Основы синергетики. Научная электронная библиотека Список использованной литературы

Философские и культурологические исследования

DOI 10.5862/JHSS.244.10 УДК 101.8

Т.Н. Евграфова, Н.А. Исмуков ДИАЛЕКТИКА И СИНЕРГЕТИКА

В статье рассмотрены потенциальные возможности расширения и углубления традиционной классической диалектики как методологии познания в свете новых нетрадиционных форм мышления - синергетики как теории самоорганизации. Уточнен смысл дефиниции «синергетика» через соотнесение понятий «организация» и «самоорганизация», осмыслены основные свойства диссипативной системы - открытость и нелинейность. Авторы статьи приходят к выводу, что совместимость противоположных состояний и тенденций, которыми оперирует синергетика (хаос и порядок, неустойчивость и устойчивость, случайность и необходимость, организация и дезорганизация), невозможна без применения диалектических методов и законов.

ДИАЛЕКТИКА; СИНЕРГЕТИКА; ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ; ОРГАНИЗАЦИЯ; СИСТЕМА; КООПЕРАЦИЯ; ПОРЯДОК И ХАОС; ДИССИПАТИВНАЯ СИСТЕМА.

Чем дальше, тем быстрее развивается общество. Познание не только должно следовать за изменениями мира, но и опережать их. Антиципирование перспективы - одно из главных назначений научной мысли. Методы и приемы познания диктуются спецификой самого предмета исследования. И чем совершеннее инструмент познания, тем успешнее продвигается наука в глубь вещей, к сути происходящего.

За последние, исторические по значимости, годы появились и широко применяются на практике научных изысканий такие теории и концепции, как общая теория эволюции, общая теория систем, синергетика, теория многомерности мира и др. Также нашла свое признание гомогетероника, концептуальные положения которой совместно с синергетикой используются при анализе структуры и эволюции природных, социальных и научных систем. Эти и другие общенаучные подходы расширили прежнее привычное мировидение, сформировали представление о том, что мир разнообразен не только в своих бесконечных проявле-

ниях, но и в своих фундаментальных основах. Неоднородность систем не всегда производная от первоединого, от более глубокой сущности первоматерии. Из одной только буквы нельзя составлять трагедии и комедии. Но эти же перечисленные нами успехи междисциплинарии оттеснили материалистическую диалектику на периферию логико-гносеологических исследований. Более того, она оказалась в фокусе вульгарной критики со стороны мелкотемников. Поистине «за деревьями перестали видеть лес».

«Диамат рассыпался как изветшавший и безжизненный дом», - написано в одном из энциклопедических словарей и объявлено о кончине диалектики, от которой якобы отвернулись с презрением . Категоричность уже признак отсутствия диалектического мышления. Авторы подобных позиций скорее всего сводят извечную категорию «диалектика» к идеологизированному до остатка марксистко-ленинскому диамату, где и на самом деле абсолютизируется фаза противоречия в отношениях противоположностей, принципиальная

дихомотия мира и др. Но основное назначение диалектики - видеть мир, общество таковыми, каковы они есть в действительности, снять непримиримость, агрессивность мнений методом триады и привести мир и человека к состоянию гармоничного эволюционного развития. Надо помнить, что марксистская философия - это лишь один из этапов, одна из форм развития философской культуры, которая оставила глубочайший след в истории человечества. И ни одна из исторических форм развития человеческого духа не имела столько влияния на общественную практику, как марксистская философия. При его оценке крайне важно применение таких принципов диалектики, как принцип объективности и принцип конкретно-исторического подхода.

Диалектика и философия в сущности одно и то же. Тревога за судьбу «царицы наук» чувствуется в кругу известных отечественных философов. «Если философия творчески истощается, вырождается, вытесняется на периферию культурной жизни, постепенно изгоняется из образования и просвещения, перестает быть лидером в общественном сознании и уступает место журналистам, звездам шоу-бизнеса и др., значит, время этой культуры закончилось», - пишет В.М. Межуев, один из ведущих философов-культурологов . С одной лишь мыслью автора хотелось бы не согласиться. Философия творчески не истощается, не вырождается, она имеет свою внутреннюю логику развития. А о препятствиях, целенаправленно создаваемых, нужно сказать, что, может быть, и в самом деле надобно некоторое сопротивление, «ставить палки в колеса», чтобы движение состоялось. Напряженный поиск выхода из духовного кризиса определился на неклассической форме мышления. Если марксистская философия является в основном своеобразным отражением жестко детерминированной стороны бытия, то новое мышление связано с анализом неравновесных состояний открытых систем, нелинейности, невторостепенной роли случайности в самоорганизационных процессах и т. д. Альтернативное видение мира не должно претендовать на универсальность. «Мы являемся свидетелями исторического события - рождения новой, нетрадиционной философии, обладающей новым предназначением», - пишет Х.Э. Мариносян на страницах ведущего журна-

ла «Философские науки» . Становление «новой, нетрадиционной философии» не снимает непреходяще-традиционное ее предназначение. тем более автор немного позже перечисляет те же самые, с античных времен идущие социально-гносеологические функции философии. Классическая и неклассическая формы мышления не исключают друг друга. Причем далеко не все возможности классической диалектики исчерпаны.

точка зрения некоторых авторов о «логичности и правомерности вообще не проводить демаркации между философскими понятиями - категориями и общенаучными понятиями» представляется нелогичной и неправомерной. диалектика по отношению к общенаучным теориям и концепциям выступает родовым началом теории познания, и ни одно из их положений не только не противоречит духу диалектики, но и гармонично вписывается в ее требования. Общенаучные категории, как и категории частных наук, призваны конкретизировать и обогащать диалектику, вскрывать ее возможности, но они не обладают признаком всеобщности и потому не могут выступать в статусе философских категорий, хотя и отражают фундаментальные свойства бытия. В то же время результаты и задачи общенаучных исследований требуют совершенствования гносеологических возможностей материалистической диалектики, в частности разработки ее межкатегориального аппарата. Примером такой попытки может послужить придание статуса философской категории понятию «особенное» .

Устоявшиеся в философии универсалии, в особенности соотносительные категории диалектики, такие как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность, целое и части, в своих связях не только отражают неоднородность материального мира и его единство, но и формируют соответствующую модель мира в сознании человека. Развивающийся мир может быть схвачен только развивающимся познанием. «...Именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод общения для происходящих в природе процессов развития, для

всеобщих связей природы, для перехода от одной области исследования к другой» .

Не в целях реабилитации диалектики как методологии познания - она в этом и не нуждается, а в целях дальнейшего расширения и углубления ее потенциальных возможностей предпримем попытку соотнести ее с основными положениями синергетики и гомогетероники.

Как известно, понятие «синергетика» (от грен. synergetinos - совместный, кооперативный, согласованно действующий) введено в научный оборот Г. Хакеном при изучении им квантовых процессов в лазерных системах. Поведение элементов системы при определенных внутренних и внешних условиях порождает новое качество. Хаотичное колебание атомов лазера по мере достижения критического уровня внешнего воздействия (в) становится упорядоченным и образует лазерный луч. Немногим раньше основные положения синергетики были сформулированы Э. Шрёдингером в книге «Что такое жизнь с точки зрения физики?», где он выделяет три условия для самоорганизации системы: открытость, неравновесность и критический порог . Термин «самоорганизующаяся система» можно встретить в работах У.Р. Эшби в эти же годы . Значительный вклад в разработку принципов и оснований синергетики внесли И. Пригожин, И. Стангерс, Г. Николис и др. По мере экстраполяции феномена синергетики на социально-экономические и культурные сферы сформировалось новое мировидение, но она не стала от этого философской категорией. Ныне за синергетикой прочно закрепилось определение «теория самоорганизации». Заметим, что мир в целом самоорганизационен, но части его, хотя и пребывают в относительной автономности, непосредственно или опосредованно связаны друг с другом, так или иначе испытывают взаимное влияние. Причем упорядочивающаяся система, взаимодействуя с окружающей средой, подчиняет ее в том направлении, которое необходимо ей для достижения порога диссипативности. Этот процесс сопровождается одновременно и разрушающим, и организующим началом среды.

Система, если она самодостаточна, в каком-то пространственно-временном интервале не самоорганизовывается. Понятие «самоорганизация» в отношении данной системы теряет свой смысл. Состояние сосуществования хао-

са и порядка как единства противоположных направлений движения сохраняет систему в самоидентичности. Еще Ф. Энгельс в «Диалектике природы» заметил, что «возможность относительного покоя тел является существенным условием дифференцирования материи и тем самым существенным условием жизни», именно диссипативное состояние систем позволяет человеку ориентироваться в мире вещей. Именно этот момент эволюционного процесса требует не менее внимательного отношения теоретиков и толкователей проблемы синергетики.

В литературе стало общепринятым использование понятий «система» и «организация» как взаимозаменяемых. л. Берталанфи в общей теории систем организацию определяет как «совокупность элементов, находящихся во взаимодействии» . Система (грен. systëma) есть целое, составленное из частей. Эти два понятия в этимологии схожи, и поэтому применение их в популярных текстах как синонимов вполне оправданно. Однако некоторые термины имеют свойство изменения в смыслах, отхода от первоначального значения. В словаре С.И. Ожегова «организация» - это в первую очередь глагольная форма слова, означающая действие, процесс. Уточнение смысла данного термина необходимо для соотнесения его с самоорганизацией.

Организация есть то, что ведет к упорядоченности элементов досистемного состояния, к состоянию целостной структуры под воздействием сторонней силы внешней среды. А самоорганизация, по Эшби, представляет собой «переход от системы с независимыми частями к системе с зависимыми частями». В данном случае кооперирование элементов (подсистем) происходит в основном благодаря их внутренней энергии, но нельзя сбросить со счета и момент включенности в данный процесс определенной стороны среды. И. Пригожин, развивая эту мысль, отмечает, что самоорганизация возможна лишь в неравновесных системах, где они с равной точки отсчета являются одновременно и принимающей, и отдающей информацию сторонами. Переход материи от предбиологических к биологическим системам можно объяснить также лишь самоорганизацией, решающей предпосылкой которой является наличие каталитических функций в сочетании с различными механизмами обратной связи,

придающих системе способность к автокаталитическому росту. таким образом, отличие самоорганизации от организации заключается в том, что она происходит в открытых системах прежде всего за счет внутренне согласованного кооперативного движения ее компонентов. Под организацией нужно понимать то же самое явление, но проистекающее под доминирующим воздействием внешних факторов.

то обстоятельство, что принципы синергетики стали активно применяться в исследованиях социокультурных явлений, позволило свободно толковать ее смысл, и потому нам следует «вернуть их домой». «Слово „синергетика" означает науку о сотрудничестве, кооперации» . Труд - это параметриальная характеристика человека, общества. Нет необходимости «уточнять» классическое определение синергетики, данное Г. Хакеном, который этим термином обозначает кооперативный, целостный эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах . СоорегаШо (лат.) переводят как сотрудничество и указывают, что оно выражает определенную форму труда. В основе данной дефиниции лежит сотрудничество, т. е. совместный труд, и оно имеет отношение лишь к социально организованной форме материи. определение синергетики как науки о сотрудничестве суживает, обедняет ее смысл. Этимология слова «кооперация» интерпретирована неточно. «Со» - это первая составная часть сложных слов, что означает «вместе», а «орегайо» - действие. Следовательно, кооперация - это содействие, т. е. совокупность согласованных действий элементов организующих систем, которая имеет место не только в социальной среде, но и на всех уровнях организации материи. Следовательно, кооперация есть общенаучная категория. По авторскому праву нами пересмотрена точка зрения, изложенная в статье «кооперация как философская категория». .

Центральной проблемой синергетики является проблема поиска ответа на вопросы: в каких условиях и как неупорядоченные структуры становятся упорядоченными, и наоборот; как может быть достигнут своеобразный синтез порядка и хаоса в данной системе? Этот поиск проявляется в двух противоположных направлениях: стремление к максимально неупорядоченному состоянию в изолированных

от внешней среды системах; стремление к упорядоченности в открытых системах. В этом бесконечном процессе смены порядка и хаоса и наоборот некоторые философы дают предпочтение доминированию хаоса над порядком, что подводит к выводу о нестабильности современного мира. Но есть другое, противоположное этому мнение, идущее из космологии древних греков, что становление космоса от хаоса есть нескончаемый процесс и что движение направлено лишь в сторону мирового порядка. Эта концепция по-современному называется моделью «большого взрыва» или эволюционирующей Вселенной.

одним из основных свойств диссипативной системы является открытость, что обеспечивает условие ее обмена с внешней средой (веществом, энергией и информацией). На уровне живой материи системы принципиально не замкнуты. Э. Шрёдингер писал, что средство, при помощи которого организм поддерживает себя постоянно на достаточно низком уровне энтропии, в действительности состоит в непрерывном извлечении упорядоченности из окружающей среды . А в неживой природе информационная причинность отсутствует. открытость позволяет системе находиться в колебательной (пространственной) и скоростной (временной) ритмике среды, которую можно назвать пространственно-временной (ПВ) симметрией. Именно эта ПВ-симметрия определяет и регулирует предел открытости системы в каждый момент ситуации. При плюсовой (избыточной, излишней) открытости система становится уязвимой. Экспансия со стороны других образований среды может разрушить ее структуру. Но и отрицательная открытость (замкнутость, герметичность) негативно сказывается на развитии системы: поступление вещества и энергии или информации извне уменьшается, вследствие чего система притупляется и теряется ее эластичность, динамичность. Процесс деструкции, самороспуска замедляется лишь присутствием определенной порции внутриструктурной свободной энергии, константно направленной против равновесия. определить меру открытости и замкнутости системы на все времена и на все случаи невозможно. Следует заметить, что в отношении вопроса об открытости и замкнутости нужно помнить об их относительности. В мире нет абсолютно открытых и замкнутых

систем. Следовательно, логично было бы ввести понятие степени или меры диссипатии, дозировки энтропии и негэнтропии в процессах организации и дезорганизации систем. Для каждой системы в каждой конкретной ситуации она определяется фактором их синхронизма. Однако концептуальное решение проблемы, ее теоретическая установка необходимы, что, на наш взгляд, позволяет решить ее в пределах смысла автономности системы. Автономность часто отождествляют с закрытостью и противопоставляют ее открытости.

Утвердилось мнение, что устойчивость и равновесность есть тупиковая ситуация эволюционного процесса. Ведь именно неустойчивость и неравновесность наращивают неоднородность предметов и явлений, открывают множественность путей развития, освобождая их от жесткой предопределенности. И мы интуитивно желаем недопущения стагнации, застоя, если это касается общественных явлений, не вписывающихся в круг наших позитивных интересов. Но дело заключается в том, что мир не может пребывать в состоянии лишь свободы или необходимости. Принимать за фундаментальную характеристику эволюционных процессов устойчивость или только неустойчивость было бы неверно.

Следующим свойством диссипативной системы является нелинейность, когда нарушается пропорциональность воздействия извне на состояние системы: незначительные колебания среды могут вызвать коренные изменения в структуре системы, а масштабное вторжение всех трех факторов среды оставляет систему в прежней структуре и сути. Как это ни парадоксально, жизнь и смерть системы прежде всего зависят от хаоса, наличествующего в самой системе. В первом случае амплитуда колебания среды заполняет проваливающее пространство хаоса системы, которая, в крайнем случае, инволюционизируется, но сохраняет свое собственное содержание, самоидентичность. Во втором случае колебание внешней среды, всту-

пая в резонанс с флуктуационным поведением хаоса системы, разрушает существующий порядок диссипативности.

Мир в целом представляет собой самоор-ганизирующийся и саморегулирующийся универсум. Здесь нет фактора, воздействующего на него извне, а есть только отношение сущностей, порождающее негэнтропию как малых, так и масштабных систем. Разумеется, здесь действует и дезорганизирующая величина, которая в физике называется энтропией. Процессы самоорганизации не зависят от величины локальных систем, и они не равносложны: чем выше на эволюционной лестнице находится система, тем сложнее протекают в ней процессы самоорганизации. Во вселенском масштабе хаос и порядок равновесны и равнозначимы, а в период расширения Вселенной тенденция самоорганизации является направляющей и она преобладает над стремлением к хаосу.

Что является внутренним источником самоорганизации системы, каков механизм становления ее целостной структуры, в каком направлении движется данная система, совокупность систем, наконец, мир в целом? Эти главные вопросы бытия - «почему?», «как?», «куда?» - ставятся человечеством с давних времен. Объяснить совместимость таких противоположных состояний и тенденций, как хаос и порядок, части и целое, неустойчивость и устойчивость, случайность и необходимость, дезорганизация и организация и др., которыми оперирует синергетика, без диалектики как методологии познания не представляется возможным. Процесс образования новых структур, перехода хаоса к состоянию упорядоченности, достижения степени порога диссипативности также происходит в соответствии с законами взаимного перехода количественных и качественных изменений и отрицания отрицаний. В ходе последовательного развертывания соотносительных категорий диалектики вырисовываются и «созвездия» вариантных возможностей самоорганизации систем.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русская философия. Малый энциклопедиче- 2. МежуевВ.М. Культурная функция филосо-

ский словарь. М., 1995. фии // Философские науки. 2008. № 1. С. 10-24.

