Что ограничивает дуга и тело. Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки

  1. Позвоночный столб, columna vertebralis. Рис. А. la. Позвонок, vertebra.
  2. Позвоночный канал, canalis vertebralis. Образуется позвоночными отверстиями. Содержит спинной мозг. Рис. Б.
  3. Тело позвонка, corpus vertebrae (vertebrale). Рис. Б, В, Г. За. Межпозвоночная поверхность, fades intervertebralis. Поверхность тела позвонка, обращенная к соседнему позвонку. Рис. Б. 36. Кольцевой апофиз (эпифиз), apophysis anularis. Костный выступ в виде кольца, расположенный на верхней и нижней поверхностях тела позвонка. Является вторичным центром окостенения. Рис. Б.
  4. Дуга позвонка, arcus vertebrae (vertebralis). Ограничивает позвоночное отверстие сзади и с боков. Рис. В, Г.
  5. Ножка дуги позвонка, реdieulus arcus vertebrae. Часть дуги между телом и поперечным отростком. Рис. Б, Г.
  6. Пластинка дуги позвон ка, lamina arcus vertebrae (vertebralis). Часть дуги между поперечным и остистым отростками. Рис. В. 6а. Нейроцентральное соединение neurocentralis. Находится между центрами окостенения в нейральных дужках и теле позвонка. Выявляется у плодов и детей раннего возраста. Рис. Г.
  7. Межпозвоночное отверстие, foramen intervertebral. Ограничено верхней и нижней позвоночными вырезками, телом позвонка и межпозвоночным диском. Содержит спинномозговой нерв и мелкие сосуды. Рис. А, Б.
  8. Верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior. Вырезка на верхнем крае ножки дуги позвонка. Рис. Б.
  9. Нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior. Вырезка на нижнем крае ножки дуги позвонка. Рис. Б.
  10. Позвоночное отверстие, foramen vertebrate. Ограничено дугой и телом позвонка. Отверстия всех позвонков составляют позвоночный канал. Рис. В, Г.
  11. Остистый отросток, processus spinosus. У 2 — 4 шейных позвонков остистые отростки раздвоены. Рис. Б, В, Г.
  12. Поперечный отросток, processus transversa. Рис Е.
  13. Реберный отросток, processus costalis. Поперечный отросток поясничного позвонка. Аналог рудиментарного ребра. Рис. Г.
  14. Верхний суставной отросток, processus articularis (zygapophysis) superior. Расположен на дуге позвонка, направлен вверх. Рис. Б, В, Г.
  15. Нижний суставной отросток, processus articularis (zygapophysis) inferior. Расположен на дуге позвонка и направлен вниз. Рис. Б, В.
  16. Шейные позвонки, vertebrae cervicales. В состав шейного отдела позвоночного столба входят семь позвонков (С1 — С7). Рис. А.
  17. Крючок тела, uncus corporis. Направленный вверх крючковидный отросток, расположенный вдоль латерального края тел шейных позвонков. Пролиферация костной ткани в этом месте может вызвать сдавление спинномозгового нерва. Рис. В.
  18. Отверстие поперечного отростка, foramen tram. ersarium. Расположено в поперечных отростках шейных позвонков. Содержит позвоночную артерию и вену. Рис. В.
  19. Передний бугорок, tuberculum anterius. Возвышение на поперечных отростках С2-7, направленное вперед, которое служит местом прикрепления мыши. Рис. В.
  20. Задний бугорок, tuberculum posterius. Возвышение на поперечных отростках С2-7, направленное назад, которое служит местом прикрепления мышц. Рис. В.
  21. Сонный бугорок, tuberculum caroticum. Передний бугорок Сб. Рис. А.
  22. Борозда спинномозгового нерва, sulcus n.spinalis. Расположена на поперечных отростках СЗ-7. В ней проходит спинномозговой нерв. Рис. В.
  23. Выступающий позвонок, vertebra prominens (СП). Седьмой шейный позвонок, имеющий самый длинный остистый отросток (в 70% случаев). Рис. А.
  24. Грудные позвонки, vertebrae thoracicae. В состав грудного отдела позвоночного столба входят двенадцать позвонков (Т1 — 12). Рис. А.
  25. Верхняя реберная ямка, fovea costalis superior. Расположена на теле позвонка выше ножки дуги. Служит для сочленения с головкой ребра. Рис. Б.
  26. Нижних реберная ямка, fovea costalis inferior. Расположена на теле позвонка ниже ножки дуги. Служит для сочленения с головкой ребра. Рис. Б.
  27. Реберная ямка поперечного отростка, fovea costalis processus transversi. Суставная поверхность для сочленения с бугорком ребра, расположенная на поперечном отростке позвонка. Рис. Б.
  28. Поясничные позвонки, vertebrae lumbales (lumbares). В состав поясничного отдела позвоночного столба входят пять позвонков (L1 — 5). Рис. А.
  29. Добавочный отросток, processus accessorius (vertebrarum lumbalium). Рудимент поперечного отростка поясничных позвонков. Отходит от основания реберного отростка и направлен назад. Рис. Г.
  30. Сосцевидный отросток, processus mamillaris. Рудиментарный отросток поясничных позвонков. Отходит от заднего края верхнего суставного отростка и направлен назад. Рис. Г.

Тело, как все материальное, смертно. Про это говорят все философы Древней Греции. Другой вопрос, какие особенности имеет тело, ведь философы понимали его по-разному. Их волновало проблема тела, потому что она непосредственно касалось души.

Можно разделить всех философов условно на четыре группы:

1) Тело, как зло, или тело стоит ниже души (Гераклит, Сократ, Платон, Плотин).

2) Тело эквивалентно душе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Демокрит, эпикурейцы).

3) Тело, как некоторая польза для души (Аристотель, Пифагор).

4) Это теории, которые можно отнести к несколько пунктам (Эмпедокл, Анаксагор, стоики).

Начнем с первого пункта. Гераклит, считал самой тонкой и нежной материей огонь, и она символ мудрости. Тело, в котором собрано семьдесят пять процентов воды, портило душу. По Гераклиту, более глупый человек, если он толстый, и в нем находится много воды. Или разумный более старый человек, чем молодой. Есть еще один пункт, это источник познания, и чувственное познание ценилось более низко, чем разумное. Чем больше огня, тем лучше, а тело только сдерживает этот Вечный Логос. Можно сказать, что Гераклит не особо любил тело, которое ограничивает возможности души.

Сократа, мы будем объяснять через теорию Платона, ибо он более подробно рассказывает о теле. Платон пренебрежительно относился к телу, ведь материальная субстанция, и она никак не может быть выше души. Душа идеальная, тело - это всего лишь бутафория идеала. По Платону, душа томится в теле, хотя управляет телом, использует, как орудие. Тело оскверняет душу всевозможными аффектами и пороками. Если бы не материальные потребности, не нужно было воевать, страдать, грабить. Не было необходимости создавать всевозможные институты, которые сдерживают хаос. Жизнь стало бы на много проще, чем в данный момент она есть.

Плотин был согласен с Платоном, и ничего не сказал нового на счет тела.

Второй пункт. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид считали душу и тело, как должное. Каждый выполнял свою функцию. Каждый из них отмечал, что душа и тело совершенно отличаются друг от другу, это две противоположности. Одна субстанция смертна, другая бессмертна. И это считалось само собой разумеющаяся. Наверное, еще изюминку добавлял панпсихизм, ибо душа находилась в органических объектах, но и в неорганических. Уже известный пример, много раз, упоминавшийся выше, где Фалес говорил, что душу имеют даже магнит и янтарь. По этому примеру тело можно считать, как вакуум, который заполняется воздухом, первородной субстанцией, водой, землей и огнем.

Демокрит и эпикурейцы считали тело, как и душу, материальной и смертной. Эти две субстанции состоят из атомов, просто у души более маленькие и круглые атомы. Тело и душа находятся на одном уровне, ибо почти ничем не отличаются. Отличаются плотность, весом и движением. Тело более плотное, и вес у нее больше. Атомы менее подвижны, чем у души. Отличие тело от души, именно душа ловит образы (эйдолы), тело по большому счету, не играет никакого значение в познавании. Эпикурейцы абсолютно согласны с Демокритом.

Третий пункт. Аристотель, как никто другой ценил тело и душу одинаково. Он говорил, что тело без души не мыслимо, и душа без тела. Именно душа делало тело живым. Тело - это инструмент для души, без которого никак не обойтись. Душа - это сущность естественного тела. Тело и душа существует гармонично. Чтобы выжить в окружающей среде, им нужно соединить свои усилия. Пример: Возьмем любой орган. Язык - это тело. Вкус - это душа. Отсутствие одного из этих компонентов, приведет к катастрофе все живое. Душа имеет три начала у Аристотеля, а тело одно. И кажется тело более сложный механизм, чем душа.

Прочтение теории Пифагора дает представление об уважение к телу. Три души находятся в отдельных физиологических органах, и уже оттуда идет управление самим телом. Душа питается кровь, а кровь в теле. Значит, тело поддерживают силы души для управления им самим.

Мозг выделяет семя, которое проходит весь организм и попадает в матку, производя там ихор. При этом в семени содержится горячий пар. Из влаги и крови образуется тело, а из пара - душа и чувства. Душа и чувства эквиваленты, это значит, что тело не виновато в страстях, хотя по Сократу, Платону и Плотину - это не так. Теория Пифагора чем-то схожа с теорией Аристотеля, особенно взаимодействие тела и души. Это здоровое сотрудничество. Число душ тоже сходится, и каждый из них считает, что душа разумная бессмертна, а все остальные смертны. Хотя Аристотель смеется над Пифагором, потому что тот называет душу числом, но их теории схожи по мотивам, что душа без тела ничто, и тело без души.

Четвертый пункт. Это философы, которые не могли полностью определить свое отношение к телу. Например: Эмпедокл называет тело тюрьмой, в которую заталкивает в нее демон. Но тут же говорит, что душа без тела не имеет силы в этом мире. Душа - божественная, идеальная и бессмертная, но тело помогает творить в этом мире, преобразовывать и познавать.

По Анаксагору, который говорил, что ум имеет два начала телесное и бестелесное. Душа - это и есть ум, и ему лучше быть не связанным с телом. Хотя тут же говорит, что преимущество человека над животным, и почему именно он правит над природой, это, потому что у него есть руки. А руки - это часть тела. Тогда именно по этому мы познаем окружающий мир и правим, потому что тело помогает, ибо, по Анаксагору, только из-за этого мы отличаемся от животных.

Стоики - это течение менялось, и взгляд на душу и тело тоже менялось. В начале согласие было с теорией Гераклита, где говорилось, что тело - это зло. Правда, имея восемь душ, и пять из них отвечают за ощущения, то напрашивает вопрос, что тело, хоть и смертно, но полезно для познавания окружающего мира. Здесь можно проследить Аристотеля, когда он доказывал, что душа и тело неразделимы, на примере глаза. Еще они говорили, что в семени человека есть частички души. Значит, это выделение необходимо для создания жизни, и можно сказать, что она божественна. Ранние стоики говорили, что душа смертна, тем самым приравнивали душу к телу. Другие говорили, что душа бессмертна, и здесь опирались на теорию Платона. По нему четко сказано, что тело зло, и только мешает идеалистическому существованию души. Зенон говорил, что надо бороться со страстями, но страсти - это неправильное движение души. Он прямо говорит, что проблемы не в теле, а в душе.

Болезнь нарушает связь с телом. Об этом говорил еще Демокрит. Сон или в трансе отсутствует душа на время, со смертью навсегда. Почти все философы объясняли изменение состояние человека это какие-то изменение или нарушение связи между телом и душой.

Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка, corpus vertebrae, представляет переднюю, утолщенную, часть позвонка, оно ограничено сверху и снизу поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков - несколько вогнутой поверхностью, а сзади - уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia - следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости.

Тела позвонков соединены между собой с помощью межпозвоночных дисков (хрящей) и образуют весьма гибкую колонну - позвоночный столб. Дуга позвонка, arcus vertebrae, ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrale; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis, в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком -ножкой дуги позвонка, pedunculus arcus vertebrae. На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior, и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior.

Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке вышележащего позвонка, образует межпозвоночное отверстие, foramen intervertebrale, через которое проходят спинномозговой нерв и сосуды. Отростки позвонка, processus vertebrae, общим числом 7, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный, направлен от середины дуги кзади и носит название остистого отростка, processus spinosus. Остальные отростки парные. Одна пара -верхние суставные отростки, processus articulares superiores, располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара - нижние суставные отростки, processus articularis inferiores, выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара - поперечные отростки, processus transversus, отходит со стороны боковых поверхностей дуги. На верхних суставных отростках имеются верхние суставные поверхности, facies articulares superiores; на нижних суставных отростках располагаются такие же нижние суставные поверхности, facies articulares inferiores. Этими поверхностями каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижележащим позвонком.

Душа человека поднимается в небеса, душа животного опускается на землю. - Коэлес, 3:21

Человек никогда не может быть счастлив, если он не заботится о своей душе так же, как о своем теле. - Ребе

Что такое душа?

Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это – ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле.

Приходилось ли вам в вашей жизни переживать истинно святой момент, когда, несмотря на постоянную суматоху вокруг, вы испытывали глубокое чувство благоговения? Это – также голос вашей души, выражающий глубокое удовлетворение по поводу присущей ей общности с силами духовности.

Мы постоянно используем слова тело и душа в различных контекстах. Но знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Каковы ее взаимоотношения с телом?

Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Б-гом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано Б-гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с Б-жественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо «пламя Б-га есть душа человека» (Книга Притчей, 20:27).

Между осязаемой природой тела и трансцендентной природой души существует неотъемлемая дихотомия. Посмотрите внимательно на пламя свечи – оно приблизительно соответствует вашей душе. Пламя поднимается вверх, словно стремится к Б-гу, фитиль же тянет его назад, к земле. Подобным образом ваша душа постоянно стремится вверх, тогда как тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз.

Чтобы вы были высоконравственной и здоровой личностью, ваши тело и душа должны работать в гармонии. Не следует предпочитать одно другому, потворство своим желаниям или аскетизм. Вы можете и должны объединить тело и душу. А это означает их слияние, обеспечивающее исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире: чтобы вести полную смысла, плодотворную и добродетельную жизнь, чтобы превратить этот физический мир в уютное обиталище для духовности и Б-жественности. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты (будь то учитель или воспитатель, бизнесмен или ученый). Важно каждому из нас осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с законами Б-га.

Дихотомия тела и души проявляется повсюду и многообразно: это форма и функция, вещество и энергия, материализм и духовность. Например, все слова, напечатанные в книге, на странице, представляют собой тело, а идеи, которые они выражают, – душу. Это справедливо для любого аспекта нашего мира, потому что сам мир состоит из тела и души, из его материальных и духовных компонентов, которыми снабжает его жизнь. Первый шаг к созданию единства в мире, к одухотворению материальных компонентов состоит прежде всего в том, чтобы каждому из нас объединить собственные тело и душу.

Вести полную смысла жизнь – значит проникать в наружный, материальный слой и соединяться с заключенной в нем энергией. Это не простая задача, ибо тело оперирует органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а душа имеет дело с областью сверхчувствительного (эмоции, совесть, интеллект и, главное, подсознательные духовные силы). Та энергия, которая заключена в этом слое, не поддается, как говорят физики, количественному определению. В том, что нельзя измерить, содержится обычно элемент таинственности. Это не только сила, это сила, называемая нами жизнью. И некоторые элементы жизни мы только что начали открывать.

Многие из нас озабочены поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души. Однако используем ли мы в этих поисках подходящие инструменты? Созданные в большой зависимости от органов чувств, мы часто полагаем, что только они имеются в нашем распоряжении. А как трудно постичь свою душу, пользуясь лишь пятью органами чувств! Примерно так же, как с помощью глаз пытаться услышать музыку. Тем не менее зов души настолько силен, что мы никогда не прекращаем таких попыток.

Почему важно знать, какая у вас душа?

Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: вы остались бы ни с чем. Но это не так, вы остаетесь с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Вы знаете, что находитесь здесь, не прибегая к помощи каких бы то ни было органов чувств. Это просто знание, осведомленность, совершенно особое чувство.

Таким образом, мы остаемся полностью живыми без наших органов чувств. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь (как мы ее понимаем) всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски Б-га. Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение. Эта любознательность составляет суть природы человека.

То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться. К счастью, душа, жаждущая пищи, дает нам об этом знать. Как бы долго вам не удавалось ее умиротворять, отвлекая материальным благополучием, она всегда возобновит свои жалобы, сообщая вам, что вы теряете часть своей жизни. Это может принять форму беспокойства, ощущений бесцельности, опустошенности, жажды чего-то еще.

Не подвергая душу испытанию, нельзя добиться развития личности. Именно душа выражает неудовлетворенность, которая является побудительным мотивом для развития. До тех пор пока эгоистичные потребности тела удовлетворяются, оно не испытывает желания совершенствоваться. Душа дает жизни направление и единство. Материальный мир, мир тела, распадается на части. Душа оказывается той основой, вокруг которой объединяется вся наша физическая деятельность. Если бы нам пришлось наблюдать за материальными приводами нашего тела в течение целого дня, мы увидели бы, как оно движется по кругу или под воздействием нечетко выраженных импульсов желания и наугад выбирает стимулы, которые привлекают его в данный момент. Душа соединяет все эти фрагменты, соединяет тривиальное с первостепенным, материальное с духовным.

Кроме того, душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить. Душа – это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас с Б-гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.

Об одном авторитетном раввине рассказывали, как в детстве он играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по приставной лестнице, но все,кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его; «Почему ты не боялся залезть выше других?» –«Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, – объяснил мальчик. –Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались, Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение».

Чем объяснить конфликт между телом и душой?

Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным «я» и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется?

Дело в том, что Б-r создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой Он собрал с земли прах, на второй – вдохнул в него дыхание и душу (Брейшис, 2:7). Это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное. Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места – от Б-га.

Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли Б-га. Поэтому Адам и Ева «не стыдились» своей наготы (Брейшис, 2:25), ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.

Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений Б-га. «Глаза» Адама и Евы «были открыты», и они почувствовали стыд из-за своей наготы (Брейшис, 3:7), потому что познали на собственном опыте, что их тела различны по своей сущности. Они решили, что их взаимоотношения отличаются от предусмотренных Б-жественным предназначением. Одна человеческая сущность раскололась на две – на материальные и духовные желания. С этого момента наше предназначение предусматривает восстановление гармонии между телом и душой.

Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эсав – воин, «человек поля». Тело – это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.

И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного экстаза, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.

Чем же объяснить, что Б-г создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело – в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе. Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река обладает определенным количеством энергии. Когда эта река перегораживается плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает во много раз.

Каким должно быть наше воздействие на этот конфликт?

Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Полагая, что представляем собой единый организм, мы испытываем сильное замешательство, способное нас парализовать. Передвигаясь взад и вперед между вопросами души и тела, мы не сознаем необходимости их слияния, бываем то добродетельны, то эгоистичны. Наши мотивированные поступки сменяются медлительностью и нерешительностью.

Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из партнеров, а интегрированием их для решения одной задачи – одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души.

Единственная возможность объединить тело и душу–признать, что Б-г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Через учебу и добрые дела она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями. Мы можем испытывать «духовное высокомерие», отдаляясь от других, не заботясь о теле и его потребностях. Однако аскетизм не является приемлемым выходом. Б-г дал нам тело, чтобы мы улучшали и возвышали его, присоединяли его к душе на ее пути.

Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит – осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу.

Но даже тогда, когда ваша душа жаждет возвышенного, она не должна забывать о вашем теле и материальных нуждах. Наши мудрецы учат: «Беги, как олень, чтобы исполнить волю твоего Отца на небесах» (Поучения Отцов, 5:20). Душа должна бежать, она должна жаждать, но бежать, как олень. Подобно тому как олень даже в полете «поворачивает свою голову назад, к тому месту, откуда он бежит» (Зогар, II:14а), ваше неудержимое желание к возвышенному должно постоянно обращать взгляд на физическую реальность, от которой вы бежите, и осознавать, что любое бегство на небеса предполагает возвращение на землю.

Как только вы признаете свою душу, вам следует начать изучение механизма ее действия. Вы понимаете, что душа приходит из более возвышенного, духовного места и пытается внедрить в вашу жизнь Б-жественность. Вы узнаете, что душа – это то, что ведет вас к жизни, полной смысла. Чтобы заботиться о ней, вы должны изучать мудрость Б-га, познать эту мудрость. Молитва служит эмоциональной лестницей, которая соединяет вас с землей. Молитва, а не материализм обеспечивает вас реальным жилищем, местом внутри вашего тела, где душа может обрести мир и перспективу. Вот почему важно молиться в начале дня – это направит ваш повседневный материальный мир в подобающую плоскость.

И, наконец, надо помнить, что тело и душа сходятся при совершении вами нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело.

Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:

– Где живет мудрец?

– Это меня вы ищете, – объяснил ему старик. – Что вас так удивило?

– Я не понимаю. Вы – великий мудрец,у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.

– А где живете вы? – спросил старик.

– Я живу в особняке, большая, богатом доме.

– А как вы зарабатывает на жизнь?

Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам.Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.

– В маленьком номере постоялого двора, – сообщил торговец.

– Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; «Почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?» А вы могли бы ответить:

«Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. Б моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и вы у видите, что я живу во дворце.

Как мы заботимся своей душе?

В настоящее время битва между телом и душой протекает весьма напряженно. Материальный мир, в который погружено наше тело, переживает период беспрецедентного процветания. Уровень нашей жизни высок, мы располагаем техникой, позволяющей нам решать много проблем. В то же время наша душа, как индивидуальная, так и коллективная, жаждет пищи.

Сегодня мы должны заботиться о душе больше, чем когда бы то ни было. Образование и нравственность – главная пища для нее. Вот почему так важно как можно раньше начать изучение и моделирование духовных ценностей. Задача заключается не в том, чтобы воспрепятствовать битве между телом и душой, а в том, чтобы понять цель этой битвы, чтобы смириться с вызовом на битву. Если тело признает главенствующую роль души и заключает мир со своим близнецом, напряженность между ними можно обуздать. Тогда тело становится силой, поднимающей душу на более высокое место, чем то, которое она могла бы занять, действуя самостоятельно.

Гармония между вашим телом и душой распространяется на весь мир и помогает объединить тело и душу, материальное и духовное всей вселенной. Таким образом, ключ к смыслу и счастью в вашей жизни находится в ваших руках. Это – понимание симметрии и ритма вашего собственного тела и вашей души.

Когда в следующий раз вы будете смотреться в зеркало, спросите себя: «Что я вижу перед собой? Я узнаю свое тело, но могу ли я обнаружить внутри него душу? Я уделяю внимание всем своим телесным нуждам, но достаточно ли я забочусь о своей нежной душе? Наконец, я знаю того, в ком нуждаюсь. Но знаю ли я того, кто нуждается во мне?»

Однажды Ребе посоветовал одаренному студенту использовать свое свободное время, для того, чтобы убедить своих товарищей продолжать не только университетские занятия, но и духовные.

– Мой график и так достаточно напряженный, не знаю, смогу ли я добавить к нему что-либо, – сказал молодой человек.

– Откровенно говоря, я не понимаю, где вы черпаете силы и выносливость, чтобы так работать.

– У каждого человека есть и тело, и душа, Это похоже на птицу и ее крылья, Если бы птица не знала, что крылья дают ей возможность летать, они явились бы для нее лишь обузой. По крылья позволяют ей подниматься к небесам. У всех нас есть крылья – наша душа, которые могут поднять нас так высоко, как нам нужно, чтобы полететь. Все мы должны научиться пользоваться ими, – объяснил Ребе.

Адаптированное изложение.

Из книги «К жизни полной смысла»

Есть такие люди, которым хочется докопаться до первопричины всего сущего. Они задают себе вопросы, которые других не волнуют, так как, на их взгляд, не имеют никакого практического применения. Что первично – душа или тело? Что вообще такое – душа? Какая связь существует между душой и телом?

Ответы на эти вопросы, раскрытие этих абстрактных категорий помогают этим людям почувствовать, что в жизни есть смысл. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их обладателями и полностью удовлетворяет их нехватку в познании устройства человека и мира. В частности, она дает ответы на следующий вопрос: почему мы видим мир таким, как привыкли видеть, а не иначе?

Иллюзия первая: чувство собственной единственности

Душа и тело человека тесно взаимосвязаны, примерно в той же степени, как органы в одном организме. Просто душа, она же психика – это «орган», который не виден. Несмотря на это, и физическая часть человека, и метафизическая живут в единой системе и определяют друг друга. О психосоматике – влиянии душевного состояния на здоровье – известно с давних времен. А работает ли этот механизм наоборот? Определяют ли особенности тела наши психологические ощущения?

Человек с момента рождения и до самой смерти ощущает только самого себя. Свой голод и холод, свою радость и боль. Некоторые способны сострадать состоянию другого человека, однако выйти за границы замкнутой капсулы собственного тела невозможно. Каждый ощущает себя отдельным от других, испытывая кажущуюся автономию. Это «условие игры» есть одна из причин первого и очень важного психологического переживания – чувства собственной единственности.

Фоном каждого человека сопровождает чувство одиночества. Это «проклятие» наложено природой нашего физического тела.


Однако такое восприятие реальности – иллюзия.

Тело, действительно, у каждого человека – отдельная, замкнутая система. Но психически мы не обособлены, а напротив, связаны в единый «организм» коллективным бессознательным – одним на всех людей.

Иллюзия вторая: сначала получаю, потом отдаю

Существует еще одна особенность тела, которую мы проецируем и на психологические аспекты. Каждым человеком живут желания и в физическом плане, и в душевном. Для удовлетворения телесного желания сначала нужно потребить вовнутрь, чтобы отдать наружу. То есть сначала прием воды и пищи, а потом очищение, получение энергии для действия. И никак иначе.

В психике же этот принцип перевернут с точностью до наоборот. Чтобы удовлетворить психическую нехватку, сначала нужно сделать усилие, то есть отдать, и только потом приходит наслаждение. Иными словами, сначала нужно совершить созидательное действие, а удовольствие нахлынет во время процесса и после.

Таким образом тело, привыкшее получать – есть, пить дышать, спать – вводит человека в заблуждение. И если мерить одним аршином душу и тело, то этим можно сломать себе судьбу. Ведь стремление получать удовольствие только для себя, внутрь, ничего не отдавая телом и душой, лишает человека наслаждения от жизни.

Так стоит ли жить по принципам ограниченного и конечного тела или сменить фокус на бескрайние просторы бессознательного?

Реальность как она есть

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика человека складывается из векторов – врожденных групп желаний и свойств. Всего в природе их восемь, у современных жителей больших городов, как правило, в среднем от трех до пяти.

Телом человек рождается, условно говоря, совершенным: у всех плюс-минус одинаковый набор органов и частей тела. А вот психика одного человека, его индивидуальное бессознательное – это лишь фрагмент. Условно говоря, душой каждый из нас – элемент, составляющая одного целого – коллективного бессознательного.

Один человек, например, рождается с . Он шустрый, ловкий, расчетливый – никогда свою выгоду не упустит. Другой человек с , точная его противоположность – неспешный, внимательный к деталям, усидчивый и с энциклопедической памятью – обожает учиться и учить других.

Зрительный человек рождается с мощной эмоциональной амплитудой в диапазоне от страха до любви. Он жить не может без путешествий, искусства, ярких эмоциональных переживаний. Его «старший брат» – человек со звуковым вектором. Тихий, любящий быть в тишине, темноте и одиночестве, размышляющий о мире и о себе: «В чем смысл жизни?»

Люди разные. Рождаются с различными или похожими наборами векторов, получают в детстве разное развитие, в дальнейшем проходят разный жизненный путь… Однако каждый присутствует своей психикой, словно кусочком мозаики, на общей картине бессознательного. И все мы своими состояниями влияем друг на друга.

Выживают люди только вместе. Человек – вид социальный. Именно поэтому понимание особенностей строения и развития психики вида дает человеку огромные преимущества в жизни.

Гармония души и тела

Несмотря на то что знания эти не о материальном, все же они совершенно практичные, позволяющие кардинально изменить качество жизни человека.

Иллюзии мировосприятия, сформированные телом, в любом случае влияют на качество жизни человека, даже если он не догадывается об их существовании. Одни всю жизнь живут с чувством тоски, непреходящего одиночества, до абсолютного отчаяния. Другие сокрушаются, что не могут взять от жизни всё – ищут источник ощущения счастья, радости, удовлетворения и не могут найти, не понимая основных принципов строения и работы психики, не осознавая, что живут иллюзиями.

Найти связи между душой и телом, между нашими желаниями и возможностями – значит избавиться от застарелых проблем, обрести радость жизни. Получить такой результат может каждый человек, если в полной мере раскроет все тайны бессознательного. Узнает природу каждого вектора и механизмы взаимодействия векторов между собой. Определит свой векторальный набор и, соответственно, свое место, свой смысл в этом мире.


На это решились уже десятки тысяч человек, которые оставили о положительных результатах. Вот три из них:

«Всемирные заблуждения. В нашем мире существует очень много неверных установок и заблуждений, которые приходят к нам в голову и ограничивают наше развитие. В процессе тренинга происходит переосмысление, осознания причин и исправления неверных установок и заблуждений, подхваченных за жизнь от других добросовестно заблудившихся. В качестве примера приведу одну установку, которую нам вешают психологи от псевдопсихологии, называется она так – люби себя, наплюй на других, нанося этим вред людям. Верная установка – возлюби ближнего своего, как самого себя. На тренинге происходит процесс понимания, почему это так, а не иначе, идет осознание причин и не вызывает никаких противоречий».

«Спасибо за возможность почувствовать больше счастья в этой жизни, почувствовать вкус жизни во всех её проявлениях. Почувствовать саму жизнь и прикоснуться к тому, что мы называем смыслом жизни. Сказать с уверенностью, что бог есть. Увидеть красоту там, где до этого её было трудно разглядеть. Взглянуть на окружающих ясным, открытым взором.

Спасибо за возможность чаще улыбаться. Просто от понимания других людей. Спасибо за возможность познать мир, в котором мы живем, заглянув в душу человека. Принять мир другого человека, как свой, почувствовать его желания, увидеть мир его глазами, разделить его страдания, не пройти мимо в трудную минуту – это и есть настоящее счастье!»

«Я жил в каком-то нереальном, придуманном мной мире. Жил иллюзиями, не имеющими никакого отношения к реальной жизни. Сейчас оглядываюсь назад и испытываю страх от понимания того, к чему все это могло привести.

Проблемы, вернее, то, что я раньше называл проблемами, теперь таковыми не являются. Совершенно поменялся взгляд на них, они перестали для меня существовать. Я сейчас четко дифференцирую свои состояния, свои желания, чувства и мысли. Понимаю их корни. Сейчас я знаю себя как никогда раньше, и это ни с чем не сравнимый кайф!»

Познакомиться с собой поближе можно уже на бесплатном онлайн-тренинге « ».

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »