегодняшняя викторина по химии. В таком случае, не стесняйтесь, расскажите о ней своим друзьям в социальных сетях с помощью кнопок, которые находятся чуть ниже.

Участники викторины: двое ведущих, жюри в составе трех человек и две команды по пятнадцать человек от восьмых или девятых классов.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической викторине. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

Участники игры занимают свои места.

Представление жюри и команд.

Конкурс-разминка «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»

  1. Газообразная природная смесь (воздух)
  2. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
  3. Газ, образующийся во время грозы (озон)
  4. То, из чего состоит тело (вещество)
  5. Положительная частица ядра (протон)
  6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
  7. Газ, выделяемый растениями на свету (кислород)
  8. Химическое явление (по-другому) (реакция)
  9. Какую водку не станет пить пьяница (царскую)
  10. Водный раствор хлороводорода (соляная кислота)
  11. Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
  12. Реакция, сопровождаемая светом и теплом (горение)
  13. Родина фарфора (Китай)
  14. Жидкий металл (ртуть)
  15. Жидкий неметалл (бром)
  16. От какого дождя гибнут растения (кислотного)
  17. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
  18. Окисление железа (по-другому) (ржавление)
  19. Химический нагревательный прибор (спиртовка)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

1-й ведущий: сейчас мы покажем вам рождение новой звезды в лаборатории!

Химический опыт №1 «РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ»

Задание: написать уравнение данной реакции и назвать отличительную особенность реакций горения (выделение тепла и света; экзотермические реакции) (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: магниевая лента, спички, спиртовка, щипцы на длинной ручке.

Уравнение и условия проведения реакции: 2Mg + O 2 = 2MgO (сгорание на воздухе).

Проведение опыта: зажечь спиртовку от зажжённой спички. Взять в щипцы ленту магния и внести её в пламя спиртовки. После того, как магний загорится, вынести его из пламени – процесс горения будет продолжаться (так как реакция является экзотермической).

2-й ведущий: продолжаем нашу викторину!

1-й ведущий: объявляется конкурс «Угадай-ка»

Конкурс «УГАДАЙ-КА»

Какой(-ие) элемент(-ы)...:

  1. …всегда радуются? (радий, радон)
  2. …утверждает, что он – это не он? (неон)
  3. …назван в честь Франции? (франций)
  4. …назван в честь Польши? (полоний)
  5. …назван в честь России? (рутений)
  6. …открыт впервые на Солнце? (гелий)
  7. …названы в честь учёных? (кюрий, менделевий, нобелий, резерфордий и т. д.)
  8. …названы в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
  9. …открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (дубний)

В названии какого элемента заключено название…:

  1. …двух животных? (мышьяк)
  2. …волшебника? (магний)
  3. …увеселительного заведения? (цирконий)
  4. …настольной игры? (золото)
  5. …напитка пиратов? (хром, бром)
  6. …американского штата? (калифорний)
  7. …человеческой кости? (серебро)
  8. …цифры 3? (натрий, иттрий)
  9. …хвойного дерева? (никель)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

2-й ведущий: что-то мне пить хочется. У тебя сока какого-нибудь не найдётся?

1-й ведущий: сейчас сделаем…

Химический опыт №2 «РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: 10%-ные водные растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, фенолфталеин, пробирки.

Уравнение и условия проведения реакции: NaOH + фенолфталеин → появление малинового окрашивания; NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (исчезновение малинового окрашивания).

Проведение опыта: в пробирку налить 10%-ный водный раствор гидроксида натрия, добавить фенолфталеин до появления яркой малиновой окраски раствора.

2-й ведущий: что-то мне уже не хочется сока. Минеральной воды у тебя не найдется?

1-й ведущий: сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь.

Добавить раствор соляной кислоты до полного исчезновения окраски.

Конкурс «САМЫЕ-САМЫЕ»

Назовите элемент…:

  1. …самый распространённый на Земле (кислород)
  2. …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
  3. …самый распространённый в космосе (водород)
  4. …самый редкий из содержащихся в земной коре (астат)
  5. …имеющий наибольшее количество аллотропных модификаций (плутоний)
  6. …входящий в наибольшее число разнообразных соединений (углерод)

Назовите:

  1. самый лёгкий газ (водород)
  2. самый тяжёлый газ (радон)
  3. самый лёгкий металл (литий)
  4. самый тяжёлый металл (иридий, осмий)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты третьего конкурса.

