Как проявляется кризис 7 лет. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие

Кризис семи лет

Л. С. Выготский указывает, что внешним отличительным признаком поведения ребенка семи лет является утрата детской непосредственности и наивности ; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, каким был до этого, появляется «несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение» [Выготский, 2003, с. 180]. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше; в поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л. С. Выготский называет начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Между желанием и непосредственным поступком вклинивается интеллектуальный момент – внутренние смысловые переживания . Ребенок меняется: во-первых, переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит; а огорченный – что он огорчен), благодаря этому у ребенка возникает новое отношение к себе; во-вторых, возникает обобщение переживаний , или аффективное обобщение, логика чувств. Например, если ребенок много раз переживал какую-то ситуацию, у него возникает аффективное образование (появляется самооценка, самолюбие); возникает острая борьба переживаний (конфликты переживаний, противоречивые переживания). У семилетнего ребенка появляется осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Согласно Л. С. Выготскому, лишь там, где ребенок впервые понимает свои переживания, где возможно внутреннее раздвоение переживаний, где складывается внутреннее отношение , там изменяется и отношение ребенка к среде, а следовательно, изменяется ход развития ребенка, наступает новая эпоха в развитии.

Л. Ф. Обухова определяет новообразование кризиса семи лет как вклинивающийся между желанием что-то сделать и самой деятельностью ребенка момент ориентировки. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь для ребенка осуществление деятельности: удовлетворение или неудовлетворение от того места, которое ребенок займет в отношениях со взрослыми или другими людьми. Здесь впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.

К. Н. Поливанова описывает основные поведенческие характеристики ребенка, которые выступают как признаки наступления кризиса дошкольного детства:

пауза – промежуток времени между обращением взрослого к ребенку (указанием, требованием, приказом) и реакцией ребенка (ребенок «как будто не слышит»). Обычно это касается самых привычных действий, режимных моментов (мыть руки перед едой, чистить зубы перед сном и т. п.);

спор – реакция, при которой ребенок в ответ на просьбу (требование, приказ) начинает оспаривать необходимость выполнения данного действия или времени его выполнения, нередко ссылаясь на поведение других членов семьи («почему сестре можно, а мне нет»);

непослушание – невыполнение привычных требований или установлений, которое может возникать без оспаривания требования, без выражения несогласия;

хитрость – нарушение привычных требований взрослого в скрытой форме, которое, как правило, носит игровой характер. Например, вместо того чтобы помыть руки, ребенок заходит в ванную, проводит там некоторое время, может даже поиграть с водой и выходит обратно. Будучи «уличенным», говорит, что «забыл», и спокойно идет мыть руки;

взрослое поведение – частный вид манерничанья и кривляния, ведет себя демонстративно «по-взрослому», что выражается на вербальном уровне в рассудительности, а на поведенческом – в карикатурной взрослости ;

внешний вид – внимание к собственной внешности, споры об одежде («я не маленький, чтобы в этом ходить»);

упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то хочется или не хочется, а потому, что он уже высказал свое желание или нежелание;

требовательность – настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном;

капризы – как реакция на неуспех или как продолжение требовательности или упрямства;

обостренная реакция на критику – бурная и неадекватная реакция, когда ребенок в ответ на демонстрацию каких-либо умений, результатов своей деятельности вместо ожидаемой похвалы получает критические замечания (он обижается, хлопает дверью, говорит, что взрослый ничего не понимает, плачет и т. д.);

общие вопросы – в общении ребенка со взрослым возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями и конкретными ситуациями. Они могут касаться как жизни на других планетах, так и места ребенка в расширенной семье, морально-этических вопросов, происхождения жизни и т. п.;

самостоятельность – желание делать что-то новое, «взрослое», что не входит в круг обязанностей ребенка;

самостоятельные занятия – стремление к деятельности неигрового характера, постепенно замещающей по времени игру, и в то же время отказ от ранее привычных видов продуктивной деятельности (чаще – рисования).

