Муниципальные задания олимпиад по физике. Сотрудники лаборатории получили премию правительства

Выберите документ из архива для просмотра:

Методические рекомендации по проведению и оцениванию школьного этапа Олимпиады.docx

Библиотека
материалов

    На школьном этапе в задание для учащихся 7 и 8 классов рекомендуется включать по 4 задачи. На их выполнение отводить 2 часа; для учащихся 9, 10 и 11 классов – по 5 задач, на выполнение которых отводить 3 часа.

    Задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

    Перед началом тура участник заполняет обложку тетради, указывая на ней свои данные.

    Участники выполняют работы ручками с синими или фиолетовыми чернилами. Запрещается использование для записи решений ручек с красными или зелеными чернилами.

    Во время Олимпиады допускается использование участниками Олимпиады простого инженерного калькулятора. И напротив, недопустимо использование справочной литературы, учебников и.т.п. При необходимости, учащиеся должны быть обеспечены таблицами Менделеева.

Система оценивания результатов Олимпиады

    Количество баллов за каждую задачу теоретического тура лежит в пределах от 0 до 10 баллов.

    Если задача решена частично, то оценке подлежат этапы решения задачи. Не рекомендуется вводить дробные баллы. В крайнем случае, следует их округлять «в пользу ученика» до целых баллов.

    Не допускается снятие баллов за «плохой почерк», неаккуратные записи, или за решение задачи способом, не совпадающим со способом, предложенным методической комиссией.

Примечание. Вообще не следует слишком догматично следовать авторской системе оценивания (это лишь рекомендации!). Решения и подходы школьников могут отличаться от авторских, быть не рациональными.

    Особое внимание надо обратить на применяемый математический аппарат, используемый для задач, не имеющих альтернативных вариантов решения.

Пример соответствия выставляемых баллов и решения, приведенного участником Олимпиады

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по физике 9 класс.docx

Библиотека
материалов

9 класс

1. Движения поездов.

t 1 = 23 c t 2 = 13 c

2. Расчет электрических цепей.

R 1 = R 4 = 600 Ом, R 2 = R 3 = 1,8 кОм.

3. Калориметр.

t 0 , 0 о С . М , ее удельную теплоемкость с , λ m .

4. Цветные стекла.

5. Колба в воде.

3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз, какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см 3 .

1. Экспериментатор Глюк наблюдал за встречным движением скорого поезда и электрички. Оказалось, что каждый из поездов прошел мимо Глюка за одно и тоже время t 1 = 23 c . А в это время друг Глюка, теоретик Баг, ехал в электричке и определил, что скорый поезд прошел мимо него за t 2 = 13 c . Во сколько раз отличаются длины поезда и электрички?

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись уравнения движения скорого поезда – 1 балл

    Запись уравнения движения электрички – 1 балл

    Запись уравнения движения при сближении скорого поезда и электрички – 2 балла

    Решение уравнения движения, запись формулы в общем виде – 5 баллов

    Математические расчеты –1 балл

2. Каково сопротивление цепи при разомкнутом и замкнутом ключе? R 1 = R 4 = 600 Ом, R 2 = R 3 = 1,8 кОм.

Решение.

    При разомкнутом ключе: R o = 1,2 кОм.

    При замкнутом ключе: R o = 0,9 кОм

Эквивалентная схема при замкнутом ключе:

Критерии оценивания:

    Нахождение общего сопротивления цепи при разомкнутом ключе – 3 балла

    Эквивалентная схема при замкнутом ключе – 2 балла

    Нахождение общего сопротивления цепи при замкнутом ключе – 3 балла

    Математические вычисления, перевод единиц измерения – 2 балла

3. В калориметр с водой, температура которой t 0 , бросили кусочек льда, имевшего температуру 0 о С . После установления теплового равновесия оказалось, что четверть льда не растаяло. Считая известными массу воды М , ее удельную теплоемкость с , удельную теплоту плавления льда λ , найдите начальную массу кусочка льда m .

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения количества теплоты, отданного холодной водой – 2 балла

    Решение уравнения теплового баланса (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 3 балла

    Вывод единиц измерения для проверки расчетной формулы – 1 балл

4. На тетради написано красным карандашом «отлично» и «зеленым» - «хорошо». Имеются два стекла – зеленое и красное. Через какое стекло нужно смотреть, чтобы увидеть слово «отлично»? Свой ответ поясните.

Решение.

    Если красное стекло поднести к записи красным карандашом, то она не будет видна, т.к. красное стекло пропускает только красные лучи и весь фон будет красным.

    Если же рассматривать запись красным карандашом через зеленое стекло, то на зеленом фоне мы увидим слово «отлично», написанное черными буквами, т.к. зеленое стекло не пропускает красные лучи света.

    Чтобы увидеть слово «отлично» в тетради, нужно смотреть через зеленое стекло.

Критерии оценивания:

    Полный ответ – 5 баллов

5. Колба из стекла плотностью 2,5 г/см 3 вместимостью 1,5 л имеет массу 250 г. Груз какой массы надо поместить в колбу, чтобы она утонула в воде? Плотность воды 1 г/см 3 .

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись формулы нахождения силы тяжести, действующей на колбу с грузом – 2 балла

    Запись формулы нахождения силы Архимеда, действующей на колбу, погруженную в воду – 3 балла

Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по физике 8 класс.docx

Библиотека
материалов

Школьный этап олимпиады по физике.

8 класс

    Путешественник.

    Попугай Кеша.

В то утро попугай Кешка, как обычно, собирался сделать доклад о пользе банановодства и бананоедства. Позавтракав 5 бананами, он взял мегафон и полез на «трибуну» - на верхушку пальмы высотой 20 м. На полпути он почувствовал, что с мегафоном ему не добраться до вершины. Тогда он оставил мегафон и полез дальше без него. Сумеет ли Кешка сделать доклад, если для доклада нужен запас энергии в 200 Дж, один съеденный банан позволяет совершить работу в 200 Дж, масса попугая 3 кг, масса мегафона 1 кг? (при расчетах принять g = 10 Н/кг)

    Температура.

о

    Льдина.

плотность льда

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1. Путешественник 1ч 30 мин ехал со скоростью 10 км/ч на верблюде и потом 3 ч – на осле со скоростью 16 км/ч. Какой была средняя скорость путешественника на всем пути?

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись формулы средней скорости движения – 1 балл

    Нахождение пройденного пути на первом этапе движения – 1балл

    Нахождение пройденного пути на втором этапе движения – 1балл

    Математические расчеты, перевод единиц измерения – 2 балла

2. В то утро попугай Кешка, как обычно, собирался сделать доклад о пользе банановодства и бананоедства. Позавтракав 5 бананами, он взял мегафон и полез на «трибуну» - на верхушку пальмы высотой 20м. На полпути он почувствовал, что с мегафоном ему не добраться до вершины. Тогда он оставил мегафон и полез дальше без него. Сумеет ли Кешка сделать доклад, если для доклада нужен запас энергии в 200 Дж, один съеденный банан позволяет совершить работу в 200 Дж, масса попугая 3 кг, масса мегафона 1 кг?

Решение.

Критерии оценивания:

    Нахождение общего запаса энергии от съеденных бананов – 1 балл

    Энергия, затраченная для поднятия тела на высоту h – 2 балла

    Энергия, затраченная Кешкой для подъема на трибуну и выступления – 1 балл

    Математические расчеты, правильная формулировка окончательного ответа – 1 балл

3. В воду массой 1 кг, температура которой 10 о С, вливают 800г кипятка. Какой станет конечная температура смеси? Удельная теплоемкость воды

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения количества теплоты, полученного холодной водой – 1 балл

    Составление уравнения количества теплоты, отданного горячей водой – 1балл

    Запись уравнения теплового баланса – 2балла

    Решение уравнения теплового баланса (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 5 баллов

4. В реке плавает плоская льдина толщиной 0,3 м. Какова высота выступающей над водой части льдины? Плотность воды плотность льда

Решение.

Критерии оценивания:

    Запись условия плавания тел – 1 балл

    Запись формулы нахождения силы тяжести, действующей на льдину – 2 балла

    Запись формулы нахождения силы Архимеда, действующей на льдину в воде – 3 балла

    Решение системы двух уравнений – 3балла

    Математические вычисления – 1 балл

Выбранный для просмотра документ Школьный этап олимпиады по физике 10 класс.docx

Библиотека
материалов

Школьный этап олимпиады по физике.

10 класс

1. Средняя скорость.

2. Эскалатор.

Эскалатор метро поднимает стоящего на нем пассажира за 1 мин. Если же человек будет идти по остановившемуся эскалатору, на подъем уйдет 3 мин. Сколько времени понадобится на подъем, если человек будет идти по движущемуся вверх эскалатору?

3. Ведро со льдом.

М с = 4200 Дж/(кг о λ = 340000 Дж/кг.

t , мин

t , мин минмиминмин

4. Эквивалентная схема.

Найдите сопротивление показанной на рисунке цепи.

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

R - ?

5. Баллистический маятник.

m

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1 . Путешественник добирался из города А до города Б сначала на поезде, а потом на верблюде. Какой была средняя скорость путешественника, если две трети пути он проехал на поезде, а одну треть пути – на верблюде? Скорость поезда 90 км/ч, скорость верблюда 15 км/ч.

Решение.

    Обозначим расстояние между пунктами через s.

Тогда время движения на поезде:

Критерии оценивания:

    Запись формулы нахождения времени на первом этапе пути – 1 балл

    Запись формулы нахождения времени на втором этапе движения – 1балл

    Нахождение всего времени движения – 3 балла

    Вывод расчетной формулы для нахождения средней скорости (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 3 балла

    Математические расчеты – 2 балла.

2. Эскалатор метро поднимает стоящего на нем пассажира за 1мин. Если же человек будет идти по остановившемуся эскалатору, на подъем уйдет 3 мин. Сколько времени понадобится на подъем, если человек будет идти по движущемуся вверх эскалатору?

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения движения для пассажира на движущемся эскалаторе – 1балл

    Составление уравнения движения для пассажира, движущегося на неподвижном эскалаторе – 1 балл

    Составление уравнения движения для движущегося пассажира, на движущемся эскалаторе –2 балла

    Решение системы уравнений, нахождение времени движения для движущегося пассажира на движущемся эскалаторе (вывод расчетной формулы в общем виде без промежуточных вычислений) – 4 балла

    Математические расчеты – 1 балл

3. В ведре находится смесь воды со льдом общей массой М = 10 кг. Ведро внесли в комнату и сразу же начали измерять температуру смеси. Получившаяся зависимость температуры от времени изображена на рисунке. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/(кг о С). Удельная теплота плавления льда λ = 340000 Дж/кг. Определите массу льда в ведре, когда его внесли в комнату. Теплоемкостью ведра пренебречь.

, ˚ С

t , мин минмиминмин

Решение.

Критерии оценивания:

    Составление уравнения количества теплоты, полученного водой – 2 балла

    Составление уравнения количества теплоты, необходимого для плавления льда – 3 балла

    Запись уравнения теплового баланса – 1 балл

    Решение системы уравнений (запись формулы в общем виде, без промежуточных вычислений) – 3 балла

    Математические расчеты – 1 балл

4. Найдите сопротивление цепи, показанной на рисунке.

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

2 R

R - ?

Решение:

    Два правых сопротивления соединены параллельно и вместе дают R .

    Это сопротивление подсоединено последовательно самому правому сопротивлению величиной R . Вместе они дают сопротивление величиной 2 R .

    Таким образом, двигаясь от правого конца цепи к левому, получим, что общее сопротивление между входами цепи равно R .

Критерии оценивания:

    Расчет параллельного соединения двух резисторов – 2 балла

    Расчет последовательного соединения двух резисторов – 2 балла

    Эквивалентная схема цепи – 5 баллов

    Математические вычисления – 1 балл

5. В ящик массой М, подвешенный на тонкой нити, попадает пуля массой m , летевшая горизонтально со скоростью , и застревает в нем. На какую высоту Н поднимается ящик после попадания в него пули?

Решение.


    Рассмотрим систему: ящик-нить-пуля. Эта система является замкнутой, но в ней внутренняя неконсервативная сила трения пули о ящик, работа которой не равна нулю, следовательно, механическая энергия системы не сохраняется.

Выделим три состояния системы:

    При переходе системы из 1 состояния во 2 ее механическая энергия не сохраняется.

Поэтому во втором состоянии применяем закон сохранения импульса в проекции на ось Х: Запишите названия животных в порядке убывания скорости их движения:

    Акула – 500 м/мин

    Бабочка – 8 км/ч

    Муха – 300 м/мин

    Гепард – 112 км/ч

    Черепаха – 6 м/мин

2. Клад.

Обнаружена запись о местонахождении клада: «От старого дуба пройти на север 20 м, повернуть налево и пройти 30 м, повернуть налево и пройти 60 м, повернуть направо и пройти 15 м, повернуть направо и пройти 40 м; здесь копать». Каков путь, который согласно записи, надо пройти, чтобы дойти от дуба до клада? На каком расстоянии от дуба находится клад. Выполните рисунок задачи.

3. Таракан Митрофан.

Таракан Митрофан совершает прогулку по кухне. Первые 10 с он шел со скоростью 1 см/с в направлении на север, затем повернул на запад и прошел 50 см за 10с, 5 с постоял, а затем в направлении на северо-восток со скоростью 2 см/с, проделал путь длиной 20 см. Здесь его настигла нога человека. Сколько времени гулял по кухне таракан Митрофан? Какова средняя скорость движения таракана Митрофана?

4. Гонки на эскалаторе.

Ответы, указания, решения к олимпиадным задачам

1. Запишите названия животных в порядке убывания скорости их движения:

    Акула – 500 м/мин

    Бабочка – 8 км/ч

    Муха – 300 м/мин

    Гепард – 112 км/ч

    Черепаха – 6 м/мин

Решение.

Критерии оценивания:

    Перевод скорости движения бабочки в Международную систему единиц – 1 балл

    Перевод скорости движения мухи в СИ – 1 балл

    Перевод скорости движения гепарда в СИ – 1 балл

    Перевод скорости движения черепахи в СИ – 1 балл

    Запись названия животных в порядке убывания скорости движения – 1 балл.

    • Гепард – 31,1 м/с

      Акула – 500 м/мин

      Муха – 5 м/с

      Бабочка – 2,2 м/с

      Черепаха – 0,1 м/с

2. Обнаружена запись о местонахождении клада: «От старого дуба пройти на север 20 м, повернуть налево и пройти 30м, повернуть налево и пройти 60м, повернуть направо и пройти 15 м, повернуть направо и пройти 40 м; здесь копать». Каков путь, который согласно записи, надо пройти, чтобы дойти от дуба до клада? На каком расстоянии от дуба находится клад. Выполните рисунок задачи.

Решение.

Критерии оценивания:

    Рисунок плана траектории, приняв масштаб: в 1см 10м – 2 балла

    Нахождение пройденного пути – 1балл

    Понимание отличия пройденного пути от перемещения тела – 2балла

3. Таракан Митрофан совершает прогулку по кухне. Первые 10 с он шел со скоростью 1 см/с в направлении на север, затем повернул на запад и прошел 50 см за 10с, 5 с постоял, а затем в направлении на северо-восток со скоростью 2 см/с, проделал путь длиной 20 см.

Здесь его настигла нога человека. Сколько времени гулял по кухне таракан Митрофан? Какова средняя скорость движения таракана Митрофана?

Решение.

Критерии оценивания:

    Нахождение времени движения на третьем этапе движения: – 1балл

    Нахождение пройденного пути на первом этапе движения таракана – 1 балл

    Запись формулы нахождения средней скорости движения таракана – 2балла

    Математические расчеты – 1 балл

4. Два малыша Петя и Вася решили устроить гонки на движущемся вниз эскалаторе. Начав одновременно, они побежали из одной точки, расположенной точно посередине эскалатора, в разные стороны: Петя - вниз, а Вася - вверх по эскалатору. Время, затраченное на дистанцию Васей, оказалось в 3 раза больше Петиного. С какой скоростью движется эскалатор, если друзья на последних соревнованиях показали одинаковый результат, пробежав такую же дистанцию со скоростью 2,1 м/с?

Найдите материал к любому уроку,

Задания для подготовки к муниципальному этапу олимпиады по физике для 7-8 классов


«Олимп2017_78(задания)»

2016-17 учебный год

7 класс

Задание 1. Мальчик в хорошую погоду едет в школу и обратно на велосипеде. При этом он затрачивает на всю дорогу в обе стороны 12 минут. Однажды утром он поехал в школу на велосипеде, но днём погода испортилась, и домой ему пришлось бежать по лужам пешком. При этом на всю дорогу у него ушло 18 минут. За какое время мальчику удастся сбегать из дома в магазин и обратно пешком, если расстояние от дома до магазина вдвое больше, чем до школы? Ответ дать в минутах. Округлить до целых.

Задание 2. Велодром для тренировки спортсменов имеет вид квадрата со стороной а = 1500 м. Два велосипедиста начали свою тренировку, одновременно стартуя с разных углов квадрата, примыкающих к одной стороне со скоростями υ₁ = 36 км/ч и υ₂ = 54 км/ч (см. рис). Определите, через какое время с момента старта произойдет их первая встреча, вторая и третья.

Задание 3. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной кг/м 3 . Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

Задание 4. Если полностью открыть только горячий кран, то ведро объёмом 10 литров наполняется за 100 секунд, а если полностью открыть только холодный кран, то банка объёмом 3 литра наполняется за 24 секунды. Определите, за какое время наполнится водой кастрюля ёмкостью 4,5 литра, если полностью открыть оба крана.

Задание 5. Большой деревянный куб распилили на тысячу одинаковых маленьких кубиков. Используя рис. 7.2, на котором изображён ряд из таких маленьких кубиков и линейка с сантиметровыми делениями, определите объём исходного большого куба.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физике

2016-17 учебный год

8 класс

Задание 1. Поплавок для рыболовной удочки имеет объем см 3 и массу г. К поплавку на леске прикреплено свинцовое грузило, и при этом поплавок плавает, погрузившись на половину своего объема. Найдите массу грузила . Плотность воды кг/м 3 , плотность свинца кг/м 3 .

Задание 2. В сосуд с вертикальными стенками налили воду, ее масса m 1 = 500 г. На сколько процентов изменится гидростатическое давление воды на дне сосуда, если в нее опустить алюминиевый шарик массой m 2 = 300 г так, чтобы он полностью был в воде? Плотность воды ρ 1 = 1,0 г/см 3 , плотность алюминия ρ 2 = 2,7 г/см 3 .

Задание 3. Бассейн спортивного комплекса «Дружба» наполняется водой с помощью трёх одинаковых насосов. Молодой служащий Василий Петров сначала включил только один из насосов. Уже когда бассейн был заполнен на две трети своего объёма, Василий вспомнил про остальные и тоже их включил. Сколько времени заполнялся бассейн в этот раз, если обычно (при трёх работающих насосах) он заполняется за 1,5 ч?

Задание 4. В калориметр, содержащий 100 г воды при температуре 20 ◦ C, бросают лёд массой 20 г при температуре −20 ◦ C. Найдите установившуюся температуру в калориметре. Удельные теплоёмкости воды и льда равны соответственно 4200 Дж/(кг · 0 С) и 2100 Дж/(кг · 0 С). Удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг. Ответ дать в градусах Цельсия. Если ответ не целый, то округлить до десятых.

Задание 5. Восьмиклассник Петя экспериментировал с подаренным ему на день рождения стальным электрическим чайником. В результате опытов оказалось, что кусок льда массой 1 кг, имеющий температуру 0 о С, расплавляется в чайнике за 1,5 мин. Получившаяся вода при этом доходит до кипения за 2 мин. Чему равна масса подаренного Пете чайника? Удельная теплоёмкость стали равна 500 Дж/(кг · 0 С), воды 4200 Дж/(кг · 0 С), удельная теплота плавления льда равна 330 кДж/кг. Теплообменом с окружающей средой пренебречь. Температуры чайника и его содержимого в течение всего эксперимента совпадают.

Просмотр содержимого документа
«Олимп2017_78(решения)»

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физике

2016-17 учебный год

7 класс

1. Решение

Выразим расстояние: S =6V вел. Найдем соотношение между скоростями:

S /V вел +S /V пеш = 18 мин; V пеш = V вел /2; t = 4 S / V пеш = 48 мин.

Критерии оценивания:

Выражено расстояние через скорость - 2 б

Выражено соотношение между скоростями - 2б

Выражено соотношение для времени - 2б

Приведён числовой ответ - 2б.

2. Решение

Выполним перевод скоростей: 36 км/ч = 10 м/с; 54 км/ч = 15м/с. Если мысленно превратить три стороны квадрата в прямую линию, то получается что велосипедисты едут навстречу друг другу по прямой линии. В этом случае время до их первой встречи определяется, как расстояние (равное 3 сторонам квадрата) деленное на их суммарную (относительную) скорость

t ₁ = = = 180 с = 3 мин (1)

Для нахождения интервала времени ∆t , необходимого для расчета времени второй встречи сформулируем задачу: эти велосипедисты после первой встречи начинают движение со своими скоростями в противоположным направлениях и до второй встречи проходят четыре стороны квадрата. Следовательно,

∆t = = = 240 с = 4 мин (2),

Тогда t ₂ = t ₁ + ∆t =7 мин (3)

Очевидно, что t ₃ отличается от t ₂ на тот же самый интервал ∆t , т.к. от момента второй встречи все повторяется, как и после первой, т.е.

t ₃ = t ₂ + ∆t = 7 мин + 4 мин = 11 мин(4)

ОТВЕТ: t ₁ = 3мин, t ₂ = 7 мин, t ₃ = 11 мин.

Критерии оценивания:

Правильно выполнен перевод единиц измерения скоростей

Получено выражение (1) и вычислено время t 1

Получено выражение (3) и вычислено время t 2

Получено выражение (4) и вычислено время t 3

3. Решение

Пусть - масса каждой из частей бруска, и - их плотности. Тогда части бруска имеют объемы и , а весь брусок массу и объем . Средняя плотность бруска

Отсюда находим плотности частей бруска:

Кг/м 3 , кг/м 3 .

Критерии оценивания:

1. Определено, что средняя плотность бруска есть – 1 балл.

2. Определены объемы каждой части бруска и – 2 балла.

3. Определен весь объем бруска – 2 балла.

4. Выражена средняя плотность бруска через – 1 балла.

5. Найдена плотность каждого бруска – по 2 балла.

4. Решение

Расход воды из горячего крана составляет (10 л)/(100 с) = 0,1 л/с, а из холодного крана (3 л)/(24 с) = 0,125 л/с. Следовательно, общий расход воды равен 0,1 л/с + 0,125 л/с = 0,225 л/с. Поэтому кастрюля емкостью 4,5 литра наполнится водой за время (4,5 л)/(0,225 л/с) = 20 с.

ОТВЕТ: кастрюля наполнится водой за 20 с.

Критерии оценивания:

Вычислен расход воды из горячего крана

Вычислен расход воды из холодного крана

Вычислен общий расход воды

Вычислено время наполнения кастрюли

Критерии оценивания:

Рассмотрен ряд из пяти кубиков – 1 балл

Найдена длина ряда кубиков – 2 балла

Найдена длина ребра одного кубика – 2 балла

Найден объём большого куба – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 40.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по физике

2016-17 учебный год

8 класс

1. Решение

На систему, состоящую из поплавка и грузила, действуют направленные вниз силы тяжести (приложена к поплавку) и (приложена к грузилу), а также направленные вверх силы Архимеда (приложена к поплавку) и (приложена к грузилу). В равновесии сумма сил, действующих на систему равна нулю:

.

Критерии оценивания:

1. Нарисован рисунок с приложенными к каждому телу силами – 1 балл.

2. Записана сумма сил, действующих на поплавок (с учетом силы натяжения со стороны лески) – 1 балл.

3. Записана сумма сил, действующих на грузило (с учетом силы натяжения со стороны лески) – 1 балл.

4. Исключена сила натяжения и записано условие равновесия системы – 2 балла.

5. Получено конечное выражение для массы грузила – 2 балла.

6. Получено числовое значение – 1 балл.

2. Решение

Выразим высоту налитой жидкости:

h 1 =m 1 / (ρ в *S ), где S – площадь сечения сосуда. Гидростатическое давление:

p 1 = ρ в gh 1 .

Изменение давления Δp = ρ в gh 2 , где

h 2 = m 2 / (ρ 2 *S ), так как V ш = V в.

Тогда в процентах р 1 – 100%

Δp - х %

Получаем ответ на 2,2%

Критерии оценивания:

Уравнение для давления - 2 балла.

Выражена высота налитой жидкости - 2балла.

Выражено выражение для изменения h - 2балла.

Получено соотношение в % - 2балла.

Критерии оценивания:

Найдено время заполнения бассейна одним насосом – 2 балла.

Найдено время заполнения 2/3 бассейна одним насосом – 2 балла.

Найдено время заполнения 1/3 бассейна тремя насосами – 2 балла.

Найдено время заполнения всего бассейна – 2 балла.

4. Решение

Найдем количество теплоты, необходимое для нагревания льда от -20 до 0 0 С. : 840 Дж.

Найдем количество теплоты, необходимое для охлаждения воды от 20 до 0 0 С: -8400 Дж.

Найдем количество теплоты, необходимое для плавления льда: 6640 Дж.

Баланс количества теплоты в сторону нагревания воды: ΔQ =8400-6680-840= =920Дж.

Тогда установится температура: Δt = 920/(0,12*4200) = 1,8 0 С.

Критерии оценивания:

Перевод единиц - 1 балл.

Записана формула количества теплоты для нагревания льда – 1 балл.

Записана формула количества теплоты для плавления льда – 1 балл.

Записана формула количества теплоты для охлаждения воды – 1 балл.

Вычислена разность количества теплоты - 1балл.

Количество теплоты на нагревание общей массы воды – 2 балла.

Приведён числовой ответ -1 балл.

Критерии оценивания:

Введена мощность чайника – 2 балла.

Уравнение теплового баланса в случае со льдом – 2 балла.

Уравнение теплового баланса в случае с водой – 2 балла.

Найдено значение массы чайника – 2 балла.

21 февраля в доме Правительства РФ состоялась церемония вручения премий Правительства в области образования за 2018 год. Награды лауреатам вручила заместитель Председателя Правительства РФ Т.А. Голикова.

В числе лауреатов премии — сотрудники Лаборатории по работе с одаренными детьми. Премию получили преподаватели национальной сборной РФ на IPhO Виталий Шевченко и Александр Киселев, преподаватели сборной РФ на IJSO Елена Михайловна Снигирёва (химия) и Игорь Киселев (биология) и руководитель сборной РФ проректор МФТИ Артём Анатольевич Воронов.

Основными достижениями, за которые коллектив был удостоен правительственной награды — 5 золотых медалей команды России на IPhO-2017 в Индонезии и 6 золотых медалей команды на IJSO-2017 в Голландии. Каждый школьник привез домой золото!

Такой высокий результат на международной олимпиаде по физике был достигнут командой России впервые. За всю историю существования IPhO с 1967 года ни сборной России, ни сборной СССР никогда раньше не удавалось завоевать пять золотых медалей.

Сложность задач олимпиады и уровень подготовки команд других стран непрерывно растет. Однако сборная России все последние годы оказывается в пятерке лучших команд мира. Для того чтобы добиваться высоких результатов, преподаватели и руководство сборной совершенствуют систему подготовки к межнару в нашей стране. Появились учебные школы, где школьники подробно изучают наиболее трудные разделы программы. Активно создается база экспериментальных задач, выполняя которые ребята готовятся к экспериментальному туру. Проводится регулярная дистанционная работа, в течение года подготовки ребята получают около десяти теоретических домашних заданий. Большое внимание уделяется качественному переводу условий задач на самой олимпиаде. Совершенствуются учебные курсы.

Высокие результаты на международных олимпиадах — это результат долгой работы большого числа педагогов, сотрудников и студентов МФТИ, личных преподавателей на местах, и упорного труда самих школьников. Кроме вышеупомянутых лауреатов премии, огромный вклад в подготовку национальной сборной внесли:

Федор Цыбров (создание задач квалификационных сборов)

Алексей Ноян (экспериментальная подготовка сборной, разработка экспериментального практикума)

Алексей Алексеев (создание задач квалификационных сборов)

Арсений Пикалов (подготовка теоретических материалов и проведение семинарских занятий)

Иван Ерофеев (многолетняя работа по всем направлениям)

Александр Артемьев (проверка домашних заданий)

Никита Семенин (создание задач квалификационных сборов)

Андрей Песков (разработка и создание экспериментальных установок)

Глеб Кузнецов (экспериментальная подготовка сборной)

Задачи для 7 класса

Задача 1. Путешествие Незнайки.

В 4 часа вечера Незнайка проехал мимо километрового столба, на котором было написано 1456 км, а в 7 часов утра мимо столба с надписью 676км. В котором часу Незнайка приедет на станцию, от которой ведется отсчет расстояния?

Задача 2. Термометр .

В некоторых странах, например, США и Канаде измерение температуры производится не по шкале Цельсия, а по шкале Фаренгейта. На рисунке показан такой термометр. Определите цену деления шкалы Цельсия и шкалы Фаренгейта и определите значения температуры.

Задача 3. Непослушные стаканы.

Коля с сестрой Олей стали мыть посуду после ухода гостей. Коля мыл стаканы и, переворачивая, ставил их на стол, а Оля их вытирала полотенцем, потом убирала в шкаф. Но!..Вымытые стаканы плотно приставали к клеенке! Почему?

Задача 4. Персидская поговорка.

Персидская поговорка гласит «Запах муската не скроешь». О каком физическом явлении говорится в этой поговорке? Ответ поясните.

Задача 5. Поездка на лошади.

Предварительный просмотр:

Задачи для 8 класса.

Задача 1. Поездка на лошади.

Путешественник ехал сначала на лошади, а потом на осле. Какую часть пути и какую часть всего времени он ехал на лошади, если средняя скорость путешественника оказалась равной 12км/ч, скорость езды на лошади 30 км/ч, а на осле 6км/ч?

Задача 2. Лед в воде .

Задача 3. Подъемник для слона.

Юные умельцы решили сконструировать для зоопарка подъемник, с помощью которого слона массой 3,6 т можно будет поднимать из клетки на площадку, находящуюся на высоте 10м. Согласно разработанному проекту, подъемник приводится в действие моторчиком от кофемолки мощностью 100Вт, а потери энергии полностью исключены. Сколько времени при этих условиях занимал бы каждый подъем? Считайте g = 10м/с 2 .

Задача 4. Неизвестная жидкость.

В калориметре поочередно нагревают различные жидкости с помощью одного итого же электронагревателя. На рисунке приведены графики зависимости температуры t жидкостей от времени τ. Известно, что в первом опыте калориметр содержал1 кг воды, во втором – другое количество воды, а в третьем 3 кг некоторой жидкости. Какова была масса воды во втором опыте? С какой жидкостью проводили третий опыт?

Задача 5. Барометр.

На шкале барометров иногда делают надписи «Ясно» или «Облачно». Какая из этих записей соответствует более высокому давлению? Почему предсказания барометра не всегда оправдываются? Что будет предсказывать барометр на вершине высокой горы?

Предварительный просмотр:

Задачи для 9 класса.

Задача 1.

Ответ обоснуйте.

Задача 2.

Задача 3.

Сосуд с водой при температуре 10°С поставили на электроплитку. Через 10 минут вода закипела. За какое время в сосуде полностью испарится вода?

Задача 4.

Задача 5.

В стакан, наполненный водой, опустили лед. Изменится ли уровень воды в стакане, когда лед растает? Как изменится уровень воды, если в кусок льда был вморожен свинцовый шарик? (объем шарика считать пренебрежительно малым по сравнению с объемом льда)

Предварительный просмотр:

Задачи для 10 класса.

Задача 1.

Человек, стоящий на берегу реки шириной в 100м хочет переправиться на другой берег, в прямо противоположную точку. Он может это сделать двумя способами:

  1. Плыть все время под углом к течению так, что результирующая скорость будет все время перпендикулярна берегу;
  2. Плыть прямо к противоположному берегу, а расстояние, на которое его снесет течением, пройти затем пешком. Какой способ позволит переправиться быстрее? Плавает он со скоростью 4км/ч, а идет со скоростью 6,4км/ч, скорость течения реки 3км/ч.

Задача 2.

В калориметре поочередно нагревают различные жидкости с помощью одного итого же электронагревателя. На рисунке приведены графики зависимости температуры t жидкостей от времени τ. Известно, что в первом опыте калориметр содержал 1 кг воды, во втором – другое количество воды, а в третьем 3 кг некоторой жидкости. Какова была масса воды во втором опыте? С какой жидкостью проводили третий опыт?

Задача 3.

Тело, имея начальную скорость V 0 = 1 м/c, двигалось равноускоренно и, пройдя некоторое расстояние, приобрело скорость V = 7 м/с. Какова была скорость тела на половине этого расстояния?

Задача 4.

На двух лампочках написано « 220В, 60 Вт» и «220В, 40Вт». Какова мощность тока в каждой из лампочек при последовательном и параллельном включении, если напряжение в сети равно 220В?

Задача 5.

В стакан, наполненный водой, опустили лед. Изменится ли уровень воды в стакане, когда лед растает? Как изменится уровень воды, если в кусок льда был вморожен свинцовый шарик? (объем шарика считать пренебрежительно малым по сравнению с объемом льда).

Задача 3.

Три одинаковых заряда q расположены на одной прямой, на расстоянии l друг от друга. Чему равна потенциальная энергия системы?

Задача 4.

Груз массой m 1 подвешен к пружине жесткостью k и находится в состоянии равновесия. В результате неупругого попадания пули, летящей вертикально вверх, груз пришел в движение и остановился в положении, когда пружина оказалась нерастянутой (и несжатой). Определите скорость пули, если ее масса равна m 2 . Массой пружины пренебречь.

Задача 5.

В стакан, наполненный водой, опустили лед. Изменится ли уровень воды в стакане, когда лед растает? Как изменится уровень воды, если в кусок льда был вморожен свинцовый шарик? (объем шарика считать пренебрежительно малым по сравнению с объемом льда).


Олимпиадные задания по физике 10 класс с решением.

Олимпиадные задания по физике 10 класс

Олимпиадные задания по физике. 10 класс.

В системе, изображенной на рисунке, брусок массой M может скользить по рельсам без трения.
Груз отводят на угол a от вертикали и отпускают.
Определите массу груза m, если угол a при движении системы не меняется.

Тонкостенный заполненный газом цилиндр массой M, высотой H и площадью основания S плавает в воде.
В результате потери герметичности в нижней части цилиндра глубина его погружения увеличилась на величину D H.
Атмосферное давление равно P 0 , температура не меняется.
Каково было начальное давление газа в цилиндре?

Замкнутая металлическая цепочка соединена нитью с осью центробежной машины и вращается с угловой скоростью w .
При этом нить составляет угол a с вертикалью.
Найти расстояние x от центра тяжести цепочки до оси вращения.



Внутри длинной трубы, наполненной воздухом, двигают с постоянной скоростью поршень.
При этом в трубе со скоростью S = 320 м/с распространяется упругая волна.
Считая перепад давлений на границе распространения волны равным P = 1000 Па, оцените перепад температур.
Давление в невозмущенном воздухе P 0 = 10 5 Па, температура T 0 = 300 К.

На рисунке изображены два замкнутых процесса с одним и тем же идеальным газом 1 - 2 - 3 - 1 и 3 - 2 - 4 - 2.
Определите, в каком из них газ совершил большую работу.


Решения олимпиадных задач по физике

Пусть T - сила натяжения нити, a 1 и a 2 - ускорения тел массами M и m.



Записав уравнения движения для каждого из тел вдоль оси x, получим
a 1 M = T·(1- sina ), a 2 m = T·sina .

Поскольку при движении угол a не меняется, то a 2 = a 1 (1- sina ). Легко видеть, что


a 1 a 2
= m(1- sina ) Msina
= 1 1- sina
.

Отсюда

Учитывая сказанное выше, окончательно находим


P = ж
з
и
P 0 + gM S
ц
ч
ш
ж
з
и
1- D H H
ц
ч
ш
.

Для решения этой задачи необходимо заметить,
что центр масс цепочки вращается по окружности радиуса x.
При этом на цепочку действует только сила тяжести, приложенная к центру масс и сила натяжения нити T.
Очевидно, что центростремительное ускорение может обеспечить только горизонтальная составляющая силы натяжения нити.
Поэтому mw 2 x = Tsina .



В вертикальном направлении сумма всех сил, действующих на цепочку, равна нулю; значит mg- Tcosa = 0.

Из полученных уравнений находим ответ


Пусть волна движется в трубе с постоянной скоростью V.
Свяжем эту величину с заданным перепадом давления D P и разностью плотностей D r в невозмущенном воздухе и волне.
Разность давлений разгоняет до скорости V "избыток" воздуха с плотностью D r .
Поэтому в соответствии со вторым законом Ньютона можно записать




Поделив последнее уравнение на уравнение P 0 = R r T 0 / m , получим


D P P 0
= D r r
+ D T T 0
.

Поскольку D r = D P/V 2 , r = P 0 m /(RT), окончательно находим


Численная оценка с учетом данных, приведенных в условии задачи, дает ответ D T » 0,48K.

Для решения задачи необходимо построить графики круговых процессов в координатах P- V,
так как площадь под кривой в таких координатах равна работе.
Результат такого построения приведен на рисунке.