Словесная игра 2 младшая группа тема цветы. Дидактические (словесные) игры по развитию речи

Большинство детей с трех или четырех лет, начинают посещать государственное детское дошкольное учреждение под названием детский сад. В большинстве случаев их речь понятна для воспитателя. Педагог должен в течение рабочего дня уделить внимание развитию детской речи. Основной прием для таких занятий – игра, в процессе которой малыши лучше закрепляют пройденный материал. В этой статье читательницы узнают, какие словесные игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями используют воспитатели учреждения.

Практическое руководство содержит три части. В первой части рассматриваются причины детской агрессии, а также роль семьи в формировании агрессивных моделей поведения. Даны диагностические критерии, чтобы судить о наличии «агрессивности» у ребенка. Сделан анализ характеристик агрессивных детей и их семей.

Во второй части разработан и представлен комплекс направлений коррекционной работы, позволяющий осуществлять систематический подход к существующим проблемам. Акцент делается на следующих направлениях. Обучение агрессивных детей созданию привычек контролировать и управлять своим гневом.

Словесные игры – это одна из разновидностей дидактических игр, направленная на развитие мышления и речи у детей младшей группы. Такой способ игры помогает ребенку приобрести знания окружающей его среды. В трехлетнем возрасте малыша начинают интересовать вопросы, объясняющие явления, предметы, действия, причину и следствие процессов. Преимуществом такой формы обучения является естественность. Играя, ребенок не осознает, что обучается. В такие игры можно играть с малышом и дома.

Обучение ребенка реагированию на их собственный гнев во множестве негативных и реализации приемлемых способов преодоления. Обучение ребенка изучению конструктивных поведенческих реакций и снижению деструктивных элементов поведения. Снижение уровня личной тревоги.

Формирование способности осознавать собственные эмоции и чувства и чувства других людей, развитие эмпатии. Разработка положительной самооценки. Отдельные нити содержат набор психологических методов, методов, упражнений и методов, которые позволяют практическим психологам справляться с их достаточно сложной работой с агрессивными детьми. Упражнения представлены в «ступенчатом» стиле, который позволяет не только ответить на вопрос «Что делать?» С агрессивным ребенком, но и «Как его реализовать?». Практические упражнения, обсуждаемые во второй части, содержат некоторые психотерапевтические методы: арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, гештальт-терапия, поведенческая терапия, визуальные методы.

Роль словесных дидактических игр в развитии ребенка

Воспитатели детского сада предпочитают словесные игры, потому что они выполняют такие функции:

  • Одновременное развитие мышления и речевой деятельности. Эти два процесса взаимосвязаны, поэтому словесные игры можно считать универсальными.
  • Закрепление лексического значения слова.
  • Формирование произношения слов и звуков.
  • Обучение фонематическому восприятию слова. Карапуз учится воспринимать информацию на слух.
  • Образование навыка сопоставления слова с его значением, а также формирование ассоциативного мышления.
  • Обучение правильной постановки формулировки мыслей. Ребенок конкретизирует свою просьбу.

Варианты словесных игр для развития речи у младшей группы дошкольника

Для того чтобы закрепить речевые навыки у ребенка , с дошкольником нужно играть в такие словесные игры:

Третья часть посвящена работе психолога с родителями агрессивных детей и учителей. Рассматриваются факторы образования и стиль общения со взрослыми, которые способствуют агрессивному поведению у детей. Подробные методы обучения для конструктивной коммуникации детей подробно описаны.

ДЕТСКАЯ АГРЕГАЦИЯ И ПРИЧИНЫ ДЛЯ ЕГО ТРАВМЫ. Дети узнают о моделях поведения из трех источников. Во-первых, именно семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и защищать свою привязанность. Во-вторых, агрессивность обучается при взаимодействии со сверстниками, чаще всего ее преимущества понимаются во время игр.

  1. Определи предмет, действие, явление. Такие игры простые. Примером такой игры является угадывание предметов в коробке. Воспитатель в емкость прячет игрушки и накрывает покрывалом. Малыши поочередно вытаскивают на ощупь предмет и называют его. Педагог может дополнительно спросить про игрушки. Модернизировать игру можно с помощью графического материала в виде картинок или карточек с изображениями. В процессе игры нужно обсуждать с детьми содержимое карточек. Основные вопросы, на которые должны уметь ответить дошкольники после этой игры: «Что это? Кто это? Какой? Что делает?»
  2. Потешки и пестушки. В древние времена родители детей пестовали с помощью поговорок и прибауток. Известные потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Водичка» известны не только в кругу семьи. Педагог может играть с детками таким образом, чтобы дети называли самостоятельно не хватающие слова. Например, в потешке про сороку-ворону педагог называет первую фразу: «Сорока-ворона кашу…». Задача детей – закончить фразу. Аналогичная методика применяется при заучивании детских стихотворений. Пальчиковые игры тоже достойная альтернатива пестушкам.
  3. Словообразующие. В этих играх ребенок закрепляет множественное и единственное число предметов, суффиксы. Например, воспитатель предлагает из слова «дом» сделать «домик», мяч-мячик. Второй игровой блок этой тематики предлагает ребенку из слова «коза» сделать «козы». Обязательно с помощью картинок, наглядно убедить малыша в отличии этих слов.
  4. Звукоподражающие. Малышам предлагается прокукарекать, словно петухи, лаять, как собачки. Такие игры помогут карапузам научиться произношению звуков.
  5. Сравни предметы. К этой категории стоит отнести игры, которые помогут научиться карапузу сравнивать предметы по определенным признакам. Например, педагог предлагает сравнить муху и птичку. Общей чертой у живых существ являются крылья, умение летать. Отличаются они размером. В том же ключе можно проводить аналогии. Иногда можно поиграть в подвижную игру, суть которой сводится к умению ребенка найти самые большие и маленькие предметы в игровой комнате. В развивающих центрах иногда предлагают малышу придумать, на что похож круг, квадрат и треугольник. Например, часы – круглой формы, игрушечная пирамида – треугольной.
  6. Обобщающие. Малыши должны знать, что тарелка и чашка – это посуда. В играх малышам из 4 предметов нужно убрать лишний и объяснить, почему. Например, перед ребенком выложить ряд из картинки чашка, тарелка, ложка и юбка. Лишней будет юбка, потому что она относится к категории одежда.
  7. Развитие мышления. Всем известная игра под названием «съедобное - несъедобное» поможет малышу запомнить отличия пищи от других предметов. С помощью простой игры и мяча ребенок не только запомнит понятия, но и научиться разовьет скорость мышления.


В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только из реальных примеров, но и из символических. В настоящее время практически нет причин, по которым сцены насилия, продемонстрированные экранами, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя и, прежде всего, детей.

По мнению автора, телевидение, в свою очередь, вызывает насилие над ребенком, обучая его агрессивному поведению. Когда кампания «Отключить телевизор»в Коннектикуте, школьные учителя обнаружили, что детей сбрасывают и постепенно удаляют. Эрик Фемем считает, что существует два типа агрессии - «доброкачественные» и «злокачественные». Первое проявляется во времена опасности и имеет защитный характер. Когда опасность исчезает, эта форма агрессии также исчезает. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; они спонтанные и относятся к структуре личности.

«Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

«Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

В связи с этим многие авторы разделяют термины «агрессия» и «агрессия», определяя «агрессию» как свойство личности. Американские психологи, работающие с детьми, внедрили следующие диагностические критерии, где, как можно сказать, это свойство у ребенка в той или иной степени.

Диагностические критерии агрессивности у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Он часто теряет контроль над собой. Часто спорили, ругались, оскорбляли детей и взрослых. Он раздражает пожилых людей, отказывается выполнять свой совет. Он часто обвиняет других в их «неправильном» поведении и ошибках.

Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Он часто скорбит и разрешает конфликты. У ребенка, где по меньшей мере 4 из критериев одновременно и устойчиво подвергаются воздействию не менее 6 месяцев, можно сказать, что они обладают агрессивностью, поскольку качество человека и этих детей можно назвать агрессивным.

Диагностические критерии агрессивности у детей средней школы и подростков. Они угрожают другим людям. Они используют объекты в столкновениях, которые могут повредить себя. Физически жестокий с точки зрения людей и животных. Они совершают кражи людям, которых они не любят.

Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Сорока»

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Они угрожают, угрожают, шантажируют. Отсутствуют дома ночью без разрешения их родителей. Они не ходят в школу, убегают в течение нескольких часов или преследуют школу. Методы и методы, которые будут подробно описаны в практическом руководстве, в первую очередь направлены на детей с качеством «агрессивности», но они также очень хорошо работают у детей, которые еще не обладают этим качеством, но стараются «овладеть», силовые модели поведения.

Перед описанием работы по исправлению необходимо определить характеристики самих агрессивных детей, а также их семей, поскольку эти функции дают ключ к определению направлений, в которых необходимо разработать коррекционную работу. Без систематического рассмотрения проблем агрессии, учитывая все особенности агрессивных детей, успех коррекционной работы всегда будет относительным и неустойчивым.

Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети:

Сорока, сорока
Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам
Возьму ваше мыльце
Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Алворд излагает ряд характерных черт агрессивного ребенка, который он описывает как внутренние противоречия, проблемные области и внутренние конфликты. Выявление особенностей имеет особое значение, поскольку эти особенности агрессивных детей являются предметом корректирующей работы.

Характерные характеристики агрессивных детей. Они воспринимают широкий круг ситуаций как опасных, угрожающих и враждебных им. Они чувствительны к негативному отношению к себе. У них есть основное отношение, которое другие воспринимают их отрицательно.

Сорока, сорока
Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я иголку
Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,
Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.
Я сама без очков,
Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.
Отдай нам звоночек.

Они не оценивают свою агрессивность как агрессивное поведение. Они всегда обвиняют свою среду в собственном деструктивном поведении. В преднамеренной агрессии у них нет чувства вины или она очень слаба. Они не берут на себя ответственность за свои действия.

Они имеют ограниченный диапазон ответов на проблемные ситуации. Они имеют низкое сочувствие в своих отношениях. Они плохо оценивают свои эмоции, кроме их гнева. Они боятся непредсказуемого поведения своих родителей. У них есть неврологические недостатки: неустойчивое внимание; забывчивость; плохая память; вечная память.

Сорока:

Не дам, не отдам.
Возьму я звоночек.
Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши
Ты у деток попроси.
Все тебя они поймут.
Всё что надо подадут.

Воспитатель:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Воспитатель:

Они не могут предсказать последствия своих действий. Они позитивно относятся к агрессии, потому что у них возникает чувство собственного достоинства и силы. Наш опыт работы с агрессивными детьми в детских садах и школах позволяет выявить еще три важные характеристики.

У них высокий уровень личной тревоги. Они имеют неадекватную самооценку, часто низкую. Вышеописанный анализ характерных особенностей агрессивных детей позволяет отделить основные направления коррекционной работы и дать ему целенаправленный и целостный характер. Основные направления коррекции агрессивного поведения будут подробно рассмотрены позже.

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает.

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Чтобы повысить эффективность работы с агрессивными детьми, необходимо также проанализировать роль семьи в агрессивном поведении ребенка, а также особенности самих семей с агрессивными детьми. Роль семьи в формировании моделей агрессивного поведения детей.

Факторы, способствующие развитию детской агрессии в семье. Поскольку в семье возникает первичная социализация и она осуществляется, необходимо подробно описать факторы, формирующие модели агрессивного поведения в самой семье. Для ребенка важно обнаруживать и развивать агрессивное поведение с семьей и природу отношений в ней. Ричардсон определил следующие факторы.

«Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход. — К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

— Что это? (Это ноги)

— Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Родительские ответы на поведение ребенка, которое они не одобряют. Характер взаимоотношений между родителями и детьми в целом. Уровень семейной гармонии и дисгармонии. Характер отношений с братьями и сестрами. Это также важно для полной или неполной семьи. Ричардсон сообщает, что люди, которые подвергаются наказанию за политические убийства или убийства, характеризуются тем, что они из сломанных семей, где ребенку не уделяется должного внимания. Они также характеризуются: плохими отношениями с одним или обоими родителями; родители восприняли своих детей как непригодные и неудачные; дети чувствовали равнодушие родителей к их собственным чувствам; отсутствие необходимой поддержки и интереса к жизни ребенка.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход. Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

С этими отношениями вполне вероятно, что дети. Быть вовлеченным в преступную деятельность. Сопротивление и противодействие другим. Эксперимент Джонсона показывает специфическую взаимосвязь между родительской ответственностью и агрессивностью ребенка. Среди многих параметров были измерены время, когда матери взяли руки ребенка и взаимодействие с другими детьми. Дети, чьи матери не торопятся реагировать на сигналы своих детей, ведут себя более агрессивно, чем матери, которые быстро реагировали на их плач или просьбу о контакте.

Согласно теории привязанности, маленькие дети отличаются своей степенью безопасности в своих отношениях с матерью. Надежное, устойчивое и отзывчивое отношение со стороны матери необходимо для создания надежной привязанности ребенка. Эти дети склонны доверять другим людям и имеют адекватное развитие социальных привычек. «Ненадежные дети» характеризуются непримиримостью, сопротивлением контролю, импульсивностью, эмоциональной агитацией и физической агрессией, и не всегда эти атаки являются самоцелью, но решают задачи самозащиты от реальной к реальной угрозе.

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход. Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Существует интересный факт, связанный с агрессивным поведением ребенка, в зависимости от характера взаимодействия между братьями и сестрами в семье. Изучая влияние вмешательства родителей на семейные столкновения, Фелсон обнаружил, что дети проявляют большую физическую или словесную агрессию против одного брата или сестры, чем все другие дети, с которыми они общаются.

Установлено, что существует сильная корреляция между интенсивностью агрессивных отношений между детьми в семье и преобладающими силовыми структурами поведения и наказания за конфликты родителей. Фелсон доказывает, что дети ведут себя нечасто агрессивно, если родители не наказывают ни одного из детей в семье за ​​столкновения и конфликты и чаще проявляют агрессию, если родители наказывают главным образом старших детей. По мнению автора, без родительского вмешательства агрессивные отношения между детьми редки из-за неравенства сил, определяемого разницей в возрасте.

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», — и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит сымитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход. Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Ход. Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход. Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

— Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

— Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

— Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход. Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Воспитатель: потом они стали…

И т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Ход. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход. Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

— Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

— Зевают, отдыхают, спят…

— Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

— приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

— обедают, благодарят…

— одеваются, прощаются…

— лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход. Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)

— Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

— Брат насыпал сахар… куда? (в сахарницу)

— Бабушка сделала вкусный салат и положила его… куда? (в салатницу)

— Папа принёс конфеты и положил их … куда? (в конфетницу)

— Марина не пошла сегодня в школу, потому что… (заболела)

— Мы включили обогреватели, потому что… (стало холодно)

— Я не хочу спать, потому что… (ещё рано)

— Мы поедем завтра в лес, если… (будет хорошая погода)

— Мама пошла на рынок, чтобы… (купить продукты)

— Кошка забралась на дерево, чтобы… (спастись от собаки)

«Режим дня»

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

«Кому угощение?» (употребление трудных форм существительных)

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова» (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

— Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Зоопарк» (развитие связной речи).

Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:

  1. Внешний вид;
  2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

«Сравни предметы» (на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий деталей и частей предметов, их качеств).

В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.

Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».

Ребёнок: «У меня рабочий фартук».

Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».

Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».

Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».

Ребёнок: «А мой — красной лентой».

Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».

Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».

Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».

Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».

Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».

Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».

«Кто кем был или что чем было»

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

«Назови как можно больше предметов»

(активизация словаря, развитие внимания).

Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.

«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).

Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве … (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

«Назови части предмета»

(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.