Остаток при делении всегда должен быть. Тема урока: "Деление с остатком"

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект урока по математике в 3 «б» классе на тему:

«Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя»

с применение технологий системно-деятельностного подхода.

Учитель: Кашапова Р.Р.

Сургут 2016 г.

Тема: Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя.

Цели:

Создать условия для совершенствования умений учащихся применять алгоритм деления числа с остатком;

совершенствования техники устного счёта; формирования у детей представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя; формирования умения формулировать проблему и находить правильное решение;

Способствовать развитию логического мышления, на основе решения проблемных вопросов и задач внимания, памяти на основе решения примеров, умения работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку, развитию культуры речи и эмоций учащихся.

Содействовать воспитанию познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Личностные результаты:

Формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению математики;

Развивать доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися;

Самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила;

Учить самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Высказывать свою версию решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Делать отбор информации для решения задачи;

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Развивать умение работать в парах;

Договариваться между собой;

Высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.

Предметные результаты:

Формулировать правило деления с остатком;

Знать таблицу умножения;

Продолжить совершенствование вычислительных навыков;

Развивать умения решать текстовые задачи.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

1.Организацион

ный этап . Мотивирование к учебной деятельности.

Улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на сегодняшнем уроке. (Упр. «Желаю успеха»)

Сейчас у нас урок математики.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все решай, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори все четко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает стать успешным? Что для этого надо сделать?

Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели.

Сядем за парты правильно, спину держим прямо.

Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число, классная работа.

Запишите число, в котором 7 единиц и 1 десяток. Характеристика числа.

Познавать, узнавать.

Дети записывают число, классная работа

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Формулирование темы и целей урока.

4. Реализация построенного проекта.

А сейчас мы проведём небольшую разминку.

Математическое лото.

Работа по индивидуальным карточкам.

Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы зачеркиваете его крестиком.

Примеры:

32

Ответы: 8∙4, 5∙3, 5∙6, 4∙4, 7∙3, 4∙5, 7∙8, 6∙6, 9∙5, 8∙6, 3∙3.

Подведение итога разминки.

А теперь давайте проверим вашу работу. Вы все числа зачеркнули? У каждого в карточке должно остаться не закрытым одно число. Какое? ( число 5) Если это так, значит, вы все посчитали правильно.

Молодцы. Поставьте за работу 5. По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу. А у кого есть ошибки, таблицу повторите.

А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?

Повторение знаний компонентов действия деления.

Как называются числа при делении?

Как найти неизвестное делимое?

А как найти неизвестный делитель?

Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?

Подведение к теме урока.

Задание на внимание: Найдите лишнее выражение и докажите почему?

Слайд 4.

45: 5

10: 4

36: 6

49: 7

- Кто догадался, какова будет тема нашего исследования?

- Какие цели поставим перед собой?

Задача.

Разложим 11 помидоров в 3 тарелки поровну. Сколько помидоров окажется в каждой тарелке?

Каким арифметическим действием решается задача?

Оля решила задачу таким образом.

11: 3 = 2 (ост. 4)

Как вы думаете, правильно решила задачу Оля или нет? Ваши гипотезы.

А давайте посмотрим наглядно, правильно ли решила задачу Оля.

Слайд.

К какому выводу пришли?

Почему в остатке не может быть равен 4? Докажите.

Сделаем вывод.

Прочитайте в учебнике, на странице 27 правило и сравните, совпадает ли правило с нашим выводом.

Следовательно, мы пришли в правильному выводу и сформулировали правило.

Это деление.

Делимое, делитель, частное.

Надо делитель умножить на частное.

Надо делимое разделить на частное.

Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.

Деление с остатком.

Узнать …

Закрепить…

Закреплять умение решать примеры с остатком.

Да, потому что 2х4=6 , 6+4 =11. Ответ правильный.

11 разделить по 3, получится 3 и остаток 2

Решение Оли неправильное.

Потому что в числе 4 есть еще 1 раз 3.

Остаток при делении должен быть меньше делителя.

Читают. Да.

5. Первичное закрепление.

Физминутка

Задание для пробного действия.

Слайд 6.