2-й ведущий: ну что ж, перейдём к следующему опыту.

1-й ведущий: да, тем более, что он очень интересен и носит интригующее название… Какое? Сами поймёте в ходе опыта!

Химический опыт №3 «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос ).

Оборудование и реактивы: водные растворы хлорида железа(III) и роданида калия (или аммония), вата, тупой нож.

Уравнение и условия проведения реакции: FeCl 3 + 3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего – появится так называемая «искусственная кровь»

2-й ведущий: как вы уже, наверное, догадались, имя этому опыту – «искусственная кровь»!

1-й ведущий: а теперь самое время немного пораскинуть мозгами и перейти к не менее интересному, но гораздо более сложному конкурсу «Химические размышлизмы»!

Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛИЗМЫ»

  1. Известно, что Д.И. Менделеев очень любил своих детей. А сколько их было? (шесть)
  2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
  3. Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
  4. Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)

1-й ведущий:

У Куртуа был любимый кот,
Он помог ему открыть йод.
Когда хозяин питался,
Кот на плече располагался.

Однажды обед
В лаборатории происходил,
Кот с плеча спрыгнул,
Две бутылки сбил.

В одной зола водорослей
В спирте была,
В другой – концентрированная
Серная кислота.

Бутылки, естественно, разбились,
Жидкости, конечно, соединились,
С пола сине-фиолетовый дым поднимался,
В виде чёрно-фиолетовых кристаллов осаждался.

Так новое вещество Куртуа узнал,
Позже Гей-Люссак его йодом назвал.

  1. Какое отношение имеет русский поэт А.А. Блок к Д.И. Менделееву? (зять)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты пятого конкурса.

2-й ведущий: а сейчас – один из красивейших химических опытов – «Вулкан»!

Химический опыт №4 «ВУЛКАН»

Задание: перечислить признаки данной химической реакции (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты), написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: дихромат (бихромат) аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 (кристаллы оранжевого цвета), лучинки, спички, фильтровальная бумага (большой лист), асбест или стеклоткань.

Уравнение и условия проведения реакции: (NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O (t ~ 168°C – 185°C).

Подготовка опыта: для проведения опыта следует приготовить фарфоровую или кварцевую чашку, в которой будет происходить разложение дихромата аммония. Так как фарфоровая чашка будет сильно разогреваться, необходимо поставить её на кусочек асбеста или стеклоткани. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность стола листом фильтровальной бумаги.

Проведение опыта: насыпать в чашку на 2/3 её объема кристаллический дихромат аммония, поджечь спичкой лучинку и внести её в массу кристаллов. Начинается реакция разложения; сначала она идёт медленно, затем всё быстрее и быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскалённых докрасна твёрдых частиц оксида хрома(III) (после остывания они имеют зелёный цвет), выделением газообразного азота и паров воды. Процесс идет самопроизвольно, пока не будет израсходован весь исходный реагент – дихромат аммония.

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, наша викторина подошла к концу.

2-й ведущий: Просим жюри объявить итоги викторины и команду-победителя.

Жюри оглашает итоги, называет победителя викторины.

Обеим командам вручаются призы.

Викторина «Химия и …»

Цель : заинтересовать обучающихся предметом, научить быстро «переключаться» с одного предмета на другой, формировать целостную картину восприятия окружающегося мира.

Оформление : газеты, выпушенные группами, плакаты с высказываниями: «Медик без довольного познания химии, совершенен быть не может» (М. В. Ломоносов), «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области» (А. Е. Арбузов), «Объяснить значение слов, и вы избавите мир от половины его заблуждений» (А. С. Пушкин), «Какой только области механических искусств не нужны знание химии» (Д.Дидро).

Ход викторины

Учитель: Сегодня мы собирались для того, что бы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и, в конце концов, просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым остроумным.

А посвящено оно различным наукам, в частности химии. Вы увидите, что знание химии, биологии, географии и т.д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что «не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (Дистервег).