3. Мариносян Х.Э. Размышления о главном // Философские науки. 2008. № 1. С. 5-9.

4. Общая теория неоднородности и синергетика об организации систем: моногр. / под общ. ред. Н.М. Солодухо. По матер. междунар. (СНГ) семинара. Казань: Изд-во КГТУ, 2006. 183 с.

5. Исмуков Н.А. Национальная культура в пространстве философии. М.: Прометей, 2012.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М.: Изд-во полит. литературы, 1974.

7. Шрёдингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: РИМИС, 2009. 176 с.

8. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации. М., 1966.

10. Морозов В.В. Синергетика как наука: цели, принципы, понятия // Общая теория неоднородности и синергетика об организации систем: моногр. По матер. междунар. (СНГ) семинара. Казань: Изд-во КГТУ, 2006. 183 с.

11. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1989.

12. Исмуков Н.А. Кооперация как философская категория // Философия потребительской кооперации: социальный аспект. Чебоксары, 2006. С. 4-13.

ЕВГРАФОВА Татьяна Николаевна - кандидат философских наук, доцент Чебоксарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации. Россия, 428025, Чебоксары, пр. М. Горького, 24 e-mail: [email protected]

ИСМУКОВ Николай Аверкиевич - доктор философских наук, профессор Чебоксарского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации. россия, 428025, Чебоксары, пр. М. горького, 24 e-mail: [email protected]

T.N. Evgrafova, N.A. Ismukov DIALECTICS AND SYNERGETICS

The article is dedicated to potential possibilities of widening and deepening the traditional classical dialectics as the methodology of cognition in the light of the emergence of new unconventional forms of thinking synergetics as the theory of self-organization. Clarifies the meaning of the definition of "synergy" between the concepts of organization - self-organization, understand the basic properties of dissipative systems - the openness and nonlinearity. It is concluded that compatibility of opposite conditions and tendencies, which operates synergist such as chaos and order, instability and stability, chance and necessity, organization and disorganization, is impossible without the use of dialectical methods and laws.

DIALECTICS; SYNERGETICS; THEORY OF SELF-ORGANIZATION; ORGANISATION; SYSTEM; COOPERATION; ORDER AND CHAOS; DISSIPATIVE SYSTEM.

1. Russkaya filosofiya. Malyy entsiklopedicheskiy slo- 2. Mezhuyev V.M. . sophy]. Filosofskiye nauki , 2008, Moscow, 1995. (In Russ.) no. 1, pp. 10-24. (In Russ.)

3. Marinosyan Kh.E. . Filosof-skiye nauki , 2008, no. 1, pp. 5-9. (In Russ.)

4. . Kazan", KGTU Publ., 2006. 183 p. (In Russ.)

5. Ismukov N.A. Natsional"naya kul"tura vprostran-stvefilosofii . Moskow, Prometey Publ., 2012. (In Russ.)

6. Marks K., Engels F. Works. Of vol. 20. Moscow, The publishing house of political literature, 1974. (In Russ.)

7. Shredinger E. Chto takoye zhizn"s tochki zreniya flziki? . Moscow, RIMIS Publ., 2009. 176 p. (In Russ.)

8. Eshbi U.R. Printsipy samoorganizatsii . Moscow, 1966. (In Russ.)

9. Bertalanffy L. von. Das biologisehe Weltbild. Bern, 1949.

10. Morozov W . Obshchaya teoriya neodnorodnosti i sinergetika ob organizatsii sistem. Po materialam Mezhdu-narodnogo (SNG) seminara . Kazan", KGTU Publ., 2006. 183 p. (In Russ.)

11. Khaken G. Sinergetika . Moscow, Mir Publ., 1989. (In Russ.)

12. Ismukov N.A. . Filosofiya potrebitel"skoy kooperatsii: sotsialnyy aspekt . Cheboksary, 2006. Pp. 4-13. (In Russ.)

EVGRAFOVA Tatyana N. - Cheboksary Cooperative Instityte (branch) of Russian University of Cooperation. M. Gorkiy av., 24, Cheboksary, 428025, Russia e-mail: [email protected]

ISMUKOV Nikolay A. - Cheboksary Cooperative Instityte (branch) of Russian University of Cooperation. M. Gorkiy av., 24, Cheboksary, 428025, Russia e-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

Синергетика возникла в конце XX столетия и в настоящее время стала весьма популярной наукой. Ее принципы и понятия проникли в научные направления широкого спектра: в биологию и физику, в историю и экономику. Естественнонаучные достижения синергетики бесспорны. Мы постараемся дать ответ, насколько надежны ее философские основы.

Эксперименты, приведшие к появлению синергетики

В 1900 году французский физик Анри Бенар сделал удивительное открытие. Он нагревал снизу жидкое масло. Нижние слои, более горячие и потому менее плотные, стремились вытеснить верхние слои и занять их место (как это бывает у людей). Однако вязкость масла создавала им препятствие, и при небольшой разности температур верхнего и нижнего слоев теплообмен обеспечивала только теплопроводность. Но когда различие температур достигло критического значения, появился конвективный поток [конвекция – передача тепла в жидкости или газе потоками вещества]. Он имел вид ячеек, напоминающих пчелиные соты, внутри которых жидкость стремилась вверх, а по краям опускалась вниз. Миллиарды миллиардов молекул вели себя согласованно! Упорядоченные структуры получили название ячеек Бенара.

В 1951 году советский химик Борис Павлович Белоусов обнаружил, что реакция окисления бромата калия малоновой кислотой в кислотной среде в присутствии определенных катализаторов становится автоколебательной: цвет раствора строго периодически меняется. В частности, при взаимодействии определенных веществ рубиновый раствор становится голубым, чтобы вскоре снова стать рубиновым. И такая игра цвета может длиться часами. Через десять лет механизм реакции объяснил советский ученый Анатолий Маркович Жаботинский. Правда, это было научное, но не философское объяснение.

Наука накопила много примеров явлений, подобных ячейкам Бенара и реакции Белоусова-Жаботинского, в которых при определенных условиях системы могут переходить от хаоса к порядку. Это явление получило название самоорганизации.

Основателями новой науки стали немецкий физик-теоретик Герман Хакен, бельгийский физик и химик русского происхождения Илья Романович Пригожин и другие учёные.

Философские достижения синергетики

Ученые, работающие на ниве синергетики, достигли выдающихся, бесспорных достижений. Они построили множество математических моделей. Синергетика стала методологией современного естествознания. Её основы лаконично изложил Герман Хакен.

«Я бы выбрал ключевые положения, раскрывающие сущность синергетики.

1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

2. Эти системы являются нелинейными.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут стать нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.

[Эмерджентность – наличие у системы особых свойств, не присущих ее элементам. Например, машина состоит из корпуса, двигателя, колес и многих других элементов. Но ни на одном из них по отдельности нельзя ездить по дороге. Такое движение можно совершать только на машине, которая является целостной системой – совокупностью элементов].

8. Возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры.

9. Структуры могут быть упорядоченными или хаотическими.

10. Во многих случаях возможна математизация».

[Синергетике – 30 лет. Интервью с профессором Германом Хакеном. // Вопросы философии, 2000, №. 3. С. 55].

Синергетика сделала важнейшие философские выводы. Можно изложить некоторые из них словами самих представителей этой науки.

«Данные синергетики по-новому освещают принцип всеобщей связи явлений, выдвигая на первый план информационно-коммуникативную его сторону…». [Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. Философские аспекты синергетики. М.: Изд-во Московского университета, 1990. С. 102 – 103].

«…весь пафос универсальности явления самоорганизации синергетика связывает с идеей атрибутивности информации, с пониманием ее как всеобщего организационно-конструктивного начала, органически вплетенного в процесс движения материи в целом». [Там же. С. 102].

«…в нестабильном неравновесном состоянии малые воздействия могут привести к большим следствиям». [Делокаров К. Х. Системная парадигма современной науки и синергетика. // Общественные науки и современность. 2000, № 6. С. 111].

Число важных философских идей, высказанных учеными-синергетиками, можно умножить.

Важнейший философский вывод синергетики

Однако один из важнейших философских выводов синергетики может вызывать сомнение, особенно у человека, склонного к мистическому мышлению: при определенных условиях хаос рождает порядок. Лучше всех этот вывод могут изложить сами сторонники синергетики.

«…хаос обладает…творческой силой (способностью) рождать новый порядок». [Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории. Общественные науки и современность. 1999, № 6. С. 118].

«…существенно, что с синергетической точки зрения рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней (по отношению к данной реальности) силой, а имеет спонтанный характер. Вот почему синергетика является теорией самоорганизации (а не организации)». [Там же].

«Неравновесность есть то, что порождает “порядок из хаоса”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 357].

Итак, и современная официальная наука, насквозь пропитанная материализмом и рационализмом, и синергетика как ее составная часть, рисуют чудесную картину. Хаос – не живое, мыслящее существо, а мертвое, неразумное образование. Но из него сам собой рождается порядок. Миллиарды миллиардов частиц, которые в современной официальной науке считаются лишенными малейшей доли жизни и разума, ведут себя так, как будто они живые, разумные, способные понимать и выполнять команды.

Наше недовольство некоторые ученые ‒ сторонники материализма и рационализма ‒ пожелают разбить научными доводами. Их возражения могут быть такими: «Наука не признает утверждений, не обоснованных теоретически и экспериментально. А Вы можете доказать существование дирижера, управляющего движением мириадов частиц, предоставить его изображение, доказать проявления жизни и разума частиц, показать, как отдаются и выполняются команды? Не можете? Значит, все разговоры об этом несерьезны. Единственно верный вывод способна сделать только материалистическая, рационалистическая наука: порядок из хаоса рождается сам собой, без внешнего разумного воздействия».

Но посмотрим, на каком фундаменте строят свои рассуждения современные ученые-материалисты, ученые-рационалисты, к примеру, представители синергетики.

«Существует и еще одна вполне очевидная проблема: поскольку окружающий мир никем не построен, перед нами возникает необходимость дать такое описание его мельчайших “кирпичиков” (т.е. микроскопической структуры мира), которое объясняло бы процесс самосборки». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 47 ‒ 48].

Что это, как не философский принцип, который принят на веру и является философской основой синергетики?

Число подобных примеров можно умножить. Мы видим, что в науке существенную роль играют принципы не только научные, но и философские, прежде всего, принципы теории познания, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Можно лишь предоставить их некоторое обоснование. К сожалению, есть немало ученых, которые игнорируют философию.

С точки зрения современной официальной науки, то, что признается на веру, ‒ не существует и не должно приниматься во внимание. Таков вердикт. Он имеет статус принципа, который имеет фундаментальное значение, и ему можно дать название.

Принцип невнимания. Утверждения, которые невозможно доказать теоретически или обосновать экспериментально, не следует принимать во внимание.

Обогащение науки мистикой

Идею мертвого, но творческого хаоса можно довести до абсурда.

«При определенных условиях неживые куклы-марионетки могут петь и плясать. Не верите? Придите в определенное время в кукольный театр и убедитесь в этом. Правда, злые языки говорят про какие-то мифические нити, якобы привязанные к рукам и ногам, про какого-то кукловода. Но ничего этого не видно, доказать невозможно и поэтому признавать не следует».

Чтобы увидеть нити и кукловода, надо подойти ближе и поднять голову выше. Чтобы духовными очами почуять живые частицы, обладающие элементарным знанием и волей, услышать игру их оркестра, узреть концертмейстеров и дирижера, следует свой собственный разум обогащать мистическими знаниями и способностями. Следует верить тем величайшим и честнейшим мистикам, которые во имя любви к Богу презрели преходящие материальные блага, за что и были удостоены высшего Знания.

Постулат управления

Принцип невнимания – железный занавес, разделяющий науку и религиозные, мистические учения. А без них некоторые научные выводы абсурдны: хаос рождает порядок, жизнь возникает путем самопроизвольного усложнения химических веществ, Солнечная система возникла путем самоорганизации газопылевого облака и т.д., и т.п. Этому абсурду следует противопоставить противоположный принцип. Его можно назвать принципом управления. Он является одним из оснований Концепции Общественной Безопасности и, как всякий принцип, недоказуем:

Принцип управления. Все процессы в мироздании носят управляемый характер .

[См. Петров К. П. Тайны управления человечеством. Т. 1. М.: Академия управления, 2009. С. 275].

Если признать истинность этого принципа, то рисуется совершенно иная картина, нежели в синергетике. Миллиарды миллиардов молекул, обладающих элементарным разумом и волей, в ячейках Бенара, в реакции Белоусова-Жаботинского и вообще в любых процессах «самоорганизации» управляются живыми существами. Они образуют иерархию управления. Для большинства людей в наш век господства материализма и рационализма эти существа невидимы. Но те, кто стремится обогащать свой разум мистическими знаниями, способны видеть их «духовными очами». Те же, кто живет особо праведной жизнью, забывает про земные блага и долгие годы неустанно совершенствует свои медитативные способности, могут узреть их воочию. Их знания и опыт наука должна использовать, а не отвергать и презирать.

Надёжное философское основание

Итак, либо мы без доказательства, на веру, принимаем принцип невнимания, и тогда признаем, что хаос рождает порядок, что всë в этом мире совершенствуется само собой. Либо без доказательства признаем истинность принципа управления, и тогда мы приходим к вере в то, что невидимые существа управляют Мирозданием. Их пирамида опирается на элементальных духов и венчается Господом Богом. Третьего не дано.

Эту альтернативу можно выразить иначе. В основание философских учений и научных теорий среди прочих фундаментальных положений можно поставить либо принцип рационализма, либо принцип гармонии веры и разума. Принцип рационализма утверждает, что при помощи одного только разума, не полагаясь на веру, можно достичь достоверного знания. Но он сам себя опровергает, поскольку не может быть обоснован при помощи одного только разума, иными словами, принимается на веру. А вот принцип гармонии веры и разума сам себя не опровергает, является гораздо более прочным основанием для философии и науки.

Любопытно, что в повседневной жизни люди стремятся самостоятельно решать проблемы и не полагаются на «самоорганизацию» или счастливый случай. Они сами наводят в доме порядок, и никто не надеется на то, что он устроится сам собой. А вот в научной теории многие готовы признать существование таких процессов, которые могут происходить с ничтожной долей вероятности, например, самоорганизация жизни из неживых химических веществ. Почему? Быть может, кто-то побуждает их к этому? Быть может, доверие к синергетике в ее современном виде кому-то выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним две точки зрения.

Октябрьская революция с точки зрения синергетики
и Концепции Общественной Безопасности

Бифуркация – важнейшее понятие синергетики. Это такое нестабильное состояние системы, из которого её может вывести один единственный из нескольких возможных путей развития. Классический пример – витязь на перепутье, читающий пророческие слова на камне.

«Переход через бифуркацию – такой же случайный процесс, как бросание монеты». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 237].

Так учит синергетика. Заманчиво использовать такое понимание для объяснения исторических событий. К примеру, в 1917 году Россия оказалась в точке бифуркации. Она могла остаться империей Романовых. Были возможны военная диктатура либо демократическая республика. Но Фортуна улыбнулась пролетарской революции. [Фортуна – древнеримская богиня счастливой случайности].

Совершенно иначе объясняет те же события Концепция Общественной Безопасности. Мировая финансовая мафия десятки лет проводила «слабый манëвр» ‒ медленную, малозаметную для непосвященных подготовку мощного удара по России. Этот «сильный манëвр» и был проведен в 1917 году, когда большевики на деньги банкиров совершили пролетарскую революцию. Многие из них, и в том числе, Владимир Ильич Ленин, искренне считали, что трудятся на благо России. На деле же управлялись западными кукловодами, сами того не подозревая. Но, к счастью, один мудрый государственный деятель видел их тайные нити. Он перехватил управление у троцкистов и вывел Россию на передовые рубежи цивилизации, за что и был отравлен. Его звали Иосиф Виссарионович Сталин.

Так кому же выгодно представлять события как игру случайностей?

Будущая целостная наука, достойная древней

Синергетика в ее современном виде лишена мистической составляющей. Но она заключалась в древней науке, которая рисовала целостную картину мира и не отрывала науку от религии, разум от мистики.

«Лорду Кейнсу, сыгравшему решающую роль в собирании алхимических трудов Ньютона, принадлежат следующие слова… : “Ньютон не был первым представителем века разума. Он был последним из вавилонян и шумеров, последним великим умом, взиравшим на видимый и духовный мир такими же глазами, как и те, кто почти десять тысяч лет назад приступил к созданию нашего интеллектуального достояния”». [Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: «Прогресс», 1986. С. 391].

Принцип невнимания ‒ одна из основ современной официальной науки. И от него следует как можно скорее избавиться, как змея избавляется от устаревшей кожи. И заменить на новый, точнее, возродить древний принцип.

Принцип Единения. Целостное Знание может быть достигнуто только на пути Единения научных теорий, философских и религиозных учений, рационального и мистического познания.

Без такого Единения любая фундаментальная научная теория будет неполна и противоречива.

Единое Знание – это Знание целостное, а потому истинное. Оно не открывается ни науке, отделенной от религии, ни религии, объявляющей ложными все остальные. Единое Знание – это сплав мистических откровений, философских и научных принципов, понятий, рассуждений, экспериментальных исследований.

Синергетика, как никакая другая наука, может приблизить к пониманию того, что назрела необходимость Возрождения древнего, целостного, Единого Знания. Действительно, постепенное разрушение вещей кажется естественным. Но «порядок, возникающий из хаоса», вызывает удивление. Человек, привыкший рассуждать сугубо рационалистически, гонит от себя всякие мысли о невидимых разумных существах. Ему привычнее принять, что именно хаос порождает порядок. Напротив, человек, в мышлении которого имеется доля мистики, узнав о явлениях «самоорганизации», повысит свои мистические склонности.

Под мистицизмом мы понимаем веру в то, что некоторым людям истина может открываться не опосредованно ‒ с помощью знаков, символов, логических рассуждений, а непосредственно ‒ путем Откровений. Такое высокое служение Богу и человечеству не имеет ничего общего с деятельностью тех, кто обогащается за счет доверчивости малосведущих людей.

Широко известно высказывание Платона, которое лаконично можно выразить так: государства будут процветать, когда философы будут царствовать, а цари философствовать. Эту мысль можно отнести и к науке. Единое Знание тогда будет достигнуто, когда философы будут заниматься научными исследованиями, а ученые философствовать. Добавим: изучать не только рациональную, но и мистическую философию.

Философские основы синергетики необходимо дополнить мистической составляющей .

Рыльцев Е.В.,
кандидат философских наук.

Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Новый взгляд на человека: вызовы времени». Нижний Тагил: НТГСПА, 2014. С. 34 – 39.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Термин «синергетика» происходит от греческого «синергос» - совместно действующий.

Синергетика - научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико-химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. С момента появления синергетики прошло достаточно много времени. Видимо для этого междисциплинарного подхода наступила пора зрелости и самоидентификации. То, что в начале можно было только предвидеть, не смотря на серьезные работы крупных ученых и основателей этой концепции, сегодня стало реальным фактом и дает право считать ее не просто подходом, а своего рода философией постнеклассической науки. Если первые шаги синергетики были направлены в сторону сближения, даже чуть ли не растворения с наукой, и поисков обоснования, и более того, из науки и черпающие вдохновение и информацию для обобщения, то на сегодняшний день пришла пора для саморефлексии, для анализа собственного понятийного основания как теории вообще, и философской теории в частности. Стоит отметить, что значение синергетики в действительности не в ее натурфилософских корнях, не в близости с экспериментальной наукой, не в ее связи с именами известных деятелей науки стоявших у ее основания и уделяющих ей внимание и по сей день, с наличием старых и новых приверженцев из научной среды. Значение ее состоит главным образом в стремлении найти ответы на самые глобальные вопросы устройства Мира. А это, как известно, прерогатива именно философии. То что синергетика была создана именно учеными, то есть людьми не испытывающими особо теплых чувств и необходимости в советах отвлеченной от реальности философской схоластики, говорит об острой потребности в формировании своей, близкой к науке философии, которая бы могла решать такие задачи, которые ставит сама научная практика, анализ изучаемых наукой явлений, отдельные черты которых имеют несомненные признаки всеобщности. Не случайно по этому так или иначе синергетика стала приобретать черты некой межотраслевой философии, защищенной авторитетом ее создателей. И если в начале философские обобщения имели несколько декларативный характер, то сегодня можно сказать, что эта декларативность стала изживать себя. На смену ей приходят четкие формулировки таких свойств присущих любым объектам различный уровней рганизации, которые можно рассматривать как особые, философские законы. А их систематизацию, как попытку сформировать полноценную философскую теорию.

1. Начала синергетики

синергетика неравновесный окружающий

Синергетика возникла в начале 70-х гг. XX века. До этого времени считалось, что существует непреодолимый барьер между неорганической и органической, живой природой. Лишь живой природе присущи эффекты саморегуляции и самоуправления.

Синергетика перекинула мост между неорганической и живой природой. Она пытается ответить на вопрос, как возникли те макросистемы, в которых мы живем. Во многих случаях процесс упорядочения и самоорганизации связан с коллективным поведением подсистем, образующих систему. Наряду с процессами самоорганизации синергетика рассматривает и вопросы самодезорганизации - возникновения хаоса в динамических системах. Как правило, исследуемые системы являются диссипативными, открытыми системами.

Основой синергетики служит единство явлений, методов и моделей, с которыми приходится сталкиваться при исследовании возникновения порядка из беспорядка или хаоса - в химии (реакция Белоусова - Жаботинского), космологии (спиральные галактики), экологии (организация сообществ) и т.д. Примером самоорганизации в гидродинамике служит образование в подогреваемой жидкости (начиная с некоторой температуры) шестиугольных ячеек Бенара, возникновение тороидальных вихрей (вихрей Тейлора) между вращающимися цилиндрами. Пример вынужденной организации - синхронизация мод в многомодовом лазере с помощью внешних периодических воздействий. Интерес для понимания законов синергетики представляют процессы предбиологической самоорганизации до биологического уровня. Самоорганизующиеся системы возникли исторически в период возникновения жизни на Земле.

Создателем синергетического направления и изобретателем термина «синергетика» является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен. Он впервые применил этот термин для обозначения нового научного направления. Хакен стал использовать его в этих целях на своих лекциях в 1969 г. В интервью Е.Н. Князевой для журнала «Вопросы философии» Г. Хакен так объясняет свой выбор: «Я выбрал тогда слово «синергетика», потому что за многими дисциплинами в науке были закреплены греческие термины. Я искал такое слово, которое выражало бы совместную деятельность, общую энергию что-то сделать … Я преследовал цель привести в движение новую область науки … Уже тогда я видел, что существует поразительное сходство между совершенно различными явлениями, например, между излучением лазера и социологическими процессами или эволюцией, что должно быть только вершиной айсберга. Правда, в то время я не подозревал, что эта область может оказать влияние на столь многие и отдаленные области исследования, как, например, психология и философия» . По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого (очень большого, «огромного») числа частей, компонент или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово «синергетика» и означает «совместное действие», подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

2. Научные школы (течения) в синергетики

В синергетике к настоящему времени сложилось уже несколько научных школ. Эти школы окрашены в те тона, которые привносят их сторонники, идущие к осмыслению идей синергетики с позиции своей исходной дисциплинарной области, будь то математика, физика, биология или даже обществознание.

В числе этих школ - брюссельская школа, основанная лауреатом Нобелевской премии по химии за 1977 г. Ильей Романовичем Пригожиным (из числа потомков русских эмигрантов, покинувших Россию после революционных событий 1917 г.), разрабатывающего теорию диссипативных структур, раскрывающую исторические предпосылки и мировоззренческие основания теории самоорганизации.

Интенсивно работает также школа Г. Хакена. Он объединил большую группу ученых вокруг шпрингеровской серии книг по синергетике, в рамках которой к настоящему времени увидели свет уже более 60 томов.

Классические работы, в которых развивается математический аппарат для описания катастрофических синергетических процессов, принадлежат перу российского математика В.И. Арнольда и французского математика Р. Тома. Эту теорию называют по-разному: теория катастроф, особенностей или бифурикаций.

Среди российских ученых следует упомянуть также академика А.А. Самарского и С.П. Курдюмова. Их школа разрабатывает теорию самоорганизации на базе математических моделей и вычислительного эксперимента на дисплеях компьютеров. Эта школа выдвинула ряд оригинальных идей для понимания механизмов возникновения и эволюции относительно устойчивых структур в открытых (нелинейных) средах (системах).

Широко известны также работы академика Н.Н. Моисеева, разрабатывающего идеи универсального эволюционизма и коэволюции человека и природы, работы биофизиков, членов-корреспондентов РАН М.В. Волькенштейна и Д.С. Чернавского.

Такое разнообразие научных школ, направлений, идей свидетельствует о том, что синергетика представляет собой скорее парадигму, чем теорию. Это значит что она олицетворяет определенные достаточно общие концептуальные рамки, немногочисленные фундаментальные идеи, общепринятые в научном сообществе, и методы (образцы) научного исследования.

3. Основные идеи, предмет и объекты синергетики

«Краеугольным камнем» синергетики являются три основные идеи: неравновесность, открытость и нелинейность.

Состояние равновесия может быть устойчивым (стационарным) и динамическим. О стационарном равновесном состоянии говорят в том случае, если при изменении параметров системы, возникшем под влиянием внешних или внутренних возмущений, система возвращается в прежнее состояние. Состояние динамического (неустойчивого) равновесия имеет место тогда, когда изменение параметров влечет за собой дальнейшие изменения в том же направлении и усиливается с течением времени. Важно подчеркнуть, что такого рода устойчивое состояние может возникнуть в системе, находящейся вдали от стационарного равновесия.

Синергетика изучает два типа структур:

1) Так называемые диссипативные структуры, возникающие в процессе самоорганизации, для осуществления которых необходим рассеивающий (диссипативный) фактор. Здесь более важна роль стоков. Такие структуры тяготеют к стационарному состоянию, они как бы застывают на стоках. Диссипативные структуры появляются в открытых колебательных системах с сильной внешней подпиткой. Запасенная в них энергия способна высвобождаться в частности при поступлении в систему слабых возбуждений (флуктуаций), а отклик системы на это возбуждение может быть непредсказуемо сильным. Диссипативные структуры «живут» (в системном смысле) за счёт использования отторгнутой энергии внешней среды для собственных нужд.

2) Другой тип структур - нестационарные (эволюционирующие) структуры, возникающие за счет активности нелинейных источников энергии. Здесь структура - это локализованный в определенных участках среды процесс, имеющий определенную геометрическую форму и способный развиваться, трансформироваться или же переноситься в среде с сохранением формы.

Подобные структуры изучаются российской синергетической школой. Следует отметить, что фактически эти два типа структур являются различными этапами развития процессов в открытых нелинейных средах.

Объектом синергетики являются системы, которые удовлетворяют, по меньшей мере, двум условиям:

ь они должны быть открытыми;

ь они должны быть существенно неравновесными.

Но именно такими являются большинство известных нам систем. Изолированные системы классической термодинамики - это определенная идеализация, в реальности такие системы исключение, а не правило. Сложнее со всей Вселенной в целом: если считать её открытой системой, то что может служить её внешней средой? Современная физика полагает, что такой средой для нашей вещественной Вселенной является вакуум.

4. Критика синергетики и синергетиков

Хакена и его последователей иногда обвиняют в честолюбивых замыслах, в умышленном введении легковерных в заблуждение. Кроме прочего утверждается, будто кроме названия (у которого, как было отмечено выше, также имелись предшественники), синергетика напрочь лишена элементов новизны.

Даже если бы новацией было только название, появление синергетики было бы оправдано. Предложенное Хакеном выразительное название нового междисциплинарного направления привлекало к этому новому направлению гораздо больше внимания, чем любое «правильное» и понятное лишь узкому кругу специалистов, название.

Уже нет необходимости доказывать полезность синергетического подхода и неправильно настаивать на непременном использовании названия «синергетика» всеми, чьи достижения, текущие результаты или методы сторонники синергетики склонны считать синергетическими. Явления самоорганизации, излучение сложности, богатство режимов, порождаемых необязательно сложными системами, оставляют простор для всех желающих. Каждый может найти свою рабочую площадку и спокойно трудиться в меру желания, сил и возможностей. Однако нельзя не отметить, что перенос синергетических методов из области точного естествознания в области, традиционно считавшиеся безраздельными владениями далеких от математики гуманитариев, вскрыли один из наиболее плодотворных аспектов синергетики и существенно углубили её понимание.

Заключение

Синергетика возникла 30 лет назад. Синергетика - новое направление в познании человеком природы, общества и самого себя, смысла своего существования. Новое качество в познании достигается за счет использования нелинейного мышления и синтеза достижений различных наук при конструировании образа мироздания.

Утверждая принципы нелинейного мышления, синергетика идет на смену классическим философско-методологическим системам, не способным подняться выше идеологических установок, узости или односторонности в подходе к процессу познания. Исходя из этих причин, синергетика стремится к адекватному восприятию и трезвой оценке подходов, свойственных всем ветвям познавательной деятельности, включая оккультные науки, религиозно-теологические, фелософские и тому подобные системы. Она тем самым освобождает мысль человека от каких бы то ни было догм, шор и открывает неограниченные просторы проявлениям его разума, развитию познавательных потенций и творчества. Единственное ограничение, которое науке и человеку в его творческой деятельности следует принять во внимание, связано с этическими соображениями. В теоретическом плане синергетика выступает в роли своеобразной метанауки, исследующей общий характер закономерностей как бы растворенных в частных науках. Для нее представляют интерес, говоря словами Ю.А. Данилова, системы из самой сердцевины предметной области частных наук, которые она извлекает и исследует, не апеллируя к их природе, своими специфическими средствами. В этом смысле синергетика начинает соперничать с философскими системами. В прикладном плане синергетика проявила себя с момента своего зарождения, поскольку возникла на почве некоторых точных наук (физика, химия, математика) в виде попыток решить конкретные проблемы на основе синергетического подхода и специфических методов. Затем область применения синергетических методов в различных науках, в том числе и гуманитарного профиля, стала быстро расширяться. На этом поприще синергетика стала серьезно соперничать с кибернетикой, системным подходом и т.д. Слияние теоретико-методологических разработок, мировоззренческих подходов и эмпирических исследований междисциплинарного порядка привело к появлению укрупненных прикладных разделов синергетики, таких, например, как социальная синергетика.

Синергетика позволяет современной науке выйти на принципиально новые рубежи в миропонимании, нетрадиционном объяснении многих явлений и парадоксов развития.

Отсюда становится понятным, почему сегодня так важно, чтобы синергетика изучалась каждым образованным человеком и прежде всего теми, кто в силу своих профессиональных обязанностей ученого, руководителя, инженера, экономиста, предпринимателя, педагога не может оставаться в стороне от современной революции в естествознании и обществознании, новых тенденций в научном познании.

Список использованной литературы

1. http://www.bestreferat.ru/referat-206880.html

2. http://ru.science.wikia.com/wiki/Синергетика

3. http://slovari.yandex.ru/Синергетика / Общая % 20 психология / Синергетика/

4. Антонов Е.А. «Философия и синергетика», Белгород: БелГУ, 2000

5. Аршинов В.И. «Синергетика как феномен постнекласической науки», М.: ИФРАН, 1999

6. Капустин В.С. «Синергетика социальных процессов», М.: МЭИ, 2000

7. Рузавин Г.И. «Философия науки», М., 2005

8. Данилов Ю.А. «Что такое синергетика?», М.: Наука, 2001

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика междисциплинарного направления научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Основное понятие синергетики. Ее история развития, основные направления.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Синергетическая модель динамики политического сознания. Синергетика и методология системных исследований. Синергетические стратегии в образовании. Самоорганизация в физико-химических системах. Синергетика и Интернет. Роль и место синергетики в науке.

    книга , добавлен 03.05.2008

    Синергетика как направление и научная программа исследований, изучающих процесс самоорганизации и становления упорядоченных структур в сложных динамических системах, закономерности и принципы; бифуркации и флуктуации, конструктивное переосмысление хаоса.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Сущность и назначение теории кольцевого детерминизма. Известные подвижники синергетики в современной отечественной науке и их вклад в ее развитие. Порядок и закономерности создания единой общенаучной картины мира на основе теорий и методов синергетики.

    научная работа , добавлен 04.10.2010

    Синергетика как основа междисциплинарного синтеза знания, её основные представления. Общенаучные теории, выражающие методологию синергетики и позволяющие формулировать принципы. Четыре принципа частных теорий синергетики. Уровни синергетического знания.

    реферат , добавлен 20.02.2012

    Становление синергетики как самостоятельного научного направления. Значение теорий открытых систем Людвига фон Берталанфи для управления социально-экономическими объектами. Тектология А. Богданова и его вклад в становление системных представлений.

    реферат , добавлен 11.09.2014

    Предметы и направления исследования философии, синергетики и кибернетики, история и обстоятельства их становления, современные достижения и тенденции. Апостериори-пассивные и априори-активные кибернетические системы. Познавательная когнитивность.

    реферат , добавлен 17.02.2015

    Сущность и содержание классической ньютоновской идеи времени и тенденции ее изменения на современном этапе, роль и место исследования данной проблематики в теории синергетики. Причины смены знаков традиционного времени "по кругу" с плюсов на минусы.

    реферат , добавлен 05.08.2013

    Проблема синергетики: скачкообразное возникновение нового макроскопического состояния порядка в определенных обстоятельствах. Наука - открытая система с точки зрения синергетики. Подчинение системы параметрами порядка. Конкуренция среди научных журналов.

    реферат , добавлен 26.09.2009

    Философия как научное направление, история и основные этапы ее развития в мире, яркие представители и значение в обществе. Существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Специфика философского познания, характеристика его направлений.

Известный подвижник синергетики в отечественной науке С.Курдюмов по этому поводу писал: "Из синергетики рождается новая философия: философия осознает, что изучать нужно нелинейный мир…"

Академик В. Степин, конкретизируя эту мысль, подчеркивает, что "синергетика сегодня стоит не только перед проблемой создания своей дисциплинарной онтологии, которая выражается в соответствующих онтологических принципах, но и перед проблемой включения этих принципов в научную картину мира. Она претендует на то, чтобы стать ядром общенаучной картины мира". .

Констатируя бурный "рост вширь" исследований синергетической направленности, В. Буданов вместе с тем сетует на досадный факт: "сейчас такой общенаучной (междисциплинарной) единой картины мира (в смысле самосогласованной целостности), строго говоря, нет". В связи с этим он акцентирует стоящую перед синергетикой задачу: "создать единое поле междисциплинарной коммуникации, сформировать принципы новой картины мира"..

Между тем, не является секретом, что синергетика продолжает переживать весьма нелегкий, можно даже сказать, мучительный процесс согласования с текущей философской парадигмой. Об этом, в частности, свидетельствует острая критика и нападки со стороны традиционных материалистов. В связи с этим нельзя не согласиться со следующим утверждением академика Степина: "Развитие современной научной картины мира под влиянием синергетики, в свою очередь, требует определенной модификации ее философских оснований. Проблемы, которые здесь возникают, связаны с экспликацией генерированного синергетикой нового содержания категорий причинности, пространства и времени, части и целого, случайности, возможности, необходимости и т.п." .

Общеизвестно критическое отношение одного из основоположников синергетики И. Пригожина к общепринятой на сегодняшний день линейной теории детерминизма. Все чаще в исследованиях последнего времени у разных авторов употребляется термин "кольцевая причинность" (См., например, , ). И это вполне симптоматично. В воздухе буквально витает идея модернизации детерминизма в соответствии с требованиями синергетики.

Следует напомнить, что традиционный линейный детерминизм в свое время цинично отстранился от решения телеологической проблемы, так до сих пор и не смог решить проблему свободной воли, что нашло отражение в антиномиях Канта. Остались непрояснены особый причинный и онтологический статус автономных предметов природы, причинная подоплека активности и самоорганизации живых организмов, базис особой частной онтологии человека, ключевой принцип основных приводных механизмов его физиологии, психики и сознания. Все эти проблемы с новой силой сегодня акцентируются синергетикой, что делает все более острой необходимость подвергнуть детерминизм существенной доработке.

Приятной для многих неожиданностью в такой ситуации наверняка окажется новость о том, что ряд существенных шагов на этом пути уже сделан. Более того, эта новость могла порадовать общественность еще и раньше, если бы не досадная разобщенность и плохая организованность процесса обмена идеями в отечественной философской среде в течение последних двух десятилетий. Определенная консолидация философских интеллектуальных и оргресурсов начинает наблюдаться только в последние годы. Это вселяет надежду на плодотворность грядущей эпохи и скорое успешное решение обозначенной проблемы.

Хотелось бы донести, наконец, до общественного сознания информацию о собственных серьезных наработках на этом поприще. Специально разработанная автором этих строк в 1993 году для решения указанной проблемы теория кольцевого (вихревого) детерминизма призвана актуально дополнить традиционную теорию прямолинейного детерминизма, подтянуть ее до соответствующего современной синергетической проблематике уровня, вооружить ее действенным инструментарием более адекватной интерпретации множества наблюдаемых феноменов, величин и понятий.

Суть теории состоит в предположении наличия в недрах каждого отдельного устойчивого природного образования, состоящего из согласованно функционирующих звеньев и элементов, особого детерминирующего начала, своего рода вихря, воздействие которого на само природное образование осуществляется циклически-возобновляемо вдоль замкнутого детерминирующего контура. Простейшим вариантом замкнутого контура является кольцо , поэтому именно кольцо было избрано в качестве самой общей модели маршрута движения данного детерминирующего начала. Отсюда – и название для нового типа детерминизма.

Это локальное детерминирующее начало, непрерывно циркулирующее по замкнутому контуру в недрах своего природного носителя, и обеспечивает его локальную устойчивость, определяемость, независимость, гомеостазис, а в более сложных случаях – и его активность. Сам носитель вследствие наличия этого начала перестает быть пассивной игрушкой в руках линейного природного детерминизма, слепым следствием воздействия внешних сил, ибо внутри него появляется собственный локальный источник причинного действия.

Последний позволяет носителю демонстрировать автономию, противопоставлять себя в определенных отношениях внешней природе. Это одновременно и источник специфической причинной замкнутости, консолидированности в поведении и функционировании элементов самоорганизующихся систем, причинной отделенности и обособленности систем от окружающего мира. Другими словами, это как раз то принципиальное, что объединяет все без исключения простые и сложные системы, акцентируемые синергетикой. Это именно та искомая в свое время Г. Хакеном общая черта, которая в самом общем виде характеризует их специфику. Именно она является основанием для "кольцевой причинности", для возникновения ансамбля контуров прямой и обратной связи, для гомеостатических, аутопоэзных и прочих проявлений самоорганизации.

Следует подчеркнуть, что кольцевой детерминизм, детерминизм нового типа, вовсе не отрицает прежний прямолинейный, он его актуально дополняет. В связи с этим неизбежно возникает проблема соотношения этих двух составляющих в обновленном расширенном варианте детерминизма. Прежде всего, следует констатировать их онтологическое равноправие. Тогда, очевидно, в каждом конкретном случае соотношение их сил и влияний будет определяться принципом суперпозиции. Более тонкую регуляцию их взаимоотношений призваны задать специально сформулированные автором законы детерминизма .

Дополнение традиционного детерминизма кольцевым детерминизмом, как оказалось, содержит настолько значительный потенциал мировоззренческой модернизации, что позволило создать особую философию, которая получила название – синтезирующий реализм . Поскольку обновленная теория детерминизма позволяет исследовать все природные явления и образования (включая биологические, антропологические, социальные, когнитивные и пр.) не только с позиции внешних сил, но и с позиции локального внутреннего начала, получила, наконец, разрешение давняя телеологическая проблема, обнаружились вполне материальные основания под разнообразными феноменами субъективного плана, впервые появилась оправданная возможность преодолеть доселе непримиримое противостояние субъективизма и объективизма и даже соединить их методологии в едином философском синтезе .

В хорошем согласии с актуализировавшейся активистами синергетики современной задачей расширения области исследований на сферы антропологии, социологии и теории познания, синтезирующий реализм предлагает специально нацеленный на это инструментарий: принцип многогранного монизма, принцип материального основания, теорию контакта, концепцию когнитивно значимого следообразования. Уже есть примеры конструктивного использования этого инструментария .

Таким образом, практически все готово для масштабного оформления давно ожидаемой, выстраданной синергетикой единой общенаучной картины мира.

Примечание:
Курдюмов С.П. Новые тенденции в научном мировоззрении..

Степин В.С. О философских основаниях синергетики.
Буданов В.Г. Синергетика: история, принципы, современность..

Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и философия синергетики.(Материалы Международной конференции "Путь в будущее – наука, глобальные проблемы, мечты и надежды", 26–28 ноября, 2007 Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Москва).

Калмыков Р.Б. Кольцевой детерминизм: решение проблем научного материализма.

Калмыков Р.Б. Сэр Исаак Ньютон и три закона детерминизма.

Калмыков Р.Б. Знакомство с синтезирующим реализмом.

Калмыков Р.Б. Синтезирующий реализм: системное единение философского знания .

Калмыков Р.Б. Между субъективизмом и объективизмом: в поисках "золотой середины"./ Философские исследования. Москва, 1994, №2, С.277-283.

Калмыков Р.Б. Аспекты частного бытия относительно автономных природных образований.

Калмыков Р.Б. По обе стороны человеческого опыта.

Калмыков Р.Б. Причинные и онтологические основания когнитивной ситуации в свете философии "синтезирующего реализма"./ Актуальные проблемы современной когнитивной науки (Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008г.), Иваново, 2008, С.103-106.

Калмыков Р.Б. Многогранный монизм против когнитивного релятивизма./ Актуальные проблемы современной когнитивной науки (Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008г.), Иваново, 2008, С.108-111.

Калмыков Р.Б. Синтезирующий реализм как эффективное средство решения философских проблем./ Материалы V Российского философского конгресса, т.I, секция "Онтология и метафизика", Новосибирск, 2009, С.28.

Национальная академия наук Беларуси

ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси»

Кафедра философии и методологии наук

Магистрант ГНУ «Институт физико-органической химии НАН Беларуси»

СИНЕРГЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ

Жихарко Юрий Дмитриевич

Минск, 2009


Введение

Синергетика и диалектика

Синергетика и марксизм

Синергетика и творчество

Литература

Введение

Синергетика (от гр.. synergetikos – общий, обоюдно действующий) – направление и общенаучная программа междисциплинарных исследований, которые изучают процесс самоорганизации и становления новых упорядоченных структур в открытых физических, биологических, социальных, когнитивных, информационных, экологических и других системах. Так определяется понятие «синергетика» в справочной литературе из философии и специальных трудах, посвященных анализу содержания и объема синергетики .

Чтобы понять необходимость появления синергетики как нового направления в науке, необходимо сначала сжато осмотреть развитие науки во второй половине ХХ ст. Картина мира, которую рисует классическая наука Ньютона-Лапласа, – это мир жестких причинно-следственных связей, которые имеют линейный характер. Согласно представлениям классической науки развитие всех явлений и процессов является строго детерминированным: он идет от причины к следствию, которое становится причиной другого следствия и так к бесконечности. Содержание следствия полностью определяется причиной. Причинно-следственная цепь есть непрерывным и линейным. За причинной цепью ход развития может быть рассчитан далеко как в будущее, так и в прошлое.

Процессы, происходящие в мире, представлялись как предполагаемые на неограниченно большие промежутки времени; случайность исключалась как нечто внешнее и несущественное; эволюция рассматривалась как процесс, не имеет отклонений, возвратов, побочных линий. Развитие понимается как поступательное и безальтернативное. Если и есть альтернативы, то они трактуются как отклонение от основного течения движения и подчиняются ей в соответствии с объективными законами универсума. Развитие природы и общества понимается как процесс, проходящий определенные стадии, осуществляется по законам железной необходимости и независимо от воли и сознания человека, даже если это касается жизни общества .

Современная картина мира существенно отличается от картины мира, основанной на классической науке. Для классической науки между прошлым настоящим и будущим не существует принципиальных различий. Мир рассматривался как такой, который подчинен вневременным неизменным законам .

Согласно постклассической науке, люди живут в принципиально нестационарной вселенной, в которой неразрывно связаны три понятия: случайность, необратимость, уникальность. Особенностью объектов, рассматриваемых современной наукой, по мнению бельгийского ученого Ильи Пригожина (род. 1917 г. в России, Нобелевская премия в области химии - 1977 г.), является то, что люди переходят от равновесных условий к уникальным и специфическим. Наука сейчас вновь открывает время, и в этом, по Пригожину, ключ к пониманию фундаментального пересмотра науки, научной рациональности, роли и места науки в системе человеческой культуры, который состоялся во второй половине ХХ века .

Современное естествознание сформировало концепцию глобального эволюционизма как систему представлений о всеобщем процессе развития природы в различных ее формах. Стало понятным, что процесс становления и усложнения организаций присущ не только биологическим системам, но и системам неорганической природы. Эволюция присуща не только макроскопических телам, но и «миру» элементарных частиц, всем типам физических взаимодействий. Если раньше считали, что Вселенная как целое не развивается, является стационарным, то в XXI ст. возникла теория Вселенной, которая расширяется .

Идея развития не только проникает во все сферы природных и социальных явлений нашей планеты, но и «приобретает глобальное космическое значение: пределы применения идеи расширились от микромира к Метагалактике. Такой факт нашел свое воплощение в формировании нового научного направления, которое изучает механизм самостоятельного (спонтанного) возникновения упорядоченных структур в открытых нелинейных системах, – синергетики» .

Синергетика – парадигма научного познания

Из приведенного в начале реферата определения синергетики видно, что синергетика является современной теорией самоорганизации, новое мировоззрение, связанное с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процесса становления порядке через хаос (Пригожин), бифуркационных изменений, необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции. Проблемное поле синергетики центрируется вокруг понятия «самоорганизации», ориентируясь на постижение сущности, принципов организации и эволюции последней .

Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных динамических системах, находящихся в состояниях, далеких от равновесных, вблизи особых критических точек (их называют точками бифуркации, или точками ветвления), у которых поведение системы становится неустойчивой. В этих точках система под воздействием малейших толчков (малых действий), или флуктуаций, может качественно изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как возникновение порядка из хаоса. «Синергетика рассматривает иерархии нестабильности различных порядков и их последовательности. В этом контексте синергетика с помощью таких понятий, как неустойчивость, параметры порядка и принцип подчиненности, охватывает широкий класс систем вместе со сценариями их эволюции от хаоса к порядку и наоборот » .

Один из основоположников синергетики и автор самого термина «синергетика» немецкий исследователь Ганс Хакен считает, что для нахождения общих принципов, управляющих процессами самоорганизации, необходимый комплекс самых разнообразных дисциплин. В науке уже существуют общие закономерности возникновения пространственно-временных структур разных систем, их самоорганизации и функционирования .

Синергетика «имеет достаточно сформировано «твердое ядро» в виде обнаруженных и естественно научно описанных механизмов эволюции сложных систем. Некоторые результаты, из которых мы выводим мировоззренческие последствия, доказанные в форме математических теорем. Следует вспомнить и о том, что «твердое ядро» новой теории самоорганизации составляют два фундаментальных открытия: открытие странных аттракторов и открытия режимов с заострением (below-up regimes), оба этих открытия имеют большое философское значение.

Именно они создают возможность построения моста между синергетикой, имеющие истоки главным образом в естествознании (в нелинейном анализе, неравновесные термодинамике, теории хаоса, фрактальной геометрии), и гуманитарными науками (когнитологией, эпистемологией, культурологией, социологией, демографией, экономикой) .

В связи со сказанным О.М. Князевой следует отметить, что аттракторы – это относительно стабильные состояния системы, которые притягивают все разнообразие их траекторий, к которым только и может эволюционировать система. Ведь в нелинейной среде возможен не любой набор путей будущей эволюции системы, а лишь определенный их спектр. Эти потенциальные пути эволюционирования системы описывают идеальные формы реально возможных образований.

В этой функции аттракторы выступают как структуры эволюции, которые являют собой потенциальные идеи переменчивой среды. Понятие «режим с заострением» (below-up можно перевести и как «увеличение») означает режим гиперболического роста, когда отдельные величины колоссально растут за небольшой промежуток времени.

Синергетика открывает такие новые стороны и свойства мира, как нестабильность, нелинейность и открытость (различные варианты будущего, всевозрастающую сложность формообразований и способов их объединения в целостности, эволюционируют (законы коэволюции). Синергетика дает возможность шире взглянуть на процессы развития и глобальной эволюции и разработать основные принципы современной концепции самоорганизации.

До возникновения синергетики не существовало общей системы исследования, на основе которой можно было бы проанализировать и свести в единое целое различные результаты, полученные в астрономии и космологии, физике и химии, биофизике и биохимии, генетике и молекулярной биологии, геологии и экологии. На основе осуществленных исследований формируется новый взгляд на мир. Универсум рассматривается как сложно организованный и открытый, он является не устойчивым, а находящимся в становлении, он является не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Понятие бытия и становления объединяются в единую понятийную систему. Идея эволюции органично входит не только в науки о живом, но и в физику, космологию и другие науки о неживой природе. Современная наука окончательно развенчивает миф о жестко детерминированной и стабильной Вселенной. Мир больше не кажется застывшим, раз и навсегда заданным и неизменным, а рассматривается как процесс, как последовательность деструктивных и креативных (творческих) процессов, в которых важную роль играют не только динамические (определенные и заранее точно предусмотренные), но и стохастические (случайные) процессы, последствия которых достоверно предсказать невозможно. Мир наполнен неожиданными поворотами, связанными с выбором путей дальнейшего развития. В свете новых знаний Вселенная предстает системой, постоянно эволюционирует, как единое целое .