Страницы истории. ленин и мартов: друзья-враги

Ныне, по прошествии века, который был свидетелем взлета и падения романтических идеалов социалистов, который выявил не только утопичность их планов сооружения нового типа общественных отношений, но и неизбежное вырождение этих планов в тоталитарное чудовище, Ю. О. Мартов предстает как один из виднейших представителей той когорты социалистов, которая готовила поворот социал-демократии от «борьбы за светлое будущее» в духе марксистских догматов в принципиально новое русло.

Это новое направление социального мышления и деятельности постепенно пришло к признанию утопичности «великой цели» и превращению социалистической доктрины в идеологию левого фланга современной демократии, сотрудничающей и конкурирующей с другими ее течениями в рамках действительно новой фазы общественного прогресса, обычно определяемой политологами как постиндустриальное общество или общество всеобщего благосостояния, но никакого отношения к социализму не имеющей, точно так же как не создающей «всеобщего благосостояния», хотя и в значительной мере преодолевающей нищету в развитых странах.

В течение многих лет жизнь и деятельность Ю. О. Мартова фактически игнорировалась историками. В советской историографии о нем упоминали в духе пресловутого «Краткого курса истории ВКП(б)» как о злейшем враге Ленина и ленинизма, причем почти исключительно в связи с дискуссией по первому параграфу устава партии на II съезде РСДРП. Правда, вскоре после смерти Мартова были изданы его воспоминания , но на этом и публикаторская деятельность была оборвана. Личный фонд Ю. О. Мартова, находившийся в Центральном партийном архиве при ЦК партии (ныне Российский государственный архив социально-политической истории), был закрыт для исследователей. Лишь во второй половине 80-х гг. стали публиковаться отдельные его документы, в том числе письма . Содержательный очерк Г. И. Ильящук и В. И. Миллера появился в биографическом словаре деятелей 1917 г., а Г. З. Иоффе попытался столь же кратко осветить эволюцию политических позиций Мартова в 1917 г. Определенным рубежом можно считать выход историографической брошюры И. Х. Урилова, а затем и его крупной монографии .

Ценная, хотя в определенной степени связанная политическими позициями и личностной традицией меньшевиков, литература, содержащая информацию о Ю. О. Мартове, стала появляться на Западе уже в 20-е гг. Но это были почти исключительно мемуарные и публицистические произведения, за исключением сборника его переписки, вышедшего в 1924 г. После Второй мировой войны был опубликован важный публицистическо-мемуарный сборник, в который также вошло несколько писем Мартова и его братьев. В предисловии к сборнику его составители, соратники Юлия Осиповича по меньшевистской партии, писали: «Меньшевизм еще ждет своего историка. Но этот будущий историк, восстанавливая насильственно прерванную ткань меньшевизма в России, – с особым вниманием, а порой и с восхищением отметит замечательный вклад семьи Цедербаум на всех путях и перепутьях с[оциал]-д[емократического] движения в России» . Существенным дополнением к этому изданию явились сборники статей и воспоминаний о деятельности меньшевиков до и после Октябрьского переворота .

Значительный вклад в изучение биографии Мартова внесла книга о нем, написанная австралийским ученым И. Гетцлером , ценность которой несколько снижается тем, что автор буквально благоговеет перед Мартовым, не замечая порой коренных пороков того социально-экономического и политического учения, приверженцем которого был его персонаж на протяжении всей своей сознательной жизни. Многочисленные труды американского историка Л. Хеймсона о развитии меньшевизма и работы его учеников, в частности 3. Галили , а также других авторов проливают свет не только на общий контекст деятельности Мартова, но и на многие конкретные перипетии его политической жизни. Весьма важной явилась инициатива Л. Хеймсона, возглавившего в 1958 г. Межуниверситетский проект по истории меньшевизма, который включал, в частности, собирание, запись и обработку воспоминаний его ветеранов .

Нельзя не отметить краткую, но содержательную статью Б. И. Николаевского, опубликованную к 80-летию Л. О. Дан, насыщенную ранее неизвестными фактами и рассуждениями, непосредственно касающимися Ю. О. Мартова .

К названным работам следует добавить аналитические статьи российских и американских авторов, опубликованные в качестве вступительных к фундаментальным многотомным документальным изданиям «Меньшевики в 1917 году» и «Меньшевики в большевистской России 1918–1924 гг.» . Основанные на богатом материале российских архивов, который только начинает вводиться в научное обращение, они свидетельствуют о перспективности исследования истории меньшевизма и российских политических партий вообще.

Мы надеемся, что предлагаемый сборник будет способствовать этому делу и, в частности, изучению жизни и деятельности одного из виднейших российских политиков конца XIX – начала XX в. Юлия Осиповича Мартова.

Дорогой Евген[ий] Ар[кадьевич]!

Наши намерения сводятся к тому, чтобы уехать как можно скорее. Надежды в этом смысле имеются, и, может быть, вопрос решится в ближайшие дни.

