Статусный сердечный и летящий голос регистры. Регистры

Среди подарков, полученных людьми от природы, особо стоит выделить голос, для которого свойственна индивидуальность. Чтобы распознавать голоса, было сформулировано представление о голосовых регистрах.

Регистр голоса представляется звуковым рядом, воспроизводимым человеком одним определенным образом и тембром. Эксперты выделяют четыре регистра: по два основных и дополнительных. Рассмотрим предлагаемую типологию

1.Грудной или нижний по тональности регистр

2.Головной, фальцетный, тональный или верхний регистр

3.Шумный или не тональный регистр

4.Флейтовый или свистковый регистр

Каждый из регистров обладает своими особенностями. Так, если в процессе исполнения задействован грудной регистр, тогда слушатель окунается в бархатистость звучания голоса исполнителя, для которого свойственным признается факт вибрирования в грудной клетке. Грудной регистр для голоса человека признается самым обиходным. Практическое большинство людей говорит именно с использованием возможностей грудного регистра. Вокалисты, не обладающие профессиональным образованием и достаточным опытом, как отмечают специалисты, признают именно данный регистр единственно возможным.

Останавливаясь на верхнем регистре, необходимо отметить вибрационные процессы, которые в большей мере проявляются в области головы, вернее в районе лица, носа. Для большинства ценителей данный регистр знаком по песням, исполненным фальцетом. Согласно дословному переводу термина «фальцет» - «ложный голос», данное явление представляется высокими звуками, не обладающими призвуками, то есть не обладающие объемом, свойственным звукам, образуемым в нижнем регистре. Примечательно, что певцы оперного жанра со значительным практическим опытом исполнения обладают непревзойденным умением сглаживать границу между звуками указанных выше регистров.

Шумный регистр еще носит название штро-баса, что в переводе с немецкого звучит как «соломенный бас». В данном регистре звуки образуются, преодолевая преграду в форме сомкнутых голосовых связок. Яркими исполнителями, использовавшими данный регистр, можно назвать Высоцкого, Лепса, Маршала и иных певцов.

Самым редким в использовании называют четвертый - свистковый регистр, хотя для сложных вокальных партий он вполне уместен.

Регистры, их знания и умение управлять голосом - цель, которой можно добиться только под управлением профессиональных педагогов.

Тонкости явления

Более подробно разбираться с темой голосовых регистров логично с опорой на механизм звукоизвлечения, а не на высотную шкалу. Последняя идеально подходит для характеристики звучания музыкальных инструментов, для которых принцип создания звука, вне зависимости от положения на звуковысотной шкале, не меняется. А вот голос человека, в данном смысле, подвержен весьма разноплановым изменениям.

Очень интересным является сравнение регистров голоса с коробкой передач в автомобиле или велосипедными скоростями. То есть, если не отходить от ассоциаций, то вокальные регистры можно назвать скоростью, которая должна быть согласована в работе с высотой звука.

Специалисты, давно работающие с голосовыми регистрами, классифицируют их немного иначе, чем это принято в классической науке. Но они также выделяют 4 регистра. При этом на первую позицию выводят шумовой регистр, для работы которого требуются разомкнутые голосовые связки. В данном регистре человек может кашлять, беззвучно выдыхать и шептать. То есть, в отечественной вокальной науке данный регистр характеризуется бездействием вокальных складок.

Самым употребляемым профессионалы называют речевой или грудной регистр. 99% звуков человек произносит только с помощью данного механизма воспроизведения. Для работы в данном регистре складки должны быть плотно сомкнуты. Голосовые звуки приобретают обертонную насыщенность, но высота их звучания низкая.

Если сравнивать терминологию, принятую и популярную на Западе, то в зарубежной научной методике рассматриваемого нами понятия грудного регистра не существует. Основной упор делается на определение голосового характера, его тембр. Аналогом речевого регистра может служить понятие «толстых связок».

Еще одна особенность западных методик заключается в исключении шумового регистра из числа механизмов звукоизвлечения.

Фальцетный регистр - механизм образования звуков, весьма различающийся в понимании отечественных, западных и научных вокальных школ. Различается также масса тонкостей в работе данного регистра при образовании звуков у мужчин, женщин, певцов с поставленным и еще неотработанным голосом.

Четвертым регистром называется свистковый или флейтовый, который может быть обнаружен не у каждого человека. К примеру, данный регистр обнаруживается в голосе, отличающемся здоровьем и молодостью. Но если говорить о голосе человека, зрелого или даже пожилого, то, скорее всего, указанный механизм образования звуков может отсутствовать.

Oertel указывает, что при пении фальцетом голосовые связки делятся на два колеблющихся отрезка, разделенных в середине длины каждой связки, где возникают неподвижные узловые пункты, находящиеся в состоянии покоя.
Rethi считает типичным для фальцета процесс образования косых волн, которые никогда не возникают при низких голосах.

В среднем диапазон голоса у необученных певцов составляет полторы октавы, в процессе обучения диапазон голоса удается расширить до двух, а иногда и трёх с половиной октав. Диапазон голоса зависит также и от вида голоса. Очень большим объемом голоса обладает колоратурное сопрано, самый малый объём голоса имеют баритоны и меццосопрано. Для басов и альтов является характерным широкий диапазон голоса.

Согласно Tarneaud нормальный диапазон голоса певца имеет следующие границы:
1) бас от С до е1,
2) баритон от А до а1,
3) тенор от Н до с2,
4) альт от е до а2,
5) меццосопрано от а до А2,
6) сопрано от с1 до с3.