Игра «Передай флажок»

Работа у доски по цепочке (с проговариванием вслух).

Выполнять будем № 1 2), с.27 . Прочтите шёпотом задание.

Сегодня мы будем писать деление с остатком столбиком, используя новый значок.

Первый пример решаю я.

- Начнём выполнять по цепочке. Делаем рисунок.

* Делим 6 на 3.

Будет ли в этом выражении остаток?

* Делим 7 на 3. и т.д.

Аналогичное рассуждение для 3 других примеров.

- А теперь посмотрите на решенные выражения. Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?

- Давайте сравним свой вывод с эталоном.

Слайд 5

Давайте применим этот вывод. Слайд 6

Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 4,5,7? Прокомментируйте свой выбор.

Остатки

* : 4

1,2,3,4,5,6,7

* : 5

1,2,3,4,5,6,7,

* : 7

1,2,3,4,5,6,7


Нет. Остаток должен быть меньше делителя.

Подчеркивают числа на доске.

6. Включение в систему знаний

Самостоятельная работа.

Работа в парах

- В конце тетради лежат карточки. Все нашли? Молодцы.

(Дети работают в парах сильный - слабый ученик).

Проверка работы(фронтально)

Тест «Верно или неверно».

Слайд 7.

Тест «Верно-неверно».

    Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

    23: 3 = 6 (ост.7)

    При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

    При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Если высказывание верное – нарисуйте в тетради зелёный кружок, если неверное - красный. Выполним тест.

Проверка

Слайд 8.

Проверьте тест по ключу.

Работают в парах.

Проверяют свою работу.

Решение задач.

Работа в группах Слайд 9

Ребята, я предлагаю вам решить 2 задачи в группах. Стр. 27, № 2 и 3. После того как решите задачи, решение нужно будет объяснить другой группе.

1 ряд - № 2

2 ряд - № 3

Дети самостоятельно работают в малых группах. Учитель координирует и организует работу групп.

Подведение итога выполненной работы.

Учитель комментирует оценки.

Работают в малых группах.

Объясняют решение задачи другой группе.

7. Подведение итога урока.

Итак, наш урок подходит к концу.

А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.

Какую цель ставили?

Что нового узнали?

- Как вы, считаете, мы, достигли цели?

Закрепить умения делить с остатком.

Правило.

Да

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Довольны ли вы своей работой?

У вас на столах лежат смайлики.

Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом. Кому нужна помощь подойдёте после урока.

Подбирают смайлики.

8. Домашнее задание

Слайд 10.

Дома вы будете

1. выполнять задание с.27, №5 , выучить правило на стр. 27;

2. по выбору на карточках.

Удачи вам в выполнении домашнего задания и спасибо за работу на уроке.

Тест «Верно-неверно».

2. 23: 3 = 6 (ост.7)

Тест «Верно-неверно».

1. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

2. 23: 3 = 6 (ост.7)

3. При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

4. При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Тест «Верно-неверно».

1. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

2. 23: 3 = 6 (ост.7)

3. При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

4. При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Тест «Верно-неверно».

1. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

2. 23: 3 = 6 (ост.7)

3. При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

4. При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Тест «Верно-неверно».

1. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

2. 23: 3 = 6 (ост.7)

3. При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

4. При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

Тест «Верно-неверно».

1. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

2. 23: 3 = 6 (ост.7)

3. При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

4. При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.

