Сейдозеро: тайна природы или древних гиперборейцев?  Ловозерские тундры. Сейдозеро

Сейдозеро (саам. Сейдъявврь) — озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем моря, его длина — 8 км, ширина — от 1,5 до 2,5 км.
Сейд в переводе с саамского означает «священный». В озеро впадает горная река Эльморайок, вытекает река Сейдъяврйок.

На берегу озера находится скала со знаменитым изображением Куйва.
С трех сторон Сейдозеро окружено горами. Они ограждают его от жестоких северных ветров, создавая скрытый от окружающего мира укромный уголок. Некоторые растения встречаются только здесь. На берегах озера растительность богаче и пышнее, чем в соседней тундре — вместо березового криволесья растут остроконечные вековые ели, встречаются заросли голубики и морошки.



С Сейдозером связанно множество легенд. Например про злодея Куйву изображение которого можно увидеть на скале Куйвчорр около Сейдозера. Изображение это гигантских размеров — около 70 метров в высоту и 30 в ширину. Легенда гласит, что замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят. Потревоживших его покой ждет кара. Этим местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору, на которой находится изображение.

Саамы боятся этого места и поклоняются ему. Еще сто лет назад вокруг озера лежали горы оленьих рогов, а ловить рыбу в нем разрешалось только один день в году. Сюда приходили умирать шаманы. На берегах Сейдозера саамы ставили жертвенные камни и гурии (каменные пирамидки, служившие указателями и оберегами). Почти на каждом шагу встречаются сейды — доисторические каменные сооружения.


По мнению ряда писателей-фантастов и уфологов, одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации. Искатели неизведанного изучают эти места с 1922 года. Именно тогда сюда отправилась экспедиция Александра Барченко — врача, оккультиста, а по ряду свидетельств, сотрудника ОГПУ, которое серьезно интересовалось различными психическими феноменами, в частности меряченьем или арктическим психозом, случаи которого были отмечены и на Кольском полуострове. Экспедиция открыла ряд артефактов на основании которых Барченко и сделал заявление о находке Гипербореи. Выдвинутая гипотеза нашла много оппонентов, в их числе был и академик Александр Ферсман, который занимался изучением и геологоразведкой этого края.

В 1938 году Барченко был расстрелян как враг народа и поиски Гипербореи временно прекратились. Возобновлены они были в 1997 году стараниями Валерия Дёмина — доктора философских наук, который организовал к Сейдозеру новую экспедицию «по следам» Барченко. Некоторые находки экспедиции Барченко так и не были обнаружены, зато появились новые открытия. Для их более подробного изучения и поиска новых артефактов Дёмин организовал новые экспедиции в 1998 и в 2001 годах с привлечением большого количества специализированной техники и различных экспертов: от специалистов по геофизике и опытных дайверов для изучения дна озера до экстрасенсов.

Новые поиски прекратились после смерти Дёмина, так и не оставив после себя каких либо весомых научных доказательств о существовании Гипербореи. Зато Сейдозеро обрело всероссийскую и даже мировую славу. Ежегодно сюда направляются тысячи туристов, которые хотят посмотреть на артефакты. В частности, на знаменитое изображение Куйвы, скала с которым находится на берегу озера. До сих пор не утихают споры — найденные экспедициями объекты это и в правду останки какой-то древней цивилизации, либо их создала сама природа?

В Мурманской области расположены ещё минимум 3 озера носящие название Сейдозеро или Сейдъявр.

КОЛДУН КУЙВА - ХОЗЯИН СЕЙДОЗЕРА
Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре (в иных локациях данный персонаж неизвестен, легенды о нём так же популярны именно в этом районе). Также Куйва — сейд, скала, священная для местных саамов, напоминающая о месте «упокоения» великана.
Кстати, Куйва с саамского - старик, что похоже на марийское: кува - старуха.

Легенды про Куйву
В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая (по меркам саамов — это могло быть и несколько десятков человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учинённого Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры.

В одной из легенд Куйва выступает в образе «швета» — тролля или великана, вместе с сообщниками напавшего на саамов, обложившего их данью, но затем загнанного в западню в результате восстания «стариков» (в саамском фольклоре не принято говорить о медведе, а равно о шамане).

Есть ещё одна легенда, где Куйва уже не тролль, а предводитель чудинов, врагов саамов, приходивших с юга и грабивших лопарей. В этой легенде Куйва одним ударом убивает нескольких человек. Возможно, где-то в районе скалы Куйвы имело место удачное для саамов историческое сражение с некими врагами.

С Куйвой связан также мотив «саамаской (лопарской) крови», «крови наших стариков» — якобы окрасившей в красный цвет некоторые почитаемые камни в Ловозерской тундре.

ЛЕГЕНДА ПРО КУЙВУ

Куйво - самая известная достопримечательность озера Сейдозеро. В переводе с саамского Куйво означает "старик". Согласно преданиям, Куйво - это застывшая в камне фигура чудского военачальника. Саамы никогда не видели в человекоподобном очертании на скале покровителя этих мест, однако старались не кричать вблизи него и не думать о нем плохо. Почитание Куйво как божества возникло сравнительно недавно благодаря легендам-новоделам.

таинственный Куйва - изображение на скале Озеро Сейдозеро

Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах и это очень хорошо видно особенно зимой. Отвес стены неровный. Процессы выветривания постепенно разрушают её, раскалывая на части. У подножья скалы - огромная осыпь из продуктов разрушения.
О том, что Куйво имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е. Ферсман обследовал изображение Куйво, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах". Влага на отвесных скалах, скорее всего, берется от тающих сверху снежников, просачиваясь по расщелинам."

Из книги Ферсмана "Воспоминания о камне"
(рассказывает саами Аннушка Кобелева):
"Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шведы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро.
И пошли они настоящей войной - кто с дробвиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить.
Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам.
Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов.
Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли.
Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять...
Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..." Озеро Сейдозеро

легенда, записанная русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова (предположительно жители Ловозёрского погоста):
"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, - прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере.
Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро. Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр."

"Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит".

Координаты: 67°49"52"N 34°45"55"E Озеро Сейдозеро

СТАТЬЯ ПРО ЗАГАДКИ СЕЙДОЗЕРА, ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОБРАТЬСЯ

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) - уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.
Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним горам Хибинам и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.
Озеро Сейдозеро изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации - Гипербореи, поборники материалистической науки - творениями природы.
Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 4 раза. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.
Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров -центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.
В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.
Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды. Озеро Сейдозеро
Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?
Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы
Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко - врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ - помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.
Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза - состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Северное сияние на Сейдозере

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим - в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим - искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.
Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника - астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.
Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.
Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом - легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие - древнюю працивилизацию Гиперборею.
Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.
Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.


Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.
Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.
Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.
В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.
К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.
Островок на СейдозереСледующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.
Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».
Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.
Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.
Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

каменные сейды

Сейдозеро: артефакты и их тайны
Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.
У входа на поляну (восточная сторона) - лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну - площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.
По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.
Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.


Куйва - наскальное изображение человека и оленя
Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.
По лопарской легенде Куйва (Черный человек) - предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.
Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.
Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.
Лаз под землю (утерян)
Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.
Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.


Пирамида на Сейдозере
Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.
Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

Пирамидальный сейд
Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.


Развалины на горе Нинчурт
Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию - с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты - Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.
Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Сейдозеро: как добраться, где находится
Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.
Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.
Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.
Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».
У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам
Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.
Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.
Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.
Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.
От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.
Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр - гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.
Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.
С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.
Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
http://wikimapia.org/1860711/ru/Скала-Куйво
http://www.lovozero.ru/
Загадки Кольского полуострова
http://www.mrevda.ru/
http://seidman.ru/sejd-ozero-legenda-o-kujve
http://www.russiadiscovery.ru/
http://zabroska.su/
Сайт Википедия
http://100чудес.рф/
http://www.photosight.ru/
фото А.Матвеева, А.Насырова, М.Боярского
http://www.fili-davydkovo.info/

По свидетельствам многочисленных легенд древних народов, где-то далеко на севере известного тогда мира, находилась загадочная цивилизация - Гиперборея. Более остальных о далекой и неизвестной стране писали Древние Греки, нередко упоминали персы, спорили жители Индии. Но, несмотря на обилие слухов, все сохранившиеся древние тексты и их переводы повторяют описание, как чудесной страны, так и её жителей – гиперборейцев. Такое совпадение в эпосе разных народов действительно заставляет задуматься о реальности существования Гипербореи.

Города гиперборейцев строились в горах или в близости от них, здания имели форму пирамид, а дороги были вымощены плитами правильной геометрической формы. Жители Гипербореи обладали тайными знаниями, магической силой и очень высокоразвитой техникой (по меркам других современников). По свидетельствам греков, например, гиперборейцы посещали их страну на огромных летающих кораблях.

Зарождение теории о существовании Гипербореи именно в районе Сейдозера приходится на конец 19 начало 20 столетий. Сюда в 1887 году была снаряжена научная группа из Финляднии, искавшая остатки культуры саамов и некого «древнего города», который по гипотезе экспедиции «ушел в болото». Естественно, что искомого города финские исследователи не обнаружили, но и подробные результаты этой экспедиции сегодня нам не известны.

Спустя 35 лет в район Сейдозера была снаряжена отечественная экспедиция во главе с исследователем из «Петроградского института по изучению мозга и психической деятельности» Барченко Александром Васильевичем. Итогом экспедиции стало обнаружение дороги, по описанию сильно напоминающей гиперборейские технологии. Прямоугольные плиты с ровными краями образовывали нечто вроде мостовой, а некоторые каменные образования напомнили исследователям «Гиперборейские пирамиды».

По версии Барченко: нуэйты, саамские шаманы – были потомками древней цивилизации, сохранившими часть магических знаний своих предков. Исследователь предполагал, что жители Гипербореи, обладали знаниями об источнике вечной энергии и пытался открыть эти секреты. Но в 1937 году А. В. Барченко был обвинен в создании масонской секты и приговорен к расстрелу. До сих пор не удалось обнаружить результаты этой экспедиции, а все архивы Барченко посвященные Сейдозеру считаются утраченными, и скорее всего уничтожены.

Подземный город

В конец 90х годов 20го века Исследования загадок Сейдозера были возобновлены. На поиски новых доказательств существования в этих районах древней Гипербореи были отправлены несколько отрядов исследователей. Одной из экспедиций удалось найти следы цивилизации и идентифицировать их искусственное происхождение: наскальные письмена, огромные каменные плиты правильной прямоугольной формы с отверстиями, руины каменных сооружений.

На одной из возвышенностей были обнаружены фрагменты «стены», по своему строению и отделке напоминающей защитное сооружение. В этом же районе был обнаружен искусственный колодец с талой водой, размером примерно 4 на 4 метра, удивительно было то, что строение имело фундамент, представляющий собой каменную кладку. Вряд ли такие необычные сооружения были случайно образованны природными факторами.

Спустя некоторое время, исследовав обнаруженные артефакты, ученые приняли решение обследовать дно озера с помощью гидролокатора и эхолота. Результаты были ошеломляющие: на дне озера существуют несколько глубоких отверстий, уходящих под гору. Возможно это и есть вход в «город шаманов»?

Дальнейшие гео- и гидрофизические исследования показали, что под долиной озера находится огромная подземная пещера, от поверхности её отделяют 9 метров почвы и горной породы, а нижний предел пещеры приборы так и не смогли обнаружить – приборы не осилили глубину более 30 метров. С точки зрения геологии и геодезии, естественных пещер, особенно такого крупного размера в этом регионе не может существовать.

Несмотря на эти утверждения, проверить и визуально подтвердить наличие «города шаманов» на сегодняшний день невозможно, так как проходы и обнаруженные пещеры, находятся ниже уровня озера и наполнены осыпавшимся песком, илом и водой.

Далеко-далеко на севере, среди холодных тундр Кольского полуострова, где солнце летом не заходит за горизонт, а зимой неделями прячется за скалистыми склонами, расположен древний горный массив с красивым необычным названием — Ловозёрские тундры. Это — дикий и суровый край, окутанный таинственными мифами и легендами. Сверху Ловозёрские тундры похожи на большую подкову. Кто-то видит в этой форме сходство с женским лоном (видимо, те же самые извращенцы, которым оно же мерещится в ). Другие заявляют о переплетающихся энергетических потоках и о какой-то особой энергетике. Третьи что-то увлечённо рассказывают про связь с космосом. Четвёртые — про древние цивилизации. Пятые — про пропадающих туристов... Перечислять все эти фантазии можно довольно долго. Факт среди них только один - в центре Ловозёрских тундр расположено озеро Сейдозеро, которое саамы считали святым. Почему — мы и отправимся выяснять сегодня.

Утренний вид из окна моей комнаты. За голубой рябью Ловозера — отвесные стены Ловозёрских тундр. Слева — гора Нинчурт, справа — гора Куамдеспахк. Между ними — широкое ущелье, на дне которого шумит порожистая река Сейдъяврйок, связывающая Сейдозеро с Ловозером.

Заводим мотор на катере и отправляемся в путь. Пересекаем Ловозеро. Погода - шикарная.

Зимы в Ловозерье относительно тёплые (сказывается близость Гольфстрима), но снежные. При этом снег в горах можно встретить даже в августе. Обычно он исчезает лишь с приходом осенних дождей, хотя в иные лета бывает сохраняется до наступления очередной зимы.

Залив Мотка. Отсюда к Сейдозеру ведёт старая дорога длиною в два километра. Сейдъяврйок - несудоходна, поэтому сходим на берег.

Территория вокруг Сейдозера объявлена природным заказником. Несмотря на то, что «озеро» по-саамски - "яввьр", а следовательно Сейдозеро в каноничном саамском варианте должно называться «Сейдъяввьр», природный заказник почему-то называется «Сейдъявврь».

У саамов существует несколько озёр с таким названием, но именно это - самое известное.

Названия практически всех природных объектов в Ловозерье происходят из саамского языка. Значительная часть из них со временем была заменена на русифицированные версии (например — те же озёра Ловозеро и Сейдозеро). Причина этому была сугубо прагматичная — адаптированные названия было удобнее использовать в повседневной жизни. А вот до труднодоступных горных вершин Ловозёрских тундр дела никому не было, поэтому большинство из них сохранили до наших дней свои оригинальные саамские имена.

К слову, сами Ловозёрские тундры по-саамски называются Луяввьр-уррьт («Луяввьр» — саамское название озера Ловозера, «уррьт» — «скалистая гора»). Вообще, если говорить про саамский язык, то он — очень богат на различные термины, связанные с описаниями ландшафта. Например, только для различных водных объектов — рек, ручьёв, озёр и болот — у саамов существует более 60 различных понятий.

Полчаса неспешной прогулки, и мы выходим на берег Сейдозера. Его длина — 8 километров, ширина — от 1,5 до 2,5. Высота над уровнем моря — 189 метров.

Благодаря горам, закрывающим озёрную котловину со всех сторон от суровых северных ветров, на берегах озера образовался особый микроклимат. Местная природа в значительной степени отличается от обычной заполярной: мало того, что здесь собрана целая россыпь эндемичной флоры, так ещё и деревья достигают невообразимой для этой широты высоты в 20 метров.

Так же для Сейдозера характерен какой-то невероятный по местным меркам показатель рыбопродуктивности — общего весового прироста рыбы, получаемого в течение одного сезона — в среднем примерно в 10 раз выше чем в остальных озёрах Кольского полуострова.

Некоторые фантасты уверены, что Сейдозеро — центр древней мифологической цивилизации — Гипербореи. Искатели громких сенсаций посещают эти места начиная с 1922 года, и постоянно делают разные невероятные открытия.

Реальность, конечно, значительно суровее и прозаичнее — ещё на заре Советского союза выяснилось, что Ловозёрские тундры — крупнейший в мире источник различных редкоземельных элементов, в частности — лопарита. По этой причине еще в довоенные годы весь этот район был досконально изучен геологами. Все они над этими «научными открытиями» могут только сочувственно посмеяться.

Кордон егерей. Здесь живут инспекторы заказника.

Когда мы только собирались в это путешествие, моя коллега привезла мне на тестирование новый смартфон от Caterpillar - Cat B15Q. Тогда официальные продажи ещё не стартовали, и единственным источником информации о новинке был ряд распространённых в интернете довольно пресных анонсов. В самом начале я даже сомневался, что этот смартфон вообще реально существует.

Смартфон позиционируется производителем как сверхпрочный и влагозащищённый - как раз для реальных пацанов: суровых экскаваторщиков да бравых путешественников. Распаковать заранее я его не успел, так что на изучение берегов Сейдозера я отправился вот с такой развесёлой жёлтой коробочкой.

Удивительно, но смартфон понравился мне с первых минут. Он довольно тяжёл, но это - приятная тяжесть. Его приятно держать в руках: качественно прорезиненный корпус, идеальная подгонка деталей — всё выдает качественно скроенный продукт. Учитывая сегодняшние тенденции к снижению цены и качества большинства гаджетов, этот продукт - приятное исключение.

Из неожиданных особенностей - две полноразмерных сим-карты. Очень удобно для заграничных поездок - для того чтобы быть на связи можно использовать родную российскую симку, а для дешёвых локальных звонков и интернета - какую-нибудь местную. Стандартный размер сим-карты - тоже скорее плюс, чем минус: в отличие от новомодных микро- и нано-сим - его можно найти в любом забытом богами и операторами мобильной связи месте.

Ещё одна приятная неожиданность - время автономной работы. Несмотря на то что смартфон постоянно пытался найти сеть, а я постоянно пытался проверить на нём почту и сделать очередную фотографию живописных пейзажей Ловозерья, за пять дней периодического активного использования он так и не разрядился.

В первых обзорах Cat B15Q говорилось, что он отлично подойдёт любителям экстремального спорта и представителям мужских профессий, а так же тем, кто работает в сложных погодных условиях - геологам, нефтяникам, морякам. Ни к одной из вышеуказанных категорий я не отношусь, но мне бы в путешествиях такой гаджет точно бы не помешал: хочешь - роняй на скалы, хочешь - топи в реке, а он - работает и работает.

Пока я забавлялся со смартфоном, на воду была спущена надувная лодка. Отплываем от кордона.

Высочайшая точка Ловозёрских тундр — гора Ангвундасчорр («анг» по-саамски - склон, «вунтас» — песок, «чорр» — горный хребет, т.е. её название можно перевести как «гора с песчаным склоном»), её высота — 1126 метров над уровнем моря. А отвесные склоны возвышаются над Сейдозером примерно на 400-500 метров.

Как я уже говорил выше, саамское название озера - Сейдяввьр. «Яввьр» по-саамски означает «озеро». А вот с «сейдом» - всё не так просто. Так уж сложилось, что сегодня довольно распространены различные толкования этого слова, в большинстве своём неверные — сейдами нередко называют оригинальные конструкции из камней — например, сложенные пирамиды либо валуны, стоящие на каменных ножках. Всё это - полная ерунда. Как определяют сейды сами саамы, я описывал в своём недавнем рассказе про , расположенную в Карелии: «Сейд - это дух, обитающий в некоторых приозёрных камнях и скалах, покровительствующий лопарю в разных его промыслах и обладающий сверхъестественной силой».

Главное, что нужно понимать: во-первых, сейдом может быть не только камень, но и любой другой природный объект, например, старая коряга или причудливо растущий на скалах мох, а во-вторых, сейд - это не сам материальный объект, а дух, обитающий в нём. Всё просто.

Саамы свято верили, что в сейдах обитают души умерших шаманов, поэтому относились к ним с большим уважением. Каждый сейд обязательно имел свою легенду, связанную с жизнью шамана, от которого он произошёл. Саамы считали, что духи, живущие в камнях, помогают в жизни — например, в рыбалке, на охоте, либо в путешествиях. Сейдам приносились жертвы, в качестве которых чаще всего выступали оленьи рога, а так же головы и хвосты рыб. Иногда в ход шли целые животные, а так же вещи и деньги.

Как и с любым сакральным местом с сейдами были связаны различные запреты и ограничения. Например, многие святилища были доступны исключительно для мужчин. К некоторым сейдам можно было подходить лишь на коленях, к другим нельзя было приближаться слишком близко, у третьих — громко разговаривать. Саамы чётко разделяли сейды на два типа: одни были публичными, другие — персональными. Публичные сейды обычно ставились на высоких берегах рек и озёр, либо на вершинах гор — так чтобы святилища были хорошо видны издалека. Посещались такие сейды с определённой периодичностью — например, в связи с различными календарными или иными событиями. Если же сейд ставился для частного пользования, то его обычно прятали в каких-либо укромных местах. Считалось что персональные сейды помогали только до тех пор, пока их не увидел чужой глаз. Саамы считали священным не только сам камень, но и место, где он было расположен, — например, гору или остров. Особо почитались скалы так или иначе напоминающие своей формой человека. С сейдами во все времена было связано множество различных легенд. Например, согласно одному из саамских поверий, рыбаки, уходя в море, оставляли в каменном сейде часть своей души, чтобы в случае их гибели её не сожрало мифическое морское чудище. Другая легенда гласит, что сейды, расположенные на архипелаге Кузова в Белом море, — не что иное, как шведские воины, обратившиеся в скалы.

Исследователи считают, что первые сейды появились ещё в железном веке. Интересно, что традиция поклонения духам существовала у саамов вплоть до начала XX века.

В мире существует очень мало сейдов, про которые достоверно можно сказать, что они реально имеют отношение к культовым верованиям саамов. На Сейдозере находится один из них — Куйва. Это 70-метровое нерукотворное стилизованное изображение человеческой фигуры, расположенное на отвесной скале прямо над берегом озера — один из самых известных и почитаемых саамами сейдов.

Издалека оно выглядит как тёмный расплывчатый силуэт, расположенный в правой части светлой отвесной скалы в центре кадра.

С Куйвой связано довольно много легенд и мифов, большинство из которых появились уже в наше время.

Вот, например, отрывок из книги Валерия Дёмина «Гиперборея — праматерь мировой культуры»:

При лобовом солнечном освещении таинственная фигура заметна уже издалека. Менее чем с половины пути она отчетливо из разных точек предстает перед изумленным взором во всей своей загадочной непостижимости. Чем ближе к скале, тем грандиозней зрелище. Никто не знает и не понимает, как и когда появился в центре Русской Лапландии гигантский петроглиф. Да и можно ли его вообще считать петроглифом? По саамской легенде это — Куйва, предводитель коварных иноземцев, которые чуть было не истребили доверчивых и миролюбивых лопарей. Но саамский шаман-нойд призвал на помощь духов и остановил нашествие захватчиков, а самого Куйву обратил в тень на скале.

Спутники ждут моего объяснения, но я медлю: оно может оказаться еще более неправдоподобным, чем саамское предание. Суть же возможного истолкования такова. Вспомните, — говорю я, — похожая фигура, но только гораздо меньшей величины есть в музее атомной бомбардировки Хиросимы: тень человека на бетонной плите — всё что осталось после ядерного взрыва и сверхмощной огненной вспышки. Аналогичная картина и здесь, на скале Куйвы. Остается определить, что за существо таких гигантских размеров могло когда-то обитать на земле и каким оружием оно было уничтожено. Ответить на второй вопрос сегодня не представляет особого труда: превратить любую биомассу в бестелесную тень можно не только в результате ядерной вспышки, но и с помощью лазерного оружия, основанного на принципе ядерной накачки. А ещё — при помощи пучка молний.

Ну а вот каноничная версия происхождения Куйвы, записанная со слов местной жительницы исследователем Ловозёрских тундр академиком Александром Ферсманом:

Так вот слушай. Это было давно-давно, когда меня ещё не было, не было и Василия Васильевича, что пасёт оленей на Малом озере; не было и старика Архипова на Монче-губе; очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали, шветы, а мы лопь были, как лопь - голая, без оружия, даже без дробников, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться; и вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета; а он крепкий был такой, большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейтъявр и Умбозеро.

И пошли они настоящей войной - кто с дробником, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейтъявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины; налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам.

Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов.

Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета; он туда-сюда - никуда ему прохода нет, ни к Сейтъявру спуститься, ни на тундру вылезти; так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты когда будешь на Сейтъявре, сам увидишь великана Куйву - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли.

Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять...

Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах; всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили...

Долгое время только саамские шаманы и старейшины имели право появляться на священном озере, дабы не тревожить покой духов. До сих пор ходит поверье, что Куйва не терпит непочтительного отношения и может не пустить нерадивого туриста на Сейдозеро: наслать плохую погоду, ветер, шторм, метель. Или может спрятаться в скале и не показываться.

Наконец, пара слов про реальное происхождение загадочного силуэта. Проведённое некоторое время назад исследование показало, что Куйва — исключительно природное явление. Это — всего лишь плантация особого грибка, принявшая природную форму. Так что все сравнения с людским силуэтом — не более чем игра человеческого воображения. Но, как бы там ни было, — согласитесь, что выглядит старик Куйва очень эффектно!

Вообще, при ближайшем рассмотрении фактура окружающих Сейдозеро скал — невероятно интересна. Наверняка, геологи могут рассказать множество занятных фактов про все эти разноцветные вкрапления. Я не геолог, поэтому могу лишь констатировать тот факт, что выглядит всё это сочетание очень красиво.


К настоящему времени, по его мнению, размеры основания Луяврурта остались прежними, но высота уменьшилась до 1000 м, образовав в центре массива котловину площадью 40 км 2 и глубиной 800 м. Вот дно этой котловины и за­полнилось водами озера Сейтяввьр, или Сейдозера, куда с гор впадают многочисленные речушки, бегущие из глубо­ких ущелий. «Снаружи со всех сторон света массив букваль­но изъеден горными цирками, размерами от одного до двух с половиной километров. В центральной котловине цирки отсутствуют». О них речь пойдет дальше отдельно.

Лежит Сейдозеро в глубокой горной котловине, где сложился совершенно уникальный микроклимат. И если говорить о фауне и флоре этого удивительного озера, то надо начать с того, что окаймляют его вечнозеленые ельники-зеленомошники 200-300-летнего возраста, реже в этих мес­тах встречается сосна.

Произрастают здесь виды деревьев, которые довольно редко встреча­ются на территории Ловозерского района, такие, как осина и ольха.

Растения, растущие на склонах и вершинах гор, вынуждены приспосаб­ливаться к этим суровым условиям. Постоянное воздействие ветра и снега не дает им вырастать высокими, поэтому ельники лишайниковые очень низкорослые, стелющиеся по земле.

Выше ельника по склонам - березовое криволесье, еще выше - горная тундра и, наконец, - каменная пустыня.

Множество ручейков, берущих начало в горах, собираются в неболь­шие речки и впадают в озеро.

Сейдозеру нет равных водоемов на громадных просторах Крайнего Се­вера России в 11 миллионах квадратных километров. Государственный инспектор Мурманского областного комитета экологии И. Кондратович в статье «Спасем ли заполярную жемчужину?» в газете «Мурманский вест­ник» писал, что интенсивно облавливаемые водоемы области составляют 2-3 килограмма средней рыбопродукции на гектар акватории. Сейдозеро же по данным хоть и двадцатилетней давности в среднем за 15 лет давало 17 килограммов сигов с гектара, а наибольший вылов достигал 35 кило­граммов с гектара в год! Воды озера низкоминерализованы. Одна из осо­бенностей озера - его высокая рыбопродуктивность. Здесь обитает три вида сигов, которые различаются по срокам и местам нереста, строению жаберного аппарата. И ни с каким другим сигом не спутаешь сейдозерский сиг. Его продолжительность жизни может достигать 15 лет, вес - двух- трех килограммов.

Богата флора этого района. Только редких и исчезающих видов расте­ний, занесенных в Красную книгу, более 50-ти.

В котловине озера обитает много видов животных: медведь, лось, олень, лисица, куница, норка, другие. Разнообразен и мир пернатых. Встречаются крохоли, гагары, гуси, кулики, оляпки, лебеди; из куриных - глухарь, те­терев, куропатки.

Ущелье ручья Эльморайок

Загадки озера Духов

Богата древняя земля саамов на места дикие, сказочные, овеянные раз­личными легендами. Имеет она и свою жемчужину - уникальное, непов­торимое в своей красоте, спрятанное в горах озеро Сейдозеро. Если день солнечный, то серебряная гладь озера, укрытая отвесными скалами, спо­койна, приветлива; если через ущелье ворвется ветер - ревет, пенится, гу­дит. И не дай бог оказаться в такое время на озере, лодку в щепки разобьет. И ни про одно из озер не слышала я столько былей-небылей, сколько про Сейдозеро.

Возникает вопрос, почему саамы столько озер называли одним и тем же именем - Сейтяввьр, или Сейдозеро? Многие скажут: так ведь они покло­нялись камням - сейдам. Но старики говорили, что нуэйты, колдуны лап­ландские, запутывали тем самым любопытных, уводя от священных мест. А уж Свято-озеро охранялось особенно. Все знали: есть у саамов чудо-озе­ро - рыбы полное, а как проехать, дойти до него - не ведали.

В конце 20-х годов, как описывает эти события известный этнограф В. В. Чарнолуский, из бедняков саамов была организована промысловая артель.

Варвару Койбину назначили бригадиром рыболовов. Эта саамская жен­щина очень хорошо знала озерное рыболовство, строго соблюдала обычаи дедов и на чужие тони, закрепленные за той или другой семьей, не посяга­ла. Но пришедшие на земли саамов коми-ижемцы узнали, где находятся рыбные тони. Подослали в бригаду Варвары Ваньку Кокулева, а он и выве­дал, где рыбу ловить, открыл и тайный подход к Сейдозеру, а затем из бри­гады ушел. Осенью 1929 года на все саамские озера пришли ижемцы. Упус­тили свое озеро саамы.

В годы войны, когда все мужчины ушли на фронт, остались на Сейдозере два старика и женщины. Руководила ими Агафья Ефимовна Галкина. Вспоминала она, что в военные годы давало озеро столько рыбы, сколько за всю свою долгую жизнь уж больше она не видела. Как будто Сейдушка делился с людьми своим добром.

Долгие годы на Сейдозере жила бригада рыбаков. И были в той брига­де и саамы, и коми, и русские. С 50-х годов бригадирствовал на Свято-озере Иван Григорьевич Терентьев - ветеран совхоза «Тундра», участник Великой Отечественной войны, старейший рыбак не только хозяйства, но, пожалуй, и Ловозера. В его бригаде рыбачил и Иван Иванович Юрьев, ко­торый хорошо знал повадки рыбы, места скопления сига. Мудрый рыбак частенько советами помогал бригадиру. Как когда-то предки саамов лови­ли рыбаки неводами серебристого сига, с синим отливом хариуса, золотис­то-пятнистую кумжу.

Говорят, зимой в нем среди льда кипят ключи косматые, и птицы, что зимуют на озере, прилетают сюда воды испить, звери разные к тем местам тропы прокладывают. Говорят, озеро двойное дно имеет или бездонную дыру, которую старинная молва измерять не велит.

Бригадир Иван Григорьевич Терентьев сетовал: загадки Сейдозера не раз перечеркивали все замыслы рыбаков, построенные на многочисленном опыте: то выдаст рыбу там, где ее до этого никогда не было, то вдруг вооб­ще закрывает все свои кладовые. Тогда даже традиционно рыбные места возвращают рыбакам пустой невод. «По-моему правильно старики гова­ривали, будто под Сейдозером есть другое озеро, сообщающееся с верх­ним. Я сам стоял около той дыры на дне, но так и не решился измерить ее глубину», - делился своими мыслями И. Г. Терентьев.

Существует легенда, что есть место, где Сейдозеро можно вброд перей­ти. Но не нашлось еще смельчака, кто бы проверил это.

А еще есть предание, что у Сейдушки, хозяина озера, есть три дочери, и одаривает хозяин тех рыбаков богатым уловом, которые его дочерям сде­лают равноценные подарки (ими служили нити бисера, монеты). Бесшумно лодки двигались, сети не забрасывались - медленно в воду спускались, и при этом не произносилось ни единого слова. И тогда обещал улов быть сказочно богатым.

Ученый В. Ю. Визе, побывавший в 1910 году в этих местах, написал: «Живут тут только в летнее время так называемые сейдозерские лопари: Кузьма Данилов, Гаврило Захаров, Максим и Федот Галкины с их женка­ми». Максим и Федот - моей родной бабушке Наташе дед и отец будут. Агафье Ефимовне, что в войну на Сейдозере рыбачила, Федот - дядька родной. Из этого воспоминания Визе мы видим, что все лето на Сейдозере жили и рыбачили саамы.

Был там даже своеобразный центр: в праздники съезжались соседи.

Зимой спит Сейдозеро. В древние времена саамы не смели ледяное тело озер протыкать, боясь накликать на себя беду. Об этом говорится в легенде о старом Няле и его сыновьях: «Вынул Нял свой боевой нож и, недолго думая, начал пробивать лед. Ударил ножом в замерзшее тело реки. Нема­лую сделал нарубку, когда подумал: "Смерть мне придет за это: мать-воду поколол ножом"».

Какой интерес все же вызывает у людей наше Сейдозеро! Для саамов - это религиозно-культовое место. Геологов оно привлекает уникальными минералами. Это прекрасное место для туристических походов, рыбалки. Многих манит необыкновенное явление - «меряченье». Питерец Михаил Жавнерко наблюдал его в 1999 году. Находясь на Сейдозере, он будто бы встретил двойников из жизни. В домик рыбаков, где находился Михаил, приходили люди - точная копия его родственников. Энтузиасты уфологи считают район Сейдозера уникальной биогенной зоной и ищут в его окре­стностях снежного человека...

Загадок у озера Сейдозера и окружающих его Ловозерских гор предос­таточно.

Многие тайны происхождения этих магических мест отражены в саам­ских легендах. Одна из них, почти забытая, об олене Мяннташше, за кото­рым гонится Бог Грома - Аййкь. Далее в легенде говорится, что если пер­вая стрела, попадет в оленя, то это вызовет землетрясение и распадутся мас­сивы горы Саамиедны, а из жерл древнейших подземных вулканов Сейдозера в Ловозерах и долины рек Можжевельниковой и Тульока в Хи­бинах вырвется огонь, высохнут озера и реки. Если вторая стрела попадет в лоб оленя, разольется огонь по всей земле. А когда же собаки охотника Грома - Аййкь набросятся на оленя, и он вонзит ему нож в самое сердце, тогда упадут с неба звезды, погибнет Солнце и наступит конец мира.

А может не все в этих легендах вымысел? Может, первая стрела Аййке уже достигла золоторогова оленя Мяннташша? И всего лишь на время зас­нул древний вулкан?

Говаривали саамские рыбаки, что вьют на Сейдозере гнезда белые ле­беди, и словно не лебеди они вовсе, а души лопских предков, с ранней вес­ны до поздней осени охраняющие озеро от недобрых глаз. Вода в озере такая, какой, пожалуй, не сыскать нигде. Особенная, уникальная, с низким содержанием солей. Экологи, взяв пробы из Сейдозера и сделав анализ воды, выяснили: здесь она не условно, а безусловно, чистая. Пей - не напьешься!

Тесно соседствуя с поморами, саамы переняли от них и русские языче­ские праздники. Например, день Ивана Купалы. И саамская молодежь, как бывало на Руси, на Свято-озере цветущий папоротник искала. И горели в эту ночь костры купальские, очищая от болезней прыгающих через них са­амов. Зачатый на озере Духов в Иванову ночь ребенок считался священ­ным дитем. И с трепетом люди обливались водой священного озера. А са­амская молодежь в старину искала травы особые, заговорные, которые по зиме заваривала и втайне от взрослых пила.

Поразительна осень сейдозерская. Такое разнообразие красок, что воз­никает состояние опьяняющей радости от сочетания звенящей яркости ли­ствы и голубизны озера. Вода Свято-озера силой наполняет.

В первом своем интервью о Сейдозере с Александром Борисовичем Гурвицем, который с 60-х годов совершает постоянные путешествия в Ловозерские Тундры, а именно в район Сейдозера, спросила:

Как вы считаете, это место - чаша вулкана?

Разумеется. Об этом говорится и в Атласе Мурманской области...Гурвиц, приходя на Сейдозеро каждый год, изучает биоэнергетику этих мест. По его словам, вся земля схематично поделена на белые и черные поля. Черные представляют собой геопатогенные зоны, то есть зоны, где человек испытывает постоянные стрессы, часто и серьезно болеет и, наоборот, бе­лые - являющиеся биогенными стимуляторами.

Геопатогенные зоны всегда назывались гиблыми местами или местами, проклятыми Богом, которые люди обходили стороной. А Сейдозеро, по его мнению, является уникальным для пополнения жизненной энергии человека.

Побывав на Свято-озере, вновь ощущаешь: живое оно! И вода, и горы, и растительность. Все как будто смотрит настороженно: не причинишь ли вреда? И наступая на березки карликовые, что под ногами к земле пригиба­ются, просишь прощения, потому как опираешься на них всей своей тяжес­тью. По склону на гору карабкаешься, просишь ветви деревьев держать крепко-накрепко, не дать сорваться вниз. Ступаешь на камни влажные да мшистые - просишь их прочно лежать, не дать поскользнуться. В моей же памяти Свято-озеро сохранилось крошечным - разместить на ладони мож­но. Было оно для меня словно родовая вотчина, моя собственность. С та­ким сознанием все годы и жила. Вот ведь странно: в детстве все кажется большим и значимым.

И небывалое удивление пришлось испытать, когда увидела с вершины горы все величие сейдозерское. И уж не ты большая, а озеро! Это оно на­полняет тебя своей непостижимостью. И нет страха перед этим величием, только огромное чувство благодарности Господу, создавшему такую кра­соту, перед которой дух захватывает!

Прекрасно, когда человек во что-то верит. В моем ощущении Сейдозе­ро, как пространство любви, созданное в детстве для меня бабушкой. Там всегда чувствую себя совершенно счастливым человеком. И даже, если не бываю на Сейдозере, оно живет в моем сердце, в моей душе. Иду туда на его зов. Знаю, все дороги, все пути откроет Сейд, если захочет увидеть меня. Без этого зова на Свято-озеро не хожу.

Куйва

Каких только легенд не связано с Сейдозером, но самая известная о Куйве! И по всей вероятности ей не менее тысячи лет. Куйва - это на­скальное изображение распятого саамского бога - гигантский «петрог­лиф» высотой в 72 метра. Много легенд о нем сложено народом. Например:

Куйва - это вполне реальный образ, который живет в параллель­ном астральном мире. У Куйвы, как у человека, настроение меняется в за­висимости от обстоятельств. Сегодня он рад поведению своих дочерей, зав­тра недоволен проказами какой-то из них и может сорвать свой гнев на любом, как принято у нас говорить, попавшем под горячую руку.

С Куйвой мы разобрались. А что же такое Сейд?

Сеййт или Сейды - это духи, представленные астральным миром, и их на Сейдозере множество. Духи озера, гор. Каждый участок горы, каж­дый каньон, ущелье имеют своего хозяина. В определенное время они даже собираются вместе на свои совещания.

А может ли Куйва, по вашему мнению, наказывать туристов и путе­шественников за что-то?

Вполне возможно. Отношение хозяина места к путешественникам и туристам здесь самое различное. Все зависит оттого, как они себя ведут. Если не ругаются, хорошо и внимательно относятся друг к другу в группе, честны и искренни, значит, могут ничего не бояться - все будет хорошо .

Когда Александр Борисович делал снимки Куйвы, его напарник альпи­нист Михаил Хоминок подошел к Куйве и прикоснулся ладонью к старой породе, которая выступала из стены почти на полтора метра. Он так и не понял, что это, то ли лишайник, то ли нагар. И тут странное тревожное чувство охватило альпиниста. Михаил, сняв с пальца перстень, положил его к подножию Куйвы и поскорей отошел от него прочь .

Исследователи Сейдозера дают различные объяснения черному барель­ефу, образовавшемуся на скале: гигантский петроглиф; старая порода, опа­ленная солнцем; тень человека на стене, оставшаяся после ядерного взры­ва; мифический титан, испепеленный молниями; и что уж совершенно неве­роятно - это отпечаток сбитого гиперборейского самолета, врезавшегося в скалу.

Непростое это место, одним словом, - Сейтушкино селение, как сказы­вала моя бабушка. Говорила она мне:

Примет Сейт - всю жизнь будешь под его защитою, не примет... Луч­ше бы принял.

В детстве утром, бывало, выйду из чума и слышу бабушкины наставления:

Умываться к озеру пойдешь - в воду не лезь. Тихонько с Сейтушкой поздоровайся.

И так вот стою я на камушке, а сердечко... Нет, не наклоняюсь, - на колени встаю. Господи! Господи! Кто ты есть, Господи? Может ты и есть Сейтушко? Хорошо-то как! Лучи солнечные из-за горы по воде поползли. Да тут не только говорить, тут дышать грех!

Свершилось! То ли мечта стала явью, то ли чудо какое, только вновь я к озеру подхожу, с Сейтушкой здороваюсь, одариваю его монеткой «сереб­ряной», ниткой бисера и сердцем слушаю - примет меня озеро или нет. Однако приняло! Ждал меня Сейтушко, рад был! Потому как, подойдя к озеру, зримо увидела: поднялся, встал передо мной Сейт прозрачно-молоч­ной тенью и поприветствовал свою уже взрослую дочь.

Помни, внученька, земля - мать родна. Землю пожалеешь, станешь мудрей. Воду чти, без воды человек, что пень сухой. Воду испьешь - моло­дость вернешь. Вода рыбку дает, рыбку съешь - умной станешь!

Ущелье ручья Чивруай

Снежный человек

Живет в саамских мифах лесной дух - Мёць-вуйнас (у Н. Н. Харузина - Мёц - хозяин). Темное существо, мохнатое. Людям зла не делает, если те не досаждают ему. Если же они в лесу песни поют, кричат, шум поднима­ют, то Мёць-вуйнас может рассердиться и дорогу назад не найдешь. Пото­му-то и говорят старики: лес любит тишину и спокойствие.

Про то, что на Сейдозере люди начинают плутать, рассказывал не один человек. Вот, например, история Мингалева Евгения Михайловича, рабо­тавшего долгое время начальником Ловозерского РОВД. Россказням про Сейта он не верил. А однажды с приятелем Александром Ливруком решил сходить через перевал на Сейдозеро (оба увлекались минералогией). Наки­дали в рюкзак камней и подумали: а почему бы им к Куйве не подойти, коль время есть?

Стоял легкий туман, но это их не испугало. Бодрые и веселые они на­правились к месту саамского божества. Напрямик километра два, не более. Идут минут двадцать, Куйвы нет, час - нет. Через два часа вновь на то же самое место пришли. Мингалев говорит: «Слушай, Саня, я не пойму, что такое?» «Понятия не имею», - отвечает ему товарищ. А Куйва опять на них через березки смотрит, как ни в чем не бывало. Мингалев предлагает товарищу: «Давай, Саня, еще раз попробуем к нему подойти, ведь рядом же». И вновь та же самая картина. Два часа проходили и каждый раз ока­зывались у знакомой березки. Уже и смеркаться стало. Не на шутку мужчи­ны перепугались. Уходили на один день, палатки нет, а им еще перевал про­ходить... Решили больше судьбы не испытывать. И пока не вышли на тро­пинку, страх их не покидал.

В 1997 году корреспондент журнала «Наука и религия» Евгений Лаза­рев пришел на гору Сэлсурт в районе Сейдозера. Картина представилась величественной, торжественной. С Сэлсурта Евгений пошел на гору Кемесь-паххчорр. Дошел туда за два часа, осмотрел ее и пошел назад, но тут нале­тел ветер, все заволокло туманом, а вскоре опустилась на горы и темнота. Евгений укрылся за каменной глыбой и лег в спальник. Когда стало светать, в 5 утра, начал спускаться с горы. Шел быстро, потому как за ночь сильно промок. И так шел до 12 дня. Он точно знал, что должен быть склон, но его не было, одно плоское место. Дул ветер со снежной крупой, и тот отрезок, который он проходил за час, теперь преодолевал за семь часов. Водил туман. Не зря же Сэлсурт переводится с саамского, как туманная гора.

Василий Алексеевич Галкин, многие годы проработавший бригадиром оленеводов совхоза «Тундра», вспоминал, что когда он там жил, то вече­ром «никому из детей не позволяли шуметь. Для нас это было страхом... После десяти все игры прекращались. Здесь и озеро и горы особые... В общем, боялись. Потом во сне приснится! Ночью озеро отдыхает, и все отдыхать должны. Какая-то вера такая была...». Далее о том же говорила Мария Гавриловна Медведева: «Женщинам строго-настрого запрещали к Куйве ходить, говорили, что внутри у них все окаменеет». Мария Иванов­на Захарова вспоминала, что в Сейдозере саамы даже посуду не мыли, только в ручьях. А воду для еды из озера брали не ведрами, а черпали ковшиками и не против, а по течению. Вода в Сейдозере не стоячая, из него вытекает бурная река Сейдяврьегк.

В. Н. Демин в журнале «Наука и религия» описал случай, произошедший с участниками экспедиции на острове Могильном, самом большом острове Сейдозера. Не успели они выгрузиться на запретный остров Могильный (где и по сей день встречаются следы жертвоприношений в виде оленьих черепов и рогов), положили на видном месте аппарат "Киев", а через минуту он ис­чез, точно испарился. Про остров Могильный у саамов есть легенда о том, что якобы он плавающий, и когда плывет вдоль берегов Сейдозера, на его остром мысу появляется прекрасная Богиня вод, облаченная в лучи света. Она высматривает мужчин, соблазняет их, а затем безжалостно топит в озере.

Автор статьи «Аномальная зона - рядом» Наталья Анисимова пишет о рассказе Олега Кадола, побывавшего с группой исследователей в 1999 году на Сейдозере. Тот рассказывал ей, что когда они разбили палаточный городок у самых «ног» божества, у них сразу все пошло наперекосяк. Все перессорились и, промаявшись с неделю, перенесли свои палатки подаль­ше от Куйвы.

Исследуя наскальное изображение Куйвы, молодые ученые обнаружи­ли, что изображение это вполне естественного происхождения. «Трещины, проточенные водой в податливой сланцевой поверхности скалы. Русла тре­щин покрыты черными окаменевшими остатками мхов и лишайников, ко­торые и образуют природный рисунок. Одно только непонятно, почему он сохраняется так долго, ведь на сланце постоянно образуются все новые и новые борозды, их сетка очень недолговечна. А Куйва не стареет».

И, наверное, оттого, что в последние годы все чаще стали нарушать покой тундры выстрелы, вой мотоциклов, крики подвыпивших рыбаков-любителей, стало людям казаться, будто бродит в районе Сейдозера снеж­ный человек, прозванный саамскими ребятишками Афоней.

После того, как мы в 1996 году отсняли Сейду, так в народе называют Сейдозеро, и к Мотке пришли, спросил нас Филиппов Максим, который все это время, ожидая, рыбачил на Ловозере:

Не потревожил ли ваш покой Афоня - снежный человек? Он тут вто­рого дня рыбаков ревдинских от берега прогнал. То свистел, то камнями в их избушку кидался, те еле свету дождались, съехали. Они, говорят, и тень его видели.

Честно говоря, мы были удивлены. Все четыре дня нашего пребывания на озере - ни пес Топик не залаял, ни страх нас не посетил.

Александр Даниленок, скептически относящийся к мистике, дал свое, не терпящее возражений, заключение:

Медведя увидели спьяну, а крику подняли...

Местные рыбаки и охотники говорят, что и четверо ревдинских ребят в начале 90-х годов погибли не просто так. Убил их якобы снежный человек, или хозяин леса! В те дни, как сообщают они, рыбаки в очередной раз виде­ли его следы, а накануне он выгнал из леса другую группу парней - види­мо, зашли не туда, вторглись в запретные места. Одну из версий, по какой причине произошло нападение «хозяина» на четверку ребят, мне подсказал охотник из Ревды, - пишет Вадим Чернобров. По его словам, накануне у знакомого в медвежий капкан попал кто-то посильнее медведя, сломал его и выбрался на свободу. Тут и попались ему ребята. Вероятно, совсем не случайно - один из парней был сыном охотника... Не могу сказать, что в этих рассказах правда, а что вымысел, но одно точно - на лицах всех четы­рех ребят в момент гибели застыли гримасы ужаса. Об этом мне говорил и Александр Даниленок, который со спасательной экспедицией мальчишек и нашел.

В 2000 году в экспедиции В. Н. Демина участники ее - Андрей Ширен-ков и Роман Сарапин - на горе Куйвчорр попали в туман и проплутали всю ночь в поисках безопасного спуска. Когда спустились к непроходимо­му болоту, отделявшему их от Сейдозера, вдруг увидели в сотни метрах от себя мужчину с длинной седой бородой и женщину с ребенком. Особенно им запомнилась женщина: кожа белая, волосы белые, одежда белая... Без слов эта троица пошла по самому труднопроходимому месту, свернула в сторону от мужчин и медленно удалилась.

О белой женщине мне довелось уже слышать и от Анны Ефимовны Навохатько, моей двоюродной бабушки, исполнительницы саамских песен, прекрасно знавшей жизнь своего народа, его обычаи и легенды, которая называла эту женщину хозяйкой гор. Кстати, показывалась белая женщи­на и одному из участников экспедиции Барченко, о чем писал в своем днев­нике Александр Кондиайн.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Большакова Н. П. Северная Шамбала // Мурманский вестник. - 1997. - 28 августа.
  2. Верховиков А. Странности озера Сейд // Горняк. - 1993. - 28 сентября.
  3. Гурвиц А. Б. Загадка озера Духов // Природа и человек. - № 11-12. - 1998.
  4. Кожевников А. Солнце ездит на оленях. - М. - 1972.

Короткая обувь из койб с загнутыми вверх узкими носками, по-саамски - коаммэ

Данные об источнике отсутствуют