Что такое саморазвития. Саморазвитие личности: в чем смысл? Из чего оно состоит

Современный человек – это успешная личность. Он красив, здоров и строен, точно знает, чего хочет, любит и умеет делать что-то важное, приносящее другим пользу, а ему – и моральное удовлетворение, и доходы. Такая картинка начинает у нас складываться под воздействием современных СМИ, ритма нашей жизни, запросов и желаний.

Однако, сравнивая себя с этим образом, многие остаются неудовлетворёнными – одно не соответствует другому. Поэтому человек приходит к выводу, что ему нужно изменить себя, но зачастую не знает, с чего начать, что такое этот пресловутый личностный рост.

Саморазвитие – что это?

Говоря о саморазвитии, постараемся как можно проще сформулировать, что же это значит. Заняться этим непростым делом предпочитают люди, которые желают изменить свою жизнь в лучшую сторону и делают это. У большинства из нас уже сложился идеальный образ себя самого – подтянутого, активного и успешного человека с отменным чувством юмора, который занимается любимым делом. Но, думая о том, с чего начать процесс самосовершенствования, многие впадают в ступор, откладывая и откладывая это на потом.

Саморазвитие предполагает качественное улучшение какой-либо стороны жизни, личностный рост. Изменить одним махом всё не получится, наверное, ни у кого. Во-первых, на это не хватит ресурсов – ведь у каждого из нас есть важные, но неинтересные дела, от которых уйти просто невозможно. Во-вторых, человек всегда боится резких и кардинальных перемен, а перед картиной полного перекраивания жизни опустятся руки у кого угодно. Поэтому начать метаморфозы в лучшую сторону правильно будет с какой-то одной области, в который мы чувствуем у себя «завал».

Положить начало изменениям: как?

Многие думают, что для запуска процесса изменений, личностного роста необходимо огромное количество времени, средств, таланта и иных возможностей, чего у них просто нет. Поэтому человек или откладывает данное мероприятие, или ежедневно портит себе настроение, ругая себя за слабохарактерность и лень.

Но перед этим важно проанализировать, какая область нуждается в немедленном росте прежде всего.


  • Сфера человеческого духа . Личностный рост – это, в первую очередь, понимание своих недостатков. Изменить себя в этой сфере – это постараться избавиться от гнева и зависти, перестать сплетничать и сводить счёты, поменять в лучшую сторону собственное отношение у окружающим. Говорят, что вокруг светлого человека становится добрее мир.
  • Финансовая сторона жизни . Кто из нас доволен своим доходом и не желает его роста? Однако первопричиной является, обыкновенно, неудовлетворение личности тем местом и той деятельностью, где ей приходится делать ежедневную работу. Спросите себя – вы действительно довольны своей профессией, должностью, корпорацией? Очень часто случается, что нет. Но далеко не каждый может просто уйти с работы или сразу же сменить её на лучшую. Поэтому начать можно с посещения тренингов, курсов или семинаров, обучения онлайн, подачи резюме в другие компании, оставаясь работать на прежнем месте. Многие люди хотят начать собственное дело, но опасаются неудачи. Изменить эту ситуацию постепенно – вот самое разумное решение. Узнайте, какие документы и условия важны в данной области, чего именно вам будет стоить открытие своего бизнеса.
  • Социальная сфера. Зачастую, общаясь по привычке, мы не придаём этому должного значения, а стоит начать это делать. Подумайте, действительно ли те люди, с которыми вы говорите, приятны и нужны вам? Нет ли у вас товарищей, которые тянут вас назад, завидуют вам, выливают на вас негатив постоянными жалобами? Спросите себя, а почему появились проблемы в семье? Может быть, именно вы виноваты в этом, уделяя мало внимания супругу, родителям или детям? Чтобы разобраться во всём этом и продолжить свой личностный рост, хорошо начать вести дневник. Можно составить для себя схему или таблицу, по пунктам расписать, что нужно сделать в этой сфере, а от чего бы вы хотели избавиться. Такая «дорожная карта» прояснит ситуацию и положит начало изменениям в лучшую сторону.
  • Сфера интеллектуального роста личности. К ней имеет отношение развитие внимания и памяти, углубление собственных знаний, абстрактное и творческое мышление, которое необходимо в любой, даже самой прагматической деятельности. С чего начать перемены в лучшую сторону в этой области? Самым главным путём получения знаний и образования на протяжении тысячелетий является книга. Приучив себя 20 минут вечером проводить не перед телевизором и не блуждая в соцсетях, а читая действительно интересный материал, вы повысите грамотность, углубите словарный запас и элементарно успокоите нервы.

Продуктивно – понемногу

Изменить себя раз и навсегда ударными темпами невозможно. Некоторые навыки мы теряем, меняются условия и обстоятельства жизни, а наше тело требует постоянной заботы и работы над собой. Делать помалу, но регулярно – главный принцип, способный изменить внутреннее и внешнее в себе в лучшую сторону, чего мы все желаем. Вот примеры подобных небольших занятий, способных сдвинуть с места горы и положить начало великим переменам в самом себе:

  • Два раза в день делать по 15-20 приседаний.
  • Выучивать одно стихотворение в неделю.
  • Изменить привычку съедать шоколадку после обеда. Вместо неё употреблять какой-либо сезонный фрукт.
  • Выключать телевизор на 20 минут вечером и просто разговаривать со своими детьми.
  • Разделить свою квартиру на небольшие зоны и прибирать одну из них в день – это тоже одно из проявлений личностного роста.
  • Пойти уже на курсы английского или испанского языка, ведь вы мечтали об этом со студенческих лет.
  • Скачать видеозанятия по тому виду фитнеса, который вам нравится – стретчинг, йога или зажигательная зумба – и выполнять один небольшой комплекс в день.
  • Выпивать перед завтраком стакан воды с растворённой в нём ложкой мёда.
  • Гулять перед сном с супругом в течение 15 минут.

Менять свою жизнь в лучшую сторону можно прямо с этого момента. Для этого важно встать и сделать какое-то маленькое, но важное дело, которое поднимет вашу самооценку. Не забывайте хвалить и мотивировать себя. Начинайте только с тех дел, которые вам действительно интересны. В таком случае самосовершенствование захватит вас, меняя жизнь и открывая новые, неизведанные горизонты.

О том, что надо учиться, говорят многие. Сплошь и рядом поднимается вопрос воспитания молодежи. Но что делать людям, когда они заканчивают учебные заведения? Кто должен позаботиться об их дальнейшем развитии, и необходимо ли это вообще? Какие навыки следует развивать, будучи взрослым? Какие знания и умения важны?

Ответ – развиваться необходимо. Кто за это отвечает? – Мы сами. Поэтому процесс дальнейшего становления личности – это саморазвитие, которое намного сложнее, ведь не существует более педагогов. Критерий один – эффективность. Как самостоятельно добиться результатов? Об этом поговорим в этой статье.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие - это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех , формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.

С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает . Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.

Принципы саморазвития.

Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.

  • Основная работы над собой – и гармония;
  • Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
  • Следует выработать ;
  • Каждый сам в ответе за свою жизнь;
  • Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
  • Обучение – важный атрибут ;
  • Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
  • Причины проблем или неудач – в самих людях;
  • Человек способен измениться, если этого захочет;
  • подвластны контролю, ими можно управлять;
  • Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
  • Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.

Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.

Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее или . Все шаги на этом пути должны приносить , дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем . Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса.

Основные этапы саморазвития.

Любая программа, либо план саморазвития предполагают движение «от» и «до». Безусловно, важные компоненты этого процесса – , . Необходимо четко понимать чего мы хотим, представлять этапы достижения этого, а также стимулировать себя к воплощению задуманного. Например, наша цель – знание английского языка. – записаться на курсы, успешно их пройти с последующей сдачей квалификационного экзамена. Мотивация – возможность ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Подобную аналогию можно применить к любому случаю, когда имеет место самосовершенствование, саморазвитие или . Но не все так гладко на практике, как может показаться в теории.

Не стоит забывать, что к саморазвитию чаще всего прибегают уже взрослые люди, которые переполнены грузом предыдущего опыта и знаний. Они десятки лет формировались под воздействием одних идеалов или принципов, а потом резко поняли их несостоятельность и решили перевоспитаться. Не тут-то было. настолько прочно «въедаются» в , что любая программа саморазвития должна предусматривать определенный период адаптации к новому вектору движения.

Это отчасти напоминает принцип Колба , который есть основой любого профессионального тренинга или обучения взрослых. Он заключается в предоставлении опыта, который буквально «выбивает» человека из колеи, переворачивает его мировоззрение. Далее наступает этап осмысления. Затем формирование теоретической основы и применение на практике.

Подобным образом работает саморазвитие. Человек сталкивается с чем-то, что выходит за рамки привычной для него картины мира. Он осмысливает это и приходит к выводу, что следует переучиваться. Собирает необходимую теоретическую базу, внедряя ее в свою жизнь.

Например , кто-то абсолютно пренебрежительно относится к социальным сетям, считая их пустой тратой времени. У этого человека есть свой бизнес. Допустим, это будет маленькая пекарня. Однажды к нему заходит блогер, который делает несколько статей на своей страничке о вкусной выпечке. Буквально на следующий день число посетителей возрастает. Владелец пекарни понимает, что пора более серьезно взглянуть на возможности социальных сетей, начиная изучать эту тему. Он читает тематические публикации, смотрит обучающие видео. После того, как теоретическая база сформирована, он создает страничку своей пекарни и начинает ее тщательно наполнять новостями. Это один из примеров саморазвития взрослого человека, который на личном опыте ощутил необходимость пересмотра своих взглядов и суждений.

Эффективен прием саморазвития, под названием «Метод одной минуты », заимствованный из философии Кайдзен. Он заключается в том, что для развития любого нового навыка достаточно по одной минуте в день. Например, чтобы заставить себя отжиматься, следует потратить на это упражнение одну минуту. На следующий день – еще одну. Через день добавить в минуте вторую, затем третью. Спустя неделю это будет уже минут пять-семь. Постепенно выработается навык, тело адаптируется, отжимание станет полезной привычкой, которая перестанет вызывать психический дискомфорт. Это всего лишь благодаря одной минуте времени на первых этапах саморазвития.

Препятствия на пути саморазвития.

Помимо вещей, которые помогают в развитии человека, существует немало факторов, способных замедлить этот процесс, либо вообще повернуть его вспять. К ним относятся такие угрозы саморазвитию:

  • Невежество – искажение информации, непринятие очевидных фактов;
  • – пассивность, нежелание что-либо делать;
  • – закоренелые стереотипы поведения, которые мешают принимать новое;
  • Страх – боязнь выйти из зоны комфорта;
  • Несамостоятельность – следование чужим правилам или нормам.

На самом деле, эти «атрибуты» не зависят от интеллектуального или физического развития человека. Так, академик может до «мозга кости» быть пронизанным устаревшими взглядами, а любой школьник моментально увидит рациональное зерно. Двухметровый увалень побоится выйти на сцену, а миниатюрная девушка удостоится шквала аплодисментов. Саморазвитие, в первую очередь, зависит от и . Поэтому, необходимо развивать свои волевые качества, которые помогут совершить качественный «скачок» в развитие. Чтобы закрепить теорию на практике, приводим эффективный план саморазвития личности, который охватывает все сферы человеческой жизни.

План саморазвития.

Для гармонизации своего внутреннего мира и окружающего пространства, желательно выполнять следующие ежедневные задания, которые помогут найти себя и выбрать правильный путь:

  • Ранний подъем (6-7 утра);
  • Контрастный душ и зарядка;
  • Полноценный завтрак, богатый витаминами и микроэлементами;
  • Духовная практика, аффирмации, йога;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Следование своему призванию;
  • Развитие профессиональных навыков и умений;
  • Новые знания и опыт;
  • Построение правильных отношений с окружающими людьми;
  • Совершенствование моральных и волевых качеств;
  • Развитие своей женственности или мужества;
  • Качественный отдых и восстановление сил.

Если человек ежедневно будет уделять внимание каждому пункту из этого списка, то ему удастся соблюдать правильный баланс между своим духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

В динамичном мире, который изменяется быстрее, чем человек к нему адаптируется, крайне важно найти самого себя, выбрать свой . В этом помогает саморазвитие, которое «запускается» в ответ на «пустоту», возникающую от непонимания своего призвания и предназначения. Поэтому так важно уделять ему внимание. Не воспринимать, как причуду людей, которым нечем заняться, а осознать, что самосовершенствование – кратчайший путь к счастливой жизни.

Вас мучает депрессия, вы ненавидите жизнь и ищете виновников неудач: обвиняете в своей бесхребетности тепличное воспитание, в плохой работе - придирчивого шефа, в одиночестве - эгоистичных друзей, которые не интересуются вашими проблемами? И вообще, на каждое происшествие у вас всегда находится миллион виновников, кроме вас самих? А ведь на самом деле источник всех ваших неудач - это вы, только вы и никто другой. И лишь вам под силу все исправить.

Чтобы в первую очередь себя. Именно для этой цели и существует саморазвитие личности. Для начала разберемся в том, что, собственно, означает это понятие.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие - это осознанный процесс, который человек осуществляет без какой-либо внешней поддержки, используя при этом исключительно свои моральные и физические ресурсы для того, чтобы совершенствовать свой потенциал и реализовать себя как личность. Саморазвитие невозможно без:

Постановки перед собой конкретных целей;

Наличия убеждений;

Создания установок на действие.

Тождественным и неразрывно связанным с саморазвитием понятием является личностный рост. человека, во время которого он совершенствует в себе положительные качества, его действия становятся более эффективными и, как результат, значительно возрастает личностный потенциал, который помогает добиться успеха во всех сферах жизни.

Из чего оно состоит?

Понятия «самовоспитание», «личностный потенциал», «успех» звучат довольно абстрактно. Всего этого можно добиться только путем конкретных действий. А личностный рост и саморазвитие - процессы, которые дают положительные результаты как морального, так и материального характера, только при условии постоянной кропотливой работы над собой. Рассмотрим более конкретно, какие действия требуются от нас для того, чтобы измениться в лучшую сторону.

Саморазвитие - это, несомненно, большой и важный шаг, но вы также должны составить для себя план действий для достижения поставленных целей. Не думайте, что ваша жизнь может измениться за одну секунду или за день. Для того чтобы свершить великие дела, нужно немало времени. Но если хорошо постараться, результат непременно оправдает все ваши ожидания.

Саморазвитие личности можно разбить на пять стадий, которые неразрывно связаны между собой:

1) осознание его необходимости;

2) изучение потребностей;

3) познание себя;

4) составление стратегии;

5) действия.

Программа саморазвития требует тщательного подхода к каждому из ее пунктов. Рассмотрим их более детально.

Шаг 1. Осознаем необходимость

Перед тем как приступить к действиям, вы должны четко понять, почему в этом нуждаетесь и точно ли хотите что-то изменить. В этот момент предмет вашего раздражения не играет значительной роли. То ли вас не устраивает уровень доходов, то ли хотите, чтобы люди стали по-другому вас воспринимать, то ли нуждаетесь в каких-то изменениях внешности…

Все эти и любые другие желания имеют кое-что общее: в их основе должно лежать мощное непреодолимое желание перемен и полная готовность использовать максимум своих сил для выполнения поставленных задач.

Цель саморазвития - перебороть страх выхода из и перестать Если вы готовы к этому, можете приступать к перезагрузке своей жизни.

Шаг 2. Изучаем потребности

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно определиться, какие именно ее аспекты требуют доработки и усовершенствования. Чтобы понять и сформулировать, чего вы хотите, выполните следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первой половине перечислите в столбик все, что вас не устраивает. В другой - пути решения этих проблем и результаты, которых хотите добиться.

Затем прономеруйте пункты из второй колонки в зависимости от возможности их реализации: от простых к сложным. Это поможет вам сформулировать свои краткосрочные и долгосрочные цели и составить план действий для их достижения.

После составления этого списка не нужно хвататься за все дела одновременно. Такая стратегия зачастую приводит к тому, что, выполняя сразу кучу задач, человек сильно распыляется и не может решить качественно ни одну из них. Действуйте постепенно, сначала обращая внимание на более простые проблемы и плавно переходя к сложным. Только следуя такой системе вы сможете добиться максимального результата.

Шаг 3. Познаем себя

Определившись с целями, разберитесь с тем, что происходит у вас внутри. Вы должны четко понимать, какие ваши качества помогут в достижении целей, а какие, наоборот, будут мешать. Способность к саморазвитию есть у каждого, но не все могут использовать ее из-за других своих черт характера.

Постарайтесь оценить свои возможности и способности максимально объективно, чтобы на пути саморазвития быть готовыми к подножкам, которые вы сами себе (зачастую неосознанно) будете подставлять.

В самокопании вам также пригодится письменное упражнение. На этот раз нужно изложить на бумаге свои положительные и Будьте максимально объективными: не стоит ни перехваливать, ни унижать себя. Просто опишите то, что есть. А чтобы получить более точную информацию, попросите кого-то из близких сопоставить перечисленные вами черты с реальным положением дел.

Так вы не только узнаете, что думают о вас небезразличные люди, а и сможете сравнить то, как вы себя позиционируете, с тем, как это выглядит со стороны.

Шаг 4. Составляем стратегию

Саморазвитие - это не только познание, а еще и планирование. Когда вы определились, чего хотите, и поняли, какие качества помогут в достижении поставленных целей, настает время составить план конкретных действий.

Программа саморазвития не может дать универсального для всех ответа на вопрос: «Что нужно делать?» У каждого свои приоритеты и свои желания. Но есть у всех нас кое-что общее: мы хотим стать счастливыми. А вот каким образом - каждый решает сам.

Вы выбираете, что нужно сделать, чтобы добиться своего. При этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Оценивайте свои возможности объективно и ставьте цели, которых реально сможете добиться на данном этапе своей жизни. Хотите большего - возьметесь за его достижение чуть позже, когда выйдете на новый уровень. Путь саморазвития нельзя назвать простым и коротким, зато ваши старания непременно принесут вам приятные результаты.

2. Помните: даже самая маленькая победа - это шаг, сделанный по ступенькам, ведущим вверх. Чем больше шагов вы сделаете, тем выше продвинетесь.

3. Ставьте себе конкретные сроки для достижения каждой цели. Когда у вас все расписано по датам (или хотя бы по примерным отрезкам времени), работать на результат гораздо проще, чем на абстрактное желание.

Не предавайтесь унынию, если что-то не получается с первого раза. свои мечты и творит чудеса. Если уж решили что-то делать, так идите до конца, а личностный рост и саморазвитие помогут вам в этом.

Шаг 5. Действуем!

Все, о чем говорилось выше - это сухая теория, а практика должна начаться сию же минуту. Не нужно говорить, что вы будете что-то менять завтра или со следующей недели, или с первого числа. Не откладывайте на потом то, что можно сделать сейчас, ведь чем раньше начнете, тем скорее добьетесь результатов.

Задачи саморазвития кажутся несложными в теории, но в реальности вас ждет масса препятствий. Что бы ни происходило, не сомневайтесь в своих мечтах, забудьте о неудачах прошлого, ведь будущее - это то, что происходит именно сейчас, и только от вас зависит, каким оно будет.

Что нам мешает?

На вашем пути к достижению целей вы будете встречаться с массой преград. Но все внешние барьеры - ничто по сравнению с внутренними. Только победив себя, вы сумеете подчинить себе окружающую реальность и дойти до пункта назначения. Вы должны знать своих главных врагов в лицо, ведь саморазвитие - это постоянная борьба. Итак, знакомьтесь…

Сомнения

Внутри каждого из нас сидит злой цензор, который поддает критике любое наше решение. Даже если на первый взгляд оно выглядит самым правильным и рациональным изо всех возможных, мы все равно задаем себе вопрос: «А может, не надо?», «А ты уверен?», «Давай лучше не будем рисковать?»

Голос сомнения... В каких-то случаях он действительно спасает нас от ошибочных опрометчивых решений, но иногда мешает сделать рывок навстречу мечте. Как с ним бороться? Главный его враг - это желание. Только в нем заложена сила, достаточная для того, чтобы победить любые сомнения. Не зря же когда-то говорили: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь».

Желание дает нам энергии, оно вдохновляет и окрыляет нас, заставляет бороться за то, что нам действительно нужно, пинком выталкивает каждого из зоны его комфорта. Только вооружившись настоящим искренним желанием, можно победить любые сомнения.

Лень

Лень - еще одна проблема саморазвития. Но ее не существует, это своего рода плацебо, выдумка. А вот неправильные желания и мечты вполне реальны. Они-то и отравляют нашу жизнь, заставляя нас сидеть на месте и никуда не стремиться.

Если у тебя нет стимула, то и желания тоже не будет. А как можно что-то изменить, если не хочешь этого всем сердцем? Никак. Мечты - это бензин нашего саморазвития. Подпитка, которую они нам дают, равнозначна их масштабу. И если мечта никудышная, то и подзаправиться от нее толком не получится.

А вот когда у вас появляется действительно стоящая цель, то ни о какой лени даже и вспоминать не хочется. Ведь нами управляет сильнейшая жажда перемен.

Если у вас нет по-настоящему вдохновляющей мечты, найдите ее. Если не получается - измените круг общения, тянитесь к людям с масштабными целями, и у вас самих появятся такие же. Боритесь за свои мечты. И непременно сможете победить лень!

Привычки

Привычки - это бесценная подпитка для лени. Они появляются в результате действий, которые постоянно повторяются. Привычки бывают как хорошими, так и плохими. Но, вне зависимости от уровня своей пользы, все они доводятся нами до автоматизма.

Откуда они берутся? Когда человек долгое время выполняет одни и те же действия, он привыкает к ним, и они становятся неотъемлемой частью его жизни. Много кто впадает в катастрофическую зависимость от своих привычек, а ведь именно они мешают нам идти вперед.

То есть если мы нуждаемся в переменах, надо начать делать что-то новое, чем вы раньше не занимались. Если же вы не будете действовать, то так и застрянете на нулевой точке отсчета, не продвигаясь вперед. Запомните: изменение привычек влечет за собой глобальные перемены в судьбе.

Невежество

Еще одно препятствие на вашем пути - это невежество. Его суть состоит в том, что человек не воспринимает новую информацию и заранее, не зная никаких фактов, осуждает ее.

Как правило, люди, страдающие невежеством, очень болезненно воспринимают перемены и не желают замечать ничего нового. Они никому и ничему не доверяют, а самое печальное в их ситуации - это то, что они сами загнали себя в глухой угол.

Но они еще могут все исправить, если изменят свое восприятие окружающего мира. Если вы принадлежите к такому типу людей, то должны в полной мере осознать, что все вокруг постоянно меняется и движется вперед. Вам придется либо поспевать за прогрессом, либо зависнуть в прошлом на неопределенный промежуток времени.

Меняйтесь - и мир вокруг вас, и ваша жизнь непременно изменятся к лучшему!

Соотношение понятий «развитие» и «саморазвитие». Определение понятия «саморазвитие»

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.

Сократ

Понятие о развитии. Наиболее широким понятием, с позиций которого может быть охарактеризовано саморазвитие, является понятие развития.

Под развитием в целом традиционно понимают естественно осуществляющийся процесс количественных и качественных изменений в материи, сознании, обществе и т.п. Применительно к человеку чаще всего говорят о физическом, психическом, социальном развитии.

Физическое развитие - это количественное и качественное изменение телесных свойств и качеств человека, связанное как с созреванием, так и преобразованием структур и систем его организма.

Психическое развитие , в свою очередь, это закономерный процесс становления и изменения психологических свойств и качеств человека.

Социальное развитие - освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в процессе социализации.

Остановимся на проблеме психического развития. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как простой рост, созревание, как предопределенность стадий. Не случайно вплоть до XVII-XVIII вв. детство рассматривалась как подготовка к жизни, а ребенок - как уменьшенная копия взрослого, пока незрелая и неразумная.

Постепенно к развитию стали подходить как к необратимому процессу количественных, качественных и структурных изменений психических процессов, свойств, состояний, разворачивающихся во времени. В настоящее время существует множество различных теорий психического развития (натурализм, социоморфизм, культурализм, теологизм, гносеологизм, антропологизм), в которых предлагаются свои версии понимания и объяснения психического развития.

Особую актуальность в науке приобрела проблема выявления факторов психического развития. Здесь сложилось несколько подходов. Согласно биогенетическим представлениям, развитие обусловлено биологическими, врожденными и наследственными факторами, а также факторами созревания, которые задают программу и векторы психического развития. Социо- генетическое направление, наоборот, делает акцент на социальной обусловленности развития человека, считая, что, организуя жизнь и деятельность ребенка определенным образом, можно сформировать у него желательные свойства и качества. В теории конвергенции двух факторов В. Штерна развитие ребенка представляется как результат влияния и наследственности, и среды. В отечественной психологии наиболее распространенным является мнение, что ведущую роль в развитии играют обучение и воспитание, а также общение и деятельность, т.е. социальные факторы, а биологические, врожденные особенности выступают как условия развития. Выготский писал о единстве факторов наследственности и среды в развитии человека. Необходимо отметить, что в одних теориях в большей степени, а в других - в меньшей игнорируется факт детерминации развития со стороны самого человека, хотя на этот момент, в частности, в отечественной психологии всегда обращалось внимание.

Важной проблемой, обсуждаемой в психологии, является проблема движущих сил психического развития и поиск его общих закономерностей. В отечественной науке признается, что движущими силами развития являются противоречия, например противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения, между старыми и новыми формами поведения, между требованиями со стороны окружения и наличными возможностями ребенка. А в качестве закономерностей психического развития выступают такие, как его необратимость, направленность, преемственность, неравномерность, пластичность, сочетание прогресса и регресса, зигзагообразность и некоторые другие.

Особое внимание в психологии уделяется проблеме возраста и возрастной периодизации развития. Согласно Л. С. Выготскому, каждый возраст может быть охарактеризован посредством таких понятий, как социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. На основе взглядов Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста и разработанной А. Н. Леонтьевым концепции ведущей деятельности в 70-е гг. XX в. была разработана возрастная периодизация (автор - Д. Б. Эльконии), которая до настоящего времени остается в отечественной психологии приоритетной. Особенностью данной периодизации является то, что она охватывает возраст от рождения до 17-18 лет. Из зарубежных периодизаций широкую известность получила возрастная периодизация американского психолога Э. Эриксона. Данная периодизация охватывает весь жизненный цикл человека, и здесь выделяются две варианта возможного развития человека: продуктивное развитие и непродуктивное. Эти периодизации хорошо известны и описаны во многих учебниках, поэтому мы не будем на них останавливаться.

Кратко напомнив о том, что собой представляют развитие и психическое развитие человека, поставим основной вопрос: что такое саморазвитие, в чем его суть, чем оно отличается от развития?

Если к термину «развитие» подставить «само-», то мы и получим - ашоразвитие. Следовательно, в этом «само-» и состоит разгадка феномена саморазвития. Поэтому, прежде чем перейти к содержательной характеристике саморазвития, попытаемся разобраться с этим загадочным термином «само-».

«Само-» как категория, «переводящая» развитие в ранг саморазвития. Феномены, обозначенные понятием «само-» (к числу которых относится саморазвитие), все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты, отличающие современную личность, такие как активность, свобода самоопределения, способность управлять своим поведением, развитием, и нести за это ответственность.

С этимологической точки зрения понятия группы «само-» представляют собой сложносоставные слова, семантическая общность которых задается начальной частью слов: само - в русском языке, auto (autonomy , autosuggestion) и self (self-affirmation , self-command) - в английском языке, selber (selbstanalyse ) и eigen (eigenart ) - в немецком языке.

«Само-» вносит в сложносоставные понятия следующие два значения:

  • 1) направленность действия, названного во второй части слова, на себя;
  • 2) совершение действия непроизвольно, спонтанно, без постороннего вмешательства.

Аналогичными свойствами обладают такие семантические единицы, как «авто-», «ауто-», «Я-». По этой причине в группу «само-» также включаются такие психологические понятия, как «аутоагрессия», «аутотренинг», «автономность», «автобиографическая память», «Я-концепция» и т.п.

Если представить понятия группы «само-» как свернутые предложения, то в развернутой форме они могут быть выражены фразой «я сам делаю нечто но отношению к себе». Например, самопознание означает, что я сам познаю себя; самооценка - сам оцениваю себя; самомотивация - сам мотивирую себя; аутоагрессия - сам проявляю агрессию по отношению к себе и т.д. Причем феномены группы «само-» в большинстве своем могут трактоваться двояко: как процессы и как результаты этих процессов. Например, термины «самооценка», «самоотношение», «самоопределение» и т.п. описывают психическое и в плане протекания активности, и в плане результата этой активности.

На языке психологии само-высказывания могут быть истолкованы в двух планах: 1) «Я» выступает как источник некоей активности; 2) эта активность направлена на «себя», т.е. тоже на «Я». Общие атрибутивные черты группы «само-» выражаются во внутрисистемной отнесенности причинности и внутрисистемной направленности активности (совпадение в системе «Я» субъекта и объекта активности).

Явления «само-» можно понять, если личность трактовать как целостное и в то же время полиморфное образование, включающее в свою структуру два модуса «Я», выполняющие различные функции: функцию субъекта и функцию объекта.

Феномен «само-», описанный выше как «я сам делаю нечто по отношению к себе», становится попятным, если представить, что во внутри- личностном пространстве существуют два модуса «Я» (две субличности): субъектный модус и объектный модус.

Субъектный модус (модус субъекта) - это личность как инициатор и руководитель активности, объектный модус (модус объекта) - это то «Я», которое осуществляет исполнительские функции либо выступает в качестве области приложения субъектной активности. Содержание субъектной активности конкретизируется через то отглагольное существительное, которое является частью конкретного понятия «само-» (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.).

Применительно к саморазвитию термин «само-» означает, что человек по собственной инициативе начинает совершать некоторые действия по преобразованию и изменению себя, своих индивидных и личностных свойств, своего поведения и деятельности, отношения к другим людям и др.

Определение понятия «саморазвитие». В психологии не сложилось разделяемых всеми, устойчивых представлений о саморазвитии человека. Саморазвитие представлено в различных своих качествах и определяется следующим образом:

  • - как стратегия жизни (К. А. Абульханова-Славская);
  • - как жизненная ориентация (Е. Ю. Коржова);
  • - как жизненная возможность (Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов);
  • - как форма проживания жизни (Е. Б. Старовойтенко);
  • - как форма развития (М. А. Щукина);
  • - как потребность (А. Маслоу);
  • - как специфическая деятельность (А. Г. Асеев, Л. Н. Куликова, Н. А. Низовских и другие).

Такое многообразие подходов вполне оправданно, оно обусловлено сложностью и многогранностью понятия «саморазвитие». В настоящее время все чаще саморазвитие начинает определяться как специфическая деятельность человека, направленная на преобразование самого себя. Приведем примеры некоторых определений, сделанных в русле деятельностной парадигмы.

Одними из первых попытались определить суть саморазвития В. И. Сло- бодчиков и Е. И. Исаев. Авторы пишут, что «саморазвитие - эго фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [Слободчиков, Исаев, 2000, с. 1471.

Согласно Д. А. Леонтьеву , саморазвитие есть деятельность, направленная человеком на самого себя с целью обогащения своих сущностных сил.

По мнению Л. Н. Куликова , саморазвитие - это сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее.

Если попытаться обобщить данные определения, то можно найти в них много сходных черт. Практически везде подчеркивается, что саморазвитие - это самостоятельное построение человеком собственной личности, приобретение таких качеств и характеристик, которых раньше не было. Тем самым подчеркивается значимость субъектности индивида, его активности, достижения нового состояния и новых свойств.

В настоящем учебнике мы будем придерживаться следующего определения.

Саморазвитие - это специфическая деятельность человека по созданию качественно нового в своем сознании, отношениях, переживаниях и поведении, осуществляемая в соответствии с жизненными задачами и внутренними побуждениями при помощи специальных психологических средств [Низовских, 2007].

На наш взгляд, такое определение является наиболее эвристичным, простым в понимании, дает возможность построения достаточно четкой и однозначной теоретической парадигмы и, что очень важно, позволяет выстраивать психологические практики содействия саморазвитию.