Традиции 19 века новый год. История празднования нового года в россии. Придворные маскарады и домашние праздники

Пройдя длинный путь - более 300 лет - привычные сегодня новогодние празднества менялись, дополнялись, а иногда и вовсе исчезали на долгое время. Город+ предлагает ознакомится с комментариями экспертов и мемуарами, воспоминаниями, архивными материалами царских особ, которые рассказывают о традициях празднования Нового года в России до революции 1917 года.

Праздник праздников: Кванзаа, Ханука и Рождество

Счастливое, счастливое Рождество, которое может вернуть нас к заблуждениям наших дней детства, вспомнить старику о радостях его юности и отправить путешественника обратно в свой собственный камин и тихий дом! Перед отъездом, чтобы насладиться перерывом из школы, воспользуйтесь возможностью для обсуждения со студентами ритуального подарочного подарка в своих семьях и культурных традициях. Некоторые вопросы, чтобы они подумали.

Царствование Петра I

Как индивидуальные семьи настраивают праздничные торжества с обменом подарками и другими ритуалами? Каким образом праздничный подарок дает цифру в популярном воображении через отличную литературу, которая перечитывается и исполняется из года в год? Традиции праздничных праздников, особенно практика дарения поскольку он разворачивается со временем и рассматривает, можно ли найти общие темы и элементы в разных духовных традициях. Чтобы подготовить ваших учеников к изучению способов развития праздников со временем, учителя и родители могут начать с этого простого упражнения, подходящего для учащихся всех возрастов.

Кандидат исторических наук Николай Славнитский

Источник изображения:vk.com

"Празднование Рождества и Нового года в России утвердилось в царствование Петра I , который решил отмечать его с 1 января 1700 года, до этого времени новый год наступал 1 сентября. Естественно, Санкт-Петербург, основанный в 1703 году стал основным центром новогоднего праздничного церемониала. Тогда же в будущей столице впервые появились новогодние елки, кроме того, наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. Празднование также сопровождалось литургией.

Попросите ученика выбрать любимый семейный праздник. Попросите их взять интервью у разных членов семьи, особенно родителей и бабушек и дедушек, об их любимых традициях как сейчас, так и когда они были детьми, включая способы, которыми члены семьи справляются с подарочной подачей.

Вопросы могут включать в себя, какие виды деятельности по-прежнему являются частью семейных праздников, и которые больше не выполняются. Ведущие студенты в исследовании того, почему некоторые традиции закончились, а другие начали и какое значение дает подарки в их семьях. Студенты могут закончиться написанием краткого эссе об их подарочном подарке и других традициях праздника, старых и новых, в том числе потерянных или недавно добавленных.

Однако не все традиции прижились сразу - если пушечная пальба продолжалась вплоть до конца XVIII века, то елки после смерти основателя Санкт-Петербурга ставить прекратили. Возобновилась эта традиция лишь в царствование Николая I . Вплоть до конца XIX века новогодние гуляния в столице Российской империи были скромными, куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем в первой половине XIX столетия оно отмечалось с еще большим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января. Уже в царствование Петра I в Рождество поднимали штандарт - как полагалось во все праздничные дни - и держали его вплоть до 6 января.

Традиции проводов Старого года

Обмен подарками - это, безусловно, праздничная традиция во многих семьях, и все мы можем относиться к трудностям найти этот особый дар для любимого человека. Генри, псевдоним Уильяма Сиднея Портера, захватил такой дух в своей иронической истории «Дар волхвов». Откройте руководство с выдержками из оригинального текста, чтобы помочь студентам перейти через независимое чтение этой рождественской сказки. Главный герой, Делла, жаждет купить специальный подарок для своего мужа, Джима, но ему мешают ее скудные сбережения менее двух долларов.

В начале XX века ситуация стала немного меняться - новогодние торжества и гуляния становятся более торжественными, нежели рождественские, то есть светский праздник постепенно начал вытеснять церковный. Крещенские же торжества и вовсе прекратились после 1905 года".

Царствование Петра I

Придворные маскарады и домашние праздники

С любовью, смущающей тщеславие, Делла продает свои славные длинные волосы за двадцать долларов, чтобы она могла купить подарок Джима, цепочку часов. Генри, известный своими «неожиданными» окончаниями, заканчивает с концом, богатым ситуационной иронией, который, конечно, может помешать вашим ученикам.

