Фильм берлинский синдром краткое содержание. Берлинский синдром

Берлинский синдром

Berlin Syndrome (18+)

Триллер, Австралия, Германия, 2017, 116 мин.

Режиссёр: Кейт Шортланд («16 лет. Любовь. Перезагрузка»)

Сценаристы: Шон Грант, Кейт Шортланд, Melanie Joosten

Продюсеры: Полли Станифорд, Наима Абед, Скотт Отто Андерсон, Энджи Филдер, Эмили Жорж, Оливер Лоуренс, Трой Льюм, Таня Майсснер, Florian Caspar Richter, Сесилия Ричи, Эстер Родуальд, Florence Tourbier

Оператор: Джермейн МакМикинг

Композитор: Брайони Маркс

Художники: Мелинда Доринг, Зильке Фишер, Джени Паркер, Мария Паттисон, Мартина Валентина Баумгартнер

Монтажер: Джек Хатчингс

В ролях: Тереза Палмер («По соображениям совести», «Тепло наших тел», «На гребне волны»), Макс Римельт («Академия смерти», «Эксперимент 2: Волна»), Маттиас Хабих, Эмма Бадинг, Elmira Bahrami , Christoph Franken , Люси Арон, Nassim Avat , Малин Стеффен, Thuso Lekwape

Во время отпуска в Берлине Клэр знакомится со школьным учителем Энди, и между ними сразу пробегает искра. После совместной прогулки по городу они проводят ночь вместе, но то, что на первый взгляд кажется началом бурного романа, неожиданно принимает зловещий оборот.

Психологический триллер «Берлинский синдром» австралийского режиссера Кейт Шортланд по одноименному роману Мелани Йоостен с Терезой Палмер и Максом Римельтом в главных ролях выходит 20 июля в российский прокат. Мировая премьера картины о патологических отношениях похитителя-психопата и его жертвы состоялась на фестивале «Сандэнс».

Одинокая австралийская туристка-фотограф Клэр (Тереза Палмер) приезжает в Берлин, где увлеченно снимает здания в стиле ГДР-овского конструктивизма. На перекрестке она сталкивается с учителем английского языка и физкультуры в местной школе Энди (Макс Римельт). Молодые люди бродят по паркам, разглядывают альбомы с эротическими рисунками Фалька и проводят бурную любовную ночь в квартире Энди, которая находится в заброшенном доме, в дебрях депрессивного восточно-берлинского района. Наутро проснувшаяся в одиночестве Клэр обнаруживает, что из помещения невозможно выйти, из ее мобильного вынута сим-карта, а на плече маркером выведено «моя». Сначала героиня думает, что все это недоразумение или тяжелая немецкая шутка, но вскоре понимает, что новый любовник не собирается ее никуда отпускать.

Съемки «Берлинского синдрома» проходили как в Берлине, так и в Мельбурне. Что примечательно, что снятые в Австралии эпизоды неотличимы от тех, что снимались в мрачных руинированных кварталах восточной части германской столицы.

Клаустрофобный триллер Шортланд, казалось бы, напоминает множество кинокартин о психопатах и нарастающем в замкнутом пространстве безумии: от классического «Отвращения» Романа Полански до легиона голливудских хорроров про безжалостных маньяков. Но «Берлинский синдром» - фильм с множеством подспудных смыслов и контекстов: в сюжете можно увидеть и метафору созависимых насильственных отношений между мужчиной и женщиной, основанных на гендерной власти мучителя, и сложное высказывание о травматическом психозе, так и не прошедшем даже спустя четверть с лишним века после падения тоталитарного режима. Холодная, точная, невозмутимая работа оператора Джермена МакМикинга (снявшего, в частности, выдающийся мини-сериал Джейн Кэмпион «Вершина озера») оставляет ощущение, что самые жуткие сцены насилия, возможно, остались за кадром, тем самым создавая напряжение, нарастающее ближе к финалу до почти невыносимой интенсивности.

Для австралийки Кейт Шортланд «Берлинский синдром» - третья полнометражная картина. Ее дебют, тинейджерская драма «16 лет. Любовь. Перезагрузка» (2004) был показан в Каннах, второй фильм – «Лоре», рассказывающий о травме только что пережившей нацизм и его крах Германии – собрал россыпь европейских кинонаград и вошел в лонг-лист «Оскара-2012». Сценарий «Берлинского синдрома» Шортланд писала вместе с Шоном Грантом, превратив многословный роман Мелани Йоостен в лаконичную историю, полную красноречивых фигур умолчания.

31-летняя Тереза Палмер, которую критики слишком часто называют копией Кристен Стюарт, снялась в массе фильмов, от зомби-мелодрамы «Тепло наших тел» до ремейка «На гребне волны». Роль в «Берлинском синдроме» - возможно, лучшая в ее карьере на сегодня: на игру Палмер опирается напряженная атмосфера ленты. Ее Клэр, о прошлом которой ничего не известно, выдает парадоксальное множество эмоций: бессильный страх, яростное стремление к освобождению, необъяснимую жалость и даже нежность к мучителю.

33-летний Макс Римельт – ведущий немецкий актер с неуловимо зловещей харизмой. В «Синдроме» бэкграунд его героя чуть более ясный, чем у героини, но все-таки его жестокость неумолима, а мотивы почти непроницаемы. Римельт, между тем, продолжает съемки в упоительно хаотичном сериале сестер Вачовских «Восьмое чувство».

Фестивальная судьба «Берлинского синдрома» сложилась более чем благополучно: премьера состоялась на главном смотре независимого кино «Сандэнс», где Тереза Палмер была названа прессой одной из лучших актрис; чуть позже фильм показали в программе «Панорама» Берлинале-2017.