Анализ поведенческого репертуара детей седьмого года жизни в домашней ситуации позволил К. Н. Поливановой обнаружить серьезные изменения в целостном отношении ребенка к близкому взрослому : во-первых, выделяются отношения к правилу, заданному взрослому (ребенок, нарушая правила, начинает осознавать их); во-вторых, возникают самостоятельно организованные самим ребенком действия, в которых взрослый выступает как эксперт. Таким образом, симптомы кризиса семи лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось стремление к общественно значимой деятельности, к занятию значимой социальной позиции и ребенок уже способен к деловому сотрудничеству. Именно поэтому дети с выраженными поведенческими характеристиками кризиса семи лет лучше готовы к школе, чем их сверстники со «стертыми» симптомами негативного поведения [Поливанова, 2001].

По основным новообразованиям дошкольного возраста и кризиса семи лет определяется психологическая готовность ребенка к школьному обучению система взаимосвязанных психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. В работах зарубежных и отечественных исследователей подчеркивается, что готовность к обучению в школе – многокомпонентное образование (см. [Божович, 2008; Бурменская и др., 2007; Венгер и др., 1989; Гуткина, 2004] и др.). Выделяются следующие основные виды психологической готовности к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность , которая включает в себя ориентировку в окружающем мире на основе определенного запаса знаний; дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона, определенные уровни развития внимания, наглядно-образного мышления, обобщения; развитие элементов логического мышления, речевой сферы и познавательных интересов.

Волевая готовность – достаточный уровень развития произвольности поведения, который включает умения детей сознательно подчинять свои действия правилу; ориентироваться на заданную систему требований; точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, и самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [Эльконин, 1989].

Мотивационная готовность , под которой чаще всего понимается положительное отношение к школе и учению, желание и стремление ребенка к обучению в школе. Должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника» [Божович, 2008], включающая желание ребенка занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости («быть школьником»), и развитость познавательных мотивов, которые не могут быть удовлетворены вне школы.

Социально-психологическая готовность включает сформированность таких качеств, которые помогают ребенку устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и учителями; делают его способным к деловому общению и сотрудничеству, т. е. качеств, обеспечивающих адаптацию к новым социальным условиям и освоение новой социальной позиции.

Переломный период в жизни семилетнего ребенка, как правило, связан с началом занятий в первом классе. Этому способствует несколько основополагающих факторов, влияющих на изменение психического развития индивидуума. Во-первых, новоиспеченный школьник больше не выдает чужую точку зрения за свою, поскольку он сам становится способным к рассуждению. Из импульсивной поведенческой линии выделяются задатки анализа ситуации, когда ребенок думает прежде, чем предпринимает действие.

Во-вторых, ваш сын или дочка стремится утвердить статус – социальную позицию школьника. С этим становлением возникает ряд трудностей: появление самолюбия, обобщения чувств, подверженности общности и увеличения самооценки. Поэтому вешними проявлениями кризиса становятся чрезмерная манерность, неуправляемость и непослушание. При этом малыш теряет детскую непосредственность и приобретает нехарактерные ему «странности» – устраивает клоунаду, паясничает, строит из себя шута или нелепо кривляется. МирСоветов предлагает рассмотреть симптоматику более детально.

В чем проявляется кризис 7 лет?

С наступлением этого сложного периода жизни, в характере и поведении ребенка происходят кардинальные изменения:

  • ребенок проявляет непослушание, не «слышит» или медленно реагирует на обращения к нему;
  • происходит демонстрация взрослости: страх выглядеть несмышленым и маленьким, отказ от любимой одежды и игр, «детских» предметов, книг и пр.;
  • он не реагирует на замечания старших, нарочито выполняя противоположные действия;
  • проявляется , чрезмерное упрямство, манера хитрить и агрессия на критику;
  • ребенок может не сразу выполнять просьбы и поручения родителей, нарочито демонстрируя свою состоятельность в конкретном вопросе и свой контроль над ситуацией.

Кризис 7 лет: ошибки взрослых

Многие родители допускают серьезную ошибку, когда пускают ситуацию на самотек, наивно полагая, что у детей не может быть причин для огорчений и уж тем более кризиса. В этом состоит главный просчет, поскольку ребенок может отдалиться и разувериться в авторитетности папы или мамы, поскольку они для него являются единственной поддержкой. Итак, что стоит знать родителям?

  1. Отношение к школьной жизни является отражением родительского восприятия. Не стоит ругать ребенка и наказывать его за нелюбовь к школьной скамье, если сами нередко проявляли раздражительность к заданиям. К тому же родители частенько поговаривают о том, какая несовершенная программа обучения и как детей «мучают», вбивая в голову бестолковую информацию и «все не так, как раньше». В особенности хорошо ребенок запоминает критику об учителях, когда «всезнающие» папы и мамы бросают фразочки, будто «там одни недоучки», которые «ничего не понимают» и «дипломы у них купленные». Не удивляйтесь, если ваш ребенок начнет относиться к учебе так же. Помогайте ему и прививайте любовь, а главное - уважение к науке, к педагогам, школьной дисциплине и мотивируйте ребенка. Чем быстрее он привыкнет к жизни по правилам, тем проще ему будет адаптироваться в обществе, когда ребенок станет взрослым.
  2. Не взгромождайте бремя своих надежд. Как только ребенок садится за парту, многие родители начинают буйно фантазировать, кого они вырастят из сына или дочери. В голове рисуются идиллические картины будущего, в котором малыш становится гениальным математиком, успешным юристом или высокооплачиваемым программистом. И заметьте, зачастую такая фантазия – отражение своих несбыточных мечтаний. Поэтому дайте свободу ребенку для развития. Возможно ваша дочь не хочет быть актрисой или балериной, как вы того хотели в юности, а сын предпочел бы математике профессию портного. И тем более, не стоит «дрессировать» из ребенка гения, которым было бы неплохо похвалиться перед окружающими. Такие действия лишь усиливают моральный прессинг неокрепшей психики ребенка, и вы рискуете ее вовсе сломать. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей не существует.
  3. Что важнее – оценки или школьная жизнь? Еще одной ошибкой родителей является то, что они буквально зацикливаются на достижениях ребенка и его дневнике, полностью игнорируя социальную жизнь в стенах школы. А ведь это немаловажная составляющая, которая формирует в школьнике многие понятия этичности, моральности, лидерства и пр. Спрашивайте, с кем дружит ваш ребенок, во что они играют на переменках. Расскажите, как вы учились в младших классах и покажите несколько фотоснимков. Внимательно слушайте малыша и делитесь взаимными переживаниями.

Как преодолеть кризис 7 лет?

В этом переломном моменте жизни малыша, родители являются единственной опорой и поддержкой. А потому главными помощниками взрослых становятся – терпение, любовь и чуткость. Наберитесь стойкости, чтобы мужественно вытерпеть все капризы маленького «взрослого» человека. К тому же, вы можете заняться дошкольной подготовкой ребенка, чтобы приучить его к понятиям дисциплины до того, как он сядет за школьную скамью. В возрасте 6 лет вы можете играть с ним в импровизированный класс, где в легкой и забавной форме вы сможете изучать правописание, чтение и другие науки. Это позволит ребенку подготовиться к новым переменам в жизни, как интеллектуально, так и морально.

Отправляя малыша в 1-й класс важно, чтобы вы помогли ему правильно адаптироваться. Объясните, что режим дня необходимо соблюдать для того, чтобы оставить время под вечер для игр или просмотра мультфильма. В свободный день пройдитесь по будущему учебному учреждению и проведите экскурсию. Это придаст ему уверенности, и он не запаникует на новом месте. Также не стоит нагружать расписание первоклассника тренировками, кружками и секциями, по крайней мере, в первые полгода. Дайте время привыкнуть и адаптироваться к новой среде обитания.

Чтобы превозмочь кризис 7 лет, следует уделить внимание интеллектуальному развитию ребенка, соотнося его с возможностями малыша. Читайте вместе стихи и повести, играйте в развивающие стратегии или квесты. К слову сказать, именно игры позволят ребенку выплеснуть эмоциональное напряжение, избавив окружающих от кривляний и клоунской манерности. Однако не стоит привязывать малыша к себе, максимум времени он должен проводить со сверстниками.

Уважайте свое дитя. В первые месяцы пребывания за школьной партой авторитет родителей в глазах малыша может пошатнуться, поскольку многие вещи он будет узнавать от первой учительницы. В этот период взрослые допускают распространенную ошибку, пытаясь «строить» сына или дочь, запрещая многие блага. Поэтому необходимо проявлять лояльность и ставить табу только на действительно стоящие того вещи. Научитесь говорить «да» и поощрять первоклассника за его успехи.

Залог успешного прохождения кризиса 7 лет кроется в родительской любви, поддержке, понимании и доброжелательности. Вы должны осознать, что это не патологическое состояние и не коренные изменения в поведении ребенка, а нормальный этап психического развития. В этот непростой период важно, чтобы семья находилась вместе и все проблемы решались сообща.

Что за дети нынче, право,

Никакой на них управы,

Мы свое здоровье тратим,

Но на это наплевать им…

Ю. Энтин. Песенка из м/ф «Бременские музыканты»

Родителями быть непросто – с этим никто не поспорит. Порой наши дети отвечают на нашу любовь и заботу, как нам кажется, неадекватно. Их капризы, упрямство, конфликтность иногда кажутся нам беспричинными. Но ведь не существует ни одного абсолютно покладистого ребенка, и все семьи проходят через периоды спокойных взаимоотношений и периоды сложные, кризисные. Нужно помнить, что такие «качели» - это нормальная закономерность развития.

С первым детским кризисом родители обычно сталкиваются довольно рано – когда ребенку исполняется 1 год (возраст его наступления может варьироваться от 9 месяцев до 1,5 лет). Практически все дети в дальнейшем проходят кризисы в 3 года, 7 лет и, конечно, в подростковом возрасте. Все эти сложные периоды связаны с переходом ребенка на новую ступень самостоятельности, зрелости: в 1 год малыш начинает самостоятельно ходить, в 3 года – превращается в полноценного собеседника и т.д. Новые умения и возможности должны быть осознаны ребенком, уложиться в его головке – естественно, что только в редких случаях этот процесс проходит гладко и безболезненно.

Причины кризиса 7 лет

Сегодня мы поговорим о детском кризисе 7 лет. Как уже говорилось, кризис 7 лет у детей, как и любой другой, имеет свои причины. В первую очередь этот кризис связан с формированием у ребенка социального самосознания. Теперь ваш малыш – не только сын, внук и т.д., но и ученик, одноклассник. У него появляется общественная роль со своими правами и обязанностями. Теперь ему придется самому выстроить отношения со сверстниками, учителями. В его окружении появятся, помимо родителей, новые авторитетные фигуры (учителя). Он впервые получит непредвзятую оценку своих способностей (школьные отметки), не окрашенное родительской любовью одобрение или неодобрение поведения. Ему предстоит сделать много других открытий, не говоря уже о получении новых знаний непосредственно на уроках. На смену игре как основной деятельности приходит осознанное обучение. Все это приводит к изменению сознания и самосознания, переоценке ценностей, изменению расстановки приоритетов.

Признаки кризиса 7 лет

Когда вашему ребенку исполнится 7 или 8 лет, а возможно, уже к 6 годам, вы скорее всего обнаружите в его поведении четкие признаки кризиса 7 лет. Не являющийся заболеванием кризис 7 лет имеет, тем не менее, определенные симптомы. Основная особенность поведения ребенка, переживающего кризис 7 лет – это появление искусственности, нарочитости, кривляние, манерничание. Ваше чадо может начать намеренно разговаривать искаженным, например, писклявым, голосом, изменить походку и т.д. Утрачивается детская непосредственность: теперь внешний раздражитель не вызывает сразу первичную, естественную, непосредственную реакцию, как это происходит у дошкольника. Между событием и реакцией на него «вклинивается» момент обдумывания, появляется интеллектуальная составляющая. Ребенок начинает дифференцировать внешнее и внутреннее, может начать «охранять» свой внутренний мир, не реагируя на слова взрослых или споря с ними.

