Лечение повышенной возбудимости у детей. Повышенная нервная возбудимость у детей

Повышенная нервная возбудимость у детей

В настоящее время, возбудимость (гиперактивность) у детей рассматривается как болезнь, а не как дурное воспитание.

Причинами гиперактивности у детей могут быть различные факторы, которые причиняют вред центральной нервной системе, как во время ее формирования (во время внутриутробного развития), так и позже. К таким факторам относятся: повреждающие нервные клетки агенты (алкоголь, наркотики и другие токсины), перенесенные во время беременности инфекционные заболевания, плохое питание, механическая травма или асфиксия при рождении, серьезная болезнь или механическое повреждение черепа в детском возрасте.

Очень многое зависит от того, в какой среде растет ребенок, а именно семейная атмосфера,

стиль воспитания, качество удовлетворения основных психологических потребностей ребенка.

Развитию гиперактивности ребенка способствуют такие способы проведения свободного времени, как просмотр телевизора и компьютерные игры, большинство из которых содержат элементы насилия. Быстрый темп жизни также сказывается на нервной системе детей. Часто родители очень заняты и не могут уделить много времени своим детям, поэтому придерживаются агрессивной модели межличностных контактов и досуга, предложенного средствами массовой информации. Все это особенно вредно для детей.

Включает одну или все сферы жизни ребенка: физическую, познавательную, эмоциональную. Дети не в состоянии оставаться неподвижным, постоянно должны двигаться, бегать, размахивая руками, подпрыгивать и даже во время сидения, качать ногами, раскачиваться на стуле, кивать или перебирать пальцы рук.

Что касается умственной сферы, ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, не может сосредоточиться. Наименьший звук отвлекает его от деятельности. Иногда, кажется, что ребенок делает десять вещей сразу. Часто допускает неточности из-за невнимательности, поспешно, поверхностно решает задачи.

Повышенная возбудимость у детей в эмоциональной сфере выражается главным образом в перепадах настроения, иногда очень сильными эмоциональными реакциями, повышенной экспрессией чувств, большую чувствительность к происходящему в окружающей среде. Ребенок не может управлять эмоциями. Он бурно реагирует на малейшие провокации.

У детей постарше повышенная нервная возбудимость может проявляться неусидчивостью, вспыльчивостью, иногда им трудно сосредоточиться, длительно концентрировать внимание. Зачастую творческие дети проявляют все симптомы повышенной возбудимости.

Часто, родители в такой ситуации, не могут помочь ребенку самостоятельно, в таком случае следует обратиться к специалисту.

Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость ребенка требует коррекции и лечения. Несмотря на все трудности, такой ребенок должен быть окружен спокойной, теплой, дружественной атмосфере в семье. Любые проблемы следует решать, когда ребенок успокоится и сможет адекватно понять и оценить произошедшую ситуацию. Необходимо воздержаться от применения физического наказания, которое только усугубит проблему. У такого ребенка особо обострено чувства собственного достоинства.

Гиперактивный ребенок должен иметь четкую и последовательную систему правил, регулирующих повседневную жизнь. Среди прочего, просто необходимо наладить режим дня ребенка. Это очень важно. Каждый день вашего ребенка должен проходить более или менее однообразно. Кроме того, все члены семьи должны принимать и применять существующую систему правил и обязанностей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок сделал что-то, то давайте подробное последовательное описание того, что он должен сделать. Помните, что наилучшего результата можно достичь хорошим примером для подражания.

Важно изолировать гиперактивных детей от различных раздражителей, так как даже тихий посторонний звук может отвлечь их от работы. Например, детская должна быть окрашена в белый цвет, без картин, плакатов на стенах. Интерьер комнаты должен быть простым. Даже самые обычные школьные принадлежности должны быть удалены с рабочего стола и находиться вне поля зрения ребенка.

Проблема в том, что такие дети могут легко стать возбуждаться в различных ситуациях. Им быстро надоедает однообразие, скука и они начинают драку. Они не терпят насмешек и поэтому часто не любят своих сверстников. Гиперактивные дети имеют ярко выраженное чувство справедливости, как правило, бурно реагируют на несправедливость.

Повышенная возбудимость у детей растет с каждым годом, такое состояние без использования соответствующей терапии может привести к необратимым изменениям в их психике и поведении. Впоследствии, будет трудно что-либо исправить или ликвидации, поэтому, когда родители понимают, что есть некоторые трудности в поведении ребенка, они должны обратиться за помощью к специалисту.

[лат. ambi - вокруг, около, с обеих сторон + valens (valentis) - крепкий, прочный, влиятельный] - индивидуальный и возрастной вариант конфликтного поведения ребенка по отношению ко взрослому, характеризуемый борьбой положительных и отрицательных тенденций. Возникает в раннем возрасте и проявляется в процессе коммуникативной деятельности.

Амбивалентность поведения ребенка представляет собой целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия взрослых: одновременном стремлении к взрослому и движении от него - робости, неуверенности, тревоге, плаче, в сочетании с интересом и положительном отношении к взрослым- отсутствии ситуативно-делового общения, характерного для этого возраста, низком уровне развития предметной деятельности- яркой избирательности во взаимоотношениях со взрослыми с преобладанием эмоционального общения в ущерб предметному взаимодействию. Этот синдром наблюдается примерно у трети детей. В его основе лежит конфликт между потребностью ребенка в общении со взрослым и отсутствием у него средств для установления контактов с окружающими людьми. Одной из причин его возникновения являются особенности семейного воспитания ребенка на первом году жизни, которое отличается гипертрофией эмоциональных связей между ребенком и взрослым и препятствует формированию практических контактов.

В современной психологии есть два понимания амбивалентности :

  1. психоанализе под амбивалентностью обычно понимается сложная гамма чувств, которую человек испытывает к кому-либо. Предполагается, что амбивалентность нормальна по отношению к тем, чья роль в жизни индивида также неоднозначна. Однополярность же чувств (только положительные или только отрицательные) интерпретируется скорее как проявление идеализации или обесценивания, то есть предполагается, что чувства на самом деле скорее всего амбивалентны, но индивид этого не осознаёт.
  2. В клинической психологии и психиатрии под амбивалентностью понимается периодическая глобальная смена отношения индивида к кому-либо: ещё вчера вечером пациент испытывал к некоему человеку только положительные чувства, сегодня утром - только отрицательные, а сейчас - снова только положительные. В психоанализе такое изменение отношения обычно называется «расщепление Эго».

Что касается психоинверсии у детей , то это характеризуется тем, что ребенку хорошо, когда кому-то плохо.

Процесс развития и воспитания ребенка предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка и создние взрослым условия, в которых ребёнок мог бы развиваться, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы.
Развитие ребенка представляет собой сложное, целостное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных уровней регуляции поведения.
При решении практических задач ребенок часто подражает взрослому. Наблюдая за его деятельностью, он постепенно присваивает человеческие формы практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, почерпнутых в предметной деятельности, служит основой для развития ребенка.
Гармоничное развитие детей школьного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.

Будем рады видеть Вас на семинаре!!!

С уважением, руководитель учебного отдела
ООО ЛОЦ «Синомед» Москвина Наталия Зосимовна.

9 Фев 2014

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (далее СНРВ) относится к неврологическим нарушениям. Диагностируется у детей от рождения до года. Диагноз может быть поставлен невропатологом на основании осмотра и некоторых исследований. Преимущественно СНРВ диагностируется у детей до 3-х месяцев.

Часто такой синдром не выявляется вовремя, поскольку консультация невропатолога не является обязательной после рождения ребенка. В данной статье мы рассмотрим основные признаки СНРВ, и подскажем, как не пропустить своевременное лечение.

Прежде всего, каждая мама должна понимать, что здоровому ребенку нужно немного – еда, сон, комфорт. Через неделю после выписки из роддома у новорожденного уже налаживается режим, и вы увидите – сколько он спит, как часто ест, сколько времени бодрствует. Если ребенок сытый, сухой, и не хочет спать – он не должен кричать. Крик новорожденного – не каприз, а сигнал о дискомфорте.

Дети с СНРВ мало спят, их сложно накормить и успокоить. Они болезненно реагируют на любые прикосновения, часто вздрагивают..Это первые признаки, на которые следует обратить внимание.

Необходимо понаблюдать за двигательной активностью ребенка. При обнаружении хотя бы одного из ниже перечисленных клинических симптомов, малыша нужно показать специалисту. Специально для сайта сайт

Синдром возникает вследствие поражения нервной системы ребенка перинатально. Этому могут способствовать различные факторы, такие как:

  • гипоксические нарушения в период внутриутробного развития;
  • осложнения при родах (отслойка плаценты, кровотечения, асфиксия и др.);
  • кесарево сечение;
  • наркотическая зависимость матери;
  • многоплодие;
  • заболевания матери при беременности (инфекции, диабет).

Клинические симптомы СНРВ:

  • размашистые движения конечностей;
  • снижение сосательного рефлекса;
  • дрожание подбородка;
  • плохой сон;
  • запрокидывание головы назад;
  • тремор конечностей;
  • частый плач;
  • повышенные сухожильные рефлексы;
  • двигательное беспокойство;
  • длительный взгляд в одну точку.

На основании чего ставится диагноз

При визуальном осмотре специалистом, ребенок напрягается, появляется высокотональный крик. Проявляется беспокойство, часто отмечаются судороги. В ответ на раздражители (звуки, свет, громкие голоса, прикосновения, изменения положения тела), увеличивается двигательная активность мышц.

Проявляется мышечный тонус, спазмы. Внутричерепное давление может быть повышено. Специалист проверит соответствие поведения ребенка его физическому развитию.

Иногда ребенок настолько возбужден, что успокоить его невозможно. В таком случае вероятно наличие других поражений нервной системы (синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития, вегето-висцеральная дисфункция, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)

При недостаточном количестве визуальных признаков, назначается дополнительное исследование – нейросонография. Это ультразвуковое сканирование головного мозга ребенка, не несущее лучевой нагрузки на организм. Данный метод диагностики не имеет противопоказаний.

Лечение СНРВ

Назначается невропатологом. Не требует госпитализации, включает в себя консервативные методы.

  1. Массаж. Является одним из самых эффективных методов лечения. Может быть назначен точечный, общий, расслабляющий массаж. Основное действие направлено на снижение мышечного тонуса и общей возбудимости.

Для детей лучше не применять ароматические масла для массажа, поскольку они могут вызвать аллергию. Лучше обойтись детским кремом или специальным детским маслом, разрешенным с рождения. Массаж должен проводиться только специалистом, лучше в стенах поликлиники.

  1. Препараты для улучшения мозгового кровообращения. Новорожденным обычно назначаются препараты в виде суспензии. Некоторые препараты выпускаются в виде драже или таблеток – в таком случае их нужно размельчить, и смешать с грудным молоком или водой. Дозировка рассчитывается согласно весу ребенка.
  2. Установка режима. Любой специалист подтвердит, что режим дня является основой нормального развития ребенка . Детям с нарушениями работы ЦНС соблюдение режима необходимо в терапевтических целях. Младенцы не могут контролировать свой отдых за счет несовершенства нервной системы. Сон должен быть по часам, обязательны прогулки на свежем воздухе.
  3. Плавание, гимнастика. Трудоемкий, но эффективный метод. Его суть заключается в ежедневной подаче головному мозгу правильных импульсов. Выполняя физические нагрузки, мозг «привыкает» обрабатывать большее количество информации, а на фоне препаратов начинает работать быстрее. Таким образом, поврежденные ткани быстрее восстанавливаются.

Польза воды неоценима: она расслабляет напряженные мышцы, а ослабленные – тонизирует. Снимаются спазмы, стимулируется обмен веществ, улучшается кровообращение. Вода снимает напряжение, обладает закаливающим эффектом, что особенно полезно для новорожденных.

Плавать с ребенком лучше в бассейне, по конкретной программе для самых маленьких. Специально обученный тренер поможет выполнять упражнения в воде, которые потом можно будет повторить дома. Эффективен метод перепада температур: гимнастика в воде разной температуры дает положительные результаты в 2 раза быстрее.

Выполнять гимнастику ребенку самостоятельно нельзя. Потребуется помощь массажиста или детского специалиста.

  1. Ароматерапия. С осторожностью могут назначаться натуральные масла, нейтрализующие чрезмерную возбудимость. Это может быть лаванда, герань, майоран, мята. Для совсем маленьких детей применяются разбавленные, неконцентрированные масла.

Дозировать масло необходимо осторожно, по 1-2 капле. Для этого лучше приобрести аромалампу, и поместить ее в комнату, где находится ребенок. Добавлять эфирные масла в воду для купания младенца категорически запрещено – они могут вызвать ожог!

  1. Травяные ванны. Это может быть травяной сбор или конкретное растение. Широко применяется ромашка, череда, мята, мелисса, боярышник, сосна. Детская кожа обладает высокой проницаемостью за счет обилия нервных окончаний, поэтому целебные свойства растений проникают в нее мгновенно. Температура воды для новорожденных должна составлять 36-37 градусов. Курс составляет 10-15 процедур.
  2. Назначение мочегонных препаратов. Оправдано при повышенном давлении у ребенка. Дополнительно назначаются препараты с калием.

Любой метод лечения необходимо проходить курсом. Терапия обычно включает в себя комбинацию медикаментозных препаратов с функциональными методами. Выполнение всех рекомендаций обычно дает видимый результат. В возрасте одного года симптомы СНРВ обычно уже не проявляются.

Существует миф, что данный неврологический синдром проходит сам по себе, в независимости от проведения лечения. Это не так. СНРВ является нарушением работы нервной системы, и игнорирование лечения может привести к ряду осложнений в дальнейшем.

К основным осложнениям СНРВ относятся:

  • развитие вегето-сосудистой дистонии в старшем возрасте;
  • частые головные боли;
  • синдром нарушения (дефицита) внимания;
  • гиперактивность.

Данные недуги ощутимо сказываются на психическом здоровье ребенка, и могут вызывать проблемы в детском саду и школе. Недолеченный синдром оставляет след в клетках ЦНС, и ее развитие затормаживается. За счет увеличения нагрузки нервная система перестанет справляться, и начнет периодически блокировать информацию.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор

ГУ НЦЗД РАМН, Москва

Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость - все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.

Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.

Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет . Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами . Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).

Особая категория пациентов - это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) . До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует . Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, - это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.

В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.

Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.

Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы . Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.

Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям - для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).

Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) . Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты . Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.

Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.

Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).

Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС . Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов .

Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.

Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены . Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет - по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста - по 10 капель 3 раза в день) .

В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.

Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.

Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения .

Литература

1. Child Neurology (Menkes J. H., Sarnat H. B., eds.). 16th ed. Lippincott Williams and Wilkins. Philadelphia-Baltimore. 2000. 1280 р.

2. Nelson textbook of pediatrics (Behrman R. E., Kliegman R. M., Jenson H. B., eds., Nelson W. E., Sr. Ed.). 16th ed. Philadelphia-London.-W. B. Saunders. 2000. 2414 р.

3. Лебедев Б. В., Фрейдков В. И., Шанько Г. Г. и др. Справочник по неврологии детского возраста / Под ред. Б. В. Лебедева. М.: Медицина, 1995. 448 с.

4. Zigelman D. The pocket pediatrician. Doubleday. New York - London, 1995. 432 p.

5. Булахова Л. А., Саган О. М., Зинченко С. Н. и др. Справочник детского психиатра и невропатолога / Под ред. Л. А. Булаховой. К.: Здоров"я, 1985. 288 с.

6. Cоколов С. Я., Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям (фитотерапия). 2-е изд. М.: Недра, 1987. 512 с.

7. Регистр лекарственных средств России "Энциклопедия лекарств" /Гл. ред. Г. Л. Вышковский. 9-е изд., перераб. и доп. М.: РЛС-2002, 2002. 1504 с.

8. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник / Вед. ред. Е. А. Толмачева, 8-е изд., перераб., исправл. и доп. М.: АстраФармСервис, 2002. 1488 с.

СНРВ - синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, представляет собой неврологическое нарушение, которое довольно часто встречается у малышей первого года жизни, особенно до 3-х месячного возраста. Такие дети беспокойны, мало спят, плохо засыпают и вяло сосут грудь. Они часто вздрагивают, беспокоятся и плачут от любого прикосновения, их бывает трудно успокоить.

Очень часто синдром не выявляется вовремя, так как консультация у детского невропатолога на входит в перечень обязательных. Поэтому родителям, которые замечают симптомы повышенной возбудимости у своего малыша, лучше быстрее показать его специалисту. Это поможет избежать ухудшения состояния в будущем, а именно: развития синдрома гиперактивности и даже эпилептического синдрома. При вовремя начатой коррекции СНРВ, состояние малыша нормализуется уже к годовалому возрасту.

Почему развивается, как проявляется синдром повышенной возбудимости у грудничка, как проводится его лечение? Поговорим об этом:

Причины синдрома повышенной возбудимости у грудничка

Чаще всего данное состояние диагностируется у малышей, которые испытывали кислородное голодание или гипоксию еще до рождения или в родах.

Большое влияние на работу головного мозга грудничка, состояние его нервной системы оказывает состояние здоровья матери во время беременности, а также его самого сразу после рождения. Это, в первую очередь, различные инфекционные заболевания.

Также к факторам риска по развитию данного синдрома относят: переживания, стрессы матери во время беременности, сильный токсикоз, стремительные роды.

СНРВ у грудничка – симптомы повышенной возбудимости у грудничка

Во время общения с малышом родителей, а также при медицинском осмотре, когда к нему прикасаются, его поворачивают, с ним разговаривают, он начинает громко кричать. При этом крик высокотональный, раздраженный. Кроме того он проявляет двигательное беспокойство, вздрагивает, наблюдается дрожание конечностей и подбородка.

Кроме того синдром повышенной возбудимости у грудничка проявляется в повышенном тонусе мышц. При нервном возбуждении он запрокидывает назад головку, движения рук и ног становятся крупноразмашистыми. Судорожный синдром выражается различными пароксизмальными явлениями.

Малыша трудно успокоить, он плохо засыпает, мало спит, плохо сосет грудь. Нередко родители замечают, что он просто лежит, открыв глаза и смотрит в одну точку.

Методы коррекции

Необходимость корректирующих мероприятий определяет, разрабатывает специалист-невропатолог. Перед этим проводится обследование малыша, с целью исключения иных заболеваний, которые вызывают сходную симптоматику. К таким патологиям, в том числе, относится повышенное внутричерепное давление у ребенка. Данное состояние также часто проявляется беспокойством, проблемами со сном и частым плачем.

При подтверждении диагноза СНРВ, доктор определит необходимые вашему малышу мероприятия, причем лекарственное лечение не обязательно будет назначено. Назначение лекарств зависит от состояния ребенка и всегда индивидуально.

К традиционным методам коррекции относят:

Массаж (общий, точечный или расслабляющий). Это очень эффективный метод помогает уменьшить мышечный тонус, снижает нервную возбудимость. Курс лечебного массажа проводится только специалистом. Для занятий нужно будет посещать детскую поликлинику или иное медицинское учреждение.

Плавание и гимнастика. Упражнение в воде очень полезны ребенку, особенно с синдромом СНРВ. Плаванье тренирует мышцы, снижает их тонус, расслабляет. Гимнастика тренирует головной мозг грудничка, направляя к нему правильные импульсы. При выполнении упражнений его поврежденные ткани быстрее, активнее восстанавливаются. Лечебную гимнастику проводят под руководством специалиста в условиях поликлиники.

Кроме того, ребенку следует установить режим дня. Вообще, это простой, но чрезвычайно эффективный метод, способствующий нормальному развитию ребенка. При синдроме повышенной возбудимости, его применяют также с терапевтической целью. Следует определить часы для сна, игр, питания, прогулок на свежем воздухе и т.д. Разработать правильный режим поможет лечащий врач.

Медикаментозное лечение повышенной возбудимости у грудничка

Иногда необходимо провести медикаментозную коррекцию повышенной возбудимости у грудничка. Назначают препараты магния, успокаивающий травы, например, пустырник или валерианы, витамин В6. По показаниям применяют лекарственные средства, улучшающие мозговое кровообращение.

При диагностировании повышенного внутричерепного давления, доктор назначит мочегонные средства, препараты, содержащие калий. Естественно, в соответствующих возрасту дозировках.

Обычно для грудничков назначают лекарственные формы в виде суспензий. Если препарат производится только в таблетированной форме, необходимое количество драже дробится, а потом смешивается с водичкой, грудным молоком или детской смесью.

Народное лечение повышенной возбудимости у грудничка

Хороший успокаивающий, расслабляющий эффект дают целебные ванны с настоями, отварами лекарственных растений. Кожа малыша пронизана нервными окончаниями и быстро впитывает все полезные вещества, содержащиеся в растениях. Такие ванны рекомендуется принимать перед ночным сном.

Температура воды для купания не должна превышать 36-37 градусов. Поэтому всегда используйте термометр. Курс лечения – 15 процедур.

Вот, например, хороший полезный рецепт:

Мелко порубите 50 г корней аира и 20 г ивовой коры, перемешайте. Соедините с 20 г сушеных ягод можжевельника. Высыпьте все в объемную кастрюлю. Долейте 3 л кипятка. Томите при легком кипении 15 мин. Потом утеплите, подождите до остывания. Перелейте остывший отвар через марлю в подготовленную ванночку с водой. Продолжительность купания ребенка - 10 минут.

Кроме этого сбора полезно делать ванны с настоем мяты, ромашки, череды, отваром сосновых иголок. Хорошо расслабит и успокоит ванна с морской солью. Возможность использования лечебных ванн для вашего малыша, обязательно обговорите с врачом.

В заключение нужно отметить, что любая корректирующая методика обычно включает в себя целый комплекс различных мер. Если есть такая необходимость - с включением лекарственных средств. При соблюдении всех рекомендаций лечащего врача, симптомы СНРВ исчезают без следа уже к годовалому возрасту и более малыша не беспокоят.

В данной статье рассказывается о синдроме гипервозбудимости у грудничков, также приводятся его клинические проявления и способы лечения.

Будет полезно ознакомиться с этой информацией родителям, столкнувшимся с повышенной нервной возбудимостью у своего ребенка, они смогут узнать, какие факторы могли спровоцировать развитие синдрома, и, самое главное, - как можно избавиться от этого состояния. Также статья будет информативна и для женщин в положении, которые только ожидают появления на свет своего малыша.

Причины

Синдром гипервозбудимости у грудничков (по-другому называемый синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости) является комплексом патологической симптоматики, возникающей у детей, которые имеют легкую форму перинатального поражения нервной системы. Данное патологическое явление выявляют у 42-44% всех грудничков, когда .

Неврологи из разных стран несколько по-разному относятся к этому явлению. К примеру, специалисты из России склонны рассматривать гиперактивность только как патологию, а за границей их коллеги полагают, что гиперактивность – это всего лишь пограничное состояние, для которого не всегда необходимо специальное лечение.

Но, не смотря на это, согласно имеющимся данным наблюдений, в случае неблагоприятного течения данной патологии, при отсутствии правильной и своевременной терапии в последующем возможно развитие более серьезных неврологических патологий.

Гипервозбудимость у малышей может развиться вследствие ряда причин. В большинстве своем к ней приводят родовые травмы, а также тяжелая беременность.

Сильное влияние на деятельность головного мозга новорожденного и состояние его нервной системы оказывают разные инфекционные болезни, перенесенные женщиной на протяжении беременности или же самим младенцем в первый месяц его жизни. К неблагоприятным факторам, провоцирующим развитие гиперактивности у грудничков, относятся также стремительные роды, постоянные сильные стрессы у беременной женщины, частые волнения и сильный токсикоз.

Симптоматика гипервозбудимости

Типичные для синдрома проявления начинают возникать уже в самом начале жизни грудничка. К главным клиническим симптомам относятся сильная нервно-психическая возбудимость, соматовегетативные расстройства, а также истощаемость.

У детей, которые страдают гипервозбудимостью, можно отметить наличие следующих признаков:

  • Повышенной и спонтанной двигательной активности;
  • Нарушений сна (бодрствование значительно удлиняется, ребенок с трудом засыпает, сон у него прерывистый, во сне часто вздрагивает).

Несмотря на получение правильного ухода и питания, дети склонны вести себя беспокойно, они очень часто плачут без видимых на то причин. Когда малыш кричит у него могут появляться некоторые вегетативные реакции, а именно:

  • Краснеет или приобретает мраморный оттенок кожный покров;
  • Присутствуют акроцианоз, тахикардия, тахипноэ, повышенная потливость.

Такие дети склонны плохо брать грудь, в процессе кормления прерываются, у них выражено наличие склонности к сильным срыгиваниям, а также расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта (запоры чередуются с поносами). Плохо набирают массу тела.

Существуют еще такие типичные признаки, свидетельствующие о гипервозбудимости у новорожденных:

  • Наличие переменного тонуса мышц;
  • Присутствует тремор рук и подбородка;
  • Происходит оживление врожденных безусловных рефлексов (спонтанного рефлекса Моро);
  • Характерны клонусы стоп и горизонтальный нистагм.

У детей с подобной патологией можно наблюдать быстрые двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на разные внешние стимулы, которые угасают также быстро, как и появляются. Таким образом, проявляется повышенная психическая истощаемость.

У недоношенных малышей заболевание представляет собой отражение порога судорожной готовности, у этих детей очень легко начинаются судороги (вследствие гипертермии, воздействия сильных раздражителей и тому подобного).

При благоприятном течении патологии выраженность ее симптоматики в большинстве случаев уменьшается в период с 4-х до 6-ти месяцев, а к году исчезает полностью.

В случае же неблагоприятного течения со временем можно отметить наличие несильного отставания в речевом и психомоторном развитии, выраженной активности, энкопреза, энуреза, нервных тиков, заикания, тревожных расстройств, парасомнии, а также эпилепсии. Для второго варианта необходимо специальное лечение.

Процесс лечения

Повышенная возбудимость не является приговором. Родителям такого ребенка нужно проявлять особое терпение и внимание к своему чаду.

Ни в коем случае нельзя пускать патологию на самотек! Лечение необходимо начинать сразу же, как только был установлен точный диагноз. Следует обращаться к врачу невропатологу или остеопату.

Невозможно избавиться от гипервозбудимости при помощи одних медикаментов. Лекарства помогают только устранить некоторые из последствий синдрома, а именно: повышенную нервозность, тревожность и страх (обычно используют глициновую кислоту и витамины).

Хотя известны случаи, когда при помощи всего пары сеансов остеопатии (которая заключается в использовании специальных ручных методик) повышенная возбудимость проходила навсегда. На сеансе остеопатии специалист аккуратно и безболезненно восстанавливает нормальное кровоснабжение головного мозга, благодаря чему в нем возобновляется полноценная функциональность.


Также немаловажную роль в процессе избавления от этого патологического состояния играют непосредственно сами родители. Им необходимо изучить азы детского массажа, а также лечебной гимнастики.

Не стоит забывать еще и том, что все эти процедуры нужно выполнять с позитивным настроем и верой в результат. Негативные эмоции могут только ухудшить имеющееся положение.

Кроме всего описанного выше широко используются фитотерапия и аромотерапия. Можно каждый день делать ребенку расслабляющие ванночки перед отходом ко сну, в воду добавляют отвар ромашки или лаванды, соли с успокаивающим воздействием и прочие аналогичные вещества.

Однако нужно быть внимательными и следить, чтобы у ребенка не появились аллергические реакции. Важно еще и соблюдать правильный режим дня.

Обратите внимание на тот факт, что при гипервозбудимости впоследствии нарушается социализация детей, нарастает агрессия, поэтому крайне важно вовремя выявить проблему и начать заниматься ее грамотным лечением под контролем специалиста. Лечение потребует определенного количества времени, но, если соблюдать все указания доктора, можно добиться полного выздоровления.