Как называется в школе урок труда. Что изучают на уроках технологии в школе

Раз в неделю в школе мы расставались с нашей мужской частью класса. Девочки отправлялись познавать азы кройки, шитья и кулинарии, а мальчики - учиться быть хозяевами в доме: забивать гвозди, делать табуретки и вешать полки. В сегодняшней школе молотки мальчики видят только в учебниках. Традиционные уроки труда заменили на информатику и технологию. Узнать, что произошло с уроками труда и почему мальчиков перестали обучать основам мужского домоводства, я отправилась в родную школу № 21.

Сидят девчонки, сидят в косынках

Кабинет труда для девочек остался на том же месте, как и 16 лет назад, когда я первый раз переступила его порог. В классе сидят шестиклассницы в таких же фартуках и косынках, которые шили мы. На столах те же швейные машинки, а вот кухню поменяли на новую.

Учитель труда Татьяна Кузьмина рассказывает о программе обучения: «С 5 по 7 класс трудовое обучение два часа в неделю, в 8 классе оно становится больше профильным. В 5 классе девочки начинают с азов: изучают ручные и машинные швы, шьют фартуки. В 6 классе шьём сорочки, в 7-м - юбки, а в 8 классе - кукольные сарафаны. Так как занятия проходят всего один час в неделю, мы не успеваем сделать большое изделие. Восьмиклассницы могут самостоятельно наладить швейную машину, вставить иголку. У нас проходят уроки материаловедения, моделирования».

На новой кухне готовить, наверное, приятнее. Но мы в свои школьные годы с большим удовольствием готовили и на старой. Первое, чему мы научились, - бутерброды и омлет. Омлетом я закормила домашних так, что потом его ещё долго не готовили. А вот свежими бутербродами мы с гордостью угощали наших мальчишек, которые прибегали из соседнего кабинета. Они воодушевлённо рассказывали, как сами сделали вешалки для одежды, в старших классах гордились, что могут скрепить металлические листы, а мы в ответ угощали выпечкой.

Викторины вместо гвоздей и молотка

Мальчикам уроки труда заменил предмет под названием «технология». Ученики здесь прилежно сидят за партами, перед ними раскрыт учебник и тетрадки, они что-то записывают, а потом чертят. Никаких инструментов, никакого запаха дерева, никаких опилок, металла. Только чернила и бумага. Ведёт урок технологии Елена Гаврилова. В программе обучения - теоретическое изучение обработки дерева и металла. Так же теоретически знакомятся с инструментами и материалами. С 6 по 8 класс мальчики изучают компьютерные технологии. Елена Васильевна рассказывает, что старается, чтобы уроки были интересными, проводит игры КВН, викторины и устные опросы.

«В нашей школе на уроки технологии перешли три года назад. В школе демонтированы мастерские. Инструменты в них были травмоопасные. В нашей школе несчастных случаев не было, но я знаю, что в других школах были травмы рук и глаз», - рассказала Елена Гаврилова.

В традиционном виде «травмоопасные» уроки сохранились в некоторых школах Сергиево-Посадского района. Уроки технического труда у мальчиков ведутся в 16 школах: № 1, № 6, № 14, № 16, № 28, гимназии № 5, лицее № 24, Хотьковской школе № 1, Хотьковской школе № 5, Константиновской, Кузьминской, Самотовинской, Торгашинской, Шабурновской, Шеметовской школах, а также в основной общеобразовательной школе № 7.

Youtube научит

Очевидно, что придя домой с уроков технологии, мамин помощник не забьёт в стену гвоздь и не повесит полочку в коридоре. Получается, что ответственность за обучение «мужским» навыкам лежит на папах и дедушках. А ещё можно посмотреть видеоролик на Youtube и попробовать повторить процесс.

Например, спросом пользуются видео «Как починить кран, если он капает». В век технологий в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Но, как мне кажется, есть вещи, которые могут передаваться только при личном общении от человека к человеку. Ни один видеоблогер не подскажет мальчику, где он допустил ошибку и почему его табуретку повело. Мужчины с золотыми руками ценились во все времена, но видимо, в ближайшем будущем умельцы будут редкими экземплярами.

«Леность - основа порока. Человек должен трудиться - душой, руками и головой», - считает Ольга Васильева, министр образования. А ещё, по её мнению, школьникам необходимо трудовое воспитание: они должны «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда».

По инициативе Минобрнауки с 2017 года в школах должны начать вводить час трудового воспитания в рамках предмета «технология». О том, чем дети будут заниматься на этих уроках, в ведомстве пока не сообщается. Но министр образования призвала школы не ждать указки «сверху» и начинать самим приучать школьников к труду.

Нужен ли ТРУД в современной школе.

Каждый человек обладает возможностью выбрать то, чем он будет заниматься, физическим или интеллектуальным трудом. Одним очень хорошо даётся математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что—то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые тоже нужно развивать. Раньше, в школе были уроки труда не такие как сейчас. И снабжение было на уровне и время было другое.

Многие и теперь вспоминают уроки труда в школе положительно, а другие нет. Согласитесь, ведь очень многое зависит от того, какой учитель. И это касается всех без исключения предметов. Лично мне почти нечего вспомнить о своих уроках труда. Смутно припоминаю, как что—то делали. Но я был творческим учеником, ходил тогда на кружок, даже помню, паровую машину делал. Но не было у меня наставника, который бы болел за это, помогал мне. Поэтому мне приходилось развиваться как—то самому. Теперь у современных учащихся совсем другие интересы и увлечения, но это не значит, что нет мальчиков творческих, что—то выдумывающих, любящих мастерить своими руками. Их много, можете мне поверить.

А теперь давайте с вами немножко порассуждаем — есть ли польза от уроков труда или же нет и почему должны или не должны преподавать в школе этот предмет? Многие говорят, что этот предмет уже изжил себя. Ещё несколько лет и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что—то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Вызвать специального человека и он, за деньги, всё сделает! Пусть эти часы отдадут под другие, более важные предметы. Ведь все знают, во что превратили на современном этапе уроки труда в школе. Учителей квалифицированных нет, ведут его в большинстве не специалисты, как правило, в качестве дополнительной нагрузки. Мастерские в запустении: ни материала, ни инструмента, ни станков, ни наглядности! Ничего! Так зачем нам такой предмет, от которого одни проблемы?! Мнения как всегда расходятся. Оказывается, есть плюсы, которые указывают на необходимость присутствия этого предмета в школьной программе. Но есть и минусы. Давайте же с вами разберёмся, чего же на самом деле больше. Детей тоже никто не спрашивает, чему они хотят учиться, а ведь это важно. Вы проведите анкету в любом школьном классе по теме «какие предметы нужны в современной школе». Результаты будут очень интересны. Так давайте всё же попробуем разобрать с вами плюсы и минусы наличия уроков труда в школе.

Плюсы урока труда:

— Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно;

— Способствует появлению некоторых умений и навыков, необходимых во взрослой жизни;

— Объединяет детей и учит их работать в коллективе;

— Развивает любовь к труду и уважение к людям труда;

— Позволяет раскрепоститься, почувствовать себя создателем;

— Развивает творческую натуру ребёнка;

— Учит чему-то новому;

Развивает мозг и мышечную моторику;

И многое другое…

Минусы уроков труда:

Не все преподаватели достаточно качественно преподают этот предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда;

Программа не очень интересна детям, в ней мало современного;

Дети могут получить травмы, если не соблюдать меры безопасности;

И ещё парочку, как говорил Шариков.

На самом деле есть ещё и плюсы и минусы, если их искать. Главное из-за чего можно убрать уроки труда — экономия. Если не нужно покупать специальное оборудование и материалы, платить зарплату преподавателю - это позволяет экономить. Родители не сильно возмущаются по поводу отсутствия уроков труда, но все мамы и папы хотят, чтобы их дети развивались умственно и получили в будущем хорошую работу. Но, на самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью и «отсталостью».

Также труд позволяет определить разницу между умственным и физическим трудом, а также соединить и сравнить их. Это позволит детям определиться лучше с тем, чего они хотят добиться в жизни, работать руками или же головой. И, конечно же, труд разрабатывает навыки, которые позволяют развиваться во всех планах. Таким образом, труд в школе это отличный подготовительный этап к жизни, к тому, кем предстоит быть и с чем придётся сталкиваться. Труд должен присутствовать в школе, так как его польза очевидна для каждого.

Так нужен ли труд в школе?

Среднее образование в России является обязательным, и через обучение в школе проходят практически все дети (за редким исключением по различным объективным причинам). Поскольку школьные годы попадают как раз на тот возраст, когда происходит основной этап развития и становления личности, перед учителями стоит сложная, но выполнимая задача – обучить наукам и воспитать человека.

Воспитание и обучение – это две стороны одного процесса, целью которого является формирование новой личности – свободной, творческой, активной и деятельной.

Формирование личности держится на «четырёх китах» обучения и воспитания: нравственном, умственном, физическом и трудовом. Этот «фундамент» начинает закладываться в школьные годы путём правильного и своевременного воздействия старшего поколения – учителей и родителей.

Что касается первых трёх аспектов, то здесь всё более-менее ясно. В процессе обучения и воспитания происходит осознание мировых истин, расширение кругозора, углубление знаний; прививаются нормы морали и поведения в обществе; оказывается воздействие на развитие элементарных физических навыков, а также силы и выносливости.

Несколько иначе обстоит дело с трудовым обучением. Ведь само понятие «труд» трактуется как «работа», а её связывают со сложностями и проблемами, которые отрицательно сказываются на неокрепшей психике ребёнка. Это неверно, поскольку в понятие трудовое обучение школьников вкладывается несколько иной смысл.

Что такое труд?

Труд – это процесс взаимодействия человека с человеком и природой, в результате которого происходит удовлетворение потребностей своих и общества. Труд заставляет человека быть активным, стремиться к достижению своих целей и осознавать то, что его деятельность нужна и не останется незамеченной.

Помимо того, что трудовая деятельность с точки зрения физиологии заставляет активизироваться определённые группы мышц и нервные импульсы, она благотворно влияет и на психические процессы. Именно благодаря труду человек испытывает чувство радости, нравственное удовлетворение, стремление к достижению цели, заинтересованность и т.д.

Значение труда в развитии личности является общепризнанным фактом.

Трудовое обучение и воспитание в школе

Включение трудового обучения и воспитания в школьную программу является важным этапом на пути к формированию развитого общества. В школе происходит постепенное приобщение ребёнка к самостоятельному труду (посильному), знакомство с различными сферами деятельности и функциями работников, информирование об актуальности той или иной профессии, а также о возможностях заработка в должности (в последнее время этот вопрос особенно волнует младшее поколение).

Трудовое обучение школьников – это коллективный процесс. Именно таким способом можно привить ребёнку умение работать в группе, навыки коммуникации, ответственность за общий результат.

Такая деятельность осуществляется на протяжении всех школьных лет. Если в начальной школе коллективная работа осуществляется на уроках труда, рисования, музыки и др., то в средней и старшей школе на смену им приходят практические занятия по предметам.

Специфика труда школьника

Труд в школе может быть разным: полить цветы, вымыть доску, поднять стулья, подмести кабинет и т.д. Кроме того, сама учёба – это труд для ребёнка. Но любая деятельность является посильной для учащихся. Её отличие от труда взрослых людей заключается, прежде всего, в том, ради чего она организуется – в воспитательных целях.

В школе происходит не только формирование необходимых трудовых навыков, но и психологической готовности ребёнка трудиться. Этот аспект осуществляется с помощью игр, обучения школьным предметам, технического творчества, а также бытового и производительного труда.

Уроки профориентации

В трудовое обучение школьников (в основномстаршеклассников) входят уроки по профориентации. Они служат для того, чтобы:

  • максимально проинформировать о возможностях выбора той или иной профессии;
  • помочь осознать важность этого выбора.

Подобные уроки позволяют ученику заблаговременно ознакомиться с главными сторонами выбранной профессии, поскольку это является одним из фактов успешности человека в социуме. А, кроме того, профориентация может оказать помощь тем, кто ещё не определился с выбором. Решается этот вопрос с помощью тестирования и опросов, направленных на выявление скрытых способностей и предпочтений ребёнка.

Трудовое обучение школьников – это важный компонент организации воспитания личности. Оно осуществляется с первого и до последнего класса, меняется только его сложность. Раннее приобщение школьников к посильному труду позволяет сформировать у каждого из них ответственность, целеустремлённость, коммуникацию, умение действовать в команде. А радость и гордость за достигнутый результат будут поддерживать желание трудиться.

Каждый из нас имеет право выбрать, чем он будут заниматься в жизни. Имеется ввиду интеллектуальный и умственный труд. Одним людям еще со школы хорошо даются точные науки, такие как математика или химия, а других привлекает творческая деятельность. Так вот, «золотые руки» тоже надо развивать.

Каждый из нас помнит те уроки труда, которые были раньше. Они значительно отличаются от современных. Тогда и время было другое, и оснащение кабинетов труда было на более высоком уровне. У кого-то остались положительные воспоминания от уроков труда, а кто-то не хочет вспоминать те времена, считая, что это давно ушло в прошлое. Согласитесь, что многое зависит от преподавателя. Хорошо, когда наставник вовремя рассмотрит в своем ученику творческую личность и будет помогать ему и болеть за него. Но бывает так, что ребенку нужно развиваться самостоятельно, без чьей-либо помощи. Сегодня ученики имеют совсем другие увлечения, но это не означит, что среди них нет творческих детей, которые любят придумывать и мастерить.

Возникает вопрос: есть ли польза от уроков труда в школах? Нужен ли этот предмет? Возможно, он уже никому не нужен? Многие считают, что через несколько лет этому предмету уже вообще не будет. Кому нужно уметь забивать гвозди или пользоваться рубанком? Большинство современных людей считает, что для этого есть специальные службы, которые за деньги сделают все, что нужно. А в интернет магазине http://domisad.com.ua/ можно купить все необходимые инструменты, которые нужны для дома, офиса, сада или небольшой городской квартиры.

В большинстве случаев уроки труда читают неквалифицированные мастера, поэтому эти часы стоит отдать на изучение каких-то других предметов. Мастерские в школах не в самом лучшем состоянии. Нет ни материалов, ни современных инструментов. Зачем тогда тратить время на никому не нужный предмет?

Каждый имеет право на свое мнение. Несомненно, уроки труда приносят много пользы. Дети могут отдохнуть от более сложных предметов, утомляющих их умственно. Уроки труда дают элементарные навыки, которые обязательно пригодятся в жизни. А недостатки можно найти во всем, если хорошо поискать. Мало кто из родителей возмущен отсутствием в школе уроков труда. Но все хотят, чтобы их ребенок развивался всесторонне и забывают о том, что физический труд способствует умственному развитию человека.

Вконтакті

Однокласники

Другие новости

Школа - это легко и весело. Помогите ребенку полюбить школу.

Зачастую, родители забывают о том, что подготавливать малыша к школе нужно не только покупая ему книжки и приспособления, но и морально. Как малыша заинтересовать школой? Несколько советов помогут вам в этом.

11 способов научиться думать положительно

В течение всей жизни нас учат математике, иностранным языкам, истории, но не учат главному - быть счастливыми людьми. Счастье - это положительное мышление, которому действительно можно обучиться. Стоит только захотеть, и наш мозг будет вырабатывать положительные эмоции по первому сигналу, как только они нам будут необходимы.

Социалки делают детей несчастными

Исследователи из Великобритании пришли к выводу, что самооценка подростков во многом зависит от количества времени, потраченного на социальные сети.

Как перестать хотеть сладкого?

Существует эффективный метод, способный снизить влечение к употреблению сладостей. В ходе проведенного американскими учеными исследования выяснилось, что уровень пристрастия к сладкому возможно снизить всего за 25 секунд.

Перестаньте делать эти 6 вещей, и ваши отношения сохранятся

Есть 6 способов, способных загнать любые отношения в угол, и единственным вариантом решить проблему - будет расставание. Некоторые люди необдуманно делают вещи, которые разрушают их отношения. Сложно сказать, почему они это делают: возможно не хватает силы духа, возможно воспитания, мудрости или банального опыта.

Новинки кино: 5 французских комедий 2017 года

В последнее время Франция начала выпускать действительно качественное кино, которое стоит смотреть. Итак предлагаем вашему вниманию 10 фильмов, которым обязательно нужно посвятить полтора часика вечером.

Нестандартный сценарий крестин ребенка

Крещение ребенка - одно из важнейших событий в жизни не только новорождённого, но и его родителей. Безусловно, хотелось бы, чтобы этот праздник надолго запомнился всем родным и гостям этого мероприятия. Сегодня мы поговорим об достаточно нестандартном, но не менее торжественном варианте крещение ребенка.

Стоит ли надеятся на уроки полового просвещения в российских школах?

В прогрессивных странах Европы к вопросам о половом просвещении подростков подходят с огромнейшей ответственностью: дисциплина «Половые отношения» является неотъемлемой частью школьной программы в Нидерландах и Германии. В России же, вокруг перспективы введения подобного предмета в школьную программу в течение десятков лет ведутся споры, при этом мнения взрослых по этому поводу разделились на два противоборствующих лагеря: одни считают, что данная дисциплина является обязательной, для других же даже разговоры о подобном являются своеобразным табу.

Негативное влияние Фейсбука на психику человека

Социальные сети отнимают львиную долю нашего времени в течение дня. Конечно, многие из вас скажут, что, фейсбучная активность в XXI веке это нормально. Но проблема в том, что мало кто из пользователей может отличить зависимость от использования. В определенный момент улыбка наших друзей изменилась в смайлик, а ругательства стали примером проявления заботы и доброжелательности.

История школьной формы: как менялась одежда российских учеников

В настоящее время, одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам общеобразовательных заведений, является наличие школьной формы. После развала СССР, привычные пиждаки, рубашки и красные галстуки отошли на второй план, а сами молодые люди получили полную свободу в выборе одежды. В 2013 году правительство РФ приняло решение о возобновлении обязательного ношения школьной формы.

Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям..

Дисциплина "труд" сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса "труд" превращается в "технологию", которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип "сделай сам" по-прежнему важен.

Мнение эксперта

"Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык."

Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

Технология ХХI века: что изменилось

Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Недавно член Общественной палаты России преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил сайт, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

"Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя..

В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

Мнение эксперта

"Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала "вязание" – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления"

Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал сайт, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

Интересно и вкусно: юные хозяйки

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

Мнение эксперта

"Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка."

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему "Улицы Москвы". В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

К станку: фабрика настоящих мужчин

Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в "технологический набор" юных джентльменов.

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком "Отличника военного строительства" и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

Мнение эксперта

"Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще."

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов

На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Кладовая ремесел – 2016".

Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

Маргарита Маслова