Экзамены на физико-математическое направление в Лицей БГУ. Заочная дискуссия

Репетиционное тестирование очень популярно среди абитуриентов вузов. На РТ можно и свои знания проверить, и посмотреть, как устроен сам экзамен, сколько времени на него отводится и сможете ли вы уложиться в него.

Сейчас такая же возможность есть у ребят, которые мечтают поступить в Лицей БГУ. Заказать репетиционные испытания можно в интернет-магазине Лицея БГУ (shop.lyceum.by )

Для поступления в Лицей БГУ им необходимо пройти два испытания по предметам, соответствующим профилю. По каждому можно набрать максимум 100 баллов (в сумме 200 баллов). Проходные баллы находятся в интервале между 100 и 150 баллами в зависимости от выбранного профиля.

Как подготовиться к поступлению в Лицей БГУ

Сегодня у этих ребят есть немало возможностей подготовиться: с помощью пособий для поступления в лицей , на подготовительных курсах для 9-классников (каждый год здесь учится больше 700 абитуриентов), , где целый раздел специально рассчитан на абитуриентов.

Для кого проводятся репетиционные вступительные испытания

Репетиционное испытание сможет пройти любой школьник Беларуси.

Репетиционное испытание (РИ) для поступающих в лицей - еще одна возможность для подготовки.

Поскольку мы стремимся к тому, чтобы любой выпускник базовой школы имел возможность проверить себя, репетиционные тесты будут проводиться онлайн на сервере дистанционного обучения. Ребятам важно знать, что их ждет на вступительных испытаниях.

Этапы проведения репетиционных вступительных испытаний

Репетиционные испытания будут проводиться в период с 1 ноября по 30 апреля и будут разделены на три этапа.

  • 1 этап: ноябрь 2019 - декабрь 2019,
  • 2 этап: январь 2020 - февраль 2020,
  • 3 этап: март 2020 - апрель 2020.

На каждом этапе будут только задания по тем темам, которые 9-классники уже изучили. Соответственно, на третьем этапе тест будет соответствовать спецификации (программе, по которой составляется экзамен). И, если абитуриент справится с ним больше чем на 50 баллов (за каждый предмет) - самостоятельно, не подглядывая в учебники или интернет, не советуясь с друзьями, родителями или учителями, то и на самом испытании у него будут серьезные шансы для поступления. Сроки проведения этапов РИ являются рекомендуемыми, т.е. по их истечении задания никуда НЕ исчезают. Более того, любой тест можно проходить сколько угодно раз.

Как узнать результаты репетиционных испытаний в Лицей БГУ

Репетиционные испытания идут онлайн, поэтому и результат абитуриент получит сразу.

А вместе с результатом он увидит и свои ошибки, и объяснение, как нужно было выполнить задание правильно. Например, по физике к каждой задаче будет добавлено видео с ее решением и объяснениями преподавателя.

Кроме того, всегда есть возможность записаться на курсы для абитуриентов на сервере дистанционного обучения , если результат окажется ниже желаемого.

Демонстрационные варианты тестов

Абитуриенты Лицея БГУ также могут ознакомиться с демонстрационными вариантами тестов. Назначение демонстрационного варианта теста заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику вступительных испытаний в Лицей БГУ составить представление о структуре вариантов тестов, типах заданий и уровнях их сложности. При ознакомлении с демонстрационными вариантами следует иметь в виду, что задания, включенные в них, не охватывают всех элементов содержания, которые будут проверяться на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2020 году.

Выполнение демонстрационных вариантов позволит тестируемым выработать стратегию подготовки к поступлению в Лицей БГУ, систематизировать изученный материал, предупредить возможные ошибки, а также закрепить знания и эффективно подготовиться к вступительным испытаниям 2020 года.

Сегодня TUT.BY ставит точку в вызвавшем резонанс вопросе о вступительной кампании в Лицей БГУ. Евгений Ливянт, репетитор, автор программы "Работа над ошибками", конкретизировал свои претензии к Лицею, а замдиректора учебного заведения Игорь Варакса на них ответил, подробно рассказав, как организованы вступительные испытания на физико-математическое направление.

Евгений Ливянт: "Многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике"

Для начала хочу процитировать слова, сказанные мною в передаче о Лицее БГУ: "Экзамены в Лицей БГУ уже завершены. У меня отношение к Лицею БГУ двойственное. С одной стороны, учеников этого Лицея ждет учеба в очень хорошей компании очень интересных людей, очень интересное общение. Минимум школьного идиотизма, который парализует работу многих школ, а в Лицее БГУ он отсутствует как таковой. Учеников ждут интереснейшие мероприятия, события, то есть там круто! Я обо всем этом знаю, так как у меня есть ученики из этого Лицея. Но есть, к сожалению, и обратная сторона медали. Насколько я знаю, вступительные экзамены в Лицей организованы, скажем, не совсем справедливо и честно. И, насколько я могу судить, уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал. Есть плюсы и минусы".

Не буду скрывать, что сомнения (как мне кажется, обоснованные) в честности и справедливости вступительной кампании в Лицей БГУ у меня есть уже несколько лет, и эти сомнения относятся к экзамену по физике. Например, сравнив результаты вступительных экзаменов этого года по математике и физике, я с удивлением обнаружил, что многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике. При 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов. По моему мнению, такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный. И это притом что школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику. Именно по этой причине такие результаты вызвали мое, мягко говоря, большое удивление. На мой взгляд, набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе.

Мое недоумение вызывает и тот факт, что авторы задач, преподаватели, которые готовят в Лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в Лицее. Мои сомнения возникли не только по этим причинам, но для начала я бы очень хотел получить аргументированное объяснение по изложенным выше фактам.

Когда редактор портала TUT.BY сообщила мне о реакции руководителей и преподавателей Лицея БГУ на программу "Работа над ошибками" и их , то она поинтересовалась, готов ли я обсудить эту проблему с авторами письма. Я сразу же согласился, причем предложил встречу в любом формате – закрытом или публичном, в Лицее или редакции портала, один на один или в присутствии третьих лиц. Это предложение было отправлено авторам письма и продублировано по телефону.

TUT.BY: Игорь Варакса отказался от дискуссии в студии, пояснив, что в прямом эфире можно упустить важные моменты, а письменно можно изложить все детали.

Для выяснения истины я предлагаю опубликовать условия вступительных экзаменов в Лицей по математике и физике и в открытом или закрытом режиме проанализировать их результаты. Я готов публично принести свои извинения и признать свою неправоту, если окажется, что мои сомнения не имеют под собой серьезных оснований. Хочу сказать, что я более 10 лет занимаюсь публичной деятельностью – пишу и говорю о проблемах образования, меня обвиняли во многих грехах, но ни разу не уличили во лжи или клевете.

И еще. Мои сомнения, претензии и все наши взрослые "разборки" никоим образом не относятся к ученикам Лицея БГУ, к которым я относился и отношусь с большим уважением и восхищением.

Игорь Варакса: "Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов только потому, что они написали физику лучше, чем математику"

То, что кажется господину Ливянту подозрительным и удивительным, а именно то, что “многие ученики набрали по физике гораздо больше баллов, чем по математике” , на самом деле является целью проведения вступительной кампании в Лицей БГУ. Для того чтобы объяснить это, необходимо обратиться к событиям 2008 года. Как известно, тогда система общего среднего образования в Республике Беларусь была переведена на одиннадцатилетнее обучение и одновременно с этим упразднено профильное обучение. До 2008 года в Лицее БГУ на параллели сосуществовало три математических класса и два физических. Конкурсы в них были раздельные. Однако все изменилось с упразднением профилей и введением направлений. С 2009 года на параллели в Лицее БГУ вместо трех математических и двух физических появилось пять физико-математических классов с общим конкурсом. Вот тут и проявилась та проблема, о которой говорит Е. Ливянт, “школьники, как правило, знают математику лучше, чем физику” .

Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2005-2009 годах

Физический профиль (МАТЕМАТИКА)

Физический профиль (ФИЗИКА)

Математический профиль (МАТЕМАТИКА)

Математический профиль (ФИЗИКА)

Физико-математическое направление (МАТЕМАТИКА)

Если обратиться к средним баллам абитуриентов на вступительных испытаниях в Лицей БГУ по физике и математике, то всегда существовало значительное расхождение не в пользу физики. Так как средние баллы на вступительных испытаниях по физике меньше, то ввиду общего конкурса в 2009 году появились определенные проблемы у абитуриентов, которые были нацелены на физику, но при этом не так хорошо ориентировались в математике. Даже при условии, что данный тип абитуриентов набирал больше баллов по физике, это не позволяло им преодолеть конкурсный отбор из-за более низких баллов по физике по сравнению с математикой. В сложившихся условиях необходимо было найти решение, которое бы уравняло экзамены по физике и математике. Ставилась задача достичь равенства средних баллов по физике и математике среди абитуриентов, чтобы абитуриенты, ориентированные на физику, имели такие же возможности поступления в Лицей БГУ, как и абитуриенты, выбирающие математику.

