Трудности семейного воспитания. Материал на тему: Проблемы современного семейного воспитания.

Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения. Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но всего социума в целом.

Современные родители имеют широкие возможности для всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития, прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг, предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло родительское воспитание.

Семейные ценности - основа воспитания полноценной личности

Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.

Принципы семейного воспитания

Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?

Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.


Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.

Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.


Задачи и цели семейного воспитания

В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.

Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.

Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.


Потакание капризам - воспитание будущего эгоиста и тирана

Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.

Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.

Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.


Семья - место общения представителей разных поколений

Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.

Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.

Семьи группы риска и их особенности

Рассматривая современные проблемы семейного воспитания, нельзя обойти вниманием проблему неблагополучных семей и семей группы риска. Безусловно, каждая семья заинтересована в том, чтобы ребенок, воспитывающийся в ней, был окружен заботой, вниманием и ни в чем не нуждался. Однако ряд экономических, демографических, медико-санитарных и других факторов приводит к тому, что семья оказывается в затруднительном положении и оказывается не в силах обеспечить ребенку полноценное воспитание и развитие. Такие семьи «группы риска» нуждаются в дополнительной помощи. А зачастую, из-за углубления проблем, не в силах исполнять родительские обязанности должным образом.


Стили семейного воспитания и их признаки

Чем грозит рост действия неблагоприятных факторов?

Прежде всего отметим пугающие тенденции: неблагополучие грозит росту числа безнадзорных и беспризорных детей, семей, не имеющих постоянного места жительства, а также малоимущих семей и т.д.

Пугающая статистика, показывающая постоянный рост количества случаев лишения и ограничения родительских прав, постановки семей на учет свидетельствует о том, что проблема семейного неблагополучия требует незамедлительного решения.

Рассмотрим основные типы неблагополучных семей, которые встречаются в настоящее время

Неполные семьи

Неполными признаются те семьи, где ребенок проживает совместно с одним из родителей. Проблемами таких семей чаще всего становятся:

Социально-экономические проблемы. К ним относятся ограниченные доходы, низкая материальная обеспеченность. Чаще всего присущи таким детям, поскольку они имеют в большинстве случаев ограниченный источник доходов. Кроме того, вынужденная совмещать работу с уходом за детьми, женщина, оставшаяся единственным опекуном, чаще всего не может устроиться на полную рабочую ставку, что препятствует получению полноценной заработной платы. А детские пособия, алименты, а также другие социальные выплаты чаще всего не могут покрыть и части расходов на детей.


Причины возникновения неполных семей в России

Поведенческие проблемы. Отсутствие одного из родителей чаще всего в негативную сторону меняет стиль семейного воспитания. Например, стараясь максимально оградить ребенка от стресса, связанного с переживанием развода, а также перемен, коснувшихся образа жизни семьи, многие мамы начинают излишне опекать детей, лишая их самостоятельности. А некоторые впадают в другую крайность, лишая детей родительской заботы и внимания, загружая себя работой. Еще одним примером нездоровых отношений в системе «ребенок-родитель» может стать стремление матери проявлять излишнюю строгость, желая тем самым «компенсировать» ему отсутствие отца. Во всех этих случаях атмосфера в семье, где воспитывается ребенок, становится крайне нездоровой.

Зачастую после развода, мама не может справиться с негативными эмоциями, связанными с бывшим супругом. И начинает вымещать свою злобу на своем ребенке.

Закономерным итогом сформировавшихся негативных стилей семейного воспитания, становится разрыв дето-родительских отношений, тенденции к взаимному недоверию, нарушение коммуникативных связей и множество проблем, с которыми ребенок столкнется в будущем.

Психологические проблемы. К ним относятся, в первую очередь, переживания, связанные с отсутствием моральной поддержки со стороны одного из родителей. В семьях, где ребенок пережил развод родителей, у него формируется множество комплексов – это и переживание разлуки с одним из родителей, и обвинение себя в том, что произошло. Кроме того, отсутствие одного из родителей может крайне негативно отразиться на самооценке ребенка.


Основные проблемы неполных семей

Отдельной проблемой семейного воспитания в неполных семьях является усвоение ребенком моделей полоролевого поведения. Как известно, гендерные модели, то есть модели поведения, характерные представителям того или иного пола, ребенок усваивает, прежде всего, глядя на родителей. Воспитываясь в семье, ребенок начинает постепенно отмечать сначала очевидные внешние, затем поведенческие различия между мужчинами и женщинами, а также соотносить себя с одной из этих моделей. Неполная семья существенно ограничивает ребенка в этой возможности. И если, например, мальчик растет без отца, в будущем ему будет сложнее демонстрировать формы мужского поведения во многих ситуациях.

Многие родители стремятся решить эту проблему, заключая повторные браки. Тем не менее, налаживание отношений с новым членом семьи также требует немалых усилий со стороны близких ребенка.


Пути решения проблем неполных семей

Расширенная неполная семья представляет собой отдельную категорию неполных семей. Если в обычной неполной семье ребенок воспитывается мамой или, реже, папой, то в расширенной в качестве опекунов выступают бабушки и дедушки. В такой семье, помимо социально-экономических, возникает целый ряд специфических трудностей. Бабушки и дедушки из-за большой разницы в возрасте с детьми, часто испытывают трудности в построении конструктивных отношений с ними, им тяжело заслужить их авторитет. Дети таких опекунов чаще других демонстрируют формы делинквентного и девиантного поведения.


