Игрушки детям от 1 года. Новый взгляд на игрушки. Для понимания причинно-следственных связей

Прилавки магазинов пестрят большим количеством игрушек. В наше время купить игрушки детям, как до года, так и старше, не составляет никакого труда. Все яркие, все разные, но как же разобраться в таком обилии?

При выборе игрушки надо руководствоваться некоторыми правилами.

Во-первых, игрушка должна соответствовать возрасту ребенка. Ребенку до года вряд ли нужен радиоуправляемый вертолет.

Во-вторых, игрушка должна способствовать развитию вашего малыша. Те возможности, которые появляются в данный период, надо закреплять и развивать с помощью игрушек.

Последнее, но не менее важное, игрушка должна нравиться вашему ребенку. Какой смысл в новой игрушке, если малыш ее не полюбил.

У каждой игрушки есть свое функциональное назначение. Т.е. игрушка является развивающей. Развивающие игрушки для детей до года влияют на психические и физические функции ребенка.

Все же, какие игрушки нужны для детей до года?

Важной развивающей игрушкой для детей до 1 года является погремушка! Погремушка – очень универсальная вещь! Она затрагивает многие функции младенцев. Погремушка влияет на согласование зрительных, тактильных, слуховых функций и двигательных навыков!

Дорогие родители, когда будете выбирать такую развивающую игрушку для младенцев, важно, чтобы форма погремушки соответствовала размеру ручки младенца. Яркая погремушка привлечет маленького. И, конечно, позаботьтесь о безопасности, проверьте, чтобы составляющие части были качественно закреплены.

Для новорожденных полезными являются следующие игрушки:

1. Игрушки на перекладине. Они размещаются над кроваткой. Такие игрушки помогают младенцу развивать согласование движения глазок и ручек. А также умение брать, держать, хватать. Укажите вашему ребенку на каждую игрушку, покажите, как они вращаются в связке.

2. Заводные игрушки. Часто использование может снизить интерес малыша. В качестве минуса, хочу отметить, что звук, издаваемый игрушкой, может не нравится младенцу.

3. Мягкие игрушки. Когда покупаете мягкие игрушки, следует обратить внимание на качество изделия. Плохие красители и некачественный материал могут привести к аллергической реакции у детей.

4. Цветное одеяльце. Лучше с рисунками. Многофункциональная развивающая игрушка для детей до года и старше. Прекрасно подходит для развития движений вашего малыша. Яркое одеяльце привлекает внимание ребенка и увеличивает сосредоточенность. Малыш с удовольствием будет рассматривать картинки на нем. Когда малыш немного подрастет, одеяльце может служить основой, смягчать движения, когда маленький будет учиться ходить.

5. Книжка-пищалка. Эта развивающая игрушка для детей до 1 года послужит основой для развития речевой функции. Малыш нажимает на лягушку, и она квакает.






Ближе к 1 году детям понадобятся такие игрушки как цветные кубики, пирамида, мячики.
Развивающая игрушка для детей 1 года – пирамидка с кольцами, поможет в развитие координации глаз и движений рук.

В 1 год ребенку помогут, в развитие предметной деятельности, кубики. На своем примере, помогите малышу, научится строить башенки.Мячик научит ребенка, что у одной игрушки могут быть разные функции. Покажите малышу, что мячик умеет прыгать, его можно катать и т.д.



Не только развивающие игрушки из магазина помогают младенцу учится, но и в вашем доме можно найти подходящие вещи.

1. Пластмассовую посуду (ложечки, тарелочки)

2. Деревянные ложки разнообразных размеров и цветов

3. Маленькие кастрюльки с крышечками

4. Пустые пластмассовые бутылки

5. Бумага разного размера и фактуры

6. Материю разного размера и фактуры (своими руками можете сделать маленькие подушечки разной формы)

7. Маленькие коробочки с крышечкой и без

8. «Мячики» (теннисные, яблоки, апельсины)






Любые вещи и игрушки для младенцев весьма интересны, ведь они любознательные!

Какие бы игрушки не были, не забывайте про безопасность! Дети все пытаются тянуть в рот. Это один из способов понимания окружающего мира. Игрушки должны быть регулярно осмотрены, должны содержаться в чистоте. Малыш может сам разобрать игрушку. Убедитесь, что частички ребенок не проглотит и не засунет в носик.

Как много игрушек надо детям?

Игрушек должно быть достаточно. Игрушки должны быть разными. Не следует за один раз давать ребенку все игрушки. Малыш растеряется или не захочет играть вообще (произойдет пресыщение большим количеством игрушек). Можете составить наборы игрушек по своему усмотрению и менять их периодически. Такие наборы должны охватывать различные функции ребенка (зрительную, слуховую, тактильную, речевую и т.д.)

Игрушки на перекладине

Теперь я хочу рассказать немного подробней об игрушках на перекладине. Такие игрушки подойдут детям первого года жизни, и их можно сделать своими руками! Игрушки должны висеть на расстоянии 50-70 см от груди младенца. С помощью такой игрушки младенец будет развивать двигательное сосредоточение. И данное расстояние не будет перенапрягать зрение, т.к. с рождения малыш дальнозорок.

На что подвесить развивающие игрушки для ребенка?

Лучше всего для этого подходит специальный (металлический или деревянный) каркас в форме буквы «Г». На такой каркас можно повесить разные игрушки (зависит от ваших предпочтений и реакции младенца). Можно использовать яркую однотонную погремушку. Малыш будет развивать слежение за перемещающимся предметом.

К 2 месяцам младенец научится следить за игрушкой. На 4 месяце малыш сам сможет отыскать игрушку, ориентируясь на звук. Для развития слухового сосредоточения можно использовать разные колокольчики, погремушки, детский бубен. Обязательно посмотрите, как ваш малыш реагирует на такие звуки, он может их пугать и плакать.

К 5 месяцам ваш малыш сможет схватить и удержать игрушку! Такие игры хорошо развивают моторику руки и глазомер. В 7-8 месяцев малыш будет упорен в желании достать ту игрушку, которая полюбилась больше всего.

Важное правило! То, с чем малыш может справиться сам, не спешите делать за него!

Ребенку 1 год и вам пора организовывать поле его деятельности, и подбирать адекватные возможностям малыша игрушки. Вам понадобятся большие коробочки, наполненные разными безопасными игрушками и предметами.

Малыш будет сначала выбрасывать оттуда предметы, а потом забрасывать. Прекрасно подойду кастрюльки с крышечками и вещи с дверцами. Ребенок с удовольствием будет играть с кубиками (строить башни), нанизывать кольца на пирамидки, мячиками, машинка на веревочке (или любая игрушка, которая ездит). Важную роль в развитие речи играют куклы и мягкие игрушки.

Список игрушек

Вот приблизительный список игрушек, которые нужны детям от шести до двенадцати месяцев.
1. Заводная механическая игрушка. Если это развлечение издает звук, убедитесь, что он не раздражает ребенка. Также детали должны быть безопасны для малыша.

2. Тряпичная куколка. Будет хорошо, если кукла будет гибкой. Яркая кукла поможет в развитие речевых навыков. Говорите вместо куклы с малышом. Также кукла важна для социализации ребенка. Покажите малышу, как надо укладывать спать куклу, кормить, одевать.

3. Книжки-картинки. Страницы должны быть плотными, лучше - моющимися. Картинки с изображением животных будут очень увлекательными для малыша, т.к. просмотр совмещается с имитацией звука или движений животных.

4. Набор игры с водой. Поможет сделать купание еще увлекательней.

5. Фигурки животных, средние по величине.

6. Игрушки для жевания, кусания. Качество материала должно быть идеальное.

7. Пирамидка с кольцами и толстой основой-стержнем. В таком возрасте однотонного цвета. Когда малыш станет постарше кольца должны быть разноцветные.

8. Мягкая игрушка, можно музыкальную. Не должна вызывать аллергию. Музыка должна приносить ребенку удовольствие, а не дискомфорт.

9. Машинка (любая игрушка, которая ездит), которую можно возить за веревочку, среднего размера. В такой игрушке не должно быть мелких деталей, которые ребенок способен отломать и проглотить.

10. Металлофон. Музыкальный инструмент повлияет на совершенствование слуховой функции и на музыкальное восприятие.








11. Игрушечный телефон. Важен для психосоциального и речевого улучшения.

12. Куклы с подвижными частями тела: маленькая и средняя. Поможет малышу узнать, какие составляющие тела есть.

13. Корзинка, сумочка.

14. Набор детской пластмассовой посуды.

15. Коробки с крышечками. Развивают пространственное восприятие.

16. Стульчик со столиком. В ходе игры можно начинать прививать ребенку порядок поведения за столом.

17. Игрушка, на которую можно сесть. «Лошадка» помогает развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела малыша.

18. Качели. Помогают восприятию своего тела в пространстве, укрепляют мышцы. Если оснащены разнообразными игрушками, то влияют на мелкую моторику и тактильные, зрительные функции.

19. Ходунки. Не стоит покупать малышам с гиперактивностью.

20. Прыгунки. Не стоит покупать малышам с гиперактивностью.

Современные магазины товаров для детей радуют огромным ассортиментом игрушек для юных потребителей всех возрастов. На полках родители могут увидеть и классические мячи, и современных роботов. Какие игрушки для детей от 1 года - самые полезные и интересные? Предлагаем вам универсальный список того, чем должен обладать каждый ребенок!

Куклы, машинки и зверушки

Все девочки играют с куклами, а мальчики - с машинками. Это неоспоримый факт. Такие игрушки обязательно должны появиться в хозяйстве малыша, не позже его первого дня рождения. Отдавайте предпочтение реалистичным и простым формам. Обязательно следите за отсутствием мелких деталей. Для годовалой девочки лучше всего выбрать текстильную или резиновую куколку небольшого размера. Маленькому мальчику наверняка понравятся яркие пластиковые или деревянные машины и паровозы.

Современные специалисты считают, что в раннем возрасте не стоит делить игрушки по половому признаку. И действительно, многие девочки с удовольствием катают машинки, а мальчики - качают кукол. Так почему бы не приобрести для малыша несколько «неправильных» игрушек? Плюшевые и резиновые животные всех цветов и размеров есть в любой детской комнате. Полезны ли такие игрушки для детей от 1 года? Несомненно, ведь они идеально подходят для сюжетно-ролевых игр. Желательно выбирать реалистичные игрушки, похожие на настоящих животных окраской.

Пирамидки и кубики


Пирамидки сегодня можно найти в продаже в классическом и креативном исполнении. Приобретите несколько разных и наблюдайте, как малыш станет с упоением их собирать. Многим малышам нравятся геометрические пирамидки или выполненные в виде сказочных героев. Такие игрушки для детей от 1 года очень полезны. Они развивают мелкую моторику, память и воображение. Не менее полезны наборы кубиков. Вы можете приобрести комплект для складывания картинки, простой конструктор или первую азбуку. В виде кубиков выполняются различные развивающие пособия, например, достаточно популярные «Кубики Зайцева». Непосредственно после первого дня рождения не ждите от малыша особых свершений. Лучше позвольте ему построить башни из кубиков и наблюдайте, как игра будет совершенствоваться с каждым днем.

Пазлы, мозаики и шнуровки


Детские ручки нуждаются в тренировках. Попробуйте занять их крупными пазлами и разноцветной мозаикой. Начните с картонных книжек с вынимаемыми вставками. Немного позже предложите малышу собрать картинку из 4-8 элементов. При желании можно сделать такие игрушки своими руками для детей 1 года. Распечатайте красочную картинку или вырежьте ее из ненужной книги и разрежьте на несколько частей. Уникальная развивающая игра готова. В год малыша можно познакомить со шнуровками. Суть этой игры сводится к нанизыванию крупных бусин на шнурок.

Самым маленьким детям играть в шнуровки можно только под наблюдением мамы. Не менее увлекательны и разноцветные мозаики. Такой игровой набор состоит из основы (пластиковой доски с отверстиями) и ярких элементов, которые в нее вставляются. Подобные яркие комплекты обычно наиболее интересны детям в 2-3 года, но познакомиться с ними можно и в более нежном возрасте.

Сортеры и рамки с вкладышами

Одна из самых популярных детских игрушек для раннего возраста - сортер. Чаще всего это ящик с отверстиями различных форм и отдельными фигурными элементами для вставки в них. Сортеры отлично развивают логическое мышление. Самыми полезными считаются игрушки с отверстиями примерно одинакового размера, но разных форм. Такие головоломки невозможно собрать неправильно. Многие производители детских игрушек предлагают сортеры с дополнительными функциями и интересным дизайном. Это могут быть каталки или варианты с музыкальными и световыми эффектами. Родителям остается выбирать только на свой вкус и кошелек. Аналогичные сортерам деревянные игрушки для детей от 1 года - это рамки со вкладышами. По сути, речь идет о простейшем пазле. Для каждого элемента имеется собственное углубление фигурной формы. Задача ребенка во время игры - правильно распределить все элементы.

Конструкторы и матрешки


Вашему ребенку исполнился год? Это значит, что самое время подарить ему первый конструктор. Разноцветные блоки помогут малышу выучить названия цветов и научиться строить самые разнообразные объекты. Такая игрушка будет актуальна еще несколько лет. А некоторые дети с удовольствием играют в свои первые конструкторы до школы. По возможности приобретите как минимум два набора: пластиковый с выступами-замками («Лего» и аналоги) и простой деревянный, состоящий из разных по форме блоков. При покупке убедитесь в отсутствии мелких элементов и острых краев.

Если вы покупаете деревянный конструктор, предпочтение следует отдать неокрашенному набору. Это правило следует соблюдать всегда, выбирая игрушки для детей от 1 года. Малыши очень любознательны и тащат все в рот. А это значит, что игрушки должны быть максимально безопасными и натуральными. Полезно приобрести для сына или дочки набор матрешек. Это может быть классическая игрушка, раскрашенная в стиле «мама и дочки», или целая сказка. Прячущиеся друг в дружку фигурки займут совсем немного места, а радости и удивления своему маленькому хозяину подарят немало.

Развивающие карточки и первые книги

Простые и недорогие развивающие пособия для детей младшего возраста - это наборы карточек. С их помощью можно выучить буквы, цифры, цвета, названия различных групп предметов, профессий. При желании такие наборы совсем несложно сделать своими руками. Просто распечатайте подходящие картинки или вырежьте их из журналов. Для прочности можно наклеить изображения на картон.

Некоторые мамы дополнительно ламинируют свои пособия при помощи скотча. Что особенно приятно, подобные развивающие игрушки для детей 1-2 года можно приобрести и в магазинах. Играть с карточками просто - показывайте их малышу и называйте изображение. Со временем ребенок начнет сам находить картинки по названию. Обязательно приобретите и детские книжки. Годовалому малышу понравятся текстильные издания и специальные книги для купания. Первую библиотечку можно дополнить плотными картонными экземплярами и интерактивными книжками.

Наборы для ролевых и сюжетных игр


Одно из самых любимых занятий всех малышей без исключения - копировать поведение взрослых. Уже в возрасте года ребенок хочет убираться и накрывать на стол как мама или проводить мелкий ремонт как папа. Обязательные игрушки для ребенка 1-3 года - это наборы: посуды, инструменты доктора и парикмахера. Также можно приобрести комплекты с игрушечными инструментами, для игры в магазин, ухода за садом и домашней уборки. Для девочек полезно приобрести аксессуары для игры в дочки-матери. Это коляски и кроватки для кукол, расчески и соски. В современных детских магазинах можно найти полный ассортимент игрушек, имитирующих предметы обихода взрослого мира. Это и бытовая техника, и наборы игрушечных продуктов. Старайтесь правильно понимать интересы малыша и регулярно радовать его новыми игрушками.

Материалы для творчества


Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развил все свои таланты. Создайте благоприятную среду для творчества. Пальчиковые краски, пластилин, наборы для аппликаций, восковые и обычные мелки - это то, что должно быть в распоряжении каждого ребенка. Дополнительно можно приобрести мольберт, доску для лепки и защитный фартук. Все эти простые материалы для творчества и аксессуары ничуть не хуже, чем самые современные развивающие игрушки для детей 1-2 года. Показывайте малышу, как рисовать в различных техниках. Используйте трафареты, отпечатки, брызги и другие неожиданные решения. Этот процесс подарит немало приятных эмоций ребенку и его взрослому наставнику.

Активные игры, спорт, прогулки


Движение необходимо для гармоничного роста и развития ребенка. Очень полезные игрушки для детей 0 до 1 года - это мячи всех размеров и форм. Самые маленькие могут быть массажными и помещаться в ладошке малыша. А большие должны быть удобны для перебрасывания и обучения азам футбола. Полезны каталки, которые так приятно брать с собой на прогулку. На улицу можно брать также любые игрушки, имеющие колесики, привязав предварительно к ним веревочку. Полезно приобрести качели, подвешивающиеся в дверном проеме, или даже домашнюю пластиковую горку. Игрушки-качалки для детей от 1 года также невероятно популярны. Сегодня их выполняют не только в виде классических лошадок, но и в виде самых экзотических животных.

Альтернативная забава - прыгуны. Это мягкие и упругие фигуры различных зверей, на спинах которых можно сидеть и так весело прыгать. Полезная игрушка для годовалых детей - массажный коврик. При желании можно сшить его самостоятельно, соединив между собой слабо набитые подстилки с различными наполнителями. Для прогулок на свежем воздухе не забудьте приобрести ведерко, лопатки и формочки. Используя эти простые приспособления, можно играть с песком и снегом.

Невероятно трогательно выглядит маленький человек, который делает свои первые неловкие шаги. Прожив свой первый год, малыш становится уже совсем другим, он все еще нуждается в вашей трепетной заботе, защите и поддержке, но у него уже появляются претензии на самостоятельность, умение возражать и выражать свои желания и предпочтения. Заботливым и увлеченным мамам предстоит провести ревизию игрушек, ведь так многому ребенок уже успел научиться и так много новых потребностей в развитии возникает на втором году жизни. Давайте посмотрим, какие нужны развивающие игрушки ребенку от 1 года до 2 лет , и как с ними играть.

Действия с предметами

У годовалого малыша активно развивается способность управлять своими ручками, а значит, возникает потребность все трогать и действовать предметами.

Для таких игр малышу просто необходимы коробочки, контейнеры (или даже просто пластиковые мисочки) с самыми разными предметами , которые можно складывать и снова доставать, ощупывать, пересыпать.

Физическое развитие и крупная моторика

В возрасте от года до двух лет малыш совершенствует свои умения ползать, стоять, сидеть, ходить, взбираться на диван и повторять за взрослым простые движения, а значит, у него есть потребность испытывать свое тело .

Для развития движений и действий дайте ребенку:

  • мячики (играть с ними можно, пиная ножкой, или катать руками, а ближе к двум годам – бросать и ловить);
  • кегли – для тренировки координации движений, крупной моторики и связи зрения с руками;
  • наклонную поверхность для ползания, ступеньки ;
  • различные массажные коврики, маленькие мячики с шероховатой поверхностью для массажа ручек и ножек;
  • различные каталки (зверюшки и предметы с ручкой, которые при движении двигаются – хлопают крыльями, крутят головой), игрушечную коляску , они побуждают малыша ходить, делают этот процесс интереснее, придают малышу уверенности в своих движениях;
  • большую машинку – каталку , она способствует тренировке ножек и помогает учиться ориентироваться в пространстве;

  • надувные игрушки или мячики с рожками (постепенно малыш научится уверенно сидеть на таких игрушках, удерживая равновесие и прыгать или ходить, зажав их между ножек).

О том, как организовать домашний спортзал, вы можете прочитать .

Развитие речи

На втором году жизни ребенок уже может понимать многие слова и немного говорить, а значит, возникает потребность в том, чтобы его слушали, вступали в диалог, учитывали его желания, а так же малыш нуждается в развитии речи и пополнении словарного запаса.

В этом вам помогут игры с картинками и фигурками животных, карточки с изображениями предметов мебели и т.д. и конечно же чтение книг.

О том, как способствовать развитию речевых навыков ребенка, не прибегая к специальным занятиям и упражнениям, а всего лишь позаботившись о правильной организации развивающей речевой среды , можно посмотреть .

Подражание взрослому

У малыша появляется стремление к самостоятельности, а значит, и потребность в безопасном пространстве, оснащенном предметами для подражания деятельности взрослого (самому держать кружку и пить, расчесывать волосы и т.д.). Дайте малышу возможность помогать в домашних делах: выгрузить стиральную машину, «постирать» свою майку, вытереть пыль, принести что-то маме, сложить вещи в пакет.

Доверяйте ребенку чашку, ложку, тарелку, зубную щетку, расческу, телефон – предметы, которые ребенок может часто видеть в ваших руках и пытаться их использовать, как и вы, по назначению. Позволяйте складывать в сумку или пакет, игрушки, кубики или даже настоящие фрукты. Маленький столик и детский легкий стульчик, который ребенок сможет передвигать самостоятельно, помогут ребенку чувствовать себя более комфортно среди прочих больших предметов мебели.

Есть результат!

На втором году жизни малыши увеличивают свою способность видеть причинно-следственные связи, а значит, возникает и потребность действовать и получать какой-то результат своей деятельности (нажал на кнопочку – появилась фигурка, потянул за веревочку – поехала машинка, толкнул – покатился мяч или рассыпалась башня из кубиков).

Для реализации этой потребности малышу будут интересны различные музыкальные модули, какие-то игрушки с выпрыгивающими фигурками. Игрушки – забивалки с молоточком, машинки на веревочке, водяная мельница ( – это вообще отдельная тема). Музыкальные инструменты – дудочки, свистки, кастаньеты, погремушки, бубен, барабан, ксилофон.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Творчество

После года малыш испытывает и возрастающую потребность в различных предметах для . Это могут быть фломастеры, восковые мелки, карандаши, краски, масса для лепки (или тесто). С каждым разом эти предметы будут все интереснее и интереснее для малыша от 1 года до 2 лет.

Сюжетные игры

К году у малыша начинает развиваться воображение, а значит, появляется и потребность в играх с мнимой ситуацией. Ребенок начинает осваивать простые сюжетные игры. В этом ему помогут:

  • куклы и пупсы , которых можно кормить, купать, укладывать спать, брать с собой на прогулку;
  • перчаточные куклы (или куклы би-ба-бо);
  • разнообразные машинки : большие и маленькие, с прицепом, грузовые, легковые, строительные;
  • заводные игрушки ;
  • наборы инструментов или детской посуды ;
  • пластиковые овощи, фрукты ;
  • кубики (как пластиковые, так и мягкие), конструкторы с деталями разной формы и величины;
  • ведерки, лопаточки, формочки для игр с песком и наборы игрушек для ванной , которые «умеют» брызгаться.

Познание окружающего мира

На втором году жизни ребенка начинает развиваться интеллектуальная сфера (память, внимание, мышление), развивается логика, восприятие цвета, а значит, появляется потребность сравнивать, знакомиться с цветами и формой предметов, сортировать по какому-то признаку, изучать свое тело.

В организации различных игр на познавательное развитие вам помогут:

  • рамки – вкладыши;
  • картинки-половинки до полутора лет и пазлы из 2-4 частей после полутора лет;

  • лото, домино;
  • парные карточки (мемо);
  • пирамидки и формы-вкладыши (матрешка, стаканчики разных размеров);
  • сортеры.

Мелкая моторика

И отдельно выделим игрушки для развития – это шнуровки, бусины, тесто для лепки и все те мелкие предметы, которые требуют от мамы особенного внимания для обеспечения безопасности, но очень важны для маленьких пальчиков.

Взгляните на игрушки по-новому

Конечно, этот список не может претендовать на звание исчерпывающего. Здесь не говорится о тех бытовых предметах, которые на время могут стать самыми интересными игрушками для малыша, здесь нет информации о развивающих пособиях и игрушках, которые может сделать мама , и . Но основные потребности, которые указаны выше, помогут вам правильно оценить развивающий потенциал игрушек , имеющихся в продаже для детей от 1 года до 2 лет .

Возможно, большинство игрушек, которые вы увидели в каждом из пунктов, уже имеются в вашем арсенале, но с изменением потребностей ребенка в течение второго года жизни вам потребуется придумывать все новые и новые варианты игр. Например, годовалому ребенку необходимо научиться для начала строить башню из двух кубиков, затем вы можете показать ему, как строить паровозик, мост, последовательность, и все более и более высокую башню.

В играх с карточками или моделями животных ваш малыш сначала освоит названия зверюшек, позже научится сам их озвучивать и узнавать по голосам, а затем сортировать (например, на домашних и диких). Так в течение всего периода от 1 года до 2 лет , наблюдая за изменением интересов крохи, вы сможете чутко реагировать на его потребности и обеспечивать все условия для Играйте увлеченно, поощряйте стремление малыша к фантазии в игре, учитывайте его инициативу, и тогда потенциал развивающих игр будет раскрыт максимально, а вы будете проводить время весело и полезно!

Как разнообразить игры с мозаикой вы можете узнать из этого видео:

Много полезной информации о развивающих играх и игрушках для детей от года до двух лет вы найдете на нашем сайте в разделе .

Какие игры и игрушки предпочитает ваш малыш? Поделитесь в комментариях!

Минул 1 год жизни малыша – череда месяцев, полных тревог, забот, новых открытий и неповторимых маленьких радостей. За это время ваш ребенок подрос и изменился, превратившись из совершенно беспомощного младенца в маленького человека, который уже имеет свое собственное мнение по ряду касающихся его вопросов – из какой чашки пить, что надевать и т. д. Годовалый ребенок все еще нуждается в вашей помощи и поддержке, но все яснее становится, что он не просто ваше продолжение, а самостоятельная личность. Для дальнейшего развития этой личности каждый месяц требуются новые занятия и игры, а значит, и новые игрушки. Мы рассмотрим, какие виды игрушек должны быть у детей в промежутке от 1 годика до 2 лет и как сделать игры полезными, развивающими и интересными.

Ребенку от года необходимо множество разнообразных игр и занятий

Игрушки для общего физического развития

В возрасте 1 года малыш уже освоил основные двигательные навыки и продолжает их совершенствовать. Он узнает свое тело с новых сторон, ощущает и преодолевает границы собственных умений. Кроме хождения, стояния, ползания и сидения, годовалый ребенок старается исполнить множество других движений, которые постоянно заимствует у вас. В помощь его стараниям вы можете использовать следующие предметы:

  • мячи (для катания руками и ногами, а к 2 годам можно начать учить бросать их и ловить);
  • кегли (развивают координацию, связывают крупную моторику со зрительным восприятием);
  • ступеньки и горки для ползания вверх и вниз;
  • массажные коврики, мячики и игрушки с шероховатой поверхностью;
  • мячи с рожками, крупные надувные игрушки (обучение сидеть на подвижном предмете, удерживать равновесие, зажимать ножками предмет и двигаться вместе с ним);
  • каталки (игрушки с длинной ручкой, которые двигаются при катании), большую машинку-каталку, игрушечную коляску – для поддержания интереса к ходьбе, укрепления ножек и ориентации в пространстве.


Каталки и коляски поддержат интерес ребенка к ходьбе

Игры с бытовыми предметами

Между 1 и 2 годами у малыша появляется четкое желание освоить самостоятельно навыки свойственные взрослым. Чтобы это освоение проходило комфортно и безопасно, нужно обеспечить ребенку пространство свободной деятельности в этом направлении. Используйте для этого простые бытовые предметы – кружку, которую он может держать самостоятельно, расческу, зубную щетку и так далее. Если какие-то «взрослые» предметы могут представлять угрозу для здоровья ребенка, можно найти безопасные или игрушечные аналоги и таким образом удовлетворить жажду подражания. Например, у ребенка может быть свой маленький стульчик, который он сможет легко передвигать по своему желанию.

Позволяйте своему мальчику или девочке «помогать» вам в бытовых делах: складывать и выкладывать вещи из пакета или коробки, принести и отнести что-либо, протереть пыль, пол, разлитую воду, «постирать» что-то из своей одежды.

Помните, что приучение ребенка к базовой самостоятельной активности в это время дается очень легко, и стоит потратить немного усилий и времени на это именно сейчас, чтобы в дальнейшем вам не пришлось столкнуться с бытовой беспомощностью вашего чада. Доверие и терпение помогут вам обучить ребенка всем необходимым навыкам.

Простые игрушки для мелкой моторики

После 1 года очень быстро развивается способность управлять моторикой рук, и ей нужно найти применение. С этой целью дети активно трогают и двигают предметы, узнавая свои силы и способности. Успешному осуществлению такого познания окружающего мира помогают предметы, которые можно складывать в коробочки, контейнеры или другие емкости – откуда ребенок сможет их доставать, перебирать и складывать обратно, учась правильно видеть и оценивать пространство, считать количество - 3, 4, 5.

Для развития мелкой моторики подходят пуговицы, бусины, низки и шнуровки и другие мелкие предметы. Игры с ними требуют особого внимания и осторожности со стороны мамы, но для укрепления пальчиков они незаменимы. Можно использовать крашеные пищевыми красителями крупы, к примеру, разноцветный рис – такие сыпучие вещества приятны на ощупь и глаз и не столь опасны в случае проглатывания.

Для рисования и лепки

Любая творческая деятельность активно стимулирует психофизические развитие малыша, поэтому до 2-3 лет необходимо обеспечивать ему разнообразный выбор материалов и предметов для творчества. Для рисования можно использовать краски - большинство малышей обожает рисовать пальчиками, а также карандаши, фломастеры, мелки. Лепить можно из пластилина, специальной массы или теста, что безопаснее всего.



Рисование помогает раскрытию творческих способностей ребенка

Для развития речи

Как только ребенок начинает понимать большинство обращенных к нему слов и выучивает первые слова для ответа, у него возникает множество речевых потребностей: в диалоге, в возможности высказаться и уверенности, что его обязательно выслушают и услышат. Малыш ощущает недостаточность своего словарного запаса для выражения всех своих нужд – и стремится его пополнять. Классический способ помочь ему – использовать в играх, показывать и называть ему фигурки животных, картинки, карточки и фото с изображениями различных предметов. Тогда до двух лет он существенно расширит свой лексикон и разовьет речевые способности.

Для понимания причинно-следственных связей

Вместе с малышом растут и его аналитические способности. Он начинает все крепче связывать между собой собственные действия и то, к чему они приводят. Появляется потребность в подтверждении своей деятельности результатом, например, при физическом воздействии на объект он должен перемещаться, катиться, деформироваться. Возникает способность осуществлять последовательности не только из 2, но из 3 и более действий.

Существует множество игрушек, удовлетворяющих потребность в результате, – игрушки на веревочках, каталки, забивалки с молоточком, игрушки с кнопками. Среди них особое место занимают музыкальные модули и простые инструменты (особенно духовые и ударные). Звуковой результат собственных действий очень вдохновляет мальчиков и девочек, часто вторящих мелодиям восторженными криками.



Музыкальные игрушки - одно из самых любимых занятий детей

Для сюжетных игр

Подражание в менее свободных, чем у взрослого, условиях приводит к появлению у детей метафорического мышления.

К 1 году у малыша обнаруживается потребность в воображаемых ситуациях и сюжетах, развивающиеся к 2 годам в достаточно сложные сюжетные игры.

В таких играх можно задействовать различных кукол, с которыми можно играть в любые человеческие действия (что особенно актуально для девочек), а также любые другие игрушки, которым можно приписать антропоморфные свойства: зверушки, заводные игрушки и даже машинки. Также для сюжетных игр могут потребоваться:

  • детские наборы инструментов и посуды;
  • кубики, конструкторы с различными деталями;
  • пластиковая еда, овощи, фрукты;
  • игрушки для песочницы и воды – ведерки, формочки для песка, лопатки и емкости.

Для общего интеллектуального развития

От 1 года до 2 лет происходит активное интеллектуальное развитие ребенка. Улучшается его память, внимание, усиливается концентрация и логика, развиваются способности к восприятию всех органов чувств, растет качество анализа получаемой информации. Усиливается тяга к познанию и постижению – своего тела, окружающих предметов. Ребенок начинает сравнивать их, классифицировать и сортировать. В этих играх вам помогут:

  • простейшие пазлы;
  • парные карточки;
  • рамки-вкладыши;
  • сортеры;
  • игрушки по типу матрешки и так далее.


Простые пазлы помогают развивать интеллектуальные способности малыша

Новый взгляд на игрушки

Все вышеизложенное - всего лишь примерные рекомендации, которые не могут охватить всего разнообразия возможных вариантов игр для детей от 1 до 2 лет. Мы не приводим здесь рейтинга лучших развивающих игрушек - ведь нередко лучшей игрушкой для малыша становится совершенно скучный для взрослого бытовой предмет, что может научить нас самих новому взгляду на привычные вещи. Мы так же не упомянули о том, сколько видов игрушек можно изготовить самостоятельно. Однако на основе материала этой статьи вы сможете лучше представить и понять потребности вашего ребенка, начиная от 1 года, и адаптироваться под них.

Вероятно, многие из упомянутых развивающих игрушек уже были вами приобретены. Теперь самое главное – чутко реагировать на изменения интересов и нужд вашего мальчика или девочки, которые могут быть очень индивидуальными. До достижения малышом 2 лет нужно своевременно менять тактику игр и используемые предметы в соответствии с этими изменениями, увеличивать сложность игр - например, строить все более высокую башенку из 2, 3, 5, 6 кубиков или не просто называть животных с картинки, а делить их, к примеру, на птиц и зверей. Тогда вы встретите двухлетие готовыми к дальнейшему движению вперед, к цифре 3, но это уже другая история.

Участвуйте в играх своего ребенка с увлечением, поощряйте его самостоятельность, инициативу и фантазию. Это создаст ему лучшие условия для оптимального развития, а вам даст возможность весело и интересно провести время и, возможно, заново пережить собственное детство.