(Учитель представляет жюри, «хранителя времени»).

Предлагает всем отправиться в долгое путешествие по стране, которую называют химией. Химия – одна из самых важных наук. Без ее помощи не могут обойтись ни физики, ни биологи, ни строители, ни создатели новых машин. В добрый путь, дорогие друзья!

Конкурс капитанов

Открытие периодического закона положило начало развитию многочисленных наук, смежных с химией. Назовите эти науки. Можно пофантазировать – вряд ли ошибетесь.

Капитан, который последним закончит игру, выигрывает и получает 3 балла, остальные – по одному баллу. (ответы: агрохимия, геохимия, коллоидная химия, космохимия, кристаллохимия, лесохимия, механохимия, нефтехимия, термохимия, фармацевтическая химия, физическая химия, фотохимия, химическая кинетика, химическая технология, химия полимеров, химия природных соединений, электрохимия).

Следующие конкурсы проходят одинаково. Представители команд берут конверты с вопросами, садятся за стол. По звонку «хранителя времени» команды открывают конверты. Время на подготовку ответа – 3 минуты. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе.

«Химия и география»

  1. Перечислите элементы, названные в честь страны. (Германий, франций, полоний, рутений, галлий).
  2. В названиях, каких элементов можно прочитать название рек? (Радион, нильсборий, индий, полоний).
  3. Название, какого элемента имеет происхождение, совпадающее с происхождением названия земной коры? (Земная кора – литосфера, от греч. Lithos – камень, название лития происходит от того же слова).
  4. Заменив одну букву в названии элемента, получите: а) название пролива между Европой и Азией (фосфор – Босфор);

б) название горной системы, расположенной на границе между Европой и Азией (уран- Урал).

Пока команды готовятся, проводится викторина для болельщиков. За каждый правильный ответ команда получает 0,5 балла.

Вопросы болельщикам:

1.Названия каких элементов произошли от названий столиц европейских государств? (Гольмий – от лат. названия Стокгольма, лютеций и германий – от древних названий Парижа и Копенгагена)

2. Название какого полуострова звучит в названии элемента?

(Скандий – Скандинавский полуостров)

3. Имя какой шведской деревушки дало название четырем химическим элементам? (От названия местечка Иттербю (Швеция) произошли название иттрия, тербия, эрбия, иттербия)

4. Перечислите названия химических элементов, одинаковые с названием городов бывшего СССР (Никель, Марганец, Бор)

«Химия и русский язык»

Вопросы командам :

1.Придумайте не менее трех синонимов название «поваренная соль» (хлорид натрия, каменная соль, пищевая соль)

2.Приведите примеры не менее трех омонимов среди химических терминов (моль, цилиндр, пестик, неон, радикал, флюс, чернь, бор)

3.В названия каких элементов входят:

а) местоимение (неон, криптон, мышьяк);

б) частица (неон); в) глагол (бериллий, селен)

Ответы команд сопровождаются дополнительными интересной информацией. Например, после перечисления синонимов можно сообщить обучающимся, что поваренную соль некогда считали главной солью Земли, поскольку без неё портятся продукты. Согласно Евангелию, Иисус Христос называл соль земли своих учеников – проповедников. С тех пор там именуют самых деятельных членов общества.

Игра со зрителями. 1. Добавьте буквы в начале или в конце лова так, чтобы получилось название химического элемента

Бар – барий тина – платина лото – золото

Ром – бром, хром маг – магний род – водород, кислород,

Желе – железо полон – полоний углерод.

Ель – никель ребро – серебро

Крем – кремний три – иттрий, натрий

«Химия и литература»

Учитель: В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют лексическое достояние языка. Русский филолог Я. К. Грот писал: «Язык, которых сверх своего наличного словарного запаса не имел бы прибережённой денежки и кое – каких редких моментов, был бы бедный язык».