Если Вы решитесь ехать, то не худо было бы Вам, если возможно, приехать сюда. Если останетесь, я по приезде на место постараюсь устроить Ваши дела относительно сотрудничества: отсюда нам до сих пор не удается даже снестись как следует, так что я ни одной статьи за все время не мог послать.

Привет. Жму руку.

Ю. Цедербаум

Телеграмма П. Аксельрода , Л. Мартова и др.

Советом Р. и С. Деп[утатов] получена след[ующая] телеграмма из Копенгагена:

Аксельрод, Мартов, Семковский телеграфируют: Отстраняя проект обмена, вы нас обрекаете оставаться здесь до конца войны. Все надежды на проезд через Англию – бессмысленны, потому что это невозможно для массы эмигрантов, а мы отклоняем привилегии для нескольких, не говоря о том, что до сих пор вы не были в состоянии гарантировать нас против произвола Англии. После случая с Троцким невозможно доверять правительству. Ни правительство, ни вы не даете мотивов, почему наш проект неприемлем. Мы констатируем, что, несмотря на все наши усилия, после 2 месяцев, мы не получили амнистии. Ответственность за это падает на правительство. Наша же обязанность при таких обстоятельствах – попробовать через посредство социалистов нейтральной Швейцарии получить разрешение проезда через Германию. Все здешние политические партии русских интернационалистов разделяют наши взгляды. Соображения дипломатического характера, опасения ложного истолкования отступают для нас на задний план перед могучим долгом участвовать в великой революции. Ваша политическая обязанность защищать это решение, вынужденное положением, не позволяя смущать себя заинтересованной демагогией шовинистов.

Ю́лий О́сипович Мартов (настоящая фамилия Цедерба́ум ; 24 ноября , Константинополь - 4 апреля 1923 года , Шёмберг , Германия) - российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков , публицист.

Ранние годы

Родился в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Дед Юлия Осиповича - Александр Осипович Цедербаум - стоял во главе просветительского движения в Одессе в 1850-1860 гг. и в Петербурге в 1870-1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец - Иосиф Александрович (1839-1907) - служил в Русском обществе пароходства и торговли , работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени ». Мать рано осталась сиротой и воспитывалась в католическом монастыре в Константинополе, вышла замуж сразу после выхода из монастыря, родила одиннадцать детей, троих похоронила . Двое из трёх братьев ― Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и сестра Лидия ― стали известными политическими деятелями.

C раннего детства хромал. Гувернантка уронила его с небольшой высоты, в результате чего мальчик сломал ногу. О случившемся гувернантка долго никому не рассказывала, из-за чего лечение началось поздно и нога срослась неправильно. Несмотря на длительное лечение, как вспоминала его сестра Лидия «он так и остался на всю жизнь хромым, невольно волоча свою больную ногу, сильно сутулясь при ходьбе… Это обстоятельство сыграло, думаю, немаловажную роль в его жизни и во всем его развитии» .

Турцию семья покинула в 1877 году в связи с русско-турецкой войной .

Отец мой, в 60-х годах переживший увлечение тогдашней молодежи, остался навеки почитателем Герцена , к которому когда-то ездил в Лондон «на поклон», - писал Мартов в «Записках социал-демократа». - Герцен, Шиллер, то, рассказы о народовольцах - все вместе заострило к 15-му году моей Жизни мою психологию в сторону мечтаний об освободительной борьбе .

Политическая деятельность

После отбытия наказания в 1895 г. вместе с В. И. Лениным был одним из основателей петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса (название организации придумал Мартов), за что был в г. вновь арестован и сослан в Туруханск . В г. Мартов поддержал написанный 17-ю ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» «Экономистов » Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им была написана первая собственная работа ― «Современная Россия». В ссылке он пишет ещё две работы: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

Ленинизм и политические взгляды

В книге британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре «Молодой Сталин » об этом рассказывается так: «Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключен из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключен из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Сталин утверждал, что это исключение незаконно, поскольку и в Тифлисе, и в Баку организации РСДРП контролировались меньшевиками» .

Поздние годы жизни

Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. был делегатом Всероссийского совещания меньшевиков. 14 июня 1918 г. его исключили из состава ВЦИК вместе с рядом других меньшевиков по обвинению в содействии контрреволюции, в поддержке белочехов, участии в антисоветских правительствах, образовавшихся на востоке страны, в организации восстаний против Советской власти. В конце 1918 г. он всё же пришёл к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации. Он был одним из авторов платформы РСДРП меньшевиков «Что делать?», требовавшей от Советской власти демократизации политического строя, отказа от национализации значительной части промышленности, изменения аграрной и продовольственной политики.

Исходя из того, что большевистская диктатура опирается на симпатии народных масс, Мартов полагал, что следует отказаться от действий, которые могут привести к расколу внутри рабочего класса и тем самым сыграть на руку контрреволюции. Так родилась его тактика «соглашения-борьбы» с большевистской властью в рамках советской конституции, не сразу и не без сопротивления принятая потом большинством меньшевиков .

C 1919 член ВЦИК, в 1919-1920 - депутат Моссовета. Летом 1919 г. был избран действительным членом Социалистической академии , в 1920 г. редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия».

В октябре г. по просьбе Мартова, который не мог говорить из-за обострения болезни, была обнародована его речь «Проблемы Интернационала и русская революция». В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К г. в партии меньшевиков сложилось два центра: ЦК и Заграничная делегация. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП

В 1850-1860 гг. и в в 1870-1880-е гг., был основоположником первых в России еврейских газет и журналов. Отец - Иосиф Александрович - служил в Русском обществе пароходства и торговли, работал корреспондентом «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Двое из трех братьев и сестра ― Сергей (псевдоним «Ежов»), Владимир (псевдоним «Левицкий») и Лидия ― стали известными политическими деятелями. Учился Юлий Осипович три года в 7-й гимназии , один год - в Николаевской Царскосельской гимназии и в г. поступил на естественное отделение Физико-математического факультета Санкт-Петербургский государственный университет|Санкт-Петербургского университета.

Политическая деятельность

Еще будучи студентом Петербургского университета вступил в революционный социал-демократический студенческий кружок, который впоследствии стал Петербургской группой « ».

В 1892 г. был арестован за распространение нелегальной литературы. Полтора года он находился в Доме предварительного заключения и в "Крестах". Его исключили из университета и летом 1893 г. выслали под гласный надзор полиции в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь он принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (с 1897 г. ― ). Вместе с был одним из основателей 1895, за что был в 1896 арестован и сослан в Туруханск. В 1899 г. Мартов поддержал написанный 17-тью ссыльными «Протест российских социал-демократов» против «Кредо» « » Е. Д. Кусковой. Во время пребывания в камере предварительного заключения им был написан первый собственный исторический очерк ― «Современная Россия». В ссылке он пишет еще две книги: «Рабочее дело в России» и «Красное знамя в России».

В январе 1900 г., по окончании сибирской ссылки, Мартов направился в Полтаву, в апреле того же года участвовал в Псковском совещании, на котором обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты « ». Затем заключил «тройственный союз» в поддержку газеты с и . Он активно работал по подготовке к изданию газеты « » и журнала « », был сотрудником редакции, также привлекал к участию своих соратников и родственников. Будущая жена Сергея Цедербаума ― Конкордия Захарова ― стала агентом газеты, через месяц после этого она уехала из в Петербург, а оттуда - в Мюнхен. В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. туда приехал Мартов. За границей помимо работы по изданию « », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже, поддерживал тесный контакт с .

Ленинизм и политические взгляды

Вернувшись в октябре 1905 г. в Россию вместе со своим другом и соратником , Мартов участвовал в работе , вошел в Организационный комитет (меньшевистский партийный центр), работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г. стал членом ЦК объединенной РСДРП, отвергал тактику бойкота , активно выступал на митингах и собраниях.

В 1906 г. он дважды подвергался аресту. В феврале содержался в одиночной камере, затем - под надзором полиции. А в июле по решению был приговорен к трехгодичной ссылке в , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в , затем в . В 1907 г. он присутствовал на . На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с и он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне.

Эмиграция

C 1907 в эмиграции, примыкал к сторонникам легальной деятельности РСДРП (т. н. «ликвидаторам»). В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. вошел в Заграничный секретариат Организационного комитета. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге . Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. из-за разногласий с . Во время был ее противником. Участвовая в (1915 г.) и (1916 г.) конференциях социалистов Мартов высказывал мнение, что вслед за империалистической войной неизбежно наступит период гражданских войн и ликвидации капитализма. После 9 мая вернулся в Россию, так же, как и , проехав через . Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики - , или . В основном он придерживался тактики соглашательства и вошел во Временный Совет Российской республики, т. н. «Предпарламент». К отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со . Осудил роспуск . В марте 1918 г. Мартов переехал в Москву, где находился ЦК , и возглавил редакцию газеты «Вперед», с помощью которой еще пытался осуществить контрреволюцию. Он опубликовал "разоблачающие" материалы об якобы участии того в экспроприациях 1906-1907 гг.

Поздние годы жизни

Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. был делегатом Всероссийского совещания меньшевиков. 14 июня 1918 г. его исключили из состава вместе с рядом других меньшевиков по обвинению в содействии контрреволюции, в поддержке белочехов, участии в антисоветских правительствах, образовавшихся на востоке страны, в организации восстаний против Советской власти. В конце 1918 г. он все же пришел к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», выбрав тактику изменения его "изнутри". Он был одним из авторов платформы меньшевиков «Что делать?», требовавшей от Советской власти демократизации политического строя, отказа от национализации значительной части промышленности, изменения аграрной и продовольственной политики. C 1919 член , в 1919-1920 - депутат Моссовета. Летом 1919 г. он был избран действительным членом Социалистической академии, в 1920 г. редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия».

В сентябре 1920 будучи смертельно болен туберкулезом эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « » стал центральным органом партии (главный редактор ), во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Вокруг журнала сформировался эмигрантский партийный центр РСДРП, получивший название Заграничная делегация.

В октябре 1920 г. по просьбе Мартова, который не мог говорить из-за обострения болезни, была обнародована его речь «Проблемы Интернационала и русская революция». В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. в партии меньшевиков сложилось два центра: ЦК и Заграничная делегация. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам». В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького

  • Мартов Л. Мировой большевизм / Предисл. Ф.Дана / /Л.Мартов. - Берлин: Искра, 1923. - 110 с.
  • Мартов Ю. О. Письма 1916-1922 / Ред. - сост. Ю. Г. Фельштинский. - Benson: Chalidze Publications, 1990. - 328 с.
  • Мартов Ю. О. Избранное / Ю. О. Мартов. - М., 2000. - 672 с.

Литература

  • Мартов и его близкие: Сб. / Подгот. к печати Г. Я. Аронсон, Л. О. Дан, Б. Л. Двинов, Б. М. Сапир. - Нью-Йорк, 1959. - 170 с.
  • Getzler J. Martov: a political biography of a Russian social democrat. - Cambridge, Cambridge U.P.; Melbourne, Melbourne U.P., 1967. - 246 p.
  • Урилов И. Х. Ю. О. Мартов: историк и политик / И. Х. Урилов. - М.: Наука, 1997. - 471 с.
  • Савельев П. Ю. Л. Мартов в советской исторической литературе / П. Ю. Савельев // Отечественная история. - 1993. - № 1. - С.94 - 111.
  • Казарова Н. А. Ю. О. Мартов. Штрихи к политическому портрету / Н. А. Казарова. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. - 168 с.
  • Liebich A. Martov’s Last Testament // Revolutionary Russia. - 1999. - Vol.12. - № 2. - P.1 - 18.
  • Мартов против Сталина. Архивные материалы. Г.Головков
Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) - участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. - член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1901 г. член редакции «Искры». С 1903 г. один из лидеров меньшевиков. С 1920 г. в эмиграции.

Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. В 1877 году семья была вынуждена покинуть Турцию в из-за русско-турецкой войны.

После окончания одесской гимназии в 1891 году Мартов поступил на естественный факультет Петербургского университета, где он участвовал в студенческих кружках. В 1892 году, проштудировав "Капитал" Маркса, стал убежденным марксистом и основал Петербургскую группу "Освобождение труда", за что был арестован и выслан в Вильно.

Работая в виленской и петербургской социал-демократических организациях, проявил оригинальность мышления и талант публициста, выдвинувшись в первые фигуры социал-демократии. Он стал одним из создателей партии еврейского пролетариата "Бунда". В 1895 вместе с В. И. Лениным основал "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

В январе 1896 года был арестован и после года тюремного заключения сослан на 3 года в Туруханск, где нажил туберкулез. После окончания ссылки в 1900 году и неудачной попытки издания нелегальной газете в России уехал за рубеж и участвовал в создании газеты "Искра" и журнала "Заря". В 1903 году на II съезде РСДРП Мартов разошелся со своим ближайшим другом В.И. Лениным по важнейшим вопросам социал-демократического движения, став идеологом, публицистом и руководителем меньшевиков. В отличие от Ленина Мартов полагал, что партия должна быть демократичной и действовать преимущественно легально.

После Манифеста 17 октября 1905 года Мартов вернулся в Россию: работал в исполкоме Петербургского Совета рабочих депутатов, в редакции газеты "Начало", руководил деятельностью меньшевистских центров. Весной 1906 был арестован и выслан за границу.

С начала первой мировой войны Мартов отрицал ленинский лозунг превращения войны империалистической в войну гражданскую. Участвовал в международных социалистических конференциях, где выступал за справедливый, демократический мир. Февральская революция 1917 года застала Мартова в Швейцарии. В начале мая он смог вернуться в Россию. Мартов выступил против революционного оборончества и вхождения социалистов в коалиционное Временное правительство. Понимая, что прямая поддержка Временного правительства большинством меньшевистско-эсеровского Совета, с одной стороны, и безумное стремление к захвату власти большевиками - с другой ведут Россию к катастрофе, Мартов, после июльских событий и выступления Л.Г. Корнилова, заявил о необходимости перехода власти в руки революционно-демократического правительства, чтобы не допустить раскола между меньшинством пролетариата и крестьянско-солдатским большинством. Позиция Мартова не устраивала ни меньшевистско-эсеровские круги, ни большевистских лидеров. Активный противник Октябрьской революции, Мартов покинул II съезд Советов, когда загремели пушки "Авроры".

Мартов объяснил, почему он не принял новую власть: "Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране - бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием социализма и пугачевским пониманием классовой борьбы, которые порождаются, конечно, самим тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве... Для меня социализм всегда был не отрицанием индивидуальной свободы и индивидуальности, а, напротив, их высшим воплощением... Мы идем через анархию, несомненно, к какому-нибудь цезаризму ".

Пока была возможность, Мартов боролся с большевиками политическими средствами, но в июне 1918 года меньшевиков обвинили в союзе с А.В. Колчаком и в организации восстаний. В 1920 году Мартов уехал за границу, будучи уже очень больным человеком. Понимая "почвенность" большевизма, Мартов был убежден, что насильственное ниспровержение новой власти бесперспективно и до последней возможности выступал за демократизацию советского строя.

Оставил интересные воспоминания "Записки социал-демократа".

Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.

Мартов Юлий Осипович (Цедербаум) (1873-1923), участник российского революционного движения. В 1895 член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1900 член редакции "Искры". С 1903 один из лидеров меньшевиков. В середине 1917 входил во Временный Совет Российской республики (предпарламент). Октябрьскую революцию рассматривал как неотвратимую катастрофу; выступал с критикой внутренней политики большевиков (пролетарской диктатуры, "красного террора" и др.). В 1918 член ВЦИК. С 1920 эмигрант, один из организаторов "2 1/2-го Интернационала".

Один из основателей РСДРП Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) родился 2 ноября 1873 г. в Константинополе в обеспеченной семье, еврей. Здесь служил в «Русском обществе пароходства и торговли» его отец, Осип Александрович Цедербаум. Семья Цедербаумов традиционно исповедывала либеральные взгляды. Еще прадед Юлия, часовщик Осип Цедербаум собирал у себя дома сторонников «либеральной монархии», а дед, Александр Осипович издавал относительно прогрессивные газеты, в которых публиковался и сам. Отец Юлия владел тремя иностранными языками и тоже слыл либералом, увлекался журналистикой, помогал отцу в издательской деятельности. Так что Юлию Мартову было у кого перенять культуру и таланты.

Большая семья Цедербаумов (у Юлия был шестеро братьев и сестер) жила трудом Осипа Александровича. Других источников не было. Началась война с Турцией, и семья переехала вначале в Одессу, а затем в Петербург. Заработки Осипа Александровича сильно поуменьшились, и Цедербаумы стали с трудом сводить концы с концами.

Учился Юлий Мартов в Одесской гимназии, затем в Седьмой петербургской гимназии. Пережив в младших классах потрясения, связанные с проявлениями антисемитизма, Юлий Мартов в старших классах стал признанным лидером среди сверстников. В 1891 году он поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. После первой же попытки распространения запрещенных листовок Мартов был арестован (февраль 1892 г.), просидел 5 месяцев в «Крестах» и был выслан в Литву, в Вильно. С университетом пришлось распрощаться.

В Петербург Мартову разрешили вернуться только в начале октября 1895 года. Здесь он познакомился с Владимиром Лениным, и вошел в руководящую группу «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В этот период времени Мартов и Ленин становятся близкими друзьями. Собственно, за исключением родных Мартов был наиболее близок молодому Ленину, который пронес это дружеское чувство через всю жизнь. Других друзей у Ленина больше никогда не было, а были только «товарищи по борьбе».

В ночь с 4 на 5 января 1896 г. Мартова вновь арестовали, и он год просидел в тюрьме. Затем был сослан в Восточную Сибирь, в Туруханский край сроком на три года. Мартову досталось гораздо худшее место проживания в ссылке, нежели Ленину (благодатный для жизни юг Красноярского края). В ссылке Мартов много читал, написал несколько серьезных работ («Народничество прежде и теперь», «Современная Россия», «Рабочее дело в России», «Красное знамя в России»). Свои работы Цедербаум подписывал псевдонимом Мартов, который и стал его фамилией. В это время Мартов (как и Ленин) придерживался радикальных революционных взглядов, считая революцию единственным средством изменения строя в России. Однако в отличие от Ленина Юлий Мартов уже в это время полагал, что реальной силой преобразований российского общества может быть и должна быть широкая коалиция всех прогрессивных общественных сил, а не только рабочий класс. Более того, ведущую роль в этом процессе Юлий Мартов отводил интеллигенции, к которой принадлежал сам.

Начал Юлий Мартов свою серьезную революционную деятельность в еврейской социал-демократической партии (Бунде), бывшей в то время самой массовой социалистической организацией России. В 1904 г. Бунд насчитывал около 20-ти тысяч членов и превосходил примерно в два раза по численности все другие российские партийные организации вместе взятые. Массовое участие евреев в социал-демократическом движении объясняется их преследованиями в России и во всем мире, повальной грамотностью, материальным благополучием и близостью идей социализма национальной психологии евреев.

Мартов довольно быстро, как и многие другие видные члены Бунда, перешел на позиции интернационализма. Он понял неэффективность борьбы даже только за национальные права евреев в России с помощью чисто еврейской партии. Мартов осознал необходимость создания общероссийской социал-демократической партии, в программу которой незыблемым постулатом входил бы интернационализм.

После отбытия ссылки (январь 1900 г.) Мартов уехал за границу, где провел многие годы. 23 марта 1901 г. Юлий Мартов прибыл в Мюнхен для участия в редактировании совместно с Лениным газеты российских социал-демократов «Искра». Он вместе с Плехановым, Лениным, Аксельродом, Верой Засулич и Потресовым вошел в состав первой редакции «Искры». Затем к ним присоединился фактически Лев Троцкий. Последний вспоминал в своей работе «Ленин и старая «Искра»»: «Политическим руководителем «Искры» был Ленин, но главной публицистической силой был Мартов. Он писал легко и без конца, так же как и говорил. Ленин же проводил много времени в библиотеке Британского музея, где занимался теоретически».

С самого начала своей политической деятельности Мартов занял умеренные позиции классического в современном понятии социал-демократа. Он неизменно выступал против любых проявлений крайностей. Уже перед II съездом РСДРП между Лениным и Мартовым вспыхнули принципиальные разногласия. Ленин предложил создавать небольшие вооруженные отряды рабочих-боевиков для нападений на полицейских, государственные учреждения, осуществления экспроприаций. Мартов был против создания подобных отрядов, хотя и поддерживал необходимость организации защиты с помощью оружия массовых демонстраций. Ленин фактически призывал к организации своего рода террора и рэкета в пользу партии, хотя публично и боролся с террористическими методами борьбы эсеров-максималистов. Мартов также был последовательным противником нетерпимости в идейных дискуссиях, так характерной для Ленина.

Благородство по отношению к противнику, умеренность в целях, терпимость к чужому мнению - вот те черты характера Юлия Мартова, которые развели его с «твердокаменным» и бескомпромиссным Лениным по разные стороны идейных баррикад. Троцкий в той же работе писал о взаимоотношениях Ленина и Мартова еще до их публичного разрыва на II съезде: «Когда они разговаривали друг с другом при встрече, не было уже ни дружеских интонаций, ни шуток... Ленин говорил, глядя мимо Мартова, а у Мартова стекленели глаза под отвисавшим пенсне... И когда Владимир Ильич со мною говорил о Мартове, то в его интонации был особый оттенок: «Это что ж, Юлий сказал?», причем имя Юлия произносилось по-особому, с легким подчеркиванием, как бы с предостережением: «хорош-то хорош, мол, даже замечателен, да очень уж мягок»».

К началу 90-х годов Мартов стал одним из самых видных и талантливых молодых деятелей российской социал-демократии. Он, пожалуй, считался вторым-третьим ее лидером после Георгия Плеханова и, возможно, Ленина. Заметное влияние на Мартова в это время оказывала знаменитая революционерка Вера Ивановна Засулич. Это она назвала хватку Ленина «бульдожьей», противопоставив ее «хватке борзой» Георгия Плеханова («потреплет, потреплет и отпустит»). Сравнение понравилось Ленину, однако оно не было похвалой молодому вождю партии со стороны старой революционерки. Ей крайне не нравились стиль и методы работы «твердого» искровца Ленина с товарищами по партии и коллегами по редакции «Искры», его разнузданная критика либералов и всех прочих инакомыслящих. Она была полностью на стороне «мягкого» и талантливого Мартова.

Открытое противостояние Мартова и Ленина произошло на II съезде РСДРП в 1903 году (идейно разошлись они еще раньше). Юлий Мартов решительно выступил против предложенного Лениным превращения партии из демократической организации в некий средневековый орден, спаянный железной дисциплиной и идейным единством. Вопрос этот стал (как и вопрос о диктатуре пролетариата) судьбоносным для партии. Ленин создавал партию в качестве средства вооруженного захвата власти и ее последующего удержания. Мартов видел партию как демократическую, просветительскую организацию, повышавшую своей работой образовательный уровень населения. Он видел партию как легальную парламентскую партию, способную законно прийти к власти без потрясений и военных переворотов.

В результате решающего голосования на II съезде Ленин и его сторонники получили большинство голосов при выборах в партийные органы и с этих пор получили название большевиков. Мартова и его сторонников стали называть меньшевиками. В социал-демократическом движении России с этих пор существовало, фактически, две партии. Тем не менее, эти две партии сохраняли длительное время одно название и время от времени сотрудничали.

Мартов, как и Плеханов, отверг революцию 1905 г., как кровавый и бесполезный бунт, мешавший цивилизованному развитию России. Перед Россией в это время забрезжил путь либеральных преобразований. Стал возможен постепенный переход к конституционной монархии. Императором Николаем II был издан Манифест, выдержки из которого приводятся ниже:

«Высочайший Манифест.

Божиею милостью,

Мы, Николай Второй, император и самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. ... Привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, представив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей...».

Мартов, Плеханов, Аксельрод, Дан, Засулич и другие социал-демократы с надеждой встретили царский Манифест о свободе в России. Однако у большевиков, ведомых Лениным, были иные взгляды и планы. Они объявили царский Манифест обманом и призвали население страны к восстанию.

Ленин вернулся в Россию и принял участие в организации вооруженных большевистских выступлений 1905-07 гг. В результате этих действий большевиков и других революционеров либеральные реформы в России были сорваны.

В октябре 1905 г. вернулся в Россию и Юлий Мартов. Он сразу включился в редактирование газеты меньшевиков «Начало», в общественную жизнь Петербурга. В 1906 году Мартова арестовали и выслали за границу. За границей Мартов публикует множество статей в социалистической печати, становится одним из самых видных теоретиков мирового социал-демократического движения.

В 1913 году Мартов приезжал в Россию и активно участвовал в работе своей партии. В годы первой мировой войны Мартов занимал умеренные центристские позиции, на конференциях социал-демократов активно противодействовал Ленину с его лозунгом превращения империалистической войны в гражданскую.

Февральскую революцию, принесшую долгожданную политическую свободу, Мартов встретил в Швейцарии. Он вместе с Лениным и другими социал-демократами пересек Германию в запломбированном вагоне. Немцы охотно помогли большевикам, выступавшим за поражение своей страны в войне с ними, вернуться в Россию. По некоторым источникам именно Мартов предложил Ленину этот план возвращения в Россию. Он вернулся в Россию в мае 1917 г. На вокзале в Петрограде его встретили тысячи рабочих и солдат.

Мартов сходу попал в атмосферу острейшей борьбы за власть. Основную опасность для наступившей свободы в России в это время представляли большевики, возглавляемые Лениным. Вождь большевиков провозгласил курс на вооруженный захват власти. И большевики стали главными идейными противниками меньшевиков и лично Мартова.

Меньшевики тоже были неоднородны в вопросах войны и мира, в вопросе участия во Временном правительстве. Мартов занимал в своей партии умеренные центристские позиции. Он старался не допустить раскола и ослабления партии. Позиция эта в условиях ожесточенной борьбы за власть была очень зыбкой. Мартов нередко оказывался в меньшинстве в своей партии. В лидеры меньшевиков выдвинулись более энергичные социал-демократы: Церетели, Дан, Чхеидзе, Потресов. Мартов выступал против ленинского плана перерастания буржуазной революции в социалистическую, считая, что Россия еще не созрела для социализма. Но он не поддерживал и оборонцев, сторонников войны до победы. Самым видным оборонцем среди социал-демократов был Георгий Плеханов. Вокруг Мартова сформировалась группа социалистов-интернационалистов, предлагавших прекратить войну путем созыва международной социалистической конференции и последующих переговоров.

Меньшевики опирались на довольно широкую массу образованного и активного населения страны: ремесленников, квалифицированных рабочих, мелкую буржуазию, интеллигенцию, служащих. В меньшей степени - на крестьян, шедших в основном за эсерами. Поэтому при выборах в Советы меньшевики и их союзники получили большинство. Так в исполкоме Петроградского Совета до Октябрьского переворота меньшевиков было 17 против 10 большевиков (март 1917 г.).

В период между февралем и августом 1917 г. вплоть до «корниловского мятежа» меньшевики, правые эсеры и их союзники были гораздо ближе к реальной власти, чем большевики. Они входили в правительство, имели подавляющее большинство в Советах. Но постепенно меньшевики теряли свое влияние из-за своей пассивности, внутренних разногласий и под напором большевиков.

Юлий Мартов решительно выступал против планов большевиков вооруженным путем захватить власть в стране. Он прекрасно знал Ленина. Он понимал, что приход большевиков к власти означал бы гибель первых ростков свободы и демократии в стране, установление тоталитарного режима правления.

Ну а Ленина мало волновали нападки приверженцев демократии: Мартова, Плеханова, Засулич и других социал-демократов, и, тем более, представителей других партий. Он абсолютно был уверен в своей исторической правоте. Он не желал считаться с иными мнениями насчет будущего России, кроме своего собственного. Его фанатичная вера в свою историческую миссию, завораживающая убежденность в собственной непогрешимости, гипнотическая способность влиять на людей увлекала за ним большевиков и левых эсеров.

Ленин, в отличие от Мартова и Плеханова, обладал феноменальной способностью влиять на массы простых людей и революционеров. Он своей потрясающей силой воли подавлял их колебания, их сомнения. Он надолго, если ни навсегда, обращал их в свою «веру». Ленин, несомненно, был блестящим популистом. Он знал, что солдатам нужен мир, крестьянам - земля, рабочим - фабрики и заводы. И он обещал после революции немедленно все это дать им.

Мартов и его товарищи проиграли решающую для России политическую схватку. Ленин и большевики совершили Октябрьский переворот и захватили власть в Петрограде, а затем и по всей стране. Приверженцы демократии не смогли противостоять профессиональным революционерам, вставшим во главе вооруженных отрядов.

На состоявшемся в декабре 1917 г. чрезвычайном съезде меньшевиков Мартов был избран лидером партии, но это было уже запоздалое лидерство. К тому же мягкий и интеллигентный Мартов не мог противостоять железобетонному Ленину и Демону революций Льву Троцкому. Лидеры большевиков отвергли предложение Мартова о формировании коалиционного правительства из социалистов всех оттенков.

После разгона большевиками Учредительного собрания, с которым Мартов связывал свои основные надежды, он не последовал за правыми эсерами и частью меньшевиков, вступивших на путь вооруженной борьбы с большевиками. Мартов по-прежнему призывал к мирному восстановлению демократии в России.

Мартов страстно выступил против заключения позорного для России Брестского мира. Этот мирный договор нужен был лишь большевикам для удержания ими власти. Остро выступал он на страницах газеты Максима Горького «Новая жизнь», газет «Вперед» и «Всегда вперед» против массового красного террора.

Во время гражданской войны меньшевики ушли в тень. 14 июня 1918 г. Юлия Мартова и других меньшевиков исключили из Советов и ВЦИК по обвинению в содействии контрреволюции. Шла кровопролитная гражданская война, которую они предвидели и против развязывания которой они боролись. Но они уже не могли сколько-нибудь существенно повлиять на события. Вся власть была у большевиков. Отнять ее у них можно было только силой. Юлий Мартов в это время продолжал писать статьи, направленные против гражданской войны, против смертной казни. Он гневно протестовал против чудовищного расстрела царской семьи и Великих князей. Он последовательно выступал за национальное примирение. Но многие меньшевики включились и в Белое движение. Они с оружием в руках боролись с большевиками. Мартов же осудил вмешательство иностранных держав на стороне Белого движения, хотя и подчеркивал свою оппозиционность большевикам. Мартов и его сподвижники проводили в это время политику враждебную белым и оппозиционную большевикам. В ответ на борьбу Мартова с Белым движением Ленин и его сторонники опубликовали в «Правде» «Постановление о меньшевиках», в котором им дозволялось вновь участвовать в политической жизни. Однако Мартова не вернули во ВЦИК. Тем не менее, Юлий Мартов оставался видным и авторитетным деятелем мирового и российского социалистического движения. В среде интеллигенции, да и рабочих его по-прежнему уважали. Летом 1919 года Юлий Мартов был избран действительным членом Социалистической академии общественных наук, а в марте 1920 г. - депутатом Моссовета.

Ленин внимательно следил за острыми политическими статьями своего бывшего товарища по «Союзу борьбы...», а теперь непримиримого оппонента. Они сильно раздражали его, задевали за живое. А тут еще и избрание Мартова в Моссовет, где он получил весомую трибуну для своих критических выступлений. Бесили Ленина и умные публицистические работы Мартова, регулярно издаваемые за границей и направленные против большевиков и их вождя. И не только Мартов раздражал Ленина. Поэтому едва закончилась гражданская война, а Ленин уже занялся идейной «чисткой» страны. Он не мог вынести инакомыслия в стране. Он не желал читать обвинения в свой адрес в убийстве детей Николая II, геноциде казаков, ограблении и расстрелах крестьян. Все несогласные с ним должны были замолчать или, по крайней мере, находиться вне пределов России.

В 1920 г. Мартов был выслан из страны на чужбину. Ленин немало помучился, прежде чем принял решение сохранить жизнь своему бывшему товарищу. Высылать или расстрелять Мартова решал именно он (хотя и было принято по этому поводу специальное решение ЦК). Ленин решил все-таки выслать тяжело больного туберкулезом гортани Мартова, посетовав при этом на его идейную непреклонность и назвав умницей. Максим Горький вспоминал: «Лично я слышал от него (Ленина) лишь одну жалобу:

Жаль - Мартова нет с нами, очень жаль! Какой это удивительный товарищ, какой чистый человек!».

В октябре 1920 г. Мартов выступил на съезде Независимой социал-демократической партии Германии с антибольшевистской речью. Он обвинил Ленина и его партию в развязывании массового террора внутри страны и желании подчинить себе через Коминтерн мировое социалистическое движение. Ленин посчитал эту речь предательством и дорога на родину для Мартова стала закрытой.

За рубежом Мартов прожил недолго. Он успел лишь начать издание новой газеты «Социалистический вестник». Голодные годы революции и гражданской войны подорвали его здоровье. Юлий Мартов умер 24 апреля 1923 г. от туберкулеза в Германии, похоронен в Берлине.