Как этого добиться? В первую очередь через стандартизацию вступительного теста. Если до 2010 года вступительная работа в Лицей БГУ по физике состояла из пяти задач и существовала проблема охватить в задании все разделы программы, изучаемые в базовой школе, то с 2010 года формат вступительных испытаний был изменен.

За основу была взята форма теста, предлагаемого Республиканским институтом контроля знаний на централизованном и репетиционном тестировании. 18 заданий с открытыми ответами в части А , 12 заданий с закрытыми ответами в части В . Все эти задачи, как правило, решаются достаточно просто, но зато охватывают практически всю программу школьного курса физики. Кроме расчетных задач в программу также входят оптические задачи на построение в плоских зеркалах и тонких линзах, выпускники базовой школы должны уметь собирать простейшие электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводов и определять закономерности таких цепей, а также строить графики зависимости физических величин от времени при равномерном движении и движении с ускорением, решать графические задачи на применение кинематических законов движения. Для такого типа задач (задач на построение) была введена часть С . Наконец от старых экзаменов осталась одна или две достаточно сложные задачи - часть D .

Но если до 2010 года перед абитуриентом лежал только лист с условиями и чистый лист, на котором он должен был с нуля представить решение задачи, то после проведения реструктуризации вступительных испытаний по физике абитуриенту выдавался лист ответов, где ему необходимо было ответить на поставленные вопросы. По существу это план решения задачи, и абитуриенту необходимо просто последовательно выполнять достаточно тривиальные промежуточные задания для того, чтобы в конце вывести окончательную формулу или получить численное значение. Таким образом решение объемной и нестандартной задачи сводится к решению множества более простых. Для многих абитуриентов данная форма решения является предпочтительной, так как не обладая навыками решения сложных задач, они тем не менее в состоянии выполнить отдельные шаги и довести задачу до логического завершения. Как результат предпринятых действий средний балл экзаменов по физике начиная с 2010 года неуклонно рос и в 2015 году практически сравнялся со средним баллом по математике.

Средние баллы по физике и математике на вступительных испытаниях в Лицей БГУ в 2009-2015 годах

Физико-математическое направление (МАТЕМАТ)

Физико-математическое направление (ФИЗИКА)

У произведенных изменений в форме проведения экзамена по физике есть и еще одно следствие. Поскольку существует лист ответов, то его проще проверять, а значит, при проверке снижается вероятность совершения ошибок.

Если отвечать на замечание господина Ливянта, что “при 100-балльной шкале эта разница достигает 47 баллов” , что, по его мнению, “такой разрыв практически невероятен, так как экзамен по физике был достаточно сложный” , то необходимо отметить, что действительно экзамен по физике был нелегкий, но объективно он был проще вступительного испытания по математике. Умеренная сложность и предлагаемый лист ответов позволили учащимся с хорошим знанием физики показать высокие результаты. В целом с вступительным испытанием по математике лучше справились 347 абитуриентов, по физике - 221 абитуриент, одинаковых результатов добились 12 учащихся.

При анализе поданных заявлений оказывается, что среди 22 рекомендованных к зачислению абитуриентов, у которых результат по физике более чем на 10 баллов превышает результат по математике:

16 обучаются в гимназиях Минска, Могилева, Жодино и Несвижа;

3 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по физике;

2 абитуриента из 22 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике;

Абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике, проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.

Отдельно хотелось бы отметить утверждение Е. Ливянта о том, что “набрать 80 баллов и больше по физике могли только очень сильные ученики, которые зарекомендовали себя ранее на олимпиадах разного уровня, а также очень высокими оценками по физике в хорошей школе” . При анализе поданных заявлений оказывается, что среди семи абитуриентов, у которых результат по физике более 80 баллов:

5 обучаются в гимназиях Минска;

1 абитуриент из 7 является призером областного этапа республиканской олимпиады по физике;

2 абитуриента из 7 являются призерами областного этапа республиканской олимпиады по математике;

И, наконец, все тот же абитуриент, чей балл по физике на 47 баллов превышает результат по математике, проходил обучение на подготовительных курсах и был лучшим в своей группе и 30-м по рейтингу успеваемости среди 360 учащихся, занимающихся в физико-математических группах.

Таким образом, действительно, лучшие баллы набрали очень сильные ученики. Они много занимались, и результат не заставил себя ждать. Никто не вправе подвергать сомнению результаты абитуриентов, только потому, что они написали физику лучше, чем математику.

Кстати, вопреки мнению Евгения Борисовича, высказанному в передаче “Работа над ошибками”, что в лицеи следует поступать учащимся, которые “уже свое отбездельничали в школе ”, 61% заявлений на физико-математическое направление Лицея БГУ поступил от выпускников гимназий. Доля выпускников гимназий среди рекомендованных к зачислению составляет 71%. Невозможно ничего не делать в школе девять лет, а потом вдруг !

Отдельного обсуждения требует утверждение, что “авторы задач, преподаватели, которые готовят в Лицей на курсах и частным образом, организаторы экзамена, проверяющие экзаменационных работ – все они, насколько мне известно, работают в Лицее ”. Данное утверждение является голословным и может быть расценено как клевета, так как автор вступительного испытания по физике не работает ни на подготовительных курсах в Лицей БГУ, ни готовит к поступлению частным образом. Экзамен организуется в соответствии с правилами приема, предметные комиссии состоят не только из сотрудников Лицея БГУ. В состав предметных комиссий также включены работники Белорусского государственного университета, а также сотрудники некоторых иных учреждений, например, Академии наук Республики Беларусь, юридического колледжа БГУ, Лицея № 2. В тоже время хотелось бы отметить, что на проверку работ влияет не место работы члена комиссии, а его высокий профессионализм. Многие из членов предметных комиссий являются членами жюри республиканских и Международных предметных олимпиад, турниров юных физиков и математиков. Работы абитуриентов проверяются в зашифрованном виде.

В ответ на предложение господина Ливянта “опубликовать условия вступительных экзаменов в Лицей по математике и физике ” хотелось бы отметить, что авторы вступительных испытаний как по физике, так и по математике ежегодно публикуют их в издательстве "Аверсэв". Книга “ФИЗИКА. Пособие для поступающих в Лицей БГУ” в 2015 году была издана тиражом 1300 экземпляров для того, чтобы все заинтересованные лица смогли ознакомиться с порядком проведения вступительных испытаний в Лицей БГУ по физике. Книга состоит из семи тематических разделов, в рамках которых задания публикуются в порядке возрастания сложности. Задачи, представленные в этих разделах, предлагались на вступительных экзаменах в Лицей БГУ с 1991 по 2009 год. Особенности современной формы вступительных испытаний по физике представлены в заключительном разделе. Задания 2011-2013 годов публикуются с листами ответов и разбалловками. В настоящее время готовится четвертое издание, которое будет содержать вступительные задания за 2010-2015 годы. Необходимо отметить, что пособие пользуется высоким спросом, например, в книжном магазине “ВЕДЫ” (г. Минск, ул. К. Маркса, 36) было признано “Книгой МЕСЯЦА” из-за устойчивого спроса и высоких продаж.



Кроме того, Лицей БГУ ежегодно проводит бесплатные репетиционные вступительные испытания на сервере дистанционного обучения Лицея БГУ, размещенного по адресу e-lyceum.by . Абитуриентам Лицея БГУ предлагается оценить свои знания и возможные пробелы в знаниях путем выполнения бесплатного онлайн-теста. В текущем году за основу теста по физике были взяты задания вступительного испытания 2014 года.

Лицей БГУ максимально открыт для своих абитуриентов и их законных представителей. Вся важная информация, касающаяся поступления в Лицей, отражена на официальном сайте учреждения образования. По итогам проведения вступительных испытаний мы проводим процедуру ознакомления с работами, на которой абитуриенты могут проверить качество проверки и, в случае необходимости, подать апелляцию. Мы публикуем результаты как после проверки работ, так и после проведения процедуры ознакомления с работами. Для абитуриентов, которые по объективным причинам не смогли присутствовать на вступительных испытаниях, проводятся дополнительные испытания в резервный день. Организация приемной кампании проводится в строгом соответствии с правилами приема, которые размещены на сайте учреждения и разработаны на основе положения об учреждении общего среднего образования.

И последнее, по словам Евгения Ливянта, “уровень знаний учеников (Лицея БГУ) по математике и физике в последние годы сильно упал” . Данное утверждение не подтверждается объективными результатами. Даже если исключить из рассмотрения призовые места лицеистов на олимпиадах, турнирах юных физиков и математиков, научно-практических конференциях как республиканского, так и международного уровня, средние баллы по результатам централизованного тестирования неизменно остаются на высоком уровне в течение последних пяти лет.

В заключение хотелось бы отметить, что высказывания Е. Ливянта, сказанные в программе “Работа над ошибками”, нанесли ущерб деловой репутации Лицея БГУ и привели к обращениям законных представителей абитуриентов Лицея БГУ в адрес приемной комиссии, в которых были высказаны обвинения в возможных махинациях во время проведения вступительной кампании. И хотя после представленных разъяснений данные обращения были сняты, существует определенная доля абитуриентов и их законных представителей, особенно среди тех, кому не удалось преодолеть конкурсный отбор, которые после голословных высказываний Е. Ливянта думают о Лицее БГУ как о месте, где вступительная кампания проводится “не совсем справедливо и честно” , а “уровень знаний учеников по математике и физике в последние годы сильно упал” .

В дальнейшем Лицей БГУ оставляет за собой право обращаться в судебные инстанции Республики Беларусь для защиты деловой репутации.

На эти и другие вопросы на прямой линии «Комсомолки» отвечал директор лицея Вадим МАТУЛИС.

- Вадим Эдвардович, какие существуют направления в лицее?

В этом году мы набираем на пять направлений: физико-математическое, химико-биологическое, химико-математическое, филологическое и обществоведческое. На первые три направления сдаются два экзамена в зависимости от профиля. На обществоведческое поступающие сдают экзамены по истории Беларуси и по выбору или обществоведение, или всемирную историю. На филологическое направление абитуриенты сами выбирают два экзамена из трех - русский язык и литература, белорусский язык и литература и английский язык.

ПОСТУПЛЕНИЕ В ЛИЦЕЙ МОЖНО ПОРЕПЕТИРОВАТЬ

- В какой форме будут проходить экзамены - на компьютере или бумаге?

Задания решаются на бумажных носителях. По многим предметам они имеют тестовую форму - в них нужно или выбрать правильный ответ из предложенных, или вставить пропущенные буквы, формулу, термин и т.п. У нас есть сервер дистанционного обучения, сейчас там уже выложены репетиционные вступительные экзамены 2012 и 2013 годов. С 28 апреля до 5 мая будет открыт доступ к репетиционным заданиям 2014 года. Примерно так же будут выглядеть экзаменационные задания и в этом году, только на бумаге.

- Как вы посоветуете вести себя на экзамене - решать сначала сложные задачи или начинать с простых?

Я своим ученикам советую начинать с того, что получается. Нужно учитывать, что наш экзамен - не школьная контрольная. Не надо стремиться решить все задания, они у нас достаточно сложные. Даже по проходным баллам видно, что в среднем нужно набрать 50 - 60 баллов из 100 возможных за каждый предмет. Это значит, что нужно решить чуть больше 50 - 60% работы. И еще один момент - за то, что абитуриент что-то написал или решил неверно, баллы не отнимаются, просто не начисляют. Поэтому, если есть сомнения, лучше ответ дать, вдруг он окажется верным.

- У вас на сайте есть информация, что, к примеру, на филологическом направлении 44 места. А через дробь стоит цифра 3. Что она значит?

Это значит, что к нам принесли заявления три победителя республиканской олимпиады. Они уже зачислены, поэтому осталось только 41 свободное место.

- Можно ли сейчас сказать, каким будет конкурс в этом году?

Сложно об этом говорить. Сейчас мы идем с небольшим опережением прошлогоднего графика подачи документов. Но это не обязательно означает, что заявлений в этом году будет больше.

ПРЕИМУЩЕСТВО ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ ОДНО - ЗНАНИЯ

- Мой сын занимается у вас на подготовительных курсах, поступает на физмат. Сколько классов в этом году вы набираете?

На физико-математическом направлении в этом году 110 мест - набираем пять классов.

- Есть ли преимущество у тех, кто посещает курсы?

Нет, преимуществ нет, за исключением того, что на курсах ребята приобретают хорошие знания.

- В этом году вы набираете не три, а только два химико-биологических класса. Не ущемили ли вы права ребят, которые поступают на это направление, ведь конкурс для них будет выше?

О конкурсе мы сможем судить только после окончания приема заявлений. Но мы набираем плюс один химико-математический класс. И многие ребята, которые с химией определились четко, сейчас думают, какой предмет выбрать вторым.

Исторически в лицее всегда было два химбиокласса и один химмат. Так было до 2008 года, когда в стране приняли решение об отмене профильного обучения на старшей ступени школы. Мы вернули химматкласс в этом году не просто так. Мы каждый год опрашивали ребят, которые поступали к нам в химико-биологические классы, и примерно человек 20 из 60 говорили о том, что хотели бы изучать пару химия-математика. Кстати, такой класс у нас в этом году выпускается, у них 5 победителей республиканской олимпиады по химии и 3 по биологии, хотя учатся в химико-математическом классе. Есть там и призеры республиканской конференции. Так что уже половина ребят завоевали право быть студентами.

- А конкурс на химмат будет меньше, чем на химбио?

Сейчас сложно говорить. Из истории лицея видно, что на химмат конкурс немного меньше.

- Насколько тяжело учиться в лицее? Говорят, и средний балл у лицеистов из-за сложной учебы невысок.

Я могу привести вам данные лицеистов за последние три года. Средний балл аттестата лицеистов в 2011 году - 8,8, 2012-м - 8,9, 2013-м - ровно 9 баллов.

- Во время учебы упор идет на профильные предметы? Не запустят ли лицеисты русский или белорусский язык, которые нужно сдавать на ЦТ?

Мы понимаем, что языки - предмет обязательный на ЦТ для тех выпускников лицея, которые не стали победителями международной или республиканской олимпиад. В лицее есть факультатив для 11-классников по русскому и белорусскому языкам для подготовки к ЦТ. В этом году Лицей БГУ в рейтинге РИКЗа по итогам ЦТ занял первые места практически по всем предметам. К примеру, на ЦТ по химии у лицеистов БГУ был средней балл 81, а у лицея №2 Минска , который в этом рейтинге занял второе место, - 72 балла.

- Есть ли у выпускников лицея льготы при поступлении в БГУ?

Никаких льгот нет. Но преимущество есть в том, что лицеисты получают самую лучшую в стране подготовку. Про результаты ЦТ я уже говорил. Кроме того, лицеисты в этом году завоевали 83 диплома на республиканской олимпиаде, столько не завоевывают целые области.

- Внук хочет поступать в филологический класс в ваш лицей. Но у нас в Мозыре есть свой лицей. Не скажут ли ему: мол, поступай у себя?

К нам поступают ребята со всей Беларуси. Здесь собраны лучшие ребята, что позволяет хорошо подготовленному ученику развивать себя дальше. Если ваш внук выдержит вступительные испытания, мы с радостью его зачислим. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам поступали иногородние ребята (ведь Лицей БГУ - это учреждение республиканского уровня). Им предоставляется комфортное общежитие в пяти минутах ходьбы от лицея. Сегодня у нас 145 иногородних учеников.

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПРОФИЛЕМ ПОМОГУТ ПСИХОЛОГИ ЛИЦЕЯ

- У меня дочка учится в 8-м классе. Собирается поступать в лицей в следующем году. Как лучше готовиться? На ваших подготовительных курсах?

Это должен быть ваш выбор. Мы предоставляем широкие возможности для подготовки. Те ребята, которые живут в Минске и в пригородах, имеют возможность ходить на наши подготовительные курсы. Они достаточно эффективные - в дополнение к школьным занятиям ученики получают 4 часа в неделю по каждому предмету. Курсы платные, договор заключается на один семестр. Иногородние ребята могут готовиться с помощью нашего сервера дистанционного обучения на нашем сайте. Дистанционные курсы есть практически по всем предметам, ребята занимаются по тем же материалам, что и слушатели подготовительных курсов.

- А как попасть на курсы?

На них мы принимает всех желающих. Запись на очные подготовительные курсы начинается во второй половине августа. А заниматься дистанционно можно начинать в любое время - задания рассчитаны на год занятий. Ученик имеет возможность задавать вопросы преподавателю, консультироваться. На сервере есть тесты, теоретические материалы, задания вступительных испытаний прошлых лет.

- Еще один важный вопрос. Дочка не может определиться со специализацией, а аттестат у нее хороший - 9,6 балла. Проводится ли какое-нибудь профориентационное тестирование в вашем лицее?

Есть репетиционные тесты на нашем сайте в разделе «Абитуриент». Можно получить консультации наших психологов, на которых тоже можно пройти специальные тесты, чтобы определиться с выбором.

- Сын постоянно участвует в олимпиадах по физике, математике. Стоит ему поступать в лицей?

Конечно. Более того, если он станет победителем заключительного этапа республиканской олимпиады и получит диплом первой, второй или третьей степени, в лицей будет зачислен без экзаменов.

- А если такого диплома у него не будет, его участие в олимпиадах поможет ему подготовиться?

Да. Экзаменационные задания в лицее составляются по школьной программе, они, конечно, несколько проще, чем на республиканской олимпиаде. Но все равно они достаточно сложные. Ваш сын может изучить наши пособия для поступающих в лицей, там есть вступительные испытания за последние годы.

- Вадим Эдвардович, вы сами заканчивали лицей. Что изменилось с тех пор? Что удалось сохранить?

Я поступил в лицей вместе с братом после подготовительных курсов. Главное, что меня поразило, - здесь хотелось учиться и быть лучшим в учебе. В школе, где я учился до этого, к отличникам относились с каким-то пренебрежением. А в лицее атмосфера была совершенно поразительная. Второе мое открытие - это отношения между учителями и учениками. Учитель - твой коллега, который просто больше знает. Например, во время уроков математики учитель никогда не давал нам готовые схемы решений задач, а только направлял нас в нужное русло, причем делал это настолько хорошо, что складывалось ощущение, что он решает каждую задачу вместе с нами, просто находит решение немного раньше, чем мы. Такие профессионалы работают в лицее и сейчас.

Учащиеся школ № 48, 29, 10, 36 и Университетского лицея проходили различные испытания, связанные с книгами о Гарри Поттере, а второкурсникам досталась ответственная роль жюри.

Квест был организован по станциям, где командам предлагались следующие задания: прослушать песню, заполнить пропуски в тексте и затем исполнить ее (станция «Care of Magical Creatures»), как можно более подробно описать персонажа с опорой на плакат с фотографиями и рисунками, который учащиеся подготовили заранее (секция «Wizard Study»), использовать магию и провести химический опыт («Potions»), объяснить как можно больше имен и терминов («Transfiguration»), восполнить недостающие слова в сгоревшем письме («Runes»), долететь (или добежать) на метле до доски и написать текст по памяти («Quidditch»), выполнить тест на знание сюжета («History of Magic»). Студенты следили за временем, а также присуждали баллы командам в виде волшебных бобов в зависимости от качества выполнения заданий. В конце конкурса второкурсники получили сертификаты.

Учитель английского языка Е. С. Говоруха поделилась своими впечатлениями от участия в квесте:

Кафедра иностранных языков Университетского лицея благодарит Л.Ю. Кухареву и студентов Института иностранных языков ПетрГУ за помощь в организации игры «Школа волшебников». Участники отметили, что ребята были доброжелательны, подбадривали конкурсантов и настраивали на позитив. В игре принимали участие 6 команд: 48 школа, 29, 10, 36 и две команды от Университетского лицея. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!

Евгения Солдак, студентка :

Мероприятие, которое мы посетили, было, безусловно, очень полезно и для нас, студентов, и для школьников. Я очень рада тому, что практически все ребята проявили энтузиазм и огромный нескрываемый интерес к событию. Также меня приятно удивил хороший уровень английского у многих из детей. Лично для меня это была прекрасная возможность почувствовать себя в роли педагога и оценивать деятельность учащихся (а это было весьма непросто).

Александр Петров, студент Института иностранных языков:

Данное тематическое мероприятие оставило только положительные впечатления! Дети, которые принимали участие, показали себя очень достойно, несмотря на то что они довольно сильно переживали. Уровень владения английским, конечно, менялся от ученика к ученику, однако каждый из них старался показать себя на все 100. Более того, все говорили на английском! И хочется добавить то, что артистизм некоторых детей был просто сногсшибательный. Такое запоминается надолго. В общем, 2 часа пролетели совершенно незаметно, оставили только положительные эмоции и воспоминания. Это того стоило!

Организаторами конкурса выступили учителя английского языка в Университетском лицее - С.Я. Минеева, Е.А. Лутошкина, Н.С. Андруневич, Е.С. Говоруха, В.А.Гаврилова, А.Е.Ершова, а также В.Н. Романов, заместитель директора по научно-методической работе.

Кафедра английского языка благодарит Университетский лицей за приглашение, ценный опыт и атмосферу волшебства! Будем очень рады дальнейшему сотрудничеству!

В Лицее БГУ 17−18 марта 2018 года прошёл Дебатный Турнир по формату Карла Поппера . В нём приняло участие 16 команд, каждая из которых состояла из трёх учащихся 8−11 класса школ, гимназий и лицеев Беларуси в сопровождении тренера и судьи, а также зрителей. поприсутствовал на мероприятии и готов рассказать о самом турнире, дебатном клубе БГУ и движении в целом.

Дебаты — это интеллектуальная игра, в которой две команды аргументированно отстаивают заданные позиции по выбранной теме. Дебатные (или дискуссионные) клубы есть во всех учебных заведениях с мировым именем, таких как Оксфорд и Кембридж. Ежегодно в мире проводятся тысячи дебатных турниров для школьников и студентов

В Дебатном Турнире Лицея БГУ приняли участие ребята из Минского дворца детей и молодёжи, гимназии № 7 г. Минска, гимназии № 30 г. Минска, гимназии № 3 г. Минска, СШ № 210 г. Минска, лицея № 2 г. Минска, гимназии № 1 г. Барановичи и Лицея БГУ.

