Что физическая активности двигательная активности. Виды спорта

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >Культура и искусство


Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах

Введение…………………………………………………………….………........3

Глава 1. Двигательная активность в жизни человека.………………………...4

1.1. Понятие двигательной активности…….………….…….……….……...4

1.2. Биологическое значение двигательной активности…….….….….……...5

Глава 2. Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах …………………………………………………………….……….….7

2.1. Двигательная активность малышей и детей дошкольного возраста....7

2.2. Двигательная активность школьников…………..……………………....11

2.2.1. Двигательная активность школьников в режиме дня…..….….....14

2.2.2. Влияние различных факторов на двигательную активность

школьников ………………………………………………………...16

2.3. Двигательная активность в юношеском возрасте…………………..…..19

2.4. Двигательная активность и старение.….…....….….…...….…...….…....19

Выводы……………………….………….………….…………………….…....23

Заключение……………………………………………………………….…....24

Список литературы…………………………………………………………....25

Введение

Обязанность каждого человека заключается в охране своего здоровья. Но осознать всю суть проблем и изменений своего организма по силам не каждому. Вредные привычки, переедание, малоподвижность, неправильный образ жизни – все это приводит к тяжелым последствиям. И часто бывает так, что осознание этого приходит поздно.

Человек сам творит свое здоровье. Так что же нужно делать, чтобы его сохранить? Необходимо с раннего возраста вести активный образ жизни – заниматься спортом, закаляться и, конечно же, соблюдать личную гигиену.

Уже давно известно, что правильно организованная двигательная активность является важнейшим фактором формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Поэтому двигательная активность в жизнедеятельности человека играет значительную роль, ведь движение это жизнь.

Движение есть естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма, стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Именно поэтому эта тема является актуальной и на сегодняшний день.

Глава 1. Двигательная активность в жизни человека

1.1. Понятие двигательной активности

«Движение – естественная потребность человека, мощный фактор поддержания нормальной жизнедеятельности». Именно движения «активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма» , а также улучшают самочувствие человека, создают уверенность, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.

«Двигательная активность – естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

«Под двигательной активностью (ДА) так же понимается сумма движений, выполняемых человеком в процессе повседневной жизнедеятельности». Двигательная активность человека проявляется в функционировании опорно-двигательного аппарата в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, плавания, игровой деятельности и т.п.

Занятия физическим воспитанием организуют двигательную активность человека и удовлетворяют его потребность в различных видах двигательной активности, к которой склонен тот или иной человек.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом - более приспособленным к условиям внешней среды.

«С позиций физиолога можно разде­лить движения на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.)».

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

«Все эти движения произвольные, целенаправленные. Они удовлетво­ряют определенную потребность человека, представляя этап поведенческого акта. Оценивая ДА, мы не должны исключать и те движения, которые человек совершает непроизвольно (периодическое изменение позы, потягивания и др.). Между всеми формами движений имеется тесная взаимосвязь и вза­имooбycлoвлeннocть».

1.2. Биологическое значение двигательной активности

«Мышечная деятельность, осуществляя взаимодействие чело­века с окружающей средой, позволяет ему в процессе повсе­дневной жизни вступать в контакт с природными факторами, создавать материальные ценности, необходимые для наилуч­шего приспособления к меняющимся условиям жизни. В про­цессе роста и развития ребенок осваивает различные двигатель­ные умения и навыки, которые впоследствии служат основой для формирования разнообразных трудовых профессиональных навыков. Оптимальная ДА способствует развитию двигатель­ных качеств силы, выносливости, быстроты и ловкости, повы­шает физическую работоспособность (объем, продолжитель­ность и предельную мощность работы). В процессе филогене­тического развития двигательная деятельность обеспечивала выживание биологического вида». Современному человеку двигательные реакции необходимы для общения, они являются внешним проявлением трудового процесса и занимают одно из важных мест в жизнедеятельности организма.

«Выполнение физических упражнений и других видов движе­ний сопровождается функциональной активностью, которая вы­зывает специфические и неспецифические психофизиологиче­ские реакции. Специфические реакции характеризуются улуч­шением функций во время мышечной деятельности, повышением надежности всех физиологических систем в упражнениях дан­ного вида, оптимизацией баланса расхода и восстановления биоэнергетических и структурных резервов при движениях раз­личной интенсивности. ДА детей является биологическим сти­мулом, способствующим морфофункциональному развитию орга­низма, его совершенствованию».

В процессе роста и развития активная деятельность скелетной мускулатуры является одним из основных факторов, вызывающих преобразование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем в про­цессе онтогенеза, повышение рабочих и адаптивных возмож­ностей развивающегося организма.

«ДА вызывает и неспецифические психофизиологические реакции, которые обеспечивают устойчивость организма чело­века к действию неблагоприятных факторов (иони­зирующая радиация, токсические вещества, гипо- и гипертер­мия, гипоксия, инфекции, различные патологические процессы)». Оптимальная двигательная активность способствует адаптации организма человека к изменениям окружающей среды (климата, временных поясов, условий производственной деятельности и др.), долголетию, улучшает здоровье, повышает как учебную, так и трудовую активность. Ограничение же двигательной активности резко снижает адаптационные возможности организма и укорачивает жизнь.

Двигательная деятельность во всех ее разнообразных фор­мах является одной из наиболее мощных и жизненно важных функциональных систем в первые годы жизни ребенка, вклю­чая младший школьной возраст.

Глава 2. Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах

«Становление человека происходило в условиях высокой двигательной

активности, которая была необходимым условием его существования, биологического и социального прогресса. Тончайшая сработанность всех систем организма формировалась в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности, и поэтому выжили только те популяции, у которых генетическая устойчивость к физическим нагрузкам оказалась более высокой». Поэтому человек значительно лучше приспосабливается к тяжелым физическим нагрузкам, чем к условиям ограниченной подвижности.

« Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности. Это условие проявляет себя уже с момента зачатия».

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Она не одинакова в различных возрастных периодах, ведь у каждого возраста есть свои индивидуальные особенности.

2. 1. Двигательная активность малышей и детей дошкольного возраста

Для новорожденного (возраст до одного месяца) «двигательная активность является обязательным условием нормального роста и развития. Однако проявляться она должна в пределах физиологического стресса, то есть как реакция на биологические раздражители. Для малыша такими раздражителями являются холод и голод. Борьба за сохранение температуры реализуется через повышение мышечного тонуса и увеличение количества движений». Рекомендуется 3-4 раза в день обливать ребенка холодной водой из-под крана, причем, это дает хороший результат и у физиологически зрелых, и незрелых детей.

«Пеленание детей неблагоприятно сказывается на многих сторонах их роста и развития. Так, нарушается кровообращение в пережатых тканях, в силу чего к поверхностно расположенным из них (коже, мышцам) затрудняется приток крови, и в них развиваются застойные явления. Невозможность двигаться не позволяет ребенку бороться за свою температуру, и в этом случае родителям приходится создавать условия температурного комфорта». Термостабильность ребенка достигается родителями за счет высокой внешней температуры и теплого белья, но это приводит к детренировке механизмов терморегуляции. Рецепторы расслабленных мышц не воспроизводят импульсацию, которая является необходимым условием созревания и совершенствования ЦНС.

Грудной возраст (до одного года) жизни человека характеризуется очень бурным развитием абсолютно всех его структурно-функциональных систем. «В становлении функций организма ребенка первого года жизни исключительно важное значение имеет движение. Активность малыша, будучи фактором избыточного восстановления, после рождения определяет процессы его роста и развития. Движение, осуществляемое при активном участии ЦНС, помогает ребенку поддерживать контакты с внешней средой, стимулирует развитие мозга и увеличение его массы, а отсюда - и информационной емкости». Можно сказать, что движения способствуют умственному развитию ребенка. Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для движений ребенка, тем более что в течение первых 2-3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постепенно нарастает.

Движение для ребенка как впрочем, и для взрослого человека является основным средством поддержания температуры тела. «Дело в том, что мышцы человека до 80% вырабатываемой энергии трансформируют отнюдь не в движение, а в тепло, причем, чем менее координированы сокращения мышц, а тем более - мышечных элементов, тем большая часть энергии переходит в тепло. Вот почему у грудного ребенка, у которого согласованная работа мышц очень низка, мышечное теплообразование является основным условием обеспечения термостабильности».

Средствами физического воспитания грудного ребенка являются его собственные движения (врожденные рефлексы и особенности мышечного тонуса), которые реализуют генетически обусловленную двигательную активность.

«К концу возраста раннего детства (3 года) у человека устанавливается тонус ядер вегетативной нервной системы, что во многом обусловливает характер обмена веществ и даже здоровье человека во все последующие возрастные периоды его развития. В основе этого обстоятельства лежит соотношение гормонов, складывающееся во время стресса, что в свою очередь определяется соотношением между двумя отделами вегетативной нервной системы - симпатическим и парасимпатическим». Человек с преобладанием симпатической нервной системы, то есть симпатотоник, имеет более высокий уровень обмена веществ. Он эмоциональнее и быстрее реагируют на обстановку, показывает более высокие результаты в скоростно-силовых видах спорта. Ваготонак, у которого отмечается преобладание парасимпатического отдела, отличается более экономичным течением обменных процессов в покое и при нагрузках. Он спокойнее реагируют на ситуацию, способен в течение длительного времени выполнять монотонную напряженную работу, поэтому показывает высокие результаты в видах спорта, требующих настойчивости и выносливости.

«С точки зрения физического воспитания малыша, важно отметить, что складывающееся к трем годам соотношение тонусов центров пара- и симпатической нервной системы во многом определяется двумя факторами: возможностью ребенка в полной мере реализовать свою потребность в движении и состоянием его психики». Если ребенок не был ограничен в движении и развивался в благоприятной психологической обстановке, то он становится ваготоником. Если же все было наоборот, то ребенок становится симпатотоником.

В результате адекватных мышечных нагрузок ребенка нарастает энергетический потенциал организма и более совершенной становится регуляция его физиологических функций.

«Больше всего привлекает ребенка та информация, которая связана с движением. Это обусловлено тем, что подавляющая часть структур мозга в той или иной степени отвечает за организацию и проявления этой функции, а более 80% массы тела приходится на двигательный аппарат, то есть само движение для ребенка является возможностью реализации генетически обусловленной потребности мозга и тела».

У ребенка возраста раннего детства основным средством физического воспитания остается самопроизвольная двигательная активность, но наблюдения показывают, что движения у каждого из малышей довольно однообразны и в работу вовлекаются не все мышечные группы. «Неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц, деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем». Поэтому необходимо контролировать двигательную активность ребенка и помогать ему, подбирать новые упражнения, которые возмещали бы нагрузку на слабо участвующие в работе мышечные группы.

Для детей возраста первого детства (до 6-7лет) роль двигательной активности остается по-прежнему высокой. К этому возрасту заканчивается формирование головного мозга, а так как двигательная активность во многом определяет этот процесс, то роль физической культуры для детей возраста первого детства становится особенно заметной. «В рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. Базой для этого может быть то обстоятельство, что дети в возрасте первого детства отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной.

Основными средствами физического воспитания дошкольников следует считать утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, прогулки и закаливание. Именно эти средства должны подготовить растущий организм к дальней жизни, а в первую очередь к школьной.

2.2. Двигательная активность школьников

Переход к школьной жизни (7-9лет) меняет весь образ жизни ребенка, в первую очередь это сказывается на его двигательной активности. «Находясь несколько часов в малоподвижных условиях в школе, он и дома вынужден значительное время проводить за приготовлением уроков и еще несколько часов посвящает просмотру телепередач. Вместе с тем, генетически обусловленная потребность в движении все-таки проявляет себя».

Наибольшую значи­мость в структуре двигательной активности имеют организованные движения, которые планируются та­ким образом, чтобы обеспечить развитие разнообразных дви­гательных умений и навыков, двигательных качеств, повысить адаптационные возможности организма школьника. При достаточном объеме регламентированных форм ДА в режиме жизни, ребенок может достаточно полно удовлетворить и биологи­ческую потребность в движении, и совершенствовать свою об­щефизическую подготовку. «От взрослых в большой мере зависит и нерегламентированная ДА. Прежде всего это касается создания необходимых условий для прове­дения по инициативе самих детей различных игр».

Физически слабым детям учиться труднее. «Это обусловлено их более низкой не только физической, но и умственной работоспособностью, в связи с чем у таких ослабленных детей при выполнении учебных заданий быстрее наступает утомление. Им в общей сложности приходится сидеть для выполнения этих заданий дольше, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на их общем и физическом здоровье». Школьный возраст является периодом активного формирования организма и оказывается самым уязвимым для здоровья человека: «за 10 лет обучения в школе хроническая заболеваемость детей возрастает в 4-6 раз, а среди выпускников средней школы абсолютно здоровых оказывается не более 6-8%».

В возрасте второго детства (до 10-12 лет) детям рекомендованы любые физические упражнения. «Исключение надо сделать лишь для видов с длительным статическим удержанием грузов (что отрицательно сказывается на опорно-двигательном аппарате и росте тела ребенка в длину) и видов с длительным натуживанием (через повышение внутригрудного и внутрибрюшного давлений это неблагоприятно сказывается на сердечнососудистой системе школьника)». Дети этого возраста не любят выполнять длительные монотонные упражнения, поэтому лучшим средством физического воспитания для них являются игры. Именно игра является замечательным средством физического, эстетического, трудового, нравственного воспитания, также она стимулирует познавательную активность ребенка. «Придав любому виду детской активности игровую форму, можно поддержать и повысить работоспособность, интерес, наклонности и восприимчивость ребенка».

В подростковом возрасте (11-14 лет у девочек, 12-15 лет у мальчиков) происходят изменения во всем функционировании организма из-за бурно текущих процессов полового созревания. В этих условиях роль физической культуры очень значительна.

«Активизация функций половых желез с началом полового созревания ведет, в частности, к тому, что рост подростка порой за несколько месяцев может увеличиться на 15-20 см. Это создает целый ряд проблем с деятельностью различных органов и систем. Прежде всего, при возрастании массы сердца в этот период увеличение длины тела ведет к тому, что артериальные сосуды вытягиваются и просвет их, по крайней мере, не меняется. Вот почему сильные сокращения ставшего более мощным сердца дают и больший выброс крови в эти относительно узкие сосуды, что довольно часто провоцирует так называемую юношескую гипертонию.» Но если подросток ведет здоровый образ жизни и имеет активный двигательный режим, то ему не грозят неблагоприятные последствия такого нарушения. И наоборот, если в этом случае ребенка ограничить в регулярных занятиях физической культурой, то к 35-40 годам этот человек может стать гипертоником.

«Интенсивный рост тела в длину обусловливает растяжение и мышц - разгибателей спины, поэтому истонченные мышцы не в состоянии «держать спину», и у подростков часто возникают нарушения осанки». Чтобы предотвратить подобные нарушения необходимо тренировать мышцы спины, их статическую выносливость, и вести постоянный контроль за осанкой.

«При слабости мышц - разгибателей спины и неправильной посадке подростка возникает вероятность не только нарушения осанки. Когда расстояние от его глаз до рабочей поверхности (стола, книги и др.) оказывается меньшим 30-35 см, постепенно возникает атония тех мышц и связок глаза, от которых зависит кривизна хрусталика. Теперь они не могут обеспечить соответствующее уплощение последнего при зрении вдаль, и возникает близорукость - миопия».

Поэтому очень важно в этом возрасте вести активный образ жизни, выполнять различные физические упражнения, чтобы предупредить возможность тех неблагоприятных изменений в физическом состоянии, психике и здоровье подростка в целом. «Значимость занятий физической культурой возрастает многократно, если они сопровождаются осознанным отношением к ним подростка. Он должен их не просто выполнять - должен думать, хорошо себе представлять механизмы действий этих упражнений на организм. Только такой подход может обеспечить подростку устойчивое заинтересованное отношение к физической культуре, которое он пронесет через всю последующую жизнь».

2.2.1. Двигательная активность школьников в режиме дня

Потребность в движении у детей сравнима с потребностью в пище. Однако потребность в питательных веществах детей понимается и удовлетворяется, чего не скажешь о движениях. Для ребенка начало школьно­го возраста является критическим периодом, когда «играю­щий ребенок» превращается в «сидящего ребенка». Адаптация организма первоклассников к условиям школы происходит сравнительно медленно.

«Ежедневная двигательная активность младших школьников колеблется от 6 до 48 тысяч шагов в сутки, в среднем состав­ляя 12-18 тысяч шагов. В период бодрствования здо­ровые дети за минуту делают в среднем 14 (1класс) и 22 (2 класс) движений ежеминутно, т. е. 840 и 1320 движений в час».

«Первое движение после просыпания - подтягивание есть не что иное, как проявление потребности в движениях. Она может и должна удовлетворяться через специальные дви­жения, входящие в комплекс утренней зарядки. Установле­но, что за 10 мин утренней гимнастики ребенок может сде­лать 250-600 движений». Поэтому родители должны использовать эту потребность для выработки у ребенка привычки совершать утреннюю гим­настику с тем, чтобы она стала неотъемлемой частью режима дня в течение всей его последующей жизни.

«Совершая утренний туалет и переход от дома в школу, школьник выполняет 200-500 движений, поэтому нужно предпочесть ходьбу поездке в транспорте. Следует проводить и вводную гимнастику до уроков в школе. Она ускоряет вхож­дение в работу (врабатывание), повышает физическую подго­товленность детей, отдаляет время наступления утомления, возникающего при сохранении вынужденной позы за партой. Кроме этого, до начала урока реализованная потребность в движениях обеспечит более спокойное двигательное поведение ребенка во время занятий и необходимое на уроке внимание».

Каждый ребенок нуждается в движениях во все периоды бодрствования. И поэтому сохранение неподвижной позы на протяжении всего урока снижает внимание детей и понижает их работоспособность.

Таблица 1

Двигательная активность младших школьников в режиме дня

Вид и формы физического

воспитания

Длительность

Среднее число локомотор-

ных движений (шагов)

мальчики

Утренняя гимнастика

Гимнастика до уроков

Физкультпаузы на уроках

Подвижные игры на переменах

Прогулка с подвижными играми (после или до уроков)

Физкультпаузы дома

Прогулка с подвижными играми перед сном

«Специфика многих уроков не позволяет существенно повы­сить ДА непосредственно во время занятия, поэтому руковод­ство школы должно создать условия для организации подвиж­ных игр на переменах, желательно на свежем воздухе». Так как именно во время перемены ребенок может удовлетворить потребность в движении, которая накопилась во время урока.

«Активизация ДА в определенных пределах способствует эф­фективному обучению в школе и умственной работоспособности школьников. После динамической паузы между уроками повышается умственная работоспособность. Более высокому уровню физической работоспособности соответствуют и более высокие показатели умственной работоспособности. Так, например, у детей 7-8 лет выявляется отчетливая положительная корреляционная взаимосвязь между физической и умственной работоспособностью. В то же время при чрезмерной ДА и физических нагрузках умственная работоспособность падает».

Оказывая неспецифическое действие, мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры головного мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функцио­нирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Огра­ничение двигательной деятельности у детей ведет к тому, что недостаточно развивается один из видов памяти - двигатель­ная. Потеря в движениях - это потеря в знаниях, умениях.

2.2.2. Влияние различных факторов на двигательную активность школьников

На двигательную активность школьников влияет множество факторов: времена года, климатические условия, место жительства, возраст и индивидуальные особенности проявления суточной двигательной активности.

Потребность в движениях меняется в зависимости от сезона года. «Зимой по сравнению с летом она снижается у младших школь­ников в 1,3-2 раза, это сопровождается также сниже­нием основных функции и обмена веществ школьников. Весной ДА повышается, особенно в мае. ДА детей летом в кани­кулы при свободном двигательном режиме и при благоприят­ных климатических условиях наибольшая. В это время биоло­гическая потребность в движениях в значительной мере удов­летворяется». Двигательная активность в разные сезоны одинакова только у спортсменов при рациональной тренировке.

Не стоит увеличивать суточную двигатель­ную активность зимой до весенних или даже летних уровней. В это время года стоит делать упор на организо­ванных формах ДА. Зато весной и осенью можно смело насыщать режим дня различными движениями.

Двигательная активность также зависит и от климатических усло­вии. «В районах Крайнего Севера она на 40-60 % меньше, чем в средней полосе, в условиях жаркого климата в лет­ний период она на 2-3 тысячи шагов ниже по сравнению с другими сезонами года».

Величина двигательной активности зависит и от места жительства: «у школьников, проживающих в городах, ее объем меньше, чем у детей из сель­ской местности».

Большое влияние на двигательную активность человека оказывает возраст. У правильно развивающихся и здоровых школь­ников суточное число движений с возрастом постепенно нара­стает из года в год, и это нарастание продолжается у девочек вплоть до 10-летнего возраста, у мальчиков тенденция к увели­чению сохраняется и в последующий год жизни.

Не стоит упускать из виду и индивидуальные особенности проявления суточной двигательной активности. «Доказано, что на формирование индивидуальных особенностей (способностей, характера, формы поведения, в том числе двигательного) влияют типологические свойства нервной системы». Среди учащихся выделяют уравновешенных, возбудимых и инертных детей, у которых суточная двигательная активность не одинакова. «У возбудимых она больше, у инертных – меньше, чем у детей с уравновешенными нервными процессами». Также индивидуальность двигательного поведения проявляется и в распределении движений по часам. «Например, многократ­ные подъемы двигательной активности в течение дня сохраняются у всех детей, но частота и высота подъема двига­тельной активности может отличаться от средних, харак­терных для данного возраста». На рисунке 1, «где представле­ны суточные кривые СДА отдельных детей, видно, что наи­более резкие подъемы ее у возбудимых детей (2), несколько меньше у уравновешенных (1) и самые низкие у инертных (3)».

Рис. 9. Индивидуальные особенности двигательной активности детей : По оси абсцисс - часы суток; по оси ординат - число локомоций в тысячах. 1- уравновешенный школьник; 2 - возбудимый; 3 - инертный.

Ребенок может достаточно полно удовлетворить и биологи­ческую потребность в движении, и совершенствовать свою об­щефизическую подготовку лишь в том случае, если в его режим жизни будет включен достаточный объем организованных форм ДА.

Двигательная активность должна способствовать гармоничному развитию ребенка в широком смысле этого слова. Прежде всего, оптимально влиять на физическое и умственное развитие, укреплять здоровье и неспецифическую реактивность, обеспечивать высокую работоспособность в последующие периоды жизни человека.

2.3. Двигательная активность в юношеском возрасте

Юношеский возраст (до 20 лет у девушек, до 21 года у юношей) - «это возраст возмужания, когда приближаются к достаточно высоким показателям функциональные возможности организма, когда, в контексте разговора о здоровье, человек должен быть физически подготовленным к решению основных социально-бытовых задач: высокопроизводительно трудиться, выполнять свой долг по защите Родины (юноша, хотя отметим, что в 18 лет он в полной мере к решению этой задачи еще не готов) и рожать крепких здоровых детей (девушка)».

Физическое воспитание юноши и девушки теперь носит половую дифференциацию, которая обусловлена их биологическими и социальными различиями.

2.4. Двигательная активность и старение

Границы среднего возраста в различных странах заметно отличаются, причем за счет верхних границ, что обусловлено принятой в каждой стране возрастной границей выхода на пенсию. Исходя из этого в нашей стране у женщины пожилым считается возраст с 55, а у мужчин - с 60лет до 75 лет. В дальнейшем же половых различий в возрастной классификации не отмечается, и возраст человека до 90 лет принято называть старческим, а людей, перешагнувших эту границу, называют долгожителями.

«С момента прекращения деятельности половых желез в организме нарастают энтропийные процессы. В анатомо-физиологическом отношении они сопровождаются снижением функциональных показателей, уменьшением массы тела, все большим преобладанием торможения в ЦНС, изменениями в опорно-двигательном аппарате, прогрессированием хронических заболеваний и т.д. Происходящие с возрастом изменения, однако, не представляют собой простого увядания организма, а отражают качественно иное его состояние, когда формируются новые адаптационные механизмы, охраняющие жизненно важные системы и органы от глубоких изменений. Поэтому нельзя говорить о зависимости возникновения тех или иных видов патологии от возраста. Их возникновение обусловлено, с одной стороны, индивидуальными генетическими особенностями человека, с другой - его образом жизни в предшествующие возрастные периоды и с третьей - тем образом жизни, которого он придерживается с момента выхода на пенсию». Люди пожилого и старшего возрастов, ведущие активный образ жизни, сохраняют более высокий уровень здоровья и жизнеспособность гораздо дольше, чем те, кто этого не делает.

Старение – «про­цесс сложной перестройки и приспособления организма, включающей как элементы инволюции, так и элементы актив­ной адаптации и компенсации». Возрастные изменения на протяже­нии жизни человека идут непрерывно во всех системах организма, в его адап­тации к условиям среды. Человек по­степенно стареет.

«Старение - постепенный процесс, отличающийся по времени и глубине изменений в зависимости от возраста, состояния здоровья, индивидуальных генетических особенностей, условий труда и образа жизни, физической под­готовленности, характера. Старость ­это период жизни. Начинается старе­ние сравнительно рано и часто долго протекает незаметно. Уже с 25-30 лет в организме медленно начинаются из­менения, лет с 50 они уже проявляют­ся более отчетливо.

Возрастные градации для старших возрастов: зрелый -36-55 лет для жен­щин и 36-60 для мужчин, пожилой ­соответственно 56-74 и 61-74, стар­ческий (для обоих полов) - 75-89 и долгожителями - 90 лет и старше».

Различают естественное (физиологическое) и преждевременное (патологическое) старение. «Естественное старение является результатом закономерного возрастного развертывания индивидуальной генетической программы». « При преждевременном же старении в силу различных патологических (то есть не связанных непосредственно с возрастом) отклонений происходит частичное или общее ускорение возрастных изменений в организме».

«Наблюдаемое в старости сокра­щение диапазона и объема движений и связанной с ним интенсивности мышечной деятельности само по себе на поздних этапах онтогенеза может явиться одним из звеньев в цепи факторов, способствующих преждевременному старению организма».

Ограничение двигательной активности, снижение интенсивности мышечной деятельности очень быстро вызы­вает в стареющем организме серьезную дезинтеграцию мно­гих его функций.

Стареющий организм можно охарактеризовать, как организм с потенциально ограниченными резервами, как организм, хотя и обладающий определенным запасом регулирующих и компенсаторных при­способлений, однако явно несовершенных в сравнении с молодым организмом. «Именно это ограничение функциональных возможностей, известное несовершенство адаптационных ре­акций старческого организма и делает жизненно важным и необходимым для него постоянные воздействия, тренирующие его регуляторные и приспособительные устройства».

«Занятия активным дви­гательным режимом расширяют функциональные возможно­сти не только сердечно-сосудистой системы у людей старшего возраста. При этом повышается уровень деятельности аппа­рата внешнего дыхания, о чем свидетельствует укорочение времени наступления равномерности вентиляции легких, уменьшение признаков скрытой дыхательной недостаточности и т. д.»

Мышечная деятельность является мощ­ным стимулирующим, регулирующим фактором, влияющим на функции и обменные процессы организма стареющего че­ловека. Выключение или ослабление мышечной активности значительно быстрее, чем у молодого человека, приводит к детренированности регуляторных механизмов, к дезинтеграции ряда функций и обменных процессов.

Активный двигательный режим, в содержание которого входят групповые занятия физическими упражнениями, яв­ляется главным решающим фактором сохранения здоровья, работоспособности и долголетия.

В жизни человека двигательная активность должна занимать то место, которое согласуется с условиями его профессиональной, бытовой и прочих сторон жизнедеятельности. Занятия физкультурой можно проводить в зависимости от условий работы и типологических особенностей человека и утром, и днем, и вечером и под постоянным врачебно-педагогическим контролем, с учетом текущего состояния организма.

Подводя итог, необходимо отметить, что полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека как в профессиональной, так и в бытовой, досуговой и других сторонах его жизни.

Выводы

Можно сделать следующие выводы:

    Движение есть естественная потребность организма человека. Именно движения активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма, улучшают самочувствие человека, являются важным фактором профилактики многих заболеваний человека.

    Полноценное развертывание генетической программы человека во времени определяется адекватным уровнем его двигательной активности.

    Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.

    Двигательная активность способствует гармоничному развитию ребенка: влияет на физическое и умственное развитие, укрепляет здоровье, влияет на интеллектуальное созревание в процессе развития ребенка, обеспечивает высокую работоспособность в последующие периоды жизни человека.

    Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни.

Заключение

В современном обществе, где тяжелый физический труд был вытеснен машинами и автоматами, человека подстерегает опасность – гипокинезия (вынужденное уменьшение объема произвольных движений вследствие характера трудовой деятельности; малая подвижность, недостаточная двигательная активность человека). Именно ей приписывается в значительной степени преимущественная роль в широком распространении так называемых болезней цивилизации. В этих условиях особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, играют огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Список литературы:

    Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. – М.: Флинта: Наука,2001. – 416 с.

    Граевская Н. Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: Курс лекций и практических занятий. Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.: ил.

    Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р.А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. – Свердловск: [б. и.], 1981. – 80 с.

    Двигательная активность и старение Киев 1969

    Лебедева Н. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников (Гигиенические основы физического воспитания). – Мн.: Нар. асвета, 1979. – 80 с., ил.

    двигательную активность (ДА) ... заключается в том, что особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды , морфофункциональные изменения и...

  1. Особенности двигательных навыков у детей со стертой дизартрией

    Курсовая работа >> Психология

    Этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. 4.Онтогенез моторики в различные возрастные периоды ... возбуждением и др.). Существует взаимосвязь между двигательной активностью плода и ребенка в младенческом возрасте. ...

  2. Особенности физического и нервнопсихического развития детей в разные возрастные периоды

    Курсовая работа >> Медицина, здоровье

    С курсом здорового ребенка» «Особенности физического и нервно-психического развития в различные возрастные периоды» Выполнила студентка IV ... , осязательные рецепторы действуют хорошо. Грудной период Двигательная активность ребенка В возрасте 4 месяцев в норме...

  3. Совершенствование двигательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредство

    Реферат >> Педагогика

    ... возрастные периоды , а за счёт увеличения мышечного тонуса, частоты и амплитуды двигательной активности . В свою очередь двигательная активность обеспечивает...

Двигательная активность – суточная сумма различных движений человека, состоящая из следующих слагаемых: привычная двигательная активность, специально организованная двигательная активность (активный отдых) и рабочая двигательная активность. Привычная двигательная активность. В нее входят: произвольные и непроизвольные движения во время сна (смена положения тела и его отдельных частей, почесывание и т.д.), различные передвижения с целью самообслуживания (одевание, туалет, приготовление пищи).

Специально организованная двигательная активность – это определенный вид тренировки или активного отдыха. Активный отдых подразделяется на занятия в режиме учебного дня (утренняя гимнастика, производственная гимнастика – физкультурные паузы, физкультурные минутки, самомассаж) и занятия после учебного дня (самостоятельные ежедневные занятия физическими упражнениями, занятия в спортивных секциях или абонементных группах, водные процедуры, массаж и самомассаж).

Активный отдых в выходные дни, во время прохождения производственной практики, экзаменационной сессии, каникул:

    ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями;

    охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, различные туристические походы (пешеходные, на велосипедах, на лодках);

    участие в различных соревнованиях;

    водно-тепловые процедуры у водоема;

    массаж и самомассаж.

К активному отдыху относится также рабочий отдых (ремонт в квартире, гараж, работа в саду и огороде).

Культурный отдых – театры, кино, искусство, чтение.

Определение уровня ежедневной двигательной активности. Ежедневная двигательная активность может оцениваться самостоятельно (в баллах), с помощью специальной таблицы (табл. П. 1).

Таблица П. 1

Определение уровня ежедневной двигательной активности *. Подсчет очков производится ежедневно перед сном

формы ежедневной

двигательной активности

Количество баллов

Ежедневное выполнение

Нерегулярное выполнение

Невыполнение

Гигиеническая гимнастика

Производственная гимнастика

Самостоятельные занятия физическими упражнениями

Передвижение от дома к вузу пешком (если расстояние не более 4 км)

Передвижение от места вуза к дому пешком (если расстояние не более 4 км)

Посещение учебных занятий по физическому воспитанию

Выполнение различной работы по дому

Закаливающие мероприятия

Соблюдение распорядка дня

*самооценка в баллах

От общей суммы набранных баллов следует отнять за курение 10 баллов, за употребление алкоголя 15 баллов, за нарушение распорядка дня 5 баллов. Итоговая оценка:

«5» – 156 баллов;

«4» – 155–100 баллов;

«3» – 99–70 баллов;

«2» – менее 70 баллов.

Режим и объем суточной двигательной активности характеризует последовательность ее форм в течение суток. Он может включать средства, относящиеся к различным формам активного отдыха. Суточный объем двигательной активности не должен превышать максимально допустимой величины для каждого конкретного человека. В то же время, он не должен быть ниже определенного уровня – двигательного минимума, обеспечивающего оздоровительный эффект.

В состоянии физиологического покоя (натощак, лежа на постели, после ночного сна и при комнатной температуре) взрослый человек расходует 16 ккал за 1 час на 1 кг веса. Эта величина расхода энергии, характеризующая интенсивность процессов жизнедеятельности без выполнения какой-либо работы, называется основным обменом, который колеблется от 1200–1800 ккал. Расход энергии увеличивается в зависимости от длительности и тяжести работы (табл. П. 2).

Данная статья не завершена! Это заготовка, в которой могут отсутствовать важные разделы!

Различные виды спорта (виды двигательной активности) укрепляют здоровье, развивают и совершенствуют профессионально важные двигательные качества.

Все виды двигательной активности делятся на классические и нетрадиционные. К клас-сическим видам относят лёгкую атлетику, лыжи, плавание, основную гимнастику. К нетрадиционным видам — атлети-ческую гимнастику, шейпинг, стретчинг и др.

Лёгкая атлетика решает задачи поддержания и укрепления здоровья; способствует развитию выносливости , быстроты, скоростно-силовых качеств, упор-ства, трудолюбия, внимания , восприятия, мышления .

Среди основных дисциплин лёгкой атлетики можно выделить следующие:

  • кроссовая подготовка: бег на дистанцию 100 м; эстафетный бег 4 х 100, 4 х 400 м; бег по прямой с различной скоростью; равномерный бег на дистанцию 2000 м (девушки) / 3000 м (юноши); старт, стартовый разбег, финиширование;
  • прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»;
  • прыжки в высоту способами «прогнувшись», «перешагива-ние», «ножницы»; перекидной прыжок;
  • метание гранаты массой 500 г (девушки) / 700 г (юноши);
  • толкание ядра.

Армрестлинг

Армрестлинг совершенствует силу и дифференцировку пре-имущественно верхнего плечевого пояса, мышц туловища. Может быть использован как профилирующий вид двига-тельной активности.

Бодибилдинг

Пауэрлифтинг

Пауэрлифтинг развивает и совершенствует профессиональ-но важное двигательное качество — силу: силу мышц тулови-ща, верхнего плечевого пояса, нижних конечностей; абсолютную и относительную силу групп мышц. Командный результат определяется достижениями шести спортсменов, занявших наиболее высокие места в каждой из 11 весовых категорий.

Гимнастика решает профилирующие, оздоровительные и профилактические задачи; развивает силу, выносливость, ко-ординацию, гибкость, равновесие, сенсоторику; совершен-ствует личностные качества профессионала: память, внима-ние, целеустремлённость, мышление.

В процессе занятий осваиваются следующие виды упраж-нений: общеразвивающие упражнения; упражнения в паре с партнёром; упражнения с гантелями, набивными мячами; упражнения с мячом, обручем (девушки); упражнения для профилактики профессиональных заболеваний; упражнения с чередованием напряжения и расслабления; упражнения для коррекции нарушений осанки; упражнения на внимание; висы и упоры; упражнения на гимнастической стенке; упражнения для коррекции зрения; комплексы упражнений вводной и про-изводственной гимнастики.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика развивает координационные спо-собности, выносливость , ловкость , гибкость ; способствует кор-рекции фигуры; оказывает оздоровительное влияние на сер-дечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы; использование музыкального сопровождения совершенствует чувство ритма.

Комплекс гимнастических упражнений с профессиональ-ной направленностью состоит из 26 — 30 движений.

Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика (работа на тренажёрах) решают задачи коррекции фигуры, совершенствуют дифференцировки силовых характеристик движений, регуляцию мышечного тонуса; развивают абсолютную и относительную силу избран-ных групп мышц.

В процессе занятий используется круговой метод трени-ровки с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой для развития силы основных мышечных групп.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика улучшает работу основных функ-циональных систем организма: дыхательной и сердечно-сосу-дистой; позволяет увеличить жизненную ёмкость лёгких.

В процессе занятий осваиваются классические методы ды-хания при выполнении движений, дыхательные упражнения йогов, методика дыхательной гимнастики Лобановой-Попо-вой, методика дыхательной гимнастики Стрельниковой, ме-тод Бутейко.

Упражнения дыхательной гимнастики могут служить в ка-честве профессионального и профилактического средства фи-зического воспитания.

Спортивная аэробика

Спортивная аэробика развивает чувство темпа, ритма, ко-ординацию движений, гибкость, силу, выносливость.

В процессе занятий осваивается комбинация из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, в которую вхо-дят обязательные элементы: подскоки, амплитудные махи но-гами, упражнения для мышц живота , отжимание в упоре лёжа (четырёхкратное исполнение подряд), а также кувырки впе-рёд и назад; падение в упор лёжа; перевороты вперёд, назад, в сторону; подъем разгибом с лопаток; шпагаты; сальто.

Стретчинг

Стретчинг развивает гибкость; повышает жизненный тонус; способствует коррекции ОДА, укреплению здоровья , профилак-тике профессиональных заболеваний (остеохондрозов, радикулитов); снимает спазмированность, повышенный мышечный тонус межпозвоночных мышц; укрепляет связочный аппарат. Умение расслаблять мышечные группы позволяет регулировать и снимать психоэмоциональные и физические перегрузки.

Упражнения включают комплекс поз, обеспечивающих наи-лучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Также рекомендуется использовать комплекс упражнений то-нического стретчинга.

Шейпинг

Лыжный спорт

Лыжный спорт решает оздоровительные и профессио-нальные задачи, задачи активного отдыха ; увеличивает резерв-ные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем; повышает защитные функции организма; совершенствует физические качества : выносливость, силу, силовую выносли-вость, координацию движений; воспитывает смелость, вы-держку, упорство в достижении цели.

В процессе занятий отрабатываются основные лыжные ходы: переменный двухшажный, одновременный бесшажный, одно-временный одношажный, коньковый, попеременный четырёхшажный; переход с попеременных ходов на одновременные.

Спортивные игры позволяют улучшать профессиональную двигательную подготовку; укреплять здоровье; развивать ко-ординационные способности, ориентацию в пространстве, ско-рость реакции; совершенствовать дифференцировки (про-странственные, временные и силовые); увеличивать двига-тельную активность, силовую и скоростную выносливость, взрывную силу; развивать такие личностные качества, как восприятие, внимание, память, воображение, а также согла-сованность групповых взаимодействий, способность быстро принимать решения; воспитывать волевые качества, инициа-тивность и самостоятельность.

Наиболее популярные спортивные игры и их основные виды упражнений:

  • Футбол (удар по летящему мячу средней частью подъёма; удары го-ловой на месте и в прыжке; остановка мяча ногой, грудью; от-бор мяча; обманные движения; техника игры вратаря; такти-ка нападения; тактика защиты).
  • Баскетбол (ловля и передача мяча; ведение; броски мяча в корзину (с места, в движении, в прыжке); приёмы овладения мячом — вырывание и выбивание; приём техники защиты — перехват; приём, применяемый против броска, — накрывание; тактика нападения; тактика защиты).
  • Волейбол (исходное положение, стойки, перемещения, передача, по-дача, нападающий удар, приём мяча снизу двумя руками, при-ём мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону на бедро и спину, приём мяча одной рукой в падении вперёд с последующим скольжением на груди и животе, бло-кирование, тактика нападения, тактика защиты).
  • Ручной мяч , гандбол (передача и ловля мяча в тройках; передача и ловля мяча с откосом от площадки; бросок мяча из опорного положения с сопротивлением защитнику; перехваты мяча; выбивание или отбор мяча; тактика игры; скрёстное перемещение; подстра-ховка защитника, щита; нападение; контратака).

Бейсбол

Бейсбол способствует совершенствованию профессиональ-ной двигательной подготовленности; укреплению здоровья; развитию координационных способностей, двигательных и личностных качеств, взрывной силы.

Плавание

Плавание повышает потенциальные возможности дыха-тельной и сердечно-сосудистой систем. В процессе занятий совершенствуются основные двигатель-ные качества: сила, выносливость, быстрота.

Используется в качестве профессионального и профилак-тического средства, активного отдыха, средства регуляции то-нуса мышечной системы.

Аквааэробика (гидроаэробика)

Аквааэробика повышает резервные возможности основных функциональных систем организма: дыхательной и сердечно-сосудистой; регулирует нервно-эмоциональное напряжение; развивает и совершенствует основные двигательные качества: силу и общую выносливость.

Упражнения аквааэробики можно использовать в качестве активного отдыха (релаксационные упражнения) или как про-филактический вид двигательной активности при нарушени-ях ОДА.

Упражнения в воде могут являться самостоятельным ком-плексом или частью комбинированного занятия. Учащимся рекомендуется выполнять их самостоятельно для развития профилирующих двигательных качеств. Материал с сайта

Восточные единоборства карате-до, айкидо, тейквондо раз-вивают сложнокоординационные движения, а также психо-физические навыки: прогнозировать ситуацию, мгновенно её анализировать, избегать стрессов, снимать психическое на-пряжение, осуществлять релаксацию, регулировать процессы психического возбуждения и торможения, приобретать уве-ренность и спокойствие, мгновенно принимать правильное ре-шение.

В процессе занятий приобретаются сложнокоординацион-ные двигательные навыки, осваиваются приёмы (каты) и ком-плексы упражнений; совершенствуются физические качества: силовая выносливость, взрывная сила, общая выносливость, специальная гибкость.

Дзюдо, самбо, греко-римская и вольная борьба развивают следующие психофизические навыки: преодолевать сопротив-ление, прогнозировать действия противника, выбирать пра-вильное решение, а также умение проявлять настойчивость, терпение.

В процессе занятий осваиваются приёмы самозащиты, со-вершенствуются такие физические качества, как статическая и динамическая сила, силовая выносливость, общая выносли-вость, гибкость.

Ушу

Динамические комплексы упражнений ушу решают оздо-ровительные и профессиональные задачи. В процессе занятий развиваются подвижность в суставах, гибкость. Упражнения включают элементы акробатического характера и «Гимнастику пяти животных», которые в сочета-нии с дыханием формируют основные двигательные навыки, физические качества, психофизиологические свойства лично-сти профессионала.

Хатха-йога

Хатха-йога совершенствует пластику, профессионально важ-ные психофизиологические функции; регулирует тонус мышц, координацию движений, нервно-эмоциональный статус.

Новые виды двигательной активности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Двигательная активность

Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность - суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений. Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени.

Как известно, двигательная активность несет в себе как огромный оздоровительный потенциал, так и способна причинять разрушительное действие.

Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Для этого физическая тренировка должна соответствовать главному принципу - оздоровительной направленности, необходимо, чтобы она базировалась, прежде всего, на правильно организованной двигательной активности.

Двигательная активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Двигательная активность включает в себя любой вид мышечной деятельности.

Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную и спонтанную активность. Различают активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности.

Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов.

Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся.

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого” механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе.

Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ: СТРУКТУРА, НОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ

Считается установленным, что у представителей этой группы труда расход энергии равняется 2550 - 2800 ккал/сутки, обеспечивающем полноценную жизнедеятельность организма. Таким образом, имеется дефицит по затратам энергии порядка 450 - 1000 ккал, который может быть ликвидирован единственно возможным способом - повышением двигательной активности.

Общей для всех является точка зрения, что физическая нагрузка, создаваемая двухразовыми в неделю занятиями по физическому воспитанию должна дополняться самостоятельными занятиями. Разнонаправленность тематической ориентации авторов нашла свое отражение и в их рекомендациях по суммарным (за неделю) затратам времени на занятия физическими упражнениями, которые различаются столь существенно, что на это нельзя не обратить внимание.

Нормы Двигательной активности студентов в представлениях различных авторов, ч/нед.

Вывод

Двигательная активность играет одну из самых важных ролей в нашей жизни. Двигательная активность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности.

скелетные мышцы двигательная активность студент

Список Литературы

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Агаджанян Н.А. (ред.). Здоровье студентов. - М.: Россия, 1997. - 300 с.

3. Васильева В.В. Обмен веществ и энергии. - В кн.: Физиология человека. - М.: ФиС, 1970, с. 114 - 145.

4. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья

5. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов/А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа.- Мн.:Тесей, 2003

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    реферат , добавлен 04.08.2009

    Предрасположенность к разным видам двигательной активности в связи с особенностями телосложения и типами темперамента. Виды утомления, его проявление при двигательной активности. Методика дозирования физических упражнений и развития силовых возможностей.

    контрольная работа , добавлен 04.08.2009

    Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей. Характеристика двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Роль физкультурного уголка в повышении двигательной активности детей. Требования к физкультурному уголку.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Двигательная активность и ее значение в жизнедеятельности человека. Исследование воздействия двигательной активности на здоровье. Исследование физической работоспособности обучающихся. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность.

    реферат , добавлен 13.12.2014

    Влияние научно-технического прогресса на здоровье человека. Снижение двигательной активности и ослабление организма. Уровни физической активности. Самоконтроль за состоянием организма при физических нагрузках, его объективные и субъективные показатели.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2011

    Состояния, возникающие при двигательной активности (предстартовое состояние, разминка, врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание", утомление). Возрастные особенности развития физических способностей человека. Реабилитация после болезни или травмы.

    реферат , добавлен 08.08.2009

    Значение физической активности в учебной деятельности. Проблема гиподинамии, ее последствия для студентов, ведущих малоподвижный образ жизни. Мотивация к здоровому образу жизни посредством включения двигательной активности в повседневную жизнь студентов.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2016

    Характеристика двигательной активности и её влияния на физическое развитие и здоровье человека. Оптимизация режима дня младших школьников. Гигиеническое и оздоровительное значение и задачи подвижных игр, их роль в различных формах физического воспитания.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2015

    Характеристика двигательной активности и её влияния на физическое развитие и здоровье человека. Модели оптимизации двигательного режима школьников третьих классов. Гигиеническое и оздоровительное значение и задачи подвижных игр в режиме дня школьника.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2015

    Понятие нетрадиционных форм занятий физической культурой. Двигательная активность как источник укрепления здоровья. Нетрадиционные виды двигательной активности: атлетическая гимнастика, стретчинг, йога, у-шу, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.