Виды девиантного поведения детей из неполных семей

Многодетные семьи . Несмотря на то, что еще в начале двадцатого века наличие в семье восьми и более детей считалось практически нормой, сегодня ситуация в корне изменилась. И несмотря на то, что воспитание в многодетной семье во многом облегчает социализацию ребенка, развивая в нем навыки общения и взаимодействия со сверстниками, а также воспитывает в нем ответственность, они все же относятся к семьям группы риска.


Главные проблемы многодетных семей

Многодетные семьи могут быть запланированными и незапланированными. Также, в зависимости от некоторых особенностей, их подразделяют на следующие категории:

  1. Семьи, многодетность которых связана с культурно-обусловленными факторами (например, в случаях когда религия, которую исповедуют родители категорически запрещает аборты, или традиции, а также личные убеждения членов семьи поощряют многодетность.) Такие родители могут испытывать немало трудностей, связанных с воспитанием и обеспечением детей, тем не менее, дети в них всегда желанны, запланированы и у родителей есть стремление рожать их и воспитывать в дальнейшем.
  2. Многодетные семьи, обусловленные созданием повторных браков. Зачастую мужчина и женщина, заключающие соглашение жить вместе, уже имеют собственных детей, рожденных в предыдущих браках. В большинстве случаях такое решение принимается ответственно с пониманием того, на что идут потенциальные супруги. Но чаще всего они вполне благополучны за исключением тех случаях, когда родителям не удалось наладить отношения между родственниками.
  3. Многодетные семьи, обусловленные низким социокультурным уровнем родителей. Это – самая сложная категория многодетных семей, поскольку родители в силу сниженного культурного развития, вредных привычек, асоциального образа жизни не осознают ту меру ответственности, которая возлагается на них в связи с родительством. И ребенок, рожденный в такой семье, чаще всего не имеет необходимых условий для полноценного развития. И поэтому нуждается в серьезных реабилитационных мерах.


Факторы риска для детей из многодетных семей

Проблемы детей, воспитываемых в многодетных семьях, как правило, схожи:

  • Из-за недостатка родительского внимания у детей чаще всего формируется неадекватно низкая самооценка.
  • Из-за того, что в многодетных семьях часть заботы о младших ложится на старших, социальный возраст первых повышается, последних – становится заметно ниже.
  • Чем меньше интервал между рождением детей, тем сильнее будет их конкуренция за родительские ресурсы.
  • Тенденции к негативному восприятию социальных институтов (в частности семьи).

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья . Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день существенно затруднена. Инвалид нуждается в постоянном уходе, его доходы значительно ограничены, а адаптационные возможности снижены. Все это сказывается не только на материальном положении семьи, где есть человек с ограниченными возможностями здоровья, но и на ее психологическом климате.


Семьи с детьми-инвалидами входят в группу риска

Семья, которая воспитывает ребенка с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего вынуждена решать следующие проблемы:

  1. Социально-экономические проблемы. Для ухода за ребенком-инвалидом, один из родителей часто вынужден оставить место работы, либо нанять человека, берущего на себя часть этих обязательств. И то и другое негативно сказывается на семейном бюджете. Кроме того, для полноценного роста и развития такого ребенка зачастую нужны дорогостоящие препараты и специальное оборудование. Льготы и социальные пособия в большинстве случаев способны решить эту проблему только частично.
  2. Психологические проблемы. Несмотря на то, что внутрисемейный климат таких семей может быть вполне благоприятен и благополучен, риск развода в них значительно выше. В результате этого ребенок лишается значительной части поддержки и помощи.
  3. При наличии у ребенка комплексных или сложных нарушений, отсутствие профессиональной помощи со стороны специалистов зачастую приводит к тому, что у ребенка начинает отмечаться серьезное отставание в интеллектуальном развитие. отсутствие или ограничение во взаимодействии ребёнка с окружающими замедляет его социальное развитие, провоцируя психологическую незрелость.

Семьи, в которых присутствует жестокое обращение . Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:

  1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
  2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
  3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
  4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.


Насилие в семье передается «по наследству»

Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.

Жестокое обращение в семье также может распространяться и на других ее членов (например, жестокость отца в отношении матери, жестокость родителей в отношении бабушек и дедушек).

Несмотря на то, что такая форма жестокости не затрагивает ребенка напрямую, она не может не отразиться на его морально-психологическом благополучии.

Кроме того, ребенок, в присутствии которого происходят семейные конфликты, рискует в будущем включится в одну из моделей поведения:

  1. Самому стать объектом насилия. В семьях, где практикуется жестокое обращение, жестокость со временем начинает восприниматься как норма. И создавая семью в будущем, ребенок будет сам того не понимая воплощать в жизнь модели поведения, практикуемые в его родительской семье.
  2. Стать субъектом насилия, копируя действия агрессивной стороны, осуществляющей насилия.


Детская травма оставляет след на всю жизнь

В любом из вышеперечисленных случаев коррекция жестокого обращения невозможна без учета не только наиболее очевидных и явных, но и скрытых форм риска.

Несмотря на то, что мы привели пример семей с наиболее явным и выраженным неблагополучием, трудности воспитания не минуют и полные, малодетные семьи.

Многие обстоятельства – к примеру, временная отсутствие рабочего места одного и обоих родителей, задержки заработной платы, болезнь одного из членов семьи – все это может привести к тому, что еще вчера благополучная семья сегодня будет нуждаться в помощи. Дальнейшая судьба этой семьи во многом будет зависеть от того, насколько своевременной и качественной будет адресованная им помощь. Таким образом она может либо справиться с трудностями, либо перейти в разряд неблагополучных.

