Речевое развитие детей 5 6 лет занятия. Ро-ро-ро, дождик капает в ведро

Программное содержание: в процессе пересказа по вопросам и составления собственного рассказа из личного опыта. при анализе текста.

Стимулировать развитие внеситуативно-личностной формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Знакомить воспитанников с некоторыми правилами поведения на конкретных примерах, упражнять в оценке поведения товарищей.

Материалы: на столе у воспитателя кукольная комната: кроватка разобрана, подушка лежит на стульчике, одеяло перекинуто через спинку кровати, на кукольном столе стоят три чашки с блюдцами, на полу - мусор (маленькие кусочки бумаги) и кубики. У воспитателя - две куклы: кукла-мама и кукла-мальчик.

Ход занятия

Дети, сегодня я расскажу вам несколько истории о детях. Вы внимательно слушайте и оцените их поведение.

Первый рассказ называется «Доведем дело до конца». Он о мальчике Коле.

«Утром мама засобиралась в магазин за покупками и сказала: “Колечка, я пойду в магазин, а ты убери со стола посуду, застели свою кровать и подмети пол, а уже потом будешь играть!” Коля сказал: “Конечно, мамочка!” Мама ушла, а Коля начал убирать комнату.

Для начала я уберу со стола, - Коля берет чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую, оглядывается и смотрит на кровать. - Мама сказала мне, чтобы я застелил свою кровать!

Коля ставит чашку на стол и идет застилать кроватку.

- «Сначала я стряхну простыню (стряхивает и заправляет), теперь положу одеяло, - Коля берет одеяло в руки и смотрит на пол. - Ой, сколько мусора на полу! Надо его подмести…

Мальчик положил одеяло комом на кровать, взял веник и принялся мести мусор. Но тут же увидал кубики: «А вот и мои любимые кубики! Сейчас я построю самый большой дом!» Коля кладет веник на пол и начинает играть. В это время возвращается домой его мама.

Коля (радостно встречает маму): Мама, смотри, какой я дом построил!

Мама: Дом у тебя красивый, но ты обещал убрать посуду, застелить постель и подмести пол!

Коля: А я уже убирал…»

Воспитатель: Дети, как вы считаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Коля начинал уборку?

Дети: Он не-до-убрал!

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, что успел сделать Коля.

Дети вместе вспоминают и пересказывают этот рассказ с некоторыми наводящими вопросами воспитателя.

А что же в комнате осталось недоубранным?

Дети перечисляют по очереди или с помощью наводящих вопросов:

Где лежит подушка?

Куда ее надо было положить?

Что осталось стоять на столе?

Куда Коля составлял посуду?

Да, дети, маленький мальчик Коля еще не научился доводить свои дела до конца. Подскажите ему, что сделать, чтобы в комнате был порядок.

А вы умеете уже наводить порядок в комнате? Что вы обычно сами делаете по дому? Как вы это делаете? В каком порядке? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я прочитаю вам второй рассказ «Кто напутал?» про девочку Таню.

«Мама с Танечкой пошли в булочную. Мимо проходила соседка, тетя Валя. При встрече с тетей Валей мама спросила у Танечки: «Что нужно сказать?»

Не знаю, - вздохнула Таня.

Нужно сказать: “Здравствуйте!”

Здравствуйте! - повторила девочка.

Ну, вот и молодец! Всегда так говори, - и тетя Валя ушла.

Вернулась из булочной мама и протянула Танечке ароматную плюшку. Девочка заулыбалась, взяла плюшку и начала кушать. А мама и говорит:

А что нужно сказать, доченька?

Нужно всегда говорить «Здравствуйте!», - бодро ответила Таня.

Ты что-то напутала, дочка. Надо сказать «Спасибо!», - поправила мама.

Вечером мама ушла в гости, а Таня осталась дома с папой. Поиграли, поговорили, книжку почитали. А когда пришла пора спать, папа уложил доченьку в кровать и спросил:

А что надо сказать перед сном?

Спасибо! - улыбнулась Танечка.

Нет, - засмеялся папа. - Надо сказать «Спокойной ночи!»

Так Таня и не может понять, кто же прав: мама или папа?»

А вы как думаете, ребята? Сейчас мы разыграем сценки из жизни «Как ты поступишь?»

1. Мальчик сидит на стульчике, девочка стоит рядом с ним. Воспитатель описывает детям ситуацию: «Представьте, что ты, Денис, едешь в автобусе, рассматриваешь через окно свой любимый город. На одной из остановок в этот автобус зашла девочка. Свободных мест в автобусе нет. Что ты сделаешь?»

Желательно, чтобы мальчик не только уступил место девочке, но и проявил к ней свое уважение жестом (указать рукой на освободившееся место, улыбнуться) и словами.

Затем ситуация обсуждается в группе по вопросам воспитателя.

Хотелось ли Денису сидеть в автобусе?

Чем он был занят в поездке?

Хотелось ли девочке сесть в автобусе?

Дотягивается ли ее рука до поручня, чтобы удержаться при резком движении?

Правильно ли поступил Денис? Почему вы так решили? Почему надо уступать место в транспорте?

Был ли Денис вежливым? По каким признакам вы это увидели?

Как в этой ситуации чувствовала себя девочка?

В следующих ситуациях дети сами решают, как себя надо вести, а затем коллективно обсуждают стили поведения. Педагог разрешает предлагать свои варианты поведения и объяснять, почему тот или иной стиль лучше или хуже в конкретной ситуации.

2. Мальчик и девочка сталкиваются друг с другом в дверях комнаты.

3. Мальчик и девочка столкнулись нечаянно во время игры в догонялки. Оба больно ударились руками. Девочка упала. Мальчик от обиды замахнулся на нее рукой, а девочка заплакала.

Что чувствуют при этом герои сюжета?

Почему заплакала девочка?

Что чувствуете вы, наблюдатели?

Что можно посоветовать девочке и мальчику?

Измените этот сюжет так, чтобы девочка не плакала.

Должны ли мы извиняться друг перед другом? (Мальчик протягивает девочке руку помощи и извиняется за столкновение. Девочка встает и тоже извиняется. Оба улыбаются.)

4. Мальчик и девочка бегали во дворе. Мальчик споткнулся, упал и сильно разбил колено. От боли он не мог встать. Девочка засмеялась, увидев его в грязи. Мальчик заплакал от обиды. Они больше не дружили.

Бывает ли такое в жизни?

Приятно ли вам наблюдать такую сцену?

Что в этой сцене вам не понравилось?

Кто из участников сцены должен изменить свое поведение?

Как может девочка проявить женственность в такой ситуации? Будет ли мальчик плакать, если девочка его пожалеет и поможет ему добраться до дома?

Какие у них будут отношения в последнем случае?

Кто из девочек сможет показать эту сценку с хорошим концом? Предложите еще свои варианты поведения.

Дети, послушайте стихотворение.

Девочек нужно уважать

И никогда не обижать,

Маму милую любить,

Бабушкам тепло дарить.

Да и вы, девчонки,

Мальчиков жалейте,

Берегите и любите,

Никогда не бейте.

О чем это стихотворение? На что оно похоже? (На правила поведения.)

Хорошенько запомните эти правила и напоминайте их друг другу.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Для детей от 6 до 7 лет

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ


Описание материала : предлагаю вам конспект образовательной области для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Овощи». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект коммуникативного занятия, направленный на воспитание устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание материала : предлагаю вам конспект образовательной области для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Овощи». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект коммуникативного занятия, направленный на воспитание устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности у старших дошкольников.

Конспект занятия по развитию речи

(для детей 5-6 лет)

Тема: «Овощи»

Задачи : актуализация словаря по теме; совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза; развитие зрительного слухового внимания и памяти; развитие логического мышления; развитие общей и мелкой моторики; развитие связной речи; развитие пространственной ориентации.

Оборудование:

  • картинки с изображением овощей;
  • карточки с изображение «люди собирают урожай»;
  • игрушечный зайчик.

Раздаточный материал: цветные кружочки

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Мы с вами поздоровались, так давайте поздороваются и наши пальчики. (Большой палец поочередно прикасается ко всем пальчикам.)

А теперь послушаем стихотворение (воспитатель читает стихотворение)

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица тонко –

Будто есть просит.

Наступила осень.

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит.

Осень, осень, осень…

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Молодцы! Правильно – об осени. А что делают люди осенью?

Дети: Собирают урожай. Дети идут в школу.

Воспитатель: Правильно! Теперь посмотрим, какие вы внимательные. Ваши руки должны повторять все мои движения (Игра «Кулак - ладонь»)

Руки у вас все выполнили правильно, а сейчас посмотрим, умеете ли вы разгадывать загадки. (Дети отгадывают загадки, воспитатель выкладывает на стол картинку с изображением отгадок.)

Сто одежек,

И все без застежек.

(Капуста)

Зеленые поросятки

Выросли на грядке.

К солнышку бочком,

Хвостики крючком.

Эти поросятки

Играют с нами в прятки.

(Огурцы)

На жарком солнышке засох

И рвется из стручков…

(Горох)

На нашей грядке выросли загадки –

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Сначала зеленеют, а потом краснеют.

(Помидоры)

Расту на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в земле колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это…

(Репка)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

Молодцы, вы правильно отгадали загадки. Это капуста, морковь, огурцы, горох, репа, лук и помидоры. А как можно назвать их всех, одним словом?

Дети : Овощи!

Воспитатель: Правильно, овощи! Тема нашего занятия – «Овощи». Они растут на грядках в огороде. Какие еще вы овощи знаете?

Дети: картофель, свекла, кабачок, тыква, укроп…

Игра «Что зайчик унесет?»

Воспитатель: к нам сегодня в гости пришел зайчик. Он хочет посмотреть, какие у вас внимательные глазки и как вы умеете запоминать. У нас в огороде растут овощи. (Зайчик выкладывает перед детьми картинки с овощами, 8-10 штук). Вы должны внимательно посмотреть и запомнить, какие овощи растут у нас в огороде. (Дети запоминают картинки.) Теперь закройте глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 3-4 картинки) Откройте глаза и посмотрите, чего не стало? (Дети вспоминают картинки. Игра повторяется два – три раза.)

Физкультминутка.

Дети встают в круг.

Воспитатель: У некоторых овощей мы едим стебли, листья плоды, то есть то, что растет над землей, - «вершки», а у других – то, что растет под землей, - «корешки». Так давайте поиграем в игру «Вершки - корешки». Если я буду называть овощи, в которых мы едим верхнюю часть, вы поднимаете руки вверх, а если мы едим корешки, то вы будете присаживаться на корточки.

Воспитатель: Молодцы! Теперь мы точно знаем, у каких растений, что надо есть. А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть слова, а вы решайте, что здесь лишнее:

  • помидор, редька, лук, репа;
  • картофель, морковь, яблоко, перец;
  • салат, редис, капуста, лук;
  • груша, чеснок, апельсин, финик.

Воспитатель: Молодцы! Зайчик хочет посмотреть, сумеете ли вы составить рассказ по карточкам. Ребята посмотрите на карточки, что на них изображено?

Дети: Люди собирают урожай.

Воспитатель: Правильно, осенью люди собирают урожай. А теперь давайте попробуем составить рассказ по карточкам. Слушайте меня внимательно и запоминайте (Затем каждый ребенок составляет по одному предложению к каждой картинке). А теперь давайте вспомним все вмести, что же у нас получилось!

Сейчас мы с вами немного отдохнем. Я показываю движения, затем делаем все вмести:

У Лариски –

Две редиски.

У Алешки –

Две картошки.

У Сережки – сорванца –

Два зеленых огурца.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке).

Воспитатель: зайчик хочет, чтобы вы помогли ему посадить овощи. Возьмите цветные кружочки, они будут у нас овощами. Желтый – репа, красный – помидор, зеленый огурец. Надо посадить репу справа от помидора, но слева от огурца (Дети выкладывают из кружочков цепочку К, Ж, З). Молодцы! Вы правильно справились с заданием.

Итог: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Чем занимались?

Дети: сегодня мы говорили об овощах, отгадывали загадки, составляли рассказ по картинкам, помогали зайцу сажать овощи.

Воспитатель : Все вы молодцы! Работали очень хорошо! Я вами довольна!


Задачи:

Образовательные:

Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.

Продолжать расширять знания детей о животном мире.

Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.

Развивающие:

Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Артёма, Кристину.

Материал к занятию:

Демонстрационный: панно «Африка», макет дома трёх медведей, панно «Лес».

Раздаточный: фигурки животных.

Методы: словесный, игровой, практический.

Приёмы: беседа, физминутка, чистоговорки.

Ход занятия:

Организационный момент: игра «Весёлая семья».

Воспитатель: Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в садик шла,

Шарик я для вас нашла.

Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.

Открывает конверт, читает.

«Дорогие ребята, я старик - лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».

Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика - лесовика?

Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.

Как мы с вами можем помочь старику - лесовику?

(найти лесных зверей)

На каком виде транспорта удобнее нам поехать?

(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т.д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).

А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.

Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок, кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика - морковку, для белки - шишку, лисе - рыбку.

(Дети называют для кого какое угощение).

Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.

(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).

А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!

Чтобы не было скучно ехать, поговорим стишки:

Са - са - са - в лесу бегает лиса,

Су - су - су - было холодно в лесу.

Приехали, выходите. Остановка » Путаница«.

(Дети рассматривают панно «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).

Каких животных вы видите?

А как вы думаете, всё ли здесь правильно?

(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).

Это, наверно, звери старика - лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.

Физминутка:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой кто? (слонёнок)

За мамою львицей шагал кто? (львёнок)

За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)

Жа - жа-жа - есть иголки у ежа.

Жи - жи - жи - здесь живут ежи.

(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).

Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(дети дают ответ: три медведя).

Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?

Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).

Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый), волк серый, а заяц… (зимой белый).

Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика - лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.

Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик - лесовик? (да).

А где же он?

Старик - лесовик: Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).

Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).

Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?

Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).

А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).

Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика - лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).

Старик - лесовик: А от меня вам угощение.(дарит детям чупа-чупсы)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику - лесовику «До свидания».

Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.

А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №26 «Ветерок»

Ярославского муниципального района

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет

«Звуковая культура речи:

дифференциация звуков ц – ч »

Воспитатель Рахимова Ольга Владимировна

Учитель – логопед Журкина Олеся Викторовна

с. Сарафоново

2018

Цель: Учить детей дифференцировать звуки ц – ч.

Задачи: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц ; определять место положения звука в слове (начало, середина, конец) ; упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи ; воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, предметные картинки, чемодан.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на наше занятие пришли гости. Давайте еще раз поздороваемся с ними. А теперь все внимание на меня. Для того, чтобы подготовиться к серьезной работе я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику.

Одну руку положим между ключицами и обратим внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

Учитель – логопед: Ребята, вы хотите узнать, что же в посылке? Давайте ее откроем. Правильно, это паровоз. А какие звуки издает паровоз, когда едет?

Дети: Чух – чух.

Учитель – логопед: Правильно, ребята, но паровоз не может всегда шуметь, мы должны помочь ему. Когда паровозу можно громко гудеть мы будем изображать руками движения колес и хором говорить «Чух – чух», а когда паровоз должен ехать тихо, мы приложим палец к губам и скажем «Цццс». Готовы?

Играют 3 – 4 раза.

Воспитатель: Какие первые звуки в этих словах? Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

Дети: В слове чик – первый звук ч , в слове цып – первый звук ц.

Воспитатель : Вы хотите сегодня, что-то узнать об этих звуках?

Что вы хотите знать о звуках ч – ц?

Как их правильно произносить эти звуки.

Узнать больше слов с этими звуками.

Поиграть со звуками и словами.

Ребята, звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нам нужно научиться различать их - Звуки ц и ч легко перепутать, поэтому нужно научиться различать их. Педагог дает детям задание : услышав звук ц , надо поднять одну ногу, как цапля, а услышав звук ч– легонько подвигать головой вправо-влево (ч-ч-ч тикает будильник) . Для того чтобы выяснить, поняли ли дети задание, педагог называет вперемешку 5–6 звуков , а затем слов.

Слова : чашка, цапля, очки, огурец циновка, скрипач, одуванчик.

Воспитатель: С этим заданием вы справились легко. Теперь я приглашаю вас занять свои места. Откройте тетрадки и найдите в них задание с почтальоном Печкиным.

На рабочих листах нарисованы картинки, а внизу схемы этих слов. Наша задача – правильно соотнести картинку и схему слова.

Слова: цапля, овца, лисица.

Физкультминутка

Разомлемся мы слегка,

Посчитаем облака,

1,2,3,4,5

Надо в круг скорей вставать.

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький» (с мячом)

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Учитель – логопед: Теперь нам нужно помочь почтальону Печкину отправить посылки. Для того, чтобы это сделать, надо правильно назвать предметы, которые лежат в посылках.

Воспитатель: К сожалению, наше занятие заканчивается. Давайте еще раз повторим, что мы сегодня делали на занятии?

С какими звуками мы сегодня работали?

Что вам понравилось на занятии?

Ребята, каждый из вас получает раскраску от почтальона Печкина, если вам понравилось наше занятие, раскрасьте посылку красным цветом, а если занятие не понравилось – синим.