Вопросы командам: 1. Как следует понимать выражение: «золотая молодежь», «золотая середина» (прожигающая жизнь, оптимальное решение, лишенное риска)

2. В произведениях какого писателя – фантаста содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения? (Ж. Верн)

3. Какие поговорки и пословицы включают название химических элементов, веществ? На одном примере поясните, почему используется именно это название. («Слово – серебро, молчание – золото», «В народе без железа, что при обеде без соли»)

4. Вспомните как можно больше строк из стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова со словом «золото»

Игра со зрителями . Назовите авторов строк:

«Я помню время золотое…» (Ф.И.Тютчев)

«Я не знаю, что будет со мною…

Может в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь» (С.Есенин)

«Поэзия – та же добыча радия,

В грамм добыча, в год труды» (В. Маяковский)

«Трава молодая – степной малахит…» (М. Светлов)

«А за окошком в первом инее

Лежат поля из алюминия…» (А. Вознесенский)

«Химия и биология»

1. Какое вещество и почему Леонардо да Винчи назвал «соком жизни»? (Воду. В водной среде проходят все химические реакции в организме, вода составляет основу крови, которая снабжает организм всем необходимым и очищает его от шлаков, испарение воды регулирует температуру тела).

2. Назовите не менее семи элементов, которые называют «элементами жизни». Почему их так называют? (углерод, кислород, водород, азот, фосфор, кальций, железо и др. входят в состав жизненных необходимых веществ).

3. Какие вещества и как используют в медицине? (Перманганат калия (марганцовка) используют для дезинфекции, пероксид водорода – как кровеостанавливающее средство, нитрат серебра – ляпис противомикробное и приживающее средство, раствор хлорида натрия – физиологический раствор вводят в организм человека при большой потере крови, гидрокарбонат натрия (питьевая сода) используют при повышенной кислотности желудочного сока),

4. Иногда говорят, что человеку, страдающему расстройством нервной системы, врачи рекомендовали «пить бром». Можно ли пить бром? Почему? Какие вещества на самом деле дают пить больному? (Пить бром нельзя, он чрезвычайно ядовит. В состав успокаивающих веществ входят небольшие дозы солей – бромидов натрия, калия).

Вопросы болельщикам:

1.Недостаток какого элементы в организме приводит к кариесу зубок? (Фтора)

2. В какой капусте содержится много йода? (В морской водоросли ламинарии около 3% йода).

3. Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению? (Соляная кислота)

4. Название какого элемента не соответствует его роли в живой природе? (Азот)

5. Сколько химических реакций может происходить одновременно в одной клетке человеческого организма? (Около 2,000 реакций)

6. В названиях каких элементов звучат названия животных? (Мышьяк, менделевий, цирконий, вольфрам).

«Химия и история»

Вопросы командам:

  1. Если верить древнему историку, во время похода А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно – кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами).
  2. Назовите вещества, с которыми связаны какие – либо исторические события на Руси. (Соляной и медный бунты, 17В).
  3. Известно, что ввод в действии римского водопровода послужил причинной распространения отравлений. Из чего были сделаны трубы? Что явилось причиной болезни? (Из свинца, причина – отравление ионами свинца).
  4. Какие элементы названы в честь героев древней мифологии? (Титан, прометий, тантал, названы по именам героев греческой мифологии, ниобий – по имени Ниобеи – дочери Тантала, торий – по имени божества скандинавской мифологии Тора).

«Зашифрованное письмо»

В последнем участвуют команды в полном составе. За 2 минуты они должны отыскать в тексте письма названия химических элементов. Команды записывают их на бумаге и передают жюри.

Текст письма: «Здравствуй, дорогая подружка. Это открытка будет отправлена уже из Европы. Современная техника – просто чудо: утром – лето на Кипре, днем – осень в Париже. Здесь чудная золотая осень. Солнечные лучи еще греют землю. Очень красиво, но все равно я испытываю поистине танталовы муки – так скучаю по России. Жду не дождусь встречи с тобой. До свидания.

P.S Купила себе новый костюм цвета индиго, очень красивый отливает серебром».

(Европий, технеций, медь (от латинского названия острова Кипра), лютеций золото, гелий (от греческого – солнечный), радий (от латинского – луч), тантал, рутений, неон (от греческого – новый), индий, серебро)

Во время подготовки команд жюри подводит итоги. Затем называет команду, одержавшую победу в викторине. По результатам игры жюри выбирает и награждает победителей в номинациях: «Лучший поэт», «Знаток биологии (литературы и т.д.), «Самый активный болельщик».