Что происходит в 18 лет. Переходный возраст: как не упустить ребенка

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период - очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?

Те, кто преуспеют, будут теми, кому удастся добиться независимости; у них была большая стабильность в их жизни и возможности развивать безопасные отношения привязанности; Они добились успехов в учебе до прекращения защиты, и их подготовка к самостоятельной жизни была постепенной и запланированной. Группа выживших будет сформирована теми молодыми людьми, которые испытали нестабильность, изменения в мерах, разрывы в их приемной семье и школьную неудачу. Наконец, группа, названная Штейном жертвами, будет относиться к тем подросткам, которые пострадали от более травматических переживаний на протяжении всей своей жизни; его траектория характеризовалась многочисленными изменениями мер, эмоциональными и поведенческими проблемами, трудностями в обучении, разрушительным и преступным поведением.

Разгул гормонов

По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.

Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание, - поясняет психолог Елена Шрамко. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами - с обожествлением кумиров, - подчеркивает психолог.

Это были бы молодые люди, которым никогда не удавалось связать глубину с человеком во время защитного вмешательства. Короче говоря, проведенный обзор дает нам множество научных данных о многочисленных проблемах выпускников системы защиты детей. Эти молодые люди сталкиваются с независимостью с небольшой академической подготовкой, которая ограничивает их возможности трудоустройства; его низкий экономический уровень затрудняет поддержание дома; и социальная поддержка, которую они могут получить от сверстников или взрослых, весьма ограничена.

В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод!» (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.

Кроме того, они часто страдают от проблем с инвалидностью и психического и физического здоровья, что опять-таки негативно сказывается на их вероятности найти работу или установить отношения. Ответы на вызовы перехода. Проблема, с которой сталкиваются молодые люди, покидающие систему защиты, все больше проявляет интерес к международному уровню. В некоторых странах эта озабоченность сопровождалась важными правовыми реформами. Кроме того, он открывает возможность расширения образовательной поддержки до 24 лет.

В законах особое внимание уделяется образовательной и профессиональной подготовке, а также экономическим потребностям этих молодых людей. Самым новым из этих реформ является индивидуальное планирование траекторий перехода и введение фигуры персональных консультантов для молодых людей в возрасте до 21 года. Оценка влияния этих правовых изменений в британском контексте свидетельствует о расширении услуг перехода к самостоятельной жизни, а также об улучшении реализации и последовательности этих программ.

Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.

У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности, - говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы, - утверждает Анна Прихожан.

Чафи, отвечающей за предоставление независимости ресурсам с особым акцентом на образование, занятость и обучение независимым живым навыкам. Из этой нормативной базы различные государства поощряются к обеспечению медицинского охвата молодых людей в возрасте до 21 года. Другим результатом этой правовой реформы стало создание Национальной базы данных «Молодежь в переходный период», базы данных, которая позволяет контролировать выпускников и регистрировать большое количество переменных, связанных с защитой, программами перехода для тех, кто прошел и их взрослой жизни.

Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.

Это позволяет оценивать результаты этих молодых людей и оценивать эффекты в зависимости от программ, в которых они участвовали, что позволяет избежать дорогостоящих последующих исследований, в которых изобилуют методологические ограничения. Среди других событий этот закон дает возможность оказывать финансовую помощь гостеприимству до тех пор, пока молодой хост не достигнет 21 года. Кроме того, это требует создания индивидуального плана карьеры для каждого молодого человека в защите в течение трех месяцев до выписки, который будет разработан совместно специалистом, ответственным за дело и подростком, и будет содержать подробную информацию о своем будущем.

Вызывающее поведение

Также разительно меняется поведение ребенка. Он постоянно грубит, закрывается у себя в комнате, не подпускает к себе. У него часто случаются перепады настроения. Он не дает себя обнять, поцеловать. Когда вы пытаетесь это сделать, отталкивает вас, ведет себя как ежик.

Отказывается убирать в своей комнате (туда невозможно зайти, все разбросано по полу, шкафы нараспашку); отказывается выполнять домашние обязанности (вынести мусор, погулять с собакой и т. п.), а если и делает это, то со скрипом и через бесконечные напоминания.

Эти правовые изменения в области защиты детей поддержали создание специализированных программ для перехода к удовлетворению разнообразных потребностей молодых людей, покидающих эту систему. В Соединенном Королевстве с середины 1980-х годов были разработаны многочисленные специализированные службы для подростков, которые покидают систему защиты, пытаясь удовлетворить потребности в жилье, финансировании и социальной поддержке.

В первых обзорах, которые собирают информацию об этих программах, были классифицированы в соответствии с двумя основными характеристиками. Во-первых, проводилось различие между специализированными службами или специалистами, предназначенными только для молодых людей, которые окончили, и неспециализированных подходов. Во-вторых, существует различие между моделями независимости и взаимозависимости; В то время как модель независимости стремилась повысить способность молодых людей управлять собой с 16-летнего возраста, модель взаимозависимости ставила приоритет в отношении навыков межличностного общения и предоставления поддержки на выходе и в последующие моменты.

Он как будто нарочно вас злит, провоцирует на скандал. Перестает слушаться, становится таким резким, что с ним невозможно общаться. И даже, случается, начинает обзываться, используя, в том числе, нецензурную брань...

Вы чувствуете растерянность и бессилие: неужели это ваш ребенок? Не удивляйтесь. Такое поведение выражается в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи. В этом возрасте у подростков уже накопилось напряжение от давления родителей, школы, - говорит психолог, психотерапевт Елена Савина. Подросток считает, что способен самостоятельно жить, принимать решения. А взрослые часто продолжают разговаривать с ним, как с малолетним дитятей. Отсюда - огромный протест против мира взрослых. Подросток таким образом заявляет о себе миру, при этом его жизненные цели еще не определены, эмоциональной устойчивости нет, а состояние «мечтаний» сильнее, чем сознание необходимости учиться и взрослеть.

Были определены неспециализированные услуги, в которых работа была направлена ​​на социальных работников и, при необходимости, на социальных работников; специализированные услуги для выпускников, которые охватывают разные географические районы; разбросанные специализированные службы, где специализированные рабочие связаны с группами зон; и комплексные услуги для большого числа молодых людей с большей уязвимостью, в том числе молодых людей, покинувших систему защиты.

Кроме того, увеличилось количество помещений, усилилась забота о подготовке к самостоятельной жизни, особенно в области выявления вмешательств и увеличения финансирования этих программ. Штейн указал на основные основы перехода к программам пожизненной жизни: задержите момент окончания обучения, пока молодежь не будет хорошо подготовлена; укрепить оценку индивидуальных потребностей и подготовить и спланировать путь, которым следует следовать; обеспечить хорошую поддержку во время перехода и в последующие моменты; занятость наставников; улучшить финансовую помощь; поддерживать доступ к образованию, трудоустройству и разрабатывать программы повышения квалификации для повседневной жизни; позволяют поддерживать опоры после 21 года; облегчить возможность развития навыков принятия решений и решения проблем; рассмотреть вопрос о значимости биологических семей и, при необходимости, приемных семей; нормализовать опыт приемной семьи как можно больше; и, наконец, укрепить сотрудничество и координацию различных вовлеченных агентов.

Рождение личности

И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.

Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи от взрослых, - говорит Елена Шрамко. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты, - поясняет психолог.

В североамериканском контексте последовательные изменения законодательства, касающиеся перехода к взрослой жизни, пытались улучшить результаты молодых людей, покидающих систему защиты. Эти изменения переводится на практике в возможность оставаться в защите до достижения 21-летнего возраста, пока молодой человек погружен в маршрут работы или обучения, или есть причины, которые оправдывают это не так. Кортни и Терао предоставляют описательную типологию услуг перехода на взрослую жизнь, включая обучение жизненным навыкам, программы, в которых наемники, жилые ресурсы во время перехода, услуги физического и психического здоровья, образовательные услуги и службы занятости.

Сейчас для подростка главное - понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.

Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы, - поясняет Елена Савина. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком, - считает психолог.

Кортни и Хьюз указывают на некоторые элементы, общие для всех предлагаемых услуг: наличие координатора случая; акцент на возможности молодежи вносить свой вклад в сообщество; повышение их уверенности в себе; и включение такого рода услуг для обеспечения независимости в рамках более глобальных программ социальных услуг.

Еще многое предстоит узнать о результатах и ​​эффективности услуг, которые были разработаны для подростков, покидающих системы защиты, хотя уже проведенные оценки свидетельствуют о том, что они могут внести значительный вклад в достижение положительных результатов, достигнутых некоторыми молодыми людьми. выпускников.

Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.

В качестве примера вмешательства, которое имеет давнюю традицию, мы можем упомянуть о найме наставников. Согласованный факт в литературе заключается в том, что гибкие дети испытывали присутствие взрослого в своей жизни, что придало им любовь и поддержку, и это помогло их успеху, несмотря на трудности. Существует несколько схем развития этих программ: установление индивидуальных отношений между наставником-взрослым и учеником, выбор в качестве наставников других молодых людей, которые находятся в защите, или создание групповых занятий с наставником.

Как погасить конфликт

Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять!..» и т. д.

В любом случае, как отметил Клейден и Штайн, целью этих программ является предоставление как инструментальной поддержки, так и выразительной поддержки. Что касается оценок результатов этих программ, хотя существуют расхождения, исследования в США подтвердили положительное влияние этих результатов на результаты молодых выпускников; в то время как британские рабочие места указывают на положительные эффекты в образовании, обучении и занятости, но не в других областях. Это образовательное трудовое предложение, в котором используется ряд индивидуальных мероприятий, направленных на повышение самостоятельности и независимости, включая задачи и упражнения из различных областей жизни взрослых, такие как образование, работа, деньги, здоровье и т.д. Преимущество этого метода заключается в том, что он является очень гибким и адаптируется к конкретным потребностям каждого молодого человека с учетом их предыстории и целей, изложенных в их плане.

Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.

Выводы и последствия для практики защиты детей. Переход и последующая траектория молодого выпускника нельзя понять отдельно от его опыта до и во время защитного вмешательства. В вмешательстве возникает много трудностей: подростки могут проявлять эмоциональные и поведенческие проблемы, возникающие в ситуациях насилия, которым они подвергаются; они, как правило, привлекают школьный дефицит, иногда увеличиваются за счет изменения местоположения; У них ограниченная сеть социальной поддержки и отсутствие социальных навыков.

Кроме того, работа по содействию автономии часто контрастирует с организационной структурой определенных жилых ресурсов, что затрудняет участие подростков в выполнении определенных задач или доступ к определенным объектам. Исследование показало связи между работой во время защитного вмешательства и последующими результатами. Успешные ингредиенты, похоже, являются академическими достижениями; участие в школьном контексте, включая внеклассные мероприятия; По крайней мере, одно отношение доверия со взрослым, быть членом своей семьи или защитным контекстом; и положительные влияния их сверстников, среди других факторов.

Обходитесь без критики

В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.

Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…

Уполномоченный РФ по правам ребенка Павел Астахов считает ситуацию с детскими суицидами в России крайне тревожной. По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. «Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок», - говорит Павел Астахов.

На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей. Знайте контакты учителей, педагогов кружков, которые посещает ваш ребенок.

Этот период надо пережить

Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.

Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»

Каждый ребенок, по мнению врачей, до своего восемнадцатилетия проходит через 6-7 переходных возрастов, которые опасны с психологической и физической точки зрения. После достижения совершеннолетия молодые женщины и мужчины сталкиваются с реальностью жизни – если до этого их более-менее опекали родители, то с возложением ответственности на свои плечи многие впадают в депрессию.

Переходной возраст после 20 лет также может свидетельствовать о перестройке психики под все еще изменяющееся тело.

По сути переходные возрасты являются периодом времени, когда организм человека претерпевает различные изменения, сопровождающиеся изменением отношений с людьми и социумом. В результате молодые люди переживают сложное эмоциональное состояние, катализатором запуска которого могут стать психологические, физиологические и неврастенические факторы. Организм человека растет и активно развивается до 21-23 лет. В этот период изменяется тело, вчерашние студенты превращаются в мужчин и женщин, которые испытывают серьезные гормональные и моральные перегрузки. Результатом данных «американских горок» и становится запоздалый переходной возраст.

Как справиться с переходным возрастом в 23 года

Вылетев из родительского гнезда, человек поступает в учебное заведение или идет в армию , затем следуют браки, рождение детей, потребность в работе, приобретение жилья, отношения с коллегами и так далее. Все это вызывает у молодежи, которая все еще ищет пути познания себя, большое нервное напряжение и, как следствие, может привести к банальным нервным срывам.

Часто молодые люди становятся неуверенными в себе и своих силах – а если на фоне переходного возраста есть и другие проблемы, то без помощи психолога обойтись будет непросто.

В первую очередь, молодежь, переживающая переходной возраст после 20 лет, должна иметь возможность поговорить с родителями, попросить у них поддержки или доброго совета. Если жизнь кажется несостоявшейся, следует задуматься над своим местом в ней – возможно, человек работает не на своем месте, встречается не с тем парнем или девушкой или просто находится в депрессивном состоянии. Первые пункты исправить довольно легко, а вот при наличии депрессии желательно обратиться к психотерапевту за профессиональной консультацией. Чаще всего квалифицированные специалисты помогают обрести уверенность в себе и стартовать во взрослую жизнь без уничтожения всех нервных клеток.

Переходный возраст для большинства семей – время волнений и переживаний. Именно в этот период формируется личность ребенка. Это и метания, и поиск своего «я», и обретение жизненных позиций. Но это время - непростое не только для ребенка, но и для родителей. И в первую очередь, от мам и пап в этот период требуется любовь и понимание.

Инструкция

Не пытайтесь решать возникшие проблемы с помощью запретов и нравоучений. "Даже если ребенок возвращается домой за полночь и при этом от него разит алкоголем или табаком?" - спросят родители. Да, потому что любой запрет только увеличит обиду и внутренний протест ребенка . Помните, что он уже личность . Любой разговор в это время необходимо вести на равных.

Обратите внимание на то, как звучат ваши слова. Если обращаетесь к нему, как к несмышленому ребенку, вы до него не достучитесь. Контролируйте свои эмоции. Если начинаете нервничать , разговор лучше отложить.

В этот период подростки очень переживают по поводу своей внешности. Постарайтесь ему объяснить, что внешность – это не главное. Но при этом учите ребенка следить за собой, быть всегда опрятным. Помогите ему в выборе одежды, аксессуаров. Не стоит критиковать ребенка, если ваши вкусы не совпадают.

Подростковый период сопровождается первыми любовными переживаниями. И это не в лучшую сторону сказывается на учебе. Не заставляйте ребенка днями и ночами сидеть за учебниками. Это не поможет. Лучше постарайтесь объяснить ему, что именно знания, ум, эрудиция сделают его более привлекательным.

Со всей серьезностью относитесь к проблемам подростка . Не отмахивайтесь от него. Отвечайте на все его вопросы, не допускайте ситуации, когда ребенок вообще перестанет общаться с вами, в таком случае со всеми своими проблемами он пойдет на улицу.

При выборе каких-то занятий, кружков, интересуйтесь мнением ребенка, а не самостоятельно решайте его досуг. Выясните, что действительно интересно вашему чаду. Важно, чтобы подросток сам принял решение, а не просто повиновался желанию взрослых .

Родителям очень важно во всех запретах и уступках не впадать в крайности. Давить на ребенка не следует, но и идти у него на поводу тоже нельзя. Общаясь на равных, не позволяйте ему оскорблять вас и других взрослых, грубить . Подросток должен соблюдать некую дистанцию, предписанную его возраст ом.

Видео по теме

Полезный совет

Помните, переходный возраст – это не навсегда, рано или поздно и он закончится. Поддержите своего ребенка в этот непростой период и вместе пройдите этот путь.

Связанная статья

Переходный возраст - словосочетание, кошмаром отдающееся в сердцах некоторых родителей. Одни уже пережили этот период, другим он только предстоит, но они уже боятся его наступления. Существует столько ужасных историй и его опасностях и сложностях, но можно ли избежать их, можно ли справиться с переходным возрастом ? Конечно, да.



Инструкция

К переходному возрасту, равно как и к любому кризисному этапу, человек идет всю свою жизнь, и потому готовиться к нему стоит заранее. Воспитывайте ребенка так, чтобы он не чувствовал давления вашего авторитета, будьте для него не наставником, но человеком, которому можно доверять .

Не пытайтесь заставить ребенка делиться с вами своими проблемами. Это не приведет ни к чему, кроме как к тому, что он просто закроется от вас, а в период переходного возраста только сильнее уйдет в свой мир. Показывайте возможность и важность поддержки, доверительных разговоров, своим примером. Если с ранних лет вы будете открыты с ребенком, то и он откроется навстречу вам, и в переходном возрасте вы не столкнетесь с проблемой замалчивания или скрытия тех или иных поступков.

Не заставляйте ребенка жить угрозой наказания. Очень часто дети не признаются в чем-то из боязни того, что их будут ругать. Такой способ воспитания приводит лишь к тому, что они не просто не отучаются от дурного, но, наоборот, начинают совершать его чаще: врут, скрывают, не рассказывают. Вы должны всегда быть на стороне ребенка, пытаться понять причины его действий, разобраться. Не спешите судить, возможно, у него были свои мотивы для того или иного поступка. Всегда старайтесь вместе с ребенком обсудить сложившуюся ситуацию и вместе найти выход.

Не набрасывайтесь на него с вопросами обо всех его жизни. Переходный возраст – это время, когда он пытается доказать свою самостоятельность, выделиться, показать индивидуальность, но еще не знает как. Дайте ему возможность найти себя, поэкспериментировать. Нередко в переходном мире родители ужесточают ограничения в страхе, что их ребенок попадет в дурную компанию, начнет курить , пить, прогуливать . Конечно, не стоит полностью оставлять ребенка без присмотра и оставлять все на его усмотрение. Но научитесь доверять подростку , позвольте ему делать пробы, ошибаться, учиться жизни. Если вы с ранних лет проявляли к нему уважение и доверие, он сам придет к вам посоветоваться и спросить вашего мнения, расскажет, если появятся проблемы. Дайте ему почувствовать себя взрослым дома, чтобы у него не возникло необходимости прибегать к экстремальным способам демонстрации своей самостоятельности.

Во время переходного возраста подросток более раним. У него наблюдаются резкие перемены настроения. Он все чаще недоволен своим внешним видом и остро воспринимает все замечания, звучащие в его адрес. Поэтому нужно чаще общаться с ребенком, хвалить за достижения в разных сферах жизни, всячески стараться поддержать его самооценку.


Подростку хочется свободы, самостоятельности. И когда родители начинают ограничивать его в этом и давить морально и психологически, то происходит конфликт. Ребенок может либо замкнуться в себе или же проявлять бунт, который сопровождается агрессией. Поэтому не нужно чрезмерно ограничивать свободу ребенка, все должно быть в пределах разумного. Прислушивайтесь к его желаниям и помогите ему лучше понять нормы морали взрослого общества.

Так же пубертатный период известен не только конфликтом с взрослыми, но и со своими сверстниками. Начинается гонка за лидерством, в школе, в компании. И, конечно же, не обходится без неприятностей. Не у всех выходит быть лидерами и те, кто морально слабее или же их мнения идут в разрез остальными - могут стать изгоями. Чтобы этого избежать, для начала, успокойте своего ребенка и покажите ему, что не так уж плохо, что он чем-то отличается от своих одноклассников. Подросток должен принять все перемены, которые с ним происходят, и понять, что он личность и имеет право на свое мнение, даже если оно и не такое, как у всех.

Относитесь к своему ребенку, как к взрослому человеку, и он научится быть полноценным членом общества.