Используемые наглядные пособия в обучении. Виды учебных наглядных пособий

Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности можно,

согласно концепции Т. А. Ильиной, подразделить на:

  • - естественную наглядность (предметы объективной реальности);
  • - экспериментальную наглядность (опыты, эксперименты);
  • - объёмную наглядность (макеты, фигуры);
  • - изобразительную наглядность (картины, фотографии, рисунки);
  • - звуковую наглядность (аудиозаписи);
  • - символическую и графическую наглядность (карты, графики, схемы, формулы);
  • - внутреннюю наглядность (образы, создаваемые речью учителя).

Но нельзя не отметить, что средства наглядности на уроках математики имеют свои особенности. Все учебные наглядные пособия, используемые на уроках математики принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям относятся предметы окружающей жизни: тетради, карандаши, палочки, кубики и т. д. Среди изобразительных наглядных пособий выделяют образные, условные и экранные. К образным наглядным пособиям относят: предметные картинки, модели предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К условным наглядным пособиям относят: карточки с изображением математических символов, схематические рисунки и чертежи. К экранным наглядным пособиям относятся: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

Наглядные пособия бывают так же общеклассные и индивидуальные. Часто они бывают одинаковыми по содержанию и отличаются только размерами.

Наглядные пособия могут быть изготовлены типографским способом либо учителем или детьми. Самодельные наглядные пособия должны быть не сложными в изготовлении и отвечать требованиям эстетики и нормам школьной гигиены. Но прежде всего, надо отметить, что наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим требованиям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, наглядные средства обучения должны быть:

Ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. В этом плане хорошо вспомнить приемы и методы средств массовой информации и коммуникации, которые мастерски используют все возможности привлечения внимания пользователей. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность. Поэтому даже формулировка названия урока (темы, слайда, презентации …) играет большую роль в восприятии учебных материалов. Кроме проблемности, можно назвать метафоры, яркие символы, графические или анимационные заставки и пр.;

Доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления;

Интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации. В компьютерных средствах обучения, в технологии которых изначально заложен принцип интерактивности (то есть обратной связи), это требование часто используется на самом простом уровне. Когда предлагается ответить на вопрос, а ответ состоит из двух вариантов - "ДА" или "НЕТ". В тоже время цифровые технологии позволяют создавать и более интересные обучающие ситуации с помощью визуальных тестов, проблемных вопросов, игровых коммуникативных ситуаций;

Иллюстративными, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести учащихся от основной идеи автора наглядного пособия, и процесс мыслительной деятельности будет бессмысленным;

Дозированными с оптимальным использованием наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие;

Эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон. Эргономические требования всегда ориентируют разработчиков наглядных пособий на уже отработанные приемы представления информации. Например, на темном фоне необходимо всегда располагать белый или очень светлый по тону шрифт текста; просмотр на уроке фрагмента видеофильма может быть только в течение 5-10 минут; на слайдах презентации текст должен быть в виде ключевых слов или лаконичных фраз; музыка обычно используется в качестве фонового звука, она должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. К каждому средству разработаны свои специфические требования, которые отражают характер подачи и восприятия информации.

В начальном обучении математике при изучении тем «Табличное умножение и деление» используются различные виды наглядных пособий:

Предметы окружающей среды. С первых же дней обучения детей действиям умножения и деления, а так же при составлении таблиц умножения и деления предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д.

Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации (рис 1). Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. Демонстрационные изобразительные пособия могут использоваться и при изучении переместительного свойства умножения (рис 2).

  • 3 + 3 + 3 = 9
  • 3 · 3 = 9

Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы: познавательные; инструктивные; тренировочные; справочные. Разумеется, это деление в какой - то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном (рис. 3). В таком виде она используется и как тренировочная.

К познавательным таблицам можно отнести и демонстрационную таблицу умножения которая наглядно иллюстрирует как находить произведение двух однозначных чисел (рис 4).

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания (рис. 5).

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время. Особо ценятся такие таблицы при закреплении таблиц умножения и деления.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, калькулятор. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем. В настоящее время очень активно на уроках используется такой счётный прибор, как калькулятор. С раннего возраста дети учатся работе с ним.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. И обычно наиболее часто используемым.

Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: - линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; - весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; - кружки литровая, пол- литровая; - циферблат; - палетка; - классный циркуль;

Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи (рис. 6).

1 1 + 1 1 + 1 = 2

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Еще одним видом наглядных пособий в последнее время, в связи с компьютеризацией обучения, часто используемым являются компьютерные программы, разработанные для детей 7 - 9 летнего возраста, направленные на запоминание таблиц умножения и деления.

Компьютерные технологии обучения - это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Компьютерные презентации позволяют подойти к процессу обучения творчески, разнообразить способы подачи материала, сочетать различные организационные формы проведения занятий с целью получения высокого результата, при минимальных затратах времени на обучение.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) зависят, конечно, от содержания урока, воспитательного мероприятия, целей, которые ставит учитель.

Можно выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения компьютерных презентаций:

  • 1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
  • 2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
  • 3. При проверке домашних работ и фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает визуальный контроль результатов.
  • 4. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Наиболее распространённой программой для создания презентация является программа Power Point.

Преимуществом использования мультимедийных презентаций является то, что учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Еще одним средством наглядности является использование интерактивных досок. Работая с интерактивной доской, преподаватель может: 1. Активно комментировать материал: выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии. 2. Делать пометки можно прямо поверх изображения; рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала. 3. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. 4.Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. 5. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Для медиаобразовательных средств следует дополнить перечень требований. К ним можно отнести: - адаптивные к индивидуальным возможностям обучающегося; - визуальные, т.е. реализующие возможности компьютерной визуализации учебной информации.

Следует отметить, что хотя мультимедийные средства наглядности и пользуются популярностью, учителя, в силу плохого оснащения школы и неквалифицированности в данном вопросе, чаще прибегают к традиционным средствам наглядности, что очень печально.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, кружковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов, и изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др.), и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных предметов и явлений или же их изображений, как это толковалось до последнего времени, но и моделей, символов, в том числе знаковых, отражающих в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых, им рассказывает учитель. А уверенность в истинности полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, прочными. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

B зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности:

Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция -- знакомство учащихся с реальными объектами природы.

Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция -- знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.

Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция -- познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение.

Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция -- знакомство с теми предметами, где объемное,

а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.

Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция -- воспроизведение звуковых образов.

Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,

карты, таблицы); функция -- развитие абстрактного мышления,

знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением

реального мира.

Смешанная наглядность -- учебный звуковой кинофильм; функция -- воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

От учебных задач зависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а объяснение учителя выполняет функцию руководства восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на, осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

При обобщении, повторении изученного, как правило, источником знания о фактах, явлениях или их связях выступает беседа учителя, а наглядность выполняет функцию подтверждения, иллюстрации, конкретизации словесного сообщения или служит отправным пунктом сообщения, содержащего сведения о явлениях и связях, недоступных непосредственному восприятию.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность учащихся.

Средства наглядности могут служить зрительной опорой при опросе учащихся: используя, например, содержание кадров диафильма, ученики пересказывают отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное применение разных видов наглядности.

В начальных классах формируются не только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия. Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств обучения связано со спецификой их функций.

При формировании представлений основное место отводится образной наглядности. Наиболее простой, распространенный и традиционный ее вид -- печатные картины и иллюстративные таблицы, как демонстрационные, так и раздаточные.

Картина как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в лентах иллюстраций (открыток, вырезок) к эпидиаскопу; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием.

Картины обладают одной особенностью, которая объясняет их систематическое применение в школе: художник изображает основные признаки предметов и явлений в более концентрированном виде, чем это встречается в жизни. Вынесение основного на передний план обеспечивает возможность четкого отделения главного от второстепенного. Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют речь ученика.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа учителя или ученика, средством мотивации.

Достоинства учебных картин -- их большая информационная емкость, достигаемая художественностью изображения изучаемого объекта, отсутствие несущественных деталей, могущих отвлечь внимание детей, статичность. Крупное изображение позволяет длительно фиксировать внимание учащихся на изучаемом явлении, направлять его на существенное, главное. Используя учебные картины, учитель знакомит школьников также и с приемами работы, которые потом найдут место при самостоятельной деятельности учеников с раздаточным материалом не только печатного, но и предметного характера, то есть с помощью картин формирует общеучебные умения. В педагогическом плане существенно и то, что картины как своеобразные художественные произведения оказывают на учащихся сильное эмоциональное воздействие, тем самым усиливая восприятие учебного материала. В то же время работа с картинами является своеобразной базой для понимания живописи, что важно в воспитательном и развивающем планах.

Таблицы различаются по назначению и оформлению. Основу одних из них составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой (таблицы с изображениями животных, растений: «Грибы», «Береза и ель», «Птицы» и т. п.).

Другие таблицы представляют собой сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним либо несколькими рисунками или без них. К ним относятся, например, таблицы по обучению грамоте, по русскому языку, для составления и решения задач, к урокам внеклассного чтения. Одни таблицы используются в качестве иллюстраций при объяснении нового материала, другие -- как источник дополнительной информации для уточнения, расширения знаний учащихся, как материал для организации тренировочных упражнений.

Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы: «Правильно черти и измеряй», «Правильно сиди при письме», «Правила дорожного движения» и т. д. Они предназначены для длительного пользования.

К статичной иллюстративной наглядности относятся иллюстрации учебника. Сейчас при цветном исполнении учебников, при наличии в них фотографий многие иллюстрации могут выполнять не менее важные обучающие функции, чем наглядные демонстрационные пособия. Так, например, в учебниках русского языка много рисунков. Они позволяют организовать разнообразную работу. В одних случаях рисунки являются простой иллюстрацией к тексту: например, рисунки к урокам по теме «Обозначение мягкости согласных гласными буквами» (телята, ягнята, котята, щенята), рисунок к упражнению «Зима» и т. п. В других случаях рисунки подсказывают детям, какие слова нужно написать. К примеру, задание «Допишите предложение (Девочки рвут... На озере шумят. ..)» ученики могут выполнить по-разному, то есть дописать любое из слов (в данном случае -- цветы, ветки, траву и ребята, тростники, утки). Рисунки же (здесь -- ландыши, камыши) направят мысль ребенка в нужное русло -- предложение будет дополнено словами с определенной орфограммой (ши).

Наконец, по рисункам в учебнике учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы.

Кроме иллюстраций, в учебниках русского языка помещены схемы-таблицы окончаний имен существительных и прилагательных, изменений глагола и т. д. По ним организуется наблюдение за тем или иным языковым явлением, они могут служить и для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке.

Аналогичны функции рисунков в учебниках математики и природоведения. В значительной мере они являются иллюстрациями к тексту (задачи, статьи), но определенная их часть, особенно в природоведении, представляет собой учебный материал, сопровождаемый практическими заданиями (составить по рисунку задачу, выполнить работу по определению сторон горизонта и т. д.).

Рисунки в учебниках по чтению чаще играют иллюстративную роль.

Натуральные объекты. К ним относятся живые растения, объекты неживой природы (образцы полезных ископаемых). Натуральные объекты дают возможность обеспечить точное представление о величине, форме, объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты доступны восприятию не только зрением, но и при. помощи других органов чувств: осязания, обоняния. Наблюдение за живыми объектами в их среде обитания помогает установить особенности их жизни. Использование натуральных наглядных пособий обеспечивает получение верных и полных представлений и понятий об изучаемых растениях и животных. Натуральные объекты применяются в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Однако следует сказать, что не всегда школа по тем или иным причинам может располагать живыми растениями и животными. Поэтому для учебных целей создаются специальные натуральные наглядные пособия в виде гербариев, коллекций, раздаточного природного материала, муляжей, макетов, препаратов и др.

Препараты. Препаратами принято считать все природные объекты, подвергавшиеся консервированию и препарированию для учебных целей (сухие и влажные зоологические препараты, гербарии и т. д.). Препараты используются на уроках природоведения и чтения как в качестве демонстрационного при фронтальной работе, так и раздаточного материала для организации самостоятельной деятельности учащихся.

Коллекции. Это собрания однородных предметов, объединенных родовым признаком. В начальных классах используются коллекции полезных ископаемых, тканей, семян, почв и т. д. Коллекции используются, как правило, на уроках природоведения, труда при изучении соответствующих тем как источник знаний и при организации самостоятельной работы исследовательского характера.

Модели, макеты, муляжи -- это трехмерные изображения предмета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увеличенном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели -- часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например,-- как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).

В качестве демонстрационных пособий на уроках природоведения и изобразительного искусства применяются муляжи плодов овощей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.

Рассмотренные выше средства обучения принято было относить к демонстрационным, так как они выступали преимущественно в роли иллюстраций к объяснению (рассказу) учителя. Однако требование жизни -- готовить школьников к самостоятельному труду -- привело к существенному увеличению доли самостоятельной деятельности учащихся и соответственно изменило, расширило функции всех средств обучения, включая демонстрационные. В современной школе и картины, и таблицы, и коллекции нередко выступают как материал для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика.

Раздаточные материалы, предназначенные для индивидуального пользования, широко применяются в учебном процессе. К ним относятся счетные палочки, модели натуральных объектов (монеты, геометрические фигуры), применяемые на уроках математики, разрезная азбука и слоги к урокам обучения грамоте, гербарные листы дикорастущих и культурных растений, образцы полезных ископаемых (для природоведения), образцы готовых изделий и инструкционные карточки для уроков труда, индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы и пр.) к урокам изобразительного искусства. Методика применения их раскрыта в соответствующих главах.

К пособиям индивидуального пользования относятся и дифференцированные задания по русскому языку и математике, условно названные дидактическими материалами (наборы карточек, содержащих задания разной трудности, сброшюрованные или в разрезанном виде). Дидактические материалы по русскому языку и математике применяются на всех этапах обучения: при подготовке к объяснению нового, при усвоении нового, при закреплении и углублении знаний и навыков, при проверке усвоения учебного материала. Достаточно свободная структура дидактических материалов позволяет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью дидактических материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими учебниками.

Значительное место среди учебно-наглядных пособий занимают экранные, звуковые, экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства. Используя экранные и звуковые пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. При этом следует подчеркнуть, что каждый из видов технических средств (фильм, диафильм, диапозитив, транспаранты к кодоскопу) имеет свою специфику.

Сегодня в распоряжении учителя начальных классов свыше 400 диафильмов, немногим меньше серий диапозитивов, около 100 учебных фильмов и кинофрагментов по всем учебным предметам, серии грамзаписей к урокам чтения, к урокам музыки, к урокам физической культуры, серии транспарантов к урокам природоведения и математики для графопроектора.

Учебные кинофильмы и кинофрагменты. Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от 10 мин (одна часть) до 20 мин (две части).

В связи с широким внедрением в учебный процесс кинофрагментов существенно изменились функции учебных фильмов. Они служат в первую очередь для систематизации и обобщения знаний. Могут применяться фильмы и непосредственно при изучении новых тем программ. В этом случае целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения. Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, учитель обязательно просматривает его и знакомится с монтажным листом, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке, вопросы и задания по фильму к учащимся. Перед любым просмотром необходимо сформулировать учащимся цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Их количество в начальных классах должно быть невелико, чтобы учащиеся смогли удержать их в памяти. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Учебные диафильмы. Диафильм -- статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим имеющее определенную последовательность подачи материала темы.

Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, документального материала (фотографии, документы) и быть рисованным.

На документальном материале строятся главным образом диафильмы очеркового характера, а на рисованном -- сюжетного.

По построению диафильмы могут быть целостными и фрагментарными.

Как правило, зрительный ряд диафильмов сопровождается подписями -- субтитрами, но многие учителя с полным основанием не читают подкадровые надписи в классе, заменяя их беседой с учащимися. Часть диафильмов к урокам русского языка отличается тем, что в кадры включены титры-задания, ориентирующие учащихся на выполнение конкретных действий (допиши, ответь на вопрос, составь предложение), и кадры для самопроверки, где даны образцы правильных результатов.

В настоящее время в действующий фонд учебных диафильмов, выпущенных студией «Диафильм», входят диафильмы к урокам русского языка, чтения, природоведения, математики, трудового обучения; для проведения внеклассной работы.

Диафильмы могут быть использованы на всех этапах процесса обучения. Работа с диафильмом предполагает руководство учителя, она складывается обычно из:

  • -- объяснения цели и значения задания (мотивация);
  • -- демонстрации диафильма с комментированием каждого кадра, при этом внимание учеников фиксируется на деталях изображения;
  • -- повторного просмотра диафильма. Отдельные этапы могут заменяться другими в связи со спецификой учебного предмета: на уроках чтения и развития речи особенное внимание уделяется коллективному пересказу с целью помочь детям найти словесный эквивалент изображению, словарной и грамматической работе, обсуждению лучших рассказов, составлению плана (так вводятся в общую схему новые этапы); на уроках природоведения могут быть вместо комментирования ответы на вопросы, рассказ ученика, выполнение практической работы; на уроках математики преимущественное место имеет выполнение практических заданий (вычислить, определить форму, количество сторон, углов у фигуры, саму фигуру, данную в кадре).

Для успешной деятельности с использованием учебных диафильмов (экранных пособий) у учащихся необходимо сформировать общеучебные навыки и умения воспринимать учебную информацию с экрана, расшифровывать и перерабатывать ее.

Обучение приемам работы следует начинать на самых простых по содержанию кадрах диафильма. Для этого вначале нужно научить ребенка видеть изображение в кадре. Внимательно, не торопясь, дети рассматривают рисунок, стараясь не упустить ни одной детали. Такое подробное рассматривание поможет понять содержание кадра и ответить на самые простые вопросы: что (кто) изображено в кадре? Что делает действующее лицо? Где происходит действие? Как можно оценить это действие, поступок? На эти или подобные им вопросы по очереди отвечают разные ученики.

Далее один из учеников, опираясь на краткую запись вопросов (Кто? Что делает? Где?), тремя предложениями раскрывает содержание кадра. Дополняя друг друга, ученики делают краткое описание какой-либо крупной детали кадра -- так прорабатывается общий план и крупные детали. После считывания учитель знакомит детей с разными видами заданий диафильма, упражняет их в объяснении смысла и хода выполнения задания.

В малокомплектной школе, где выполнять различные учебные задания по кадрам диафильма придется учащимся всех трех классов, знакомить с приемами выполнения заданий целесообразно сразу всех учеников на общем этапе урока. В условиях, когда учащиеся значительную часть учебного времени работают самостоятельно, просто необходимо, чтобы каждый ученик под руководством учителя упражнялся в названных приемах работы с диафильмом, то есть каждый должен ответить на один из вопросов, рассказать содержание одного кадра, описать одну деталь, разъяснить суть задания и порядок его выполнения. Только такая предварительная подготовка позволит успешно организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность учащихся с помощью учебных диафильмов.

Вся самостоятельная и коллективная работа учащихся по экранным пособиям обязательно завершается работой с учителем, в процессе которой проверяются результаты деятельности детей и подводятся необходимые итоги и выводы.

Учебные диапозитивы. Диапозитивы -- фотографическое позитивное изображение на пленке, помещающееся в специальную картонную или пластмассовую рамку. Они выпускаются сериями до 30 штук в каждой.

Диапозитивы отличаются от диафильмов организацией материала. Если в диафильме кадры связаны сюжетной линией или по иному признаку, то в серии диапозитивов система расположения материала, предложенная автором, может и не использоваться. Учитель демонстрирует кадры в той последовательности, которая наиболее целесообразна при выбранной им методике изложения материала.

Серии диапозитивов созданы ко всем учебным предметам начальной школы, и значительная часть их предназначена для внеклассной работы. Это серии о делах октябрят и пионеров, о символике пионерии, к литературным произведениям для внеклассного чтения.

Традиционно учителя начальных классов использовали в качестве иллюстраций к своему рассказу (вводному слову или к литературным текстам) серии диапозитивов на уроках чтения, реже -- русского языка. В настоящее время созданы и широко используются серии диапозитивов к урокам математики, в частности по геометрическому материалу; к урокам трудового обучения; природоведения, например серии диапозитивов «Времена года», «Животные в разные времена года», «Растения в разные времена года», «Вода в природе», «Лес».

Для начальной школы создана серия диапозитивов по изобразительному искусству, которая состоит из разделов, предусмотренных программой. Демонстрируя их, учитель может с учетом возраста учащихся раскрыть основную идею произведения и остановить внимание ребят на том, какими изобразительными средствами художнику удалось это выразить.

Диапозитивы, как и диафильмы, при объяснении учителя выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая учащимся воспринимать учебный материал, так как создают более полное представление о событии или явлении. Но обучающие функции этих статичных пособий не ограничиваются, конечно, только иллюстрацией рассказа учителя. Они могут служить материалом и для проверки знаний учащихся, и для проведения устных и письменных сочинений.

Транспаранты к кодоскопу. На уроках часто используется гра-фопроектор (кодоскоп) -- прибор, предназначенный для демонстрации крупноформатных транспарантов, выполненных на прозрачной пленке. Транспаранты можно показывать как по одному, так и серией. За счет последовательного накладывания одного транспаранта на другой создается иллюзия движения и развития. Статичные изображения приобретают определенную динамику. Графопроектор помогает учителю преподнести учебный материал поэтапно, логическими частями. Это способствует лучшему пониманию, усвоению материала, внимание школьников концентрируется на самом главном.

Учителя применяют на уроках математики и русского языка самодельные транспаранты. На пленку фломастером наносятся данные задач, примеры, слова с пропущенными орфограммами, задания и примеры по словообразованию, образцы выполненных работ для проверки и самопроверки.

Использование транспарантов к графопроектору в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и синтезировать.

Наглядные пособия в обучении

На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход.

В обучении особую роль играет принцип наглядности.

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Виды наглядных пособий, используемых в обучении:

Предметы окружающей обстановки.

Демонстрационные изобразительные пособия.

Таблицы. -познавательные;

— инструктивные;

— тренировочные;

— справочные;

Счетные приборы.

Измерительные приборы.

Иллюстрации.

Дидактический материал.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой — они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда(вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям, используемым на уроках, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы.

С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока – 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? — Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников.

Но мало собрать образцы для коллекций, их надо подготовить к экспонированию: высушить или законсервировать, укрепить, наклеить и т. д., подобрать по определенной системе, а затем художественно оформить.

Панно из цветов - хорошее украшение пионерской комнаты, школьных коридоров, учительской, школьного зала.

Признаки хорошего наглядного пособия:

— доступность сюжета;

— достоверность содержания;

— достаточный формат для фронтальной работы;

— красочность и яркость изображения;

— соответствие содержанию изучаемого материала;

— аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

— дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

— время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

Большинство графических материалов помещается в прило­жении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего ил­люстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновремен­ным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.

Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.

Одни и те же материалы могут быть представлены в различ­ных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.

Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остано­вимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.

1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).

2. Графические схемы, чертежи.

3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).

Наглядно позволяют представить изменение данных на про­тяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного срав­нения разных величин. Временные характеристики в гистограм­мах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.


24 5. Наглядные материалы, их виды и использование

4. Диаграммы с областями (рис. 2).

Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.


5. Наглядные материалы, их виды и использование 25

6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).

Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обраща­ется больше внимания, чем на временные изменения.



5. График (рис. 3).

Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений


7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).

Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.

8. Круговая диаграмма (рис. 6).

Она показывает отношение размеров элементов, образую­щих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы це­лесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важ­ный элемент.

Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выде­лить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.


26 5. Наглядные материалы, их виды и использование


9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).

Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотноше­ние частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).

10. Точечная диаграмма (рис. 8).

Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.

Таким образом, в дипломной работе целесообразно исполь­зовать разные виды наглядно-графических материалов в зависи­мости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

6.1. Общие требования

Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной ра­боте. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная за­писка должна быть переплетена в твердую обложку.

Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интер­вал. Большее расстояние не рекомендуется.

Текст записки следует размещать, соблюдая следующие раз­меры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.

Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирно­сти. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекоменду­ется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная вы­сота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается за­крашивать белой краской с нанесением на том же месте исправ­ленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояс­нительной записки. Число исправлений на одном листе (страни­цы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, назва­ния изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-




28 6. Требования к оформлению

боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.

В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.

Текст основной части пояснительной записки делят на раз­делы, подразделы, пункты.

Заголовки разделов размещают симметрично тексту пропис­ными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строч­ными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заго­ловках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и ос­новным текстом должно составлять 3-4 интервала.

Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обо­значений символов, единиц и терминов», «введение», «заключе­ние», «библиография» печатают на отдельной строке прописны­ми буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть в пол­тора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заго­ловки не допускается).

Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.

6.2. Нумерация страниц

Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отто­чий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.

Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь по­рядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (под­пункт) не следует.


6. Требования к оформлению 29

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­графии) следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в рабо­те, должны соответствовать требованиям государственных стан­дартов ЕСКД.

Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нуме­рацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы фор­мата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией поме­щают поясняющую информацию (схема расположения инфор­мации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рису­нок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в ра­боте только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-


30 6. Требования к оформлению

сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации по­мещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .

6.4. Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, при­веденных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таб­лица» с указанием номера таблицы (образец оформления табли­цы приведен в приложении 5).

Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не сле­дует и слово «Таблица» не пишут.

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) сло­во «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой

Таблица (номер)
Г 1
(название таблицы) (ссылка)
Головка А ^ Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф
Боковик (графа для заголовка) V /
Графы колонки

6. Требования к оформлению 31

частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолже­ние». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Про­должение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной стра­ницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).

6.5. Формулы и уравнения

Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нуме­рацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.

Если в работе приведена только одна формула или уравне­ние, их не нумеруют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же по­следовательности, в какой они даны в формуле. Значение каж­дого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдель­ную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), ум­ножения (х), деления (:) или других математических знаков.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».


32 6. Требования к оформлению

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна форму­ла или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует пи­сать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».

На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, при­ложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В по­вторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в под­строчном примечании. На одной странице подстрочное приме­чание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.

6.7. Перечисления и примечания

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеро­вать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с аб­зацного отступа.

В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.

Примечания следует помещать при необходимости поясне­ния содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний сле­дует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:

Примечание.

Примечания:

1...........................

2...........................

3...........................

Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).


6. Требования к оформлению 33

Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.

6.9. Перечень условных обозначений

Если в работе принята специфическая терминология, а так­же малораспространенные сокращения, новые символы, обозна­чения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде от­дельного списка.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфа­витном порядке слева приводят принятое сокращение, а спра­ва - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.

Если специальные термины, сокращения, символы, обозна­чения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРА­ЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

6.10. Оформление списка основных источников
и литературы

Всю совокупность источников, использованных при выпол­нении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязан­ных частей, которые имеют следующую структуру:

Библиография:

Литература;

Справочная литература;

Периодические издания;

Публикации на иностранных языках.


34 6. Требования к оформлению

Нормативные правовые акты;

Публикации документов;

Нормативно-методические документы;

Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ­
ников, являются:

Архивные документы;

Положения об учреждениях;

Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред­
приятий, и прочее.

К литературе относятся:

Монографии;

Учебники, учебные пособия;

Статьи в различных сборниках.

Примерами справочной литературы могут служить энцикло­педии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.

Периодические издания - журналы, газеты, продолжающие­ся сборники и тому подобные источники.

Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.

Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.

Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.

Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-


6. Требования к оформлению 35

но-технические и методические документы - по изданиям госу­дарственным, ведомственным и т. д.

Сначала приводят диссертации, которые располагают в ал­фавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список не­опубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке изда­ния. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивно­го фонда, описи, делам.

Завершающую группу, включающую положения об учрежде­ниях, различного рода инструкции и прочее, размещают по на­званиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.

При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:

Литература;

Справочная литература;

Периодические издания;

Иноязычные публикации.

Внутри каждой части источники следует располагать в алфа­витном порядке по фамилиям авторов или по названиям. На­звания принимают во внимание, если фамилии авторов не при­ведены.

Пример оформления списка источников приведен в прило­жении 10.

Всю литературу в списке представляют в соответствии с тре­бованиями к оформлению библиографического описания доку­мента ГОСТ Р 7.1.-2003.

Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:


36 6. Требования к оформлению

Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.

Третьим элементом описания являются сведения о месте из­дания, наименования издательства и года издания.

Примеры оформления библиографического описания приве­дены в приложении 11.

При оформлении статей из различных источников - указы­вают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.

Порядок оформления статьи практически такой же как и по­рядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).

Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.

При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной за­писки.


6. Требования к оформлению 37

В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место изда­ния и год издания. В повторных ссылках на стандарты приво­дится обозначение документа, его номер и год принятия, напри­мер: ГОСТ Р 6.30-2003.

6.11. Приложения

Приложения, являющиеся продолжением пояснительной за­писки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссы­лок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последо­вательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).

При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная про­писной. Если приложений несколько, то указывают номер.

Приложение-дополнение, представляющее собой графиче­ский или раздаточный материал к докладу, оформляют по требо­ваниям представления иллюстративного материала в поясни­тельной записке.

Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным ти­тульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый но­мер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.

Пример оформления титульного листа к раздаточному мате­риалу приведен в приложении 12.

Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дис­кета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.


38 6. Требования к оформлению

Аннотация

Аннотация представляет собой краткую характеристику ди­пломной работы и должна содержать:

Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде пе­речня перечисленных выше параметров с указанием их количест­ва. Записывают их с красной строки строчными буквами за ис­ключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 прило­жения».

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в имени­тельном падеже, напечатанных в строку через запятые пропис­ными буквами с новой строки после общих сведений о работе.

Текст аннотации должен отражать:

Цель работы;

Методы, средства анализа и полученные результаты;

Эффективность или область применения результатов рабо­ты.

Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приве­ден в приложении 13.

Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.


ЗАЩИТА ДИПЛОМА

Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.

День вашей защиты назначен.

Цель защиты дипломной работы - выявление степени рас­крытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изу­чения проблем, обоснованности выводов и предложений.

На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Вам необходимо как следует подготовиться к самой процеду­ре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непо­следовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уров­ню написания работа представлена четким, логически выстроен­ным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчерки­вает основную ценность и значимость проделанной им работы.

В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наво­дящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из со­держания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной


40 7. Защита диплома

работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, каче­ственных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.

Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступ­ление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государ­ственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст ди­пломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и деталь­но, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кста­ти, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как прави­ло, не в состоянии ответить на большинство задаваемых члена­ми комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы черес­чур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безуслов­но, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хо­рошее знание содержания дипломной работы на защите являет­ся обязательным.

За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также при­мерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать де­сять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав не­много, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами сторон­него наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.

Разумеется, текст выступления надо составить заранее и по­казать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы изла­гали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сде­лает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не мо­жет оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие со­мнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это бу­дет гораздо хуже.


7. Защита диплома 41

В ходе доклада необходимо использовать заранее подготов­ленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), пока­жите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно ожив­ляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.

Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными ма­териалами.

Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:

1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступае­те первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.

2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, по­кажите связь работы с решением практических задач управле­ния. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей ра­боты. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естествен­но, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.

3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и ка­кие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различ­ные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.

4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.

5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связан­ную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ фи­нансовой документации... и т. д.».


42 7. Защита диплома

6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимо­связи источников и т. д.).

7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объ­ясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.

После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.

В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеет­ся около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произ­носят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты при­ведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нуво­риш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оп­товый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспор­тов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, при­нять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена опто­вая, эксперт и т. д. 1

При выступлении с докладом следует стремиться к вырази­тельности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая оконча­ния слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложе­ния всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.

После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-

1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.


7. Защита диплома 43

полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличает­ся предложенное вами решение от существующих?».

После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.

Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомне­нию при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.

Различают пять основных типов наглядных пособий, которые обычно используются для выступлений перед большими и маленькими аудито­риями.

1. Отпечатанные тексты, которые раздаются присутствующим.

2. Лекционные плакаты с рейкой.

4. Слайдоскопы.

5. Компьютерные изображения.

Рассмотрим преимущества и не­достатки каждого из этих наглядных пособий, а также наилучший способ его изготовления.

5.3.1. Отпечатанный текст

Преимущества. Легко изготовить и раздать. Содержит гораздо больше дополнительной информации в ви­де фактов, цифр, таблиц и графи­ков, чем можно передать вербально. Избавит слушателей от необходимо­сти отвлекаться на записи и даст им возможность сосредоточиться на ва­ших словах.

Полезно включить в отпечатанный текст копии слайдов, при помощи которых вы иллюстрируете свое выступление.

Недостатки. Основная трудность заключается в том, что люди начнут читать предоставлен-ные им материалы во время выступле­ния, отвлекаясь от содержания вашей речи. Поэтому раздавайте отпеча­танные материалы в конце выступления - если нет веских причин отсту­пить от этого правила.

Как изготовить профессиональные брошюры. Внимательно прочитайте черновик и проверьте грамматику. Обяза­тельно попросите третьих лиц ознакомиться с текстом, поскольку автору всегда трудно заметить собственные ошибки: мы видим то, что хотим, а не то, что написано.

Сократите количество предлагаемой информации до минимума. Люди охотнее потратят время на прочтение двух-трех страниц, чем толстого тома.

Включите в брошюру только факты и цифры, имеющие прямое отно­шение к предмету обсуждения.

Брошюры должны быть отпечатаны на белой бумаге с двойным интер­валом.

5.3.2. Лекционные плакаты с рейкой

Преимущества. Гибкость, простота использования и доступность. По­зволяют отображать информацию, полученную от слушателей.

Недостатки. Не подхо­дят для аудитории более чем из 40 человек. Записи в процессе выступления отнимают время и отвле­кают слушателей. Лекционные плакаты с рейкой лучше готовить заранее, добавляя во время выступления лишь несколько ключевых слов. Откры­тые маркеры быстро высыхают, и поэтому перед началом выступления их нужно обязательно проверить.

Подготовка лекционных плакатов. Придерживайтесь правила 5х5. На каждой странице должно быть не более пяти строк, максимум по пять слов в каждой.

В плохо освещенном помещении используйте зеленые маркеры, по­скольку они обладают наибольшей яркостью. Избегайте синего цвета - как показали исследования, он понижает внимание. Красный цвет в наи­большей степени привлекает внимание и способствует запоминанию.

Красным выделяются основные пункты сообщения и подчеркиваются идеи и цифры, которые вашим слушателям требуется запомнить. Не при­меняйте красный цвет для тех пунктов, которые вы не собираетесь выде­лять.

Приступая к изложению вопроса, начинайте с более холодных цветов, например, зеленого и голубого, а затем постепенно переходите к теплым тонам, т.е. желтому, оранжевому и красному.

Приготовьте большую часть плакатов заранее, чтобы не тратить время на написание всего текста. Оставьте место для ключевых фактов и цифр, заполняя его в процессе выступления.

Ключевые слова и фразы должны быть подчеркнуты или заключены в рамку.

Рисунки - если они непосредственно связаны с темой - оживляют ваше сообщение.

Как пользоваться лекционными плакатами. Прикрепите скотчем ножки подставки к полу, чтобы случайно не сбить ее.

Если вы собираетесь менять плакаты, перекидывая их через верх, отре­гулируйте высоту подставки, чтобы вам было удобно это делать. Если вы используете отрывные листы, одной рукой прижмите верхний угол листа, а другой, ближайшей к подставке, оторвите его по линии перфорации снизу верх. Это позволит избежать некрасивых неровных краев и порван­ных листов.

Для памяти на краях листов запишите карандашом основные моменты вашего сообщения.