КОУ «Сургутская школа – детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по математике в 3 «б» классе на тему:
«Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя»
с применение технологий системно-деятельностного подхода.
Учитель: Кашапова Р.Р.
Сургут 2016 г.
Тема: Ознакомление с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя.
Цели:
Создать условия для совершенствования умений учащихся применять алгоритм деления числа с остатком;
совершенствования техники устного счёта; формирования у детей представления о том, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя; формирования умения формулировать проблему и находить правильное решение;
Способствовать развитию логического мышления, на основе решения проблемных вопросов и задач внимания, памяти на основе решения примеров, умения работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку, развитию культуры речи и эмоций учащихся.
Содействовать воспитанию познавательного интереса к математике, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
Личностные результаты:
- формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению математики;
- развивать доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися;
- самостоятельно делать выбор, опираясь на общие правила;
- учить самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять собственные ошибки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
- учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- высказывать свою версию решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- делать отбор информации для решения задачи;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- развивать умение работать в парах;
- договариваться между собой;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
Предметные результаты:
- формулировать правило деления с остатком;
- знать таблицу умножения;
- учить читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком;
- продолжить совершенствование вычислительных навыков;
- развивать умения решать текстовые задачи.
Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.
Этапы работы Содержание этапа Деятельность обучающихся
1.Организацион
ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
- Улыбнитесь и пожелайте своему соседу успехов на сегодняшнем уроке. (Упр. «Желаю успеха»)
- Сейчас у нас урок математики.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Все решай, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори все четко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
- А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает стать успешным? Что для этого надо сделать?
Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели.
Сядем за парты правильно, спину держим прямо.
Открываем тетради. Записываем сегодняшнее число, классная работа.
Запишите число, в котором 7 единиц и 1 десяток. Характеристика числа.
Познавать, узнавать.
Дети записывают число, классная работа
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

3. Построение проекта выхода из затруднения.
Формулирование темы и целей урока.
4. Реализация построенного проекта.
- А сейчас мы проведём небольшую разминку.
Математическое лото.
Работа по индивидуальным карточкам.
- Ребята. У вас на столах есть карточки с числами. Я называю пример из таблицы умножения. Если у вас есть число, которое является ответом, вы зачеркиваете его крестиком.
Примеры:

32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
Ответы: 8∙4, 5∙3, 5∙6, 4∙4, 7∙3, 4∙5, 7∙8, 6∙6, 9∙5, 8∙6, 3∙3.
Подведение итога разминки.
- А теперь давайте проверим вашу работу. Вы все числа зачеркнули? У каждого в карточке должно остаться не закрытым одно число. Какое? (число 5) Если это так, значит, вы все посчитали правильно.
- Молодцы. Поставьте за работу 5. По вашим результатам видно, что вы хорошо знаете таблицу. А у кого есть ошибки, таблицу повторите.
-А какое ещё, арифметическое действие мы можем выполнить, зная таблицу умножения?
Повторение знаний компонентов действия деления.
- Как называются числа при делении?
- Как найти неизвестное делимое?
-А как найти неизвестный делитель?
-Правильно. Как вы считаете, зачем мы это повторяли?
Подведение к теме урока.
Задание на внимание: Найдите лишнее выражение и докажите почему?
Слайд 4.
45: 5
10: 4
36: 6
49: 7
- Кто догадался, какова будет тема нашего исследования?
- Какие цели поставим перед собой?
Задача.
Разложим 11 помидоров в 3 тарелки поровну. Сколько помидоров окажется в каждой тарелке?
- Каким арифметическим действием решается задача?
Оля решила задачу таким образом.

11: 3 = 2 (ост. 4)
- Как вы думаете, правильно решила задачу Оля или нет? Ваши гипотезы.
- А давайте посмотрим наглядно, правильно ли решила задачу Оля.
Слайд.
- К какому выводу пришли?
- Почему в остатке не может быть равен 4? Докажите.
- Сделаем вывод.
Прочитайте в учебнике, на странице 27 правило и сравните, совпадает ли правило с нашим выводом.
Следовательно, мы пришли в правильному выводу и сформулировали правило. Это деление.
Делимое, делитель, частное.
Надо делитель умножить на частное.
Надо делимое разделить на частное.
Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.
Деление с остатком.
Узнать …
Закрепить…
Закреплять умение решать примеры с остатком.
Да, потому что 2х4=6 , 6+4 =11. Ответ правильный.
11 разделить по 3, получится 3 и остаток 2
Решение Оли неправильное.
Потому что в числе 4 есть еще 1 раз 3.
Остаток при делении должен быть меньше делителя.
Читают. Да.
5. Первичное закрепление.
Физминутка
Задание для пробного действия.
Слайд 6.
Игра «Передай флажок»
Работа у доски по цепочке (с проговариванием вслух).
- Выполнять будем № 1 2), с.27 . Прочтите шёпотом задание.
- Сегодня мы будем писать деление с остатком столбиком, используя новый значок.
Первый пример решаю я.
217170-6350006 3 217170-6350007 3 217170-6350008 3 88265-38100 217170-381000-571501943106 2 88265-38100 217170-381000-571501943106 2 88265-38100 217170-381000-571501943106 2 0 1 2 - Начнём выполнять по цепочке. Делаем рисунок.
* Делим 6 на 3.
- Будет ли в этом выражении остаток?
* Делим 7 на 3. и т.д.
Аналогичное рассуждение для 3 других примеров.

А теперь посмотрите на решенные выражения. Может ли остаток быть равен делителю или быть больше него?
- Давайте сравним свой вывод с эталоном.
Слайд 5
Давайте применим этот вывод. Слайд 6
Какие остатки могут получиться, если мы будем делить любые числа на 4,5,7? Прокомментируйте свой выбор.
Остатки
* : 4 1,2,3,4,5,6,7
* : 5 1,2,3,4,5,6,7,
* : 7 1,2,3,4,5,6,7
Нет. Остаток должен быть меньше делителя.
Подчеркивают числа на доске.
6. Включение в систему знаний
Самостоятельная работа.

Работа в парах
- В конце тетради лежат карточки. Все нашли? Молодцы.
(Дети работают в парах сильный - слабый ученик).
Проверка работы(фронтально)
Тест «Верно или неверно».
Слайд 7.
Тест «Верно-неверно».
Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
23: 3 = 6 (ост.7)
При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
-Если высказывание верное – нарисуйте в тетради зелёный кружок, если неверное - красный. Выполним тест.

Проверка
Слайд 8.
- Проверьте тест по ключу.
Работают в парах.
Проверяют свою работу.
Решение задач. Работа в группах Слайд 9
- Ребята, я предлагаю вам решить 2 задачи в группах. Стр. 27, № 2 и 3. После того как решите задачи, решение нужно будет объяснить другой группе.
1 ряд - № 2
2 ряд - № 3
Дети самостоятельно работают в малых группах. Учитель координирует и организует работу групп.
Подведение итога выполненной работы.
Учитель комментирует оценки. Работают в малых группах.
Объясняют решение задачи другой группе.
7. Подведение итога урока.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.
- Какую цель ставили?
- Что нового узнали?
- Как вы, считаете, мы, достигли цели?
Закрепить умения делить с остатком.
Правило.
+ Да
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Довольны ли вы своей работой?
- У вас на столах лежат смайлики.
Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом. Кому нужна помощь подойдёте после урока. Подбирают смайлики.
8. Домашнее задание Слайд 10.
Дома вы будете
1. выполнять задание с.27, №5 , выучить правило на стр. 27;
2. по выбору на карточках.
- Удачи вам в выполнении домашнего задания и спасибо за работу на уроке.
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
32 56 15 36
30 20 16 45
21 9 5 48
Тест «Верно-неверно».

2.23: 3 = 6 (ост.7)

Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23: 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23: 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.

1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23: 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23: 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.
Тест «Верно-неверно».
1.Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.
2.23: 3 = 6 (ост.7)
3.При делении на 3 могут получиться остатки 0,1,2.
4.При делении на 8 могут получиться остатки 0,1,2,3,4,5,6,7,8.


Приложенные файлы

Цели:

  • Познакомить детей с приёмом деления с остатком.
  • Закреплять приёмы внетабличного деления и умножения.
  • Развивать познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить исследовательскую работу.
  • Развивать интерес к предмету.
  • Воспитывать чувство товарищества, сопереживания за успехи и не успехи других по классу.

Оборудование:

  • На доске схемы для объяснения внетабличного деления.
  • Схема с кратким условием задачи (для составления полного условия и решения)
  • Карточки табличного умножения и деления на однозначное число.
  • У детей индивидуальные карточки для исследовательской работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок – исследование. Я желаю вам интересного и познавательного урока, почувствовать себя маленькими учёными с большим будущим.

На доске размещены портреты ученых-математиков: Пифагора, С.В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского. Краткая информация об ученых.

– Когда учёные что-либо исследуют, они проверяют всё, что связано с предметом их изучения. И мы к своей теме изучения подготовимся путём разминки.