Кроме того, специалистами выделяется отдельная категория семей со скрытым неблагополучием:

  • Семьи с высоким уровнем дохода.
  • Семьи, один или несколько членов которой являются известными, медийными лицами.
  • Семьи с излишне жесткими, либо напротив, размытыми семейными границами.
  • Семьи с созависимыми членами.
  • Недоверчивые семьи.
  • Семьи, ориентированные на безусловный успех ребенка.


Неблагополучные семьи должны быть под постоянным контролем

Отличительной чертой семей со скрытым неблагополучием является то, что хотя их трудности не настолько бросаются в глаза и не так очевидны, они оказывают не менее негативное воздействие на развитие ребёнка, который в ней воспитывается.

Это в существенной степени затрудняет признание семьей наличие факта неблагополучия и, как следствие – работу с ней.

Пути коррекции социальных проблем семейного воспитания

Трудности, с которыми в настоящее время сталкиваются социальные службы для решения проблем семейного неблагополучия, безусловно масштабны. И решить их в максимально сжатые сроки практически невозможно. Но, несмотря на это принимать меры для решения задач такого типа можно и нужно.


Среди возможных путей коррекции:

  1. Развитие сферы профилактики и ранней диагностики жестокого обращения с детьми и других форм семейного неблагополучия
  2. Расширение сети Телефонов доверия, повышение психологической культуры населения.
  3. Расширение сетей социально-реабилитационных центров, а также центров помощи и поддержки неблагополучным семьям и семьям группы риска
  4. Организация курсов приемных и патронатных семей, где кандидаты на усыновление или опекунство могли бы приобрести необходимые навыки для взаимодействия с приемным ребенком
  5. Система мероприятий по профилактике социального сиротства, беспризорности и безнадзорности

Работа с семьями группы риска, безусловно, требует комплексного подхода, учитывающего все обстоятельства, в которой она находится. Но какой бы сложной не казалась ситуация, в которой оказался ребенок, правильно построенная стратегия взаимодействия и вера в его лучшие качества позволит ему вернуть радость жизни. И возможность смотреть с улыбкой в будущее, где не найдется места насилию и жестокости.

В каждой семье формируется индивидуальная система воспитания и стиль семейных отношений.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей часто приводят к нежеланию ребенка учиться, формируется тревожность к оценкам, похвале или осуждению. Страх наказания и оскорбления делает детей неряшливыми, замкнутыми и неспособными защитить себя. Другая крайняя реакция ребенка - самоутверждение через агрессивность или конфликтность. Дети воспитанные в обстановке эмоциональной отверженности и холодности чувствуют, что их не любят. Такое состояние тягостно для ребенка. Еще болезненнее ребенок реагирует, когда кого-то из других членов семьи любят больше и ребенок чувствует это. Дети в такой системе взаимоотношений могут вырасти с неврозами или озлобленными.

Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе.

Достаточно сложным является воспитание единственного ребенка в семье. Как правило, такие дети имеют привилегированное положение в семье, которое сопровождается вседозволенностью и немедленным исполнением желаний. Результатом таких взаимоотношений в семье становится ребенок-эгоист, ребенок-тиран. Замечают такие отклонения, к сожалению, поздно. Воспитание по принципу вседозволенности грозит тем, что ребенок привыкает быть в центре внимания. В будущем такие дети не могут правильно оценить свои возможности. В обществе их не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Из-за занятости современных родителей или по причине банальной лени они часто уклоняются от занятий с детьми. Дети получают полную свободу, которой они не умеют пользоваться. Это порождает безнадзорность и бесконтрольность. Итогом отсутствия внимания и контроля со стороны родителей становится то, что дети, предоставленные сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании.

Опасна и чрезмерная опека - гиперопека. Жизнь ребенка постоянно контролируется, он не может делать то, что ему захочется, находится в ожидании и страхе приказания. В результате ребенок становится нервным и неуверенным в себе. Это приводит к психическим расстройствам. В ребенке копится обида и злость за такое отношение, повышается риск ухода ребенка из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать установленные запреты.

Определенные трудности в сфере семейного воспитания связаны с изменением статуса женщины в обществе. Это вызывает противоречие между ее социальными ролями, что рождает напряженность и конфликты в семье и отрицательно отражается на воспитании детей. Занятость женщины приводит к ослаблению контроля за поведением детей и недостаточному вниманию к воспитанию. Расхождения между профессиональной и семейной ролью женщины являются одним из факторов снижения рождаемости. Как следствие - проблема воспитания в семье одного ребенка. Отсутствие сестер и братьев в семье часто неблаготворно сказывается на развитии эмоциональной сферы и формировании чувств ребенка. Такую негативную ситуацию в семье могу скорректировать только родители своим правильным поведением.

Насущной проблемой в семейном воспитании сегодня становится высокий уровень дохода родителей, правильнее – не способность грамотно распоряжаться доходами в отношении ребенка. Материальные блага обращаются во вред детям без воспитания у них здоровых духовных потребностей. Более высокие доходы несомненно создают широкие возможности для личностного развития ребенка: высокий уровень обучения, разнообразие детского досуга. Но множественность возможностей развития детей провоцирует у родителей соблазн дать ребенку больше полезных знаний, навыков и умений в разных сферах жизни. В результате у детей наблюдаются нервные и физические перегрузки, высокая утомляемость и соматические проблемы.

При обозначении проблем современной семьи и семейного воспитания, нельзя не сказать о разводах. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Детям из неполных семей сложнее адаптироваться в реальной жизни.

Моральная ответственность ребенка в семье

Часто ребенка воспитывают в условиях гипертрофированной моральной ответственности. Родители считают, что ребенок обязан оправдать их многочисленные надежды, на него возлагают непосильные детские заботы. В результате у детей появляются страхи, постоянное беспокойство. Неправильное семейное воспитание уродует личность ребенка, порождает невротические срывы и сложные взаимоотношения с окружающими. Обычно всех взрослых радует воспитанный, послушный и примерный ребёнок. Но за попыткой родителей сделать ребёнка безукоризненным часто скрывается атмосфера недостаточного сотрудничества в семье. Члены семьи не умеют и считают ненужным эмоционально взаимодействовать, делиться в семье своими эмоциями. Конфликты замалчиваются, отсутствуют попытки найти способы их разумного разрешения. От ребёнка ожидают соблюдение приличий, которые он подтверждает своим образцовым поведением. Действительное состояние внутренней жизни ребёнка не волнует родителей. Постоянное лицемерие становится для ребёнка жизненной нормой.

Личностные проблемы родителей, решаемые за счет детей, так же могут вызывать проблемы в воспитании и развитии ребенка. В основе нарушений воспитания в таком случае лежит неосознаваемая потребность взрослого. Эту потребность и пытаются удовлетворить за счет воспитания ребенка. Позицию родителей бывает очень сложно изменить. Это опять же ведет к проблемам между детьми и родителями.

Правильная роль ребенка в семье - это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле семейного воспитания у ребенка формируются положительные качества: общности с родными людьми, личной ответственности перед окружающими, гордости за участие в жизни своей семьи.

О проблемах воспитания детей в современной семье написано много литературных и научных трудов, статей. Это столь же бесконечная, сколь и многогранная тема, требующая постоянной корректировки в зависимости от реалий дня сегодняшнего. Жизнь становится все динамичнее, а общество – агрессивнее. Все меняется, и не всегда в лучшую сторону.

И в то же время есть в этой теме один большой и важный знаменатель – воспитание детей в семье было, есть и будет направлено на то, чтобы они были счастливы и смогли найти свое место в жизни, не потерявшись в ней и не заблудившись в каких-то комплексах, в заниженной или, напротив, завышенной самооценке.

Проблемы воспитания – от его недостатка

Современный темп жизни жёстко диктует свои правила и ставит вопрос ребром: или заниматься карьерным ростом, зарабатывая не копейки, а рубли, или воспитывать детей. Родители вынуждены доверять ребенка бабушкам, нанимать человека со стороны – няню, или оставлять чадо разбираться со своим воспитанием самому, что значит пустить все на самотёк.

Дефицит родительского внимания – самая серьезная проблема современного воспитания.


Из нее, как из обрубленной головы гидры, вырастают несколько не менее важных проблем:

  • родители, стараясь компенсировать дефицит внимания, откупаются от детей подарками и хаотичными походами в кино, зоопарки, парки и всяческие клубы;
  • они теряют навык общения с ребенком – попросту не знают, что с ним делать и, «открещиваясь» от родного чада, засаживают его за разнообразные гаджеты: телефоны, планшеты, компьютеры, приставки;
  • делают из малыша маленькое божество, которому дозволено всё и вся, без разбора (раз уж мы не можем тебе дать себя, значит, сделаем так, чтобы ты имел как можно больше всего);
  • забывают, что малыш – человек, у которого изначального есть чувства, мнение, душа, и относятся к нему, как к помехе личностного и карьерного роста (строго, если не сказать жестоко, пренебрежительно, наплевательски);
  • ставят перед ребёнком слишком жёсткие требования, ожидая от него то, чего или сами не смогли добиться в жизни, или же полное копирование своей манеры поведения, жизнеутверждающих взглядов (и это несмотря на склонности малыша, его индивидуальность и характер);
  • лишают ребёнка возможности что-то делать самостоятельно (лучше я сделаю это сам, чем буду тратить лишнее время на переделывание за неумелыми детскими ручками чего-либо – и так времени в обрез);
  • решают за ребенка, что ему делать, когда, где, с кем общаться и о чем говорить (мы вкладываем в тебя средства, и нам лучше знать, как их правильно тратить).

Но пожалуй, нет проблемы в семье сложнее и страшнее, чем неготовность родителей быть родителями. Некоторые ЗАВОДЯТ ребенка, как куклу, как домашнего питомца, и знать не знают, что делать, когда маленький человек оказывается не безмолвным потешным существом, с которым можно поиграть, а потом отложить за ненадобностью.

Воспитывая, воспитываешь и себя

Воспитание детей, как и семья – не сплошной праздник с кучей подарков и безудержного удовольствия, это работа:

  1. ежедневная;
  2. кропотливая;
  3. методичная;
  4. систематическая.

И начинается она с первой секунды появления маленького человека на свет. Первые ощущение, дарованные ему: любовь, тепло забота, ласка – уже воспитательный процесс. И если малыш получает их как от мамы, так и от папы, понимающих, что маленький ребенок – это не только будущее семьи, а уже человек, воспитательный процесс идет в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.

И чтобы воспитание принесло плоды, родители ОБЯЗАНЫ взять себе за правило то, что ребёнок им ничего не должен.

А еще научиться понимать: чувства маленького человека, его мироощущение, желания присущи ему от рождения, и все это индивидуально. Малыш не может быть таким, как родители, хоть и будет подражать им, подрастая – это неизбежно. Но он это он. И родительскую жизнь ему не прожить: вы не можете заставить его чувствовать, видеть, понимать что-то, как вы, а вправе лишь объяснить, что чувствуете, видите и понимаете. Признавая за ребёнком право на свое «я», направляйте его – это основная задача семейной пары, которая доросла до того, чтобы быть родителями. Так что, чем раньше мать и отец начинают расти вместе со своим чадом, тем лучше.

Нет понятия «слишком рано начали воспитывать», есть только – «взялись за воспитание поздно».

Убаюкивая малыша, пойте ему песенки. Пеленая, не забудьте использовать, кроме традиционной присыпки и смягчающего масла, массаж. Речь не идет о профессиональном исполнении: поглаживание по спинке, ножкам, ручкам – прекрасный метод подарить малышу уверенность: «меня любят», «обо мне заботятся». Это так ему необходимо.

Покачиваете перед крохой погремушкой – даете её ему в ручки, а потом чуть оттягиваете в сторону – это не что иное, как воспитательный процесс. Малыш учится хватать и удерживать предмет, понимать, что ему нужно что-то сделать самому, чтобы дотянуться до игрушки и удержать её.

Загружены работой, вынуждены оставить свою кровиночку вместе с бабушкой-дедушкой или нянечкой? Придя домой, говорите с крохой, даже если он еще лежит в колыбельке. Ваш голос, ваше внимание воспитывают в нем уверенность: «я нужен». А нужный человек крепко стоит на ногах.


Не прекращайте разговаривать с малышом и тогда, когда он подрос. Самый элементарный вопрос: «Как прошел твой день?» и внимательное его обсуждение будут значить для него гораздо больше, чем очередной дорогостоящий подарок. Много времени разговор не отнимет, а вот если его не будет – у ребенка будет отнято право на внимание к своим проблемам. Он твердо убедится: «моя жизнь родителей не интересует вовсе». Тем самым вы и себя лишите права вмешиваться в его жизнь.

Не знаете, во что поиграть с ребенком, что ему будет интересно и не надоест? Не спешите дать ему в руки гаджет. Попробуйте поиграть в слова (хотя бы – на какую букву закончилось, на ту и начинается). Во-первых, тем самым вы разовьете словарный запас собственного чада, во-вторых, получше узнаете его.

Нет случайных слов. И если в лексиконе вашего чада больше светлых оттенков (огурец-цветок-котенок-клубника-аквариум-мама), чем темных (ночь-царапина-акула-астероид-драка), тем спокойнее его душа.

Если слова-грустинки – в большинстве (слезы, плачь, смерть, кровь, обида, ябеда), есть повод задуматься над тем, что именно тревожит ваше дитятко. Кстати, лучший рецепт, помогающий развеять тревоги и страхи – обнимашки. Просто обнимите свою кровиночку, поцелуйте, прижмите к себе, потеребите непослушный вихрь на голове. Подарите ребёнку ощущение своей близости.

Ну а если уж со временем совсем беда, лучше уж включите аудиокнигу с хорошими, добрыми сказками и дайте малышу листок бумаги и карандаши. Но обязательно при этом попросите показать вам рисунок. Это очень хороший воспитательный прием, развивающий и моторику рук, и воображение, и умение понимать услышанное.


Культивируя в ребенке чувство вседозволенности (а именно так и случается, если он бог и царь в семье, кумир для мамы и папы), вы тем самым лишаете его возможности реально оценивать действительность. А еще воспитываете в нем эгоцентризм, нервозность, эгоистичность и эмоциональную скудность. Дети очень чутко улавливают фальшь и недостаток родительского воспитания, но из-за своего маленького жизненного опыта вместо того чтобы противиться им, попадают под их влияние. Залюбленные дети – несчастные дети. Они абсолютно не приспособлены к жизни. Как выйти из такого положения?

Дайте маленькому человеку возможность не только получать, но и отдавать – поручите ему заботу о ком-то или о чем-то: животном, игрушке, цветке.

Помогите ему понять, что больно и холодно может быть не только ему, но и вот тому маленькому воробышку или котенку, что сидит голодный у подъезда. Научите иго принимать поражения, играя в подвижные игры. Вспомните, что есть добрые мультфильмы, сказки, в которых «голые короли» на самом деле не в прекрасных одеждах, а действительно смешат людей, а от мышонка, что повторяет «какой чудесный я и песенка моя», все в итоге отворачиваются – примените сказкотерапию .

Отмахиваясь от ребенка, как от назойливой мухи, повторяя: «Наказание мое», родители воспитывают в нем не только низкую самооценку, но и сначала отчуждение, а потом и враждебное отношение к себе. Рано или поздно малыш объявит войну тем, кто не доверял ему, не верил в него, и будет вести войну за самоутверждение. Таким родителям нужно просто вспомнить, что они также были детьми. Вспомнить и прийти в себя. Дети тянут руки не для того, чтобы получить по ним удар. Все, что нужно – протянуть свои навстречу. Дети – отражение ваших поступков.

Проецируя на ребенка свои желания, не забудьте вспомнить: почему вы не смогли добиться цели и не стали знаменитой моделью или удачливым президентом компании? А если вы таковыми стали, нравится ли вам это? Ваш ребенок может не любить геометрию, но при этом прекрасно разбираться в искусстве. Он имеет полное право не восхищаться греблей на байдарке, зато любить психологию. Чувство вины за то, что не оправдал ожидания родителей, никак не помогут ему вырасти счастливым и твердо встать на ноги. Помогите ему стать собой, а не вами. У Юрия Гагарина родители не были космонавтами, но они верили в него.

Отнимая у ребенка право сделать что-то самому: помыть за собой чашку, застелить свою постель, сложить игрушки, и делая все вместо него, вы напрочь лишаете его самостоятельности.


Родительское «он еще очень маленький, успеет наработаться», «я сделаю лучше и быстрее» выливается в полную неприспособленность ребёнка к жизни. Кроме того, у него полностью обесценивается понимание значимости результатов чьего-то труда. Зато нужно воспитывать в малыше трудовые навыки (посильные его возрасту) – наблюдательность, аккуратность, уважение к труду, возможность к самооценке и анализу своих действий, принятию решений, ответственности за них.

Когда родители берутся решать за ребенка, с кем ему дружить и что ему делать, как одеваться и чем заниматься – вместо самодостаточности (что ожидается само собой) воспитывается полная аморфность и совершенная неспособность к принятию самостоятельных решений. Копилка не умеет думать. Её разбивают, чтобы добраться до содержимого. С детьми происходит то же самое. Их индивидуальность уничтожается, если все время держать их в шорах «только так, а не иначе». Дети либо обезличиваются, либо начинают бунтовать. Полная апатия и революции приводят к одинаково плачевному результату. Малыш может многому научить родителей, если те поиграют с ним, поговорят, услышат, что он думает о том или ином. Хотите выгодно вложить свой капитал? Вложите его в возможность больше узнать то, что по-настоящему нравится вашему ребенку: решайте не за него, а вместе с ним.

Воспитание в семье, как и любовь, – процесс обоюдный. Он подразумевает доверие, взаимопонимание и взаимоотдачу.

Читайте тематические статьи

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Студент магистрант I курс

Ганщук Светлана Владимировна кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии

Аннотация:

В данной статье рассмотрены распространенные проблемы семейного воспитания, и причины их возникновения. Автор полагает, что воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень развития. Для того, чтобы добиться положительного результата воспитания ребенка в семье, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым. Автор полагает, что воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень развития. Для того, чтобы добиться положительного результата воспитания ребенка в семье, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым.

The article reviewed widespread problems of family education and their reasons.The author considers that family education is the process of parents-child cooperation, which leads to a formation of a definite evolutional level. The process of family education should be thoroughly realized and analyzed in order to make positive educational results.

Ключевые слова:

Семья; воспитание; ребенок; личность.

Family; education; child; personality.

УДК 37.013.77

Введение

Воспитание - это важнейший процесс, который влияет на развитие ребенка. Сам процесс представляет собой систему, которая образует единство нравственного, трудового, умственного, эстетического, физического воспитания. Основная цель воспитания заключаются в формировании и понимании сущности личности, которая реализуется в общественных отношениях, в сферах, которых человек формирует себя всесторонним образом.При определении воспитания, мы опираемся на мнение Н. К. Крупской и И. Е. Шварца, которые трактуют данное понятие в узком смысле, как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала влияние среды и условий, обстановки, общественных учреждений, общественного строя, всей жизни, имея в виду не только детей, но и взрослых. Таким образом, в узком смысле — это весь процесс воспитания человека, а в широком — процесс организованного воздействия на детей.Стоит отметить, что и узкое, и широкое понимание данного понятия распространены в равной степени.

Актуальность.

На данный момент, изучение проблем воспитания в семье актуально, зная возможные причины возникновения проблем в воспитании, есть возможность их предотвращения и ликвидации.

Цель этой статьи - освещение основных проблем воспитания в семье и их влияние на ребенка.

Задачи:

Изучить тематическую педагогическую литературу, где рассмотрены проблемы воспитания в семье.

Провести анализ данной литературы

Выявить распространенные, часто возникающие проблемы при воспитании в семье ребенка.

Научная новизна. Выявлены распространенные возникающие проблемы при воспитании ребенка, и их влияние на него.

В современной науке проблемы воспитания изучаются достаточно широко. На сегодняшний день мы сталкиваемся со следующими проблемами в области воспитания: формирования культуры межнационального общения, межнациональной толерантности, проблемой семейного воспитания и некоторыми другими. По нашему мнению на первый план выдвигается проблема семейного воспитания. Институт семьи играет огромную роль в становлении ребенка. Именно в семье ребенок получает первый социальный опыт, формируется как личность. Более того, институт семьи несет моральную и юридическую ответственность за личность воспитуемого, его поведение и поступки.

В своих работах А. В. Мудрик указывает на то, что полученные в семье знания и навыки взаимодействия с членами семьи в будущем будут использованы в новой построенной уже «своей» семье.

Семья и семейное воспитание - это два сложных механизма, которые включают в себя ряд, необходимых для решения, проблем.

Первая проблема семейного воспитания - это забота родителей только о физическом состоянии ребенка. При таком методе воспитания упускается духовное и эмоциональное развитие ребенка.

Доказано, что при таком подходе страдает гармоничное развитие ребенка. Прежде всего, с появлением малыша в семье, родителям следует представлять алгоритм воспитания ребенка, читать дополнительную литературу, прислушиваться к рекомендациям специалистов, в данном случае воспитателей, большую часть времени проводить с ребенком, налаживая живое общение, обучать ребенка взаимодействию с миром.

При рождении ребенок имеет лишь комплекс физиологических и психологических особенностей, под воздействием среды и воспитания они преобразуются в личностные качества, потребности, способности, черты характера.

Задача родителей - наделить ребенка духовными и нравственными ценностями, помочь ему реализовать свои возможности, творческий, спортивный и интеллектуальный потенциал.

Вторая проблема - неумение родителями подобрать стиль и тон общения, который поможет наладить контакт родителей с ребенком, а в будущем ребенка с обществом.

Порой родители не контролируют свою речь и грубо общаются с детьми, или говорят с детьми на своем языке, используют нецензурную лексику. Данная модель общения усваивается ребенком, прививается и реализуется в жизни. Эту систему взаимодействия ребенок может использовать при общении с друзьями, с учителями в школе, в общественных местах, а в будущем и со своими детьми. Таким образом, семейное воспитание должно воспитывать в ребенке и закреплять определенного рода нормы поведения и общения: с друзьями, с взрослыми, с пожилыми людьми и т.д. Ведь именно семейное воспитание, решает задачи, направленные на всестороннее развитие ребенка. Ребенок с первых дней своего существования вступает в общение с родителями, познавая родителей, ребенок познает сам себя и общество, обогащается различной информацией, копирует эмоциональное отношение к миру, мысли, жесты, поступки.

Третья проблема семейного воспитания заключается в формировании неправильного образа жизни ребенка.

Порой родители ведут пассивный социальный или нездоровный образ жизни. Образ жизни родителей, их интересы и волнующие вопросы, быт, вещи окружающие ребенка чаще всего копируются им. В семье, где родители регулярно читают книги, обмениваются мнениями о прочитанном, принимают активное участие в различных мероприятиях, акциях, дети будут проявлять интерес к книгам, газетам, принимать участие в мероприятиях класса и школы. Если в семье проявляют заботу, эмоциональную отзывчивость на печаль и радость других людей, то у ребенка тоже будет развиваться навык понимать мир эмоций и переживаний сначала родителей, а затем других людей, получать удовольствие от того, что его чуткость, отзывчивость вызывают положительные эмоции у окружающих.

Четвертая проблема - неблагоприятный климат в семье.

А. С. Макаренко отмечал: «Главным фундаментом становления растущей личности, обеспечивающим высокий коэффициент в семье является - воспитательный климат». Его образуют такие составляющие как: взаимоотношения членов семьи, общение, личный пример родителей, семейные традиции.

Семейная атмосфера - это стиль жизни семьи, система ценностей, ее социальные установки, взаимоотношения с окружающими людьми, умение тактично выстраивать взаимоотношения в семье.

Отношения между родителями формируют педагогическую атмосферу, а культура отношений между супругами является главной частью семейного климата. Человеческое достоинство может утверждаться только в атмосфере семейной гармонии.

Нередко встречается явление, когда дети не спешат идти домой, предпочитают находиться на улице или в компании друзей, такая проблема возникает именно потому, что дети не ощущают благоприятного семейного климата, душевной теплоты, не чувствуют, любви и радости в семье.

Ребенок чувствует свою ненужность в семье, он начинают плохо учиться, проявлять в общении с родителями агрессию и негативные эмоции, появляются пагубные привычки.

Пятая проблема - это отсутствие доброжелательного отношения к ребенку, отсутствие интереса со стороны родителей к его настроению, моральному состоянию. Отсутствие ласки, заботы, продолжительной эмоциональной изоляции порождают замкнутость ребенка в себе.

Родители, которые не выражают положительные эмоции, доброжелательное приветливое отношение к своим детям, способствуют неуравновешенному, импульсивному поведению, формированию страхов и комплексов у ребенка.

Шестая проблема - это гиперопека.

Сегодня мы часто встречаемся с таким явлением в семьях, как гиперопека. Гиперопека - это чрезмерная забота о ребёнке и тотальный контроль, вследствие чего ограничивается самостоятельность личности. Такое поведение родителей порождает у ребенка психические расстройства, неуверенность в себе, несостоятельность. В будущем гиперопекаемый ребенок не сможет самостоятельно делать выбор, самостоятельно принимать решения. Такая модель воспитания порождает в будущем члене общества слабовольность и инфантильность. Ещё один возможный сценарий вследствие гиперопеки - уход ребёнка из семьи. Как только ребёнок почувствует такую возможность - он ею воспользуется. Он может просто убежать, или поскорее заключить брак, и намеренно поступить в ВУЗ в другом городе, или просто уехать в другой город в поисках лучшей судьбы. В таких случаях бывает, что ребёнок впоследствии практически полностью прекращает общение с родителями. Так или иначе, детям, которые выросли в семье с гиперопекой, сложно жить. Им тяжело поверить в себя, сделать карьеру, создать семью. Им всю жизнь приходится преодолевать комплекс неполноценности и неудачливости, который вбивался им в голову «любящими» родителями.

Заключение.
Таким образом, воспитание в семье - это процесс взаимодействия детей и родителей, в результате которого формируется определенный уровень: интеллектуального, физического, ценностно-ориентированного развития. Семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Для того, чтобы результат воспитания ребенка в семье был положительный, процесс воспитания должен быть осознанным и анализируемым. Важно, чтобы теоретические основы, которым родители обучают ребенка, были подкреплены примерами, теория не должна расходиться с практикой. Неотъемлемой частью воспитания в семье яляется постоянный психологический контакт родителей с ребенком. Основная задача родителей - создание условий, в которых ребёнок мог бы открыть и развить себя. Сформировать зрелую и интересную личность ребёнка можно, если помогать ему в раскрытии творческого потенциала: врождённых умений, склонностей и талантов. Именно эти скрытые способности, преобразуясь в будущем в увлечения, интересы и предпочтения, составят личность вашего сына или дочери, подчеркнут её своеобразие. Индивидуальность и неповторимость. Помимо этого, следует давать ребёнку свободу, уважать его собственное мнение, учиться доверять ему, а также учить нести ответственность за свои поступки. Только при создании таких условий, можно рассчитывать на взаимопонимание друг между другом и на открытые, честные, добропорядочные, партнёрские отношения.

Библиографический список:


1. Иржанова А. А..ru/stat.php?i=1417961299 (дата обращения 10.10.16)
2. Константинов, Н. А., Медынский, Е. Н., Педагогическая теория Н.К. Крупской / История педагогики / А. Н. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. М.:Просвещение, 1982
3. Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175 с.
4. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. – М.: Просвещение, 1969.–359 с.
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. – М.:Уч.пед.из, 1955.- 320 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
7. Спицын Н. П., Печерский М.С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания / Спицын Н. П., Печерский М.С., Чарный Б. М. Семья: тысячи проблем воспитания – Пермь: Кн. Изд-во, 1988.-186 с.
8. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - Москва: Статистика, 1978. - 223 с.

Рецензии:

28.11.2016, 17:29 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия : статья не научна, к сожалению...семейное воспитание не заявлено в актуальности, выделение его проблем есть субъективным, общим, относящимся ко всем семьям,что не является правильным и объективным..название не соответствует содержанию - описаны проблемы семейного воспитания из разных исторических периодов, судя по литературе. уточните -современные проблемы семейного воспитания или в эпоху макаренко, или 80-е годы прошлого столетия? семья развивается, как и семейные проблемы и отношения..на основе чего выделяются проблемы семейного воспитания? чем они обусловлены? воспитание в семье и воспитание отождествляются, особенности семейного не выделены.1 и 2 задачи тождественны,выводы не соответствуют заданиям..не рекомендуется к печати, пока не будут исправлены замечания.

28.11.2016, 22:44 Слипчишин Лидия Васильевна
Рецензия : Замечания. 1. Статья имеет ненаучный, поверхностный характер. Научная новизна отсутствует. 2. Тема семейного воспитания всегда была актуальной, а теперь тем более. Но актуальность в статье не обоснована, противоречия не выделены, отсутствуют временные рамки проблемы. 3. Анализ библиографических ссылок показывает, что автор использовал в первую очередь учебники и пособия немного устаревшие для выделения современных проблем, что уменьшает научной уровень статьи. Все это влияет на содержание статьи. В таком виде статья не рекомендуется к публикации.

30.11.2016, 7:36 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия : В работе не хватает системности, научности, согласованности позиций автора. К примеру, во введении представлено определение сущности воспитания с позиции классической (Н.Крупская) субъект-объектной формулы взаимоотношений участников процесса, то есть «как преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков». В заключении: «воспитание в семье – это процесс взаимодействия детей и родителей». В этом принципиальное противоречие. Классическая формула (как одностороннее воздействие) – вчерашний день. Современная – воспитание как интерактивная деятельность (взаимодействие), интегрально трактуется как основа личностно ориентированной, компетентностной образовательной системы безотносительно к типу и уровню. Статья требует существенной доработки.

6.12.2016, 16:04 Белых Александр Сергеевич
Рецензия : Статья не научна. Обилие смысловых, стилистических ошибок и общих мест, не нуждающихся в доказательстве, позволяет заключить, что материал к публикации не готов.

7.12.2016, 13:10 Плещев Владимир Васильевич
Рецензия : Статья носит больше реферативный характер, даже в какой то степени литературно-обзорный. Но никак не научный. Есть ошибки. Не раскрыта новизна. Статья нуждается в доработке.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Воспитание в семье - альфа и омега становления каждого человека как личности, причина большей части наших комплексов или, напротив, нашей уверенности в себе, а значит, и успехов на любом избранном поприще.

Смотрите: Что подарить на Новый год малышу


Воспитание детей в семье - работаем без страховки

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, - мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные и деловые, но равнодушные люди.

Учителя и воспитатели наших нежно любимых чад жалуются - родители (то есть мы с вами) совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Как же так, возмущаемся мы, мы же читаем специальную литературу, осваиваем методики Домана, Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдаем ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашаем на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдаем» и «приглашаем», и это одна из основных проблем семейного воспитания. Мы стараемся всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу.

Особенности психологии семейного воспитания

Ребенку очень важно знать, что родители любят его, причем просто так, независимо от его успехов в учебе, поведения или спортивных достижений. Это нам, взрослым, кажется само собой разумеющейся любовь родителей к детям, а им, детям, требуются доказательства. Малыш всеми силами пытается обратить внимание на себя, если не хорошими поступками, то хулиганством или упрямым нежеланием слушаться. Родители же часто не понимают подаваемых им сигналов и утверждаются в мысли, что допустили какие-то промахи в воспитании в семье и, опять же, стараются занять дитя какими-то полезными делами, желательно, в присутствии профессионального педагога.

Каждому родителю следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.

Вопреки распространенному мнению, любовью нельзя испортить ребенка. Если вы действительно любите свое чадо, вы не станете потакать его капризам и поощрять развитие дурных наклонностей. Как правило, позволяют ребенку делать все, что он хочет, люди, прикрывающие любовью слабость характера. Если ваша любовь не настолько сильна, чтобы отказать ребенку в чем-то, что может навредить ему, то можно говорить о проблемах воспитания в семье.

О семейном воспитании как о залоге комфортной жизни в обществе

Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни».

Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.

Несколько простых правил семейного воспитания

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

Негативные факторы и проблемы семейного воспитания

Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

– Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

– Две стороны одной медали - безнаказанность и авторитаризм - также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

– Тяжелый психологический климат в семье - к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

– Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда ребенок может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.