Интересные факты о фильме

* В январе 2017 года «Берлинский синдром» называли одним из самых ожидаемых фильмов фестиваля «Сандэнс»

* Тереза Палмер называет свое участие в фильме одним из тех переживаний в жизни, которые изменили ее больше всего, а также самым освобождающим съемочным опытом в своей карьере

* «Берлинский синдром» - первый роман австралийской писательницы Мелани Йоостен

* За свой роман «Берлинский синдром» Мелани Йоостен получила награду Kathleen Mitchell Award for Young Writers и была названа лучшим молодым романистом 2012 года по версии Sydney Morning Herald (Sydney Morning Herald Best Young Novelist 2012)

В первый раз Мелани Йоостен посетила Берлин в возрасте 22 лет, когда путешествовала бэкпэкером по Европе

* Съемки фильма начались в Берлине в сентябре 2015 года, в ноябре переместились в Мельбурн, где и закончились

* После окончания съемок Тереза Палмер сразу отправилась на съемки фильма «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge) режиссера Мэла Гибсона, получивший четыре номинации и две премии «Оскар» и три номинации на «Золотой глобус»

* Тереза Палмер считает себя поклонницей режиссера Кейт Шортланд и говорит, что мечтала работать с ней с тех пор, как посмотрела ее первый фильм

* Действие предыдущего полнометражного фильма режиссера Кейт Шортланд, военной драмы «Лоре» 2012 года, тоже происходит в Берлине

* Любимая сцена Терезы Палмер - Рождество в квартире Энди; любимая сцена Кейт Шортланд - в доме отца Энди

* Когда в 2013 году продюсер Полли Станифорд привезла проект в Канны, он имел большой успех: поступили предложения от нескольких крупных компаний. Создатели остановились на парижской компании Memento Films International, с которой Кейт Шортланд работала над своим предыдущим фильмом «Лоре». Прокатом также занималась компания eOne

* Продюсер Полли Станифорд считает «Берлинский синдром» мрачной историей любви, которая исследует сложные и опасные отношения главных героев

* Незаметной смены локаций было очень сложно достичь: все внешние съемки были проведены в Берлине, а квартира Энди снималась в студии в Мельбурне. В результате, благодаря работе художника-постановщика Мелинды Доринг и оператора Германа МакМикинга, смены локаций не видно

* Критики находят фильм похожим на ранние произведения Романа Полански

* Макс Римельт начал актерскую карьеру в девять лет

* До съемок фильма режиссер Кейт Шортланд не слышала о Максе Римельте, но, по ее словам, он идеально подошел на роль

20-летняя австралийская фотожурналистка Клэр приезжает в Германию, чтобы сделать серию фотографий зданий советской архитектуры для своей книги, которую она планирует выпустить в скором времени. Но все меняется, когда в первое же утро в Берлине она встречает Энди, обаятельного учителя английского языка. Непреодолимое влечение между Энди и Клэр выливается в проведенную вместе ночь страсти. На следующее утро Клэр собирается уходить, но, к своему удивлению, обнаруживает, что входная дверь заперта. Более того, во всем доме, кроме нее, никого нет.

Клэр отчаянно пытается найти выход, но у нее ничего не выходит. На окнах - ударопрочные стекла, а на двери - засов. Клэр пытается поговорить с Энди, все еще надеясь, что это просто недоразумение. Но он не собирается ее отпускать.

В отчаянии, она срывается на Энди, и тому не остается ничего, кроме как привязать ее к кровати и уйти на работу. Однажды Клэр все же удается убедить Энди снова не привязывать ее - ведь ей некуда бежать. Приехав домой, Энди с облегчением обнаруживает, что Клэр спокойно собирает пазл. Она просит его помочь и, когда он теряет бдительность, вонзает отвертку ему в руку, хватает ключи и пытается сбежать. Но это не помогает. Энди догоняет девушку и, ударив дверью, ломает ей руку.

Проходят дни, недели и месяцы. Клэр привыкает к своему заточению. В то же время, за пределами квартиры, Энди сталкивается с Франкой, по его мнению, влюбленной в него студенткой. Кроме того, его отец настаивает на том, чтобы он встретился со своей матерью, отношения с которой у Энди складываются не очень хорошо после развода родителей.

Наступает зима. Одержимость Энди становится уже их общей одержимостью, поскольку Клэр становится зависимой от Энди не только физически, но и эмоционально. Он единственный человек в ее жизни. В надежде увидеться с Энди, Франка приходит к нему домой. Тогда Энди угрожает убить Франку, если Клэр скажет хоть что-нибудь или каким-либо образом проявит себя. Но Франка все же замечает Клэр в коридоре. Ее сильно расстраивает новость о том, что у Энди есть девушка, ведь она считала, что нравится ему.

После очередной вспышки ярости, Энди уходит домой к отцу, оставляя Клэр одну. Она начинает сомневаться, вернется ли он когда-нибудь. Проснувшись утром, Энди обнаруживает, что его отец умер. Он остается в его доме и проводит несколько дней наедине с бездыханным телом отца.

Когда же он, наконец, возвращается в свою квартиру, все, казалось бы, встает на свои места. Они с Клэр снова вместе, как эмоционально, так и физически. Наступает Рождество. Энди решает пригласить Клэр на прогулку по зимнему лесу. По пути они встречают двух мальчиков, и Клэр понимает, что это ее шанс позвать на помощь. Однако языковой барьер мешает девушке, и попытка снова оказывается неудачной.

Накануне Нового года Энди отправляется на вечеринку к своему коллеге. В это время Клэр пробирается в комнату, которая все это время была закрыта, и обнаруживает там странное массажное кресло и альбомы, заполненные ее фотографиями. Среди фотографий, Клэр находит снимки другой девушки, так же как и она запертой в этой квартире. Клэр понимает, что если ей не удастся выбраться отсюда - ее судьба предрешена.

Одержимость Энди доходит до того, что он убивает бездомного, попытавшегося освободить Клэр. Тогда ей становится ясно: ее время на исходе. Нужно срочно действовать. В то же время, Энди находит в газете статью о пропаже Клэр, что приводит его в ярость. Он говорит, что собирается провести в квартире дезинфекцию. Клэр снова понимает, что ее жизни угрожает опасность. Теперь она уже окончательно уверена в том, что ей необходимо бежать, пока еще есть время. В отчаянии, она пытается выстроить новый план побега. Во время приготовления ужина, Клэр намеренно обжигает руку. И пока Энди уходит в ванную, чтобы принеси мазь от ожога, она роется в его учебнике. На следующее утро, Франка обнаруживает в этом учебнике пугающую фотографию Клэр и понимает, что девушке угрожает опасность.

Франка вспоминает, что однажды видела Клэр в квартире Энди. Она сразу же бросается к нему домой и освобождает Клэр. Но они не успевают сбежать - как раз в это время домой возвращается Энди. Скрываясь от него, девушки прячутся в квартире на верхнем этаже. И как только Энди решает, что уже поймал Клэр, она запирает его в квартире и сбегает.

Мы видим, как Клэр уезжает из Берлина на такси. В первый раз с тех пор, как Энди запер ее в своей квартире, она снова на свободе. Ее прошлое осталось позади. Впереди - новое будущее.

Интервью с создателями фильма

Тереза Палмер о работе над фильмом

Это исследование динамики отношений между двумя людьми. В ней также затрагиваются темы любви, страсти, контроля, чувственности, одиночества, страданий и развития.

Мне очень нравится Клэр, как персонаж, нравится исследовать ее несовершенства, ее темные стороны и, наконец, ее осознание того, кто она есть. Я никогда раньше не играла такого замкнутого и закрытого персонажа, так что для меня это было очень непросто, но в то же время невероятно интересно. Хотя, больше всего остального, в этом проекте меня привлекла работа с Кейт Шортланд. Я ее поклонница еще с тех пор, как в первый раз увидела «16 Лет. Любовь. Перезагрузка». Все эти годы я мечтала поработать с ней.

Как вы готовились к роли Клэр?

В основном, мои приготовления проходили на репетициях с Кейт и Максом. Мы разбирали каждую сцену, наполняли ее своими интерпретациями и видением персонажей, а затем вместе ее переписывали. Мы нашли несколько по-настоящему глубоких и отчаянных качеств в этих персонажах. И только когда мы почувствовали, что исследовали все их грани, мы были готовы к съемкам.

Расскажите нам о работе с Кейт Шортланд

На данный момент она мой любимый режиссер из всех, с кем мне довелось работать. Она точно знает, как подчеркнуть аутентичность персонажей. Именно это интересует ее больше всего. Мне так нравится, как она радовалась привычкам, которыми мы непроизвольно наделяли наших героев: например, грызть ногти, поправлять волосы, как-то по-особенному двигать ногой и т.д. Для нее было чрезвычайно важно запечатлеть эти моменты, как неотъемлемые части характера персонажей. Я никогда еще не работала с режиссером, который все в мире видит, словно в первый раз.

Расскажите нам о работе с Максом Римельтом

Мне невероятно понравилось работать с Максом. Нам пришлось научиться по-настоящему доверять друг другу, даже, можно сказать, потеряться друг в друге. И я чувствовала, что он создал для меня некое безопасное пространство, в котором я могла беспрепятственно изучать все стороны характера Клэр. Макс очень щедрый актер. Энди, в его исполнении, получился очень сложным и пугающим.

Какую сцену из фильма вам больше всего понравилось снимать?

Рождественскую сцену. Я играю на аккордеоне, мы обсуждаем наши отношения, в то же время, Клэр отчаянно пытается найти в Энди хоть что-то человеческое, что-то, что поможет им сблизиться. Эта близость – ее спасение, поэтому это настолько тонкая сцена. Клэр не может сильно на него давить, но в то же время, ей нужно быть смелее, чем обычно, ведь она чувствует, что ее время на исходе. Мне очень понравилось экспериментировать с этой сценой.

Какая сцена показалась вам наиболее трудной и почему?

Наибольшей трудностью для меня, скорее всего, было найти правильный баланс между прорывающимися эмоциями и их контролем в сцене, когда Энди приходит домой после того, как я осознала, что он не собирается меня отпускать. Я должна была быть уверена, что попадаю в правильные эмоции, ведь Клэр все еще надеется на то, что ей удастся выбраться, она настроена на выживание. Это тоже нужно было учесть.

Что вы думаете по поводу перемещения съемок между Берлином и студией в Мельбурне?

Это было здорово. Было приятно чередовать натурные и павильонные съемки. Все сцены, снятые в Берлине, были связаны с нашим знакомством, и именно с них мы и начали. Получилось довольно органично, что как раз в это время мы с Максом еще узнавали друг друга. Это сработало и для самого фильма. К тому времени, как мы приехали в Мельбурн, мы уже очень хорошо друг друга знали, так что нам было легче снимать более интимные сцены.

Интервью с режиссером Кейт Шортланд

О чем, как вам кажется, эта история?

В «Берлинском синдроме» показана история девушки, которая отчаянно пытается найти для себя лучшее, более культурное место, чем «перевернутая» Австралия. Она хочет переродиться и стать художником. Она надеется, что Берлин смоет с нее зловоние провинциального Брисбена. Но, как и многие из нас, она не понимает, что даже в самом обычном, простом и повседневном может таиться своя магия. В Энди она видит свой европейский идеал. Он пленил не только морально, но и физически. Для него она сосуд, который он наполняет своими фантазиями. Его не интересует реальность. Они оба выбрали друг друга, потому что они полностью соответствуют своим воображаемым идеалам. Но Клэр не нужна жестокость, ей нужна любовь и вдохновение. Она жаждет любви. А он жаждет контроля.

Что вас больше всего привлекло в этой истории?

Меня очень заинтересовали герои и то, как они буду вести себя в экстремальной ситуации. Клэр одержима деталями. Для нее они важнее всего на свете. Для того чтобы выжить, она выходит за пределы своей физической оболочки и буквально становится своим разумом. Изначально она очень хрупкая и застенчивая, но со временем становится сильной и изобретательной. Ей кажется, что все вокруг так непонятно и нелогично. Постепенно она понимает, что может умереть. Это также приводит ее к осознанию красоты того, от чего она бежала: ценность семьи и места, где она родилась. Она, своего рода, гипертрофированная версия многих из нас: сначала мы отвергаем наше детство и то, откуда мы родом, но потом мы учимся ценить это. По мере фильма, ее настрой несколько раз меняется: она борется за свободу, живет в страхе и свыкается со своей участью. Но как только Клэр чувствует близость смерти, от ее смирения не остается и следа. В конце она снова начинает бороться.

Меня всегда интересовали социопаты, поэтому меня заворожил персонаж Энди: его жизнь настолько двойственна. Он может скрывать свои опасные потребности и изменяться. Оба главных героя перерождаются. Меня поражает мысль о том, что под твердой оболочкой наших тел мы текучи и изменчивы. Клэр перерождается из-за необходимости, ей приходится наблюдать за Энди, слушать его, правильно реагировать. Все ради того, чтобы выжить. Энди перерождается, скрывая от общества себя настоящего. Учитель английского языка, который мечтает о своей совершенной женщине, но затем решает запереть ее рядом с собой навсегда, сделать ее идеальной ученицей, полностью подчиняющейся его воле. Таким Энди сделало окружение, в котором он вырос: родившийся в ГДР, этой сомнительной утопии, мальчик, скучающей по своей матери и, возможно, одновременно ненавидящий ее за то, что она его оставила.

Какие темы вы исследуете в фильме?

В этой истории переплетено множество самых разнообразных тем: секс и насилие, идея власти, а также идея создания и перерождения. Оба главных героя пытаются сбежать от так наскучившей им обыденности. Сначала Клэр жаждет близости, затем свободы. Энди жаждет совершенства. Он хочет претворить в реальность свои мечты об идеальных отношениях и ради этого он готов на многое. Но когда Клэр, его игрушка, наскучивает ему, он жаждет избавиться от нее, заменить чем-то новым. А жестокость и убийство – это всего лишь побочные эффекты достижения его цели.

Как выглядел процесс подготовки к съемкам?

Я очень долго работала над сценарием. В Берлине, я тесно сотрудничала с Францем Роденкирхеном. Он великолепный сценарист и редактор, к тому же, он меня вдохновляет. Я работала с ним над «Лоре». В это же время Полли, наш художник-постановщик Мелинда Доринг и я исследовали Берлин, чтобы найти подходящие места для съемки. Все это нам очень помогло в дальнейшем. В Восточной Германии нам все попадались эти велотренажеры и беговые дорожки в пустых комнатах с унылыми обоями. Мне понравилось одиночество их формы, казалось, эти странные железки мечтают так о многом. Идеальное тело, идеальный разум. Но они забыты и потеряны. Тогда у меня родилась идея с массажным креслом для Энди. Мне очень понравилось снимать эту сцену с ним: эта вибрирующая масса черного винила очень впечатляет.

Мы достаточно долго репетировали с актерами в Берлине, а потом вернулись в Мельбурн. Разбирать возникшие у нас идеи и работать над сценарием было непросто, но это очень воодушевило нас. Актерам удалось установить особую близость со своими персонажами. Все это очень сплотило нас. Целый день мы работали с хореографом Даниэль Микич над постановкой сцен жестокости и секса, продумывая, как актеры могут перевоплотиться в своих героев, при этом, не осуждая их. Просто чувствуя. Это был один из лучших дней на съемках, она так многому нас научила. Она постоянно спрашивала: «Почему? Почему он сделал это? Почему она так пошевелилась?» Нам было необходимо вернуться назад к инстинктам.

Где проходили съемки и как долго они длились? Что вы можете сказать о съемочном процессе, в целом?

Мы снимали в Берлине и Мельбурне 6 недель. Это было непросто, потому что мы были ограничены по времени, и нам нужно было часто передвигаться с места на место. К счастью, нам все удалось. Всё благодаря нашим замечательным командам в обоих городах. Все очень хорошо потрудились, чтобы этот пазл из двух стран, притворяющихся одной, в конечном итоге сошелся.

Мы с Полли Станифорд прекрасно понимали, что съемки в двух странах – это дело нелегкое. Изначально я боролась за то, чтобы все съемки прошли в Берлине, но, в конечном счете, прислушалась к совету Полли. И не зря, съемки в студии Мельбурна прошли как нельзя лучше. Студийные декорации лучше помогали нам сосредоточиться на работе. В студии мы работали с Максом и Терезой три недели и снимали все сцена по порядку.

Какая ваша любимая сцена в фильме?

Одним из самых ярких моментов для меня стала съемка дома отца Энди. Мне кажется, это одно из моих любимых мест. Мы даже подружились с его хозяевами. Его родители построили дом перед самым началом Второй Мировой Войны. Он постоянно рассказывал нам о своем чудесном саде и коллекции керамики. Мне всегда нравились натурные съемки, так что сцена в лесу – тоже одна из моих любимых. За весь день только одна локация – красота.

Еще мне понравилось снимать рождественскую сцену, где Клэр говорит о доме. Мы не так много репетировали этот диалог, поэтому он показался для меня очень свежим и живым. Клэр в этой сцене одновременно хрупкая и сильная. Энди ненавидит ее за то, что она показывает ему, что она тоже живой человек, за то, что она рассказывает ему свою историю. Это заставляет его осознать, как он одинок. Именно тогда он решает убить ее.

Не могу не отметить, что работать с Джермейном МакМикингом – одно удовольствие. Он поразительно умный и спокойный человек. Он ничего не боится и всегда готов идти на риск.

Расскажите нам о работе с Максом и Терезой

Макс и Тереза – прекрасные люди. Они оба хотели создать что-то максимально честное, настоящее. Я очень их полюбила. Мы могли позволить себе быть ранимыми рядом друг с другом, чтобы нам удалось тщательнее изучить персонажей, не пытаясь произвести друг на друга впечатление. Как и многие другие режиссеры, мне хотелось, чтобы они чувствовали себя достаточно комфортно и перестали пытаться играть, а вместо этого стали своими героями. Мы много смеялись. Они невероятно поддерживали и уважали друг друга, что радовало меня каждый съемочный день. В конце съемок они подарили мне очень красивый браслет с гравировкой “meine,” что значит «мой» - это строчка из фильма. За время съемок мы все подарили друг другу частичку себя.

Интервью со сценаристом Шоном Грантом

О чем, как вам кажется, эта история?

Мне кажется, «Берлинский синдром» рассказывает нам о многих вещах, будь то бесконечный поиск смысла жизни и родственной души, или разрушительные последствия прошлого, которые могут настигнуть вас, если вы позволите этому случиться. Кроме того, я хотел затронуть тему одиночества и изоляции, которые я всегда ощущаю во время путешествий, несмотря на то, что меня постоянно окружают люди.

Что вас больше всего привлекло в этой истории?

Меня сразу же привлек роман Мелани, он очень красиво написан. Еще в то время, я наблюдал расставание одной пары, и мне стало интересно попытаться показать разрушение отношений. Ситуацию, когда один человек хочет вырваться, но второй отчаянно цепляется за надежды о том, во что эти отношения еще могут перерасти.

Как вы подошли к адаптации романа? Что показалось вам наиболее трудным?

Как и с любой адаптацией, я постарался передать настроение и душу источника, не ограничивая себя исходным сюжетом и персонажами. К счастью, автор романа поддержала мою идею раскрыть» ее работу и внести в нее мои идеи, убеждения и темы, чтобы создать из этого по-настоящему достойный сценарий.

В смешном британском фильме-агитке времен Второй мировой "Жизнь и смерть полковника Блимпа" дано интересное и исчерпывающее описание немцев. Странный они, дескать, народ: вроде сидят себе спокойно, музыку сочиняют, а потом у них в голове что-то перещелкивает, и они внезапно берут и захватывают, скажем, Польшу. Или австралийскую туристку, как в триллере Кейт Шортланд "Берлинский синдром".

Героиня этого триллера, девушка с внешностью плотно сидящей на чем-то тяжелом Кристен Стюарт по имени Клэр (Тереза Палмер), не видела ни вышеуказанной картины, ни даже "Волчьей ямы" своего соотечественника Грека МакЛина (это где колоритный охотник на крокодилов в шляпе втирается в доверие к людям и изощренно их искореняет). Поэтому, прибыв в Берлин, она рассеянно шатается одна-одинешенька по улицам, щелкая камерой, и охотно соглашается отведать клубнички (буквально), предложенной случайным прохожим.

Случайного прохожего зовут Энди (Макс Римельт). Он - самый красивый мужчина германской столицы (кроме шуток) и преподаватель английского, который не знает, как по-английски будет "гном", и путает глаголы contemplate и complicate. Что уже должно настораживать. Но не настораживает. Ни это, ни то, что Энди ведет ее на свидание куда-то в огороды, ни то, что его обиталище, куда он ее в конце концов непринужденно затаскивает, - квартира в заброшенном доме, запирающаяся на засов. Неладное одурманенная любовью с первой клубнички начинает подозревать на третий день, когда уже поздно. Дверь закрыта, криков никто не слышит.

Тут стоит вернуться к тезису про странных немцев и справедливости ради заметить, что Энди пришло в голову завести себе двуногого питомца не вдруг - он этим промышляет давно. Когда-то его с отцом бросила мама, и он вроде бы не любит прикосновений к себе других людей. Поэтому приводит к себе иностранок и фотографирует их голыми. Тут определенно есть какая-то связь, но, вероятно, не всем дано ее понять. It’s a Germany thing - будем так считать. Ах да, еще Энди презирает ГДР, поскольку там была несвобода (божечки, какая ирония), в то время как Клэр, наоборот, обожает гэдээровскую архитектуру. Зато объединяет обоих увлечение фотографией.

Красивые кадры нравятся и режиссеру Кейт Шортланд - очень уж она любит чтобы эстетично было. Чтобы героиня в темноте легла и новогодними гирляндами обмоталась. Чтобы маньяк невольницу зачем-то в сказочный зимний лес отвез прогуляться. Или чтобы Клэр такая подходит к окну, и в темнице ее импровизированной все серо и мрачно, а снаружи - снег идет. Романтика. Но незадачливой австралийке взаперти сидеть все ж не в радость, и она ведет себя, как типичная жертва: визжит, неуклюже пытается сбежать, имитирует покорность с целью усыпить бдительность, потихоньку сходит с ума и все сильнее становится похожа на снаркоманившуюся Кристен Стюарт.

Изрядно позаимствовавший из "Коллекционера" Фаулза "Берлинский синдром" тем, кто жаждет жанрового развлечения, ничего интересного не сулит, поскольку рассчитан на легкомысленных и впечатлительных дам. Он не про саспенс совсем, а про атмосферу. Спертую, удушливую атмосферу угнетения и жестокости, которая подается через тусклую с яркими пятнами цветовую палитру, операторскую работу, включающую использование ручной камеры и крупные планы процесса стрижки грязных ногтей, а также мастерство исполнителей главных ролей. Почти два часа стрижки ногтей, атмосферы, удушливости и наяривающих на струнах душ зрительниц артистов. С важным поучением: нечего, девушки, по Берлинам гулять в одиночестве и ягодки с рук незнакомых немцев есть. И вообще от немцев лучше держаться подальше, они странные какие-то.

Туристка из Австралии по имени Клер приезжает в Берлин. Девушка поселяется в хостеле. Ночь она проводит на крыше, где две молодые пары предлагают ей выпить в их компании. Под утро они расходятся. Клер фотографирует крыши домов в свете восходящего солнца, потом принимает душ и идет гулять по городу. Она покупает у уличного торговца пестрое платье, набор слайдов с видами Берлина, заходит в книжный магазин, рассматривает там иллюстрированный альбом Густава Климта. На улице с Клер заводит разговор симпатичный незнакомец, который тоже был в книжном магазине. Он угощает девушку клубникой. Молодой человек зовут Энди, он работает учителем английского языка в спортивной школе, поэтому ему не составляет труда общаться с англоговорящими туристами. Энди отмечает, что девушка путешествует одна, так обычно поступают, когда хотят забыть о каких-либо проблемах. Клер говорит, что ей просто нравится архитектура ГДР. Она работала фотографом в агентстве недвижимости, поездку в Германию Клер расценивает как новый жизненный опыт. На следующий день она планирует отправиться в Дрезден. Энди показывает Клер дачные участки, где местные жители проводят обычно свои выходные. Австралийке это кажется любопытным. Вечером Энди подвозит Клер до хостела, они прощаются.

На следующий день Клер решает повременить с отъездом, она снова ищет встречи с Энди, находит его в том же книжном магазине. Энди листает альбом Климта. Весь день они проводят вместе. Вечером Энди привозит Клер к заброшенной многоэтажке. Здесь кроме Энди никто не живет. Но в занятой им квартире есть все необходимое, здесь вполне комфортно. Только выходящие во двор-колодец окна не открываются. Энди и Клер занимаются сексом.

Утром Энди уходит на работу. Клер просыпается и обнаруживает, что дверь в квартиру заперта. Она не может отыскать ключи. Возвращается Энди, он утверждает, что ключи должны были лежать на столе, однако их там нет. Да, он запер Клер. А в следующий раз не против даже привязать ее к кровати. Девушка воспринимает эти слова как часть эротической игры. Они снова занимаются сексом. Потом едут танцевать в ночной клуб, остаток ночи опять проводят в одной постели. Уходя утром на работу, Энди оставляет своей гостье ключ. Клер находит эротические снимки, подобные которым делал Энди прошедшей ночью. На фото на обнаженном женском плече надпись «моя». Еще больше Клэр начинает волноваться, когда не может отрыть оставленным Энди ключом дверь. Из ее мобильника он, оказывается, вынул сим-карту. Клер пытается разбить стулом окно. Стул ломается, а наружное стекло в окне остается невредимым.

Приходит Энди, Клер требует объяснений. Энди не собирается выпускать ее из квартиры, а крики заложницы здесь никто не услышит. Энди избивает Клер, привязывает ее к кровати.

Энди навещает своего отца, рассказывает, что у него появилась новая подруга, она из Австралии. Предыдущей была канадка Натали. Энди утверждает, что она вернулась на родину. Отец спрашивает, почему Энди всегда выбирает туристок. Тот не дает ответа на этот вопрос.

Энди приносит для Клер паззлы. Он говорит, что от имени Клер написал ее матери сообщение, чтобы та не теряла дочь, с ней все в порядке. Клер просит Энди больше ее не связывать, когда тот уходит на работу, поскольку она все равно не может выйти из квартиры. В его отсутствие Клер находит отвертку, прячет ее у себя. Она просит Энди помочь ей собирать паззлы и наносит удар отверткой, пригвоздив его руку к столу. Клер пытается сбежать, но Энди освобождает пораненную руку и догоняет беглянку. Он дверью ломает девушке несколько пальцев, та теряет сознание.

Во время шахматной партии отец говорит Энди, что его хотела видеть мать. Энди от встречи отказывается, он считает мать предательницей, она бросила их с отцом. Клер жалуется Энди, что по своей матери она скучает. Тот говорит, что теперь у Клер есть он. Энди часто фотографирует свою пленницу.

Одна из студенток Энди по имени Франка во время занятий по физкультуре пытается привлечь внимание учителя, принимая соблазнительные позы. Энди пожирает аппетитную девушку глазами, та этим довольна.

Клер обнаруживает в квартире запертую комнату, она пытается открыть замок канцелярской скрепкой, но скрепка ломается. Энди решает, что повязку с руки Клер можно уже снять. Девушке пора помыться. Он сам отводит ее в душ. В это время раздается стук в дверь, Энди идет посмотреть, кто пришел. На пороге стоит Франка. Она выследила учителя, девушке показалось, что в спортзале Энди смотрел на нее с вожделением. Тот грубо отчитывает Франку, она сама устроила для него целое шоу. Клер выходит из душа. Энди говорит, что это – его девушка, и захлопывает дверь перед носом смущенной Франки.

Накануне Рождества Энди приносит Клер в подарок эротическое белье. Та позирует для него в соблазнительных позах. Они занимаются сексом. Когда Энди уходит, в квартире отключается электричество. На улице идет снег, Клер становится холодно.

В праздники отец Энди умирает. Энди несколько дней не появляется в квартире, где заперта Клер. Когда он все же приходит, Клер бросается к нему в объятия, оба плачут. Они занимаются сексом прямо на полу, потом устраивают романтический ужин под рождественской елкой. Энди дарит Клер книги, говорит о том, что она – идеальная. Клер спрашивает о своих предшественницах. Энди не рассказывает о бывших девушках. Вместо этого он устраивает Клер еще один сюрприз: с собакой по кличке Лотти (она принадлежала покойному отцу) девушке теперь будет не так одиноко в его отсутствие.

Энди устраивает Клер прогулку по лесу. Они встречают мальчика, который зовет на помощь, его брат поранил ногу. Пока Энди осматривает пострадавшего, Клер пытается попросить мальчика, чтобы тот позвонил в полицию – этот мужчина делает ей плохо, он держит ее у себя насильно. Ребенок не понимает, что хочет от него иностранка. Появляется мама детей, она их уводит. Энди не дает Клер возможности поговорить с женщиной, он одной рукой обнимает свою спутницу, но в другой у него топор. Клер боится спровоцировать агрессию.

Энди уходит гулять с Лотти, а возвращается уже без собаки. Клер он говорит, что Лотти убежала. Он снова оставляет пленницу одну, а сам идет на новогоднюю вечеринку, которую устраивает его коллега. Клер удается открыть запертую комнату. Там она обнаруживает массажное кресло с дистанционным пультом управления и фотоальбом. На снимках другая девушка, которую истязал Энди. Клер напугана.

На вечеринке, куда приходит Энди, у него происходит конфликт с хозяйкой дома. Энди считает, что женщина «вешается на всех мужиков». Та просит Энди покинуть ее дом. В полночь на улице начинается праздничный фейерверк. Энди пытается завести беседу с очередной туристкой, но выясняется, что та путешествует не одна.

Клер замечает, что по двору ходит мужчина с фонариком. Это кочегар близлежащей котельной, он присматривает за пустующими зданиями. Клер стучит в окна и двери, зовет на помощь. Кочегар поднимается на нужный этаж, хочет открыть дверь (ключи Энди оставляет на притолоке). В это время появляется Энди и забивает кочегара монтировкой насмерть. Он обвиняет в его смерти потрясенную случившимся Клер. Труп Энди выбрасывает в мусорный бак, обливает бензином и поджигает. После этого он отмывает следы крови в подъезде и прихожей. Клер в шоке.

Энди говорит Клер, чтобы та собрала свои вещи, завтра в аварийном здании будут морить насекомых. Клер подозревает, что садист собирается ее убить. Энди проверяет тетради своих студентов, на одной из них значится имя Франка. Клер отвлекает внимание Энди и оставляет в тетради послание девушке, которая видела ее в этой квартире. На уроке Франка обнаруживает его. Она отпрашивается якобы в туалет, а сама спешит на помощь Клер. Но фотография, которая служит доказательством сексуальных истязаний пленницы, выпала из тетради. Она начинает ходить по рукам учеников, Энди отбирает компрометирующий его снимок. Он мчится за Франкой к заброшенному дому. Но та уже успела открыть спрятанным под притолокой ключом квартиру, где долгое время извращенец держал в плену свою жертву. Вдвоем девушкам удается заманить Энди в комнату с массажным креслом и запереть его там. Маньяк понимает, что он разоблачен, он умоляет выпустить его. Но девушки не намерены этого делать. Клер, наконец, обретает свободу. Она едет в такси по улицам Берлина, архитектура которого так привлекала ее раньше.

Туристка из Австралии по имени Клер приезжает в Берлин. Девушка поселяется в хостеле. Ночь она проводит на крыше, где две молодые пары предлагают ей выпить в их компании. Под утро они расходятся. Клер фотографирует крыши домов в свете восходящего солнца, потом принимает душ и идет гулять по городу. Она покупает у уличного торговца пестрое платье, набор слайдов с видами Берлина, заходит в книжный магазин, рассматривает там иллюстрированный альбом Густава Климта. На улице с Клер заводит разговор симпатичный незнакомец, который тоже был в книжном магазине. Он угощает девушку клубникой. Молодой человек зовут Энди, он работает учителем английского языка в спортивной школе, поэтому ему не составляет труда общаться с англоговорящими туристами. Энди отмечает, что девушка путешествует одна, так обычно поступают, когда хотят забыть о каких-либо проблемах. Клер говорит, что ей просто нравится архитектура ГДР. Она работала фотографом в агентстве недвижимости, поездку в Германию Клер расценивает как новый жизненный опыт. На следующий день она планирует отправиться в Дрезден. Энди показывает Клер дачные участки, где местные жители проводят обычно свои выходные. Австралийке это кажется любопытным. Вечером Энди подвозит Клер до хостела, они прощаются.

На следующий день Клер решает повременить с отъездом, она снова ищет встречи с Энди, находит его в том же книжном магазине. Энди листает альбом Климта. Весь день они проводят вместе. Вечером Энди привозит Клер к заброшенной многоэтажке. Здесь кроме Энди никто не живет. Но в занятой им квартире есть все необходимое, здесь вполне комфортно. Только выходящие во двор-колодец окна не открываются. Энди и Клер занимаются сексом.

Утром Энди уходит на работу. Клер просыпается и обнаруживает, что дверь в квартиру заперта. Она не может отыскать ключи. Возвращается Энди, он утверждает, что ключи должны были лежать на столе, однако их там нет. Да, он запер Клер. А в следующий раз не против даже привязать ее к кровати. Девушка воспринимает эти слова как часть эротической игры. Они снова занимаются сексом. Потом едут танцевать в ночной клуб, остаток ночи опять проводят в одной постели. Уходя утром на работу, Энди оставляет своей гостье ключ. Клер находит эротические снимки, подобные которым делал Энди прошедшей ночью. На фото на обнаженном женском плече надпись «моя». Еще больше Клэр начинает волноваться, когда не может отрыть оставленным Энди ключом дверь. Из ее мобильника он, оказывается, вынул сим-карту. Клер пытается разбить стулом окно. Стул ломается, а наружное стекло в окне остается невредимым.

Приходит Энди, Клер требует объяснений. Энди не собирается выпускать ее из квартиры, а крики заложницы здесь никто не услышит. Энди избивает Клер, привязывает ее к кровати.

Энди навещает своего отца, рассказывает, что у него появилась новая подруга, она из Австралии. Предыдущей была канадка Натали. Энди утверждает, что она вернулась на родину. Отец спрашивает, почему Энди всегда выбирает туристок. Тот не дает ответа на этот вопрос.

Энди приносит для Клер паззлы. Он говорит, что от имени Клер написал ее матери сообщение, чтобы та не теряла дочь, с ней все в порядке. Клер просит Энди больше ее не связывать, когда тот уходит на работу, поскольку она все равно не может выйти из квартиры. В его отсутствие Клер находит отвертку, прячет ее у себя. Она просит Энди помочь ей собирать паззлы и наносит удар отверткой, пригвоздив его руку к столу. Клер пытается сбежать, но Энди освобождает пораненную руку и догоняет беглянку. Он дверью ломает девушке несколько пальцев, та теряет сознание.

Во время шахматной партии отец говорит Энди, что его хотела видеть мать. Энди от встречи отказывается, он считает мать предательницей, она бросила их с отцом. Клер жалуется Энди, что по своей матери она скучает. Тот говорит, что теперь у Клер есть он. Энди часто фотографирует свою пленницу.

Одна из студенток Энди по имени Франка во время занятий по физкультуре пытается привлечь внимание учителя, принимая соблазнительные позы. Энди пожирает аппетитную девушку глазами, та этим довольна.

Клер обнаруживает в квартире запертую комнату, она пытается открыть замок канцелярской скрепкой, но скрепка ломается. Энди решает, что повязку с руки Клер можно уже снять. Девушке пора помыться. Он сам отводит ее в душ. В это время раздается стук в дверь, Энди идет посмотреть, кто пришел. На пороге стоит Франка. Она выследила учителя, девушке показалось, что в спортзале Энди смотрел на нее с вожделением. Тот грубо отчитывает Франку, она сама устроила для него целое шоу. Клер выходит из душа. Энди говорит, что это – его девушка, и захлопывает дверь перед носом смущенной Франки.

Накануне Рождества Энди приносит Клер в подарок эротическое белье. Та позирует для него в соблазнительных позах. Они занимаются сексом. Когда Энди уходит, в квартире отключается электричество. На улице идет снег, Клер становится холодно.

В праздники отец Энди умирает. Энди несколько дней не появляется в квартире, где заперта Клер. Когда он все же приходит, Клер бросается к нему в объятия, оба плачут. Они занимаются сексом прямо на полу, потом устраивают романтический ужин под рождественской елкой. Энди дарит Клер книги, говорит о том, что она – идеальная. Клер спрашивает о своих предшественницах. Энди не рассказывает о бывших девушках. Вместо этого он устраивает Клер еще один сюрприз: с собакой по кличке Лотти (она принадлежала покойному отцу) девушке теперь будет не так одиноко в его отсутствие.

Энди устраивает Клер прогулку по лесу. Они встречают мальчика, который зовет на помощь, его брат поранил ногу. Пока Энди осматривает пострадавшего, Клер пытается попросить мальчика, чтобы тот позвонил в полицию – этот мужчина делает ей плохо, он держит ее у себя насильно. Ребенок не понимает, что хочет от него иностранка. Появляется мама детей, она их уводит. Энди не дает Клер возможности поговорить с женщиной, он одной рукой обнимает свою спутницу, но в другой у него топор. Клер боится спровоцировать агрессию.

Энди уходит гулять с Лотти, а возвращается уже без собаки. Клер он говорит, что Лотти убежала. Он снова оставляет пленницу одну, а сам идет на новогоднюю вечеринку, которую устраивает его коллега. Клер удается открыть запертую комнату. Там она обнаруживает массажное кресло с дистанционным пультом управления и фотоальбом. На снимках другая девушка, которую истязал Энди. Клер напугана.

На вечеринке, куда приходит Энди, у него происходит конфликт с хозяйкой дома. Энди считает, что женщина «вешается на всех мужиков». Та просит Энди покинуть ее дом. В полночь на улице начинается праздничный фейерверк. Энди пытается завести беседу с очередной туристкой, но выясняется, что та путешествует не одна.

Клер замечает, что по двору ходит мужчина с фонариком. Это кочегар близлежащей котельной, он присматривает за пустующими зданиями. Клер стучит в окна и двери, зовет на помощь. Кочегар поднимается на нужный этаж, хочет открыть дверь (ключи Энди оставляет на притолоке). В это время появляется Энди и забивает кочегара монтировкой насмерть. Он обвиняет в его смерти потрясенную случившимся Клер. Труп Энди выбрасывает в мусорный бак, обливает бензином и поджигает. После этого он отмывает следы крови в подъезде и прихожей. Клер в шоке.

Энди говорит Клер, чтобы та собрала свои вещи, завтра в аварийном здании будут морить насекомых. Клер подозревает, что садист собирается ее убить. Энди проверяет тетради своих студентов, на одной из них значится имя Франка. Клер отвлекает внимание Энди и оставляет в тетради послание девушке, которая видела ее в этой квартире. На уроке Франка обнаруживает его. Она отпрашивается якобы в туалет, а сама спешит на помощь Клер. Но фотография, которая служит доказательством сексуальных истязаний пленницы, выпала из тетради. Она начинает ходить по рукам учеников, Энди отбирает компрометирующий его снимок. Он мчится за Франкой к заброшенному дому. Но та уже успела открыть спрятанным под притолокой ключом квартиру, где долгое время извращенец держал в плену свою жертву. Вдвоем девушкам удается заманить Энди в комнату с массажным креслом и запереть его там. Маньяк понимает, что он разоблачен, он умоляет выпустить его. Но девушки не намерены этого делать. Клер, наконец, обретает свободу. Она едет в такси по улицам Берлина, архитектура которого так привлекала ее раньше.

Молодая австралийская девушка Клэр путешествуя по Берлину знакомится с местным парнем Энди. Вспыхивает страсть, следует ночь любви, а утром Энди уходит, закрыв девушку в квартире. Навсегда.

Режиссер : Кейт Шортланд

В ролях : Тереза Палмер, Макс Римельт

Жанр : Триллер

Страна : Австралия, Германия

Продолжительность : 116 мин.

Мой рейтинг 7/10

IMDB 6,5/10 (1 232 users)

Metacritic 69/100 (15 critics)

Rotten Tomatoes 77%fresh (33 из 43)

Кинопоиск 5,897 (189 users)

Фильм Берлинский синдром — ИТОГ:

Люблю кино герметичное, удушающее. не сразу такой, что естественно, с весьма скучноватой завязкой, но далее атмосферный, скулящий.

Австралийка Клэр (Тереза Палмер , ) путешествует по свету, сейчас по Берлину, по его восточной части, она поклонница архитектуры ГДР. На улице она знакомится с обаятельным Энди (Макс Римельт ) и как-то все завязалось, закрутилось — взаимная симпатия, прогулку по вечернему городу и как следствие — бурная, эмоциональная ночь. А утром сказка закончилась. Энди ушел без малейшего желания отпускать Клэр куда-либо.

Сюжет простенький, поверхностный, у него всего два варианта концовки — освободится или нет жертва. И тут первый план выходят занимательные характеры и попытки бегства: насколько они изобретательные и с какими последствиями. Вот с этими казалось бы важными, титульными элементами режиссер Кейт Шортланд обходится небрежно, легковесно.

Едва уловимыми брызгами набросаны персонажи Клэр и Энди, все попытки углубить, усилить их реальность, разбиваются о мимолетность и банальность подачи. Психологию заменяет откровенный секс. Тереза Палмер демонстрирует великолепную форму , а камера фиксирует ее элегантные изгибы и выпуклости. Неудивительно, что немецкий парень увлекся ее телом.

Энди, будучи одиночкой с маниакальными запросами, живет в одном из заброшенных домов, давно оставленном хозяевами, уехавших на Запад, оборудовал квартиру под себя и свои наклонности, поставил металлический засов на дверь и заменил окна. Хоть кричи во все горло. Нет ни соседей, улицы пусты. Оазис тишины в центре Берлина. Преподает английский, общается с отцом, от учительских вечеринок отказывается. Мотив его с одной стороны понятен — он доволен самим фактом обладания, с другой стороны неоднозначен — секс то заканчивается, как девушка понимает свою участь.

Что касается попыток убежать, то их немного и нет сомнения, что до определенного момента они обречены. Нужно ждать и якобы удивляться той спасительной ветке, что приготовил сценарий. А ветка будет, жанр настаивает.

Печально, что автор сделала антагониста каким-то квелым , податливым, но так и не использовала его слабости. Клэр не включает адреналин, не использует хитрости, берет очевидным, и разумеется, проигрывает, до тех пор, пока не вмешивается автор, а это гиблое занятие, помогать персонажам. Фильму не хватает напряжения. Персонажи мыслят шаблонами, почему-то их страх не аккумулирует стремительных действий.

В итоге, фильм Берлинский синдром буднично , с единичными вспышками насилия, плетется к закономерному концу, минуя отсылки к «стокгольмскому синдрому», хотя название на это сравнение намекает. Но связи между жертвой и агрессором нет. Игра скучна и однообразна. Тайные смыслы погребены схематичной режиссурой. Но мне понравилось!

Общемировые сборы: $-

В США: $-

Другие страны: $157.957