Проникновенная речь классного руководителя на последний звонок. Речь выпускника

Когда слова застревают в горле (о речи директора на последнем звонке и выпускном вечере)

Подборка выступлений, идей, мыслей, которые можно использовать при подготовке к речи.

Так о чем же говорить в этот волнительный и ответственный момент? По первому размышлению, все вроде бы ясно: надо напутствовать выпускников перед их вступлением в новую взрослую жизнь, сказать им правильные и мудрые слова, например такие: «Поздравляю вас с этим торжественным днем, последним школьным праздником — выпускным балом. Школа на протяжении многих лет была для вас вторым домом. Здесь вы многому научились и не меньшему научили нас. Вы вступаете во взрослую жизнь, именно от вас будет зависеть, как будут жить наш город, страна в будущем. Надеюсь, что вы не подведете своих учителей».

Но не кажется ли вам, что, говоря такие слова, Вы увидите в глазах выпускников и их родителей некоторую скуку. Прочтете в этих глазах то, что они заранее знали, что Вы им скажете. Конечно, приводя этот примерный текст, я намеренно утрировал ситуацию. Несомненно, слова могут быть не столь банальны. Но суть многих подобных выступлений останется — они стандартны.

Мне же кажется, что главным признаком напутственной речи директора выпускникам должна стать именно необычность, небанальность . Только тогда ваши слова останутся в сердце и памяти слушающих. Я понимаю, как Вам сложно: сколько у вас уже было таких выпускных, и каждый год сказать что-то новое чрезвычайно непросто.

Ниже я попробую представить подборку текстов, которые, с моей точки зрения, могут быть вами использованы при подготовке речи. Мне кажется, что мысли, идеи, содержащиеся в этих текстах, интересны и уж, безусловно, нестандартны.

1. Из речи И. Бродского перед выпускниками Мичиганского университета.

- Следите за точностью своего языка . Постарайтесь строить словарь и обращаться с ним так же, как вы обращаетесь с чековой книжкой.

И сейчас и в грядущем постарайтесь по-доброму относится к родителям. Не бунтуйте против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше Вас, и таким образом Вы избавите себя если не от горя, то от чувства вины.

- Не слишком полагайтесь на политиков - не потому, что они тупы или бесчестны, хотя чаще бывает это именно так, а не иначе, но потому что масштабы их задач слишком велики даже для лучших из них.

Старайтесь не вылезать вперёд, быть скромным.

Любой ценой старайтесь избежать признания за собой статуса жертвы . В тот момент, когда вы начинаете винить кого-либо другого, вы подрываете свою способность что-то изменить.

У мира, в который вы вступаете дурная репутация. Географически он приятнее, нежели исторически, визуально привлекательнее, нежели социально. Сильно сомневаюсь, что он станет симпатичнее к моменту, когда вы его покинете. Но этот единственный мир, у нас имеющийся, альтернативы не существует, а если бы таковая и имелась, нет никакой гарантии, что она была бы намного лучше наличного.

2. Из книги Г. Газданова "Призрак Александра Вольфа".

Вы начинаете жить, и вам придётся участвовать в том, что называется борьба за существование. Грубо говоря, есть три её вида: борьба на поражение, борьба на уничтожение и борьба на соглашение. Вы молоды и полны сил, и вас, конечно, притягивает именно первый вид.

Но помните всегда, что самый гуманный и самый выгодный вид - это борьба на соглашение . И если вы из этого сделаете принцип всей вашей жизни, то это будет значить, что та культура, которую мы старались вам передать, не прошла бесследно, что вы стали настоящими гражданами мира и что мы стало быть тоже недаром прожили на свете.

3. Из книги Т. Питерса «Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений».

Больше всего я боюсь, что меня настигнет такая эпитафия «Он мог бы сделать что-то по-настоящему крутое.. Но его начальник ему не разрешил».

Сначала Вы будете редко добиваться успеха. Значит, Вам нужно…снова и снова терпеть неудачи. Поймите: Нет поражений - нет побед . Нет скорых поражений - нет скорых побед. Нет больших поражений - нет больших побед.

4. Из речи Стива Джобса перед выпускниками Cтэнфордского университета.

Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры . Я убеждён, что единственная вещь, которая помогла мне продолжать дело, была то, что я любил своё дело.

Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным - делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела - любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите . Не останавливайтесь.

Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь.

В одном из журналов я увидел карикатуру, на которой нарисован человек, разговаривающий со своим котом. На заднем плане видна кошачья коробка с подстилкой. Человек строго говорит: "Никогда не думай за пределами этой коробки!"

Мне кажется, нам надо пробовать думать вне стандарта "коробки" и стараться передать эту мысль нашим ученикам. Ваше выступление может стать ярким примером такого подхода.

Спикерклуб предлагает вам 2 варианта речи выпускника

Вариант №1

Вступление:

  • Вспомните, как все начиналось, как и почему вы решили обучаться именно в этом ВУЗе
  • Какие люди и события повлияли на ваше решение в выборе профессии
  • Интрига: чего вы не знали в то время.

Основная часть:

  • Как вы обогатили и изменили свою жизнь
  • Яркие события, которые вы никогда не забудете
  • Трудности, которые вы успешно преодолели.

Заключение:

  • Слова благодарности куратору, преподавателям, родителям, однокурсникам
  • Отметьте как была важна для вас их помощь и поддержка
  • Пожелания успехов, упорства в достижении целей

Пример

«Окончание университета – большой праздник для нас. Пять лет назад я не мог представить, насколько изменится моя жизнь, насколько увлечет меня профессия журналиста. Общение, знакомства с людьми, страсть ко всему новому и неизвестному всегда были на первом месте для меня и для большинства людей в этом зале. Поэтому о выборе профессии думать не пришлось.

За время учебы мы поняли вкус работы журналиста, знаем где включается камера и как в нее смотреть, умеем разговорить любого прохожего, чтоб записать с ним интервью, знаем, как при помощи слова можно менять мир. Нам запомнятся безумные периоды сессий. Мы знаем, как не спать сутки, прочесть тонны литературы, переволноваться, всё забыть и неожиданно сдать на «5». Мы знаем, как собраться с духом и написать диплом за неделю. И как приятно потом видеть гордость в глазах своего руководителя. Мы стали одной дружной семьей, не раз выручали друг друга и всегда весело проводили время.

Мы искренне благодарны нашему любимому куратору и преподавателям, которые учили нас справляться с трудностями, быть лидерами, помогали советом. Ваша теплота и преданность своему делу заставляют восхищаться вами и брать с вас пример. Сегодня я поздравляю и самых близких для нас людей – наших родителей. Вы всегда были с нами, дарили свою поддержку и заботу. Мы благодарны вам за ценные советы и мудрые наставления.

Дорогие одногруппники! Желаю каждому из вас найти себя в жизни. Пусть препятствия на вашем пути закаляют вас и помогают идти вперед, к своей мечте. С праздником!»

Вариант №2

Вступление:

  • Кто я и почему я сейчас обращаюсь к вам.
  • Почему мы здесь собрались.

Основная часть:

  • Какими разными по происхождению мы были, как мы стали лучше.
  • Общий опыт и знания, которые помогали нам развиваться и как они повлияют на наше будущее.
  • Как знания формировали наш ум и жизненную мудрость, чтобы мы могли достойно ответить на сложные вопросы жизни.

Заключение:

  • Опыт и знания, полученные вместе, сделали личность каждого из нас сильнее.
  • Слова благодарности преподавателям и родителям, которые оказывали поддержку в течение непростого периода обучения и развития.

Пример

«Сегодня для нас заканчиваются чудесные студенческие годы. Решение о выборе профессии психолога стало смыслом жизни для каждого из нас. И теперь, когда у меня в руках этот диплом, я точно знаю, кем я хочу стать, какой работе я посвящу себя.

Учеба в университете останется одной из ярких страниц в нашей жизни. Мы приехали в этот вуз из разных уголков страны и нашли здесь друзей. Говорят, что именно в студенческие годы рождается самая крепкая дружба. Мы вместе учились преодолевать трудности, помогали друг другу советом и делом, развивались и становились лучше. Ценный опыт, полученный в университете, станет опорой для нас. Мы с вами овладели одной из самых увлекательных профессий и теперь готовы сделать свой вклад в процветание и развитие общества.

Я хочу от имени всех выпускников поблагодарить наших преподавателей, которые не только вложили в наши головы знания, но и привили любовь к психологии. Мы обещаем брать с вас пример и достойно справляться с любыми жизненными испытаниями. Я хочу сказать спасибо нашим родителям, которые воспитали нас, поддерживали и заботились о нас все эти годы.

И наконец, я хочу поздравить своих однокурсников и сказать им спасибо за то, что они были рядом и за то, что мы прекрасно провели студенческое время”.

Опыт общения на наших курсах ораторского искусства в Москве позволит вам составить наиболее удачный вариант выступления, которое достойно оценит любая аудитория.

Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. Просто грустно, без метафор и ненужных сравнений.

Одиннадцатый класс. Самое время оглянуться назад и вспомнить самые приятные, добрые моменты нашей жизни. Вы берёте теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёте, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!». Не хочется теперь!

В одиннадцатом классе учиться весело. Шутите чаще, смеетесь
громче, ссоритесь реже. На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие...». Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.

Я вижу, как вы повзрослели за это время. Для меня вы дети, которым в стенах родного дома стало тесно, вы покидаете его и начинаете свой самостоятельный путь в жизнь.

Для меня вы не просто ученики, а родные и близкие люди. Мы учились жить, работать и отдыхать в коллективе, и я надеюсь, что опыт, который мы приобретали вместе, поможет вам и во взрослой жизни.

В вас заложен огромный потенциал, вы не раз это доказывали на различных школьных мероприятиях. В каждом из вас есть тот особый творческий неиссякаемый дух, от которого порой устаешь, но, вместе с тем, он всегда заряжал меня к жизни. Это именно то, о чем мечтает каждый учитель. С вами хотелось творить, удивлять, (кстати, удивляли вы всегда: на внеклассных мероприятиях нестандартными и креативными номерами, на олимпиадах отличными результатами, вы становились лауреатами и призерами различных конкурсов, проводили интересные уроки для младших школьников, печатали свои работы в журналах и газетах). Последние годы я проживала с вами вашу жизнь. Я помнила о вас всегда. Так получилось, что в выездной школе меня не было рядом с вами. Но я знала все, очень аккуратно могла только по телефонному разговору узнать о шалостях, радовалась успехам.

В классе всегда господствовал интерес к выступлениям. Скорее нам нравились не сами выступления, а подготовки к ним. Всем пришлась по душе новогодняя сказка, где вы показали свои актерские данные. Ведь только нам известно, с каким энтузиазмом мы ее готовили. Несомненно, большую школу актерского сценического мастерства вам передала директор Ольга Алексеевна. Вы с полной ответственностью подошли к празднованию юбилея лицея, представив

«Страничку строителей». За всем этим стоит кропотливая работа, недели репетиций. Я видела, с каким интересом и отдачей вы делали это. Ведь сценарии были написаны всеми вместе и каждым в отдельности. С Надеждой Ивановной мы любовались вами, глядя, как вы танцуете на настоящем балу в дворянской усадьбе (правда Надежда Ивановна тогда больше была очарована своими мальчиками).Тогда мы еще и представить не могли, что будем так дружны с галантными кавалерами. Правда, девочки?! Не скрою, дружба с предшествующими выпускниками дала нам свои результаты. Вспомните, совместные поездки в театры, музеи, мероприятие «Что? Где? Когда?». Не скроем, нам всегда было приятно наблюдать ваш творческий союз. А каждому классному руководителю казалось, что именно его дети лучше. К вам всегда был нужен особый подход. Если он был найден, то ваша самоотдача была высока. На уроках я всегда пыталась, чтобы вы прочувствовали реальность чужого страдания, учила чувствовать его. Жалеть, беречь, помогать, оказывать деятельную помощь, не быть пассивным, сторонним наблюдателем. В ваших глазах я видела отклик. С особым трепетом, болью и гордостью я наблюдала ваше выступление на ежегодном городском мероприятии «Фестиваль знатоков истории». Дорогого стоит и ваша поддержка во время конкурса «Педагог года». Вы поддерживали меня, я видела волнение и любовь в ваших глазах.

Уважаемые родители, от всей души я благодарна вам за то взаимопонимание и помощь, которую вы оказали мне в воспитании детей. Мы были одной командой, которая боролась за умы и сердца наших неспокойных детей. Будьте счастливы и здоровы. Пусть ваши дети никогда не огорчают вас. Пусть в ваших семьях будет больше радости и добра.

Дорогие мои дети, надеюсь, что вы будете настойчиво идти к намеченной цели, что милосердие, трудолюбие и удача будут спутницами в жизни. Желаю вам правильно найти свой путь в жизни, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Будьте счастливы и любимы. Помните, что для учителя самая большая награда - это хорошая слава о своих учениках. Преодолевайте достойно трудности и творите добро на вашем пути.

Ваша классная мама