Конечно, некоторые кумиры не чувствуют никакого давления на покупку подарков вообще. В определенный роковой сочельник Эбенезер Скрудж наблюдает за своей прошлой, настоящей и будущей жизнью с внешней точки зрения, одновременно сопровождаясь тремя призраками и пробуждениями, чтобы испытать изменение сердца и бытия. Исследуйте этот прочный классический отпуск о выкупе и семье с новым ресурсом. В, студенты сосредоточены на первом рою романа, поскольку они идентифицируют значения слов и фраз, которые могут быть незнакомы с ними.

Источник изображения:vk.com

20 декабря 1699 года Петр I издал указ, согласно которому, «по примеру всех христианских народов», предписывалось вести летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. В соответствии с этим после 31 декабря 7208 года наступало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Далее в указе говорилось:

Эта деятельность облегчает тщательное изучение и погружение в текст и приводит к пониманию Скруджа перед его призрачными переживаниями. Учащиеся изучают опыт Скруджа с Призраками Рождественского прошлого, настоящего и будущего и узнают, как Диккенс использовал как прямую, так и косвенную характеристику, чтобы создать главного героя, который больше, чем просто стереотип. В, студенты сосредотачиваются на пятом пятом, поскольку они определяют и формулируют темы, которые пронизывают историю.

Скрудж Диккенса - не единственная литературная фигура, которая пережила прозрение в канун Рождества. «В ночь перед Рождеством и по всему дому, ни одно существо не шелохнулось, даже мышь» открывает одно из самых знаменитых стихотворений о Рождестве, «Посещение святого Николая».

"В знак того доброго начинания и нового столетняго века <…> после должного благодарения Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своему, по большим и преезжим знатным улицам знатным людям и у домов Нарочитых духовнаго и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых <…> а людям скудным хотя бы по древцу, или ветве на воротья, или над хроминою своею поставить <…> а стоять тому украшению Генваря по 7 день тогож 1700 год..." (Цит. по: Иванов Е. История праздников Нового года и Рождества).

Из праздничной литературы мы переходим к множеству праздничных дарочных традиций, которые исходят из сочетания религиозных и светских торжеств и обычаев. Изучая Кванзаа, студенты узнают символизм и общие ценности, которые лежат в основе всех зимних каникул. Ханука, отмечаемый в еврейских общинах от Парижа до Сирии и Бостона до Св. В этот праздник семьи могут собраться вместе, чтобы осветить свечи меноры и обменять подарки на каждый из восьми ночей праздника.

Новый год после революции

Ханука празднует чудо, которое произошло после того, как еврейский народ восстановил свой храм от своих завоевателей Селевкидов. Отказавшись поклоняться греческим божествам империи, евреи восстали и в конце концов отбили свой храм после трехлетней войны. В рамках празднования победители хотели осветить Менору, но имелось только однодневное количество нефти. Масло, однако, продолжалось восемь дней, что привело к восьмидневному празднованию Хануки, известному также как «Фестиваль огней». История Хануки ставит праздник в его историческом контексте и включает в себя описания некоторых традиций, таких как игра дрейделя, четырехсторонний верх.

Таким образом, новогодние "ёлки" в виде еловых веток появились в России в царствование Петра I. При нем же в Петербурге утвердился порядок, по которому Новый год каждый раз отмечался пушечным салютом. Эта традиция продержалась вплоть до конца царствования Екатерины.

Царствование Анны Иоанновны

Это было время, когда солдаты казнили любых евреев, которые были пойманы, практикуя свою религию. Когда благочестивые евреи собрались, чтобы изучить Тору, они подготовили верх, если бы услышали приближение солдат. Если бы солдаты появились, они бы спрятали священные писания и притворились, что играют с дрейделем. Чтобы играть в игру в классе или дома, учащиеся могут захотеть ссылаться на правила игры.

Подарочная подача, еще одна традиция Хануки, с годами продолжает расти. Актом обмена подарками между членами семьи и друзьями является относительно новая практика, которая сложилась из скромного денежного присутствия, которое восточноевропейские евреи 17 или 18 века подарили религиозным учителям во время этого праздника. В 19 веке подарки были переданы детям. Подарочная традиция больше не распространяется на распределение монет для детей, но распространяется на различные формы подарков и теперь включает взрослых.

Источник изображения:vk.com

"В день нового года по окончании службы палили из пушек с крепости и Адмиралтейства. Вечером были иллуминованы все дворы."

В 1736 году в газете появился следующий материал:

"Вечером на Неве был зажжен фейерверк, а на крепости и адмиралтействе - иллюминация.На плане фейерверка изображена была Россия в женском обряде стоящая на коленах пред ея императорским величеством, которая освещалась входящими с небес на ея императорское величество и от ея величества возвращающимися сиянием с надписью: Благие нам с тобой лета."

В современной Америке плавник может принимать форму конфет или существенные дары денег, помещенные внутри карты для счастливого получателя. Как и в случае современного празднования Рождества, относительно новое дополнение подарка, дающего этому традиционному празднованию, служит для приближения людей друг к другу в самое темное время года. Часть программы касается того, как американская еврейская община сформировала и изменила праздник Хануки.

История Рождества дает исторический контекст этому празднику, в том числе его смешанное происхождение. Для древних римлян зимнее солнцестояние было временем праздника Сатурналий, отмеченным подарочной подачей и разгулом, а также кострами и практикой разворотов ролей между мастером и слугами. Как и Кванзаа, Сатурналия сосредоточился на том, чтобы благодарить за плоды земли и обильные урожаи, которые обеспечили бы процветание в следующем году. Деловые сделки были запрещены, и релаксация была лозунгом для слуг, а также мастеров.

Царствование Екатерины II

Источник изображения:vk.com

В царствование Екатерины II при дворе празднование происходило следующим образом:

"На 1 января 1769 года назначен придворный маскарад. Празднование при дворе было обычное: дипломатический корпус и министры созваны на повесткам. В 12-м часу императрица в малой короне и мантии вошла в паре с ситом в большую церковь, в предшествии гофмаршала с жезлом. Проповедь после литургии произносил Новоспасский архимандрит Симон (Лагов), а преосвященный Гавриил (Кременецкой) - поздравительную речь." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...)

У римлян была традиция обмена керамическими куклами, называемыми сигиллариями, которые они висели на ветвях вечнозеленых деревьев. В североевропейском фольклоре двенадцать дней между Рождеством и Праздником Богоявления считались временем, когда злые духи были особенно активны. Чтобы сражаться с этими силами, а также праздновать победу света над зимней тьмой, люди выходили в лес, чтобы собирать вечнозеленые растения и деревья, такие как сосна, плющ и падуб и украшать их дома вместе со всеми видами света.

Это происходит от немцев, которые начали привозить в свои дома небольшие елки и украшать их фруктами, мишурой и маленькими свечами. Журнал Юле является остатком костров, которые были освещены дохристианскими людьми во время зимнего солнцестояния, чтобы символизировать возвращение солнца. Традиционно было сохранить небольшой кусок несгоревшего журнала Юле, чтобы разжечь огонь Юла в следующем году.

"День 1 января 1776 г. начался обычными церемониями. В придворной церкви после литургии произносил проповедь архимандрит Виктор, а архиепископ Гавриил в кавалерской комнате, при целовании руки, приветствовал ее величество краткой поздравительной речью. Перед дворцом собранные полки окончили парад с музыкой." (Цит. по: Петров П.Н. История Санкт-Петербурга...).

«Кто в чудесный праздник верит - открывайте шире двери!»

Это ежегодное ритуальное освещение предназначалось для обеспечения процветания в следующем году, простирающегося от всего космоса до природного мира до семейного круга. Люди во всем мире отмечают начало каждого нового года не менее четырех тысячелетий. Вы когда-нибудь задавались вопросом, кто сделал первые резолюции или какие традиционные блюда послужили в канун Нового года? Ответьте на ваши вопросы ниже.

Царствование Екатерины II

Поэту Роберту Бернсу приписывают расшифровку, адаптацию и частично переписывание это в конце 18 века. Его лирика, в которой риторически спрашивают, следует ли «забыть» о «аулд-знакомстве», было истолковано как призыв помнить друзей и переживания из прошлого. Предполагается, что эта традиция впервые попала в число древних вавилонян, которые дали обещания, чтобы заработать благосклонность богов и начать год с правой ноги. Вековой обычай нарушать недавно сформированные резолюции в течение нескольких месяцев - судьба, которая постигает большинство потенциальных реформаторов, согласно статистике, вероятно, возникла вскоре после этого.

Пушечная пальба фиксируется в источниках вплоть до конца XVIII века, а вот после вступления на престол Павла I таких упоминаний нет.
А вот традиция украшения дома еловыми ветками не прижилась и сохранилась лишь в украшении кабаков.

Царствование Елизаветы Петровны

Петровская эпоха. Новый год по новому календарю

Когда в Нью-Йорке на площади Таймс упал первый канун Нового года? В конце года владелец издания бросил хриплую вечеринку с продуманным фейерверком. В последние годы различные города и города по всей Америке разработали свои собственные версии ритуала Таймс-Сквер, организуя общественные капли предметов от соленья до опоссума в полночь в канун Нового года. Например, в Египте год начался с ежегодного наводнения Нила, что совпало с ростом звезды Сириус. Между тем, первый день китайского нового года произошел со второй новолунием после зимнего солнцестояния.

Источник изображения:vk.com

В царствование Елизаветы Петровны при дворе происходил следующий церемониал:

"Сего генваря 1 числа поутру для нового года имели приезд ко двору ея императорского величества знатные обоего пола персоны и чужестранные господа министры. В 12 часу ея императорское величество и их императорские высочества из внутренних покоев при шествии наперед всего придворного штата чрез галерею изволили прибыть в придворную большую церковь для слушания божественной литургии… а по окончании происходила с обеих крепостей пушечная пальба." (Санкт-Петербургские ведомости. 1752. № 4. 14 января).

Юлий Цезарь решил решить проблему, консультировавшись с самых выдающихся астрономов и математиков своего времени. Он представил юлианский календарь, который очень похож на более современный григорианский календарь, который сегодня используют большинство стран мира. Какая традиционная новогодняя еда? На новогодних вечерах и торжествах по всему миру, гуляки наслаждаются едой и закусками, которые, как считается, приносят удачу в следующем году. В Испании и некоторых других испаноязычных странах люди забивают дюжину винограда, что символизирует их надежды на предстоящие месяцы - незадолго до полуночи.

Несколько позже, в 1785 году:

"Сего генваря 1, то есть в день нового года при дворе ея императорского величества происходило следующее: по утру в 11 часов съехались ко двору знатного обего пола персоны и знатное дворянство, а в 12 часу обретающиеся при здешнем императорском дворе послы и протчие чужестранные министры…После всей Божией службы учинена с обеих здешних крепостей пушечная пальба, и в то же время в церкви ея императорскому величеству и его императорскому высочеству приносили поздравления светлейшего синода члены…" (Санкт-Петербургские ведомости. 1785. № 1. 3 января).

Царствование Николая I

Источник изображения:vk.com

"В день Нового года его величество государь император, их величества государыни императрицы и их императорские высочества изволили принимать в Зимнем дворце поздравления духовенства, особ дипломатического сословия, придворных, военных и гражданских чиновников и прочих особ, имеющих приезд к высочайшему двору. Ввечеру был великолепнейший придворный маскарад в Таврическом дворце для особ первых шести классов и именитого купечества." (Северная пчела. 1827. № 2. 3 января).

Появление главного символа Нового года - ёлки

Баронесса Мария Фридерикс (прим. Город+: Мария Петровна Фридерикс - фрейлина императорского двора, занималась благотворительностью) писала в своих мемуарах о том, что в Россию обычай ставить в доме на праздник ёлку был ввезен из Пруссии принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной), с которой Николай I вступил в брак в 1817 году. В некоторых областях Германии ёлочки, поставленные на столах и украшенные яблоками, сахарными изделиями и облатками (Прим. Город+: облатка — бумажный кружочек, смазанный клеем и служивший для склеивания конвертов), известны уже в первой половине XVI века.

Баронесса вспоминает, как накануне Рождества императрица приглашала членов свиты с детьми на семейный праздник:

"1837 год. Я уже совсем ясно начинаю припоминать, мне тогда было 5 лет, именно в это время приближение ёлки сильнее врезалось в мою память. Нужно сказать, что примерно за неделю до Рождества и «большой ёлки», как мы её называли в детстве, у великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевны, в какой-нибудь выбранный день, делалась так называемая «маленькая ёлка» (la petit Noel): тут юные великие княжны и маленькие великие князья дарили друг другу разные безделушки… По окончании нашего детского празднества нас, детей… повели пить чай в детскую великих князей".

В провинции ёлки появляются в основном в городах, где проживает много иностранцев. К.Авдеева, автор знаменитой кулинарной книги, в конце 1830-х — начале 1840-х годов жила с семьёй дочери в Дерпте. По её наблюдениям русские, живущие в городе, праздновали Рождество, а Новый год отмечали и ставили ёлку, в основном, в домах немцев.

Во второй половине XIX века новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Ёлку можно было уже увидеть не только в Зимнем дворце, но и в губернских и уездных городах, в домах мещан и провинциальных помещиков. Ёлки теперь продавались на ёлочных базарах: в Петербурге — у Гостиного двора, в Москве — на Театральной площади. В 1852 году в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная ёлка, и с этого времени становится традиционным новогодним мероприятием.

Однако новогодний праздник приживался довольно долго. Так, 1 января 1853 года в газете "Санкт-Петербургские ведомости" сообщалось:

«Петербург проводит Васильев день точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Из дневника цензора Александра Никитенко

Источник изображения:vk.com

Александр Никитенко - историк литературы, цензор, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук.

«1 января 1829 года
12 часов ночи. Новый год встречаю я с пером в руке: приготовляю юридические лекции. Но нынешний вечер дело это особенно затруднено. Квартира моя граничит с обиталищем какой-то старухи, похожей на колдунью романов Вальтера Скотта. Там до сих пор не умолкают буйные песни вакханок, которые сделали, кажется, порядочное возлияние в честь наступающего года. Удивительно, как наши женщины низкого сословия преданы пьянству. Весь дом, в котором я квартирую, не исключая и моей хозяйки, наполнен сими грубыми творениями, которые не упускают случая предаться самому бесшабашному разгулу. Ссоры и форменные побоища обыкновенно заключают их беседы, и одна угроза квартального заставить их мести улицы усмиряет этих жалких детей невежества».

«1 января 1831 года
Новый год встретил у Деля. Собрание было большое, и все, кажется, веселились. Старинный обычай являться в масках еще держится. Многие и сюда в них явились. Дам было мало красивых. Инспектриса Екатерининского института, г-жа Штатникова, пышна, величава, но уже зрелых лет. Моей поэзией на нынешний вечер была сама хозяйка дома, Анна Петровна Дель. Она не хороша собой и не первой молодости: ей лет под тридцать. Но эта женщина меня очаровывает своим нежным женским умом, своею сердечною любезностью и невыразимо милым простодушием. Все это сообщает ее лицу такое выражение, что ее предпочтешь всякой красавице.
Поутру в Новый год я был осажден поздравителями. Никогда еще не бывало у меня такой толпы разнородных лиц - знак, вероятно, что и меня начинают считать за человека. Сам я был с визитами у институтского начальства, у князя Голицына. Вечер провел у Троицкого, который сегодня праздновал обручение свое с невестою».

«1 января 1858 года, среда
Получил из военного министерства проект положения об учебных заведениях и программы, с просьбой рассмотреть их в два дня и написать свое мнение».

«1 января 1862 года, понедельник
До половины третьего ночи в типографии, где и принял новорожденного младенца - «Северную почту». Вместе со мною работали и частные редакторы. Выход из-под пресса первого листа мы приветствовали бокалом шампанского в подвалах типографии, где начальник типографии представил мне этот лист во втором часу. Домой вернулся к трем.
В десять часов утра был уже у министра внутренних дел и представил ему первый номер газеты».

«1 января 1863 года, вторник
Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня - своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

«1 января 1874 года, вторник
У меня для встречи Нового года была приготовлена, по обыкновению, бутылка шампанского, и мы, то есть я и мои домашние, встречали его с бокалами довольно живо, если не весело, и просидели до половины второго часа ночи. При этом с большим размахом проходили рождественские гуляния».

Так менялись традиции празднования Нового года в царской России. В следующих материалах Город+ расскажет о дальнейшей судьбе Нового года в нашей стране.

Балы-маскарады, шампанское и фаршированные поросята: как в царской России праздновали Новый год

Сейчас ни один человек не может себе представить зиму без новогодних праздников. А ведь традиция празднования в ночь с 31 декабря на 1 января относительно молодая - ей всего 315 лет. До этого на Руси Новый год встречали 1 сентября, еще раньше - 1 марта. Петр I перенес этот праздник с осени на зиму. С тех пор в царской России было заведено устраивать шумные гуляния и шикарные новогодние балы.





Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. При этом он сохранил Юлианский календарь. Рождество приходилось на 25 декабря, а Новый год праздновался уже после него. И тогда застолья не происходили во время рождественского поста, как сейчас.





В ночь на 1 января 1700 г. был шумно отпразднован первый зимний Новый год, с парадом и фейерверками на Красной площади. С 1704 г. празднования перенесли в Петербург. Устраивали массовые гуляния и маскарады, которые проходили на площади возле Петропавловской крепости с участием самого Петра. Новогоднее застолье продолжалось в течение трех дней.





Петр I следил за тем, чтобы все придерживались новой традиции и соблюдали все соответствующие правила и обряды: украшали дом еловыми и сосновыми ветками, наряжали их - не игрушками, как сейчас, а орехами, фруктами, овощами и яйцами, что символизировало плодородие, благополучие и достаток.









Елизавета I продолжила эту традицию. Она устраивала новогодние маскарады, на которые сама часто являлась в мужском костюме. В 1751 г. в маскараде приняло участие больше 15000 человек, бал продолжался с восьми вечера до семи утра, после чего было застолье.





При Екатерине II появилась традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. Так, например, в качестве сюрприза к новогодней трапезе повар-француз приготовил поросенка, фаршированного фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками, при этом все ингредиенты поочередно складывались друг в друга, как в матрешку. Жаркое получило название «Императрица» и стало очень популярным у петербургской знати. При Екатерине II появилась традиция дарить на Новый год подарки.









Павел I и Александр I ратовали за воздержание в еде, при них в аристократической среде стало модным готовить на новогодний стол простые блюда - соленые огурцы и грибы, салат из редьки, правда, поросята тоже не выходили из моды.









Шампанское стало популярным новогодним напитком только в начале XIX в. - по легенде, после победы над Наполеоном, когда русские войска опустошили винные погреба «Мадам Клико». Хозяйка не препятствовала этому, предвидя то, что «Россия покроет убытки». И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции.





Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I. Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. появилась традиция наряжать елки. В это же время в праздничном меню лидировали семга, икра и сыры. При Александре III и Николае II на новогоднем столе с поросенком и уткой с яблоками соперничали индейки и рябчики.









В 1918 г. по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, но церковь этого перехода не приняла. С тех пор Рождество празднуют 7 января (25 декабря по старому стилю), а Новый год приходится на самую строгую неделю поста. Именно тогда возникла традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. В 1919 г. большевики отменили и Рождество, и Новый год - это были рабочие дни, а елка была объявлена «поповским обычаем».





А последним костюмированным балом империи стал маскарад 13 февраля 1903 г., участники которого пришли на праздник в костюмах




К одной из годовщин правления дома Романовых в Зимнем организовали необычный бал. Все приглашённые должны были соблюсти дресс-код - придти на праздник в одеждах допетровской эпохи. В нашем обзоре уникальные фото, на которых запечатлены участники этого яркого события.



13 февраля 1903 года в Зимнем дворце произошло грандиозное событие - костюмированный бал. Поводом послужила очередная годовщина правления дома Романовых.


И хотя дата не была круглой, подготовка к нему шла несколько месяцев и к организации этого мероприятия были привлечены лучшие специалисты - костюмеры, художники, ювелиры, сценографы, певцы, танцовщики, хореографы.



Всего гостей было около четырех сотен и это была вся знать Российской империи. Приглашенные должны были прибыть на маскарад в костюмах допетровской Руси. Это вполне соответствует модным тенденциям того времени, ведь художники зарождающейся эпохи модерна черпали вдохновение в том числе и в истории, и в фольклоре.