Победа досталась команде Лицея БГУ в составе Стаса Станкевича, Кости Зайко и Евы Петрушиной. В пятёрку лучших ораторов турнира вошли Ева Петрушина (Лицей БГУ), Лазаревич Алина (Лицей БГУ), Широковская Настя (гимназия № 30 г. Минска), Бабенко Надежда (гимназия № 30 г. Минска) и Станкевич Стас (Лицей БГУ).


Команда победителей с директором Лицея БГУ Макаром Александровичем

Победа далась нам с трудом! Это результат множества тренировок, слаженной работы и небольшого везения. Интрига, кто же победил, сохранялась до самого конца. Тяжелее всего было играть тему про белорусский язык, а интереснее всего тему про процедуру проживания в симуляции.

Ева Петрушина, Лицей БГУ

Турнир включал в себя пять отборочных раундов, полуфинал и финал. Тема каждого раунда объявлялась непосредственно перед игрой, и у команд было 30 минут на подготовку к раунду. Вот такие темы подобрали организаторы для участников турнира:

Эта палата позволит учителям самостоятельно выбирать методику обучения;

Эта палата разрешит добровольное тестирование медицинских препаратов на преступниках в обмен на сокращение срока заключения;

Эта палата не будет поддерживать белорусский язык;

Эта палата введёт прогрессивную шкалу налогообложения (прогрессивная шкала налогообложения — система налогообложения, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика);

Вы молодой, перспективный, холостой выпускник вуза. Ваше образование и специальность позволяют вам найти работу как в крупных городах, так и регионах. Эта палата выберет работать в регионах;

Эта палата считает, что в случае обнаружения у ребёнка исключительных способностей в какой-либо сфере, общество имеет право навязать ему жизненный путь.

Согласиться или отрицать? Роль каждой команды определялась с помощью подбрасывания монетки.



Во время обсуждения темы одного из раундов. Командная работа важна, как никогда
Делать пометки разрешается!

В ходе турнира было высказано множество интересных мыслей. Например, рассуждая о возможности тестировать медицинские препараты на преступниках, ребята высказали мнение, что общество не должно считать заключённых низшими людьми и заставлять их страдать, создавая условия, в которых им нужно совершить выбор во вред себе. Люди, которые очень хотят выйти на волю и находятся в состоянии аффекта, могут пойти на тестирование, окончательно не осознавая всех минусов. Да и если говорить о заключённых-женщинах, то такой шаг приведёт к распространению проблем со здоровьем у их потомства.

Самая, казалось бы, лёгкая тема — о белорусском языке — вызвала у участников турнира бурю эмоций. В одной из аудиторий её рассмотрели очень глубоко. Ребята высказали мнение, что частные компании всё чаще пропагандируют белорусский язык в своих проектах и рекламе, и обыграли утверждение против белорусского языка не как отказ от него всем обществом, а как прекращение его поддержки государством.





Уже сейчас во многих учебных заведениях есть свои дебатные клубы: Лицей БГУ, лицей № 2, Минский дворец детей и молодежи, гимназии № 7, 30, 11, 3, 56, СШ № 210 г. Минска, а также школы и гимназии Витебска, Гродно, Борисова, Барановичей, Молодечно, Миор, Орши.


Почему дебаты так популярны? Дебаты развивают критическое мышление, аналитические способности и логику, а также поднимают на новый уровень ораторские способности дебатёров. Темы дебатов охватывают все области жизни, начиная с политики и экономики и заканчивая культурой и искусством.

Анна Лачковская, тренер по дебатам

Ежегодно в Беларуси проходит Международный чемпионат по школьным дебатам, собирающий порядка 40−50 команд из городов Беларуси, Украины, России (в том числе Якутии), Литвы и Латвии. Также в течение года проводятся сезонные Республиканские турниры различного формата.


Дебатёры из Беларуси достойно выступают и занимают призовые места на международных дебатных турнирах в России, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Чехии, Словакии, Словении, и даже Ирландии. Также белорусские дебатёры неоднократно проходили отбор на школьные чемпионаты Европы и Мира, где соревновались с самыми сильными командами со всего мира.

Возникло желание собрать свою команду дебатёров и принимать участие в подобных турнирах? Обращайся в администрацию Лицея БГУ, там тебе подскажут, с чего начать!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях