Конспект урока математики на тему "умножение многозначных чисел столбиком"

Задачи на умножение и деление многозначных чисел. Задачи по математике для 4 класса.



Задача 1

Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка?

Решение:

    1) 80 * 60 = 4800

    2) 4800 * 60 = 288 000

    Ответ: 288 000 взмаха.

Задача 2

400 лет требуется для образования 1 см плодородного слоя почвы. Сколько лет нужно чтобы этот слой достиг 20-ти сантиметровой толщины?

Решение:

    1) 20 * 400 = 8 000

    Ответ: 8 000 лет.

Задача 3

2 тонны нефти могут загрязнить 24 кв. км поверхности океана. За последний год в океан попало около 8 миллионов тон нефти. Сколько квадратных километров морской поверхности будет загрязнено за 3 таких года?

Решение:

    1) 24: 2 = 12

    2) 12 * 8 000 000 = 96 000 000

    3) 96 000 000 * 3 = 288 000 000

    Ответ: 288 000 000 км²

Задача 4

Сколько зерна съедят за зиму 30 хомяков, если каждый из них съедает за зиму 800 грамм?

Решение:

    1) 30 * 800 = 24 000

    Ответ: 24 000 грамм.



Задача 5

Длина Земной окружности составляет 40 000 км. Какое количество суток понадобилось бы пешеходу, задумавшему совершить кругосветное путешествие, если каждые сути он бы преодолевал 25 км?

Решение:

    1) 40 000: 25 = 1600

    Ответ: 1600 суток.

Задача 6

В лесу было разорено 3 муравейника, муравьи каждого из которых за сутки могут поймать 15 000 насекомых. Вычисли количество насекомых, которые не были пойманы муравьями за 1 сутки.

Решение:

    1) 15 000 * 3 = 45 000

    Ответ: 45 000 насекомых.

Задача 7

Такое растение, как лишайник, вырастает в год, в среднем, на 8 мм. Прожить некоторые из них могут до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет восьмидесятилетний лишайник?

Решение:

    1) 80 * 8 = 640

    Ответ: 64 сантиметра.

Задача 8

Студенты собирали свеклу 3 дня и собрали 3888 кг. В первый день третью часть, во второй на 672 кг больше, чем в первый. Вычисли количество моркови, собранное в третий день.

Решение:

    1) 3888: 3 = 1296

    2) 1296 + 672 = 1968

    3) 3888 - 1968 = 1920

    Ответ: 1920



Задача 9

Спортсменов, прибывших на соревнования, построили в колонну, в которой в каждом ряду 15 спортсменов. Сколько рядов в колонне, если прибыло 2 группы по 67 спортсменов, 4 по 40 спортсменов и 3 по 62 спортсмена?

Решение:

    1) 2 * 67 = 134

    2) 4 * 40 = 160

    3) 3 * 62 = 186

    4) 134 + 160 + 186 = 480

    5) 480: 15 = 32

    Ответ: 32 ряда.

Задача 10

В каждом ряду актового зала школы по 25 стульев. Сколько рядов нужно, что бы разместить: 4 класса по 26 учащихся, 3 класса по 27 учащихся, 5 классов по 28 учащихся?

Решение:

    1) 4 * 26 = 104

    2) 3 * 27 = 81

    3) 5 * 28 = 140

    4) 104 + 81 + 140 = 325

    5) 325: 25 = 13

    Ответ: 13 рядов.

Задача 11

В строке 8 слов, на странице 33 таких строки, в рассказе 25 страниц. Сколько в рассказе слов?

Решение:

    1) 33 ∙ 8 = 264

    2) 264 ∙ 25 = 6398

    Ответ: 6398 слов.

Задача 12

Для производства 50 изделий определенного образца предприятие должно затратить 9 00 000 рублей. После доработки технологии стоимость изготовления одного изделия уменьшилась на 3000 руб. Сколько изделий на ту же сумму сможет выпустить предприятие после доработки технологии?

Решение:

    1) 900000: 50 = 18000

    2) 18000 - 3000 = 15000

    3) 900000: 15000 = 60

    Ответ: 60 изделий.

Задача 13

5) Средняя длина человеческого шага равна 75 см. Какое расстояние можно преодолеть, сделав 1000 000 шагов?

Решение:

    1) 75 * 1 000 000 = 75 000 000

    Ответ: 75 000 000 см.

Задача 14

32 тетради уложенные стопкой имеют высоту 5 см. Если сложить одна на одну 2 000 000 тетрадей, какой высоты получится стопка?

Решение:

    1) 5 * 2 000 000 = 10 000 000

    Ответ: 10 000 000 см.

Задача 15

10 мешков муки весят 1 тонну. Сколько весит 1 мешок?

Решение:

    1) 1 000: 10 = 100

    Ответ: 100 кг.

Задача 16

В Арктике грозы бывают очень редко(менее одного раза в год) и напротив – в Центральной Америке могут быть до 216 раз в году. Вычисли количество гроз в месяц в Центральной Америке.

Решение:

    1) 216: 12 = 18

    Ответ: 18 гроз в месяц.

Задача 17

Для пошивки пальто понадобилось 3 метра ткани по 36 рублей за метр. Сколько таких же пальто можно сшить, если купить той же ткани на 432 рубля?

Решение:

    1) 3 * 36 = 108

    2) 432: 108 = 4

    Ответ: 4 пальто.



Вопрос 11. Умножение многозначных чисел. Теоретический материал, рассматриваемый в данной теме.

В этой теме с помощью алгоритмов вводятся следующие вычислительные приемы:

    Умножение на однозначное число.

    Умножение на разрядные числа.

    Умножение на двузначные и трехзначные числа.

На каждом из этих этапов изучаются сначала приемы умножения, затем деления. Возможны другие подходы в изучении данной темы.

На подготовительном этапе ведется повторение, обобщение и систематизация изученного материала. На этапе ознакомления сначала рассматриваются устные вычислительные приемы умножения разрядного числа на однозначное вида: 60003; 4002; 4сот. 2= 8 сот.=800

Теоретическая основа - конкретный смысл умножения.

Затем учащиеся подводятся к необходимости введения письменного приема умножения. С этой целью вводится прием умножения на однозначное число с переходом через десяток или сотню.

На основе алгоритма умножения из курса математики составляется и вводится алгоритм умножения в начальной школе. Однако письменное умножение начинаем с единиц низшего разряда, устное с единиц высшего разряда.

Рассуждения учащихся могут быть следующими: «записываю множители в столбик, один под другим. Проведем черту, слева ставим знак умножения. Второй множитель пишу под единицами.

Начинаю умножение с единиц низшего разряда 7 единиц умножаю на 2 = 14 единиц, это 1 десяток 4 единицы, записываю 4 единицы под единицами, а 1 десяток запоминаю, чтобы потом прибавить к десяткам”.

Алгоритм объяснения можно записать в следующей последовательности:

Умножаю единицы:

Умножаю десятки:

Умножаю сотни:

Читаю ответ:

Сначала дается подробное объяснение, затем краткое. Когда алгоритм усвоен, название единиц каждого разряда можно опустить.

Необходимо научить детей:

    правильно записывать множители;

    познакомить со знаком умножения;

    при умножении называть каждый разряд;

    проговаривать промежуточные результаты

Усложнение приемов проходит в следующем порядке:

    увеличивается число разрядов первого множителя;

3253; 62855 и т.д.;

    Первый множитель содержит нули в середине или на конце, необходимо знание разрядного состава числа;

7056; 60078; 7060005 ….;

    Различные сочетания этих случаев.

Например:72500

Объяснение: подписываем второй множитель под первой цифрой первого множителя, отличной от нуля. 725 сот.  8=4350 сот. Или 435000.

Выполняют умножение, не обращая внимания на нули, записанные в конце 1 множителя и к полученному произведению приписывают столько нулей, сколько их в конце первого множителя. От подробного объяснения решения переходят к краткому, когда опускается название разрядных единиц и выполняемых преобразований.

Затем вводятся приемы умножения однозначного числа на многозначные:

86734 – теоретическая основа – переместительное свойство умножения.

Умножение на разрядные числа.

На подготовительном этапе рассматривается следующий теоретический материал:

    умножение на однозначное число;

    таблицы умножения и сложения;

    умножение на 10, 100, 1000.

    замена разрядных чисел произведением однозначного числа и 10, 100, 1000 (600=6100)

5. свойство умножения числа на произведение (сочетательный закон умножения):

    8 (42)=88=64

    8 (42)=(84) 2=64

Сочетательный закон умножения читается так: чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего числа. Формулировка закона может быть другая: два или несколько множителей в произведении можно заменить их произведением, от этого значение арифметического выражения не изменится.

(ab) c = a (bc)

Свойство является теоретической основой для введения приемов.

На этапе ознакомления первыми вводится устные случаи вида:

1630=16 (310)=(163) 10=480

70060=700 (610)=(7006) 10=42000

Рассуждения учащихся: чтобы 7 сотен умножить на 60, надо 7 сотен умножить на 6, а затем полученное число умножить на 10, будет 42 сотни или 42000 единицы.

Теоретическая основа – сочетательный закон умножения или умножение числа на произведение.

Затем вводятся письменные приемы.

Например:

Второй множитель записываем так, чтобы нули были справа от единиц первого множителя. Число 375 умножаем на 4 и полученный результат умножаем на 10. В произведении записываем столько нулей, сколько их было во втором множителе.

Следующими рассматривается случай умножения, когда оба множителя оканчиваются нулями.

Объяснение: 72 сотни умножаем на 6, получаем 432 сотни или 43200 и доумножаем на 10.

Вопросы вида:

    Сколько нулей в 1 множителе?

Сколько нулей во 2 множителе?

    Сколько нулей в произведении?

Вывод: чтобы умножить 2 числа с нулями на конце, надо перемножить их, не обращая внимания на нули, а затем к полученному произведению приписать столько нулей, сколько их записано в конце обоих множителей вместе.

Теоретическая основа – свойство умножения числа на произведение.

Умножение на двузначное и трехзначное число.

Сначала на этой основе вводится случай вида:

3013=30 (10+3)=300+90=390

Письменные приемы умножения на двузначные числа вводится на примере вида: 7836

Показывается запись в строчку:

7836=78 (30+6)=7830+786=2808

Делается вывод, чтобы устно вычислить результат сложно. Произведения 7830 и 786 записываются в столбики, результаты вычисления называют неполными произведениями; сложив их, получаем произведение чисел 78 и 36.

Затем два столбика объединяются в один. Возможен и другой вариант введения умножения в столбик.

Сравните 2 примера.

Как продолжить умножение во втором примере?

Вводится алгоритм умножения.

1. Умножаю на единицы (78 умножаем на 6), получим 1 неполное произведение.

2.Умножаю на десятки (78 умножаем на 30), получим 2 неполное произведение.

3.Читаю ответ. Сложив неполные произведения, получаем ответ.

Нуль в конце второго неполного произведения можно не писать, так как сложив число единиц первого неполного произведения с нулем получим число единиц первого неполного произведения. При умножении на число десятков второе неполное произведение начнем подписывать под десятками первого неполного произведения.

Теоретическая основа – свойства умножения числа на сумму.

Умножение на трёхзначное число вводится на основе умножения на двузначное. Можно использовать такой прием: к числам 78 и 36 добавим цифру, обозначающую число сотен, например 4 и 5, получим пример 478536.

Как получить третье неполное произведение?

483 умножаем на 3, на число сотен и результат умножением на 100, 3-е неполное произведение подписываем под сотнями.

Затем включаются частные случаи умножения: умножение чисел, в записи которых на конце или в середине есть нули. Алгоритм умножения остается тот же, хотя имеются некоторые особенности.

Например:

Чтобы умножить 560 на 74, надо 56 дес. умножить на 74, получим десятки, их заменим единицами, приписав справа нуль.

В этом случае от умножения на единицы сразу переходим к умножению на сотни. Умножаем 748 на 300, получаем 2244 сотни или 224400.

В сумме будут отсутствовать единицы какого-либо разряда, в данном примере отсутствуют десятки и от умножения на единицы переходим к умножению на сотни; второе неполное произведение подписываем под сотнями.

Т.о. последовательно, по степени сложности рассматриваются все случаи письменного умножения.

Умножение на двузначное и трехзначное числа.

Изучение действий разделено на два этапа:

    умножение и деление на двузначное число (осваивается алгоритм, формируются все понятия);

    умножение и деление на трехзначное число (перенос полученных понятий и умений на более сложный материал).

Анализ выполнения умножения показывает, что основные положения те же, что и при умножении на однозначное число: поразрядность выполнения умножения и использование в каждом разряде таблицы умножения.

Вместе с тем существуют особенности.

Например: 70  4=280 700  4=2800

Находят результат известными способами. Определяют сходство и различие этих равенств и разницу в разрядных единицах. Затем исследуют источник подмеченной закономерности, осознают основной путь выполнения действия - представление множителя не произведением любых чисел, а произведением однозначного числа на единицу с нулями. Отсюда вытекает необходимость знания о закономерности, связанной с умножением любого числа на разрядную единицу.

Выделим основные этапы в изучении умножения на двухзначное число: сочетательный закон умножения; умножение на единицу с нулями на основе использования сочетательного закона умножения; умножение на круглые десятки на основе использования того же закона, распределительный закон умножения относительно сложения; умножение на двузначное число со всеми значащими цифрами. Необходимо установление логических связей между отдельными этапами и между новым материалом и изученным.

Алгоритм умножения на однозначное число - основа овладения алгоритмом умножения на двузначное и трехзначное числа.

На данном уроке будут рассмотрены письменные приемы умножения многозначного числа на однозначное число.

В предыдущих уроках было изучено умножение трехзначных чисел на однозначное «столбиком». Сначала выполняется умножение единиц, затем десятков, сотен и т. д. Умножение многозначного числа на однозначное число выполняется так же.

Например, 6427 умножаем на 3.
1. Для начала умножаем единицы:
7 единиц 3 единицы = 21 (записывается только 1, а 2 десятка записываются над десятками).
2. Затем умножаем десятки:

2 десятка ∙ 3 единицы = 6 десятков.

К этим 6 десяткам необходимо добавить 2 десятка, полученных при умножении единиц, и получится 8 десятков.

3. Теперь умножаем сотни:

4 сотни ∙ 3 единицы = 12 сотен (записываем 2 сотни, а 10 сотен = 1 тысяча, поэтому записываем ее над тысячами).
Умножаем тысячи:

6 тысяч ∙ 3 единицы = 18 тысяч + 1 тысяча (которая была получена при умножении сотен) = 19 тысяч.

Таким образом, мы получаем ответ:

Выполните умножение, записав вычисления столбиком: .

По переместительному свойству при перемене мест множителей значение умножения не меняется, поэтому .

Теперь «столбиком» умножаем оба числа:

1. Умножаем единицы:

3 единицы ∙ 4 единицы = 12 единиц (записываем 2 единицы, 10 единиц = 1 десяток, который записываем над десятками).
2. Умножаем десятки:
0 десятков ∙ 4 единицы = 0 десятков + 1 десяток (полученный при умножении единиц) = 1 десяток.

3. Умножаем сотни:

8 сотен ∙ 4 единицы = 32 сотни (записываем 2 сотни, а 30 сотен = 3 тысячи; их записываем над тысячами).
4. Умножаем тысячи:

1 тысяча ∙ 4 единицы = 4 тысячи + 3 тысячи (полученные при умножении сотен) = 7 тысяч.

5. Умножаем десятки тысяч:

2 десятка тысяч ∙ 4 единицы = 8 десятков тысяч.

Итого, ответ: .

1. 2 км 175 м ∙ 6

В вычислениях значения величин принято выражать в одних единицах измерения, поэтому 2 км 175 м = 2175 метров.

Ответ: 13 050 м или 13 км 50 метров.

На этом уроке мы изучили письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число. Также мы умножали величины на однозначное число.

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика 4 класс. Учебник в 3 частях, М.: 2013. Часть 1 96с., часть 2 128с., часть 3 96с.
  2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.
    Учебник. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.: ил. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-023769-7.
  3. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 2-е изд., испр. - М.: 2013.; Ч.1 - 96 с., Ч.2 - 96 с., Ч.3 - 96 с.

Домашнее задание

  1. Интернет-портал Festival.1september.ru ().
  2. Интернет-портал Nsportal.ru ().

Для правильного обобщения способа решения задач определенного вида большое значение имеет система подбора и расположения задач. Система должна удовлетворять определенным требованиям: прежде всего, задачи должны постепенно усложняться и включаться в достаточном количестве и рассредоточено (чтобы предупредить запоминание способа решения).

Полезно время от времени в целях обобщения способа решения задачи проводить элементарное исследование решения задач. Это установление условий, при которых задача:

    имеет или не имеет решения ,

    имеет одно или несколько решений , а также

    установление условий изменения значения одной величины в зависимости от изменения другой .

Выработке умения решать задачи нового вида помогают упражнения на сравнение решений задач этого вида и ранее рассмотренных видов, но сходных в каком-то отношении с задачами нового вида. Такие упражнения предупреждают смешение способов решения задач этих видов.

    Общие приемы работы над задачей.

В методике работы над задачами выделяются следующие этапы :

I этап - ознакомление с содержанием задачи;

II этап - поиск решения задачи;

    этап - выполнение решения задачи;

    этап - проверка решения задачи.

Выделенные этапы органически связаны между собой, и работа на каждом этапе ведется на этой ступени преимущественно под руководством учителя.

1. Ознакомление с содержанием задачи .

Ознакомиться с содержанием задачи - значит , прочитав ее, представить жизненную ситуацию , отраженную в задаче.

Читают задачу, как правило, дети. Учитель читает задачу лишь в тех случаях, когда у детей нет текста задачи или когда они еще не умеют читать.

Важно научить детей правильно читать задачу :

    делать ударение на числовых данных ;

    делать ударение на словах , которые определяют выбор действия («стало», «уехали» («прилетели), «осталось», «стало поровну» и т.п.);

    выделять интонацией вопрос задачи.

Если в тексте задачи встречаются непонятные слова , их надо пояснить или показать рисунки предметов, например: бульдозер, косилка и т.п.

Читая задачу, дети должны представлять ту жизненную ситуацию, которая в ней отражена. С этой целью полезно после чтения предлагать им представить себе то, о чем говорится в задаче, и рассказать, как они представили (нарисовать словесную картинку).

2. Поиск решения задачи .

После ознакомления с содержанием задачи можно приступить к поиску ее решения:

    ученики должны выделить величины, входящие в задачу,

    данные и искомые числа,

    установить связи между данными и искомым и на этой основе

    выбрать соответствующие арифметические действия.

При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, а затем учащиеся выполняют это самостоятельно. В том и другом случае используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся:

    иллюстрация задачи,

    повторение задачи,

    разбор и составление плана решения задачи.

Иллюстрация задачи - это использование средств наглядности для вычленения величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними.

Иллюстрация может быть предметной или схематической.

В первом случае используются для иллюстрации либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идет речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи.

Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче, что в дальнейшем послужит отправным моментом для выбора действия. Предметной иллюстрацией пользуются только при ознакомлении с решением задач нового вида и преимущественно в I классе .

Наряду с предметной иллюстрацией , начиная с I класса, используется и схематическая - это краткая запись задачи.

В краткой записи фиксируются в удобообозримой форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения: «больше», «меньше», «одинаковая» и т.п.

Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без нее, а также в форме чертежа.

При табличной форме записи требуется выделение и название величин (норма расхода, время работы, общий расход; цена, количество, стоимость и т.д.). Здесь расположение числовых данных помогает установлению связей между величинами: на одной строке записываются соответствующие значения различных величин, а значения одной величины записываются одно под другим; искомое число обозначается вопросительным знаком.

Иллюстрацию в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин (больше, меньше, столько же ), а также при решении задач, связанных с движением . В последнем случае принято изображать:

    отрезком расстояние, пройденное движущимся телом,

    стрелкой - направление движения,

    флажком или столбиком - «пункты» на пути движущегося тела,

при этом скорость подписывают над или под стрелкой, указывающей направление движения,

время - над отрезком, изображающим расстояние, пройденное за это время,

длину пути - под соответствующим отрезком.

При ознакомлении с задачей нового вида, как правило, используется какая-либо одна иллюстрация , но в отдельных случаях полезно выполнить и предметную и схематическую иллюстрацию .

Разбор составной задачи заканчивается составлением плана решения .

План решения - это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий.