Сложноподчиненное предложение. Синтаксический анализ предложения: ССП, СПП, БСП

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали.
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше.
времени Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести.
уступки Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет.
сравнения Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки.
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим.

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли, употребленной в значении союза. Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними. ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос. Союзы и союзные слова могут вносить в СПП дополнительные оттенки значения. Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

Что такое сложноподчиненное предложение? Этим вопросом задавался каждый школьник. Как просто определить, какое же предложение перед тобой: простое или сложное? Это довольно легко, главное - знать несколько хитрых особенностей.

Что такое сложноподчиненное типы и примеры

Сложноподчиненное предложение - это предложение, которое имеет в своем составе более одной основы, они соединены между собой Также части такого предложения могут быть соединены Стоит отметить, что наряду со сложноподчиненными предложениями есть также и сложносочиненные, в которых части соединены союзами «и», «но», «а», в некоторых случаях бывает союз «да». Итак, прежде чем определить, какое перед вами предложение, нужно отметить грамматические основы, если их две и больше, то нужно задать вопрос от одной из них. Та часть, от которой задается вопрос, называется главной, а к которой задается вопрос - подчинительной.

Сложноподчинённое предложение, примеры которого будут изложены ниже, может включать в себя несколько видов соединения частей, например, параллельное, последовательное. При параллельном вопрос задается от главной части к остальным, при последовательном - от каждой к последующей. Это говорит о том, что в сложноподчиненном предложении зависимые части всегда неравноправны.

Что такое сложноподчиненное предложение? Теперь ответ на этот вопрос есть: это предложение с неравными зависимыми частями, которые соединяются подчинительным союзом. Теперь нужно перейти к классификации. бывают определительными, обстоятельственными, которые, в свою очередь, имеют еще около 7 подвидов, а также изъяснительными. Первый тип - это тип предложения, когда зависимая часть отвечает на вопросы прилагательных, то есть создает эмоциональный окрас предложения. Например: «Сад, из-за которого не был виден дом, был известным местом в городе». Сложноподчиненное предложение с отвечает на вопросы всех падежей, кроме именительного. Здесь легко можно спутать с определительным, поэтому очень важно правильно задать вопрос. Например: «Никита думал о том же, о чем его сестра говорила раньше».

Самая масштабная группа - это сложноподчинительные предложения с обстоятельственной придаточной частью, здесь около 7-ми дополнительных подпунктов: придаточные места, причины, цели, условия, места, следствия и другие. Их отличить довольно легко: все вопросы, которые можно задать к наречиям, будут задаваться и в этом случае. Поэтому, как правило, определить часть просто и легко.

Что такое сложноподчинённое предложение? Ответ на этот вопрос можно найти в статье. Помимо определения, в статье представлены все классификации типов подчинения, а также видов подчинительных частей. Обладая такой информацией, можно смело идти на единый государственный экзамен, потому что часть вопросов, направленных на повышенный уровень, связана именно с заданием-определением типа или вида подчинения частей в предложении.

> Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённым называется сложное предложение, состоящее из главного и придаточного.

Примеры сложноподчинённых предложений (СПП) : Гроздь рябины лежала посреди дороги, где колеи были подёрнуты слюдяным ледком (Набоков). Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти (Олеша). Я твёрдо знаю о себе, что у меня есть дар называть вещи по-иному (Олеша). Лодка была на середине, когда её заметили с того берега (Короленко). Он был бесконечно далёк и непохож на всё, что его здесь окружало (Андреев). Слуга вошёл и объявил, что лошади готовы (Пушкин). Граф и графиня рады были, что я разговорился (Пушкин). Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух… (Лермонтов). Со двора вижу, что все окна нашей квартиры ярко освещены (Аксёнов). И, кажется, всё было мне к лицу, хотя одевалась я очень просто (Бунин). Я видел, что она готова упасть в обморок от страха и негодования (Лермонтов). Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков (Чехов). И теперь, пока накрапывал дождь, мы говорили о Лиде (Чехов). Он ещё немного посмотрел , кaк бегaют запряжённые пони, кaк рaдуются дети… (Шукшин). Теперь, оглядываясь на свою жизнь, Филипп знал, что тогда он непоправимо сглупил (Шукшин). Так странно было видеть, как плачет большой и старый человек (Андреев). Самое слово «защитник» до сих пор вызывало в нём сдержанно-горделивый трепет и представлялось большим, звучным, точно оно состоит не из букв, а отлито из благородного металла (Андреев). Толпенников подумал, что генерал не доверяет ему и считает слишком молодым для ответственного дела (Андреев). Первое, что бросилось Корнилову в глаза, - это книжные полки (Домбровский). Появился кельнер и доложил, что одной даме очень нужно его видеть (Тургенев). На Джемме была та же круглая шляпа, в которой она ездила в Соден (Тургенев). Полозов привёл Санина в одну из лучших гостиниц Франкфурта, в которой занимал уже, конечно, лучший номер (Тургенев). Когда Константин Диомидыч, вытвердив, наконец, тальберговский этюд, спустился из своей чистой и весёленькой комнаты в гостиную, он уже застал всё домашнее общество собранным (Тургенев). Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина (Шолохов). Как страшно мне, что люди привыкают, открыв глаза, не удивляться дню (Рождественский). Отец давно, до Сашкиного ещё рождения, был учителем у Свечниковых и с тех пор думал, что они самые хорошие люди (Андреев). Серебряный никогда не видал этого человека и удивился, что он называет его по имени (Толстой). Очень русское было всё то, среди чего жил я в мои отроческие годы (Бунин). Была поздняя ночь, когда я проезжал через Малахово (Вересаев). А у кого деньги , сударь , тот старается бедного закабалять, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать (Островский). Вдруг послышались чьи-то шаги по корабельной лестнице, которая вела к нему в комнату (Герцен). В его глазах, по большей части никуда не смотревших, была заметна привычка сосредоточенности и большая внутренняя работа, подтверждавшаяся морщинами на лбу, которые все были сдвинуты над бровями (Герцен). Сквозь листву деревьев видно было, как за рекой в лугах садилось солнце (Горький). Подвал, где они помещались, - большая, продолговатая, тёмная комната со сводчатым потолком (Горький). Подавленный всем этим, я поторопился проститься с ним и пошёл берегом моря назад к куреню, в котором ночевал (Горький). С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение (Горький). Она озиралась, словно не понимая, куда попала (Битов). Воробьянинов так испугался, что даже встал с места (Ильф и Петров). Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величествен снаружи (Грин). Он не понимал , о чём говорит Князев , но нетерпения или раздражения какого-нибудь не выказал (Шукшин). На секунду выражение усталости исчезло с его лица, и глаза стали мягкими, добрыми и немного печальными, как будто он снова увидел что-то давно забытое, хорошее и молодое (Андреев). Мысли его не возвышались над общим уровнем; а говорил он так, что мог казаться не только умным, но даже очень умным человеком (Тургенев). Наталье было невыносимо тяжело; но Волынцев так был почтителен, так робко с ней заговаривал, что она в душе не могла не поблагодарить его (Тургенев). На дворе было холодно, и низко нависшие плотные тучи сеяли дождь, так что, несмотря на большие окна, в высоких комнатах было темно, а в некоторых горел даже огонь (Андреев). Сегодня тепло, можно окна держать настежь, а берёзы ещё не распускались (Чехов). Теперь дождь моросил лениво и скупо, тучи уходили на восток, и перекаты грома доносились издалека (Вересаев). В вишнях звенела мошкара , стручки акации с лёгким треском лопались , и зерна сыпались на землю (Вересаев). Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждал о чём-то… (Горький). И тут он как бы с удивлением вспомнил, что пять минут назад они миновали прекрасный сосновый бор, из тех, что любил писать Шишкин, и Сергей даже не заметил его, как раньше не замечал пустоши (Битов). Розовело, мягко улеглась пыль, и воздух был густ и прозрачен (Битов).

Придаточное предложение является подчинительным (зависимым) компонентом сложноподчинённого предложения.

1 Пожалуй, я могу сказать 1 (главное предложение), 2 что в эти осенние вечера я был действительно счастлив 2 (придаточное предложение) (Паустовский).

Части СПП соединяются подчинительными союзами или союзными словами, которые находятся в структуре придаточного предложения.

Примечание . Союзными словами называются относительные местоимения, соединяющие главное и придаточное в СПП. В отличие от подчинительных союзов они являются членами придаточного предложения.

Ср.: 1) что - союз: Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус - это прежде всего чувство меры (Паустовский);

2) что - союзное слово: За ужином писатель осмелел и спросил Горького, что он сказал тогда, около тополя (Паустовский).

СПП
(по функции придаточного)

расчленённое СПП нерасчленённое СПП

Расчленённым называется СПП, придаточное которого относится ко всему главному.

1 Писателю , 2 когда он работает 2 , нужны спокойствие и, по возможности, отсутствие забот 1 (Паустовский).

Нерасчленённым называется СПП, придаточное которого относится к слову или словосочетанию в главном.

1 В Париже всегда осенний сезон ознаменован появлением какого-нибудь гения 1 , 2 о котором все кричат, а потом забывают 2 (Катаев).

Расчленённое СПП (СПП расчленённой структуры)

Вид СПП

Иллюстрация

СПП с придаточным времени

Когда дети поели, няня вышла с ними в сад (Вересаев). После того как она назвала своё имя, наступает долгое молчание (Казаков). Когда она уехала, Пётр Петрович стал рассказывать (Чехов).

СПП с придаточным места

И теперь он задумчиво смотрел вдаль, откуда выползали медленно тучи (Горький).

СПП с придаточным условия

Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь (Л.Н. Толстой). Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело … (Л.Н. Толстой).

СПП с придаточным цели

Она рассказывала матери про князя, чтобы не говорить со мной (Чехов).

СПП с придаточным сравнения

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (Паустовский). Огонь с невероятной силой рвался в трубу, как будто целая река пламени струилась кверху (Короленко). Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошёл водопровод, сработанный ещё рабами Рима (Маяковский).

СПП с придаточным причины

Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье её величества, отошёл от неё (Л.Н. Толстой). Он был ещё молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет, был в Париже, в Копенгагене и теперь в Вене занимал довольно значительное место (Л.Н. Толстой).

Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки

Сложноподчинённым называется предложение , части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами.

Часть сложноподчинённого предложения , подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением . Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением . Главное и придаточное предложения взаимосвязаны: они объединены смыслом и построением.

Сложноподчинённые предложения включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Например: Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков . (М. Горький.) Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда набегал ветерок , слегка шумели первым зелёным шумом. (Г. Скребницкий.) Если бы язык не был поэтиче н, не было бы искусства слова - поэзии. (С. Маршак.)

Место придаточного предложения по отношению к главному можно изобразить графически:

[=], (которые =).

[-= и, (когда --), =].

(Если - =), [=]

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять не только главное предложение, но и друг друга.

Например: 1) Когда у меня в руках новая книга , я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) 2) Живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. (К. Паустовский.)

В первом сложноподчинённом предложении главное предложение поясняется двумя придаточными. Во втором сложноподчинённом предложении главное предложение - Живопись важна ещё и тем ; первое придаточное - что художник часто замечает то - поясняет главное, а само поясняется вторым придаточным - чего мы совсем не видим .

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённых предложениях

Придаточные предложения присоединяются к главному (или к другому придаточному) подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами (относительными местоимениями), которые представлены в таблице:

Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения , а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному.

Например: Горько думать, что пройдёт жизнь без горя и без счастья, в суете дневных забот. (И. Бунин.)

Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений.

Например: Осенью птицы улетают в такие края, где всегда тепло. Не знаю, зачем он это сделал.

В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.

Особого комментария требует союзное слово который . Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который , нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является.

Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим.

Сравните: Озеро, к которому мы подошли, оказалось чистым и глубоким.- Я встретился с человеком, которого давно не видел.

Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других - как союзные слова.

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

Например: Таня говорит, что трава по ночам растёт. (В. Белов.) - Таня говорит: «Трава по ночам растёт»;

2) союз можно заменить только другим союзом.

Например: Когда (- если) труд - удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.)

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

Например: Вспомни песни, что пел соловей. (И. Бунин.)

Слово что является союзным словом, так как его нельзя опустить, но можно заменить союзным словом которые (Вспомни песни, которые пел соловей ) и словом песни (Вспомни песни : эти песни пел соловей ).

Умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Что, как и когда могут быть как союзами, так и союзными словами

Чтобы отличать данные союзные слова и союзы, следует помнить, что:

1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение;

2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются;

3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами.

Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. - Я знал: наш дом требует ремонта.

Дом, что стоит напротив, требует ремонта. - Дом, который стоит напротив, требует ремонта.

При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда - союз:

Например: Я хорошо помню день, когда мы встретились. Никто не знал, когда он появился в нашем городе. Когда закончится метель, можно будет пойти погулять.

Роль указательных слов в подчинении предложений

В главной части сложноподчинённого предложения иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Роль указательных слов в организации сложноподчинённого предложения неодинакова.

Во-первых , они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено).

Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

Во-вторых , соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):

Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.

Указательные слова являются членами главного предложения.

Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Придаточное присоединяется союзами и союзными словами ко всему главному предложению, но по смыслу придаточное поясняет:

- одно слово (один член главного предложения);

Например: Деревня , где скучал Евгений, была прелестный уголок. (А. Пушкин.) Я давно угадал , что мы сердцем родня. (А. Фет.) Зарядив винтовку, Андрей вновь поднялся над грудой камней, соображая , куда надо стрелять. (М. Бубеннов.) ;

- словосочетание;

Например: Стояла та сказочная тишина , которая приходит с морозами. (П. Павленко.) И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал... (А. Пушкин.) Эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко , что, кажется, тут бы и остался жить навеки. (М. Лермонтов.);

- всё главное предложение: Дом стоял на косогоре , так что окна в сад были очень низко от земли. (С. Аксаков.) Чем глуше становилась ночь, тем ярче разгоралось небо . (К. Паустовский.)

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:



Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.


Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:


Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:


Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.


В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.