День она лежала в забытье анализ. Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Ф.И. Тютчев в своей любовной лирике осветил трагическую природу любви, которая всегда волновала многих. Именно эта черта его лирики сделала Тютчева любимым поэтом самого Л.Н. Толстого. Любовь по Тютчеву - это трагизм, потому что обещает человеку больше, чем в состоянии вместить его смертная природа. Находясь под высоким напряжением высокого чувства, человек не выдерживает и сгорает в нем.

В творчестве Тютчева выделяется «Денисьевский цикл», в котором от стихотворения к стихотворению «витает» образ бесчеловечной толпы, губительной для чувства и для любимой. В этот цикл вошло около двадцати стихотворений, посвященных Елене Александровне Денисьевой - последней любви поэта. В глазах людей их чувства были предосудительными, брак противоречил всем законам как человеческим, так и нравственным.

В этот «Денисьевский цикл» выходит стихотворение, посвященное последним минутам жизни Елены. И именно оно больше всех мне по душе.

Читая его, я чуть-чуть не заплакала, ведь не просто человек, а умирала частичка души автора, так как он безгранично любил женщину.

Даже природа «плакала» по этому поводу, и мы ясно слышим шелест, «музыку» дождя:

Лил теплый летний дождь его струи
По листьям весело звучали.

Умирала женщина, мать, которая горячо любила и была любима. Рядом с ней стоял ее самый родной и близкий человек - Ф.И. Тютчев. И, наверное, именно поэтому небеса подарили ей эту последнюю минуту жизни и разума. Чтобы она смогла со всеми попрощаться и сказать:

«О, как все это я любила!»

И они, наверное, очень многое дали для самого Федора Ивановича, потому что нет ничего лучше, чем услышать «мелодию» голоса своей любимой.

Многие художники писали свои картины на любовные темы: признания, любовные муки, измены. Конечно, я не художник, но, читая стихотворение, у меня перед глазами возникла следующая картина.

Сумерки. На улице накрапывает дождь, около окна растет дерево, по листьям которого сбегают маленькие капельки. Комната, погруженная в темноту, а около окна постель, в которой лежит под одеялом женщина. Вид у нее усталый, лицо бледное, но глаза живые, сверкающие. Она смотрит на улицу, слушая «музыку» дождя, ничего не замечая вокруг себя. А рядом с ней на стуле, у изголовья кровати, сидит мужчина, его голова опущена вниз, но всё равно мы видим его глаза… Они наполнены слезами. Его рука, будто поддерживая умирающую женщину, давая ей живительную силу, лежит на подушке возле ее головы. И все это погружено в сумрак «умирающего дня».

Благодаря использованию художественных тропы, Ф.И. Тютчев воздействует на наше подсознание, чувства, увеличивая с каждым выразительным средством эстетическое влияние на нас. Используются метафоры, чтобы передать душевное состояние героя:

Я был при ней убитый, но живой…
Сердце на куски не разорвалось…

Для этой цели в стихотворении помимо метафор используются и междометия:

О, как все это я любила!..
…О, Господи!

Чтобы показать плавность, замедленность происходящего, используется многосоюзие:

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала…

Тонкий мастер Тютчев не стремился блеснуть внешними эффектами и изысканность формы. Основными стихотворными размерами, которыми пользовался поэт, был ямб. Именно ямб придает его произведениям еще большую ритмическую выразительность:

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Рифма перекрестная, что придает стихотворению дополнительную выразительность.

Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева Толстой Л.Н. отметил буквами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство). Но не одно оно заслуживает такой пометки, по-моему, стихотворение, разобранное нами, также достойно этого. Почему я думаю так? Да, потому Федор Иванович не только в стихотворении «Она сидела…» сумел передать те чувства, которые трудно выразить словами, но и в этом тоже. Ведь именно в описываемый в данном произведении момент его распирало чувство горя, тоски, которые нашли свое отражение в стихотворных строках.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали -
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»
      · · ·
      · · ·
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось -
О Господи!.. и это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…



КОММЕНТАРИИ:
  Автограф - РГБ. Ф. 308. К. 1. Ед. хр. 8. Л. 1–2.
  Первая публикация - РВ. 1865. Т. 55. № 2, февраль. С. 685. Затем - Изд. 1868. С. 208, с пометою - «7 июля 1864 г.». Этот же текст и с такою же пометой перепечатан в Изд. СПб., 1886. С. 264 и в Изд. 1900. С. 266.
  Печатается по автографу.
  Автограф беловой, два ряда точек после третьей строфы. Тире (помимо воспроизведенных) в 1-й, 4-й, 6-й строках.
  Время создания стихотворения наиболее точно определил К. В. Пигарев: «Посвящено воспоминанию о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Так как Денисьева умерла 4 августа 1864 г., то датировка стихотворения июлем того же года отпадает. Было послано поэтом из Ниццы А. И. Георгиевскому для помещения в РВ при письме от 13 декабря 1864 г. вместе с двумя стихотворениями, написанными в октябре - декабре этого года («Утихла биза… Легче дышит…» и «О, этот юг, о, эта Ницца…»)» (Лирика I. С. 421). О стремлении Тютчева напечатать этот текст подробно рассказал в своих воспоминаниях А. И. Георгиевский (ЛН-2. С. 128–129).
  20 июля / 1 августа 1864 г. Е. Ф. Тютчева писала Д. И. Сушковой об отце: «…он печален и подавлен, так как m-lle Д<енисьева> очень больна, о чем он сообщил мне полунамеками; он опасается, что она не выживет, и осыпает себя упреками; о том, чтобы попросить меня повидаться с нею, он даже не подумал; печаль его удручающа, и сердце у меня разрывалось. Со времени его возвращения из Москвы он никого не видел и все свое время посвящает уходу за ней» (ЛН-2. С. 350).
  После похорон Тютчев рассказывал в письме Георгиевскому от 8 августа 1864 г.: «Все кончено - вчера мы ее хоронили… Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу - не знаю… Во мне все убито: мысль, чувство, память, все… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… Сердце пусто - мозг изнеможен. Даже вспомнить о ней - вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу» (Изд. 1984. Т. 2. С. 269).
  «Страдание и слабость выражаются у Тютчева не только являясь непосредственным содержанием многих стихотворений, - заметил Н. В. Недоброво, - но они ушли и в форму его творчества, пропитав ее до такой степени, что ясно, для чуткого уха, зазвучали и в самом стихе высокой стонущей нотой» (Недоброво Н. В. О Тютчеве. Вступительная статья и публикация Е. Орловой // Вопросы литературы. 2000. Ноябрь - декабрь. С. 285) (А. А. ).

«Весь день она лежала в забытьи…» Стихи посвящены воспоминаниям о последних часах жизни Денисьевой , звучит боль об утрате любимого человека. Тютчев вспоминает, как в последний день своей жизни была она в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась в шум дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянется к жизни. Вторая часть стихотворения - описание обстановки и состояния героя, убитого горем. Герой страдает, но человек, оказывается, все может пережить, только боль в сердце остается. Стихотворение написано ямбом, перекрестная женская и мужская рифма, многосоюзие придают стихотворению плавность, повтор звуков [ш], [л], [с] передает тихий шелест летнего дождя. Для стихотворения характерны восклицательные предложения, междометия, многоточия передают тяжелое душевное состояние героя. Художественные тропы: эпитеты («теплый летний дождь»), метафоры («и сердце на клочки не разорвалось…»).

В период, когда было написано стихотворение, поэт чувствовал себя, по собственному признанию, “как бы на другой день после её смерти”. Он писал тогда “Не живётся, мой друг Александр Иваныч, не живётся… Гноится рана, не заживает… Чего я ни испробовал в течение этих последних недель — и общество, и природа, и, наконец, самые близкие родственные привязанности… я готов сам себя обвинять в неблагодарности, в бесчувственности, но лгать не могу: ни на минуту легче не было, как только возвращалось сознание”.