Фомичев предлагает несколько иную схему диапазонов голосов, а именно:
бас Е-f1 альт F-f2
баритон G - g1 меццосопрано А - а2
тенор С - с2 сопрано с1 - е3

Анализ приведенных схем показывает , что диапазоны одного и того же вида у певцов различных национальностей отличаются друг от друга, а индивидуальные различия бывают иногда очень значительными.


Грудной, головной регистры голоса

Понятие регистров легче всего объяснить на основании особенности строения, органа. В органе под названием „регистра" подразумевают комплекс труб, издающих одинаковые по тембру звуки и отличающихся от иного комплекса труб, издающих звуки иного тембра. В вокальном искусстве термином „регистр" определяют ряд звуков одного и того же тембра. Принято различать два регистра: грудной регистр и головной регистр.

Выше головного регистра имеется еще свистковый регистр. Этот регистр первым описал Leopold Mozart (отец знаменитого W. A. Mozart). Границы этого регистра начинаются от d3, е3,/3 и доходят до с4, e4g4, с5, а иногда и выше. Свистковый регистр обычно можно услышать в детских голосах.

Фомичев считает, что кроме грудного и головного регистра, существует еще и смешанный регистр, характеризующийся особенностями двух основных.

Тембр голоса грудного регистра точно так же, как и тембр голоса головного регистра зависит от целого ряда моментов: амплитуды дыхания, положения гортани, функции резонаторных полостей, а не только от того, как колеблются голосовые связки: полностью или только их края.

Пение в детских хорах без соответствующего наблюдения специалистов, чрезмерная перегрузка голосового аппарата в период полового созревания, а также форсирование голоса при заболеваниях голосового аппарата - всё это является частыми причинами разрывов регистров. Описанные явления не имеют специального значения для людей, не занимающихся профессионально пением, однако, голос людей, обладающих двумя регистрами, имеет большую выразительность, что особенно важно для лекторов и учителей.

В голосе необученных певцов во время пения forte звучит прежде всего грудной регистр, голос имеет „тёмную" окраску. При переходе на piano окраска голоса меняется на „светлую" и одновременно начинает звучать головной регистр, о чём свидетельствует вибрация спинки носа, костей черепа и т.д. Особенно ценным считается такой натуральный голос, в образовании которого берут участие, как головные, так и грудные резонаторы.

Ученик, обладающий таким голосом , будет делать большие успехи в изучении пения, т.к. ему не нужно тратить времени на выработку умения пользоваться головными резонаторами. Резонаторная функция и характер звучания голоса в отдельных частях диапазона зависят от особенностей анатомического строения голосового аппарата и деятельности мышечной системы.

Конспект занятия

Количественный состав: 15 человек.

Оборудование: компьютер, акустические колонки,плакаты, песня и фонограмма.

II. Тема занятия: «Регистры певческого голоса».

III. Тип занятия: комбинированное.

IV. Форма занятия: учебно-практическое.

V. Цель и задачи занятия.

Цель: Углубление знаний воспитанников по основам вокального искусства.

Задачи:

Образовательные:

· познакомить воспитанников с регистрами певческого голоса;

· познакомить детей с вокальными упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров;

· сформировать у детей представлений о регистрах певческого голоса на примерах вокального творчества современных эстрадных исполнителей.

Воспитательные:

·воспитывать у детей интерес и любовь к вокальному творчеству;

·воспитывать у детей любовь в Родине посредством изучения вокального репертуара;

·воспитывать у детей чувство коллективизма, трудолюбие, навыки усидчивости и самоорганизованности.

Развивающие:

· развивать творческий потенциал воспитанников, восприятие;

· развивать коммуникативные навыки и психические процессы воспитанников: память, воображение, внимание.

VI. Методы обучения:

· словесные: беседа, объяснение, обсуждение;

· наглядные: применение ИКТ, показ, исполнение изучаемого материала педагогом, наблюдение;

· практические: вокально-тренировочные упражнения, восприятие музыки, работа над исполнительским образом произведения, игровой;

· объяснительно-иллюстративный: восприятие и усвоение детьми готовой информации ;

· репродуктивный: воспроизведение знаний и освоение способов деятельности по заданиям педагога ;

· методы вокального обучения: концентрический, , показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

· VII. Структура занятия

VIII. IX. Содержание занятия

п/п

Этап занятия

Действия воспитанников

Особые отметки

Время

Вводная часть

2 минуты

Организация начала занятия

Приветствие. Создание благоприятной, позитивной атмосферы в группе. Настрой на работу.

Вход в класс. Приветствие друг друга.

2 минуты

Основная часть

38 минут

Введение в тему занятия

Вступительное слово педагога. Диалог педагога с детьми.

Ответы детей на вопросы педагога.

2 минуты

Повторение изученного материала. Определение темы занятия.

Разгадывание детьми кроссворда по изученным ранее терминам и понятиям.

Ответы на вопросы кроссворда. Определение темы.

3 минут

Объяснение темы занятия

Объяснение педагогом новой темы «Регистры певческого голоса».

Восприятие новой темы. Усвоение материала посредством объяснений педагога и практической деятельности: восприятие музыки, слуховой анализ вокального исполнения произведения.

10 минут

Физкультминутка

Игра «Что изменилось».

Участие в игре

5 минут

Вокальное развитие

Дыхательная и гимнастика, вокально-тренировочные упражнения на развитие и выравнивание голосовых регистров.

Работа над песней «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Освоение новых вокальных упражнений по показу и объяснению педагога.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров при исполнении песни.

18 минут

Заключительная часть

5 минут

Подведение итогов занятия.

Рефлексия. Домашнее задание.

Анализ занятия, полученных знаний, умений и навыков.

Ход занятия

I.Вводная часть

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети входят в класс.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии. У нас за окном еще осень, солнышко пригревает холоднее, и как вы думаете, что это значит? (наступает зима). Солнечные лучики мало стали приносить тепла, но все же у нас отличное настроение.

Педагог: давайте начнем наше занятие.

II. Основная часть

Педагог: Уже давно мы с вами знакомимся с «Основами вокального искусства» и многому уже научились. Это большой и очень важный раздел в нашем учебном курсе по вокалу. Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на таких занятиях?

Дети: мы знакомимся с вокальными понятиями и терминами, с особенностями певческого дыхания, с правилами дыхания во время пения, с правильным произношением гласных и согласных звуков, как правильно выражать свои эмоции при пении, с правилами поведения во время пения, правилами поведения на сцене.

Педагог: молодцы! А сейчас ответьте мне на вопрос своими словами: «Что является основой пения, источником энергии для возникновения звука?»

Дети: Дыхание.

Педагог: Да, дыхание – это основа пения. Какие виды дыхания вы знаете, и какой вид самый важный при пении?

Дети: Грудное, диафрагменное и смешанное . Самым важным и правильным видом дыхания при пении считается диафрагменное дыхание.

Педагог: И сегодня мы будем знакомиться с регистрами певческого голоса, и так именно звучит тема нашего занятия: «Регистры певческого голоса».

Педагог: Что же это такое?

· Регистр – это часть диапазона голоса, содержащая звуки, похожие по тембру.

Педагог: Запомните это определение. В конце занятия вы получите памятки с основные понятия по данной теме, и вы сможете дома их выучить.

Педагог: Любой человек, независимо от пола и возраста может воспроизводить звуки в 2-х основных и 2-х неосновных регистрах.

Педагог: Два основных регистра: грудной и головной.

Педагог: Грудной регистр - нижний регистр.

При пении в этом регистре происходят явственные вибрационные ощущения у певцов в области груди (откуда и название).

Педагог: Попробуйте сделать упражнение: закрытым звуком «промычите» на нижних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети: В области груди.

Педагог: Это самый привычный голосовой регистр для любого человека. На нём мы всегда разговариваем. Большинство певцов, как профессиональных, так и нет, в пении используют только этот регистр, поскольку другими пользоваться не умеют.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «При лужке» в исполнении дуэта певицы Пелагеи и Михаила Горшенёва. Пелагея при пении использует грудной голосовой регистр.

Русская народная песня «При лужке» в исполнении дуэта Пелагеи и Михаила Горшенёва.

Педагог: Головной или фальцетный - верхний регистр. При использовании его в пении у певцов возникают вибрационные ощущения в основном только в области головы (лица, носа), откуда и название. Название же этого регистра «фальцет» (что в переводе означает "ложный голос") подчёркивает редкость его применения.

Попробуйте сделать тоже самое упражнение, только на верхних нотах. Что вы ощущаете? В какой области тела чувствуете вибрации?

Дети выполняют упражнение.

Дети: В области головы (лица, носа).

Педагог: Звуки этого регистра явственно отличаются по тембру от звуков нижнего регистра. Они высокие, лишённые нижних обертонов (призвуков) и более слабые. Однако многие профессиональные певцы развивают этот регистр голоса так, что он становится достаточно сильным, чтобы широко использовать его в сценической деятельности. Например, Владимир Пресняков - младший, который широко используют верхний регистр в своём пении. А оперные певцы добиваются того, что между звуками нижнего и верхнего регистров на слух не ощущается никакой разницы: ни по громкости, ни по тембру.

Послушайте музыкальный фрагмент из песни «Замок из дождя» в исполнении певца Владимира Преснякова. Он при пении использует фальцетный регистр.

«Замок из дождя» сл. К. Кавалерян, муз. В. Пресняков, в исполнении Владимира Преснякова - младшего

Педагог: Чтобы головной регистр хорошо, красиво звучал нужно добавить «опору», то есть петь на дыхании, на опоре, и заставить работать голосовые связки.

Педагог: Мы познакомились с двумя основными регистрами певческого голоса. Продолжаем наше знакомство – неосновные регистры.

Педагог: Шумовой неосновной регистр, именуемый «штро-бас», что в переводе с немецкого означает «соломенный (шуршащий)» бас. На такой регистр голос человека может перейти при сильном утомлении. Образуется такой характер звука за счёт пересмыкания голосовых связок. Подмешивая данный регистр голоса при пении к основному регистру, певцы получают рычащий, хрипящий голос. Использование этого регистра при пении можно услышать у В. Высоцкого, М. Шуфутинского, Г. Лепс, А. Маршал. Особо яркий пример – это исполнение Профессора Лебединского.

Послушайте песню «Я спросил у ясеня» в исполнении Профессора Лебединского. Она при пении использует шумовой регистр - "штро-бас".

Песня «Я спросил у ясеня», сл. В. Киршон, муз. М. Таривердиев, в исполнении Профессора Лебединского

Педагог: Значительно реже используется ещё один неосновной регистр голоса, называемый «свистковый» или « », который располагается выше фальцетного регистра. Этот регистр знаком нам как пронзительный визг маленьких детей. По тембру он, действительно, похож на громкий свист, от чего и получил своё название. Развит чаще всего у женщин, в мужских голосах этот регистр встречается довольно редко. Ярким примером исполнения в «свистковом» регистре является певец Витас.

Послушайте песню «Опера» в исполнении Витаса.

Педагог: Вот мы с вами и познакомились с регистрами певческого голоса. Основными, более применяемыми певцами регистрами считаются – грудной и головной – «фальцетный». Существует такое понятие – «переходные» ноты. Эти ноты находятся на переходе от одного регистра к другому. У профессиональных певцов при пении эти ноты совсем незаметны, и регистры называют «сглаженными». Таким образом, их голос звучит ровно, красиво, насыщено на разном диапазоне. Переход из регистра в регистр совсем незаметен. Это вырабатывается постоянной тренировкой.

Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, которые нам помогут развивать, выравнивать наши голосовые регистры, и соответственно развивать голос. Для этого мы должны воспитывать в себе усидчивость, трудолюбие и наблюдательность, развивая свою память, воображение и внимание.

Педагог: Я предлагаю вам первое упражнение, которое развивает внимательность, наблюдательность и память.

Игра «Что изменилось»

Один ребенок осматривает класс и запоминает окружение, затем выходит за дверь. Дети договариваются, что они изменят в классе. Заходит ребенок в класс и говорит, что изменилось в его отсутствии.

Педагог: Молодцы! А сейчас мы приступаем к вокальным упражнениям.

Я прошу вас встать в одну линеечку передо мной и принять певческую позицию.

Дети встают для распевки.

Педагог: Сначала мы выполним дыхательную разминку.

1. Сделали вдох через нос, и медленный выдох через рот. Повторили 5 раз.

2. Сделали вдох через нос, и выдох через рот со звуком «ш». Повторили 5 раз.

3. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «б-п». Повторили 5 раз.

4. Сделали вдох через нос, и на выдохе проговариваем буквы «т-д». Повторили 5 раз.

Педагог: Теперь работаем над дикцией и артикуляцией. Проговариваем скороговорку «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа». Начинаем медленно, постепенно убыстряя темп.

Педагог: Вот мы и подошли к упражнениям по развитию регистров и голоса.

1. Закрытым звуком («мычим») делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

2. На звук «тпру» делаем глиссандо вверх, вниз. Повторили 3 раза.

Педагог: Молодцы ребята! Вы успешно выполнили все упражнения. Голосовой аппарат готов к работе, и мы приступаем к исполнению песни «Родина моя». Эта песня вам уже знакома, мы над ней уже хорошо потрудились. Песня в вокальном исполнении сложная, в ней встречаются элементы двухголосия. Мелодия песни не простая, скачкообразная, требует исполнения, как в грудном, так и в головном регистрах. Требуется развитый голосовой диапазон. При исполнении не забывайте об «опоре» звука, особенно при исполнении высоких нот. Так же помните, что мы - ансамбль, и звучание песни должно быть ровным, поэтому слушайте себя и друг друга.

Сначала мы пропоем мелодию, затем под минусовую фонограмму.

Работа над мелодическим и гармоническим строем (двухголосием), ровностью регистров, ансамблем при исполнении песни «Родина моя», сл. Т. Гунбина, муз. С. Ранда.

Педагог: Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали. Садитесь на свои места.

Дети садятся на стулья.

3. Заключительная часть

Педагог: Посмотрите, у меня в руках солнышко. Что ему нужно, чтобы оно засветило ярче?

Дети: Лучи.

Педагог: Совершенно верно! Я предлагаю вам подарить нашему солнышку лучики, но чтобы получить эти лучики, вам нужно вспомнить, чем мы сегодня занимались, что узнали нового, интересного и полезного. За правильный ответ вы получаете один луч.

Дети дают ответы. За каждый ответ получают лучик, таким образом, видно, как ребенок усвоил материал.

Педагог: Посмотрите на экран. На нем вы видите основные понятия по теме занятия. Подумайте, все ли мы вспомнили?

Дети отвечают.

Педагог: А сейчас подойдите ко мне, и мы вместе подарим солнышку лучики.

Дети совместно с педагогом прикрепляют лучи к солнцу.

Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его Друзьям! Улыбнитесь – это Просто! Лучик Солнца – это ВАМ!!!

Педагог раздает каждому ребенку по лучику солнца.

Педагог: Посмотрите, ребята, это не простые лучики.… Они дадут вам знания по основным понятиям нашего занятия. Дома хорошо изучите их и запомните. Договорились?

Дети: Договорились.

Педагог: Спасибо вам за работу!

Педагог: До свидания!

Звучит фонограмма песни «Друзья» в исполнении ансамбля «Барбарики». Дети выходят из класса.

1. Определение «Регистр певческого голоса»

2. Основные регистры:

· грудной;

· головной – «фальцет».

3. Неосновные регистры:

· шумовой или «штро-бас»;

· «свистковый» или «флейтовый».

Используемая

1. Белоброва У. Ю. Обсуждение вопроса диапазона, регистров и локализации тона для учеников среднего и продвинутого уровня подготовки //mar. ucoz. ru/publ/obsuzhdenie_voprosa_diapazona_registrov_i_lokalizacii_tona_dlja_uchenikov_srednego_i_prodvinutogo_urovnja_podgotovki/

2. Млечко Т. А. Методы вокального обучения в классе сольного пения //www. arts. adygnet. ru/bibl/izd%20arts/2/untitled-12.htm

3. Регистры голоса http://www. guitarvocal. ru/vocal8.html

Что такое регистр голоса? У всех людей голос имеет регистровое строение. Регистры отличаются по принципу извлечения звука. У неопытных вокалистов регистры голоса не связаны между собой, тогда как профессионалы знают, как их соединить. Если вы попробуете попеть на глиссандо (см. определение Глиссандо) до верхнего порога вашего диапазона, то заметите, что в некоторых местах голос начинает как бы ломаться, перескакивать и меняет свою окраску, проскакивают так называемые "петухи". Это ваши мосты. Вам нужно найти способ соединить их. Вот список основных регистров.

Falsetto - Фальцет

Whistle Register - Свистковый регистр

Stroh bass - Штро бас

Представляет собой не что иное, как наш обычный разговорный голос, но усиленный при помощи вокальных приёмов. Положив руку на грудную клетку и пропев удобную вам нижнюю ноту вашего диапазона вы почувствуете вибрацию в этой области груди. Именно потому голос и называется грудным - в звукообразовании активно задействован крупнейший резонатор нашего тела, поэтому голос звучит мощно и насыщенно. Диапазон грудного голоса ограничен лишь вашими природными данными, связанными с длиной и толщиной связок, а так же с плотностью и формой их смыкания. Он составляет у здорового среднестатистического человека около двух-двух с половиной октав. Многие девушки, особенно с высокими голосами часто сталкиваются с проблемой пытаясь научиться "петь грудью". Переходный участок у них проявляется очень низко, где-то через полторы октавы. Как решить эту проблему? Найти опытного педагога и никакие виртуальные советы тут не помогут. Это основной певческий тембр и прежде чем овладевать другими приёмами необходимо как следует освоить именно его. Не вижу особого смысла приводить примеры грудного голоса, мы и так слышим его каждый день, а тембральная окраска может быть самой разнообразной. О том от чего зависит тембр поговорим позже.

2. Фальцет .

Фальцет - это тот самый голос, на который наш голос срывается при попытке петь выше переходного участка грудного диапазона. В народе такие срывы называются "петухами" - очень неприятное явление, особенно если оно случается на сцене. Таким образом, выше переходного участка находится фальцет. Рассмотрим природу фальцетного звукообразования. Если при грудном звукоизвлечении связки смыкаются плотно по всей длине и высота звука контролируется их натяжением, то при фальцетном звукоизвлечении связки смыкаются только частично, а не по всей длине, оставляя небольшое отверстие, через которое проходит воздух, придающий фальцету шипящее звучание. Высота звука в данном случае регулируется длиной смыкаемой части связок. Чем тоньше ваши связки, и чем лучше они смыкаются, тем выше вы можете петь фальцетом. Чем больше площадь смыкания связок, тем ниже нота, чем меньше - тем выше. Вот пример фальцета. Вообще говоря фальцет вам не нужен. Конечно, он используется многими вокалистами, как приём, но вашей первостепенной задачей должно оставаться освоение грудного регистра. Если вы умеете петь грудным голосом, то освоить фальцет не составит труда. Известные исполнители поющие фальцетом - Prince, Earth Wind and Fire, Пресняков, Витас.



Микст, или как его ещё называют "смешанный голос" - это способ звукоизвлечения, в котором задействованы оба механизма - и грудной и фальцетный. Голос при этом не имеет переходного участка. У многих людей микстовое звукообразование от природы.

4. Свистковый регистр.

Этот регистр развит чаще всего у женщин. Очень яркий тому пример - Mariah Carey, которая много использовала свистковый регистр в своих ранних записях. У мужчин такая способность встречается крайне редко, что очевидно связано со строением связок и типом смыкания. Но и мужчины порой показывают удивительную способность петь в таком регистре. Пример(Адам Лопес)

5. Штробас.

Штробас довольно часто используется в современной эстраде. Штробас - позволяет брать очень низкие ноты, которые находятся гораздо ниже нашего грудного диапазона и могут достигать контр октавы у мужчин. Эти ноты не пропеваются, а как бы "проскрипываются", и используются в основном как приём "подъезд к ноте", что придаёт голосу некоторую сексуальность, как показано ниже в примере номер 1:



Второй пример демонстрирует, как низко можно издавать звуки при помощи штробаса. Практического применения это почти не находит, но в принципе, путём долгих тренировок штробас можно развить и получать вполне мощный звук. Всё зависит от художественных целей, которые ставит перед собой вокалист - просто так, для спортивного интереса, этим заниматься не стоит. Лучше уж направить свои усилия на что-нибудь более полезное - например тренировку слуха и точного попадания в ноты.

6. Inward singing - Пение на вдохе.

Такой вид звукоизвлечения можно скорее отнести с фальцетному, хотя по звучанию он больше напоминает свистковый регистр. Не знаю использует ли кто нибудь данный приём. Лично я использую это, если нужно пропеть высокую ноту, которую не достать фальцетом. Принцип здесь простой - контролируемый звук на вдохе. Многим это может показаться парадоксальным, но если связки колеблются на выдохе, то с таким же успехом они могут колебаться и на вдохе. Для того, чтобы проделать такой трюк необходимо прежде хорошо распеться и расслабиться полностью. Никакие мышцы не должны быть напряжены вообще.

Связки

Когда мы поём, то обычно не задумываемся о том, как наши связки издают звук. Моя преподавательница сказала бы "И правильно делаете!". Многие слишком зацикливаются, пытаясь подробно разобраться в том, что и как работает. Знать что к чему, хотя бы для общего развития, конечно необходимо, но не забывайте - мы не паталогоанатомы. Посмотрите на картинку (рисовал как мог, так что не ругайте):

Tongue - язык

Vocal cords - связки

Как видно из рисунка связки расположены довольно глубоко, поэтому чтобы к ним подобраться нужно очень постараться - одним зеркальцем тут не обойтись. Вот ещё одна иллюстрация гортани в разрезе. На английском голосовые связки называются vocal cords или vocal folds. Кроме истинных вокальных связок существуют и ложные вокальные связки - false folds.

Сами связки представляют из себя не самую красивую картину. Вот тут можно увидеть видео на котором сняты связки человека и то, как они работают в разных режимах. Говоря простым языком - две упругие складки вибрируют при смыкании, когда между ними проходит воздух.

Используем шарик, чтобы понять принцип работы связок. Сдавите шарик, но вместе с тем удерживайте пальцами края отверстия, чтобы воздух не выходил. Теперь слегка отпустите края отверстия чтобы воздух немного вышел. Поэкспериментируйте с краями отверстия, чтобы убедиться, какие разные звуки оно издаёт в зависимости от количества выходящего воздуха. То же самое происходит и с нашими связками – мы контролируем высоту и громкость звука подавая больше или меньше воздуха или растягивая (отпуская) связки. Самое интересное, что индивидуальность голоса зависит не столько от связок, сколько от всего вокального тракта. Если бы мы "вытащили" наши связки наружу, то услышали бы однообразный бесцветный звук.

Многие музыкальные инстременты работают по принципу колебаний мембраны. Например - та же русская гармошка. Когда гармонист растягивает меха, воздух втягивается в инструмент через клапаны, открываемые нажатием кнопок. Каджый клапан открывает своё отверстие, над которым находятся пара металлических язычков. Язычки колебаются под действием входящего/выходящего воздуха и издают звук. Высота звука зависит от размеров язычков - толщины, длины и ширины, а так же от материала из которого они изготовлены. Такая аналогия помогает понять принцип действия наших вокальных связок.

Опора

Что такое опора? Зачем она нужна и как её развить? В этой статье постараюсь ответить на эти вопросы. Сперва – что такое опора? Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц, а так же резонаторов, позволяющей певцу петь свободно и не напрягаясь. Это ощущение приходит не сразу, а только с практикой, при условии, что вы правильно формируете звук, хотя, бывает, что у некоторых опора работает сразу.

Обычно именно ваш преподаватель говорит вам, что звук стал опёртым и просит вас запомнить физические и вокальные ощущения на будущее. Это совсем не просто для начинающего, так как приходится концентрироваться на огромном количестве чувств и "прислушиваться" к тому, на что раньше никогда не обращал внимания. Мозг анализирует огромное количество информации и образует новые связи в соответствии с поступающими данными. Стоит закрепить неверный навык и он останется с вами надолго. Переучиться крайне сложно. Именно поэтому так важно в процессе обучения иметь рядом опытного педагога. В общем опору нужно рассматривать как совокупность ощущений ведущих к наиболее качественному результату при минимальных затратах энергии.

На самом деле ощущение опоры довольно субъективно и каждый ощущает её по разному. Большинство думает, что это столб воздуха поддерживаемый дифрагмой и упирающийся в нёбо. Многие считают, что опора – это напряжение дыхательных мышц, обеспечивающих необходимое давление на связки. Некоторые ощущают опору, как давление воздуха под связками – они рассматривают опору, как поток воздуха, удерживаемый связками. И, наконец, есть такие, которые считают, что воздух должен упираться в зубы. Таким образом разница в ощущениях приводит к различной терминологии. Некоторые говорят о опоре голоса, изолируя это понятие от опоры дыхания; другие считают, что это одно и то же. Что же мы имеем в итоге? У нас есть такие разные понятия, как акустическая опора, опора дыхания и опора голоса. Эта разница на самом деле основана на различии в способах звукообразования.

Итак. Зачем нужна опора в пении? Как и было сказано ощущение опоры облегчает работу гортани, увеличивает выносливость голосового апарата. Напряжение связок сводится к минимуму слаженной работой дыхательной и вокальной системы. В книге Дмитриева "Основы вокальной методики " описываются исследования этого эффекта с помощью рентгена. Был открыт один интересный факт. Ощущение опоры у опытных певцов всегда сопровождалось заметным сужением гортани прямо над связками! Рисунок ниже несколько схематичен, но принцип понять можно...

Этот интересный для нас факт можно использовать для развития опоры. Сужение гортани создаёт нечто вроде камеры с дополнительным сопротивлеинем и берёт на себя возможные нагрузки. Таким образом при правильном дыхании наши связки могут совершать колебательные движения без напряжения затрачивая минимум энергии на сопротивление давлению воздуха под ними. Другими словами нужно найти баланс между давлением воздуха под и над связками. Как это сделать? На практике можно используйте тот факт, что гортань слегка сужается, когда вы стонете или задерживаете дыхание. Попробуйте. Сделайте вдох диафрагмой и задержите дыхание как если бы вы собирались нырнуть на большую глубину. Расслабьтесь и выдохните. Чувствуете разницу? Попробуйте ещё. В конце повтрите вдох и с этой позиции начните петь.

Опора - одно из важнейших понятий в вокальном искусстве. Если у вас проблемы с интонацией, значит скорее всего виновата опора, а точнее её отсутствие. Если вы чувствуете, что вам хронически не хватает дыхания - это опять таки опора подвела. Если у вас быстро садится голос, хотя вы даже и не высоко поёте...то у вас отсутствует, либо слабо развита опора. Как видите - всё упирается в опору, простите уж за каламбур.

PS. Никакая книга не научит вас как опирать звук, обязательно консультируйтесь у педагога!

Певческий процесс в современной вокально-хоровой педагогике рас-сматривается с точки зрения звукообразования (голосообразования) и зву-коизвлечения (вокальной техники и исполнительства). Одним из важных элементов процесса звукообразования является единотембровая выстроен-ность регистров голосов хора. Появление единотембренности на всем диапазоне, полетности и выносливости голосов тесно связано с работой по выравниванию регистров. Эта работа необходима в хоре старшекласс-ников и взрослом хоре.

Регистр – это ряд однородных по тембру звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом. В зависимости от преимущественного исполь-зования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной

и смешанный регистры. Регистровое строение голосов у мужчин и женщин разное, оно зависит от особенностей строения гортани.

В женском голосе, в связи со строением гортани, имеются 3 нату-ральных регистра: грудной, медиум (средний) и головной. Задача хормей-стера – настроить хоровые голоса на режим микста (mixt – смешанный), чтобы на всем диапазоне отчетливо проявлялось смешение грудного и го-ловного резонирования. Грудной регистр занимает у низких женских и детских голосов квинту – сексту, у высоких – терцию. Грудной регистр оз-вучивается грудным резонатором, голосовые связки на этом участке смы-каются плотно, всей массой. После переходных нот (у сопрано и первых альтов – ми бемоль – фа диез 1-й октавы, у вторых альтов – до – ми бемоль 1-й октавы) начинается средний регистр. Этот регистр имеет смешанное от природы звучание. Здесь наблюдается смешанный тип колебаний голосо-вых связок, головной и грудной резонаторы озвучиваются одновременно.


После второго перехода (у сопрано – ми бемоль – фа диез, у альтов до – ми бемоль 2-й октавы) начинается головной регистр. Здесь связки работают по типу фальцетного смыкания (краями), в этом регистре активно озвучи-вается головной резонатор.



Основная сложность выравнивания регистров состоит в том, чтобы обучить певцов правильно, т. е. смешанным звуком, исполнять переходные ноты своего диапазона, используя для этого приемы округления или при-крытия.

Методика выравнивания (сглаживания) регистров мужских голосов получила название «методика прикрытия», а выравнивания женских голо-сов – «методика округления».

В современной вокальной педагогике использование округления объясняется тем, что природой дано женским голосам смешанное голосо-образование на среднем регистре, поэтому достаточно использовать прием округления для перенесения микстового звучания на крайние регистры, чтобы голос зазвучал темброво ровно. Округление звука осуществляется за счет придания полости рта куполообразной формы, где активно задейство-вано мягкое небо.

Работу по выравниванию регистров женских голосов обычно начи-нают с центрального участка диапазона (примарной зоны), постепенно расширяя смешанное голосообразование вверх и вниз по диапазону.

В мужском непоставленном голосе выделяют два натуральных реги-стра – грудной и фальцетный. В грудном регистре мужского голоса, зани-мающем около 1, 5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давле-ние, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название ре-гистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходных звуков (ми бемоль – фа диез 1-й октавы у теноров, до – ми бемоль 1-й ок-тавы у баритонов, си малой – ре 1-й октавы у басов). При желании спеть более высокие звуки голос «ломается» (вследствие резкой перемены меха-низма голосообразования) и переходит на фальцет. В связи с тем, что голо-совые складки начинают работать краями, голос теряет силу и тембровые краски.

Благодаря французскому тенору и педагогу Ж. Дюпре в вокальной мужской практике с конца 40-х годов XIX века стал использоваться прием


прикрытия (voix mixt sombree) при формировании верхнего участка диапа-зона, что увеличило выносливость больших нагрузок, расширило исполни-тельские возможности оперных певцов.

Основные правила освоения прикрытия: смешение певческого звучания (с дозированием грудного и головного резонирования) в центре диапазона, притемнение (сомбрирование) голоса перед переходными нотами, умеренная сила звука и плавная подача дыхания.

Наблюдаемое притемнение певческого тембра, при использовании приема прикрытия, происходит благодаря перестройке верхних резонато-ров и некоторому расширению нижней части глотки. Экспериментально было доказано, что прием прикрытия помогает снять излишнее напря-жение с голосовых складок у мужчин во время смешанного звукообразо-вания.

Известно, что смешанное звучание голоса может быть образовано от разного соотношения грудного и головного резонирования. При вырав-нивании перехода к верхнему регистру важную роль в мужских голосах начинает играть озвучивание головного резонатора и преобладание в сме-шанном звучании доли фальцетного. Вот почему опытные хормейстеры считают, что мужчинам-певцам «при сглаживании регистров полезно научиться петь в верхнем регистре хорошим фальцетом, используя это как средство овладения смешанным звуком» . Для этого рекомендует-ся использовать гаммообразные упражнения в нисходящем движении, от фальцетного регистра к грудному, без остановки на верхних нотах. Во время вокализации высоких звуков следует избегать моментов форси-рования. При переходе в грудной регистр певцы должны следить за сохра-нением тембра головного резонирования.

Упражнения при выравнивании регистров мужских и женских голо-сов необходимо исполнять в умеренно-тихой динамике и неторопливом темпе. Мелодика упражнений может строиться на опевании звуков, дви-жении по секундам, терциям вниз и вверх, а также включать гаммообраз-ные движения и скачки на квинту – октаву. Упражнения рекомендуется вокализировать на гласные: у, о, а, сочетая их с другими гласными и со-гласными звуками (чаще сонорными согласными).

М. С. Осеннева и В. А. Самарин, обращаясь к молодым хормейсте-рам, советуют: «В занятиях с хором следует помнить, что верхние и ниж-ние участки певческого диапазона формируются только после образования


и т. д. Особое внимание обращается на округление звуков, прилегающих к границам регистров. Переходные звуки следует прикрывать. При изме-нении гласных изменяется форма нижней части глотки. Так, на гласном [у] она расширена, звук имеет темную окраску. На [а] глотка сужена, звук тя-готеет к светлому тембру. Гласные [о], [э], [и] являются промежуточными между [у], [а]. В целях достижения прикрытия отдельных гласных реко-мендуют петь [а] с призвуком [о], [и] – с призвуком [у], [е] – с четким переходом на прикрытое [э]. Призвуком [у] рекомендуется пользоваться осторожно» .

Распевание хора

Распевание – это вокально-слуховая настройка певцов хора. Цель распевания – подготовить хор к творческой работе над репертуаром.

Основные задачи распевания:

Вокально-слуховой настрой хора, приведение его в рабочее состояние;

Работа над упражнениями, формирующими основные вокально-хоровые умения и навыки.

В хоровой практике сложились следующие принципы распевания:

Систематичности и последовательности;

Осознанности участниками хора вокальных задач и техники испол-нения хоровых упражнений;

Постепенного усложнения упражнений от простых к более слож-ным, по мере приобретения вокальных навыков;

Прочности закрепления вокально-хоровых умений и навыков.

В хоровом пении широко используются следующие формы распева-ния: общехоровое (полным составом), групповое (по партиям), индивиду-альное.

В распевание хора обычно включаются следующие упражнения:

Унисонные (для вокально-слуховой настройки и выравнивания гласных);

Упражнения на штрих легато (для выработки кантиленного пения);


Упражнения на различные способы звуковедения (legato, staccato, non legato);

Широкообъемные упражнения (для выравнивания регистров и раз-вития певческого дыхания);

Гармонические упражнения а капелла (для формирования зонного строя в хоре);

Упражнения на дикцию или скороговорки (для активизации артику-ляционного аппарата и эмоционального настроя хора).

При выборе скороговорок следует обращать внимание на сочетание в них гласных звуков. В начинающем хоре удобнее использовать скорого-ворки с повторяющимися одинаковыми гласными звуками (От топота ко-пыт пыль по полю летит). В подготовленном хоре необходимо, наоборот, осваивать различные сочетания гласных и согласных (Бык-тупогуб, тупо-губенький бычок, у быка бела губа была тупа).


В качестве упражнений в распевании могут использоваться фрагмен-ты из разучиваемых сочинений.

Средняя продолжительность распевания – 15 минут. Возможны и более короткие и более продолжительные занятия распеванием, связанные

с болезненным состоянием, усталостью певцов. Певческая установка при распевании – в положении стоя (опора на обе ноги, спина прямая, плечи развернуты, руки свободны). Правильная певческая установка облегчает процесс фонации.

Существуют два главных способа проведения распевания – с инст-рументом и а капелла. Каждый из них имеет свои преимущества. Когда используется инструмент, имеется возможность непрерывного звукового контроля за качеством певческого звука и интонационным ансамблирова-нием с сопровождением. Когда распевание проводится без сопровождения инструмента, чрезвычайно обостряется слуховой контроль певцов, разви-вается навык ансамблирования в партии и в хоре в целом. Поэтому целесо-образно применять оба способа.

При проведении распевания хормейстеру необходимо уметь играть на инструменте сопровождение к вокальным упражнениям, транспониро-вать их, уметь одновременно играть, петь и дирижировать.

Пение – сложный процесс и требует координации всех элементов голосового аппарата. Только хорошо подготовленный специалист знает о взаимодействии и взаимовлиянии всех довольно хрупких органов, составляющих голосовой аппарат, владеет методами и приемами его на-стройки. Но вокальная работа в хоре не ограничивается настройкой и тех-ническим развитием певческих голосов, главная ее задача – формирование исполнительской культуры хорового коллектива.


Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте значимость и содержание вокальной работы в хоре.

2. Назовите основные принципы, методы и формы вокально-хоровой

3. Охарактеризуйте своеобразие певческого дыхания и приемы рабо-ты над ним в хоре.

4. Обоснуйте преимущества использования разных видов атаки на начальном этапе обучения пению.

5. По какому признаку определяется выравненность певческого голоса?

6. Охарактеризуйте методику выравнивания регистров мужских и женских голосов.

7. Сформулируйте цель и задачи распевания хора.

8. Назовите основные принципы распевания?

9. Охарактеризуйте певческую установку при распевании.

10. Назовите способы проведения распевания хора.

1. Барсов Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М. И. Глинки / Ю. Барсов. – Л.: Музыка, 1968. – 68 с.

2. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика:

учеб. пособие / В. Л. Живов. – М.: Владос, 2003. – С. 271 c.

3. Казачков С. А. От урока к концерту / С. А. Казачков. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. – С. 191–270.

4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева – Л.: Музыка, 1988. – 72 с.

5. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древ-ности до XXI века: учеб. пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. – М.:

Владос, 2003. – С. 90–118, 140–191.

6. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – М.: Academa, 2003. – 190 с.


8. Чабанный В. Ф. Музыкально-педагогическое руководство хоровым любительством как процесс: учеб. пособие / В. Ф. Чабанный. – СПб.:

СПбГУКИ, 2008. – Ч. 2. – С. 59–189.

9. Яковлева А. Формирование верхнего участка диапазона мужских голо-сов / А. Яковлева // Вопросы вокальной педагогики. – М.:

Музыка, 1984. – Вып. 7. – С. 73–86.