Что такое выворотность стопы. Выворотность тазобедренных суставов

Ещё раз о выворотности.

В методике по классическому танцу можно прочитать, что почти все упражнения по классическому танцу способствуют развитию выворотности.

Но, наверное, надо правильно понимать слово развитие, ведь можно развивать только то, что уже имеется. Укрепление мышц в выворотном положении тоже является её развитием.

Любая методика описывает упражнение уже в конечном, в идеальном варианте. То есть когда выворотность — уже не проблема.

Иногда кажется, что классический танец — искусство для «избранных».

И если от природы у Вас нет выворотности, то Вам «не грозит» ни одна из танцевальных Академий. Вас туда просто не возьмут.

Выводы напрашиваются сами. Сначала надо выработать выворотность, а потом перейти к изучению упражнений, которые на практике способствуют её укреплению.

Сами по себе упражнения выворотность не вырабатывают. Её вырабатываете Вы лично, уделяя должное внимание правильности выполнения упражнения.

А что делать, если её просто нет?

Не каждому от рождения дана идеальная выворотность, которой мы могли бы воспользоваться уже на первых занятиях. Многим из нас над выворотностью придётся поработать и не один год.

Вы находитесь в самом начале обучения. Задержитесь подольше на специальных упражнения для выворотности.

То что Вы сейчас строите — это фундамент Вашего здания, которое Вы отстроите в будущем. Чем прочнее фундамент, тем надёжнее здание.

Займитесь основательно выворотностью.

Не считайте это потерей времени. Не думайте, что за это время, Вы бы могли выучить пять или десять новых упражнений в классическом танце. Потому что даже если Вы их разберёте и начнёте работать на невыворотные ноги, они не дадут Вам нужного результата.

Выработав выворотность сейчас, Вы наверстаете упущенное, а лучше сказать уделённое этому время в дальнейшем.

Если не учитывать выворотность ног и перейти сразу к разучиванию движений из пятой позиции, то людям с небольшой выворотностью, не удастся правильно выполнить движение.

Во-первых, не будут натянуты колени; во-вторых, стопа, особенно та, что будет стоять впереди при пятой позиции ног, примет неправильное положение и не будет в должном рабочем состоянии. Всё вместе это приведёт к неправильной работе мышц ног. А следовательно нельзя рассчитывать, что мы увидим хорошие результаты от работы.

Но на этом не закончится. Мы перейдем к разучиванию следующих упражнений на неправильно поставленное тело.

Остановитесь и подумайте: «Вам это надо?» «Вы этого хотите?»

Думаю, что нет.

Не торопитесь с пятой позицией. Замените её третьей и уделите должное внимание ежедневной работе над выворотностью ног.

Подвздошно-поясничная мышца обеспечивает переднюю и боковую поддержку спины. Также обеспечивает сгибание туловища. В нее входит большая поясничная мышца. Вместе с подвздошной они формируют единую систему, отвечающую за баланс туловища. Подвздошно-поясничная – одна из самых мощных, обеспечивающих сгибательные движения.

Анатомия

Анатомия подвздошно-поясничная мышца: она входит в группу тазовых. Формируется в основном из двух основных. Первая – подвздошная, вторая – большая поясничная (иногда имеется еще и малая). Тянется из области таза через лакуну (сзади паховой связки) вниз. Сначала проходит спереди бедренного сустава, прикрывает собой его головку и впадинку. Затем доходит до области самого бедра.

Строение: поясничная большая – толстая, в форме веретена, располагается в брюшном прессе, плотно прилегает к позвонкам. Она обеспечивает движение бедер. Подвздошная – плоская, большая, расположена глубоко в ямке. Выполняет аналогичные поясничной действия. Малая имеется у 40 процентов населения. Она помогает созданию кривой для наклонов тела назад.

Прикрепление и иннервация

Подвздошная и поясничная крепятся небольшими сухожилиями к вертелу бедра. Малая – к верхней части лобковой кости, большая начинается на латеральной поверхности, следует вниз и там соединяется с подвздошной. Она берет начало вверху ямки. Затем крепится к внутреннему гребню. Иннервация подвздошно-поясничной – мышечное сплетение в поясничной области.

Особенности

Функции подвздошно поясничной мышцы строго ограничены двумя направлениями. Она практически не принимает участия при передвижении.

Основная задача подвздошно-поясничной – обеспечение баланса туловища, во время фиксации суставов.

При выпрямлении мышца сильно напрягается, усиливает лордоз. Особенно эффективна на начальных этапах сокращения, если бедро выпрямлено. Подвздошно-поясничное сплетение участвует в наклонах таза.

Чем чревата слабость мышцы?

Ее ослабление может способствовать формированию «плоской спины» или появлению сутулости. Напряжение в задней области тазобедренного сустава провоцирует вытяжение бедер. В нормальном состоянии подвздошно-поясничная создает опору и противодействует сильному напряжению.

Если появилась сутулость, то при длительном растяжении связки в передней части тазобедренного сустава ощущают сильный стресс. Это чревато нарушением стабильности, мышечным дисбалансом вследствие сильной компенсации ткани, появлением остеохондроза.

Слабость мышцы и спорт

Подвздошно-поясничная мышца имеет большое значение в спорте, так как участвует во многих дисциплинах – беговых, прыжках, гимнастика, велоспорт, футбол и т.д. В нормальном состоянии происходит сгибание бедра, повышается силовая выносливость организма.

Слабость мышцы приводит к снижению сгибания тазобедренного сустава. Возникают трудности при движении тела. Например, подъем в гору, человеку тяжело встать из сидячего положения. При нарушении функции подвздошно поясничной мышцы болит в области тазобедренного сустава.

Ухудшается качество бега и шага и тренировок. Тяжелоатлетам становится невозможным долго удерживать «треугольники», когда корпус наклоняется вперед, а нижние конечности должны быть согнуты. Спортсмены не могут сделать сильный рывок, поднять большой вес, нормально оттолкнуться для прыжка.

Укрепление мышцы

Крепкие подвздошно-поясничные мышцы помогают развить хорошую скорость, большую силу и ловкость. Особенно это важно в легкой атлетике. Базовые упражнения:

  1. Поднятие ног из положения «лежа на спине».
  2. «Уголок» сидя.

Выполнять упражнение можно на турнике. Человек повисает на руках. Обе ноги подтягиваются к груди, чтоб ее коснулись колени. Разрешается помогать локтями.

Растяжка подвздошно-поясничной мышцы

Растяжка мышцы помогает «удлинить» ее, избавиться от дискомфорта из-за сильного давления других мышц. Самые простые упражнения:

Самое простое упражнение – мостик. Нужно лечь на пол, согнуть и притянуть ноги ближе к ягодицам. Руки расположены на полу – вдоль тела. Затем оно постепенно приподнимается. Упражнение повторяется несколько раз.

Синдром мышцы

Синдром подвздошно поясничной мышцы считается вторичным, появляется на фоне вертебральной патологии или вследствие тендиноза, тендовагинита и других воспалений и нарушений. Они появляются после травм, тазовых воспалительных, дистрофических или онкологических заболеваний.

Синдром может возникнуть на фоне артрита суставов, переломов и трещин бедренной шейки, в начале асептического некроза головки. Нарушение работы подвздошно-поясничного сплетения встречается в 40 процентах случаев. В основном при болезнях тазобедренного сустава и только в 2,5 – как самостоятельная, отдельная патология, которая чаще встречается у молодых людей.

Причины поражения подвздошно-поясничной мышцы

Нарушение функций мышцы может иметь много причин. К ним относится нарушение тонуса (или он разниться) в волокнах, неправильные точки фиксации, травмы костей, бедра, удлинение или укорочение мышечных структур.

Симптомы ослабления мышцы

Первым, и самым частым, признаком является нарушение походки. Человек постоянно спотыкается, с трудом поднимает ноги. Могут появиться боли в поясничной области. Меняется высота гребней. В итоге в области таза начинают смещаться внутренние органы.

Меняется осанка. Появляется тендинит. При поражении любой из поясничных мышц формируется сколиоз (изгиб тела влево или вправо). Может появиться синдром мышцы. Это сопровождается воспалением суставов, болями, как при артрите.

Лечение мышцы

При нарушении подвздошно поясничной мышцы лечение назначается на первых стадиях, комплексное. Оно включает в себя:

  • разгрузочный режим;
  • постизометрическую релаксацию с мануальным терапевтом;
  • ношение специального бандажа;
  • ЛФК для укрепления мышц.

Одновременно во время лечения назначаются обезболивающие блокады, противовоспалительные и общеукрепляющие препараты, миорелаксанты и гидрокинезотерапия. На поздних стадиях проводятся хирургические операции. Обычно удлиняется или укорачивается мышечный пучок.

Лечебная гимнастика

ЛФК (лечебная гимнастика) состоит из комплекса простых упражнений, которые делаются дважды или трижды в неделю. В ЛФК входят:

  • короткий и длинный выпады;
  • упражнения на бедра;
  • сгибание ног в положении лежа;
  • хват над коленом.

Это базовые методики для лечения, которые могут дополняться другими. Это способствует укреплению различных мышц, снижает риск заболеваний спины, позвоночника, частично помогает устранить болевой синдром, улучшает кровоснабжение, повышает тонус.

Спазм

Почему возникают спазмы? Это своеобразная реакция организма на боль. При этом повреждаются бедренные нервы. Если они остаются в таком состоянии длительный период и при отсутствии лечения, то это может привести к серьезным осложнениям двигательного аппарата. Для устранения спазмов применяется:

Хорошо помогают избавиться от спазмов подвздошной и поясничной мышц упражнения на растяжку и расслабление. Перед их выполнением необходима консультация врача.

Комплекс упражнений для мышц

Для пояснично-подвздошной мышцы предусмотрен специальный комплекс упражнений. Например, в позе «лежа на спине» нужно согнуть ноги в коленях и попробовать опускать каждую ногу по очереди, так чтобы конечность коснулась горизонтальной поверхности. Другие упражнения:

  1. Поднятие ног из положения «лежа на спине». Руки убираются за голову. Во время поднятия ног поясница должна быть прямой и оставаться на полу. Конечности поднимаются попеременно – на 3-4 смантиметра над поверхностью. Упражнение выполнятся для каждой от 10-ти до 15-ти раз.
  2. «Сидячий уголок». Нужно лечь на ровную горизонтальную поверхность и поднять голени. Ноги сгибаются в коленях под углом в девяносто градусов. Затем постепенно поднимается верхняя часть туловища. Как только образуется «уголок» продержаться в этой позе 15 секунд. Манипуляции повторяются десять раз.

Лечь на спину и руками обхватить одно колено. Пытаться преодолеть сопротивление, с усилием отводя согнутую конечность в сторону. Упражнение выполняется для обеих ног.

Тренировки на растяжку и укрепление подвздошной и поясничной мышц позволят избежать ряда осложнений и заболеваний. Особенно гимнастика важна для спортсменов. При первых симптомах нарушения функций мышцы нужно обратиться к врачу. Это поможет предотвратить хирургическое вмешательство.

Вылечить артроз без лекарств? Это возможно!

Получите бесплатно книгу «Пошаговый план восстановления подвижности коленных и тазобедренных суставов при артрозе» и начинайте выздоравливать без дорогого лечения и операций!

Получить книгу

Для каждого мужчины очень важна его полноценная сексуальная активность. Но многие из них даже не догадываются о том, что эта функция зависит от того, насколько крепка лобково-копчиковая мышца (m. pubococcygeus), которая находится в области таза. Ее роль очень велика, поскольку данная мышца связана с предстательной железой, отвечающей за половую систему мужчины.

Мышца, называемая лобково-копчиковой, является частью m. levator ani – поднимающей задний проход. Она ощущается при проблемах с мочеиспусканием, регулирует ритм мышечных сокращений в период активности полового члена и в момент оргазма.

От того, насколько натренирована эта мышца, зависит поддержка всех органов. Данный мускул препятствует опущению тазовых органов, что играет большую роль в состоянии всего организма.

У мужчин, которые длительное время в течение суток задействованы на сидячей работе, m. pubococcygeus начинает ослабевать и атрофироваться, поскольку находится в бездействии. Происходит это по причине опущения тазового дна вниз и ослабления сексуальной мышцы.

Последствиями данной патологии становятся такие нарушения:

  • уменьшение сексуального интереса;
  • нарастание жирового слоя на мышце;
  • обменные процессы нарушаются;
  • снижается выработка мужских гормонов.

Но удивительно то, что функциональность половой активности снижается не сразу. Также мужчина не испытывает никаких болезненных ощущений, да и результаты исследований мочи в норме. Однако именно это нарушение и вызывает ряд болезней, связанных с предстательной железой.

Описание упражнений

Как и все другие мускулы, лонно-копчиковая нуждается в тренировке. Но для того чтобы приступить к упражнениям, необходимо ее сначала найти и почувствовать.

Самым легким методом считается остановка выделения мочи в период, когда мужчина ходит в туалет «по-маленькому». Делать это нужно следующим образом: пальцы необходимо расположить между анусом и яичками и на несколько секунд прекратить мочеиспускание. В этот период лобково-копчиковая мышца будет напряжена и ее можно четко ощутить.

Сделать это можно и другим способом. В то время, когда половой орган находится в состоянии эрекции, нужно встряхнуть половым членом, тогда мужчина отчетливо ощутит данный мускул.

Начинаться тренировка лобково-копчиковой мышцы должна с самых простых действий, таких как кратковременная задержка струи мочи. Повторять такую процедуру необходимо не меньше трех раз при каждом мочеиспускании. Только после двух-трех дней таких упражнения можно усилить тренировки другими методами.

Следующее упражнение предполагает такую процедуру:

  • сделав вдох, нужно сконцентрироваться на необходимой мышце;
  • совершая выдох, m. pubococcygeus напрягают (одновременно сжимаются мышцы лица).

Делать эти манипуляции следует десять раз по три подхода. После двух дней тренировок можно увеличить количество подходов. Таким образом, улучшается кровоснабжение полового органа, что приводит к улучшению его функции.

После того как описанные выше упражнения будут освоены, можно спокойно усложнять их. Для этого необходимую мышцу нужно держать в напряжении в течение трех секунд. При этом происходит трехсекундное чередование расслабления и напряжения мускула. Это время следует постепенно увеличивать и промежутки должны быть равными.

Эффективность этих тренировок зависит от того, насколько быстро мужчина способен приводить лобково-копчиковую мышцу в состояние напряжения и расслабления. Связь между лицевыми мышцами и m. pubococcygeus очень велика.

Первоначально тренироваться можно в положении сидя, но наибольшая эффективность будет достигнута, если человек, тренирующий m. pubococcygeus, будет выполнять упражнения, находясь лежа или стоя.

Особенности тренировок

Выполнять эти тренировки можно в разных местах, так как процесс упражнений, концентрация и напряжение, не заметен постороннему глазу. Конечно, активность мимической мускулатуры повышает эффективность от тренировок, но для выполнения более частых процедур можно обойтись и без этой части методики.

Для того чтобы не привести к болезненным ощущениям, необходимо увеличивать количество упражнений и силу напряжения постепенно. Очень удобно выполнять процедуры в те моменты, когда у самого мужчины они не будут вызывать дискомфорта. При этом стоит помнить, что все эти тренировки больше всего являются профилактикой, а не лечением заболеваний предстательной железы. Поэтому, если имеются симптомы заболеваний простаты, эректильной дисфункции, необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом.

Тренировать m. pubococcygeus можно лишь в том случае, если нет противопоказаний. Делаются упражнения по укреплению лобково-копчиковой мышцы для увеличения сексуальной активности, а также для придания уверенности в себе. К тому же очень часто эти тренировки способствуют лечению заболеваний предстательной железы.

Самые полные ответы на вопросы по теме: "упражнения на выворотность тазобедренных суставов".

Это одна из самых болезненных тем для танцоров, особенно начинающих. То, без чего не обойтись ни в одном профессиональном танцевальном направлении, начиная с классики, заканчивая современной хореографией. То, что так сложно наработать при отсутствии природных данных. Давайте, разберемся сперва, что такое выворотность и в чем ее необходимость?

Так как понятие «выворотность» родом из классического танца, то, пожалуй, правильнее всего обратиться за определением к корефею русского балета, профессору хореографии - Агриппине Яковлевне Вагановой, точнее к ее труду, замечательной книге «Основы классического танца». «Выворотность - анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Выворотность заключается в том, что колено выворачивается наружу значительно дальше, чем ему свойственно; вместе с ним поворачивается наружу и ступня - это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота - повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость. Вследствие этого поворота получается свобода движения в бедренном суставе, ногу можно свободнее отводить в сторону, а также скрещивать ноги между собой. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены строением тазобедренного сустава.»

В зависимости от щедрости матушки природы каждый имеет свои индивидуальные данные, поэтому выворотность бывает врожденной и приобретенной. Гораздо легче тому, кто выворотный от природы, но тут тоже есть свой нюанс. Иногда встречаю людей с отличной «верхней» выворотностью (полностью раскрытым пахом), но с почти полным отсутствием «нижней» (колени не разворачиваются или стопы предательски складываются в «домик»). Таким танцорам легко даются grand battement jeté в сторону, положения passe и cou-de-pied, так как получается идеально удерживать угол бедра, однако V позиция далека от идеала, а во время исполения пируэтов или адажио опорная нога выглядит далеко не лучшим образом. Случается видеть и обратную картину - идеальная возможность разворота колен и стоп при абсолютной завернутости тазовых костей и без постоянного развития выворотности тазобедренного сустава, у станка этим танцорам делать просто нечего! Так часто я замечаю моральные страдания и первых и вторых! Именно для вас, у кого не все в порядке с выворотностью, кого расстраивают даже разговоры о ней, я собрала топ 9 эффективных упражнений, которые помогут сделать чище V позицию и grand plie без завала коленей!

Прежде, чем перейдем непосредственно к рекомендациям, хочу немного тебя приободрить. Неужели ты думаешь, что каждая балерина обладает идеальной выворотностью (и «верхней», и «нижней»)? Может я тебя разочарую, но это не так! Балерины, как и любые профессиональные танцоры, очень хорошо осведомлены насчет своих природных данных и умеют подчеркивть свои сильные стороны, нивелируя слабые. Можно, грубо говоря, мастерски «работать» на верхней выворотности, маскируя недостаточную нижнюю - различных способов и уловок у профиков много, они в свою очередь умеют ими грамотно пользоваться. Но статья вовсе не об этом, я это к тому, что идеальных танцоров нет, и не стоит сдаваться только потому, что ты не подходишь под шаблонный стандарт классической балерины. Тебе есть куда стремиться и над чем работать, а природная выворотность - это еще не показатель того, имеет ли смысл тебе танцевать. К тому же проблема выворотности вполне решаема, если взяться за дело основательно и с настроением. Быстрых результатов не жди, так как для развития этих данных требуются недели, а то и месяцы каждодневного и кропотливого труда. И еще - все упражнения выполняются только после разогрева (о видах и пользе разогрева читай в предыдущих статьях).

Что такое выворотность ног, зачем она нужна, как её разработать, можно ли развить выворотность во взрослом возрасте – этими и многими другими вопросами задаётся каждый, кто занимается не только танцами, но и боевыми и духовными практиками (единоборства и йога).

Начнем по порядку:

Выворотность ног - это способность развернуть ноги, в положение en dehors, когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность – самая, в этом отношении, расширенная выворотность, так как затрагивает и тазобедренный сустав и коленный и голеностопный.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата и не зависит от функции мышечной системы. Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины, т.е. если вертлужная впадина неглубокая (рис 1.), а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные, можно ожидать хорошую выворотность, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах (рис 2.), которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Определить степень выворотности просто: если при глубоком приседании оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями – выворотность хорошая, если при приседании колени широко не раскрываются, а уходят вперед – выворотность недостаточна.

иллюстрация «Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

При прочих равных данных – высокий подъем, хорошая птичка, растянутые спина, иксовые ноги – именно выворотность балетных позиций создает образ классического танца.

Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют её разрабатыванию?

Кроме эстетического аспекта – выворотные позиции всегда придают танцу художественную законченность – выворотность носит и более практическую функцию. С её помощью можно выполнять высокоамплитудны е отведения бедра, при относительно ровном положении корпуса, таким образом, это способ расширения спектра движения человека, что в той или иной степени присуще любому танцу. Проще говоря, выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия, так как при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, т.е. устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

Исходное положение - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в исходное положение

Лягушка» (пассивное). Исходное положение – лечь на живот, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится и оказывает давление на крестец,прижимая поясницу к полу. Почувствовать работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно зажав монетку

Факторы, которые учитываются при отборе детей для занятий хореографией.

При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких, как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

РОСТ
Большое значение для танца, в особенности классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие – развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.
Волнообразность темпов роста и развития определяет необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11-12 до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста – периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 10-11 лет. Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее.
В 8-9 лет у девочек наступает препубертантный период. У мальчиков он наступает в 10-12-13 лет. Костная система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможно его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой. В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм. Дети в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.
В 12-14 лет наступает пубертатный период, период полового созревания детей. В это время в их организме происходят резкие эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. У детей этого возраста меняются пропорции тела. У девочек после интенсивного роста нижних конечностей начинается увеличение поперечника таза и ширины грудной клетки. У мальчиков происходит максимальное увеличение поперечника таза, окончательное вытягивание туловища, увеличение объема грудной клетки. Кости утолщаются. Окончательно устанавливаются изгибы позвоночника. Нарастает мышечная масса, увеличивается сила и выносливость мышц.
Наиболее благоприятный возраст для восприятия движений в хореографии – 10-11 лет, а затем – 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.
С точки зрения обучения хореографии большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе из развития.
ПРОПОРЦИИ ТЕЛА
Различают три основных типа или формы пропорции тела: первая форма – долихоморфная – характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными руками и ногами, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма – брахиморфная – в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма – мезоморфная – представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими.
В хореографии предпочтение отдается долихоморфному и мезоморфному типам сложения.
ОСАНКА
Для занятий танцем важно иметь не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.
В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины; продольная (сагиттальная), которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую; передне-задняя (фронтальная), учитывающая строение передней и задней частей тела.
Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцо-копчиковый (назад). При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.
В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.
В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения, как асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лондоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены.
Как отклонения в осанке рассматриваются О-образные и Х-образные ноги. В Х-образных ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О-образных ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга. Некоторые формы Х-образных и О-образных ног поддаются исправлению путем применения специальных тренировочных упражнений.
Серьезным недостатком осанки считаются плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.
ВЫВОРОТНОСТЬ НОГ

Не маловажный термин в балете - выворотность.
Её начинают разрабатывать буквально с самой первой ступени, и то, развить ее в совершенстве получается не у всех.
Если балерина не выворотна – то движения смотрятся скованными и неуклюжими.
Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.
Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.
Дополнительную проверку выворотности проводят выполнением упражнения, так называемой «лягушки», которое исполняется лежа на спине подтягиванием стоп к ягодицам с последующим раскрытием бедер в стороны. Если колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице).
Выворотность ног в тазобедренном суставе можно проверить и другим способом. Ребенок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем педагог поднимает ему ногу в сторону на 900 и осторожно отводит ее назад, при этом необходимо следить за тем, чтобы нога сохраняла выворотное положение. Если у ребенка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.
При определении выворотности ног следует обратить внимание:

на строение тазобедренного сустава – на степень податливости ноги, то есть на способность всей ноги (бедра, голени, стопы) занять выворотное положение;

На возможность развития выворотности ног исходя из наличия активной и пассивной выворотности ног;

На чрезмерное переразгибание в коленных суставах (резко выраженные Х-образные ноги), что иногда обуславливается слабостью связочно-мышечного аппарата и отрицательно сказывается на занятиях хореографией.

Выворотное, или супированное, положение ног во время танца обеспечивает артисту возможность свободного выполнения движений классического танца и создает условия для такой интерпретации хореографического рисунка, которая отвечает законам художественного восприятия, законам красоты. Сочетания природной и выработанной на занятиях выворотности ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище. Выворотность ног позволяет совершенствовать технику, помогает вырабатывать такое качество, как артистизм.
Большая подвижность ног объясняется тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног – безусловная необходимость для классического танца.
На выворотность ног в голени влияют связки коленного сустава, поэтому обращается внимание на их состояние и на возможность растягивания внутренних связок коленного сустава специальными упражнениями.
Выворотность ног зависит от двух важных факторов.
Во-первых, от строения тазобедренного сустава. В одних случаях вертлужная впадина уплощена, а в других отличается глубиной. Чем глубже головка бедренной кости входит в ветлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног ветлужная впадина неглубокая и связки эластичные.
Природная выворотность ног зависит также от расположения вертлужных впадин. В одних случаях они обращены вперед, а в других больше в стороны. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже с глубоко входящей во впадину головкой бедра у такого ребенка можно ожидать среднюю выворотность ног, а эластичные, податливые связки помогают добиваться хорошей супинации (поворота) бедра. Если же вертлужные впадины обращены вперед, близки друг к другу и при этом головки бедренных костей посажены в них глубоко, то такое анатомическое строение ноги делает детей профессионально непригодными для занятий хореографией, так как амплитуда движения ног у них ограничена.
Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего танцовщика. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к двенадцати годам. К этому времени носки стоп у ребенка оказываются повернутыми либо наружу, либо внутрь («косолапие»). Причем иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот, при хорошей выворотности в голенях и стопах может быть плохая выворотность в бедрах. В случае свободной выворотности в бедрах при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа («выработать» их выворотность).

СТОПА
Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.
Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат – является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции
регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
По анатомическому строению различают стопу нормальную, сводчатую и плоскую. У стопы два продольных свода: внутренний и наружный. Внутренний (рессорный) имеет высоту 5-7 см, наружный (опорный) около 2 см. Стопа имеет поперечный свод.
Уплощение продольного и поперечного сводов проявляется в плоскостопии. Этот дефект отрицательно сказывается на занятиях хореографией. При небольшом плоскостопии с помощью целенаправленных тренировок возможно улучшение сводов стоп.
Подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький.
«БАЛЕТНЫЙ ШАГ»
Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 900, для девочек – выше 900. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.
ГИБКОСТЬ ТЕЛА
Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.
Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Ребенок должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.
Гибкость корпуса зависит от гибкости позвоночного столба. Степень же подвижности позвоночного столба определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Гибкость (или прогиб назад) должна быть в области нижних грудных и верхних поясничных позвонков. Наклон корпуса вперед и вниз совершается благодаря растяжению межпозвоночных дисков, а также икроножных, подколенных и тазобедренных мышц и связок.
ПРЫЖОК
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность – и поэтому является его важной составной частью.
Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии термином ballon (баллон) – умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.
Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.
При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости и от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.
Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанки и т.п. они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.
В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).
Двигательная координация – это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ
Это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве по музыку.
УСТОЙЧИВОСТЬ
Основной характеристикой равновесия и апломба тела является устойчивость.
Стержень апломба – позвоночник, но важную роль для устойчивости играют хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация, общее хорошее физическое развитие и здоровая нервная система.
На устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к опоре центр тяжести тела и чем больше ее площадь, тем выше устойчивость тела.
ТЕМПЕРАМЕНТ
При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу высшей нервной деятельности относится психика того или иного ребенка.
Существует четыре типа высшей нервной деятельности человека:

Темперамент сангвиника – сильный, уравновешенный, подвижный;
темперамент холерика – сильный, неуравновешенный, подвижный;
темперамент флегматика – сильный, уравновешенный, инертный;
темперамент меланхолика – слабый.
Наиболее подходящими для занятий танцем из четырех типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.

Нормальная (правильная) осанка и осанки с отклонениями
а – нормальная (правильная) осанка анфас; а1 – нормальная (правильная) осанка в профиль;
б – сутулость (кифоз); в – прогиб в пояснице (лондоз); г – асимметрия лопаток (незначительный сколиоз);
д – Х-образные ноги; е – О-образные ноги