Единая информационная система соцстрах. Фонд социального страхования, его предназначение

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

Для создания информационной системы для фондов социального страхования необходимо учитывать особые требования: наличие планируемых задач внештатных сотрудников; индивидуальная иерархическая структура на низшем уровне; учет и контроль за рассматриваемыми клиентами; особенности технологий каждого вида страхования и др.

Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:

  • - создание информационной техники и технологий, которые обеспечивают производство, обработку и распространение информации;
  • - разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;
  • - производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
  • - Объектами процессов информатизации являются:
  • - машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции;
  • - информационные технологии;
  • - программные средства;
  • - информационно-вычислительные системы и сети;
  • - информационные услуги.
  • - Инфраструктура информации включает в себя:
  • - систему коммуникаций, вычислительных средств и систем, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;
  • - программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;
  • - информационные средства и базы данных;
  • - систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;
  • - экономические и правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.

В России компаниями разработки и проектирования стали заниматься созданием информационных систем приблизительно с 1992-1994 гг. ЗАО "Новые информационные системы и технологии" считается одной из самых опытных и надежных компаний, которые проектируют и внедряют информационные системы для крупных заказчиков. Заложенные в основу систем методы и средства позволили обеспечить значительное сокращение стоимости реализованных программных решений и существенное снижение требований к используемым аппаратным средствам. Полученные характеристики достигнуты за счет эффективных методов доступа к данным, реализованных в СУБД "HyTech". Фирма разработала следующие системы для фондов страхования:

§ АИС Фонда социального страхования РФ.

Разработка и внедрение в субъектах РФ комплекса унифицированных подсистем с целью автоматизации технологий учета поступлений и использования средств и имущества Фонда.

§ АИС Центров реабилитации Фонда социального страхования ("АИС Центр реабилитации").

Автоматизация деятельности санаторно-курортных учреждений и ЛПУ, включая:

  • - формирование бизнес-плана на текущий год и продажу путевок;
  • - резервирование и учет использования располагаемых ресурсов санатория;
  • - регистрацию и расселение прибывающих пациентов;
  • - прием пациентов лечащими врачами и специалистами;
  • - назначение и контроль прохождения обследований, лечения, процедур;
  • - ведение электронной истории болезни пациента;
  • - организацию лечебного и дополнительного питания;
  • - ведение лицевого счета пациента;
  • - ведение складского учета;
  • - ведение учета в столовой и других подразделениях санатория;
  • - ведение учета аптеки, магазинов, кафе и других направлений деятельности санаториев;
  • - ведение бухгалтерского учета в санатории;
  • - ведение делопроизводства, договоров;
  • - составление отчетности (общей, бухгалтерской, медицинской, внутренней).

АИС реализована на базе универсальной системы "Склад", обеспечивающей учет ресурсов, резервирование, организацию поставки, производства и реализации товаров и услуг.

§ ЕИИС "Соцстрах" Фонда социального страхования РФ.

Территориально распределенная единая интегрированная информационная система ЕИИС "Соцстрах", обеспечивающая комплексную автоматизацию деятельности региональных и территориальных подразделений Фонда социального страхования Российской федерации. Портала Фонда социального страхования РФ для сбора, накопления и предоставления обобщенной информации о различных направлениях деятельности Фонда.

Цель создания систем для Фондов социального страхования может быть различная от проектирования систем охранно-сигнализационной структуры защищаемого объекта до проектирования и разработки информационной системы эффективного учета страхования собственных сотрудников компании.

В 2001 году в Научно-производственное предприятие "Этна - Информационные технологии" поступил заказ от Фонда социального страхования Российской Федерации - разработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Объектом исследования является организация управления охраной труда. Целью работы - исследование и моделирование организации управления охраной труда, а также выработка рекомендаций по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. При проведении исследований были использованы методы анализа сложных систем, обработки экспертной информации, когнитивного моделирования, нечетких множеств и нечеткой логики. Проведен анализ и определена схема организации мероприятий по охране труда с позиции выполнения Фондом социального страхования Российской Федерации превентивных мероприятий по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Разработана схема информационных потоков при организации управления охраной труда. Разработана когнитивная модель организации управления охраной труда и проведен ее анализ. Полученные результаты позволяют оценить степень влияния профилактических мероприятий на организацию управления охраной труда, выработать рекомендации по созданию и внедрению компьютерной технологии сбора, обработки и анализа информации в системе страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на региональном уровне. Рассмотрены методы и задачи анализа данных, решаемые при поддержке управленческих решений при организации управления охраной труда, и определен подход, позволяющий интегрировать различные методы и технологии решения разнотипных эвристических и аналитических задач, возникающих при исследовании проблем организации управления охраной труда.

ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 1999 году спроектировала Единую интегрированную информационную систему Фонда социального страхования РФ - ЕИИС "Соцстрах" с ежедневным обновлением. № государственной регистрации ресурса - 0220006542. Объем ресурса - 18 тысяч записей, объем ресурса в мегабайтах - 3700. На данный момент считается наиболее уникальной и эффективной интегрированной информационной системой, содержащая самую правильную информационную структуру и алгоритм.

Экономическо-информационная система "1С:Предприятие" версия 8 предоставляет самые широкие возможности ведения автоматизированного учета на предприятиях страхового бизнеса, с учетом требований национального законодательства и включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и компаний. Деятельность страховой компании заключается в предоставлении страховой защиты в случае наступления неблагоприятных событий по рискам, связанным с интересами других физических и юридических лиц. Деятельность страховой компании отличает инверсия экономического цикла. Продажа страхового продукта является не завершением процесса оказания страховой услуги, а началом процесса.

Информационно-аналитическая система предназначена для управления устойчивостью страховой компании и выполняет функции контроля и управления принятыми рисками (полисами) страхования. Своевременный анализ данных по заключенным полисам страхования позволяет выявить возникающие тенденции изменения устойчивости страховой компании. Определить полисы, влияющие на возникновения критической ситуации и требующие принятия решения.

В состав информационно-аналитической системы входит хранилище данных инвестирования; анализ кредитного риска; анализ данных; аналитические отчеты и т.д.

Западноевропейские страховые фирмы расходуют на автоматизацию информационных процессов около 1/5 всех располагаемых ими средств. При этом треть этих средств направляется на технические средства, другая треть -- на программное обеспечение и еще одна треть -- на подготовку персонала к работе в вычислительной среде компании. Российские страховые компании также начинают понимать выгоды от применения АИС.

Автоматизация информационных процессов в области страхового дела имеет свои особенности. В некоторых видах бизнеса достаточно просто разграничить отдельные бизнес-процессы: бухгалтерию, логистику, склад и т.д., последовательно провести их автоматизацию и получать желаемый эффект на каждом очередном этапе развертывания ИС. В страховой деятельности ситуация несколько иная -- все бизнес-процессы взаимосвязаны, поэтому необходима сквозная автоматизация всех процессов в комплексе.

В основе страхового бизнеса страховой продукт -- услуга по различным видам страхования. Страховые продукты по одному и тому же виду страхования могут быть уникальными для разных страховых компаний, которые формируют и модифицируют свой набор условий, предлагаемых клиентам. Для того чтобы поддерживать различия и возможность постоянных изменений страховых продуктов, ИС должна иметь гибкие средства, чтобы настраивать параметры договоров страхования. Все изменения должны сразу же отражаться в подсистемах бухгалтерского и налогового учета. При этом системе надлежит предоставлять разные данные для организации выплат по разным страховым продуктам и т. д.

Автоматизация страхового бизнеса в России весьма перспективна. К услугам страховых фирм прибегает почти каждый взрослый человек. В настоящее время в России около 1500 страховых компаний. Реализация страховых технологий влечет необходимость обработки больших объемов информации. Между тем во многих отечественных страховых компаниях лишь совсем недавно начали серьезно задумываться о необходимости АИС.

Активизация процессов автоматизации страхования в России может быть объяснено следующими условиями:

улучшается нормативно-правовая база страхования. Растет число официальных документов, более определенно устанавливающих регламент, процедуры и процессы страхования;

создается унифицированная технология работы российских страховых компаний;

расширение числа объектов страхования, например приватизация имущества, стимулирует диверсификацию сети страховых компаний;

наблюдается постепенное развитие рынка страховых услуг. Происходит сближение между российским рынком страхования и рынком страхования европейских стран.

Сегодня в страховом бизнесе страны происходят перемены, которые могут оказать существенное влияние на ситуацию с автоматизацией страховых компаний. Прежде всего, это вступление в силу закона "Об обязательном страховании автогражданской ответственности", который стимулирует резкий рост количества договоров на страхование. Это означает катастрофический рост объемов данных и появление других задач, решение которых невозможно без эффективных ИС. Еще один важный фактор -- изменение правил бухгалтерского и налогового учета и движение в сторону международных стандартов учета и отчетности. Достижение большей финансовой прозрачности компании для акционеров и руководства требует освоения новых методологий учета и построения совершенной информационной платформы с развитой аналитической подсистемой.

Выделим и охарактеризуем основные категории объектов автоматизации страховых фирм и функционирование их информационных технологий.

Центральный офис страховой фирмы, как правило, имеет одну или несколько высокоскоростных ЛВС. ЛВС можно рассматривать как информационный центр всей компании, включающий мощные вычислительные ресурсы -- файловые серверы, системы управления БД и др. Особенность ЛВС центрального офиса страховой компании в том, что в ее состав входит система централизованного мониторинга. Эта ЛВС управляет локальными и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах.

Региональные офисы страховой компании (филиалы) могут представлять собой довольно значительные по объему организации, оснащенные собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными ресурсами. Они имеют надежную и скоростную связь с центральным офисом компании.

Отделения страховой компании обычно имеют небольшую локальную сеть, включающую несколько персональных компьютеров. Связь с центральным офисом происходит по заранее составленному расписанию в определенные часы, однако не исключается возможность не запланированного срочного доступа.

Представительства или агентства страховой компании чаще всего оснащаются одним, реже несколькими компьютерами. Связь с отделениями происходит по мере необходимости и обеспечивается в течение всего дня. Удаленные пользователи сети -- инспекторы, агенты, проверяющие, т. е. сотрудники, которые по характеру работы не имеют постоянного рабочего места, пользуются портативными компьютерами с модемом.

Основная особенность организации информационного обеспечения АИС страховой компании -- необходимость иметь полную БД по всем договорам компании за максимально длительный период. Это связано с тем, что при заключении нового договора с клиентом необходимо иметь полную информацию о его предыдущих страховках и обеспечить просмотр всех связанных с этими случаями документов. Такая информация должна храниться в БД, постоянно обновляться и быть легко доступна. Так, при расчетах, например, ставки взноса или тарифа, необходимо изъять из БД необходимую статистику и выполнить расчетные действия по договорам страхования за довольно длительный прошедший период, при этом обработке подвергается каждый договор. Такая БД хранится в АИС центрального офиса. В подразделениях страховой компании необходимости иметь БД всей компании нет, так как в каждом из подразделений имеется БД своих страхователей.

Информация возникает на уровне отделения страховой компании. Эти данные находятся в течение определенного времени в БД отделения. При наступлении регламентного времени сеанса передачи данных происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса страховой компании и совершается так называемая репликация баз данных.

Смысл репликации БД состоит в том, что какая-то одна из БД назначается главной. Она содержит наиболее актуальные данные. Другая БД -- подчиненная и получает копии из главной БД. Эти БД синхронизируют свое состояние, обновляют данные и согласовывают конфликты, если таковые возникли. Метод репликации реализован и осуществляется на уровне самих систем управления БД. Это стандартная и высокоэффективная процедура позволяет за достаточно небольшой по времени сеанс связи привести две большие БД к идентичному состоянию, так как по каналам связи передаются только те корректировки, которые произошли после предыдущего сеанса связи.

Подобным образом происходит обмен данными по актуализации БД с каждым из имеющихся отделений компании. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на следующие основные составляющие:

сеть центрального звена страховой компании;

сети конкретных структурных подразделений -- филиалов компании;

сети, обеспечивающие связь между компанией и филиалами.

Сетевой комплекс центрального офиса имеет самую высокую скорость передачи данных. Центральный офис может иметь одну или несколько ЛВС стандартов FDDI или Ethernet, объединенных друг с другом посредством высокопроизводительных маршрутизаторов. Особенность ЛВС центрального офиса в том, что часто в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах и отделениях компании. Использование маршрутизатора в качестве центрального сетевого устройства позволяет обеспечить высокоскоростное соединение локальных сетей, связь с сетями филиалов и доступ удаленных пользователей. Подобный принцип обеспечивает маршрутизацию и, в случае использования для передачи данных каналов с низкой пропускной способностью, компрессию (сжатие) передаваемой информации. Это позволяет повысить скорость передачи. Так, например, для основной ЛВС центрального офиса эта скорость может повыситься на основе кольца FDDI до 100 Мбайт/с. В кольцо FDDI могут включаться сервер БД, файл-сервер, сервер архива и маршрутизатор. В каждом конкретном случае количество устройств, входящих в кольцо, может быть разным. Через маршрутизатор ЛВС имеет выход на ЛВС других структурных подразделений центрального офиса. В таком контуре связь должны обеспечивать один или несколько коммутаторов и концентраторов. Путь данных проходит по следующей схеме: данные из сети FDDI проходят через основной маршрутизатор и попадают на коммутатор. Передача идет на полной скорости (100 Мбайт/с). Коммутатор передает данные на необходимый концентратор, который направляет их к месту назначения (рабочей станции). Передача от концентратора к рабочей станции происходит на скорости этой станции (обычно 10 Мбайт/с). Подобные условия позволяют в общих каналах обеспечивать более высокую скорость передачи и избегать в сети "пробок", если в ней работает большое число пользователей.

Задачи, решаемые в филиалах компании, не требуют особых функциональных возможностей их локальной сети. Хотя в определенных условиях объемы передаваемых данных могут быть большими. Это означает, что здесь следует иметь сеть с возможностью нескольких скоростей передачи данных. Основой такой сети может служить коммутатор, осуществляющий связь с одним или несколькими серверами на скорости 100 Мбайт/с, а с концентраторами или рабочими станциями на скорости 10 Мбайт/с. С этой точки зрения наиболее приемлемо как по простоте построения, так и по стоимости системы использование сети Ethernet.

Сети отделений также могут строиться на базе Ethernet. Скорость в сети 10 Мбайт/с вполне достаточна для тех задач, которые возникают в отделениях страховой компании.

Необходимость развития информационных технологий в страховом деле обусловливает применение новых технологии на принципах синтезирования информационных процессов и применения соответствующих технических и программных средств. В связи с этим следует отметить возможность создания эффективных АИС в деле страхования на базе существующих программных средств, например языка экранных форматов Oracle Forms 4/5, отчетов Oracle Reports 2.5, мультимедийных приложений Oracle Grafics из комплекса Developer 2000 фирмы Oracle.

Расширяется применение систем, функционирующих в режиме реального времени, в частности сетевых СУБД. Эти СУБД основаны на применении архитектуры сервера БД -- Oracle, Paradox, Clarion и др. При этом в однородных и неоднородных вычислительных сетях ориентируются на архитектуру "клиент -- сервер" с привлечением преимуществ языка запросов SQL.

Рассмотрев несколько возможных вариантов проектирования информационных систем для компаний социального страхования, преступим к рассмотрению и проектированию более детально.

Бесперебойное регулирование и обработку миллионов платежей и счетов Фонда социального страхования по , путевкам, льготным билетам на проезд обеспечивает ЕИИС — Единая интегрированная информационная система «Соцстрах».

Фонд социального страхования Российской Федерации — одно из ведомств государственного аппарата, деятельность которого определяет функционирование в России системы социального страхования. Ежедневно Фонд регулирует вопросы социального контроля среди:

  • 58 млн трудоустроенных граждан;
  • 16 млн граждан, получающих льготы;
  • 8 млн временно нетрудоспособных граждан.

Общая база данных Фонда насчитывает около 150 Тб информации. Собрать централизованно такое количество данных и обеспечить регулярное их обновление практически невозможно. Руководством Фонда было принято решение обеспечить удаленный доступ к базам данных всех региональных органов. Это стало возможным благодаря единой интегрированной информационной системе «Соцстрах».

Основная задача ЕИИС — анализ и оперативное предоставление информации из базы любого регионального отделения Фонда. На сегодняшний день в общей сети находятся 650 исполнительных органов Фонда, соединенных между собой высокоскоростными каналами связи VPN.

Система удобна в использовании: информация вносится в систему сотрудниками Фонда прямо на рабочем месте. Пропала необходимость в регулярных отчетах, так как ЕИИС способна по запросу выдать свод информации за любой период времени по любому критерию поиска. Сложный запрос на получение сводных данных из 5 миллионов платежей и счетов система выполняет примерно за минуту.

При работе система учитывает все поступающие о каждом отдельном человеке данные и отражает детали платежей и льгот в реальном времени, что делает финансовую деятельность Фонда прозрачной и обеспечивает рациональное использование средств социального страхования. Единая система образует общее информационное пространство, открытое для проверки выполнения государственных программ и потоков материально-технических ресурсов.

Какие взносы платит в ФСС ИП?

Выплаты по страхованию претерпели много изменений в названиях, формах, передавались под надзор различным органам и фондам. До 2010 года существовал единый социальный налог, сдавался он в налоговые органы. Затем он был заменен на страховой взнос, его уплачивали в Пенсионный Фонд и Фонды обязательного медицинского и социального страхования.

С 1 января 2017 года актуальным считается понятие «страховые взносы», определенное в главе 34 Налогового кодекса РФ. Оплачиваются они на счета по реквизитам налоговых органов.

Ежегодно работодатель выплачивает взнос в размере 30% от фонда оплаты труда, а конкретно:

  • В Фонд социального страхования — 2,9%;
  • В Фонд федерального обязательного медицинского страхования — 5,1%;
  • В Пенсионный фонд России — 22%.

Дополнительно, в зависимости от деятельности организации, в ФСС выплачиваются взносы на страхование от заболеваний и несчастных случаев на производстве. Ставку по тарифам назначает сам фонд, очень важно ежегодно ее подтверждать. Статья 58 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах» определяет случаи, когда базовый тариф можно заменить пониженным.

Ставка страховых взносов для индивидуальных предпринимателей определяется так:

1. При доходе до 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% = ставка пенсионного страхования;
  • 12(МРОТ) *12 * 5,1%

2. При доходе более 300 000 рублей в год:

  • 12(МРОТ) * 12 * 26% + 1% от дохода, полученного сверх установленного лимита = ставка пенсионного страхования
  • 12(МРОТ) * 12 * 5,1% = ставка медицинского страхования.

Максимальный страховой взнос в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей составляет 8(МРОТ) * 12 * 26%.

Формы отчетов в соцстрах, сроки сдачи

Даже после передачи налоговым органам надзорных функций по контролю уплаты страховых взносов, отчетность все еще предоставляется в другие фонды.

В Фонд социального страхования сдается отчет по форме 4-ФСС. Это квартальный отчет, направляемый в бумажном или электронном виде. Если штат организации меньше 25 наемных работников, то способ сдачи выбирается самостоятельно; в противном случае отчет сдается исключительно в электронном виде.

Бумажный вариант отчета принимается до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом; в электронном виде данные предоставляются до 25 числа месяца, следующего после отчетного периода. Годовой отчет сдается не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На официальном сайте ФСС всегда есть актуальная информация по срокам сдачи отчетности, приложены формы и описаны способы сдачи отчетности.

Порядок возмещения больничного листа, начисления декретных

Согласно действующего законодательства, страховые взносы в ФСС по нетрудоспособности и декретным отпускам будут курировать налоговые органы, в то время как возмещением этих расходов занимается Фонд социального страхования. Важно понимать, учитывая больничные, переработку и премии.

Расходы на оплату больничных выплачиваются работодателем и фиксируются в ежемесячном отчете в налоговую. Для возмещения расходов работодатель , согласно Приказа Министерства Труда РФ от 28.10.2016 № 585н, подает в ФСС следующие документы:

  • Заявление о возмещении с обязательным указанием наименования организации, ее адрес, регистрационный номер, размер выплат страхового обеспечения;
  • Документы-обоснования возмещаемых расходов;
  • Справка-расчет, составленная в свободной форме с указанием информации в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н.

Форма справки не установлена, но в некоторых отделениях соцстраха принята своя рекомендуемая форма. Эта справка заменит форму 4 ФСС, требуемую ранее при перерасчете страховых взносов.

В справке-расчете важно указывать актуальные и реальные данные, ведь согласно ч.1 ст. 4.2 федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ФСС могут запросить подтверждение указанной информации у налоговых органов.

ФСС проверяет предоставленные документы и достоверность данных, указанных в них. После вступления в силу положительного решения, деньги поступят на расчетный счет организации. Но в некоторых случаях решения принимают отрицательные. Так, например, если образование сотрудника не будет соответствовать занимаемой должности, или если присутствует необоснованно завышенный размер заработной платы, ФСС в возмещении может отказать.

Проверка ФСС — какие документы готовить?

Контролирующие органы могут посетить любую организацию с выездной проверкой на основании ст. 35 закона № 212-ФЗ «О страховых взносах». Проверки проводятся на основании утверждённого плана-графика, однако случаются и внеплановые проверки.

Причиной внепланового визита могут стать:

  • Жалобы на организацию, поступающие в фонд;
  • Изменение статуса организации (ликвидация, реорганизация);
  • Организация обратилась в ФСС за возмещением средств.

План-график предстоящих проверок ФСС и ПФР составляют совместно. Каждый фонд готовит список организаций, в которых необходимо провести проверку. И если на плановые проверки направляются представители обоих фондов одновременно, то внеплановое посещение может инициироваться и проводиться кем-то одним.

Решение о предстоящей плановой проверке работодатель получает под роспись, с предъявлением перечня необходимой к проверке документации. Важно удостовериться, что на проверку прибыли представители фондов, указанные в Решении. Иные должностные лица проводить проверку не имеют права.

Проверяющие имеют право запросить документацию о деятельности компании только за 3 прошедших года. В основном запрашивается документация, имеющая отношение к страховым взносам:

  • Трудовые договоры, приказы о назначении должностей;
  • Табели, штатное расписание, приказы об отпусках, отгулах, премировании;
  • Заявления на отпуск, отгул, декретный отпуск;
  • Больничные листы;
  • Счета и другие банковские документы.

Проверяющие не в праве просить предъявление документов, кроме учредительных и названных выше. Инспектор может работать с оригиналами документов только на территории организации. При необходимости изъятия документов для подробной проверки, проверяющим предоставляется копия, заверенная штампом и подписью директора организации.

Проверка не может длиться более 2 месяцев , но возможна приостановка по делу для получения дополнительных сведений. Тогда максимальный срок работ не должен превышать 6 месяцев.

Как получить путевку через соцстрах?

Работающие по трудовому договору граждане, перенёсшие серьезные болезни или операции, имеют право на получение бесплатной путевки на реабилитацию в санатории. Решение о направлении в работника на санаторное лечение принимает комиссия медицинского учреждения, в котором проходило лечение.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Обязательное социальное страхование позволяет минимизировать негативные последствия от возможного изменения материального или социального положения граждан по причинам, совершенно независящим от них. Такая система защиты регулируется тремя различными фондами, одним из которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Что такое Фонд социального страхования?

Фондом социального страхования называется организация внебюджетного типа, которая была создана с целью реализации программы обязательного страхования. Все задачи, которые выполняет такая организация, регулируются федеральными законами. Контроль также производится на основе Бюджетного кодекса РФ.

Средства такого фонда формируются за счет взносов компаний, выступающих в качестве работодателей. Кроме этого, следует также отметить еще и дополнительные источники наполнения ФСС:

  • доходы от инвестиций;
  • бюджетные ассигнования;
  • страховые взноса предпринимателей;
  • другие способы денежных поступлений.

Ассигнованные средства выделяются из центрального бюджета в пользу регионов для покрытия затрат. Впоследствии определенная денежная сумма используется в качестве финансовой помощи гражданам в виде выплаты поощрительных пособий, частичной компенсационных выплат для ДЮСШ и лечебно-оздоровительных учреждений, оплату проезда и путевок определенным категориям граждан.

Сконцентрированный объем финансовых ресурсов фонда не должен быть избыточным. При таком раскладе возможен вариант завышения затрат на производство и конечную продукцию, что обусловлено повышением взносов для работодателей, выступающих в качестве основных плательщиков.

С целью достижения финансовой стабильности очень важно корректно определить расчетную базу и размер страхового тарифа. Трудность проведения расчетов определяется тем, что начисление может производиться по причине различных страховых взносов, вероятность которых определяется целым рядом причин.

Более того, некоторые выплаты Фонда носят нестраховой характер, что делает начальную ситуацию еще более запутанной.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации позволяет определить структуру и специализацию этой организации. Деятельность такого фонда осуществляется в соответствии с конституционными нормами РФ.

Любое региональное отделение фонда способно выполнять оперативное управление средствами, которые были переданы в организацию из различных источников. Денежные средства, которые находятся отдельном взятом региональном отделении, позиционируются в качестве федеральной собственности. Они не являются составной частью регионального бюджета и не подлежат изъятию для последующей траты в других целях.

Для хранения определенной денежной суммы Фонда социального страхования открывается специальный банковский счет, управлять которым может исключительно председатель организации или же должностные лица, находящиеся в его непосредственном подчинении. В последнем случае распоряжение средствами возможно только с согласия председателя Фонда.

Касательно структуры ФСС, то в состав такой организации включены следующие исполнительные органы:

  • Региональные отделения. Основная задача таких отделений заключается в распоряжении средства Фонда на территории отдельного взятого субъекта РФ. Региональные отделения обслуживают жителей в регионах.
  • Центральные отраслевые отделения. Такие исполнительные органы специализируются на управлении средствами в отдельных отраслях хозяйства.
  • Филиалы отделений. При необходимости могут быть созданы филиалы. Образование дополнительных исполнительных органов позволяет минимизировать нагрузку на центральные отделения фонда.

Во главе Фонда социального страхования находится председатель, который выступает в качестве главного исполнительного лица.

Деятельность ФСС обеспечивается благодаря работе аппарата фонда. Взаимодействие региональных исполнительных органов обеспечивается деятельностью аппаратов органов Фонда субъектов РФ.

Непосредственно при самом фонде, территориально расположенном в Москве, создаётся правление. Для регулировки деятельности региональных и отраслевых отделений создаются специальные координационные советы. Фонд социального страхования имеет собственную гербовую печать и является юридическим лицом.

Функции и управление

Отчисления в Фонд социального страхования формируют достаточную денежную сумму, которая может использоваться в различных целях. Денежные средства плательщиков могут быть направлены для оказания финансовой помощи граждан. ФСС Российской Федерации разрешает множество задач.

Среди обязательных функций ФСС - обеспечение льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а также обеспечение мероприятий, направленных на сокращение травматизма на производстве.

Процедура управления ФСС осуществляется при непосредственном участии Правительства РФ и общероссийских профсоюзных объединений. Председатель и заместитель фонда назначаются Правительством РФ.

Председатель фонда имеет пять заместителей, которые в случае необходимости должны разрешать возложенные на них задачи. Среди основных функций, которые должен выполнять председатель ФСС следует отметить:

  • руководство деятельностью фонда;
  • утверждение финансовых отчетов об использовании средств;
  • внесение проектов бюджета;
  • распределение обязанностей между заместителями;
  • издание приказов, соответствующих компетенции председателя;
  • определение направлений международного сотрудничества.

Сотрудничая с Министерством труда и социального развития, председатель ФСС может заниматься разработками предложений по улучшению систем социального страхования. В обязанности председателя ФСС также включены функции по открытию и закрытию банковских счетов центрального отделения и региональных исполнительных органов. При необходимости может приниматься решение о списании имеющихся остатков в пользу центральных отраслевых отделений фонда.

Несмотря на широкие полномочия, возложенные на председателя ФСС, процедура управление организацией подразумевает коллективное вмешательство. Полный состав правления включает в себя 35 человек.

В случае необходимости разрешения конкретных вопросов представитель правления может инициировать заседание. При условии отсутствия председателя Фонда социального страхования инициировать заседание правления может один из его заместителей.

На заседаниях такого типа чаще всего рассматриваются вопросы, касающиеся совершенствования программ социального страхования. Здесь же производится разработка проектов бюджета Фонда и размеров тарифа страховых взносов. Отдельное внимание при этом уделяется контрольно-ревизионной деятельности организации.

Региональные отделения фонда проводят регистрацию страхователей. Для более плотного взаимодействия с центральными исполнительными органами региональные отделения должны периодические предоставлять отчеты о своей деятельности.

Фонд социального страхования обеспечивает начисление выплат определенным категориям граждан в случае наступления страхового случая. Деятельность такой внебюджетной организации регулируется целой совокупностью нормативных актов. ФСС выполняет множество различных функций по обеспечению минимизации производственного травматизма. Средства фонда формируются за счет регулярных взносов плательщиков, в качестве которых могут выступать предприниматели, инвесторы, организации-работодатели. Сбережения такой организации не являются частью регионального бюджета.

Правовой статус ФСС определяется в соответствии с действующими федеральными законами. Такая организация относится к категории внебюджетных, поэтому при условии наступления страхового случая Фонд имеет право назначать и проводить соответствующие проверки с целью идентификации возможных нарушений.

При перечислении страховых взносов работники внебюджетной организации могут проверять пакет документов, которые имеют непосредственное отношение к выплатам страхового обеспечения. Ввиду того, что средства ФСС не являются частью региональной бюджетной системы, они не могут быть изъяты с банковского счета.

Отчетность Фонд социального страхования контролирует председатель управления организации. С определенной периодичностью председатель ФСС должен предоставлять отчет об исполнении бюджета.

ФСС является специализированным финансовым учреждением кредитного типа, которое создано при Правительстве РФ. Основная задача такой организации заключается в управлении средствами социального страхования.

Правовой статус Фонда позволяет организации проводить страхование лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой. При этом условия страхования определяются некоторыми законами федерального значения в отдельно взятом регионе. Помимо этого, ФСС имеет полное право:

  • предоставлять отсрочку уплаты страховых взносов плательщику;
  • инициировать обращение в арбитражный суд;
  • проводить со страхователей взыскание по причине недоимки страховых взносов;
  • самостоятельно назначать и проводить экспертизу (при необходимости);
  • проводить проверку документов по учету страховых взносов.

При условии невыполнения плательщиком своих непосредственных обязанностей по внесению страховых платежей может проводиться начисление пени. Отсрочка плательщику предоставляется в соответствии с установленными федеральными законами случаями.

Будучи внебюджетной организацией, Фонд социального страхования должен своевременно информировать страхователей и в случае необходимости принимать меры по сохранению финансовой устойчивости. При разработке тарифов регулярных страховых взносов представители ФСС должны обязательно брать во внимание мнения компаний, выступающих в качестве работодателей.

Среди обязанностей Фонда социального страхования - регистрация процедуры страхования и ведение единого учета застрахованных лиц.

Все имеющиеся средства фонда имеют целевое значение. Соответствующие выплаты могут быть проведены только в определенных направлениях социального страхования. Зачисление средств на личные счета плательщиков недопустимо. Чтобы обеспечить контроль за своевременностью и порядком начисления средств, при таких организациях создаются специальные комиссии. В состав последних входят представители администрации и профсоюзов.

Сколько составляет проект бюджета?

Что касается особенностей формирования бюджета такого проекта, то здесь многое зависит от формы исполнительного органа. Данный момент также определяет и размер возможных социальных начислений. Проект бюджета Фонда социального страхования разрабатывается с определенной периодичностью. Итоговая сумма формируется при учете реализации страховых взносов.

Прогнозируемый актуальный объем доходов бюджета ФСС, согласно представленному проекту в этому году, составит 625004961,1 тысячу рублей.

Для сравнения следует заметить, что объем расходов в соответствии с действующим проектом должен составить 622591281,2 тыс рублей. Получить такие данные удалось при детальном изучении целой совокупности факторов. К наиболее значимым из них следует отнести:

  • бюджетное послание Президента РФ;
  • данные Госкомстата РФ;
  • исполнение бюджета в предыдущем периоде;
  • социально-экономический прогноз;
  • основные направления бюджетной и социальной политики;
  • действующие нормативные акты.

Если говорить о конкретной сумме выплат для отдельно взятого страхователя, то при наступлении смертельного случая на производстве, семье потерпевшего выплачивается денежная компенсация из средств Фонда. Размер единоразовой выплаты держится на уровне 1 млн рублей.

В случае необходимости обеспечения людей с ограниченными физическими возможностями специальными техническими средствами реабилитации проект бюджета определяется при условии повышения эффективности расходов на указанные цели.

Доходы

Структура доходов ФСС определяется особенностями конкретного исполнительного органа. Бюджет такой кредитной организации финансового типа формируется по двум направлениям - стандартному социальному страхованию и страхованию от несчастных случаев на производстве. Взносы могут быть представлены в виде платежей налогового и неналогового типа. Сюда же следует отнести безвозмездные перечисления. Итоговый бюджет Фонда включает в себя такие составляющие:

  • единый социальный налог;
  • сельскохозяйственный налог;
  • штраф по взносам;
  • начисление пени за просроченный период;
  • страховые взносы в Фонд социального страхования;
  • поступления капитализированных платежей.

К налоговым доходам фонда также следует отнести еще недоимку, а к неналоговым - поступления от имущества, находящегося в муниципальной собственности. Из дополнительных начислений безвозмездного типа следует отметить средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм. Сюда же можно добавить и другие поступления средств, которые будут включены в бюджеты ФСС.

В региональных отделениях Фонда формирование доходов производится по схожему принципу, но с некоторыми отличиями. Основную часть бюджета здесь формируют поступления налогового и неналогового типа, а также безвозмездные перечисления. Последние формируются как средства федерального бюджета. Впоследствии они могут быть направлены в региональные отделения фонда.

Дополнительным источником внутреннего бюджета фонда по региональным отделениям могут быть остатки средств на конец предыдущего года, а также внутрибюджетные поступления, направленные на пополнение денежного оборота из резерва центрального отделения ФСС.

Формирование доходов по центральному аппарату

В формировании доходов по центральному аппарату принимают участия средства, которые были зачислены на счет Фонда от поступления государственного имущества. Доход от продажи оборудования, процентов от вкладов свободных средства и другие источники также может быть зачислен в общий бюджет ФСС. Сюда же следует отнести другие денежные поступления, которые предусмотрены нормативными правовыми актами.

Расходы

В качестве расходов выступают денежные средства, направленные на разрешение поставленных финансовых задач. Структура расходов зависит от экономического и социального состояния конкретного региона.

Средства из бюджета ФСС могут быть израсходованы только после того, как они были распределены председателем и главным бухгалтером. Основные статьи расходов будут выглядеть следующим образом:

  • взносы на решение вопросов общегосударственного значения;
  • расходы на образование (в том числе и на переподготовку кадров различных отраслях);
  • расходы на установление международных контактов;
  • выплата пособий;
  • оплата проезда в общественном транспорте.

Расходы, связанные с социально-политической деятельностью, представлены в виде выплат граждан с временно ограниченной трудоспособностью. Сюда же следует отнести расходы на медицинскую или социальную реабилитацию.

Фонд социального страхования предназначен для финансирования выплат различным категориям граждан при условии наступления страхового случая. Такая организация объединяет в себе центральный аппарат, региональные и отраслевые отделения, филиалы в отдельных регионах страны. Проект бюджета этой инстанции составляет председатель организации. Однако перед исполнением бюджета он должен быть утвержден Правительством РФ. Дополнительно в состав правления ФСС включены еще 35 человек, среди которых есть пять заместителей председателя.

Доходы и расходы ФСС должны быть отмечены в проекте, который составляется каждый год. Большую часть доходов организации составляют ежемесячные страховые взносы. Их выплачивает работодатель за каждого сотрудника. Впоследствии необходимая денежная сумма будет возвращена фондом при наступлении страхового случая.

Их виды

Существует две основные разновидности взносов, которые работодатель обязуется уплачивать каждый месяц в ФСС. Один из платежей уплачивается на случай временной потери трудоспособности одного из сотрудников, а также по случая материнства. Другая разновидность страховых взносов обеспечивает компенсацию в результате несчастных случаев на производстве или по причине профессиональных заболеваний. Формирование той части бюджета фонда, которая обеспечивает денежное возмещение сотрудникам по причине временной трудоспособности, производится за счет таких источников:

  • уплата начисляемых штрафов;
  • взыскание пени.

Выплаты застрахованным гражданам от несчастных случаев производится за счет других регулярных платежей, которые обязан вносить работодатель в бюджет ФСС каждый месяц. К таким источникам относятся:

  • обязательные страховые взносы;
  • капитализированные платежи;
  • взыскиваемые штрафы по причине просрочки платежей;
  • начисляемые пени;
  • другие виды платежей, которые не противоречат законодательству РФ.

Капитализированные платежи поступают при условии ликвидации страхователя. Здесь можно заметить, что обязательные страховые взносы составляют очень важную часть платежей, формирующих бюджет ФСС.

Величина ежемесячных взносов по временной потере трудоспособности может варьироваться от 0 до 2,9% от общего размера зарплаты. При проведении соответствующих расчетов учитываются особенности применяемых льгот.

Размер страховых взносов по производственному травматизму будет несколько выше. При минимальных 0,2% максимальная величина таких платежей может достигать 8,5%. Итоговый размер ежемесячных выплат для конкретного сотрудника будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска относится его вид трудовой деятельности. Это определяют сотрудники ФСС после проведения соответствующей экспертизы.

Порядок проведения выплат

Порядок проведения уплаты взносов подразумевает реализацию ежемесячных перечислений в бюджет фонда не позднее 15-го числа календарного месяца, который следует за месяцем выплаты зарплаты. Если заработная плата начислена на январь, то до 15 февраля работодатель должен произвести расчет необходимой суммы и внести её на счет ФСС.

В ситуации, при которой назначенный день выплат является нерабочим, то конечным периодом выплат является ближайший рабочий день, который следует сразу за выходными. Внесение регулярных ежемесячных взносов позволяет уменьшить налоговую базу организаций-плательщиков, если они работают на ЕНВД или по упрощенной системе налогообложения.

Разобравшись с тем, чем занимается ФСС, можно легко определить природу ежемесячных отчислений в бюджет такой организации. Законодательно проводить такие платежи должны организации, предприятия и отдельные граждане, которые активно используют труд наёмных работников. Отчисления производятся из собственного заработка работодателя.

Однако следует заметить, что неуплата работодателем взносов в ФСС не лишает сотрудников права на получение материальной компенсации.

При условии невыполнения обязанностей по внесению ежемесячных страховых платежей к страхователю могут быть применены санкционные меры в виде начисления штрафов и пени. В особо сложных случаях возможен вариант принудительного взыскания денежных средств с нарушителя. Размер пени составляет 0,1% за каждый последующий день просрочки.

Как определить размер отчислений?

Размер ежемесячных отчислений можно рассчитать по специальной формуле.

Для этого следует установленный процент отчислений разделить на 100, а полученный результат умножить на размер зарплаты или других выплат, которые приравнены к ней.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда вне зависимости от источников финансирования. Уменьшения на сумму налогов и всевозможных удержаний при этом также не производится. Исключение составляют страховые взносы на такие выплат:

  • выходное пособие при увольнении;
  • командировочные;
  • компенсация за неиспользуемый отпуск;
  • суточные;
  • пенсионные начисления;
  • денежные пособия.

На такие выплаты, которые носят единоразовый или компенсационный характер, страховые взносы в бюджет фонда не начисляются.

Правовой статус Фонда социального страхования позволяет такой организации проводить дополнительные расследования и экспертизы по факту нарушения правил зачисления и пользования средствами. Регулярно страхователь должен предоставлять отчетность в ФСС. Такая документация подтверждает, что плательщик выполняет свои обязательства по реализации ежемесячных страховых взносов. Регулярную отчетность должны сдавать индивидуальные предприниматели, а также организации-работодатели, которые используют труд наемных работников. Для сдачи отчетности используется специальная форма 4-ФСС, бланк которой можно скачать по ссылке ниже:

Предприниматели, не использующие труд наемных рабочих, не должны сдавать ежемесячный отчет в ФСС.

Крайний срок предоставления квартальной отчетности в бумажном виде - не позднее 20-го числа месяца, который следует за отчетным кварталом. Для компаний, в штат которых входит 25 и более человек, отчет о проведении выплат можно подавать в электронном виде. В этом случае срок сдачи документации может быть отсрочен до 25-го числа.

Отчеты о совершении выплат сдаются в территориальное отделение Фонда социального страхования. Номер отделения, к которому прикреплен плательщик можно узнать по карточке. Последняя оформляется при регистрации в фонде в качестве страхователя. Существует несколько различных вариантов сдачи отчетности в такую организацию.

Вариант №1. Сдать отчет лично в руки сотруднику ФСС

Такой способ является наиболее проверенным. В случае личного посещения регионального отделения ФСС полностью исключается вероятность возникновения ситуаций, при которых отчет может где-то затеряться. Кроме этого, плательщик сможет мгновенно ответить на вопросы инспектора и прокомментировать конкретную строчку в заполненному документе.

Единственная проблема такого способа заключается в том, что плательщик должен тратить личное время и свои нервы для сдачи необходимой документации. А при определенных обстоятельствах на разрешение данного вопроса может потребоваться от нескольких часов до одного дня. Наиболее целесообразным решением здесь является привлечение помощника, который сможет выполнить поставленную задачу.

Вариант №2. Отправить документацию в электронном виде

Отправит отчет таким образом можно не покидая пределов собственного офиса. Крайний срок сдачи увеличен на пять дней, что позволяет без спешки подготовить всю необходимую документацию. Однако чтобы воспользоваться таким способом, между плательщиком и страховщиком должен быть дополнительно заключен договор о предоставления отчетности в электронном виде. Наиболее проблемным моментом такого способа являются возможные технические сбои, в результате которых представители ФСС могут получить отчет с ошибками. С порядком подготовки отчетности в электронном виде можно ознакомиться в этом документе

Вариант №3. Отправить отчет по почте

Этот способ тоже является достаточно удобным, так как избавляет от необходимости тратить время на посещение ближайшего представительства ФСС. Однако здесь также возможен вариант появления некоторых ошибок. Это обусловлено тем, что после получения отчета сотрудники ФСС вбивают данные в базу ручным способом. Здесь нельзя полностью исключить пресловутый человеческий фактор.

Чтобы минимизировать вероятность ошибки, целесообразнее всего прибегать к реализации такого способа только в случае нулевой отчетности или при условии, если очень сильно поджимаю сроки. Конверт необходимо отправлять заказным письмом и делать подробную опись всего вложения. Такая опись вместе с уведомлением о вручении будут выступать в качестве подтверждающих документов.

Штрафные санкции

При условии несвоевременной сдачи отчетности в ФСС на плательщика может быть наложены штраф, размер которого составляет 5% от суммы страховых взносов. При этом итоговый размер штрафного взыскания не должен быть более 30-ти процентов указанной суммы, но и не менее 1000 рублей.
В случае неуплаты или уплаты неполной суммы на страхователя также может быть наложен штраф. В этом случае его размер держится на уровне 20% от неуплаченной суммы страховых взносов.

Основные функции ФСС РФ заключаются в обеспечении своевременных выплат определенным категориям граждан. Бюджет такого фонда наполняется за счет взносов со стороны работодателей. Ежемесячное перечисление производится при использовании реквизитов территориальных исполнительных органов. В зависимости от назначения платежа и конкретного региона страны, реквизиты ФСС могут изменяться. Назначение платежа может быть разным:

  • страховые взносы от несчастных случаев на производстве, перерасчеты, задолженность;
  • страховые взносы в связи с временной нетрудоспособностью;
  • пени и проценты;
  • штраф за занижение облагаемой базы;
  • поступления капитализированных платежей;
  • штраф за нарушение сроков подачи отчетности.

Для уточнения более детальной информации относительно реквизитов конкретного отделения ФСС можно обратиться в ближайший филиал или посетить официальный сайт фонд - //fss.ru . Здесь представлена актуальная информация, которая может обновляться.

Возможность перехода на электронные листки нетрудоспособности регламентирована .

В настоящий момент на электронные больничные перешли далеко не все российские организации , так как руководство многих из них боится испытать трудности с их обработкой. На самом деле переход на ЭЛН не так сложен.

Для участия в информационном взаимодействии с органами ФСС работодатели могут применять собственное доработанное программное обеспечение («1С», «ПАРУС», «СКБ «Контур» и др.) или подключить личный кабинет страхователя, размещенный в интернете по адресу: https://cabinets.fss.ru/insurer/ , как это сделать можно уточнить у техподдержки.

Внимание! Система электронных листов нетрудоспособности существенно ограничит возможность злоупотребления их оформлением. Сотрудники, желающие отдохнуть от работы, не смогут купить больничный лист или подделать его.

Распределение обязанностей

Во многих организациях больничные листы сдаются сотруднику отдела кадров , который оформляет в них данные, касающиеся трудового стажа заболевшего работника, а затем относит их в бухгалтерию. Специалисты советуют при переходе на ЭЛН, возложить оформление больничного на бухгалтера, то есть получить на него электронную подпись и обеспечить доступ к ЕИИС «Соцстрах» РФ (единая специальная система электронного взаимодействия).

Новые обязанности бухгалтера подтверждаются изданием в компании приказа и заключением с этим сотрудником дополнительного соглашения к трудовому договору.

Получение ЭЦП

После того, как бухгалтер согласится с возложением на него обязанностей оформления электронных листов нетрудоспособности, задачей руководства организации станет получение усиленной электронной подписи на него, которая совместима с ЕИИС «Соцстрах».

Стоит отметить, что электронная цифровая подпись не является бесплатной услугой , руководству компании, решившей подключиться к программе ЕИИС «Соцстрах», нужно будет заплатить за ее изготовление и обозначить срок ее действия.

Справка! Для покупки ЭЦП необходимо обратиться в компанию, занимающуюся изготовлением сертификатов. Цена сертификата электронной подписи составляет примерно 1000 рублей на год, точная стоимость зависит от каждого конкретного случая.

Регистрация в ЕСИА

Регистрация в ЕИИС «Соцстрах»

После того, как в организации будет получена подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, станет возможным пройти регистрацию в ЕИИС «Соцстрах», предварительно подав письменное соглашение об информационном сотрудничестве органам ФСС.

  1. Личный кабинет можно создать, перейдя по адресу: cabinets.fss.ru .
  2. После того как будет осуществлен переход на данный портал, чтобы войти в личный кабинет, бухгалтеру необходимо ввести свой логин и пароль от сайта госуслуг, далее потребуется подтвердить его с помощью ЭЦП.
  3. В личном кабинете можно увидеть весь список электронных больничных сотрудников организации.

Оповещение сотрудников и их право выбора

После того как организация подключится к ЕИИС «Соцстрах», руководство обязано известить об этом всех работников. Сотрудники фирмы должны знать, что теперь у них есть возможность оформлять листы нетрудоспособности в электронном виде , дав врачу на это письменное согласие. Рассказать работникам о введении и новых возможностях можно, издав приказ и ознакомив их всех с ним под подпись.

Алгоритм работы с ЭЛН


Многих руководителей организаций интересует, как происходит работа с ЭЛН. Оформление электронного больничного листа проходит в несколько этапов:

  1. Врач в больнице заходит в систему ЕИИС «Соцстрах», формирует в ней больничный листок, вносит все необходимые сведения из электронной медицинской карты. Больничному при этом присваивается уникальный порядковый номер.
  2. Далее он выгружается медицинским учреждением в систему, заверенный электронными подписями.
  3. Сотрудник при этом не видит сформированного листка нетрудоспособности, но знает его номер, который говорит бухгалтеру организации для начисления пособия.
  4. Далее по номеру бухгалтер находит этот больничный в ЕИИС «Соцстрах», использует сведения из него для расчета пособия, заполняет данные: наименование фирмы, сведения о среднем заработке заболевшего работника, его стаже и т.п., заверяет его своей электронной цифровой подписью.

Переход на больничные в электронном виде является несложной процедурой , которая занимает немного времени и облегчает работу сотрудникам бухгалтерии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .