Виды разборов. Местоимение в русском языке Таблицы по русскому языку онлайн

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.












Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

Составила Золотарева Людмила Николаевна

учитель начальных классов


Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы .

А

О

У

Ы

Э

Л

М

Н

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З

Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е

П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь

    А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук

Я Ё Ю И Е указывают на мягкий согласный звук

[Л] [М] [Н] [Р] [Й’] непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [ Ч’] [Щ’] непарные глухие согласные звуки

Ъ Ь – звука не дают

[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки

[Ж] [Ш] [Ц] всегда твёрдые звуки

[Ч’] [Щ’] [Й’] – всегда мягкие звуки

Я Ё Ю Е

/ \ / \ / \ / \

[Й’] [а ] [ Й’] [о] [Й’] [у] [Й’] [э]

    Я, Ё, Ю, Е дают два звука, если стоят:

    в начале слова ( я ма, ё ж, ю ла, е ль)

    после гласной (лесна я , уме ю )

    после ь, ъ (вь ю га, подъ е зд)

План разбора:

1. Выпиши слово.

2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.

3. Покажи место ударения.

4. Запиши слово с помощью транскрипции.

5. Укажи количество слогов.

6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их

расположением в слове, по схеме:

- гласный или согласный;

- гласный: ударный или безударный;

- согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);

твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)

7. Подсчитай количество букв и звуков.

Образец письменного разбора:

/ /

Пись/мо [ п’и с’мо ]– 2слога

п – [п’] согл., глух., парн. [б/п ], мягк. пар. [п/п’] ,

и – [и] – гласн., безударн.

с– [с’] – согл., глух. парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]

ь – [- ]

м – [м ] – согл., звонк. непарн. , твёрд. пар. [м /м ]

о - [о ] – гласн., ударн.

____________________________________

6 б. 5 зв.

Морфемика и словообразование - раздел науки о языке, изучающий

части слова и способы их образования.

План разбора:

Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:

    Найди окончание. Для этого измени слово так:
    - если это существительное- измени по вопросам (кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч- мн.ч.).

Если это прилагательное -измени по родам и числам. (какая? какой? какие? какое?)
- если глагол- измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она, они, мы, вы ) , а в прошедшем времени по родам.

    Выдели основу слова. Основа- часть слова без окончания (в основу не входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).

    Найди корень слова. Для этого подбери несколько однокоренных слов (пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).

    Выдели суффикс и приставку

Образец письменного разбора:

Разберём слово: подорожник

1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику, подорожником- окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник 2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный- корень дорож -
подорожник 3) Перед корнем приставка- по- подорожник

4) После корня и перед окончанием- суффикс- ник подорожник


¬ приставка корень ^ суффикс окончание

приставки

суффиксы

неизменяемые

изменяемые

сущ.

прилаг.

глаг.

в- над-

об- от-

с-под- пред- вы- до- за-

на- о-

пере-по- про-

без-/бес- воз-/вз-/вос-/вс-

из-/ис-

низ-/нис- раз-/рас-, раз-/роз,рос

чрез-/чрес-через/черес- пре- при-

Ость -ени--ни--ак

Ок, - як

Ач-ец

Тель-чик

Щик-ист

Ник -ниц

Иц-арь

К- -ск-

Ив- -ов-

Ев- -альн-

Ист- -н-

Ан--ян-

Ин--енн-

Онн-

И-

Е-

А-

Ну

Ыва-

Ива-

Ова-

Ева-

Ва-

слова равна всему слову: кино слева

    Ни в коем случае не ставится знак нулевого окончания.

Морфология части речи .

Морфологический разбор имени существительного включа ет выделение четырёх постоянных признаков (собственное-нарицательное, одушевлённое-неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).

Порядок морфологического разбора имени существительного

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

3) Постоянные признаки:

собственное - нарицательное; одушевлённое - неодушевлённое; род; склонение.

4) Непостоянные признаки:

падеж; число.

Образец морфологического разбора имени существительного

Над лугом летают весёлые стрекозы.

Устный разбор

    (над) лугом - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?»

2) Начальная форма - луг.

3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род;

2 склонение.

4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.

5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места), поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.

Письменный разбор

1) (над) лугом - имя сущ. (над чем?), предмет

2) н.ф. - луг.

3) нариц., неодуш., м. р., 2-ое скл.

4) в Т.п., в ед. ч.

5) обстоятельство: летает (где?) над лугом.

    Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.

    По вопросу и предлогу определить падеж.

Над озером кружились чайки.

Кружились ( над чем? ) над озером ( Т.п .)

    Определить род.

    Выделить окончание существительного в И.п. единственного числа.

    По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения

Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце;

в И.п. ед.ч. нулевое окончание;

значит, существительное тетрадь 3-го склонения .

1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);

2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго);

3) слова кофе, пенальти и др.

    названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

    названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро, эскимо, кафе, кино, безе, ситро, желе, суфле, какао, домино, видео,

лото).

Морфология раздел науки о языке, который изучает части речи .

Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).

Порядок морфологического разбора имени прилагательного

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3) Род (в ед. числе); падеж; число.

4) Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Над цветком летает пёстрая бабочка.

Устный разбор

1) пёстрая - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какая?»

2) Начальная форма - пёстрый.

3) женский род, именительный падеж, единственное число.

4) в предложении является второстепенным членом (определением), поясняет подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.

Письменный разбор

1) пёстрая - имя прилаг. (какая?), признак предмета,

2) н.ф. - пёстрый.

3) в ж. р., в И.п., в ед. ч.

4) определение: бабочка (какая?) пёстрая.

    Найти существительное, к которому относится прилагательное.

    Определить падеж существительного.

    По падежу существительного определить падеж прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)

Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.

в небе (каком?) синем – П.п.

Запомни!

    Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам.

    Прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

    Падеж имени прилагательного как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится:

к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);

за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)

Морфология части речи .

Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время, лицо, число, род).

Порядок морфологического разбора глагола

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (неопределённая форма).

3) Постоянные признаки:

вид; спряжение.

4) Непостоянные признаки:

время;

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

5) Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора глагола

Над цветком летает пёстрая бабочка.

Устный разбор

1) Летает - глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»

2) Начальная форма - летать.

3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.

4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает

Письменный разбор

1) Летает - гл. (что делает?), действие предмета

2) н.ф. - летать.

3) несов. в.; I спр.

4) в н.в., в 3-е л., в ед. ч.

5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает

    Определить время, лицо и число глагола.

    Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве гласного звука перед суффиксом – ть определить спряжение (та ять , свет ить ).

    Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе.

I спряжение II спряжение

Ешь -ишь

Ет -ит

Ем -им

-ете -ите

Ут (-ют) -ат (-ят)

Глаголы-исключения II спряжения

Глаголы на –еть : смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,

зависеть, терпеть, вертеть;

глаголы на –ать : слышать, дышать, держать, гнать.

Глаголы-исключения I спряжения

Брить, стелить

Синтаксис раздел науки о языке, который изучает словосочетание и

предложение .

Разбор предложения.

    Определи предложение:

1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

- дополнение (падежные вопросы)

- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)

- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

    Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

    Разбери группу подлежащего.( Ставь вопрос от подлежащего к второстепенным членам предложения )

    Разбери группу сказуемого. ( Ставь вопрос от сказуемого к второстепенным членам предложения )

    Поставь вопрос от второстепенного члена к другому

второстепенному члену предложения.

    Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.

    Выпиши словосочетания.

Образец письменного разбора:

пр . сущ. гл. сущ. с. сущ.

От петуха летели пыль и пух. и.

(Повеств., невоскл., прост., распр., с однород. чл.)

летели (от кого? откуда?) от петуха

пр. сущ. гл. прил. сущ.

В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Имя существительное.

(кто? что?)

Подлежащее

(Им.п. кто? что?)

Имя прилагательное .

(какой? чей?)

Сказуемое

(что делает? что сделает? каков?)

Имя числительное.

(сколько? какой по счёту?)

Дополнение

(вопросы косвенных падежей - всех, кроме Им.п.)

Местоимение

(вопросы предыдущих частей речи)

Определение

(какой? чей? какой по счёту?)

Глагол

(что делает? что сделает?)

Обстоятельство

(где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?)

Наречие

(как? где? когда?)

Примечание:

Подлежащее и сказуемое-

главные члены предложения.

Дополнение, определение и обстоятельство второстепенные члены предложения.

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.

Предлог

(в на, у, около, по, за и др.)

Союз

(и, а, но, или, либо и др.)

Частица

(не, ни, бы, же, ли и др.)

Междометие

(ах, ой, ох, ну и др.)

СКЛОНЕНИЕ

существительных

( изменение по падежам )

СПРЯЖЕНИЕ

глаголов

(изменение по лицам и числам)

1 склонение: сущ. м. и ж.р . с окончанием в И.п. –А, -Я (яблон Я , юнош А )

I спряжение: все глаголы, на

АТЬ, -ОТЬ, -ЕТЬ -УТЬ, -ЫТЬ и 2 глагола на –ИТЬ

(брить, стелить)

гласная Е!

2 склонение: сущ. м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончанием –О, -Е (стол , пол Е )

II спряжение: все глаголы

на –ИТЬ (кроме брить, стелить),4 глагола на –АТЬ

и 7 глаголов на –ЕТЬ

(Гнать, держать,

дышать и слышать,

смотреть, видеть,

ненавидеть,

и обидеть, и терпеть,

и зависеть, и вертеть!)

В личных безударных окончаниях эти глаголы имеют гласная И!

3 склонение: сущ. ж.р., оканчивающиеся на –Ь

(реч Ь , рож Ь )

раздел науки о языке, который изучает значение слова .

Термин

Произношение и значение

Пример

синонимы

разные по звучанию, но близкие по значению

Бегемот-гиппопотам

омонимы

одинаковые по звучанию, но разные по значению

Лук (для салата)-

лук (для стрельбы)

антонимы

разные по звучанию и противоположные по значению

Холодный-горячий

Чтоб ы составить план текста, нужно:

    Разделить текст на законченные по смыслу части.

    Определить основную мысль каждой части.

    Озаглавить каждую часть текста.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Тема объединяет предложения в тексте.

Основная мысль текста – это то главное , о чём хотел сказать

автор.

Тема и основная мысль связаны между собой.

Озаглавить текст – это значит кратко назвать его тему или

основную мысль.

    Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов. Определи, о чём говорится в тексте.

    Найди в тексте слова, которые нужно проверять. Подумай, как объяснить их написание.

    Выучи текст наизусть. Обрати внимание на точное употребление слов в словосочетаниях.

    Ещё раз внимательно прочитай текст, чётко проговаривая каждое слово.

В русском языке местоимение является самостоятельной частью речи, указывающей на признаки, предметы, количество, но при этом не называющей их. В таблице описаны различные виды местоимений по значению, а также варианты их соотношений с другими частями речи.

Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа, именительного падежа.

Примеры местоимений в словосочетаниях : он ответил, вы знаете, несколько яблок, каждый школьник, этот дом.

В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

Какие бывают местоимения по значению?

Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

Разряды по значению Описание Примеры
Личные указывают на предмет, лицо, явление я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Притяжательные указывают на принадлежность мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Возвратные указывают на обращенность действия на себя себя, себе
Вопросительные выражают вопрос кто? что? чей? какой? сколько? который?
Относительные используются для связи частей сложноподчиненного предложения кто, что, чей, какой, сколько, который
Неопределенные указывают на неизвестные предметы, явления, лица, признаки, число чего-либо некто, несколько, кое-что, кто-либо, чей-нибудь и др.
Отрицательные указывают на отсутствие, отрицание предмета, лица, признака ничто, ничей, никакой и др.
Указательные указывают на определенный предмет, признак или количество из нескольких вариантов этот, та, тот, столько и др.
Определительные указывают на обобщенный признак любой, каждый, всякий, иной и др.

Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Соотношение местоимений с другими частями речи

По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений.

Грамматические признаки местоимений

В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Постоянные грамматические признаки :

  • Разряд по значению;
  • Лицо (только у личных).

Непостоянные грамматические признаки:

  • Падеж;
  • Число.

Синтаксические признаки местоимений

В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1378.

Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо:

– определить количество слогов;

– установить качественно-количественное соотношение между буквами и звуками в слове;

– охарактеризовать каждый звук.

Слог – минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов . Количество слогов в слове определяется числом гласных звуков, т.к. именно гласный – вершина слога: о -го -ро д-ни -че -ство .

Ударение – это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова . Ударный слог произносится длиннее, сильнее и отчетливее остальных. Словесное ударение – обязательный признак слова. Однако существует ряд слов, которые примыкают к другим словам и не несут на себе самостоятельного ударения (частицы, предлоги и некоторые др.).

Поскольку ударение определяет фонетическое слово, в отдельных случаях его границы могут не совпадать с морфологическим словом, например, перед экза меном, мне бо льно, ра нен был (два морфологических слова составляют одно фонетическое).

Ударение в слове одно , однако, если слово длинное, может появиться побочное ударение: эле ктроста нция.

Русское письмо не является звуковым, в силу этого в русском языке существуют определенные буквенно-звуковые соотношения. К наиболее частотным и обычно вызывающим затруднение при написании транскрипции слова, или его звукового состава, относятся следующие:

  • буква обозначает несколько звуков (е, ё, ю, я начале слова, после гласного, после разделительных Ь и Ъ): юла – [йула ]. В отдельных случаях после Ь два звука может обозначать и гласная и: ручьи – [ручйи ];
  • несколько букв обозначают один звук (сч, жч, зч = [щ]; дс, тьс, тс = [ц]): во зчик – [вощик], де тский – [д’эцк’ий].

В русском языке, так же как и во многих других, два типа звуков: гласные и согласные. В зависимости от характера слога, в котором они находятся, гласные звуки – а их шесть: [а, о, э, у, ы, и] – делятся на ударные и безударные. Все гласные могут находиться в ударном и безударном положении, но безударный гласный о встречается лишь в отдельных заимствованных словах: радио – [ра д’ио].Согласные звуки (их 36) характеризуются по твердости/мягкости и звонкости/глухости.

30 согласных образуют пары по твердости/мягкости: [б – б’, в – в’, г – г’, д – д’, з – з’, к – к’,л – л’ ,м – м’, н – н’, п – п’, р – р’, с – с’, т – т’, ф – ф’, х – х’].

Всегда твердыми, или твердыми непарными, являются [ж, ш, ц], а всегда мягкими, или мягкими непарными, – [й, ч, щ].

Всегда звонкими, или звонкими непарными, являются [й, л, м, н, р], а всегда глухими, или глухими непарными, – [х, ц, ч, щ].

Следует учитывать и тот факт, что в потоке речи звуки оказывают влияние друг на друга. Сравните, например, произношение предлога к в положении перед глухим и звонким (к тебе – [кт’эб’э ], к дому – [гдо му]), начальную и в изолированном употреблении и при наличии предлога (идеал – [ид’эа л], в идеале – [выд’эа л’э]).

В некоторых случаях допускается несколько вариантов произношения того или иного слова: мясной - [м’исно й] и [м’эсно й], (о) терпении – [т’эрп’э н’ии], [т’эрп’э н’ийэ], [т’ирп’э н’ии] и [т’ирп’э нийэ], цепочка – [цэпо чка] и [цыпо чка].

Схема фонетического разбора слова (по школьной традиции).

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки сло­ва. Гласные: ударные - без­ударные, какой буквой обозна­чены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные),

звонкие, глухие (парные, не­

парные), какой буквой обозна­чены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

о-тбе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб’ил’йт’]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозна­чен буквой «т»;

[б’] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л’] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозна­чен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обо­значен буквой «и»;

[т ‘ ] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозна­чен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт , типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса , т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт , прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Окончание – это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и – только в единственном числе – род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.

В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:

  1. наречия,
  2. деепричастия,
  3. сравнительная степень прилагательного,
  4. некоторые существительные (пальто, шоссе ),
  5. некоторые прилагательные (беж, мини ),
  6. некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их ).

Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом – в дом . Следовательно, нулевое окончание – это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.

Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:

  1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. – сад, снег;
  2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. – радость, мышь; им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен, обижен, снят;
  3. им.п. некоторых числительных: двенадцать, шесть, один;
  4. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок (чулк-и), семей, (се[м ‘ й ]);
  5. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов (ср. Зевсов), сестрин (сестрин), рыбий (ры[б’ й ]).
  6. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел, разговаривал, находился, приходил бы, заблудился бы.

Следует обратить внимание на то, что мягкий знак, стоящий в конце слов, не входит в окончание, поскольку это буква, которая, не имея грамматического значения, присущего окончанию, выступает лишь показателем мягкости предшествующего согласного (тень) или формальным идентификатором категории рода существительных (ср. нож и рожь) .

Основа- часть слова без окончания. Следовательно, изменяемые слова состоят из основы и окончания (боль, бол[и]) , а неизменяемые – только из основы (вчера, шоссе ). В личных и причастных глагольных формах, имеющих возвратный суффикс -ся (-сь) , основа прерывается окончанием: захотелсь.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (исключением является суффикс -ся (-сь) , который находится после окончания). Суффиксы, так же как и окончания, могут быть материально выраженными и нулевыми.

Понятие нулевого суффикса не используется в школьной программе, однако практически, при разборе слов, учащиеся сталкиваются с явлениями, которые трудно объяснить без данного понятия. Это важно и при интерпретации такого явления, как бессуфиксный способ образования слов .

Нулевой суффикс выделяется в следующих случаях:

  1. форма прош. вр. и условного наклонения глаголов: берег^ (ср. берег-л-а), занес^бы (ср. занес-л-а бы);
  2. ж.р. им.п. ед.ч. существительных, образованных от соответствующих прилагательных: синь^ (ср. синий => синь, синий => син- ев-а);
  3. им.п. ед.ч. м.р. отглагольных существительных: бег^ (ср. бегать=> бег^, бегать => бег-отн-я).

Суффиксы разных частей речи имеют свои особенности. У существительных они многочисленны, довольно конкретны и разнообразны по значению, которое вносят в слово: например, -тель- суффикс лица (читатель ), -к- суффикс предмета (терка ), -ость- суффикс отвлеченного признака (жизненность ), -ний- суффикс действия (горение ), -ушк- суффикс субъективной оценки (категория субъективной оценки – категория, выражающая отношение говорящего к предмету речи) (головушка ).

Для суффиксов имен существительных характерно явление омонимии, например, суффикс -к- может иметь значение субъективной оценки (речка ) и действия (пилка дров ).

Суффиксы прилагательных по своей семантике более отвлеченны, чем суффиксы существительных. Можно указать на свойство суффиксов определять тот или иной разряд прилагательных, например, -лив- суффикс качественных прилагательных (терпеливый, надоедливый ), -ск- суффикс относительных прилагательных (пушкинский (стиль), морской ), -ое-, -ин-, -й- суффиксы притяжательных прилагательных: (отцов, Петин, бычий ).

Глагольные суффиксы, как правило, лишены многозначности, они не создают разнородных семантических классов внутри категории глагола. В слове глагольные суффиксы легко узнаются и выделяются благодаря своему грамматическому значению, например:

  1. суффиксы временных форм: -л- (прошедшее время) – шел, пила ; -й- (настоящее время) – чита[йу]т, летай;
  2. суффиксы основы инфинитива, или неопределенной формы глагола: -а-, -е-, -и- : гнать, темнеть, служить;
  3. видовые суффиксы -и-, -а-, -ну-, -ива-, -ива-, -ва- : украсить, украшать, крикнуть, сливать, прочитывать;
  4. суффиксы причастий -ущ-, -ащ-, -в-, -вш-, -н-, -ен-, -т, -ом-, -ем-, -им- : тонущий, купивший, забытый;
  5. суффиксы деепричастий -а-, -учи-, -в-, -вши- : спеша, летя, прочитав, пригнувшись.

Приставка – значимая часть слова, находящаяся перед корнем и служащая для образования слов. Приставка вносит в слово дополнительное значение по сравнению с исходным (съехать, въехать, выехать, объехать – указание на направление движения). В слове может быть несколько приставок (пере-раз-ложение ).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение слова, общее значение всех родственных (однокоренных) слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными, и их родственность устанавливается на основании значения, выражаемого корнем (ср. омонимичный корень в двух группах слов: вода – подводник – водяной и водитель – подвода – водить ). В корне можно наблюдать явление, носящее название чередования. Чередоваться могут и гласные (собирать – соберу, гореть-гарь ), и согласные (бегать – бежать, расти – выращивать ), и те и другие одновременно (ращу -росток, проложить – пролагать ).

Как уже говорилось, корень является последней морфемой, которая выделяется в слове. Этому правилу надо следовать неукоснительно, особенно если принять во внимание то, что один и тот же корень может выступать в словах в различных видах, например: веду, водить, вести; шла, шел, пришедший. Слово может иметь в своем составе один (вода, лес ) и более корней (водовоз, лесоруб ).

По материалам книги: Коньков В.И., Старовойтова О.А. Устный экзамен по русскому языку: Учебное пособие по русскому языку для поступающих в вузы.- СПб.: СПбГУ.-2001.

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск -.

Корень город -.

Словообразовательный суффикс –ск -.

В конце данного повествовательного предложения ставится точка.
2) В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Грамматическая основа - сады пахнут . Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - простое глагольное, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения. К подлежащему относится согласованное определение вишневые , выраженное прилагательным. К сказуемому относится обстоятельство времени в конце января , выраженное словосочетанием (сущ. + сущ.) в предложном падеже с предлогом в , и обстоятельство образа действия хорошо , выраженное наречием.

В конце данного повествовательного предложения ставится точка; запятыми в предложении выделен причастный оборот, который, хотя и стоит перед определяемым словом, обособляется, так как отделен от него в предложении другими словами.

Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения - точка.

2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что . В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой ?), связаны между собой противительным союзом а ; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так

Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор является факультативным видом разбора для школьной практики. Обычно он не даётся в качестве контрольного задания.

Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.

Схема лексического разбора слова.

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Образец лексического разбора слова.

Завершив свои операции , фронты один за другим останавли­вались на достигнутых к весне рубежах. (К. Симонов)

1. Операция - ряд стратегических действий, проводимых в период наступательных или оборонительных боев (воен., проф.).

2. Слово многозначно: а) хирургическая операция; б) торговая операция; в) финансовая операция; г) почтовые операции.

3. Значение прямое.

4. Синонимический ряд: операция, бой, сражение, военные действия.

5. Слово заимствовано из латинского языка.

6. Слово профессиональной лексики (военная терминология).

7. Слово не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данное с пропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

  1. две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сде­лать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. суффикс -енн-пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или гла­голов с основой на согласный: выкрасить - выкрашенный; увидеть - увиденный, сберечь - сбережённый.

Трава, рядами - безударная проверяемая гласная в корне слова; проверяется ударением: трава - травы, рядами - ряд; вода - воды, леса - лес.