Начало развития речи у ребенка: возрастные ориентиры. Этапы развития речи ребенка

Развитие речи у детей раннего возраста имеет тесную взаимосвязь с развитием мышления, поэтому полноценное развитие речи так важно в этот период. У малыша есть все предпосылки для овладения речью, но без помощи взрослого никак не обойтись.

Несмотря на то, что первые слова ребенок обычно произносит к концу первого года, первые навыки речевого развития малыш получает с момента его рождения. Новорожденный уже может издавать звуки – плач, гуление. И эти звуки уже являются попыткой общения с окружающими. Уже к 2-3 месяцам периоды бодрствования крохи удлиняются, и малыш уже издает своеобразные звуки – гуление. Если в момент гуления начать разговаривать с малышом или петь, то его настроение улучшается, появляется двигательная активность. Неонатологи рекомендуют как можно чаще разговаривать с крохой, вызывая его ответную реакцию. Ведь именно общение является обязательным условием нормального развития младенца.

Во втором полугодии жизни малыш уже может издавать отдельные элементы услышанных слов. В лепете крохи появляются слоги, которые ему нравится повторять много раз. Общаясь с ребенком в этот период лучше не использовать искаженные слова, так как это может способствовать нарушению развития речи. Общение с ребенком после должно быть более активным. Старайтесь как можно чаще комментировать происходящее, даже если ребенок не понимает абсолютного значения слов, то их эмоциональную окраску он наверняка сможет уловить.

Так же важно развитие мелкой моторики рук с целью стимуляции речевого центра. Дети, с которыми регулярно занимались упражнениями для мелкой моторики, как правило, начинают раньше говорить.

Развитие речи на первом году жизни:

1-3 месяца : малыш реагирует на обращенную речь, отвечает улыбкой при общении, произносит гласные звуки в ответ на речь взрослого;

4-5 месяцев : ребенок уже может смеяться при эмоциональном общении с окружающими, активно «гулит» с изменениями интонации, может определить направление исходящих звуков;

8-9 месяцев : малыш использует не только гласные, но и согласные звуки, ритмично повторяет нравящиеся слоги, малыш уже может быть инициатором общения, активно использует жесты;

10-12 месяцев : уже появляются упрощенные слоговые слова: «ма-ма», «ля-ля», малыш уже может комментировать ситуацию, кроха понимает отдельные слова и может выполнять элементарные просьбы, количество используемых слогов увеличивается.

Как определить существующие нарушения развития речи на данном этапе? Приведем несколько признаков, по которым родители могут уже на первом году жизни заподозрить неладное.

Когда можно заподозрить нарушения развития речи на 1 году жизни?

  • 1 месяц – малыш не кричит если голодный, мокрый;
  • 3-4 месяца – отсутствует гуление, кроха не улыбается при эмоциональном общении с ним;
  • 5-6 месяцев — ребенок не прислушивается к музыке, не пытается установить источник звука, не находит предметы, о которых ему говорят;
  • 7 месяцев – младенец не узнает голоса близких, не реагирует на музыкальные игрушки;
  • 9-10 месяцев – не формируется произношение повторяющихся слогов, малыш не использует жесты, не формируется лепет;
  • 12 месяцев – ребенок не произносит ни одного слова, не понимает элементарные просьбы, не реагирует на замечания и похвалы.

На малыш начинает использовать все больше слов, переходит к более активной и сложной речи. Не у всех малышей речевое развитие идет такими темпами, о которых мечтают их родители. Зачастую малыши начинают произносить большинство слов только к двум годам, а то и позднее. Это не является признаком каких-либо отклонений, и индивидуально для каждого ребенка. Для примера- А.Эйнштейн начал говорить лишь к 4 годам, что не отразилось на его интеллекте.

Важная часть усвоения речи это запоминание и воспроизведение информации, поэтому многократное повторение сказок и стихотворений способствует развитию речи. Пассивный словарный запас (те слова, значение которых ребенок понимает и знает) к концу второго года значительно увеличивается и составляет уже 250-300 слов.

Чтобы исключить нарушение речевого развития у малыша, стоит проконсультироваться с врачом, а так же обратить внимание на ниже приведенные признаки.

1год и 3 месяца – ребенок должен показывать на картинке знакомые предметы, хорошо понимать простые просьбы (без жестов), использовать 6-7 простых лепетных слов;

1 год 6 месяцев – активный словарный запас достигает 10-20 слов, малыш уже может показать несколько частей тела;

1 год 9 месяцев – запас используемых слов пополняется до 20-25, в речи малыша уже появляются простые предложения (2-3 упрощенных слова);

2 года – кроха показывает основные части своего тела, активный словарный запас состоит из 50 слов, ребенок использует местоимения (я, ты, они), в речи присутствуют простые предложения из 2 слов, малыш выполняет двухэтапные просьбы («пойди к столу – и возьми книгу»).

Когда можно заподозрить нарушения развития речи на 2 году жизни?

  • 1 год 4 месяца – ребенок не употребляет упрощенные слова (ав-ав, кач-кач), не может связать слова с определенными предметами или действиями;
  • 1 год 9 месяцев – малыш не пытается подражать речи взрослого, отсутствует лепет, не повторяет слои или звукосочетания;
  • 2 года – ребенок не показывает основные части тела, не узнает на фотографиях близких, не выполняет двухэтапные просьбы;

Развитие речи на третьем году жизни:

На третьем году жизни речевое развитие идет невероятно быстрыми темпами. Малыш понимает значение более тысячи слов, и активно пытается использовать многие слова для общения с окружающими. Кроха на третьем году жизни уже строит более сложные предложения, пытается с помощью слов выражать свои эмоции и пожелания., и одни малыши начинают говорить к 1,5 годам, а другие остаются молчунами до 2-3 лет. При этом и одни и другие являются совершенно нормальными в своем развитии. Не следует торопить события, и подгонять ребенка под среднестатистические нормы. Просто помогайте развитию ребенка, активно разговаривайте с ним. Однако если вы замечаете отставание в развитии речи на протяжении нескольких месяцев, то следует обратиться к специалисту (логопеду), чтобы не упустить время.

Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов. Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает. Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

Что речь дает ребенку

  • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
  • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
  • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
  • Полезна для развития мышления.
  • Закрепляет житейский опыт ребенка.
  • Развивает воображение и память.
  • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная - это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей - это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Характеристика речевого развития

До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию. Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции. В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

Чем старше ребенок, тем более активной становится его деятельность и тем больше он хочет общаться. Любопытство не дает ему покоя, он все старается разузнать у родителей. Это признак нормального развития, поэтому родителям надо терпеливо и неустанно объяснять ребенку - что, зачем и почему и как называется. Эти методы развития посредством бытового общения - самые доступные и действенные.



Осмысленно говорить среднестатистический ребенок начинает с двух лет. В это время с ним уже можно вести диалог. Но если ребенок в два года еще говорит плохо, это совсем не повод расстраиваться. Все дети индивидуальны, и речь может появится позднее, зато после этого развитие пойдет очень быстрыми темпами.

Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

  • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
  • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
  • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
  • От года до трех ребенок - замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
  • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
  • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
  • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
  • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
  • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
  • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
  • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
  • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
  • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.

Есть одна особенность - ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

Стадии речевого развития

  • К году - 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это - признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года - 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года - 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка - от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда развивается речь ребенка

Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

  • Во время ходьбы.
  • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
  • Когда сильно заинтересовался чем-то.
  • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.

Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

Особенности

  • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
  • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.

Как развивать речь - приемы

Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки , ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

  • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей - так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
  • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
  • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать - где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
  • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
  • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык - это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
  • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
  • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.



Приемы:

  • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
  • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
  • Самый лучший способ развить речь детей - без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
  • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
  • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
  • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
  • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
  • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
  • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот. Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д. Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой - пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Речь перестраивает восприятние ребенком окружающего мира.Малыш начинает воспринимать мир не только через глаза и уши, но и с помощью речи.Именно благодаря речи процесс познавания окружающего мира становится более обобщенным, константным.Благодаря константности восприятия ребенок узнает предметы, изображенные на картинках, даже если они не очень похожи на оригинальный вариант и далеки от собственного восприятия малыша.

Речь-это незаменимый способ закрепления полученного опыта.Существует несколько возрастных ориентиров, согласно которым ребенок должен обладать соотвутствующими возрасту навыками.Они являются одним из показателей .

Два-три месяца

Малыш в этом возрасте начинает "говорить" в те моменты, когда он спокоен.Пока что это непонятное бормотание, в котором можно угадать нечеткие звуки-чаще всего прерывистые и гортанные "аа", "га", "ги", "кхи".

Четыри месяца

Теперь ребенок начинает "гулить"-звуки становятся все более протяжными, малыш пытается их соеденить: "а-а", "о-о", "а-га", "а-ги", "а-бу".

Пять месяцев

Малыш учится произносить гласные, первыми удаются "п", "б", "м", так как на этот момент речевой аппарат лучше всего приспособлен именно для этих звуков.

Кроха начинает "белькотать" отдельные звуковые союзы, повторяя их "ма-ма-ма", "па-пи-па", "га-ги-га", "ка-ки-ки".Примерно с этого времени и по двенадцатый месяц ребенок продолжает "белькотание".Теперь родителям можно начинать совместные речевые игры.Конечно, ваш малыш научится говорить далеко не все звуки, которые есть во взрослой речи, однако цель этих игр-научить малютку повторять за вами то, что именно он может выговаривать.

Девять месяцев

Ребенок уже вполне адекватно реагирует на обращение к нему, ориентируется в разнообразии интонаций, и хорошо интонирует свои "высказывания", понимает отдельные инструкции и отвечает действиями на некоторые словесные просьбы, а также узнает голоса близких.

В этом возрасте ребенко может начинать произносить первые слова, он уже много чего понимает, реагирует на свое имя, на запрет "нельзя!".Ребенку хорошо удается произносить однослоговые слова "дай", "на", а вот многослоговые лучше всего запоминаются по ударному слогу: "котенок" превращается в "ко " итд.

Один годик

Малыш уже освоил приблизительно 10 слов, которые состоят преимущественно из одинаковых слогов ("мам", "папа", "дядя", "баба").Среди них могут быть так же звуконаследовательные ("кс-кс", "ав-ав"), а так же упрощенные слова, например "би-би"-машина.Некоторые гласные и согласные звуки к этому возрасту произносятся достаточно ясно ("а", "о", "у", "м", "б", "п").Одно и то же слово может относиться к совершенно разным предметам, если кроха нашел в них что-то общее.Например, общим словом-звуковым соединением ребенок может называть кошку, одеяльце, подушку, на том основании, что все предметы мягкие и теплые.К концу первого годика ребенок начинает понимать достаточно большое количество слов и выражений: среди них названия игрушек, предметов, имена близких людей, некоторые действия.

Развитие речи у ребенка

Процесс развития речи у ребенка включает несколько этапов:

Период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

Период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

Период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

Период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

Период подготовления словесной речи

Голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных: хныканье, и - к концу первого месяца - отрывистые звуки зачатков лепета. Здесь следует отметить, что, в общем-то, все звуки, которые произносит младенец, являются врожденными способами коммуникации или зачатками этих способов. Плач, например, это сигнал о том, что что-то не в порядке. В процессе эволюции сложная членораздельная речь сформировалась из таких вот простых голосовых сообщений, и поэтому можно предположить, что любое звуковое поведение ребенка - это шаг в развитии речи.

В возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам. В возрасте двух-трех месяцев - начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

В становлении речи большое значение имеет подражание. Установлено, что уже в первые недели после рождения голос ребенка в звуковых особенностях начинает коррелировать с голосом матери. Подражание происходит не совсем последовательно (так сказать, академически): сначала в отдельных слогах, потом словах, а потом фразах. Ребенок пробует свои силы сразу на всех уровнях сложности. Внимательный наблюдатель с хорошим слухом может уловить в нечленораздельных звуках, издаваемых ребенком 10-12 месяцев, целые фразы (например "Петя хочет кушать?" или "Это что такое!").

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Ребенок подражает речи взрослого и в ее интонационной, и в ритмической стороне. Постепенно в лепете появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги: "да-да-да" или "ня-ня-ня".

Со второй половины первого года жизни появляются элементы настоящего речевого общения: у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами "иди-иди", ребенок начинает тянуть руки. На вопрос "Где мама?" ребенок уже может поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами.

Первое понимание слов возникает в эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Если для взрослого человека слово это инструмент для сообщения информации, то для ребенка это некоторый атрибут ситуации. Первые слова ребенка можно рассматривать даже как рефлекс (реакцию) на ситуацию-стимул. Увидев, например, собаку, надо обязательно сказать "Гав!", а сев кушать - "Ам!"

С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. У ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. Происходит подражание звучанию только тем словам, которые у ребенка вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели уже некоторый смысл.

С началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в двенадцатый-тринадцатый месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

Постепенно начинается переход к этапу первоначального овладения языком. Самое главное, что происходит, - ребенок начинает понимать инструментальный характер языка. Оказывается, с помощью слов можно добиться тех или иных эффектов. Более того, некоторых эффектов можно добиться только словами. Например, если он хочет посмотреть определенный мультик, то можно произнести название этого мультика. С помощью простого плача "заказать" мультик не получится.

Отношения ребенка с окружающим миром развиваются стремительно. Каждый день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия. Чем дальше, тем нужнее становится речь: с помощью слов можно попросить о чем-то конкретном, можно рассказать о своих впечатлениях, можно просто пообщаться.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Они одновременно и существительные, и глаголы. Слово "мама", например, означает и саму маму, и процесс общения с ней. Слово "биби" - и автомобиль, и поездка на нем.

Лексический запас еще невелик, и ребенок одним и тем же словом может называть совершенно разные предметы. Например, слово "кики" может означать и кошку, и меховую шубу. Бывает и так, что взрослому даже не понять основание, по которому словом стал обозначаться еще один предмет, внешне совершенно не похожий на другой.

В этот период одно слово это и подлежащее, и сказуемое, и целое предложение. Как правило, первые слова это существительные.

Фонетическая сторона речи еще продолжает формироваться. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги: вместо "Женя" они могут сказать "Эня", вместо "Гулять" - "Лять". Звуки часто переставляются, заменяются похожими. Вместо "хорошо" ребенок говорит "фофо".

Со второго полугодия второго года жизни ребенок начинает осваивать двух-трехсловные предложения. Продолжается бурный рост активного (как и пассивного) словаря ребенка. В два года ребенок может употреблять 250-300 слов, имеющих устойчивое и дифференцированное лексическое значение.

На данной стадии ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные "р" и "л", свистящие "с" и "з" и шипящие "ж" и "ш".

В этом возрасте ребенок начинает пробовать выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, что будет в будущем. Таким образом, в своей речи ребенок постепенно отходит от наглядности и действенности, постепенно учится абстрагироваться от того, что он видит в настоящее время.

В два с половиной года начинается новый период - развитие языка ребенка в процессе речевой практики. Речь развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм.

Возникают новые коммуникативные ситуации. Взрослые читают ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. В том числе таких, про которые ребенок имеет пока еще очень смутные представления.

Слушая рассказы и сказки, ребенок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. Речевое общение постепенно становится основным источником развития мышления. Именно речевое общение способствует формированию понятий "истина" и "ложь". Постепенно ребенок осваивает признаки истинных фраз, признаки ложных фраз. В той или иной форме закладывается представление о логике, что в свою очередь способствует формированию научной, цельной картины мира.

Речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов (неологизмов). Например, желая сказать "совсем маленький жираф", ребенок говорит: "жирафленочек". Желая сказать "животное", ребенок может сказать: "собашка" (собака + кошка). Тем не менее, придумав новое слово и "попользовав" его несколько дней, ребенок может потом начисто забыть про него, потому что никто из окружающих больше это слово не использует.

В 4-5 лет ребенок начинает говорить сложноподчиненными предложениями. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные части. Все чаще используются логические слова-связки: "потому что", "чтобы", "если", "но" и другие.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, основные его грамматические особенности, лексический состав. Можно сказать, что ребенком уже к этому периоду проделана огромная работа. Если взрослый человек задался целью изучить иностранный язык хотя бы до такой степени, в какой на нем говорят шестилетние дети - носители языка, ему придется очень много "попотеть".

Активный словарь шести-семилетнего ребенка составляет две-три тысячи слов. Но значения далеко не всех слов ребенок понимает четко, осмысленно. В дальнейшем эти понятия будут постоянно уточняться. Значения некоторых слов будут суживаться, других - расширяться.

Понимание речи тоже далеко от идеала. Ребенку может показаться, например, что "сын учителя" и "учитель сына" - одно и то же.

Только полное, систематическое, научное изучение языка в школе способно приблизить ребенка к более-менее полному владению языком. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Сам язык в школе становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения происходит овладение более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей и других близких людей. И это влияние не всегда конструктивное: от родителей могут быть "унаследованы" разного рода фонетические, смысловые, грамматические огрехи. Все это должно быть скорректировано в школе.

Большое значение для развития речи имеют письменные упражнения: сочинения, изложения, диктанты и т.д. Письменная речь способствует более серьезному, требовательному отношению к языку и речи.

Разумеется, еще одним важным этапом в развитии речи является начало освоения иностранного языка.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка:

    Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка.

    Второй период - это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни.

    Третий период - это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет.

    Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Рассмотрим более подробно основные особенности и закономерности развития речи ребенка на данных этапах.

Первый период - период подготовления словесной речи - начинается с первых дней жизни ребенка. Как известно, голосовые реакции наблюдаются уже у новорожденных. Это хныканье, а несколько позднее (три-четыре недели) - редкие отрывистые звуки зачатков лепета. Следует отметить, что эти первые звуки лишены функции речи. Они возникают, вероятно, из-за органических ощущений или двигательных реакций на внешний раздражитель. С другой стороны, уже в возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте двух-трех месяцев - связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это связано с тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги, например «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок начинает поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами. Начиная с семи-восьми месяцев у ребенка увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями.

Первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Поэтому для самого ребенка эти первые слова еще не являются настоящим языком.

Возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые у него вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл.

Одновременно с началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-й- 13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20–45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

В связи с начинающимся развитием собственно речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью - периоду первоначального овладения языком. Этот период начинается в конце первого или в начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребенка с окружающим миром, что и создает у него настоятельную потребность о чем-то сказать, т. е. потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Ребенок уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данными предметами и отношения к ним. Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является и то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и просьбу о помощи, и сообщение о том, что ребенку необходимо что-то сделать. Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребенка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, грамматически еще не сопоставимые друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, в единстве с которым формируется речь, еще имеет характер наглядных, действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Не является достаточно развитой на данном этапе и фонетическая сторона речи. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги, например «Эня» вместо «Женя». Нередко в словах ребенок переставляет звуки или замещает одни звуки другими, например «фофо» вместо «хорошо».

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии - стадии «слова-предложения ». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений , или как стадия морфологической расчлененности речи . С переходом к данной стадии начинается быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250–300 слов, имеющих устойчивое и четкое значение.

На данной стадии возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфологических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные р и л , свистящие с и з и шипящие ж и ш .

Увеличение темпов овладения языком на данной стадий может быть объяснено тем, что в своей речи ребенок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, т. е. что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, что толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи.

Освобождение речи ребенка от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие символизирует начало нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики . Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребенка в эту пору развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основанием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Если на рассмотренных выше этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребенка. Он должен не только усвоить множество слов и словосочетаний, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Однако на данном этапе ребенок не задумывается о морфологии или синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, даже не понимая их смысла. Например, достаточно часто отмечаются случаи, когда ребенок использует в своей речи бранные и даже нецензурные слова, случайно им услышанные. Чаще всего своеобразие лексики ребенка определяется словами, которые являются наиболее употребительными среди его ближайшего окружения, т.е. его семьи.

Вместе с тем речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафленочек».

Следует отметить, что для данного этапа развития речи ребенка, так же как и для предыдущего этапа, характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырех-пяти лет. Эта стадия характеризуется тем, что развитие речи теперь тесно связано с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет две-три тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остается относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки. Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Например, дети, хорошо владеющие звуковым составом языка, до начала обучения чтению с огромным трудом справляются с задачей произвольного разложения слова на звуковые компоненты. Более того, исследования А. Р. Лурии показали, что ребенок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний («сын учителя» - «учитель сына»).

Обе эти особенности преодолеваются лишь в ходе следующего этапа развития речи - этапа развития речи в связи с изучением языка . Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, по его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Если прежде, на ранних ступенях развития речи, ребенок овладевал языком практически, в процессе непосредственного речевого общения, то при обучении в школе язык становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения ребенок должен овладеть более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

Первоначально речь ребенка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития. Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребенок понимает (пассивный словарь), и количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребенка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребенка. Это выражается в том, что ребенок, во-первых, приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. Во-вторых, ребенок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребенком языка, происходящее в процессе обучения грамматике, является важным условием формирования более сложных видов речи. Так, в связи с необходимостью дать связное описание, последовательный пересказ, устное сочинение и др. у ребенка формируется развернутая монологическая речь, которая требует более сложных и более осознанных грамматических форм, чем формы, которые ребенок использовал прежде в диалогической речи.

Особое место на данном этапе развития речи занимает письменная речь, которая первоначально отстает от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придает ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

Таким образом, под влиянием школьного обучения речь ребенка получает дальнейшее развитие. Следует отметить, что помимо четырех указанных этапов можно было бы назвать еще один - пятый этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и последующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.

Основные понятия и ключевые слова : язык, лексический состав, фонетический состав, контекст, речь, эмоционально-выразительная сторона речи, комплексная кинетическая речь, голосовой аппарат, речевые центры, сенсорная афазия, центр Вернике, моторная афазия, центр Брока, виды речи, формы речи, функции речи, развитие речи.