Как преодолеть кризис 7 лет?

Что делать, когда у вашего ребенка кризис 7 лет? Самый главный совет в любой ситуации – сохранять самообладание. Да, это трудно, когда кажется, что ребенок круглосуточно будто бы специально стремится вывести родителей из себя. Но все же главная родительская задача в этой ситуации – не «сбить мушку», сохранив баланс мягкости и строгости. Не нужно потакать капризам ребенка, но, ставя его на место, старайтесь не позволять себе срываться, злиться. Помните, что сложности временны, а нынешний негативизм вашего чада – это обратная сторона прогрессивных изменений его личности, его развития.

Кризис семи лет: особенности и симптомы

Громова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1»

Под кризисом семи лет понимается возрастной кризис ребенка, когда заканчивается дошкольный период жизни и начинается новый школьный. В зависимости от различных социальных факторов кризис у ребенка, может наступить и раньше: с шести лет или восьми.

Кризис семи лет является переломным моментом в жизни каждого ребенка, который отделяет одну часть жизни от другой. В психологии впервые этот криз выделил Л. С. Выготский, который отмечал, что после шести лет ребенок утрачивает детскую непосредственность, появляются новые манеры поведения. И это связано с начинающейся дифференциацией внешней и внутренней жизни.

Основными симптомами кризиса семи лет являются: кривляние, манерность и непослушание. Ребенок либо идет на открытый конфликт, либо делает вид, что не слышит взрослых. И в том и в другом случае поведение ребенка является признаками кризиса.

Несмотря на то, что все возрастные кризисы жизни ребенка, такие как кризис трех лет и подростковый кризис, имеют схожие симптомы, у кризиса семи лет есть свои особенности. Если, переживая кризис трех лет, ребенок стремится показать свою самостоятельность и говорит часто слова «Я сам», то кризис семи лет связан с утратой детской непосредственности, то есть с возникновением интеллектуального момента между переживанием и поступком. Ребенок в возрасте семи лет хочет поскорее отойти от детства, в это время обычные бытовые правила, установленные родителями, кажутся для него уже пережитком детского возраста. Основным фактором такого поведения ребенка является культурная среда, в которой он воспитывается. Родители все время говорят: «Вот ты уже взрослый, идешь в школу!» Поэтому, когда ребенок становится школьником, он считает, что теперь занимает новую социальную позицию в обществе -теперь он взрослый.

Кризис семи лет связан с изменениями не только внешними, но и внутренними. Именно в этом возрасте на физиологическом уровне происходит интенсивное биологическое созревание детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают.

Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии.

Самая существенная черта кризиса семи лет - начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка, который рождает множество новых для него переживаний.

Переживания в этом возрасте являются следствием трудных и неприятных ситуаций, которые возникают в жизни школьника впервые.

Именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется так называемая «внутренняя позиция школьника». Вся проблема, в том, что у некоторых детей она формируется еще до того момента, как он пошел в школу. Ребенок уже хочет занять свое социальное новое место в обществе, но по различным причинам не идет в школу. В семье к нему относятся как к маленькому, а он уже готов стать взрослым, вот тут у ребенка и возникает внутренний протест, который является основным источником кризиса.

О наступлении у ребенка кризиса семи лет свидетельствуют различные поведенческие реакции:

Пауза (это наиболее распространенная реакция ребенка, и в данном возрасте, выражается в том, что после поступления какого-либо указания и просьбы взрослого ребенок либо не выполняет действие, либо всячески его оттягивает, т.е. не слушается. Создается впечатление что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", родители отмечают, что раньше такого не было, и часто не могут понять, с чем связано такое поведение);

Спор (данная реакция выражается, в том, что, когда родители просят ребенка о чем-либо, он начинает возражать и оспаривать мнение взрослых, наиболее часто ребенок приводит следующие аргументы сравнения: «Почему ему можно, а мне нельзя». Это связано с тем, что ребенок считает себя уже взрослым, потому что он большой, он ходит в школу и ему тоже должно быть можно);

Хитрость (ребенок нарушает привычные требования в скрытой форме и эта реакция ребенка направлена на избежание наказания, за какой-либо проступок. Для ребенка это своего рода игра);

Непослушание (ребенок отказывается от выполнения обычных повседневных обязанностей, которые раньше выполнял беспрекословно);

Самостоятельность (ребенок, стремится делать самостоятельно какие- либо новые дела, которые делают взрослые. Важным показателем возникающей на седьмом году самостоятельности является то, что ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему не принадлежавших).

Таким образом, выделяются следующие особенности отношения детей седьмого года жизни к взрослым.

В целостном отношении к взрослому выделяется отношение к правилу, заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила.

Ребенок демонстрирует взрослому свою взрослость, подчеркивая тем самым свою возросшую самостоятельность.

Возникают новые самостоятельные занятия. Выполняя самостоятельную деятельность, ребенок обращается к близкому взрослому как к эксперту. Это обращение также свидетельствует о выделении в целостном прежде отношении нового аспекта.

Кризис семи лет практически не исследован. Поэтому наблюдается противоречие между научным подходом и отсутствием, прежде всего, методов воспитания у родителей.

В любом случае педагог, как врач, должен рассматривать эту проблему глубоко. Здесь много мнений, но как такового рецепта нет, где был бы точно прописан диагноз и рекомендации лечения.

И в этой ситуации необходимо усилить работу на родительских лекториев, кроме того важны индивидуальные беседы с родителями. Для того, чтобы объяснить, как важно пересмотреть систему требований. А также изменить свое отношение к ребенку – он уже не маленький – внимательнее относиться к его мнениям и суждениям.

Поскольку в возрасте семи лет у ребёнка основными потребностями являются уважение к нему и стремление стать взрослым, то мы должны создать для ребёнка и в школе, и дома условия, в которых он мог контролировать свои действия самостоятельно, без указания взрослых. Одним из выходов может служить система самоконтроля: самоуправление в школе, читательские дневники, списки добрых дел, дневник хорошего поведения, распорядок дня, личный дневник.

Таким образом, можно сказать, что кризис семи лет проявляется у современных детей и зависит от комплекса различных факторов, включая воспитание, уровень развития и подготовки к школе.

Список используемой литературы

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // Аспект пресс. – Москва, 2001. – С.460.

2. – Выготский Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // 2007.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

Д.Б. Эльконин, проработавший несколько лет в школе, заметил, что когда первоклассников на первых уроках просили нарисовать четыре кружочка и три из них раскрасить желтым, а один – синим, то они закрашивали их разными цветами и объясняли это тем, что так красиво. Данный факт говорит о том, что правила еще не стали правилами поведения для ребенка.

Еще один пример: на первых уроках первоклассникам не задают домашнего задания, а они спрашивают: «А уроки?» Это свидетельствует о том, что получение домашнего задания ставит их в определенные отношения с окружающим миром, а так как дети в этом возрасте стремятся к взрослым отношениям, возникает такой вопрос.

Во время перемены первоклассники стараются подойти к учителю, дотронуться до него или обнять его. Это остатки прежних отношений, прежних форм общения, свойственных дошкольному возрасту.

Симптом потери непосредственности разграничивает дошкольное детство и младший школьный возраст. По мнению Л.С. Выготского, между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент: ориентировка в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Иными словами, ребенок задумывается о смысле деятельности, о получении удовлетворения или неудовлетворения от того, какое место он займет в отношениях со взрослыми, т. е. возникает эмоционально-смысловая ориентация основы поступка. Д.Б. Эльконин говорил, что там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.

От того, когда ребенок пойдет в школу, насколько он готов к обучению, будет зависеть течение кризиса. Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется пройти через следующие фазы.

1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым. Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

2. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.

У детей, пришедших в школу рано (6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.

1. Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.

2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.

3. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.

Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.