Ежедневные упражнения для улучшения памяти. Мощные упражнения по тренировки памяти и внимания

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Скорее всего, каждый замечал за собой, что бывают ситуации, когда необходимо, что-то быстро вспомнить или запомнить обширное количество информации, а это не получается. Это может быть связано с рассеянностью внимания или с памятью, которая недостаточна натренирована. Также виной могут стать плохой и короткий сон, переутомляемость, загруженность, неразрешенные проблемы, проблемы в семейном кругу, стрессы и депрессии. Чтобы таких моментов в вашей жизни было меньше, старайтесь тренировать память, и уменьшать количество негативов вашей жизни. Основное правило правильно подобрать программу тренировок и адаптировать её под себя.

Для того чтобы правильно тренировать память необходимо разобраться как она работает и из чего состоит.

Память можно классифицировать по следующим признакам восприятия входящей информации:

  • Мгновенная память – этот вид памяти задействован и работает постоянно. Работа заключается в оценке ситуации и окружающей обстановки. Функционирует – несколько секунд, может резко переключаться с одного объекта на другой.
  • Кратковременная память – вся поступающая информация извне. Такая информация в памяти может храниться до трёх месяцев, иногда даже меньше. После истечения определенного срока, мозг либо переносит информацию в долговременную память, либо информация забывается.
  • Долговременная память – в этой памяти информация хранится более трех месяцев, иногда не один год.

Для наиболее лучшего запоминания информации и откладывания её в долговременную память необходимо хорошо развитая мгновенная и кратковременная память. Из этого следует, что чем больше информации мгновенная и кратковременная память могут собрать и обработать, для отправки в долговременную, тем выше ваше интеллектуальное развитие.

Поэтому очень важно тренировать мгновенную и кратковременную память , при их развитии будет развиваться и долговременная.

В мгновенную и кратковременную память входят такие качества, как:

  • Внимательность.
  • Восприятие окружающей среды.
  • Мышление и мыслительные процессы.
  • Органы чувств и осязания.

Отсюда можно сделать вывод, что для тренировки памяти необходим комплексный подход.

Подходы для тренировки

  1. В тренировке участвует внимательность. Здесь главное уметь концентрироваться на различных объектах. Без развития внимания тренировки не дадут результата.
  2. Ассоциативный подход. Этот подход позволяет одновременно тренировать и кратковременную и долговременную память. Подбирая ассоциации к новому слову или событию, ситуации – информацию вы берете уже из имеющегося хранилища, то есть долговременной памяти.
  3. Запоминание при помощи повторений. Такой способ используется при заучивании стихов или речи. Здесь задействованы все три вида памяти.

Подготовка к тренировке. Для того, чтобы начать тренировать свою память вам необходимо подготовиться:

  • Выбрать удобное для вас время, выделить временной промежуток на занятия, чтобы никто не отвлекал.
  • Перед тренировкой необходимо успокоиться и привести свои мысли в порядок.
  • Отложить на время неразрешенные проблемы и дела.
  • Очистить сознание. Можно 5-10 минут помедитировать .

Варианты тренировки кратковременной памяти

Вариант первый. Тренировка с числами – возьмите последовательность чисел, начиная с одного. Каждое следующее число это сумма двух предыдущих чисел. Пример, 1+1 это 2, для нового числа предыдущие это 1 и 2, складывайте их и получите 3, затем для нового числа предыдущие будут 2 и 3 и так далее.

Занятие необходимо проделывать каждый день, продолжительность – 30 минут.

Вариант второй. Попросите кого-нибудь написать на листе 20 слов, разной сложности и никак друг с другом не связанных. После берите листок и старайтесь запомнить все 20 слов. Для запоминания можете использовать ассоциации.

Вариант третий. Возьмите любую книгу, откройте страницу наугад, выберите любой абзац, прочтите его и попробуйте повторить, но уже без подсматривания в книгу. Также можно использовать ассоциации и сначала говорить своими словами. Далее усложняйте упражнение, и повторять абзац без подсматривания в книгу, но такими же словами как в книге. Еще более сложный вариант со временем увеличивать количество абзацев.

Вариант четвертый. Перед походом в магазин запишите, что необходимо купить, выучите список и идите в магазин. Старайтесь запоминать важные для вас даты и события. Запоминайте сложные слова посредством ассоциаций.

Тренировка долговременной памяти

Упражнение 1 . Загадайте какой-либо предмет. Опишите его всевозможными характеристика.

Упражнение 2 . Составьте вписок дел, которые вам необходимо сделать, запомните этот список, и на следующий день старайтесь заниматься делами, не подсматривая в список, при этом расставив задачи в приоритетном для вас порядке. В конце дня можно посмотреть в список и сделать выводы, всё ли вы сделали.

Упражнение 3. Выберите любую картинку. Посмотрите на нее и опишите всё, что находится на картине, до мельчайших подробностей, запишите всё описание. Уберите картинку и описание. На следующий день достаньте картинку и опять опишите всё, что вы на ней видите, не подсматривая во вчерашние записи. Постарайтесь описывать картину теми же словами, что и день назад, плюс, дополняя новыми. Описания могут различаться, так как каждый день вы можете подбирать различные ассоциации.

Дополнительные упражнения по смежным направлениям

Также очень важно развивать и сопутствующие виды памяти:

  • Зрительную – фиксируйте всё, что видите, потом вспоминайте что видели, до мельчайших подробностей. Совет – для начала лучше запоминать один предмет и останавливать своё внимание на нем.
  • Звуковую – слушайте музыку, аудиокниги, читайте вслух –медленно и вдумчиво.
  • Обонятельная – вспоминайте запахи и их названия.

На помощь в третировании памяти могут придти следующие способоы:

  • Сбор пазлов. Начинать следует с простых картин, чтобы можно было собрать за один вечер, желательно одну и туже картинку собрать несколько раз. Вы увидите, что с каждым последующим разом вы собираете картинку быстрее.
  • Перед тем, как лечь спать разберитесь с прошедшим днем, всё ли вы успели сделать, какие проблемы решили, что осталось разрешить, кого видели за день, вспоминайте разговоры, желательно с подробными деталями. Таким образом, вы очищаете кратковременную и мгновенную память, делая отчет перед собой, и давая возможность мозгу отправить какую-либо информацию в долговременную память.
  • Возьмите алфавит и на каждую букву придумайте от пяти до десяти слов. Такое упражнение требует времени, хорошего настроения и концентрации только на упражнении.
  • Играйте в настольные игры со своей семьёй – это развивает логическое мышление, тренирует память, когда вы просчитываете ходы или составляете схему действий.
  • Отгадывайте сканворды и головоломки, загадки и ребусы.
  • Учите стихи, расширяйте свой словарный запас.

Также помните, что для вашего мозга и памяти необходим полноценный отдых. Больше гуляйте на свежем воздухе, спите необходимое количество часов, хотя бы в входные дни. И помните, что заниматься и развиваться никогда не поздно. Самое главное иметь желание становиться лучше.

Многим знакома ситуация, когда вдруг выскочил из головы нужный номер телефона или о дне рождения друга вы вспомнили лишь на следующий день ….
Не пугайтесь, такие провалы редко бывают признаками болезни. Скорее всего, во всем виноваты усталость, весенний авитаминоз … как известно, абсолютной памяти не бывает, но память можно значительно улучшить, если ее регулярно тренировать.
Вот 10 простых упражнений, которые можно делать в течение дня. Итак, мы тренируем память.

Упражнение номер 1.
Время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша.
Пытайтесь писать иногда левой рукой.
Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. "Таким Образом вы Активизируете ту Сторону Мозга, Которая Практически не Используется в Повседневной Жизни", - объясняет американский исследователь доктор катц.

Упражнение номер 2.
"Включайте" все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь … нужно стимулировать память непривычными способами. Благодаря этому расширяется возможность работы мозга. Чем больше органов чувств вы используете, тем прочнее запечатлеется увиденное в вашем мозгу.

Упражнение номер 3.
Читая (достаточно быстро) какой-нибудь текст, отмечайте при этом каждую удвоенную "н" или другую букву. Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь. Вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание значительно улучшилась.

Упражнение номер 4.
Спрашивайте себя, как в детективном романе: что я делал в это время вчера? Где я в это время был? А что я делал два часа назад?
И тогда ваше внимание будет активизировать мозг, кратковременная память улучшится.

Упражнение номер 5.
В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга. Перекрестные движения его половины активизируют.

Упражнение номер 6.
Представьте себе, что к кончику вашего носа прикреплена кисточка для рисования. С помощью этой кисточки нарисуйте в воздухе цифру "8" вашим любимым цветом.
Старайтесь, чтобы движения были свободными и аккуратными. Дышите ровно, плечи расслабьте. Это перекрестное движение уставший мозг освежит. Стресс, запечатленный при этом в памяти, стирается.

Упражнение номер 7.
Тренировать память можно даже стоя в автомобильной пробке. Этим вы не только развлечете себя и своих спутников, но разовьете вашу языковую фантазию. Посмотрите на номера машин вокруг себя. Из букв, стоящих на номерах машин, быстро придумайте предложение, например: гну - гуляйте на улице". Благодаря этому упражнению вы научились лучше замечать знаки даже в критической ситуации.

Упражнение номер 8.
Представьте себе, что вы должны написать рассказ о том, как учились. Кто ваша лучшая подруга была? Вспомните во всех подробностях класс, в котором вы учились. В памяти всех ваших одноклассников и учителей восстановите. Прекрасное упражнение для тренировки памяти на лица.

Упражнение номер 9.
Используйте силу внушения какого-нибудь положительного лозунга (фразы), благодаря которому вы легче достигнете цели, так как с его помощью гасится негативное восприятие проблемы. Внимание! Только в том случае, если перед важным разговором вы боитесь, что память вас подведет, придумайте предложение, которое ежедневно повторяйте с закрытыми глазами, например: "Я Знаю все, что мне Нужно Знать, и я Совершенно Спокоен".

Упражнение номер 10.
С помощью вспомогательной системы "Число - Картинка" вы легко сможете запомнить до 12 различных предметов.
Итак, нарисуйте 12 маленьких картинок очень схематично: свечку, лебедя, кактус с тремя стеблями, листочек клевера с четырьмя зубцами, руку с пятью пальцами, поднятый хобот слона, развевающийся в левую сторону флаг, маленькие песочные часы, курительную трубку, стоящую на черенке, человека рядом с большой литаврой, два фонарных столба, часы.
Нетрудно заметить, что картинки символизируют числа от 1 до 12. Выучите символы наизусть: "свеча - 1, лебедь - 2, кактус - 3" - и так далее. Когда вы усвоите эту последовательность, то после небольшой тренировки вы легко сможете использовать этот ряд на практике.
Делайте эти упражнения каждый день, обучите им ваших детей - и тогда вы навсегда забудете о забывчивости.

Мозг - такая штука, которая очень любит лениться. Чуть подвернулась возможность, он «отключается» и начинает «маяться дурью».Чтобы его немного попинать и потренировать память, предлагаю несколько интересных упражнений из книги Анхельс Наварро «Память не изменяет».

Упражнение 1

Сложность **

Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строках.

Упражнение 2

Сложность *

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы. Ответьте на вопросы:1. Какая цифра соответствует снеговику?2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Упражнение 3

Сложность *

Рассматривайте в течение 20 секунд фигуру слева. Затем, не глядя на нее, скажите, какая из четырех фигур справа ей идентична.

Упражнение 4

Сложность *

Запоминайте в течение необходимого вам времени список покупок. Затем, не глядя на него, скажите, какой из представленных внизу списков - правильный. Обратите внимание на то, что очередность могла измениться.

Упражнение 5

Сложность ***

Запоминайте группу животных, изображенную на картинке, в течение одной минуты. Затем, не глядя на рисунок, запишите на листе бумаги названия животных в алфавитном порядке.

Упражнение 6

Сложность ***

Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.
Посмотрите на колонки, которые расположены ниже, и вслух назовите слова, которых не хватает.

Упражнение 7

Сложность **

Запоминайте одежду, предметы и имена этих четырех девочек в течение полутора минут. После этого закройте рисунок и ответьте на вопросы, приведенные внизу. Снова посмотрите на оригинал и исправьте свои ошибки. Ответьте на вопросы:1. У кого на голове синие бантики - у Марии или Бибианы?2. Как зовут девочку в синих сапогах?3. У кого из девочек челка и костюм в горошек?4. У кого из девочек есть котенок - у Хуаны или Бибианы?

Упражнение 8

Сложность **

Запоминайте следующие пары изображений и слов в течение 30 секунд. Затем напишите эти слова на листе бумаги в том же порядке, не глядя на рисунок. Совет: ищите связь между объектами и словами, ассоциации облегчат запоминание.

Упражнение 9

Сложность ***

Изучайте рисунки в квадратах столько времени, сколько необходимо. Когда вам покажется, что вы все запомнили, закройте рисунок и ответьте на вопросы. Ответьте на вопросы:1. Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?2. Сколько черных цветков изображено на рисунке?3. Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?

Упражнение 10

Сложность **

Вам нужно меблировать комнату ваших детей. Ниже мы приводим цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты, затем закройте этикетки и ответьте на вопрос, приведенный ниже. Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Упражнения для памяти для детей. У ребенка плохая память: что делать

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Как влияет неправильный образ жизни на память ребенка?

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Также на его работу благотворно влияют продукты:

  • фосфор (рыба);
  • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
  • холин (яичный желток);
  • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
  • сложные углеводы (бобовые);
  • витамин В (молочные продукты);
  • железо и цинк (мясо, печень).

Важно! Сахар и сладости: фабричные кондитерские изделия, газированная вода, снеки нарушают баланс кровотока головного мозга ребенка. В результате ухудшаются высшие психические функции, в том числе и память.

Варианты эффективных занятий по развитию памяти

Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти, речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

Улучшение памяти. Как улучшить память у ребенка

В детском возрасте очень важно поддавать мозг активным тренировкам. Так уж сложилось, что современные дети слишком мало времени уделяют активным играм, тем самым отдавая предпочтение компьютерам и телевизорам.

Для того чтобы движение имело место в жизни детей, с раннего возраста приучайте их делать утреннюю гимнастику. Кроме этого деток стоит отдавать на всевозможные секции: танцы, борьба, футбол, катание на коньках и так далее.

Старайтесь разнообразить хобби вашего ребенка. Вы можете выбрать несколько кружков. Если такой возможности нет, наблюдайте за интересами малыша и давайте возможность ему экспериментировать со своими занятиями.

Следите за питанием ребенка. Не забывайте о продуктах, которые содержат в себе витамины и минералы.

Приучайте ребенка к умственным играм, например «в города», «слова на одну букву», «ассоциации». Учите с ним стишки и скороговорки.

Немало пользы в этом направлении содержит книга Т. Вуджека «Тренировка ума». Там дано много хороших упражнений для сохранения и развития интеллекта. Причем, книга адресована не только пожилым, но и молодым (во избежание последующих «неприятностей с головой»).

На первый взгляд, это – не ахти какие сложные упражнения, может, кому-то даже покажутся примитивными, но необходимую гимнастику уму обеспечивают. Если, конечно, заниматься ими регулярно, не от случая к случаю.

Например, быстро произносить по порядку буквы алфавита, приводя при этом слово на каждую букву. Или: читать стихотворение, попутно называя количество букв в каждом слове; быстро произнести 20 слов на произвольную букву алфавита с их нумерацией; за 5 минут составить возможное количество фраз с выбранным словом.

Конечно, кому-то куда интереснее читать философские трактаты, с усилием пробираясь сквозь мудреный строй фраз к их сути. Тоже – вроде бы, гимнастика ума. Но психотерапевты находят ее менее действенной, чем те простые упражнения. Потому, как чужая философия – и есть чужая: тут самому не приходится ничего придумывать.

Еще рекомендуется отгадывание кроссвордов, игра в шахматы и другое. Дело тоже, конечно, полезное. Но все это без физической систематической тренировки тела – полумеры. Оказывается, лучшие результаты достигаются лишь при взаимосвязи умственной и физической работы.

В Волгограде, например, функционирует клуб, где пенсионеры не только играют на музыкальных инструментах и в шахматы, поют, декламируют стихи, ставят одноактные пьесы, но и разучивают самые разнообразные танцы и много танцуют. И это явно идет всем на пользу. Медицина признает: такие разносторонние занятия стимулируют установление новых связей нервных клеток между собой в мозге, даже рост самих клеток. А, следовательно, снижается риск развития слабоумия.

Полезные продукты для памяти

В решение этой проблемы вносят свою существенную лепту и диетологи. Они открыто заявляют, что присутствие в быту алюминия считается одной из причин ослабления памяти и возникновения болезни Альцгеймера. Причем, вопрос ставят категорически: никаких продуктов в фольге! Они предлагают закрыть вход в дом плавленым сыркам, конфетам в блестящих фантиках, пиву в банках, йогурту, хлопьям в соответствующей упаковке. Тем более, следует отменить все деликатесы, запекаемые в фольге.

Ну а что касается самих продуктов для поддержания активности мозга, то здесь – выбор большой. Главный строительный материал ясной памяти – овсяный отвар, рыба, мясо, куры, индейки, орехи. Из молочных продуктов – нежирный творог, молоко (особенно козье), кефир. Полезны яйца (особенно желтки). Всегда надо есть гречку, капусту, бобовые, морковь, зеленый горошек, пророщенные зерна. Никогда не забывать о фруктах – арбузах, дынях, яблоках, бананах, винограде.

Известен древний способ сохранения свежести памяти: постоянное использование в пищу пряностей – имбиря, гвоздики, черного перца, корицы. Они стимулируют капиллярное кровообращение, препятствуют развитию атеросклероза, улучшают память. Кстати, для улучшения ее и умственных способностей Авиценна рекомендовал употреблять в пищу вышеназванные пряности, а еще – мускатный орех, кардамон и шафран.

Как развить память. Как быстро развить память и внимание

Способ 1

Для того чтобы мозг активизировал все виды памяти, вам необходимо включить в режим дня занятия, направленные на запоминание. Чаще разгадывайте кроссворды, шарады, логические загадки, нужно играть в шахматы и по максимуму заниматься умственным трудом. Старайтесь насыщать мозг кислородом. Для этого оптимально подойдут ежедневные прогулки на свежем воздухе. Тренировать память и внимание можно в любом месте. Например, по дороге на работу или в магазин запоминайте количество людей, которых вы встретили, номера машин, цвет домов и т.д. Позже попробуйте повторить все, что запомнили ранее.

Способ 2

Если вам трудно сосредоточиться и организовать время, то стоит приучить себя фиксировать план на неделю вперед. Такой простой способ позволит не забывать важные детали и все делать вовремя. Достаточно удобно использование гаджетов с функцией напоминания. Подробное расписание, список покупок и дел помогут вам быстро ориентироваться в динамичном современном пространстве.

Способ 3

Рецепторы мозга имеют способность реагировать на запахи, звуки и вкусовые ощущения. Используйте эту возможность для развития памяти. В магазине попробуйте запомнить название парфюма по запаху или разложить на составляющие. Также можно запоминать вкус блюд и ингредиенты.

Развитие памяти игры. Игры и упражнения на развитие памяти

Игра «Найди куклу» для детей 1,5-4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку. Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6-летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей. Во-первых, их отпрыск приобретет репутацию умника, а во-вторых, подобные игры с ребенком подарят бесценную возможность ненадолго оказаться в волшебной поре детства, познавая мир вместе со своим малышом.

Самые эффективые упражнения для памяти. Упражнения для тренировки памяти

Для улучшения внимания и памяти специалисты рекомендуют перед умственной работой выполнять следующие упражнения:

Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете. Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья. Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную. Такое упражнение помогает сосредоточиться, и долго его выполнять нет необходимости, достаточно 10-12 раз. Желательно каждую перемену рук сопровождать коротким резким, но тихим выдохом.

Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития. Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

Мозг – это орган, хоть и очень сложный, и его можно и нужно тренировать! Известно, что люди, занимающиеся умственным трудом, дольше остальных сохраняют ясность мышления. Это объясняется как раз тем, что они активно «шевелили мозгами» на протяжении всей своей жизни, то есть держали орган в тонусе!

Чтобы понять, как улучшить память взрослому человеку при помощи упражнений, нужно разобраться, по какому принципу человеческий мозг работает с информацией. В упрощённом виде алгоритм действий выглядит так:

  • восприятие информации;
  • закрепление полученных данных;
  • извлечение нужных сведений.

Итак, как же улучшить память? Зарядка для мозга – осознанное повторение этих действий. Если хотите активизировать клетки своего органа, выбирайте упражнение по вкусу:

  • ежедневно заучивайте наизусть четверостишия любимого поэта, повторяйте на протяжении дня;
  • разгадывайте кроссворды вместо просмотра телепередач;
  • играйте в «города» – кстати, можно обойтись и без партнёра;
  • выберите книгу по душе и читайте перед сном, а засыпая, обдумывайте прочитанное;
  • играйте в шашки и шахматы.

Есть ещё один необычный способ, как улучшить память в домашних условиях быстро. Называется этот метод «слепая ходьба». Для выполнения упражнения нужно завязать глаза и передвигаться по собственной квартире на ощупь. Во время тренировки, когда вы будете временно лишены одного из главных чувств, помогающих ориентироваться в пространстве, ваш мозг активно включится в работу, напрягая память и подсказывая, где расположены препятствия на пути. Хорошо, если друг или родственник составит вам компанию. Тогда упражнение превратится в любимую детскую игру «жмурки».

Хотите знать, как быстро улучшить память? Ежедневное полоскание рта в течение 5 минут, оказывается, положительно влияет на кровоснабжение головного мозга! Почему бы не включить это упражнение в утренний ритуал по наведению красоты? А чтобы получить двойную пользу, применяйте для полоскания не просто воду, а, например, полезный для дёсен настой зверобоя, ромашки или корня аира.

Видео Тренировка мозга | Упражнения для тренировки памяти

Тренинг "Расширяя границы памяти"

для учащихся 7 класса (в рамках классного часа)

Предлагаю вашему вниманию тренинг "Расширяя границы памяти" для учащихся среднего и старшего звена коррекционной школы. Этот материал будет интересен психологам, дефектологам и педагогам для активизации когнитивной сферы обучающихся и повышения эффективности учебного процесса. Цель тренинга: диагностика и развитие памяти, внимания, восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, и формирование коммуникативно-речевых навыков подростков. Задачи: 1. Определить объем и ведущий тип памяти. 2. Развивать слуховую память. 3. Развивать зрительную память. 4. Развивать двигательную память. 5. Развивать образную память. 6. Развивать эмоциональную память. 7. Развивать смешанную память (например, зрительно-двигательную). Тренинг: "Расширяя границы памяти" Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это сокровищница, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память разнообразна . Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать ребенку, чтобы он почистил одежду, не забыть взять документ и тому подобное. Когда день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отошли на задний план, тогда информация хранится недолго. Такая память и называется кратковременной. В психологии выделяют определенные типы памяти: зрительный тип, слуховой тип, двигательный тип и смешанный тип . На зрительный тип памяти приходится 80% всей запоминаемой информации, а 20% - на все остальные типы. По характеру цели деятельности в психологии различают: произвольную и непроизвольную память По продолжительности сохранения информации: кратковременную и долговременную память . По характеру активности в психологии выделяют такие виды памяти: двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память Представление буклета: «Использование мнемотехники для улучшения памяти детей» Набор упражнений для развития памяти у подростков Зачитываются слова. Участники должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а слушатели записывают вторые. Материал: курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер. Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут . 1. Лев, нападающий на антилопу. 2. Собака, виляющая хвостом 3. Муха в вашем супе. 4. Миндальное печенье в коробке. 5. Молния в темноте. 6. Пуговица на вашей любимой одежде. 7. Бриллиант, сверкающий на солнце. 8. Крик ужаса в ночи. 9. Радость материнства. 10. Человек, ворующий деньги из вашего кошелька. Тест для развития памяти Этот простой тест на определение памяти может помочь дать Вам лучшее представление о том, есть ли у Вас проблемы с памятью или нет повода для беспокойства. 1. Запомните эти слова: яблоко, телевидение, баранина. 2. Запомните это имя и адрес: Федор Крайнов 2745 3 набережная, 190/9 3. 3. Вспомните то, что делали последние 3 недели. Вспомнить было сложно? 4. Сложно ли для Вас запомнить списки? 5. Заметили ли вы снижение вашей способности вычислять в голове математические примеры? 6. Вы забывали платить по счетам? 7. Для Вас проблема запомнить имена? 8. У вас были случаи, когда вы забывали людей, которых должны знать? 9. Были ли у вас трудности с тем, чтобы найти правильное слово, которое хотите использовать? 10. Были ли у вас проблемы, с запоминанием простых задач, таких как использование микроволновой печи или пульта дистанционного управления? 11. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашей работе? 12. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают вашему взаимодействию дома? 13. Есть ли у вас провалы в памяти, которые мешают адаптироваться в разных социальных ситуациях? 14. Имена последних трех мэров Вашего города. 15. Имена последних четырех российских президентов. 16. Что вы ели на ужин позавчера? 17. Каковы были последние два фильмы, которые вы посмотрели? 18. Запишите три слова, которые вас попросили запомнить, в начале викторины. 19. Запишите имя и адрес, который вас попросили запомнить, в начале викторины. Подсчет очков: Дайте себе 1 балл за каждое "нет" на вопросы 3-13 (максимум 11 баллов) Дайте себе по 1 баллу за каждый правильный ответ на вопросы14-19 (максимум 21 балл) Если вы набрали: 28-32 поздравляем! Ваша память выше средней. 22-27 не плохо, но вы могли бы воспользоваться некоторыми упражнениями для развития памяти. 5-21 памяти немного слабовата, упражнения должны помочь вам улучшить память. 0-14 Вы можете рассмотреть возможность получения профессиональной оценки. Для тренировки слуховой памяти предлагается воспроизвести на слух скороговорки. Для тренировки зрительной памяти предлагается воспроизвести названия предметов(7 – 15 штук) после 10 сек. рассмотрения и закрытия их покрывалом. Для тренировки двигательной памяти необходимо изменять местоположение предметов вручную, а запомнив, отвернуться и назвать их по порядку. Для тренировки смешанной памяти (например, зрительно-двигательной) требуется пересказать прочитанный текст, опираясь на нарисованные символы. Участникам предлагается коллективная работа По кругу передается лист бумаги, на котором каждому участнику предлагается в виде символов написать 1 строчку стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый». А затем прочесть его в обратном порядке по кругу, используя нарисованные символы. Образную память следует развивать , рассматривая картинки, схожие между собой, где требуется найти отличия (10 – 15 штук). Словесно-логическую память необходимо развивать посредством Симонидовского метода для запоминания событий, дат, слов, сведений, понятий, правил, явлений, номеров телефонов и так далее. Двигательную память требуется развивать с использованием зрительных и тактильных анализаторов, разложив предметы в окружающем пространстве так, чтобы собирая их последовательно, воспроизводилась определенная цепочка. Например, строение органов дыхания человека, персонажи сказки «Теремок», материки и океаны на Земле и так далее. Эмоциональную память лучше развивать при помощи зрительных и слуховых анализаторов. Например, рассматривая картины художников и слушая произведения композиторов, необходимо зафиксировать определенный эмоциональный настрой, который возникает при этом. Затем, убирая один из образов, например картину И.И. Левитана «Март», или «Полонеза» М.К. Огиньского, вспомнить, какие были эмоции и ощущения. Рефлексия: попробуйте вспомнить, какие упражнения для развития и тренировки памяти мы с Вами сегодня выполняли, напишите их на разноцветных клубочках и сложите в корзинку Мнемозины – богини памяти. Передавая корзинку, друг другу, обменяйтесь пожеланиями. А от меня пожелание Вам всем дожить до старости в уме и в радости.

Стремление освоить эффективный метод, который поможет в достижении более высокого уровня интеллектуального развития — весьма похвальная тенденция. Однако, чтобы процесс превратился из модного в действенный и стал этапом самосовершенствования, не помешает понять, что именно вы желаете усилить в себе.

Для выбора стратегии развития основных мыслительных процессов – внимания и памяти, важно точно поставить практическую цель. Только в этом случае любая теория становится действенным методом ее достижения. Эта статья дает ответы на вопросы о способах совершенствования механизмов запоминания. И да, наш сайт для тренировки памяти служит действенным инструментом для развития мыслительных способностей, которые легко освоит даже ребенок.

Память - это психический процесс запечатления, хранения, воспроизведения и забывания информации. Этот процесс является одним из фундаментальных для развития интеллекта человека. Важно учитывать особенности этого психического процесса для разных возрастных этапов, чтобы достичь максимального эффекта от применения обучающих методик.

По длительности сохранения различают следующие уровни памяти:

  • мгновенную;
  • кратковременную;
  • буферную (промежуточную);
  • долговременную.

Каждый этап обработки и сохранения информации в памяти отвечает за определенные области мыслительной деятельности человека. В зависимости от этого отличаются методы и задачи усовершенствования психических процессов.

  • Мгновенная память. Этот процесс, по мнению ряда психологов, имеет непосредственный характер, он неуправляем. Мгновенная память также связана с ощущением и обеспечивает цельное восприятие окружающей картины мира за минимальное время.
  • Кратковременная память. На этом этапе сохраняется информация, которая либо утрачивается, либо становится предметом интерпретации. Это уровень управляемой информации и его можно развивать с помощью повторения, символизации, его объем признают равным 7±2 единицы, хотя также есть мнение отдельных исследователей, что данный показатель надо рассматривать как 5±2 единицы.
  • Буферная память. Серединный этап, трансформация, преобразование информации в долговременную, осуществляется во сне, неуправляемая стадия.
  • Долговременная память . Не ограничена по времени и объему, но доступность ее определяется типом хранения. Произвольная форма – подвергается преобразованию, непроизвольная – сохраняется в неизменном виде. Это важнейший этап психической способности человека, который прямо связан с его социальной успешностью.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок памяти и внимания по индивидуальной программе

Для детей превалирующей формой служит кратковременная память. Важно в этот период подобрать им развивающие методики, которые помогают формированию ассоциативного, эмоционального восприятия мира. Игры для развития воображения и логического мышления должны быть постоянным элементом их обучения. Это не должно быть ограничено стандартами школьной программы, они должны стать естественным элементом процесса воспитания детей.

Информация, получаемая извне, преобразуется под влиянием множества факторов субъективного и объективного плана в долговременную память. Последняя, трансформируясь в процессе жизни, формирует опыт человека и становится фундаментом для осознанного выбора в социальной практике, влияет на успешность человека в жизни.

Выбор методики совершенствования психических процессов зависит от возраста человека и его индивидуальных особенностей. Существуют и общие правила. Например, давать возможность развиваться и правой и левой руке в равной мере помогает гармонизировать обе сферы головного мозга, ответственные за развитие символической и логической форм мышления.

Упражнения на тренировку памяти могут стать весомым катализатором скорости психических процессов для преобразования внешней информации в багаж знания человека. Как тренировать памятьпознакомимся с самыми простыми и эффективными способами развития способностей.

Какой метод тренировки лучший для развития кратковременной памяти?

Кратковременная — это аналог оперативной компьютерной памяти. Она помогает в быстрой «утилизации» полученной информации. Цель этапа – усвоение максимального объема информации. Для этой цели эффективными приемами служат:

  • группировка объектов;
  • символизация.

Способ группировки часто используется в качестве маркетингового приема в сфере продаж и дает хороший результат. Повторяющиеся числа или последовательный ряд цифр легко воспринимается и превращается в личный багаж знания, иногда помимо желания человека. Разбивка телефонного номера на удобные цифровые группы стала нормой жизни.

Мнемотехника - прием быстрого запоминания большого объема информации, логически не связанной между собой. Метод основан на создании символов, ассоциативного ряда. В основе лежит зрительный способ эффективного восприятия окружающего мира для человека. Для метода характерно использование всех иных каналов чувств: осязания, обоняния, вкуса, звука.

Визуализация служит эффективным способом для увеличения объема восприятия информации в единицу времени. Использование презентаций, повышение наглядности материала в виде графиков, диаграмм, рисунков широко применяется в деловой практике.

Эффективные приемы овладения большим объемом информации разработаны в специальных областях: военной сфере, научных исследованиях. Методы НЛП (нейролингвистического программирования) позволяют управлять процессом запоминания на уровне подсознания.

Цель развития краткосрочной памяти – в создании фундамента для долговременной , которая решает основную задачу – формирует личный опыт человека. С помощью каких упражнений и для чего необходимо развивать эту способность?

Этот вид запоминания становится основой умений и навыков члена социума. Чем больше опыт, тем большим количеством инструментария человек владеет. Программа развития позволяет достигать высокого уровня мастерства, сохранить в актуальном состоянии интеллектуальные ресурсы организма.

Концентрированное внимание – психический процесс выделения личностно-значимых сигналов, актуальных для субъекта восприятия, служит улучшению памяти. При важности информации для человека, требуется минимальное количество усилий для её усвоения. Особую значимость это качество получает в процессе образования (любого уровня – дошкольного, школьного, высшего, профессионального, специального).

Упражнения для того, чтобы тренировать долговременную память, разрабатываются по четырем направлениям:

  • увеличение объема внимания;
  • гибкость внимания;
  • методы быстрого усвоения информации:
  • стратегии эффективного запоминания.

Объем внимания

Объем внимания можно увеличить за счет формирования навыка концентрации.

Упражнение : в течение 3-х минут сконцентрироваться на приятном объекте и постараться убрать из головы все мысли, не отвлекаясь на посторонние шумы. Это поможет научиться избавляться от «ментального шума», который мешает сосредоточиться на сложных делах.

Гибкость внимания

Развитие гибкости достигается за счет активного включения воображения и зрительных образов. Лучше всего это выполнимо в игровой форме.

Простой способ — игра «Полиморф» , которая заключается в мысленном представлении себя с подачи оппонента в определенном интерьере. Например, по заданию надо представить себя в виде одинокого дерева на поляне.

Быстрое усвоение информации

В качестве популярного метода быстрого усвоения информации служит прием рифмовки , установление ассоциативного ряда.

Каждодневная тренировка памяти и внимания для того, чтобы запоминать большой объем и сохранять гибкость мышления, будет эффективна при помощи использования в том числе традиционных способов, таких как:

  • изучение иностранных языков, их совершенствование;
  • разучивание и запоминание стихов;
  • чтение литературы, расширение личного словарного запаса;
  • использование логических игр, тренингов личностного роста;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • игра в шахматы;
  • ведение дискуссий.

Не следует забывать тот факт, что психические процессы тесно связаны с физиологией. Поддержание организма в хорошей физической форме, сбалансированное питание в любом возрасте, обеспечение его необходимыми нутриентами и микроэлементами служит здоровой основой для полноценной деятельности мозга. Отсюда наш совет: ведите здоровый образ жизни и развивайтесь!