1. Минута чистописания

– На доске ряд чисел, найдите закономерность и вставьте пропущенные числа: 3, 6, ..., …, 15, …, …, 24

Один ребенок работает у доси, остальные ученики – в тетрадях.

– Что это за закономерность? (Разнятся на 3, делятся на 3 без остатка.)

– Какие числа делятся без остатка? (Табличное умножение, круглые, чётные.)

2. Беглый счёт

Спрашиваю ответы по действиям.

– Кто допустил ошибку?

3. Практическая работа

– Начертите отрезок b длиной 10 см.

– На какие равные части можно его разделить? (На 2, – на 5, – на 10)

– Чему равна 1/2 отрезка? (5 см)

– Чему равна 1/5 отрезка? (2см)

– Чему равна 1/10 отрезка? (1см)

Дети делят.

– Как делили отрезок? (Каждый раз на равные части.)

– У какой геометрической фигуры всего по три? Три угла, три стороны, три вершины? (Треугольник)

– Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на два слова.

  • Орнитология – наука об изучении жизни птиц.
  • Орнитолог – человек, занимающийся этой наукой.
  • М атематика – связана со всеми науками – т.к. математика – это царица наук.

– Послушайте, пожалуйста, информацию о птицах и задачи.

– Какую пользу приносят птицы? (Ответы детей: – Птицы – лучшие помощники в борьбе с вредителями растений. Они помогают размножению растений. – Птицы своим пением ласкают слух и т.д.)

– Птицы заслуживают внимания и заботы человека, охраны и покровительства.

– Какие писатели писали о птицах, животных? Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Евгений Чарушин, Константин Паустовский, Саша Черный.

“Охранять природу – значит охранять Родину!” – кому принадлежат эти слова? (Михаилу Пришвину.)

Слайд “колибри”


Рис. 1

Колибри – образец великолепия, пышности и красоты тропической природы. Питается цветочным нектаром и насекомыми. Съедает за день количество пищи, которое в 2 раза больше веса тела. Колибри машут в полете крыльями так быстро (50-70 взмахов в секунду), что видны не крылья, а только тени от их движений. Всеми цветами сияют, светятся и сверкают колибри в лучах яркого тропического солнца. (Ареал обитания – Центральная и Южная Америка.)

Задача: Сколько взмахов в минуту делает колибри, если в 1 секунду делает 70 взмахов?

Дети решают задачу устно. Объясняют решение:

В минуте 60 секунд.

70*60=4 200 – взмахов в 1 минуту.

– С этой задачей вы справились успешно! А теперь послушайте информацию и задачу о другой птице.

Слайд “Королек”

Рис. 2

Желтоголовый королек гнездится в горах Кавказа в поясе темнохвойных лесов, образованных пихтой и елью. Птицы очень прожорливы. Королек весит 8-10 г, съедает за день до 17 г корма, т.е. почти в два раза больше, чем весит сама птица. Это объясняется тем, что птицы чрезвычайно подвижны и поэтому расходуют много энергии.

Задача: Во сколько раз королек съедает корма больше, чем он весит? Вес птицы – 8 г, съедает корма – 17 г.

– Как определить? Каким действием? – Правильно, делением.

– Можем ли мы разделить 18 на 5 на равные части? (Нет)

– Ребята, мы подошли к теме нашего урока: “Деление с остатком”. (Открываю тему на доске)

Этот вопрос мы и будем исследовать.

1. Вызываю 3-их детей к доске, предлагаю разделить 6 кружков между ними поровну. Затем 7 кружков, начиная по одному, затем еще по одному.

– По сколько кружков у каждого? (По 2). – Сколько осталось не разделенными? (1 кружок).

– Как это записать?

Деление предметов сопровождается записью примеров и комментированием.

6: 3 = 2 – каждый ученик получил по 2 кружка.

7: 3 = 2 (ост.1) – каждый ученик получил по 2 кружка и 1 кружок остался.

2. Делим 10 яблок на 3 части. На доске картинки: 3 девочки и 10 яблок.

Вызываю 1 человека, предлагаю соединить линией яблоки и девочек, начинаем по 1-му.

– По сколько яблок у девочек? (У каждой поровну, по три.)

– Сколько яблок не разделилось? (Одно яблоко осталось.)

– Как это записать?

10: 3 = 3 (ост1).

– Ребята, мы с вами уже делили 10 на 2, 5 и 10, и, обращаю ваше внимание, что делили на равные части. Давайте вернемся к задаче про королька.

– Во сколько раз королек съедает больше корма, чем он весит?

Раскладываю магниты на доске по одному. Разделила поровну на три части по 5 магнитов в каждой, остаток – 3 магнита. – Дети, кто запишет пример на доске?

18: 5 = 3 (ост. 3)

Обращаю внимание детей на записанные выражения.

– Что можно сказать?

– Что вы можете сказать про остаток, глядя на наши записи? (Остаток меньше делителя.)

– Запомните! Остаток всегда должен быть меньше делителя!

– Как же связаны между собой эти числа (делимое, делитель, частное, остаток)? (Дети отвечают, как найти делимое, делитель...)

– Как записать равенство, которое позволит установить взаимосвязь между числами? (Ответы детей.)

Записываем это равенство между делимым, делителем, неполным частным, и остатком.

5 * 3 + 3 = 18 – это наше делимое

Обязательное условие – остаток меньше делителя.

– У вас у каждого есть карточки, исследуйте их. Запишите данные своего исследования, соедините линиями круги и прямоугольники.

Спрашиваю детей о результатах исследования.

– Сколько получилось кругов в каждом прямоугольнике? Сколько осталось?

Сегодня мы с вами исследовали тему: “Деление с остатком”. К какому выводу мы пришли? (Остаток меньше делителя.)

Физкультминутка

Итог урока

– Чем мы сегодня занимались? (Исследовали деление с остатком.)

– Что узнали? (Любое число можно разделить.)

– Что очень важно знать при делении с остатком? (Остаток должен быть меньше делителя.)

– Вам понравилось быть учеными? (Да!)

Закрепление: дополните выводы.

  • при делении на 3 – остаток может быть равен… (1 или 2)
  • при делении на 5 – остаток должен быть меньше… (5-ти)
  • при делении на 7 – остаток не может быть больше… (7-ми)

– На следующих уроках мы продолжим нашу исследовательскую работу. А дома вы придумайте примеры на деление с остатком, чтобы задавать их друг другу.


Предмет «Математика» 3 класс общеобразовательный
Тема « Деление с остатком »
Тема урока « Деление с остатком »
Тип урока «Изучение нового материала»

Цели урока:
Познакомить детей с приёмом деления с остатком, подвести к выводу, что при делении остаток всегда меньше делителя.
Актуализация знаний: вычислительные навыки, умение решать задачи, таблица умножения.
Развитие познавательной активности, интереса к предмету.

Формы организации:
Урок
Индивидуальная, фронтальная работа детей
Самостоятельная работа

Оборудование:
Интерактивная доска SmartBoard
Компьютеры из расчета 1 – на 2 ученика
Учебник Башмаков Математика-3
Раздаточный материал для учащихся (шаблоны морковки)

Программное обеспечение:
ЦОР Семейный наставник. Математика. Начальная школа. 3 класс. НП ООО «ИНИС-СОФТ» Беларусь, г. Минск. ООО «Хронобус» РФ, г. Москва. 1С
ЦОР Цветочная фантазия. ООО «Медиахауз», издание 2006г.
Материалы к уроку – urok3a.notebook (для интерактивной доски)(файл urok3a-итог.notebook – результат проделанных действий на доске)
ПО Notebook InteractiveViewer – установлено на каждом компьютере

Конспект урока
1) Сообщение темы и целей урока.
На прошлых уроках мы знакомились с различными видами деления и сегодня продолжим эту тему.
2) Устный счёт (актуализация ранее изученного).
Работа с диском (ЦОР № 1) по теме « Табличное умножение и деление»
Дети работали по 2 за компьютером. После выполнения задания подводятся итоги.)
Ребята, мы повторили табличное деление и по результатам вашей работы видно, что все прекрасно справились с этим заданием.

3) Изучение нового.
А сегодня к нам обратились два симпатичных зайчика. Они просят нас помочь им разделить поровну между ними 7 морковок. Поможем?
Я предлагаю вам на несколько минут превратиться в этих зайчиков, разделиться на пары и поделить между собой 7 морковок.
На партах шаблоны морковок.

Что у вас получилось? (По три морковки каждому и ещё одна осталась.)
На доске и компьютерах 2 страница urok3a.notebook
Два ученика выходят к интерактивной доске и путем перетаскивания делят морковки между двумя зайчиками.
- Разделили морковку? (Да)
- Значит можно разделить любое число, просто остаётся остаток. И как вы думаете, какая тема нашего урока? (Тема нашего урока «Деление с остатком»)
На доске и компьютерах 1 страница urok3a.notebook
Делим солнце
Чур, на всех!
Делим дождик
Чур, на всех!
Но часто получается
Не делится на всех.
Разделим то, что делится
Остаток пусть останется.
- Ребята, а какое число морковок разделилось на 2 без остатка? (6)
- Почему? (Это табличный случай умножения.)
- Значит не обязательно раскладывать предметы, рисовать и не всегда это можно сделать, надо просто вспомнить таблицу умножения. Вот как важно знать таблицу умножения. И урок мы сегодня начали с повторения таблицы умножения!
Очень часто с остатком ответ получается
Но всё можно вычислить быстро и чётко,
Когда в таблице умножения помнишь
Каждый ответ!
На доске и компьютерах 3 страница urok3a.notebook
- А у нас в гостях ещё одни лесные жители, 9 весёлых медвежат. Поиграем с ними. Для этого надо разделить наших гостей на две команды.
- Сколько медведей? (9)
- Как будем делить? (по 2)
Два ученика выходят к интерактивной доске и делят медведей на две команды путём перетаскивания их. Остальные ребята работают в тетради.
- Сколько медведей в каждой команде? (По 4 медведя и 1 остался.)
На доске и компьютерах 4 страница urok3a.notebook
- Что можем сказать об остатке? (Остаток меньше делителя.)
На доске и компьютерах 5 страница urok3a.notebook
Проверим! 4*2+1=9
- Молодцы! А теперь прочитаем, что говорится об остатке в учебнике?
Учебник стр. 25.
При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.
- Ребята, ваш вывод совпал с выводом учебника. Вы на пути великих открытий в математике. А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка
Мы долго работали
И глаза у всех устали
Мы глаза сейчас закроем
В классе радугу построим
Вверх по радуге пойдём
Вправо, влево повернём
А потом летим все вниз
Жмурься сильно, но держись.
4) Закрепление.
Работа с учебником, стр.24 №2
На доске и компьютерах 6-10 страница urok3a.notebook

Один ученик работает с интерактивной доской, а остальные в тетради.

Выполнив это задание, что можно сказать об остатке?
(Остаток меньше делителя.)
- А что ещё надо хорошо знать? (Таблицу умножения.)
5) Работа по закреплению изученного.
- Скоро наступит весна, а значит, наступит время делать клумбы и сажать цветы.
К нам обратился директор школы с просьбой найти площадь клумб и необходимое количество семян. Для выполнения поставленной задачи нам надо разделиться на 3 группы.
На доске и компьютерах (по группам)12-143 страница urok3a.notebook

Задание 1 группе.
Длина клумбы- 5м
Ширина- 4м
Чему равна площадь-?
На 1 кв. метр- 4г семян
Всего-? г

Задание 2 группе.
Сторона клумбы- 5м
Чему равна площадь-?
На 1 кв. м- 4г
Всего-? г

Задание 3 группе.
Длина- 3м
Ширина-2м
Чему равна площадь-?
На 1кв. м- 4г
Всего-?г
Дети обсуждают задание. По одному человеку от группы выходят к доске и записывают решение.
Молодцы! Все с заданием справились. А теперь посмотрите, какая возможно будет у нас клумба. Учитель на интерактивной доске с помощью диска конструирует клумбу.
Демонстрация заставки «Цветущая клумба» с диска (ЦОР № 2).
Заставка заранее готовится учителем на клумбе прямоугольной формы.
5) Итог урока и домашнее задание.
Учебник: № 3, 5 (1, 2), ребус, стр. 24.
Заголовок 215