Что такое учебное наглядное пособие. Дидактические средства - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.

2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.

С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.

Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Выделяют следующие виды учебных пособий:

· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);

· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);

· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);

· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.

Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).

Учебное пособие в электронном виде

Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.

Переведём это на школьный язык:

· первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);

· второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);

· третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).

Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?

Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.

Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.

Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.

Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).

Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:

· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;

· повышает эффективность обучения;

· уменьшает время на поиски нужной информации;

· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;

· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;

· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;

· используется в коллективном учебном процессе;

· не заменим для индивидуальной работы.

Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.

Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.

Виды учебно - методических пособий

Все виды учебных пособий в учебном процессе представлены в двух вариантах: традиционный (на бумажном носителе) и технологичный (в электронном виде). И те, и другие выполняют свои собственные задачи и применяются либо как дополнительный материал к изучаемой теме, либо как самостоятельное учебное пособие.

Преимущество электронного учебно-методического пособия заключается в том, что его информацию можно читать в любой последовательности, возвращаясь одним кликом мыши к неусвоенному материалу. За короткое время можно изучить несколько разделов темы, просто переходя по гиперссылкам.

При наличии удобного интерфейса и яркой подачи материала интерес учащегося к самостоятельному изучению предмета будет только возрастать. В первую очередь, это относится к тем учащимся, которые свободно владеют навыками работы на компьютере.

Виды учебно - наглядных пособий

Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:

1. Портреты.

2. Таблицы и схемы.

3. Плакаты.

4. Стенды.

5. Интерактивные комплексы.

6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).

В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:

· резинка – шнуровка;

· веер;

· карусель;

· перекидное табло;

· интерактивные карточки;

По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.

Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.

И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.

У каждого наглядного средства существует ряд дидактических признаков, определяющих рациональную область использования в учебном процессе. Например, такое свойство натуральных образцов, как их реальность, способствует формированию у учащихся правильного представления о форме, цвете и величине объекта. Применение этого вида наглядности дает возможность перейти от наблюдения конкретных образцов к абстрактному мышлению.

Преподаватель предъявляет средства наглядности учащимся на занятии различными способами.

Среди них наиболее часто используются такие: зарисовки на доске;

вывешивание плакатов; применение технических средств обучения; представление информации на графических дисплеях. Преподавателю необходимо знать преимущества каждого из них в учебном процессе. Например, показ диапозитивов занимает меньше времени на изложение материала, чем необходимо для предъявления этой же информации с помощью зарисовок на доске мелом. Способ показа диапозитивов более гибок, чем демонстрация диафильма, поскольку позволяет преподавателю

давать материал в любой последовательности, а при необходимости быстро возвращаться к предыдущим кадрам.

Эффективность применения выбранного средства наглядности во многом определяется методикой и техникой его использования на занятии. Здесь все важно и значимо: место расположения и освещенность средства наглядности в кабинете, его видимость со всех точек кабинета, умелое сочетание

преподавателем слова и демонстрации, время демонстрации, степень подготовленности учащихся к восприятию средства наглядности, педагогическая квалификация преподавателя.

1.1 Наглядность как средство активизации познавательного процесса

Применение наглядности повышает интерес учащихся к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без применения наглядных пособий трудно успешно развивать пространственные представления учащихся. Поэтому, пользуясь наглядными пособиями, можно вооружать учащихся конкретными представлениями о геометрических формах и конструкциях различных предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления учащихся об изучаемом вопросе, сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в обучении большое значение, нельзя ее переоценивать и недооценивать другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного.

В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного.

Наглядные пособия должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы

обеспечить проведение необходимых демонстраций

при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Методика применения наглядных пособий зависят от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Одно и то же наглядное пособие или комплекс наглядных пособий и технических средств различным образом применяются при объяснении нового материала преподавателем, при закреплении знаний и их проверке.

Так, например, при объяснении нового материала по различным темам учебной программы по графике презентации являются органическим дополнением к натуре и к моделям. В сумме эти наглядные средства являются для учащихся источниками знаний. При повторении и обобщение целесообразно воспользоваться одними презентациями.

Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Для каждого пособия должно быть отведено свое место

в общей цепи уроков. В зависимости от содержания и учебной цели урока необходимо применять разнообразные наглядные пособия, что будет способствовать лучшему усвоению учебного материала. Поэтому нужно обеспечить правильную методику применения наглядных пособий.

1. 2Виды наглядных пособий. Дидактические функции наглядности

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

    применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

    наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

    наблюдение должно быть организовано таким обра зом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

    необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

    детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

    привлекать самих учеников к нахождению желае мой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Проекционные экраны.

Для качественного воспроизведения изображений при проецировании необходимо использовать соответствующие экраны. Классифицировать экраны можно по типу конструкций (напольные, настенные, передвижные, складные) и по качеству покрытия, от чего зависит возможность использования экранов с тем или иным видом проекционного оборудования.

Напольные экраны устанавливаются на складных подставках и транспортируются в виде тубуса. Настенные экраны обычно имеют рулонную конструкцию и управляются вручную или электроприводом. Диапазон размеров экранов от 125х125 см до 300х300 см и более.

Активный Экран (ACTIVboard) – интерактивная доска с диагональю 1,25м, 1,62м, 1,99м или 2,46м. Работает совместно с персональным компьютером и проектором данных. Функции программного обеспечения Активстудио позволяют подготовить электронный конспект и представить его аудитории

наиболее эффективно. Электронный карандаш позволяет управлять компьютером через Активный Экран и делать аннотации в любом приложении Windows и на страницах электронного конспекта.

Панель с инфракрасным портом позволяет работать с Активным Экраном из любого места в аудитории.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Восприятие должно сопровождаться и направляться активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план наблюдений, сообщает его результаты. Для усиления восприятия применяются наглядные пособия: показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

В моей работе были изучены и обобщены теоретические материалы, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении по технологии. Также были рассмотрены виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения по технологии. Проанализированы виды технических и программных средств обучения.

В улучшении организации учебной работы и повышения ее качества большую помощь педагогам

оказывают технические, или аудиовизуальные

средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура (диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны), так и специально

созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи, видеозаписи,

кинофильмы, т. е. экранно-звуковые средства.

В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения технологии от использования на уроках современных ТСО и компьютерных технологий. Поэтому процесс информатизации современного общества требует от каждого человека также умения пользоваться персональным компьютером (ПК). Компьютерные технологии, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Таким образом, средства информационных технологий, при соблюдении необходимых условий их применения, оказывают существенную поддержку традиционным средствам, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Структура работы представлена введением, 2 главами, из которых одна представляет собой теоретический анализ литературы по теме работы, вторая - методическую разработку по данной теме; заключением, списком литературы.

Теоретико-методологической основой исследования является теория профессионального образования (А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, Б.А. Райзберг, В.К. Розов), проблемы педагогической аксиологии (В.А. Сластенин и др.).

2.1Практико – методологическая основа

С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно – эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно – математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять её. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно – эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно – практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил обучения:
1. Нельзя игнорировать даже самые простые, технически несовершенные, устаревшие пособия, если они дают положительный результат. Это могут быть, к примеру, самодельные пособия, изготовленные учителем или учащимися. Такие старые пособия порой не дают должного эффекта не потому, что они плохи сами по себе, а потому что неправильно используются.

2. Наглядные пособия необходимо использовать не для того, чтобы «осовременить» процесс обучения, а как важнейшее средство успешного обучения.
3. При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Если учитель даже располагает большим количеством хороших пособий по конкретному учебному

материалу, это не значит, что они все обязательно должны быть использованы на уроке. Это ведет к рассеиванию внимания, и усвоение материала будет затруднено.
4. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. До определенного момента желательно, чтобы все приготовленные наглядные пособия (приборы, карты и пр.) были каким-то образом закрыты от взора учащихся. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Исключение составляют наглядные пособия типа табличек с правильным написанием трудных слов, плакатов каких-либо сложных физико-математических формул, таблиц умножения, математических постоянных величин, которые необходимо запомнить и т. п. Такие наглядные пособия должны постоянно находиться перед глазами учащихся.
5. С целью концентрации внимания учащихся необходимо руководить их наблюдениями. Прежде чем демонстрировать наглядное пособие, нужно разъяснить цель и последовательность наблюдения, предупредить о каких-то побочных, несущественных явлениях.
Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя.

Большинство графических материалов помещается в прило­жении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего ил­люстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновремен­ным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.

Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.

Одни и те же материалы могут быть представлены в различ­ных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.

Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остано­вимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.

1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).

2. Графические схемы, чертежи.

3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).

Наглядно позволяют представить изменение данных на про­тяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного срав­нения разных величин. Временные характеристики в гистограм­мах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.


24 5. Наглядные материалы, их виды и использование

4. Диаграммы с областями (рис. 2).

Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.


5. Наглядные материалы, их виды и использование 25

6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).

Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обраща­ется больше внимания, чем на временные изменения.



5. График (рис. 3).

Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений


7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).

Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.

8. Круговая диаграмма (рис. 6).

Она показывает отношение размеров элементов, образую­щих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы це­лесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важ­ный элемент.

Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выде­лить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.


26 5. Наглядные материалы, их виды и использование


9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).

Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотноше­ние частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).

10. Точечная диаграмма (рис. 8).

Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.

Таким образом, в дипломной работе целесообразно исполь­зовать разные виды наглядно-графических материалов в зависи­мости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

6.1. Общие требования

Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной ра­боте. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная за­писка должна быть переплетена в твердую обложку.

Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интер­вал. Большее расстояние не рекомендуется.

Текст записки следует размещать, соблюдая следующие раз­меры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.

Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирно­сти. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекоменду­ется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная вы­сота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается за­крашивать белой краской с нанесением на том же месте исправ­ленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояс­нительной записки. Число исправлений на одном листе (страни­цы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, назва­ния изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-




28 6. Требования к оформлению

боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.

В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.

Текст основной части пояснительной записки делят на раз­делы, подразделы, пункты.

Заголовки разделов размещают симметрично тексту пропис­ными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строч­ными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заго­ловках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и ос­новным текстом должно составлять 3-4 интервала.

Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обо­значений символов, единиц и терминов», «введение», «заключе­ние», «библиография» печатают на отдельной строке прописны­ми буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть в пол­тора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заго­ловки не допускается).

Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.

6.2. Нумерация страниц

Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отто­чий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.

Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь по­рядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (под­пункт) не следует.


6. Требования к оформлению 29

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фото­графии) следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в рабо­те, должны соответствовать требованиям государственных стан­дартов ЕСКД.

Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нуме­рацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы фор­мата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией поме­щают поясняющую информацию (схема расположения инфор­мации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рису­нок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в ра­боте только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-


30 6. Требования к оформлению

сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации по­мещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .

6.4. Таблицы

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, при­веденных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таб­лица» с указанием номера таблицы (образец оформления табли­цы приведен в приложении 5).

Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не сле­дует и слово «Таблица» не пишут.

При переносе части таблицы на другой лист (страницу) сло­во «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой

Таблица (номер)
Г 1
(название таблицы) (ссылка)
Головка А ^ Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф
Боковик (графа для заголовка) V /
Графы колонки

6. Требования к оформлению 31

частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолже­ние». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Про­должение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной стра­ницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).

6.5. Формулы и уравнения

Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нуме­рацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.

Если в работе приведена только одна формула или уравне­ние, их не нумеруют.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же по­следовательности, в какой они даны в формуле. Значение каж­дого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдель­ную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), ум­ножения (х), деления (:) или других математических знаков.

Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».


32 6. Требования к оформлению

Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна форму­ла или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует пи­сать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».

На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, при­ложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В по­вторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».

Ссылки в тексте на источники допускается приводить в под­строчном примечании. На одной странице подстрочное приме­чание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.

6.7. Перечисления и примечания

Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеро­вать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с аб­зацного отступа.

В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.

Примечания следует помещать при необходимости поясне­ния содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний сле­дует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:

Примечание.

Примечания:

1...........................

2...........................

3...........................

Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).


6. Требования к оформлению 33

Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.

6.9. Перечень условных обозначений

Если в работе принята специфическая терминология, а так­же малораспространенные сокращения, новые символы, обозна­чения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде от­дельного списка.

Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфа­витном порядке слева приводят принятое сокращение, а спра­ва - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.

Если специальные термины, сокращения, символы, обозна­чения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРА­ЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

6.10. Оформление списка основных источников
и литературы

Всю совокупность источников, использованных при выпол­нении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязан­ных частей, которые имеют следующую структуру:

Библиография:

Литература;

Справочная литература;

Периодические издания;

Публикации на иностранных языках.


34 6. Требования к оформлению

Нормативные правовые акты;

Публикации документов;

Нормативно-методические документы;

Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ­
ников, являются:

Архивные документы;

Положения об учреждениях;

Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред­
приятий, и прочее.

К литературе относятся:

Монографии;

Учебники, учебные пособия;

Статьи в различных сборниках.

Примерами справочной литературы могут служить энцикло­педии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.

Периодические издания - журналы, газеты, продолжающие­ся сборники и тому подобные источники.

Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.

Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.

Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.

Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-


6. Требования к оформлению 35

но-технические и методические документы - по изданиям госу­дарственным, ведомственным и т. д.

Сначала приводят диссертации, которые располагают в ал­фавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список не­опубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке изда­ния. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивно­го фонда, описи, делам.

Завершающую группу, включающую положения об учрежде­ниях, различного рода инструкции и прочее, размещают по на­званиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.

При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:

Литература;

Справочная литература;

Периодические издания;

Иноязычные публикации.

Внутри каждой части источники следует располагать в алфа­витном порядке по фамилиям авторов или по названиям. На­звания принимают во внимание, если фамилии авторов не при­ведены.

Пример оформления списка источников приведен в прило­жении 10.

Всю литературу в списке представляют в соответствии с тре­бованиями к оформлению библиографического описания доку­мента ГОСТ Р 7.1.-2003.

Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:


36 6. Требования к оформлению

Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.

Третьим элементом описания являются сведения о месте из­дания, наименования издательства и года издания.

Примеры оформления библиографического описания приве­дены в приложении 11.

При оформлении статей из различных источников - указы­вают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.

Порядок оформления статьи практически такой же как и по­рядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).

Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.

При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной за­писки.


6. Требования к оформлению 37

В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место изда­ния и год издания. В повторных ссылках на стандарты приво­дится обозначение документа, его номер и год принятия, напри­мер: ГОСТ Р 6.30-2003.

6.11. Приложения

Приложения, являющиеся продолжением пояснительной за­писки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссы­лок на них в тексте.

Каждое приложение следует начинать с нового листа (стра­ницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последо­вательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).

При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная про­писной. Если приложений несколько, то указывают номер.

Приложение-дополнение, представляющее собой графиче­ский или раздаточный материал к докладу, оформляют по требо­ваниям представления иллюстративного материала в поясни­тельной записке.

Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным ти­тульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый но­мер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.

Пример оформления титульного листа к раздаточному мате­риалу приведен в приложении 12.

Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дис­кета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.


38 6. Требования к оформлению

Аннотация

Аннотация представляет собой краткую характеристику ди­пломной работы и должна содержать:

Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;

Перечень ключевых слов;

Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде пе­речня перечисленных выше параметров с указанием их количест­ва. Записывают их с красной строки строчными буквами за ис­ключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 прило­жения».

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в имени­тельном падеже, напечатанных в строку через запятые пропис­ными буквами с новой строки после общих сведений о работе.

Текст аннотации должен отражать:

Цель работы;

Методы, средства анализа и полученные результаты;

Эффективность или область применения результатов рабо­ты.

Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приве­ден в приложении 13.

Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.


ЗАЩИТА ДИПЛОМА

Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.

День вашей защиты назначен.

Цель защиты дипломной работы - выявление степени рас­крытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изу­чения проблем, обоснованности выводов и предложений.

На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Вам необходимо как следует подготовиться к самой процеду­ре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непо­следовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уров­ню написания работа представлена четким, логически выстроен­ным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчерки­вает основную ценность и значимость проделанной им работы.

В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наво­дящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из со­держания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной


40 7. Защита диплома

работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, каче­ственных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.

Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступ­ление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государ­ственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст ди­пломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и деталь­но, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кста­ти, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как прави­ло, не в состоянии ответить на большинство задаваемых члена­ми комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы черес­чур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безуслов­но, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хо­рошее знание содержания дипломной работы на защите являет­ся обязательным.

За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также при­мерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать де­сять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав не­много, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами сторон­него наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.

Разумеется, текст выступления надо составить заранее и по­казать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы изла­гали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сде­лает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не мо­жет оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие со­мнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это бу­дет гораздо хуже.


7. Защита диплома 41

В ходе доклада необходимо использовать заранее подготов­ленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), пока­жите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно ожив­ляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.

Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными ма­териалами.

Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:

1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступае­те первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.

2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, по­кажите связь работы с решением практических задач управле­ния. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей ра­боты. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естествен­но, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.

3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и ка­кие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различ­ные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.

4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.

5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связан­ную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ фи­нансовой документации... и т. д.».


42 7. Защита диплома

6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимо­связи источников и т. д.).

7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объ­ясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.

После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.

В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеет­ся около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произ­носят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты при­ведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нуво­риш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оп­товый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспор­тов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, при­нять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена опто­вая, эксперт и т. д. 1

При выступлении с докладом следует стремиться к вырази­тельности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая оконча­ния слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложе­ния всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.

После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-

1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.


7. Защита диплома 43

полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличает­ся предложенное вами решение от существующих?».

После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.

Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомне­нию при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.

Иначе называют дидактическими средствами . Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

- печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

- простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

- технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства - это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры - дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры - это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Универсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

- технические средства обучения (ТСО) ;

- учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

- раздаточный материал - компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

- дидактический материал - карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

- учебно-лабораторное оборудование - оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

- учебно-производственное оборудование - оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения . В данном разделе продукции выделяются...

- ;

- технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений ;

- оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений ;

- учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений .

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на...

- учебные натуральные объекты : препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;

- учебные модели, макеты и муляжи , а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;

- печатные средства обучения : картинки, карточки, таблицы, альбомы;

- экранно-звуковые средства обучения : учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;

- учебные приборы, аппаратуру и устройства : механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;

- прочее оборудование и изделия для школ : учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.

На уроках осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении особую роль играет принцип наглядности .

Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тема урока и возраст учащихся определяют и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали .

Виды наглядных пособий, используемых в обучении: предметы окружающей обстановки, демонстрационные изобразительные пособия, таблицы: познавательные, инструктивные, тренировочные, справочные; счетные приборы; измерительные приборы; иллюстрации; дидактический материал.

Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. - могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки (расчет, измерение, черчение). А с другой -- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.) .

С точки зрения использования наглядные пособия делят на обще классные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то, что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Согласно «методической пирамиде», эффективность такого вида деятельности, как «работа с наглядными пособиями», достаточно высока - 30 % усвоения информации. А можно ли еще увеличить этот процент? -- Оказывается, можно, если руководствоваться китайской пословицей: «Скажи мне -- и я забуду. Покажи мне -- и я запомню. Дай мне сделать самому -- и я пойму». Можно (и нужно!) использовать для демонстрации стандартные наглядные пособия (различные модели, коллекции минералов, гербарии и т.п.), а можно пойти еще и другим путем: самим изготовить оригинальные пособия с обязательным привлечением к этой работе детей. У пионеров и школьников существует хорошая традиция: собирать во время каникул, экскурсий и походов коллекции растений, насекомых или минералов для своей школы.

Такие коллекции обогащают учебные кабинеты школы, являются ценным наглядным пособием, которое помогает учителям укреплять и углублять знания школьников .

Признаки хорошего наглядного пособия:

Доступность сюжета;

Достоверность содержания;

Достаточный формат для фронтальной работы;

Красочность и яркость изображения;

Соответствие содержанию изучаемого материала;

Аккуратность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

Дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был ими перенасыщен;

Время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появляться в нужный момент урока и убираться после завершения работы по нему).

Отечественная дидактика, исходя из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями .

Словесное изложение материала допускает второстепенную информацию, а средства наглядности помогают выделить главное. Именно поэтому наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании словесного изложения материала и использовании средств наглядности. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала .

Использование средств наглядности обеспечивает успешное решение следующих дидактических задач:

развитие у учащихся наглядно-образного мышления;

формирование навыков работы с информацией, представленной в графической форме;

фиксация внимания при усвоении учебного материала;

развитие познавательного интереса;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

конкретизация изучаемых теоретических вопросов;

наглядная систематизация и классификация изученных явлений на схемах, таблицах и т.д .

Печатные наглядные пособия -- обязательный атрибут каждого специализированного учебного кабинета. Занятия по информатике и информационным технологиям проходят в кабинете информатики -- учебно-воспитательном подразделении средней общеобразовательной школы, оснащенном комплектом учебной вычислительной техники, соответствующими учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями. Это психологически, гигиенически и эргономически комфортная среда, организованная так, чтобы в максимальной степени содействовать успешному преподаванию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобретению ими прочных знаний по информатике при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда . Печатные наглядные пособия (плакаты) по информатике и информационным технологиям включены в Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений.